Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ: содержательный
и организационный аспекты
Глазырина Ольга Вячеславовна
ГБОУ ДПО РО "РИПК И ППРО", г. Ростов-на-Дону
Ключевые слова:
дошкольное образование, познавательно-исследовательская деятельность, исследовательские навыки
Одной из задач модернизации дошкольного образования на современном этапе является повышение качества образования, которое достигается через создание условий для проживания ребенком своего детства и изменение способов взаимодействия педагогов с детьми. ФГОС дошкольного образования определяет познавательно-исследовательскую деятельность как сквозной механизм развития ребенка, а также - как одну из задач образовательной области «Познавательное развитие».
Целью исследования являлось изучение содержательного и организационного аспектов познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ в современных условиях.
В отечественной психолого-педагогической науке накоплен богатый опыт изучения и формирования познавательно-исследовательской деятельности: сущность, структуру, закономерности протекания, значение ориентировочно-исследовательской деятельности для познавательного развития ребенка (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Н.Н. Поддъяков, А.И. Савенков и др.); особенности организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (Н.А. Короткова, Т.А. Егорова, О.В. Киреева, О.В. Дыбина, А.И. Савенков, О.В. Афанасьева и мн.др.). С точки зрения методической проработанности можно особо отметить технологию познавательно-исследовательской деятельности А.И. Савенкова, как наиболее широко используемую в современных дошкольных учреждениях.
В ходе анализа исследований по проблеме организации познавательно-исследовательской деятельности (Т.А. Егорова, О.В. Киреева, Н.А. Короткова и др.), а также изучения состояния педагогической практики в Ростовской области были получены следующие результаты:
1. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольных учреждениях чаще всего осуществляется в рамках учебной модели. В такой деятельности детям отводится роль «получателей» информации, но не как не исследователей. Как отмечается в исследовании А.И. Савенкова, такой вариант организации «...учебной деятельности с ее мощными механизмами ограничения физической и психической активности ребенка.» уже является фактором сдерживания исследовательского поведения (Савенков А.И., 2012, с.69).
В познавательно-исследовательской деятельности роль воспитателя существенно отличается от той, что он занимает в учебной модели обучения. По мнению Н.А. Коротковой, «.организовать действительно познавательно-исследовательскую деятельность возможно лишь приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера по деятельности» (Короткова Н.А., 2007, с.127). Таким образом, организация познавательно-исследовательской деятельности, прежде всего, связана со значительной перестройкой стиля поведения воспитателя и принятия позиции партнера.
Как показывает анализ психолого-педагогической литературы и опыт работы в рамках курсов повышения квалификации, воспитатели демонстрируют неспособность занять позицию партнера в познавательно-исследовательской деятельности. Наиболее ярко данная характеристика отмечается у педагогов с большим стажем работы, у которых выработался определенный стереотип взаимодействия с детьми (Т.И. Захарова, Н.А. Короткова, Т.И. Чиркова и др.).
2. У большинства воспитателей недостаточно сформированы собственные исследовательские навыки. В условиях познавательно-исследовательской деятельности от педагога не требуется знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, находить нужную информацию и научить этому детей. Более того, воспитатель должен эмоционально увлечь, «заразить» ребенка темой исследования, а это возможно только в случае заинтересованности самого воспитателя темой.
При подготовке к исследовательской деятельности у педагогов возникают трудности с формулировкой проблемы исследования, способной вызвать интерес у дошкольника; с поиском интересных фактов; отбором информации. Большое значение придается предварительной работе, которая сводится к передаче знаний по теме предстоящего исследования. Но такая подготовка только снижает интерес к исследованию. Также характерно использование в ходе исследования сюрпризных моментов, игр, что уводит внимание детей от проблемы исследования.
3. В качестве экспертов (специалистов) исследовательской деятельности довольно редко приглашаются родители воспитанников, социальные партнеры и др. Что связано с одной стороны с напряженными (негативными) отношениями педагогов с родителями; с другой стороны - с жесткой регламентацией образовательного процесса в ДОУ.
4. Пространственная предметно-развивающая среда в ДОУ, в том числе информационно-коммуникативная, также не в полной мере способствует развитию познавательно-исследовательской детей дошкольного возраста. Так называемые уголки экспериментирования, как правило, содержат готовые материалы, слабо стимулирующие познавательную активность старших дошкольников. Использование ИКТ в познавательно-исследовательской деятельности затруднено из-за отсутствия в каждой возрастной группе ДОУ необходимых мультимедиа устройств.
В заключении можно отметить следующее, что в дошкольном образовании на современном этапе накоплен обширный материал по научно-теоретическому и научно-методическому обеспечению познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ. Вместе с тем, на практике, наблюдается прямой перенос данных наработок в учебную модель образовательного процесса, что фактически делает невозможным организацию познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ. Необходимо внесение серьезных изменений в систему подготовки кадров и систему повышения квалификации педагогов.
Список литературы:
1.Киреева О.В. 2009. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Дис. канд. пед. наук. Санкт-Петербург. 209 с.
2.Короткова Н.А. 2007. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. Москва. 208 с.
3.СавенковА.И. 2012. Противодействие исследовательскому поведению ребенка в современном образовании // Высшее образование в России. №8-9. С.67-73.