Научная статья на тему 'Владеют ли педагоги детских садов познавательно - исследовательской компетентностью?'

Владеют ли педагоги детских садов познавательно - исследовательской компетентностью? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
943
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНИЦИАТИВНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС ДОШКОЛЬНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Надежина Марина Александровна

Важной задачей современного педагога является содействие непрерывному развитию ребенка и создание условий для проявления самостоятельности, инициативности и познавательно исследовательской активности. Одним из таких условий может стать познавательно исследовательская компетентность самого педагога. Научные данные свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте дети нередко боятся экспериментировать с предметами и материалами, совершать пробы и ошибки, опасаясь негативной оценки взрослого [2]. Одна из причин неразвитой исследовательской активности дошкольников заключается в слабой подготовленности педагогов к эффективной организации детской поисковой деятельности, что является следствием недостаточно развитой профессиональной компетентности [1]. Проведенное нами исследование «Самооценка готовности педагога к организации познавательно исследовательской деятельности» в рамках КПК «ФГОС ДО: организация познавательно исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (в исследовании приняли участие 92 педагога), позволило выявить следующие тенденции. При составлении перечня качеств, необходимых педагогу для реализации познавательно исследовательской деятельности, педагоги среди главных выделяют: «знание психологических и возрастных особенностей детей дошкольного возраста», «знание особенностей организации исследовательской деятельности» (64,8% и 48,4% соответственно). При этом «желание заниматься познавательно исследовательской деятельностью», «умение вовлечь детей в исследовательский процесс, заинтересованность педагога», «умение слушать и слышать, внимание к ребенку» занимают последние места или вообще не указываются в ранжированном списке. Некоторые противоречия были выявлены нами при анализе двух других вопросов анкеты. С одной стороны, педагоги отмечают, что ребенок лучше усваивает новое, «попробовав», «в процессе взаимодействуя с различными объектами» (так считают 94,6% педагогов). При этом многие воспитатели нацеливают дошкольников на репродуктивную деятельность, не позволяя проявлять индивидуальную инициативу. Преобладает ориентация педагога на исполнительный характер деятельности ребенка, воспроизведение готовых образцов (у 58,3% педагогов наблюдается данная тенденция). Большинство знаний пытаются предоставить в готовом виде (исследование проводится по заранее намеченному плану и известным результатом, не предусматривая разнообразный исход или течение эксперимента), что скорее всего препятствует развитию интереса к исследовательской деятельности и познавательной активности. Также такая четко регламентированная деятельность не дает ребенку возможность почувствовать свободу в выборе способов и средств решения проблемной ситуации, постановке своего исследовательского вопроса, формулировке предположений. Опыт организации практических занятий с педагогами в рамках курсов повышении квалификации, где они сами предлагают возможные варианты тем исследований, показал, что круг экспериментов ограничен и не разнообразен. Возможно, часть педагогов недостаточно осведомлены о сущности физических явлений. Но большинство педагогов, по нашему мнению, не ориентированы на получение нового, неизвестного для них самих опыта. Анализ осведомленности педагогов о сущности детского экспериментирования и его роли в развитии познавательно исследовательской активности показал следующее (Рис.1). Пятая часть педагогов понимает познавательно исследовательскую деятельность как учебную задачу. Около половины считают, что детское экспериментирование это усвоение конкретных знаний в той или иной области, с целью развития памяти и внимания (44,6%) и универсальных учебных действий (33,7%). Таким образом, заблуждения в понимании познавательно исследовательской деятельности и её роли в развитии ребенка, провоцируют ошибки в реализации данной деятельности с детьми и не исчерпывают весь развивающий потенциал. В целом, результаты проведенного исследования выявляют недостатки в познавательно исследовательской компетентности педагогов детских садов. Одним из путей формирования готовности педагога к осуществлению познавательно исследовательской деятельности в условиях детского сада это включение в курсовую подготовку педагогов (курсы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) практических занятий и тренингов развития данной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Владеют ли педагоги детских садов познавательно - исследовательской компетентностью?»

Владеют ли педагоги детских садов познавательно - исследовательской

компетентностью?

Надежина Марина Александровна

ГАУ ДПО ЯО Институт развития образования, г.Ярославль

Ключевые слова:

познавательно - исследовательская компетентность педагога, самостоятельность, инициативность, познавательный интерес дошкольника

Важной задачей современного педагога является содействие непрерывному развитию ребенка и создание условий для проявления самостоятельности, инициативности и познавательно -исследовательской активности. Одним из таких условий может стать познавательно -исследовательская компетентность самого педагога.

Научные данные свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте дети нередко боятся экспериментировать с предметами и материалами, совершать пробы и ошибки, опасаясь негативной оценки взрослого [2]. Одна из причин неразвитой исследовательской активности дошкольников заключается в слабой подготовленности педагогов к эффективной организации детской поисковой деятельности, что является следствием недостаточно развитой профессиональной компетентности [1].

Проведенное нами исследование «Самооценка готовности педагога к организации познавательно - исследовательской деятельности» в рамках КПК «ФГОС ДО: организация познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (в исследовании приняли участие 92 педагога), позволило выявить следующие тенденции. При составлении перечня качеств, необходимых педагогу для реализации познавательно -исследовательской деятельности, педагоги среди главных выделяют: «знание психологических и возрастных особенностей детей дошкольного возраста», «знание особенностей организации исследовательской деятельности» (64,8% и 48,4% соответственно). При этом «желание заниматься познавательно - исследовательской деятельностью», «умение вовлечь детей в исследовательский процесс, заинтересованность педагога», «умение слушать и слышать, внимание к ребенку» занимают последние места или вообще не указываются в ранжированном списке.

Некоторые противоречия были выявлены нами при анализе двух других вопросов анкеты. С одной стороны, педагоги отмечают, что ребенок лучше усваивает новое, «попробовав», «в процессе взаимодействуя с различными объектами» (так считают 94,6% педагогов). При этом многие воспитатели нацеливают дошкольников на репродуктивную деятельность, не позволяя проявлять индивидуальную инициативу. Преобладает ориентация педагога на исполнительный характер деятельности ребенка, воспроизведение готовых образцов (у 58,3% педагогов наблюдается данная тенденция). Большинство знаний пытаются предоставить в готовом виде (исследование проводится по заранее намеченному плану и известным результатом, не предусматривая разнообразный исход или течение эксперимента), что скорее всего препятствует развитию интереса к исследовательской деятельности и познавательной активности. Также такая четко регламентированная деятельность не дает ребенку возможность почувствовать свободу в выборе способов и средств решения проблемной ситуации, постановке своего исследовательского вопроса, формулировке предположений.

Опыт организации практических занятий с педагогами в рамках курсов повышении квалификации, где они сами предлагают возможные варианты тем исследований, показал, что круг экспериментов ограничен и не разнообразен. Возможно, часть педагогов недостаточно осведомлены о сущности физических явлений. Но большинство педагогов, по нашему мнению, не ориентированы на получение нового, неизвестного для них самих опыта.

Анализ осведомленности педагогов о сущности детского экспериментирования и его роли в

развитии познавательно - исследовательской активности показал следующее (Рис.1).

Пятая часть педагогов понимает познавательно - исследовательскую деятельность как учебную задачу. Около половины считают, что детское экспериментирование - это усвоение конкретных знаний в той или иной области, с целью развития памяти и внимания (44,6%) и универсальных учебных действий (33,7%). Таким образом, заблуждения в понимании познавательно -исследовательской деятельности и её роли в развитии ребенка, провоцируют ошибки в реализации данной деятельности с детьми и не исчерпывают весь развивающий потенциал.

В целом, результаты проведенного исследования выявляют недостатки в познавательно -исследовательской компетентности педагогов детских садов. Одним из путей формирования готовности педагога к осуществлению познавательно - исследовательской деятельности в условиях детского сада - это включение в курсовую подготовку педагогов (курсы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) практических занятий и тренингов развития данной компетентности.

Список литературы:

1.Захарова Т.Н. Проектная компетентность педагога как деятельностная основа формирования субъектности участников образовательных отношений/Т.Н. Захарова //«Профессионализм педагога: сущность и содержание, перспективы развития» (МНК МАНПО 17 - 18 марта 2015 г.). - М.: МАНПО, 2015. - 604 с. (с.258-261) 2.Киреева О.В. Готовность воспитателя детского сада к развитию исследовательской активности старших дошкольников. Режим доступа: wwwkdp-spb.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.