Научная статья на тему 'Инновационная методическая работа в дошкольном образовательном учреждении'

Инновационная методическая работа в дошкольном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1697
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ / ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ / ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ / INNOVATION / METHODICAL WORK / INNOVATION METHODICAL WORK / INNOVATION METHODICAL WORK MODEL / NATURE OF INNOVATION METHODICAL WORK / FORMS OF INNOVATION METHODICAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Г. В.

В статье освещается проблема содержания и организации инновационной методической работы в современных условиях функционирования дошкольных образовательных учреждений. Уточнено понятие «инновационная методическая работа». Обоснован отбор содержания и форм организации инновационной методической работы, описана модель построения инновационной методической работы. Определены необходимые и достаточные условия реализации модели инновационной методической работы, позволяющие обеспечить повышение качества дошкольного образования. Представлены продуктивные формы методической работы, ориентированные на освоение педагогами новыми инновационными способами профессиональной деятельности. Описаны условия управленческого содействия педагогам в осуществлении инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION METHODOLOGICAL WORK IN PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

The article covers the problem of the innovation methodical work contents and organization in modern conditions of pre-school educational institution functioning. The author specifies the innovation methodical work concept, gives reasons for the selection of content and forms of innovation methodical work management. The article defines the necessary and adequate terms of innovation methodical work realization. Productive forms of methodical work, oriented towards mastering new innovation ways of professional work by pedagogues are introduced, as well as the terms of management assistance for pedagogues in the process of innovations implementation.

Текст научной работы на тему «Инновационная методическая работа в дошкольном образовательном учреждении»

УДК 373

ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ

© 2009 Г.В.Яковлева

Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

Статья поступила в редакцию 20.07.2009

В статье освещается проблема содержания и организации инновационной методической работы в современных условиях функционирования дошкольных образовательных учреждений. Уточнено понятие «инновационная методическая работа». Обоснован отбор содержания и форм организации инновационной методической работы, описана модель построения инновационной методической работы. Определены необходимые и достаточные условия реализации модели инновационной методической работы, позволяющие обеспечить повышение качества дошкольного образования. Представлены продуктивные формы методической работы, ориентированные на освоение педагогами новыми инновационными способами профессиональной деятельности. Описаны условия управленческого содействия педагогам в осуществлении инноваций.

Ключевые слова: инновация, методическая работа, инновационная методическая работа, модель построения инновационной методической работы, особенности инновационной методической работы, формы методической работы.

Проблема методической работы не является новой в науке и практике. Однако этот факт не снижает актуальности проблемы содержания и организации системы методической работы в современной образовательной ситуации, требую-щей перехода дошкольных образовательных учреждений на более высокую ступень развития. Современные социально-экономические условия предъявляют серьезные требования к личности воспитателя ДОУ, к уровню его про-фессиональной компетентности. Компетентность включает в себя теоретическую подготовленность педагога к предстоящей деятельности и непосредственно продуктивную деятельность. В связи с этим положением обеспечить готовность педагогов ДОУ к организации практической деятельности в новых условиях представляется возможным через организацию их обучения в системе методической работы1. А это в свою очередь требует пересмотра и обновления, как содержания методической работы, так и форм её организации.

Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным образовательным учреждением. Это система обучения педагогического персонала непосредственно на рабочих местах, в процессе деятельности, что, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Методическая работа является важным звеном в целостной системе повышения квалификации кадров, включающей внешние и внутренние её формы (обучение на курсах повышения

квалификации, стажировки в ВУЗах, участие в научно-методической и исследовательской работе)2.

Опираясь на исследования Ю.К.Бабанского, М.М.Поташника, С.Г.Молчанова, мы в качестве определения методической работы берём следующее: «Под методической работой в дошколь-ном образовательном учреждении нужно по-нимать часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, в рамках кото-рой осваиваются, экспертируются и разраба-тываются теоретические продукты, обеспечи-вающие педагогические или

3

управленческие действия» .

По утверждению Ю.К.Бабанского, методи-ческая работа направлена на формирование коллектива единомышленников, объединенного едиными целями, стремлением к созданию «авторской модели» дошкольного учреждения, коллектива, где внедряются современные на-учные исследования и лучший педагогический опыт образования детей4. Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения является, прежде всего, коллективом людей, разных по возрасту и опыту педагогической работы, по характеру и коммуникабельности, по интересам и цен-ностным ориентаци-ям, по темпераменту и воле-вым качествам, по уровню профессиональной компетентности. Так, С.Г.Молчанов определяет профессиональную компетентность как сово-купность и выраженность (объём) компетенций, идентифицирующих состояние соци-ально-про-фессионального статуса и профессиональ-но-пе-дагогической (управленческой) квалификации, а также личностных профессионально-значимых особенностей (качеств, способностей) относи-тельно актуальных совокупных представлений об эффектив-

Яковлева Галина Владимировна, заведующая кафедрой специального (коррекционного) образования кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: galma440@mail ru

1 Бабанский Ю.К. Поташник М.М. Методическая работа в школе: организация и управление. - М.: 1992.

Горбунова Н.В. Внутришкольное управление: теория и опыт

педаг. и управленческ. инноваций. - М.: 1995. - С.10 - 37.

3 Молчанов С.Г. Подготовка преподавателя в рамках методической работы. - Челябинск: 1984.

4 Бабанский Ю.К. Поташник М.М. Методическая работа в школе:...

ной профессиональной деятельности. (Молчанов С.Г. Подготовка преподавателя в рамках методической работы....).

Идентифицировать уровень профессиональ-ной компетентности каждого педагога, опре-делить место каждого педагога в коллективе, включить в круг

необходимых не только дошкольному образовательному учреждению, но и личности организационных отношений - вот те далеко не простые задачи, которые необходимо решить в ходе методической работы.

Таб. 1. Сравнительные характеристики методической и инновационной методической работы

№ Характеристики методической работы

традиционной инновационной

1. Обеспечивает функционирование образовательного учреждения Обеспечивает работу образовательного учреждения в режиме развития

2. Базируется на основе современных открытий, передового опыта Базируется на основе педагогического и образовательного мониторинга

3. Содержание методической работы отбирается с учётом потребностей всего образовательного учреждения и педагогов Содержание методической работы строится на основе выделенных приоритетов развития системы образования в учреждении

4. Используются традиционные формы методической работы Формы методической работы отбираются от репродуктивных до продуктивных форм в зависимости от уровня развития педагогических кадров и этапа инновационной деятельности учреждения

5. Педагоги информируются о достижениях педагогической науки в ходе методической работы В рамках методической работы обеспечивается информирование педагогов об инновационных педагогических фактах и явлениях (обновлены функции методической работы)

6. Отсутствует нормирование форм методической работы, ориентированных на освоение инновационных программ и педагогических технологий Нормативно закреплены формы методической работы, ориентированные на освоение инновационных программ, на повышение профессиональной компетентности педагогов

7. Обеспечивает реализацию образовательного стандарта в образовании дошкольников Обеспечивает превышение по определённым направлениям государственного стандарта образования (по направлениям инновационной деятельности)

8. Обеспечивает непрерывность педагогической деятельности Обеспечивает непрерывность инновационной деятельности и поисковый характер деятельности педагогических кадров

9. Носит плановый характер В образовательном учреждении простроена стратегия методической работы в плане реализации парадигмы образования

10. Управление методической работой обеспечивает качество образовательного процесса Структура управления основана на системном подходе и программно-целевом принципе управления

11. Формы методической работы выбираются хаотично, отдаётся приоритет новинкам в педагогической науке и практике Цели, содержание и формы методической работы тесно связаны между собой

12. Способствует повышению профессионального мастерства педагогов Способствует самореализации и развитию творческого потенциала каждого педагога

13. Требует от педагога определённых затрат личного времени. Экономичность методической работы недостаточно отрегулирована Экономична, т.е. затраты времени и усилий на методическую работу и самообразование разумны и отрегулированы и административно закреплены

14. Недостаточная удовлетворённость результатами своего труда членами педагогического коллектива В педагогическом коллективе наблюдается улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов и их удовлетворённость результатами своего труда

15. Отсутствует личностно-ориентированный подход к организации методической работы Обеспечивает личностно-ориентированную стратегию, индивидуально-дифференцированный подход к каждому педагогу в зависимости от уровня его профессиональной компетентности и профессионального мастерства

Современная образовательная ситуация отличается включением большинства образователь-ных учреждений в инновационный процесс. Часть образовательных учреждений и их педаго-гические коллективы готовы к реализации (внед-рению) современных инноваций, предлагаемых

образовательной практикой. Другая же часть педагогов образовательных учреждений готова к разработке авторских подходов к обновлению дошкольного образования. Педагогами созда-ются авторские программы, методические реко-мендации, дидактический комплекс, обеспе-чивающий

качественное внедрение инноваций в практику. Вся вышеперечисленная деятельность организуется в рамках методической работы. В связи с этим, говоря об инновационных про-цессах в дошкольном образовании сегодня, мы имеем полное право выделять не только систему методической работы в ДОУ, но и систему инновационной методической работы. Инноваци-онная методическая работа - это часть профессионально-педагогической

(управленчес-кой) деятельности, ориентированная на освоение и (или) разработку педагогами новых (инновационных) способов этой деятельности.

Методическая работа в инновационном дошкольном образовательном учреждении должна отвечать всем требованиям инноватики. В ходе её организации должно осуществляться экс-пертиза тех современных фактов и явлений, которые заложены в основу инновационной педагогической деятельности, организовываться обучение педагогов отбору позитивных инно-ваций, новым способам профессиональной дея-тельности5.

Авторами современных исследований в области методической работы (К.ЮБелая, Т.И.Шамова, Л.П.Ильенко) выделяются срав-нительные характеристики методической работы,

развертываемой в традиционно и инновационно работающих дошкольных образовательных учреждениях. (Таб.1). Трактовка инновационной методической работы как части профес-сионально-педагогической (управленческой) дея-тельности опирается на следующие её отли-чительные особенности: 1) обеспечение работы образовательного учреждения в режиме раз-вития; 2) отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ребёнка дошкольного возраста, его само-раскрытие; 3) обеспечение информирования педагогов об инновационных фактах и явлениях и организация их экс-пертизы; 4) обеспечение дополнительных образовательных услуг в плане развёртывания содержания дошкольного обра-зования по направлениям инновационной дея-тельности; 5) обеспечение непрерывности инно-вационной поисковой, исследовательской дея-тельности педагогов; 6) обеспечение индиви-дуального и дифференцированного подходов к каждому педагогу в зависимости от его профес-сиональной компетентности; 7) оснащение педагогов способами профессиональной деятель-ности, обеспечивающими эффективное воздей-ствие на личностное развитие ребёнка.

Поиск наиболее приемлемого варианта модели инновационной методической работы осуществляется на основе изучения различных подходов к выбору модели, описанных в научно-педагогической литературе; научно обоснованного предвидения будущего состояния системы методической работы, её основных компонентов на основе знания тенденций её обновления, появления нового содержания и организационных форм.

При создании модели инновационной методической работы необходимо руководствоваться также общедидактическими требованиями к выбору структуры методической работы. Такие требования определены и обоснованы в работах Ю.К.Бабанского, С.Г.Молчанова. Первым методологическим требова-

5 Дмитриев Д.С. Управление развитием образования: инициативы, экспериментальные площадки и эксперимент в образовании // Проблемы развития управленческого мышления и деятельности. - М.: 1992. - С.100 - 115; Шамова Т.И. Менеджмент в управлении школой. - М.: 1992.- С.239 - 401.

нием авторы считают требование целостного охвата процедурой выбора всех основных компонентов методической работы: её принципы, цели, содержание, возможности системы методической работы, особенности влияния на методическую работу внешних условий. Другое методологическое требование - осознание инновационного характера обучения педагогов ДОУ в рамках методической работы.

Цель создания модели инновационной методической работы - сформировать конструкцию, воплощающую, с одной стороны, абстрагированную структуру методической работы, с другой - зафиксировать модель проектируемой деятельности, проследить на этой модели обновление методической работы.

Метод моделирования не заканчивается построением модели. Это только начальный этап, который должен быть продолжен проверкой эффективности модели на практике, установлением степени её соответствия реальным закономерностям развития системы методической работы, созданием улучшенной модели, новой её проверкой и так далее. То есть, модель инновационной методической работы помогает сделать эту работу адекватной меняющейся образовательной ситуации в современных социально -экономических условиях. Выбор метода моделирования объясняется тем, что использование модели помогает обеспечить понимание диалектической зависимости между элементами и подсистемами исследуемой системы методической работы, модель даёт возможность синтезировать имеющиеся знания об исследуемом объекте.

Модель построения инновационной методической работы является предпосылкой процесса обновления системы методической работы в современном дошкольном образовательном учреждении6. Данная модель включает в себя основания обновления методической работы в ДОУ: содержание регионально-муниципальной политики в области обновления методической работы, приоритеты образовательного учреждения в обновлении методической работы, рейтинг образовательного учреждения, кадровый потенциал для осуществления инновационной методической работы, образовательные потребности потребителей образовательных услуг.

С точки зрения морфологического аспекта состава модели в качестве основного элемента нами выделяется основная цель обновления методической работы: повышение качества обра-зовательных услуг. Приоритетными направле-ниями в стратегии обновления методической работы определены: повышение уровня конку-рентоспособности педагогов на рынке обра-зовательных услуг, методическое, научно-мето-дическое и

дидактическое обеспечение обра-зовательного процесса.

6 Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: 1997; Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. - М.: 1991.

Определение основной цели и задач, приоритетных направлений в стратегии обновления методической работы позволило выделить необходимые и достаточные условия. В качестве необходимых и достаточных условий реализации модели инновационной методической работы выделены следующие: 1) отбор инновационного содержания дошкольного образования и органи-зация его оценивания педагогами; 2) проек-тирование продуктивных форм методической работы; 3) нормирование форм методической работы, сориентированных на освоение и разработку педагогами ДОУ инновационных программ и технологий, на повышение их про-фессиональной компетентности.

Говоря об обучении педагогов новым инновационным способам профессиональной деятельности, большинство авторов сходятся во мнении о необходимости организации продуктивных форм инновационной методической работы. По классификации, предложенной С.Г.Молчано-вым, формы методической работы делятся на: 1) Репродуктивные (практикумы, научно-практи-ческие семинары, педагогические мастерские, семинары-практикумы, тренинги). 2) Репродуктивно-эвристические (педагогические чтения, научно-практические конференции). 3) Эвристические (проблемные и проблемно-проектные семинары, организационно-деятельностные игры). 4) Эвристико-продуктивные (фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы методических разработок). 5) Продуктивные (научные конференции, теоретические семинары, научные стажировки, участие в работе временных научно-исследовательских коллективов, временных творческих групп, научные отпуска). Наиболее эффективными в условиях инновационной деятельности являются проблемные и проблемно-проектные семинары, мастер-классы, педагогические мастерские, фестивали педагогических идей7.

Для реализации выделенных в представленной модели условий необходимо осуществление функциональных обязанностей (функций) субъектов инновационной методической работы: руководителей и её непосредственных исполнителей (педагогов). Функциями руководителей инновационной методической работы определены: организация методических мероприятий, стимулирование, мотивация творческого труда педагогов, контроль за выполнением управленческих решений. Наиболее важной из выделенных функций, на наш взгляд, является мотивация творческого педагогического труда. Грамотно выстроенная и эффективно реализованная модель мотивации позволит защитить педагогов, осуществляющих инновационную деятельность (как в плане морального, так и в плане материального поощрения). Модель мотивации творческого педагогического тру-

7 Молчанов С.Г. Подготовка преподавателя в рамках методической работы..

да может включать в себя следующие структурные составляющие:

Материальное стимулирование, основанное на: 1) Положении о премировании работников ДОУ; 2) Положении о доплатах и надбавках в ДОУ за инновационную деятельность; 3) Положении о доплатах и надбавках стимулирующего характера за участие в экспериментальной работе.

Моральное стимулирование, основанное на: 1) Положении о едином методическом дне (с конкретизацией свободного рабочего времени на инновационную деятельность); 2) Положении о награждениях педагогических работников (Почетный работник общего образования РФ, Заслуженный учитель РФ, грамота Министерства образования РФ); а так же: а) назначение педагогов МОУ к руководству методическими объединениями в рамках образовательного учреждения и в рамках района; б) выдвижение педагогов для участия в конкурсе «Педагог года»; в) выдвижение педагога для защиты на высшую квалификационную категорию; г) организация творческих отчетов и мастер-классов педагогов-новаторов; д) торжественное вручение педагогам авторских методических изданий.

Реализация в практике работы предложенной модели мотивации поможет руководителю ДОУ привлечь к инновационной деятельности более широкий круг педагогов, сделав эту работу престижной для них и значимой для образовательной системы учреждения. Функциями педагогов, осуществляющих инновационную методическую работу определены: самоорганизация, самосовершенствование, самоконтроль. В содержание самоорганизации наиболее важно включить самообразовательную деятельность педагога. Ведь от его информированности в содержании инновационных процессов, от умения ориентироваться в приоритетах инновационных направлений зависит успех инновационной деятельности.

Таким образом, построение модели инновационной методической работы, определение необходимых и достаточных условий её реализации позволяет перевести традиционную систему методической работы в инновационную методическую работу, обеспечив этим повы-шение качества дошкольного образования.

INNOVATION METHODOLOGICAL WORK IN PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

G.V.Yakovleva°

Chelyabinsk Teachers' Advanced Training and Retraining Institute

The article covers the problem of the innovation methodical work contents and organization in modern conditions of pre-school educational institution functioning. The author specifies the "innovation methodical work" concept, gives reasons for the selection of content and forms of innovation methodical work management. The article defines the necessary and adequate terms of innovation methodical work realization. Productive forms of methodical work, oriented towards mastering new innovation ways of professional work by pedagogues are introduced, as well as the terms of management assistance for pedagogues in the process of innovations implementation.

Keywords: innovation, methodical work, innovation methodical work, innovation methodical work model, nature of innovation methodical work, forms of innovation methodical work.

Yakovleva Galina Vladimirovna, Cand. Sc. in Pedagogics, Associate Professor, Head of the Special Education department. e-mail: galina440@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.