Владеют ли педагоги детских садов познавательно - исследовательской
компетентностью?
Надежина Марина Александровна
ГАУ ДПО ЯО Институт развития образования, г.Ярославль
Ключевые слова:
познавательно - исследовательская компетентность педагога, самостоятельность, инициативность, познавательный интерес дошкольника
Важной задачей современного педагога является содействие непрерывному развитию ребенка и создание условий для проявления самостоятельности, инициативности и познавательно -исследовательской активности. Одним из таких условий может стать познавательно -исследовательская компетентность самого педагога.
Научные данные свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте дети нередко боятся экспериментировать с предметами и материалами, совершать пробы и ошибки, опасаясь негативной оценки взрослого [2]. Одна из причин неразвитой исследовательской активности дошкольников заключается в слабой подготовленности педагогов к эффективной организации детской поисковой деятельности, что является следствием недостаточно развитой профессиональной компетентности [1].
Проведенное нами исследование «Самооценка готовности педагога к организации познавательно - исследовательской деятельности» в рамках КПК «ФГОС ДО: организация познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (в исследовании приняли участие 92 педагога), позволило выявить следующие тенденции. При составлении перечня качеств, необходимых педагогу для реализации познавательно -исследовательской деятельности, педагоги среди главных выделяют: «знание психологических и возрастных особенностей детей дошкольного возраста», «знание особенностей организации исследовательской деятельности» (64,8% и 48,4% соответственно). При этом «желание заниматься познавательно - исследовательской деятельностью», «умение вовлечь детей в исследовательский процесс, заинтересованность педагога», «умение слушать и слышать, внимание к ребенку» занимают последние места или вообще не указываются в ранжированном списке.
Некоторые противоречия были выявлены нами при анализе двух других вопросов анкеты. С одной стороны, педагоги отмечают, что ребенок лучше усваивает новое, «попробовав», «в процессе взаимодействуя с различными объектами» (так считают 94,6% педагогов). При этом многие воспитатели нацеливают дошкольников на репродуктивную деятельность, не позволяя проявлять индивидуальную инициативу. Преобладает ориентация педагога на исполнительный характер деятельности ребенка, воспроизведение готовых образцов (у 58,3% педагогов наблюдается данная тенденция). Большинство знаний пытаются предоставить в готовом виде (исследование проводится по заранее намеченному плану и известным результатом, не предусматривая разнообразный исход или течение эксперимента), что скорее всего препятствует развитию интереса к исследовательской деятельности и познавательной активности. Также такая четко регламентированная деятельность не дает ребенку возможность почувствовать свободу в выборе способов и средств решения проблемной ситуации, постановке своего исследовательского вопроса, формулировке предположений.
Опыт организации практических занятий с педагогами в рамках курсов повышении квалификации, где они сами предлагают возможные варианты тем исследований, показал, что круг экспериментов ограничен и не разнообразен. Возможно, часть педагогов недостаточно осведомлены о сущности физических явлений. Но большинство педагогов, по нашему мнению, не ориентированы на получение нового, неизвестного для них самих опыта.
Анализ осведомленности педагогов о сущности детского экспериментирования и его роли в
развитии познавательно - исследовательской активности показал следующее (Рис.1).
Пятая часть педагогов понимает познавательно - исследовательскую деятельность как учебную задачу. Около половины считают, что детское экспериментирование - это усвоение конкретных знаний в той или иной области, с целью развития памяти и внимания (44,6%) и универсальных учебных действий (33,7%). Таким образом, заблуждения в понимании познавательно -исследовательской деятельности и её роли в развитии ребенка, провоцируют ошибки в реализации данной деятельности с детьми и не исчерпывают весь развивающий потенциал.
В целом, результаты проведенного исследования выявляют недостатки в познавательно -исследовательской компетентности педагогов детских садов. Одним из путей формирования готовности педагога к осуществлению познавательно - исследовательской деятельности в условиях детского сада - это включение в курсовую подготовку педагогов (курсы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) практических занятий и тренингов развития данной компетентности.
Список литературы:
1.Захарова Т.Н. Проектная компетентность педагога как деятельностная основа формирования субъектности участников образовательных отношений/Т.Н. Захарова //«Профессионализм педагога: сущность и содержание, перспективы развития» (МНК МАНПО 17 - 18 марта 2015 г.). - М.: МАНПО, 2015. - 604 с. (с.258-261) 2.Киреева О.В. Готовность воспитателя детского сада к развитию исследовательской активности старших дошкольников. Режим доступа: wwwkdp-spb.ru