Научная статья на тему 'Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников'

Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7035
476
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чемоданова Марина Викторовна

Целью статьи является поиск путей воспитания личности ребенка-дошкольника, побуждения его к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы через опытноэкспериментальную деятельность Дошкольный возраст очень важный период в жизни человека. В нем закладываются основы будущей личности. Ребенок познает мир, желает овладеть новыми знаниями, информацией, стремится к самостоятельному поиску ответов на интересующие вопросы. Л. С. Выготский говорил, что развитие ребенка, развитие его способностей достигается не тем, что он быстрыми шагами идет вперед, а тем, что он широко и всесторонне охватывает различные виды деятельности, знания, впечатления, соответствующие его возрастным возможностям. Огромную роль в познавательном развитии дошкольника играет экспериментальная деятельность. Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность. В настоящее время детское экспериментирование получило отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой, в современных дошкольных образовательных программах («Детство», «Развитие», «Наш дом природа», «Детское экспериментирование», «Ребенок в мире поиска»). Экспериментальная деятельность позволяет ребенку включиться в процесс целенаправленного познания мира и научиться ставить цели, планировать свою работу, контролировать свои действия, прогнозировать возможные результаты, сопоставлять и сравнивать их с реальными результатами В процессе эксперимента дети получают реальные представления об изучаемом объекте, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, развивается память, активизируются мыслительные процессы ребенка. Экспериментирование позволяет совершенствоваться операциям анализа и синтеза, учит детей сравнивать и классифицировать предметы и явления, развивает речь ребенка, поскольку имеется необходимость в вербальном оформлении деятельности. В нашем детском саду уделяется особое внимание экспериментированию, как средству развития познавательной активности дошкольников. В дошкольном учреждении, разработана система организованной образовательной деятельности на основе экспериментирования. Экспериментирование, таким образом, носит не формальный, ситуативный характер, а возведено в систему и является основой детского творчества К сожалению, методические основы процесса развития познавательной активности дошкольников средствами экспериментирования недостаточно разработаны. Поэтому педагогам ДОУ пришлось теоретически обосновать, разработать и проверить на практике эффективность использования экспериментирования для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста (на примере занятий по окружающему миру). 970 Приводим примерный перспективный план экспериментальной деятельности в старшей группе в рамках занятий. Сентябрь «Свойства воды» «Воздух в стакане» Октябрь «Свойства и качества предметов: полиэтилен, ткань, бумага» «Сравни» «Копирка» Ноябрь «Пуговица ходит» «Пристегни» Декабрь Из чего сделаны предметы «Свойства материалов» «Свойства магнита» Январь Домашние животные «Почему кошка языком чистит себе шерстку» Февраль Наша Армия «Парашют из бумаги» Март Предметы, обеспечивающие человеку комфорт «Веер» «Сортировка» Апрель Птицы «Как маскируются птицы?» «Птицы плавают в воде» Май Экспериментальная деятельность на прогулке: «След» «Как расселяются растения?» «Солнечный луч» Основными задачами нашей работы являлись: Учет познавательных интересов детей Создание проблемно-поисковых ситуаций Постепенное усложнение материала Стимулирование к самостоятельной поисковой деятельности и проявлению максимальной умственной активности и самостоятельности, Создание развивающей среды, предоставляющей каждому ребенку широкий простор для самореализации, Организация образовательного процесса на наглядно-образной основе. В учреждении во всех возрастных группах созданы «зоны экспериментирования», в которых на специальных столиках и стеллажах широко представлены материалы различной фактуры, расположенные по различным направлениям: «Бумага», «Вода», «Металл»; минилаборатории, приборы: лупы, весы, песочные часы, магниты, компас: разнообразные сосуды и другое оборудование. Помимо стационарных зон есть и подвижные уголки опытноэкспериментальной деятельности, помогающие детям самостоятельно продолжать исследования изучаемой темы. Чтобы опытноэкспериментальная деятельность детей была плодотворной и успешной необходимо выполнение следующих условий: Подготовка к проведению экспериментов начинается с того, что педагог определяет текущие дидактические задачи. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям и всесторонне знакомится с ним сам, одновременно осваивая, технику экспериментирования, если та ему незнакома. Во время проведения эксперимента, не стоит строго регламентировать работу, ограничивая временные рамки, возможны отступления от намеченного плана. 971 Дети во время работы должны быть раскрепощены, заинтересованы. Необходима постоянная стимуляция детского любопытства. Нельзя сразу отвечать на вопросы детей, а надо помочь ребенку самостоятельно получить ответы на вопросы, поставив небольшой опыт. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие детской речи. Таким образом, алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом: 1. Ребенок выделяет и ставит проблему, которую надо решить 2. Предлагает различные варианты ее решения. 3. Проверяет эти решения. 4. Делает выводы. При соблюдении всех этих условий, в подготовительной к школе группе, проведение экспериментов становится привычной нормой для наших воспитанников. Важно отметить и то, что в процессе экспериментирования решаются не только образовательные и развивающие задачи, но и задачи воспитательного характера. Дети учатся работать в коллективе, общаться со сверстниками, доказывать свою правоту, прислушиваться к мнению другого человека, переносить неудачи и радоваться победам. Необходимо также упомянуть о том, что воспитательные и образовательные задачи лучше всего решать в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Для родителей нами создана картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. О результативности применения опытноэкспериментальной деятельности как средства познавательного развития можно судить по результатам диагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников»

Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития

старших дошкольников

Чемоданова Марина Викторовна

МДОУ "Райсеменовский детский сад комбинированного вида "Родничок"

Ключевые слова:

Опытно-экспериментальная деятельность, детское экспериментирование

Аннотация: Целью статьи является поиск путей воспитания личности ребенка-дошкольника, побуждения его к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы через опытно-экспериментальную деятельность

Дошкольный возраст - очень важный период в жизни человека. В нем закладываются основы будущей личности. Ребенок познает мир, желает овладеть новыми знаниями, информацией, стремится к самостоятельному поиску ответов на интересующие вопросы. Л. С. Выготский говорил, что развитие ребенка, развитие его способностей достигается не тем, что он быстрыми шагами идет вперед, а тем, что он широко и всесторонне охватывает различные виды деятельности, знания, впечатления, соответствующие его возрастным возможностям. Огромную роль в познавательном развитии дошкольника играет экспериментальная деятельность. Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность. В настоящее время детское экспериментирование получило отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой, в современных дошкольных образовательных программах («Детство», «Развитие», «Наш дом -природа», «Детское экспериментирование», «Ребенок в мире поиска»). Экспериментальная деятельность позволяет ребенку включиться в процесс целенаправленного познания мира и научиться ставить цели, планировать свою работу, контролировать свои действия, прогнозировать возможные результаты, сопоставлять и сравнивать их с реальными результатами В процессе эксперимента дети получают реальные представления об изучаемом объекте, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, развивается память, активизируются мыслительные процессы ребенка. Экспериментирование позволяет совершенствоваться операциям анализа и синтеза, учит детей сравнивать и классифицировать предметы и явления, развивает речь ребенка, поскольку имеется необходимость в вербальном оформлении деятельности. В нашем детском саду уделяется особое внимание экспериментированию, как средству развития познавательной активности дошкольников. В дошкольном учреждении, разработана система организованной образовательной деятельности на основе экспериментирования. Экспериментирование, таким образом, носит не формальный, ситуативный характер, а возведено в систему и является основой детского творчества К сожалению, методические основы процесса развития познавательной активности дошкольников средствами экспериментирования недостаточно разработаны. Поэтому педагогам ДОУ пришлось теоретически обосновать, разработать и проверить на практике эффективность использования экспериментирования для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста (на примере занятий по окружающему миру) .

Приводим примерный перспективный план экспериментальной деятельности в старшей группе в рамках занятий.

Сентябрь «Свойства воды» «Воздух в стакане»

Октябрь «Свойства и качества предметов: полиэтилен, ткань, бумага» «Сравни» «Копирка» Ноябрь «Пуговица ходит» «Пристегни»

Декабрь Из чего сделаны предметы «Свойства материалов» «Свойства магнита» Январь Домашние животные «Почему кошка языком чистит себе шерстку» Февраль Наша Армия «Парашют из бумаги»

Март Предметы, обеспечивающие человеку комфорт «Веер» «Сортировка»

Апрель Птицы «Как маскируются птицы?» «Птицы плавают в воде»

Май Экспериментальная деятельность на прогулке: «След» «Как расселяются растения?» «Солнечный луч»

Основными задачами нашей работы являлись:

- Учет познавательных интересов детей

- Создание проблемно-поисковых ситуаций

- Постепенное усложнение материала

- Стимулирование к самостоятельной поисковой деятельности и проявлению максимальной умственной активности и самостоятельности,

- Создание развивающей среды, предоставляющей каждому ребенку широкий простор для самореализации,

- Организация образовательного процесса на наглядно-образной основе.

В учреждении во всех возрастных группах созданы «зоны экспериментирования», в которых на специальных столиках и стеллажах широко представлены материалы различной фактуры, расположенные по различным направлениям: «Бумага», «Вода», «Металл»; мини-лаборатории, приборы: лупы, весы, песочные часы, магниты, компас: разнообразные сосуды и другое оборудование. Помимо стационарных зон есть и подвижные уголки опытно-экспериментальной деятельности, помогающие детям самостоятельно продолжать исследования изучаемой темы. Чтобы опытно- экспериментальная деятельность детей была плодотворной и успешной необходимо выполнение следующих условий:

- Подготовка к проведению экспериментов начинается с того, что педагог определяет текущие дидактические задачи. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям и всесторонне знакомится с ним сам, одновременно осваивая, технику экспериментирования, если та ему незнакома.

- Во время проведения эксперимента, не стоит строго регламентировать работу, ограничивая временные рамки, возможны отступления от намеченного плана.

- Дети во время работы должны быть раскрепощены, заинтересованы.

- Необходима постоянная стимуляция детского любопытства. Нельзя сразу отвечать на вопросы детей, а надо помочь ребенку самостоятельно получить ответы на вопросы, поставив небольшой опыт.

- При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие детской речи. Таким образом, алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом:

1. Ребенок выделяет и ставит проблему, которую надо решить

2. Предлагает различные варианты ее решения.

3. Проверяет эти решения.

4. Делает выводы.

При соблюдении всех этих условий, в подготовительной к школе группе, проведение экспериментов становится привычной нормой для наших воспитанников. Важно отметить и то, что в процессе экспериментирования решаются не только образовательные и развивающие задачи, но и задачи воспитательного характера. Дети учатся работать в коллективе, общаться со сверстниками, доказывать свою правоту, прислушиваться к мнению другого человека, переносить неудачи и радоваться победам. Необходимо также упомянуть о том, что воспитательные и образовательные задачи лучше всего решать в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Для родителей нами создана картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. О результативности применения опытно-экспериментальной деятельности как средства познавательного развития можно судить по результатам диагностики.

Список литературы:

1. Кончина О. А., Свирская Л. В. 1995 //Программа развития познавательных способностей детей 3-7 лет./ Новгород, - 215 с.

2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. 2005. Старший дошкольный возраст // Детское экспериментирование/. М.: Педагогическое общество России,.-80 с.

3. Новоселова С. Л. 2001. Игра - экспериментирование как детская самодеятельность // -методический и научно педагогический журнал. - Приложение № 4, С 86-93.

4. Поддьяков А. Н. 1991. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии/ - №4. - с. 29-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.