Научная статья на тему 'Организационно-правовое и методическое обеспечение антикоррупционного образования в системе вузов МВД России'

Организационно-правовое и методическое обеспечение антикоррупционного образования в системе вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
232
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗАХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION EDUCATION ANTI-CORRUPTION EDUCATION / ANTI-CORRUPTION EDUCATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / PREVENTION OF CORRUPTION CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Уткин Валерий Александрович, Иванцов Сергей Вячеславович, Соломатина Елена Александровна

В рамках данной научной статьи авторы предлагают изменить образовательные подходы и технологии, тем самым выйти на новый эффективный и полноценный уровень антикоррупционной подготовки курсантов и слушателей в системе вузов МВД России. Необходимо менять методическое обеспечение антикоррупционного образования в системе МВД России. Необходимо доработать и переосмыслить основы антикоррупционного просвещения настоящих и будущих сотрудников и работников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Уткин Валерий Александрович, Иванцов Сергей Вячеславович, Соломатина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL, LEGAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF ANTI-CORRUPTION EDUCATION IN THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

In this scientific article the authors propose to change educational approaches and technologies, to enter new effective and meaningful level of anti-corruption training of cadets and students in the system of educational institutions of the MIA of Russia. It is necessary to change the methodological support for anti-corruption education in the Ministry of internal Affairs of Russia. It is necessary to Refine and rethink the basics of anti-corruption education for current and future employees and employees of internal Affairs agencies.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовое и методическое обеспечение антикоррупционного образования в системе вузов МВД России»

УДК 34.06 DOI 10.24411/2687-0185-2020-10021

ББК 67

© В.А.Уткин, С.В. Иванцов, Е. А. Соломатина, 2020 Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ВУЗОВ

МВД РОССИИ

Валерий Александрович Уткин,

профессор кафедры криминологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент

E-mail: [email protected] Сергей Вячеславович Иванцов, Ученый секретарь Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

доктор юридических наук, профессор E-mail: [email protected] Елена Александровна Соломатина, доцент кафедры криминологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент

E-mail: [email protected]

Аннотация. В рамках данной научной статьи авторы предлагают изменить образовательные подходы и технологии, тем самым выйти на новый эффективный и полноценный уровень антикоррупционной подготовки курсантов и слушателей в системе вузов МВД России. Необходимо менять методическое обеспечение антикоррупционного образования в системе МВД России. Необходимо доработать и переосмыслить основы антикоррупционного просвещения настоящих и будущих сотрудников и работников органов внутренних дел.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное образование антикоррупционное просвещение, антикоррупционное воспитание в вузах системы МВД России, предупреждение коррупционных преступлений.

ORGANIZATIONAL, LEGAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF ANTI-CORRUPTION EDUCATION IN THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Valery Aleksandrovich Utkin,

Associate Professor, Department of Criminology Moscow University of the interior Ministry named after V. Ya. Kikotya,

PhD, Associate Professor E-mail: [email protected] Sergei Vyacheslavovich Ivantsov, Scientific Secretary of the Moscow University of the MIA of Russia named after V. Ya. Kikotya, Doctor of legal Sciences, Professor E-mail: [email protected] Elena Aleksandrovna Solomatina, Associate Professor Department of Criminology Moscow University of the interior Ministry named after V. ya. Kikot,

PhD, Associate Professor E-mail: [email protected]

Abstract. In this scientific article the authors propose to change educational approaches and technologies, to enter new effective and meaningful level of anti-corruption training of cadets and students in the system of educational institutions of the MIA of Russia. It is necessary to change the methodological support for anti-corruption education in the Ministry of internal Affairs of Russia. It is necessary to Refine and rethink the basics of anti-corruption education for current and future employees and employees of internal Affairs agencies.

Keywords: corruption, anti-corruption education anti-corruption education, anti-corruption education in higher education institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia, prevention of corruption crimes.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Уткин В.А., Иванцов С.В., Соломатина Е.А. Организационно-правовое и методическое обеспечение антикоррупционного образования в системе вузов МВД России. Криминологический журнал. 2020;(2):4-11.

В России создана правовая база противодействия коррупции с учетом мирового опыта. В системе этих документов особое внимание уделено работе с кадрами. В частности, установлены барьеры для недопущения на службу лиц, неспособных морально и психологически, честно и ответственно выполнять служебный долг. Уточнены и конкретизированы полномочия органов внутренних дел, установлен механизм обеспечения контроля за деятельностью сотрудников, осуществляются меры просветительской воспитательной антикоррупционной работы с личным составом.

Необходимость совершенствования профилактической работы по антикоррупционному просвещению курсантов и слушателей образовательных организаций системы вузов МВД России, а также необходимость совершенствования процесса воспитания устойчивого антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел, минимизация коррупционных рисков в их деятельности обусловлено теми задачами, которые ставит сегодня перед личным составом Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Статистические данные преступности и общественное мнение подтверждают тот факт, что коррупционные проявления пустили глубокие корни в правоохранительной деятельности. В связи с чем проблема коррумпированности сотрудников полиции является одной из наиболее актуальных и обсуждаемых тем в обществе.

Не случайно в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года говорится о том, что одним из главных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должно стать совершенствование нормативного правового регулирования роли государства в борьбе с коррупцией.

Поэтому на сегодняшний день многие ученые, работающие в отраслях криминологии, психологии и педагогики, в своих исследованиях вносят предложения по более эффективным мерам противодействия коррупционной преступности в этой важной правовой сфере.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» пополняется

нормами, ограничивающими или запрещающими находиться в рискованных ситуациях, приводящих к коррупционным преступлениям. Практика показывает, что ограничения и запреты, связанные с требованиями к служебному поведению государственных служащих, нуждаются в наладке и дополнении более надежными и устойчивыми мерами, создающими обстановку сознательного выполнения антикоррупционных правил поведения.

Во исполнение Плана МВД России по реализации Комплексного плана просветительских мероприятий, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям, в том числе на повышение эффективности антикоррупционного просвещения, на 2019-2020 гг., утвержденного распоряжением Правительства Российской Феде-рации от 21 декабря 2018 г. № 2884-р одна из составляющих антикоррупционной работы является диагностика и прогнозирование профессиональной деятельности сотрудников полиции. Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел принадлежит к разряду публичных и сложных, предъявляющих высокие требования к работникам правоохранительных органов.

Проведенное исследование выявило недостатки и предлагает коррективы антикоррупционной деятельности в системе образовательных учреждений МВД России, выпускники которых ежегодно пополняют ряды сотрудников органов внутренних дел специалистами преданными выбран-ной профессии.

В последнее время в нашем обществе особое внимание уделяется совершенствованию системы запретов, ограничений, обязанностей служащих, работников на государственной службе, сотрудников и работников в органах внутренних дел, единообразному применения механизмов реализации урегулирования конфликта интересов, прозрачности сделок, подконтрольности процедур государственных закупок, эффективности просветительских программ, образовательных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения у граждан в целом.

А перед образовательным учреждением всегда стоит три блока задач: образовательных, просвети-

тельских и научных. В образовательном блоке это прежде всего, компетенции, которые реализуются путем преподавания различных блоков дисциплин (модулей) направленных на формирование профессиональных компетенций в области противодействия коррупции.

Просветительский блок — это прежде всего, утверждение и реализация программ антикоррупционного просвещения обучающихся, активизация их деятельности, разработка комплекса просветительских мероприятий, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям.

Научный же блок — это прежде всего, ориентация на организацию и проведение научных междисциплинарных исследований, направленных на совершенствование мер противодействия коррупции, проведение ежегодного Евразийского антикоррупционного форума, организацию рецензирования научных работ.

Безусловно, для формирования антикоррупционных стандартов необходимо создавать культурно — правовое пространство в вузе.

А вот уже следующая ступень это — формирование антикоррупционного мировоззрения у студентов, у курсантов и слушателей, готовности их к противодействию коррупции в профессиональной жизни.

Есть много мнений на тему совершенствования процесса антикоррупционного просвещения. А именно, процесса формирования антикоррупционной среды образовательных организаций и учреждений. Министерством образования определены базовые тренды антикоррупционной деятельности в вузе — это внедрение антикоррупционного образования, развитие антикоррупционного просвещения, формирование антикоррупционной среды[2].

Антикоррупционное просвещение в целом имеет целый блок разного рода деятельности направленной на формирование у студентов и профессорско-преподавательского состава нетерпимости к коррупции и может осуществляться по следующим направлениям: размещение стендов, трансляция аудио и видеороликов, работа научных курсантских групп, проведении конференций, круглых столов, просветительских бесед и многие другие. Безуслов-

но, сегодня это реализуется повсеместно. Реализация же антикоррупционного образования формирует специфику образовательной среды, направленной на повышения знаний более углубленных, способность противостоять коррупционно-опасным ситуациям и эффективности антикоррупционной политики в целом в высшем учебном заведении.

Результатом такой работы, деятельности обозначенной выше, как нам кажется должно стать [1]:

• формирование антикоррупционного мировоззрения;

• формирование антикоррупционной культуры;

• формирование антикоррупционной позиции;

• формирований антикоррупционного поведения, формирование антикоррупционной компетентности;

• антикоррупционная профессиональная компетентность учащихся.

Сегодня система МВД РФ нуждается в антикоррупционной защите, ведь не секрет, что криминальная ситуация последних лет, свидетельствует о нарастании негативных процессов, связанных с ростом преступных коррупционных проявлений в среде сотрудников и работников органов внутренних дел [2]. В условиях ухудшения социальной и правовой защиты сотрудников происходят подрыв их профессиональной инициативы, отток квалифицированных кадров, рост числа нарушений законности и преступлений.

К информационно-организационным мероприятиям отнесем: информирование населения о порядке поступления на службу в органы внутренних дел и условиях службы в органах внутренних дел; про-фессионально-ориентационные мероприятия, проводимые с населением по вопросам прохождения службы в органах внутренних дел; непосредственный поиск граждан для службы в органах внутренних дел.

Как нам кажется, работа по формированию антикоррупционного поведения должна основываться на современных научных разработках, соответствовать реалиям сегодняшнего дня и проводиться по следующим направлениям [3]:

• изменение структуры подразделений по ка-

дровой и воспитательной работе в сторону расширения их штатных сотрудников;

• применение в воспитании личного состава органов внутренних дел новейших научных разработок научно-исследовательских и образовательных учреждений системы МВД России;

• создание системы подготовки сотрудников воспитательных аппаратов органов внутренних дел;

• создание электронных баз данных по нарушениям сотрудников органов внутренних дел с целью оперативного реагирования на них со стороны воспитательных аппаратов органов внутренних дел и другие1.

Далее отметим, что создание в органах внутренних дел антикоррупционных барьеров стало системным и последовательным. В качестве одного из инструментов противодействия коррупции и проникновению в систему МВД лиц с корыстной мотивацией была введена система так называемого института личного поручительства, направленного на повышение ответственности руководителей за принимаемые ими кадровые решения.

Кроме того, в системе профилактической работы значительное место занимает взаимодействие органов внутренних дел с общественными организациями, с Уполномоченным по правам человека, со средствами массовой информации, ведь любая информация о преступлениях или о коррупции сотрудников и работников органов внутренних дел тщательно проверяется и фиксируется в учетах.

Отметим еще важное направление предупреждения коррупции в органах внутренних дел, которым должно стать совершенствование профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел. Его значимость обусловливается необходимостью закрепления знаний, полученных в специальных колледжах либо в высших учебных заведениях, повышения профессиональной культуры и правосознания сотрудников органов внутренних дел. Высокий уровень профессиональной

1 См., например: Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел: Учебное пособие / под общей редакцией д.ю.н., профессора С.В. Иванцова. - М.: МосУ МВД России имения В.Я. Кикотя, 2015.

культуры, который проявляется не только в четком знании законодательства, но и правильном его понимании и применении на практике может стать реальным механизмом противодействия негативным процессам коррупции. Необходимо отказаться от формального подхода к проведению повседневного профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел. Обучение надлежит рассматривать как важнейшее средство и направление деятельности.

Однако состояние коррупции в органах внутренних дел требуют сделать проведение антикоррупционных мероприятий с курсантами и слушателями образовательных учебных заведений МВД России частью профессионального вузовского образования (обучения и воспитания).

Разъяснение требований и сознательное их восприятие и выполнение — главная задача на сегодня в воспитательной работе с курсантами и слушателями. В вузе воспитание и обучение должны обеспечить подготовку специалистов профессионалов с высокими моральными качествами, установленными навыками соблюдения профессионального этического стандарта антикоррупционного поведения.

Выявление нарушений требований антикоррупционного стандарта свидетельствует о недостаточном знании у некоторых курсантов и слушателей законодательства и нормативных актов по этому вопросу. Квалифицированно обязаны это делать и руководители курсов и факультетов, и весь преподавательский состав. В условиях нарастания правовой базы противодействия коррупции и ее не система-тезированности сегодня важно организовать в учебных заведениях постоянно действующий семинар по антикоррупционному обучению должностных лиц, в чьи обязанности входит эта работа.

На начальных курсах для обучающихся можно предусматривать освоение минимума требований стандарта антикоррупционного поведения. Однако правовое антикоррупционное просвещение курсантов и слушателей необходимо проводить в течение всего периода обучения.

Дело в том, что правовая база антикоррупционных мер постоянно совершенствуется, дополняется новыми требованиями и не систематизируется, невыполнение или нарушение которых может соста-

вить дисциплинарное правонарушение, влекущее серьезную меру ответственности. Этого можно избежать, если курсанты и слушатели будут вести в процессе всего периода обучения конспекты нормативных актов против коррупции и содержащихся в них рекомендаций по недопущению коррупционных рисков. Для удобства ведения и пользования такими источниками можно рекомендовать предложенное кафедрой криминологии Московского Университета системы МВД России распределение антикоррупционных норм по четырем направлениям, отражающим сферы и способы формирования антикоррупционного поведения, назовем их [1]:

• Антикоррупционные требования, вытекающие из правового статуса (прав и обязанностей) сотрудников органов внутренних дел, с учетом вида деятельности и должности по будущей службе;

• Стандарт антикоррупционного поведения сотрудника (установленные запреты, ограничения и дозволения, обеспечивающие предупреждение коррупции в органах внутренних дел);

• Нравственные основы антикоррупционного поведения сотрудников, принципы и правила, закрепленные в соответствующих нормативных документах;

• Юридическая ответственность (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная), установленная федеральными законами за коррупционные правонарушения.

С учетом положений Национального плана организационным документом по профилактике коррупционных правонарушений в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя является План по противодействию коррупции на 2019-2020 годы. В плане предусмотрены мероприятия просветительского характера, по контролю за исполнением предписаний стандарта поведения сотрудников, информирование личного состава о новых нормативных актах и др. Одной из профилактических мер является сбор сведений о доходах и расходах сотрудников и работников, их супруги (супруга), несовершеннолетних детей.

Важным профилактическим направлением яв-

ляется обеспечение соблюдения сотрудниками и работниками Университета ограничений и запретов, а также недопущение конфликтов интересов на службе и устойчивое отношение к склонению к коррупционным правонарушениям, недопущение других ситуаций коррупционных рисков.

В целях профилактики коррупционных правонарушений в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами на работников, занимающих отдельные должности на основании трудового договора в соответствии с федеральным законом «О противодействии коррупции» (ст. ст.12.2, 12.4) распространяются ограничения, запреты, установленные для федеральных государственных служащих, в порядке, предусмотренном актами федеральных государственных органов.

В МВД России этот порядок определен приказом от 27 июня 2015 г.№ 723 «О распространении на работников , замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, ограничение, запретов и обязанностей, установленных для государственных гражданских служащих», которым предусмотрено внесение в трудовые договоры работников, замещающих должности, указанные в Перечне должностей, о соблюдение ограничений, запретов и обязанностей, указанных в п.1 Приказа.

Для целенаправленной работы создано отделение по профилактике коррупционных правонарушений, которое проводит мониторинг на предмет возможности возникновения конфликта интересов среди личного состава, других ситуаций, располагающих к коррупции.

С личным составом в рамках морально-психологической подготовки, единого дня государственно-правового информирования периодически рассматривается антикоррупционное законодательство и рекомендации по его реализации.

В Университете и его филиалах сформированы и работают 7 комиссий, рассматривающих вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов, на которых рассматриваются допущенные

нарушения.

Антикоррупционные мероприятия в соответствии со своими задачами выполняет Управление по работе с личным составом, конкурсная комиссия и аттестационная комиссия сотрудников органов внутренних дел.

В обеспечении процесса формирования антикоррупционных стандартов активно работает несколько лет кафедра «Криминологии». Начиная с 2008 г. профессорско-преподавательским составом кафедры подготовлены рабочие учебные программы, планы семинарских и практических заданий, фондовые лекции, учебные пособия в рамках преподавания курса «Предупреждения коррупции в ОВД и формирования антикоррупционного поведения сотрудников и работников ОВД». Спец-дисциплина преподается на 4-5 курсах по всем специальностям очной и заочной формы обучения в объеме 72 часа. В курсе «Криминология» так же введено 2 темы по проблемам предупреждения коррупции.

Как нам видится, сегодня необходима более тщательная корректировка антикоррупционной подготовки курсантов и слушателей учебных заведений системы МВД России с акцентом и на антикоррупционное образование, а в целом на обучение и воспитание, которая должна быть направлена на повышении не только эффективности законодательной базы по воздействию на причины коррупционных преступлений но и основана на оптимизации антикоррупционного образования, просвещения в целом. К ним можно отнести следующие:

1. Расширение и активизация антикоррупционного образования. Можно предположить рассматривать антикоррупционное образование как целенаправленный процесс правового, этического, нравственного и психологического воспитания и обучения. Достижение целей антикоррупционного образования сотрудников ОВД требует осуществление этого процесса в течение всего периода обучения, далее в процессе службы в органах внутренних дел, в том числе при периодическом прохождении повышения квалификации по данной тематике.

Воспитание антикоррупционной устойчивости обучающихся могут обеспечить усилия всех кафедр общенаучного и криминального цикла, а также командного состава факультетов и курсов.

Необходимо сформировать единое сквозное информационно-методическое обеспечение антикоррупционного образования и довести его до участников этого процесса целесообразно совместными усилиями при головной роли кафедры, преподающей спецкурс по антикоррупционной тематике.

На решение задачи по повышению эффективности антикоррупционной устойчивости сотрудников ОВД необходимо изыскать возможность увеличения учебного времени на антикоррупционное образование курсантов и слушателей, как на спецкурс, так и на другие дисциплины, рассматривающие эти вопросы.

2. Оптимизация сочетания информирования, воспитания и обучения при антикоррупционной подготовке. Предлагаем в дополнение к учебному времени использовать внеучебный потенциал для антикоррупционного образования. Необходимо отрабатывать коррупционные риски и выходы из них в процессе самостоятельной работы по практикумам, в период стажировок, проведения олимпиад и других привлекательных форм самообразования.

Предлагаем активизировать разработку антикоррупционной тематики в исследованиях разных кафедр и публикациях, ежегодно проводить научные конференции по данной тематике с привлечением обучающихся. А также включить в образовательный процесс пропагандистско-просветительские аспекты антикоррупционного законодательства, особенно его новых положений, используя печатные издания, интернет-сайты, систему служебной подготовки.

Необходимо изучать (проводить мониторинг) мнения сотрудников об эффективности противодействия коррупции в ОВД, осуществлять психологические тестирования в учебных группах, разъяснять их результаты, своевременно вносить изменения в образовательный процесс. Использовать в антикоррупционном воспитании потенциал ветеранских организаций ОВД, советов общественности при органах внутренних дел, известных общественных деятелей и авторитетных руководителей ведомства.

Отметим, что в процессе оптимизация сочетания информирования, воспитания и обучения курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России при антикоррупционной под-

готовке необходимо [1]:

• в дополнение к отведенному учебному времени использовать внеучебный потенциал антикоррупционного образования;

• уделить внимание отработке ситуаций коррупционных рисков и выходы из них в процессе работы по практикумам, в период стажировок, проведения олимпиад и осуществлении других привлекательных форм самообразования;

• активизировать разработку антикоррупционной тематики по планам НИР кафедр и Университета и в различных формах публикаций;

• включить в образовательный процесс про-пагандистско-просветительские аспекты антикоррупционного законодательства, особенно в процессе разъяснения его новых положений, используя печатные издания, интернет-сайты, систему служебной подготовки, конференции и другие мероприятия;

• изучить путем проведения мониторинга опросы мнения сотрудников об эффективности противодействия коррупции в ОВД, осуществлять психологические тестирования в учебных группах с целью выяснения мотивационной направленности обучающихся и их готовности следовать нормам антикоррупционного законодательства, анализировать их, своевременно вносить изменения в образовательный процесс.

• использовать в антикоррупционном воспитании потенциал ветеранских организаций ОВД, советов общественности при ОВД, известных общественных деятелей и авторитетных руководителей ОВД;

• образовательный антикоррупционный процесс должен осуществляться непрерывно, начиная с первого курса. Необходимо в преподаваемые дисциплины включить антикоррупционную тематику в рамках изучаемых различных тем. В дополнении к отведенному времени на антикоррупционное образование необходимо использовать возможности самостоятельной подготовки обучающихся;

• в связи с меняющейся коррупционной ситуацией, совершенствованием законодательства нельзя забывать и разработку антикоррупционной тематики по планам кафедр и вуза с различными формами публикаций. Для этого продуктивно проведение межвузовских научно-практических конференций по данной тематике с привлечением широкого круга обучающихся, практических и научных работников.

Вследствие сказанного, предложения по совершенствованию указанных направлений от курсантов и слушателей 4 и 5 курсов Университета МВД России имени В.Я. Кикотя поступили следующие:

1. Как можно больше проводить «Антикоррупционных просветительских игр».

2. Увеличить количество приглашенных практических работников из оперативных отделов ГУСБ МВД РФ на учебные занятия к курсантам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Рассмотреть возможность посещение (или видео-просмотров) учащимися исправительных учреждений системы ФСИН России, в которых отбывают наказания бывшие сотрудники МВД России за взяточничество.

4. Как можно больше проводить студенческих конференций на тему: «Скажи «НЕТ» КОРРУПЦИИ!!!»

5. Предложить включить антикоррупционную тематику в План «Рождественских университетских встреч» с представителями духовенства русской православной церкви.

6. Предложить утвердить 2021 год как «Год борьбы с коррупцией!».

В целом, констатируем, что необходим переход на новый уровень антикоррупционной подготовки, заменив задачи по формированию антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел МВД России на их антикоррупционное образование (обучение и воспитание). Предполагаемый образовательный подход позволит преодолеть нигилизм в отношении к мерам против коррупции, стимулировать дискуссии о необходимости сознательно избегать и не допускать коррупционные риски и проступки на службе, четко понимать необходимость этого, восполнить пробелы в воспитании и уважении к закону.

Литература

1. Уткин В.А. Оптимизация противодействия коррупции в правоохранительной деятельности. М., 2017.

2. Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел: учебное пособие/Под общей редакцией д.ю.н., проф. С.В. Иванцова. -М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015.

3. Денисов Н.Л., Соломатина Е.А. Воспитательная работа как средство профилактики коррупционных проявлений и формирования антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел // В сборнике: Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Сборник научных статей. Орел, 2017. С. 23-30.

References

1. Utkin V.A. Optimization of anti-corruption in law enforcement. M., 2017.

2. Prevention of corruption in the internal affairs bodies and the formation of anti-corruption behavior of employees and employees of internal affairs bodies: a tutorial / Edited by Doctor of Law, prof. S.V. Ivantsov. -M .: Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, 2015.

3. Denisov N.L., Solomatina E.A. Educational work as a means of preventing corruption and the formation of anti-corruption behavior of employees and employees of internal affairs bodies // In the collection: Moral and psychological support of operational and service activities of internal affairs bodies Collection of scientific articles. Oryol, 2017.S. 23-30.

История отечественного государства и права. Учебное пособие. Под ред. Н.В. Михайловой. 383 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Рассмотрены становление и развитие отечественного государства и права в русле исторического процесса. Периодизация курса дана в соответствии с основными этапами развития государства и права. Проанализирована специфика российской государственности и правовой системы. Учебное пособие ориентирует читателя на отход от традиционных, принятых в советское время оценок правовых явлений в стране, обусловленных идеологизацией и политизацией юридических знаний.

Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению «Юриспруденция».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.