УДК 37
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Черненко Марина Александровна.
г. Когалым, ХМАО-Югра, МАДОУ «Колокольчик», старший воспитатель, [email protected].
Аннотация. В статье рассматривается сложный и многогранный процесс детского экспериментирования, включающий живое наблюдение, а также опыты, проводимые самим ребенком, благодаря которым он имеет возможность овладеть моделью исследовательской деятельности. Сделан упор на роль раннего возраста, как периода зарождения исследовательской деятельности, проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир, развивает интеллект. Описан опыт данного процесса в ДОУ.
Ключевые слова: экспериментальная деятельность, дети дошкольного возраста.
ORGANIZATION OF EXPERIMENTAL ACTIVITY IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION
Chernenko Marina Aleksandrovna.
Kogalym, Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Yugra, kindergarten "Kolokolchik", senior tutor, [email protected].
Abstract. The article discusses the complex and multifaceted process of children's experimentation, including live observation, as well as experiments conducted by the child himself, through which he has the opportunity to master the model of research activities. Emphasis is placed on the role of early age, as the period of inception of research activities, conducting simple manipulation of objects and observing, he knows the world around him, develops his intellect. The experience of this process in preschool is described.
Key words: experimental activity, children of preschool age.
Совершенствование образовательного процесса сегодня идет в направлении увеличения активных методов обучения, повышающих личное участие каждого ребенка, его интерес к познанию и освоению нового. Как считают А.И. Иванова [1], О.В. Киреева [3], Н.А. Одинокова [3], А.Н. Поддьяков [5], А.И. Савенков [6] и другие, первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Авторы отмечают, что именно в дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развиваются возможности мыслительной деятельности, идет становление познавательных интересов, развивается продуктивная и творческая деятельность, расширяется взаимодействие с
окружающим миром. Все это создает реальную основу для развития достаточно сложных исследовательских умений дошкольника и совершенствования его исследовательской активности.
Среди возможных средств развития исследовательской активности исключительного внимания заслуживает детское экспериментирование, которое считают особым видом педагогической работы, охватывающей все стороны деятельности. По мнению А.Н. Поддьякова: «Детское экспериментирование -сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты проводимые ребенком. В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности - от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем» [4].
Специфической деятельностью, регулируемой сознанием и активностью самой личности, И.А. Зимняя и Е.А. Шашенкова характеризуют исследовательскую деятельность, в основе которой лежит достижение цели, удовлетворение познавательных и интеллектуальных потребностей [2].
А.И. Савенков подчеркивает, что исследовательская деятельность, это деятельность творческая. Экспериментирование и исследовательскую практику ребенка-дошкольника автор рассматривает, не только как один из многочисленных методов обучения детей, а как основной путь познавательного развития, ознакомления с окружающим миром, вхождения в социум [6].
О.В. Киреева утверждает: «Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка» [3].
Следовательно, детское экспериментирование - это, прежде всего, активная и преобразующая деятельность детей. В условиях современного дошкольного учреждения данный вид деятельности становится одним из актуальных условий оптимизации педагогической и коррекционной работы, направленной на преодоление и коррекцию нарушений развития, а также формирование творческой инициативности и самостоятельности детей в процессе экспериментирования.
Исследователи выделяют главную характерную особенность познавательной деятельности детей: познание объекта идет только в процессе непосредственной практической работы с ним. Усвоение информации, формирование представлений осуществляется более прочно и надолго тогда, когда ребенок делает все самостоятельно. Только в этом случае выполняемые ребенком практические действия будут нести познавательную и ориентировочно-исследовательскую функции, создавать условия, благодаря которым раскрывается и осваивается содержание конкретного исследуемого объекта.
Одним из наиболее ярких и ранних проявлений активности ребенка является его бескорыстное стремление к познанию окружающего мира. Дошкольники представляют собой прирожденных исследователей. Они очень активные и любознательные. У них всегда множество вопросов, на которые моментально хотят получить ответ. А.Н. Поддъяковым отмечена прирожденная и «крайне драгоценная» характеристика нервно-психической организации детей -
безотчетное стремление к пониманию окружающей жизни. Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева также подтверждают, что экспериментирование является наиболее эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира. Что может быть интереснее для детей, чем опыты и эксперименты, познавая и открывая новое и еще неизвестное для себя: изучая незнакомые предметы, экспериментируя с различными материалами и веществами: водой, песком, глиной, снегом, красками. Это лишний раз подтверждает их любознательность и непрерывное стремление к познанию нового, неизвестного, желание находить решение при возникновении проблемной ситуации.
Это послужило основой разработки и реализации в ДОУ Программы по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста через детское экспериментирование «Юные Эйнштейны». Содержание данной программы служит дополнением к основной общеобразовательной программе воспитания и развития дошкольников.
Чтобы дети самостоятельно могли найти ответы на все свои вопросы, была начата в ДОУ исследовательская деятельность по неживой природе: «Юные исследователи».
Цель практической деятельности - развитие познавательных интересов, потребности и мотивации к самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Были выстроены следующие задачи:
1. Расширить представление детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2. Сформировать умение добывать знания, искать пути решения проблемных ситуаций.
3. Развить внимание, память, мышление, воображение, речь, умение делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи и отношения через развитие мыслительных способностей.
4. Использовать возможность социума города, ДОУ для создания единой воспитательной системы.
5. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ.
6. Привлекать родителей к активному сотрудничеству.
Практическую значимость в реализации данной деятельности мы видим в организационной инновации - моделировании социального партнерства ДОУ с центром научно-исследовательских и производственных работ. Считаем, что социальное партнерство будет способствовать развитию и популяризации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, явится условием формирования интеллектуальных способностей и познавательной активности ребят.
Организация работы по экспериментальной деятельности предусматривает включение дошкольников в осмысленную продуктивную деятельность, в процессе которой будет осуществляться освоение исследовательских умений наблюдать, самостоятельно обнаруживать новые свойства предметов, замечать их сходство и различие, даже незначительные детали. Педагог, стремясь видеть
воспитанников общительными, любознательными, творческими, самостоятельными личностями, ставит задачи на развитие исследовательских умений, исследовательского поиска, использует метод вопросов, направленных на анализ содержания текста, рисунков, макетов, предметов действительности, заданий, показывает способы ориентирования в окружающей обстановке, пути и решения появляющихся проблемных ситуаций, предоставляет возможность приобретать знания самостоятельно, практикует метод контролированного и организованного детского экспериментирования.
В основе содержания работы по экспериментальной деятельности лежит личностно-ориентированное обучение, которое строится на основе вариативности и дифференцированного подхода. Дети не просто усваивают знания, сообщаемые педагогом, они активные участники данного процесса, внося в его содержание собственный опыт, который, взаимодействуя с вновь усваиваемыми знаниями, обуславливает порождение новых неожиданных знаний, выступающих в виде догадок, предположений. Ребенок получает возможность успешно удовлетворить присущую ему любознательность (зачем? как? почему? что будет, если?), почувствовать себя в качестве ученого и первооткрывателя.
Для эффективного и успешного воспитательно-образовательного процесса по указанному направлению, в группах ДОУ выполнено преобразование предметно-развивающей среды и сформированы центры экспериментально-поисковой работы, рекомендованные ФГОС ДО. Необходимо отметить, что экспериментирование проходит через все области деятельности детей: прием пищи, занятия, непосредственную образовательную деятельность, прогулку, игру, сон, оказывая стимулирующее воздействие к выполнению поиска новых действий, оказывая содействие развитию гибкости мышления. Прослеживаются связи с другими образовательными областями (музыкой, развитием речи, ознакомлением с окружающим, ознакомлением с художественной литературой).
Непосредственная практическая деятельность осуществляется во второй половине дня, один раз на протяжении недели по 20 минут, т. е. всего планируется 36 часов на учебный год. Работу стараемся строить с опорой на принципы поддержки детской инициативы, индивидуальности, эмоциональной отзывчивости и активности каждого ребенка на конкретное предложенное задание. Данная работа обеспечивает развитие двух видов детской активности -собственной детской активности, которая полностью определяется им самим, и активности, стимулируемой со стороны педагога. В ходе свободного экспериментирования ребенок получает новую, иногда совершенно неожиданную для него информацию, самостоятельно устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, делает определенного рода открытия.
Начиная с раннего возраста, у детей начинаем формировать умения и навыки грамотного, безопасного поведения в природе, в быту, в повседневной жизни. Для этого педагоги обращают внимание ребят на то, что даже самые привычные объекты, такие как: вода, солнце, воздух, песок, могут заключать в себе довольно много загадочного, интересного и неизвестного. Предлагая и показывая ребенку различные способы обследовательских действий: посмотреть,
потрогать, погладить, попробовать на вкус, понюхать, подержать и т.д., по необходимости используя инструментальное осязание. Первоначальные действия гибкие, подвижные и носят пробующий характер. Педагог оказывает помощь в освоении предметов и материалов, их свойств и качеств. При первичном ознакомлении, обязательно произносится название, характерные признаки, выполняется расширение и пополнение словаря, стимулирование развития активной речи. Чтобы поддержать интерес у детей на протяжении всего хода эксперимента, опыты предлагаются от имени сказочных персонажей, литературных героев. На первом этапе игровые персонажи в процессе совместной деятельности под руководством педагогов моделируют проблемные ситуации. Впоследствии дети учатся самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезы, продумывать способы ее проверки, осуществлять практические действия, делать выводы.
А.И. Савенков [6] рекомендует рабочую тетрадь, в которой представлены разработанные необычные задания, направленные на развитие исследовательских возможностей ребенка и в целом его потенциала. Специфика заданий предусматривает также развитие следующих умений и навыков: видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; формулировать понятия; классифицировать; целенаправленно наблюдать; осуществлять исследовательские действия; делать выводы и умозаключения; структурировать материал; доказывать и защищать свои идеи, грамотно выражать свои мысли.
Следовательно, главная роль педагога заключается не в том, чтобы дать детям конкретный образец, как правильно необходимо действовать, а в том, чтобы стимулировать их интерес, пробудить желание к самостоятельному исследованию, поддержать детскую природную активность и любознательность. В этом случае заинтересованность и ярко выраженный познавательный интерес выступают как наиболее важные показатели их успешного психологического развития [4].
Воспитатели ДОУ заметили, что усвоение материала происходит более длительное и прочное. Вне сомнения, положительный эффект сказывается, когда дети проявляют самостоятельность, активно стремятся к получению новых впечатлений, наблюдают за окружающим, с искренним интересом включаются в игры с разными веществами, изобретают новые действия и стремятся поделиться ими со сверстниками и педагогами.
Библиографический список:
1. Иванова А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. - М.: Просвещение, 2005. - 35 с.
2. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. - Ижевск; М.: Изд-во Удмуртского университета, 2001. - 103 с.
3. Киреева О.В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - СПб., 2009. - 16 с.
4. Одинокова Н.А. Значение развития познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № Б18. - С. 38-45.
5. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию // Вопросы психологии. - 1991. - № 4. - С. 29-34.
6. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Лекции 5-8. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. - 92 с.