УДК 343.35, 378:354.31 ББК 67.7
DOI 10.24411/2414-3995-2020-10154 © С.Д. Кондратьев, О.А. Копылова, В.В. Копылов, 2020
Научная специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право;
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РФ
Сергей Дмитриевич Кондратьев,
старший преподаватель кафедры «Тактико-специальной, огневой и физической подготовки» Тверской филиал Московского университета имени В.Я. Кикотя (170040, Тверь, ул. Кривичская, д. 12)
E-mail: [email protected];
Ольга Александровна Копылова, заведующий кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин,
кандидат психологических наук, доцент
Тверской филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
(170100, Тверь, ул. Вагжанова, д. 7) E-mail: [email protected];
Виталий Викторович Копылов, профессор кафедры «Тактико-специальной, огневой и физической подготовки»,
кандидат юридических наук
Тверской филиал Московского университета имени В.Я. Кикотя (170040, Тверь, ул. Кривичская, д. 12)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются психолого-педагогические проблемы организации обучения антикоррупционному поведению слушателей образовательных учреждений МВД РФ. Авторами рассматриваются отечественные и международные нормативно-правовые акты, регламентирующие совершенствование мер по противодействию коррупции в части проведения образовательных, информационно-просветительских мероприятий, направленных на формирование в обществе культуры нетерпимости к коррупции. Исследуются обстоятельства, негативно отражающиеся на результатах информационно-просветительских мероприятий в целом. Анализируются перспективы внедрения интерактивного обучения антикоррупционному поведению слушателей образовательных учреждений МВД РФ.
Ключевые слова: интерактивные образовательные технологии, антикоррупционное поведение, устойчивое антикоррупционное поведение слушателей, противодействие коррупции, профессиональное обучение.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUBSTANTIATION OF THE INTRODUCTION OF INTERACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES FORMING ANTI-CORRUPTION BEHAVIOR OF LISTENERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA RF
Sergey D. Kondrat'ev,
Senior Lecturer of the Department of Tactical-special, Fire and Physical Training Tver branch of Moscow University named after V.Ya. Kikot' (170040, Tver', ul. Krivichskaya, d. 12);
Ol'ga A. Kopylova,
Head of the Department of Humanities and Natural Sciences, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor
Tver Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation
(170100, Tver', ul. Vagzhanova, d. 7);
Vitaliy V. Kopylov,
Professor of the Department of Tactical-special, Fire and Physical Training,
Candidate of Legal Sciences
Tver branch of Moscow University named after V.Ya. Kikot' (170040, Tver', ul. Krivichskaya, d. 12)
Abstract. Discussed the psychological and pedagogical problems of the organization of training in anti-corruption behavior of students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The authors consider domestic and international regulatory acts governing the improvement of anti-corruption measures in part, educational, awareness-raising activities aimed at creating a culture of intolerance to corruption in society. The circumstances that negatively affect the results of outreach activities in general are investigated. The prospects of introducing interactive training on anti-corruption behavior of students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation are analyzed.
Keywords: interactive educational technologies, anti-corruption behavior, sustainable anti-corruption behavior of students, anticorruption, professional training.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Кондратьев С.Д., Копылова О.А., Копылов В.В. Психолого-педагогическое обоснование внедрения интерактивных образовательных технологий формирования антикоррупционного поведения слушателей образовательных учреждений МВД РФ. Вестник экономической безопасности. 2020;(3):58-62.
Профессиональное обучение слушателей по образовательным программам профессиональной подготовки является важным этапом профессионального становления и приобретения ими компетенций, необходимых для выполнения своих служебных обязанностей.
Повседневная служба полицейских сопряжена с деятельностью в экстремальных условиях и ситуациях, предполагающих применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, поэтому изучению этих направлений уделяется особое внимание, так как от правильности их применения во многом зависит эффективность выполнения боевых задач сотрудником органов внутренних дел. В последнее время к числу условий и ситуаций, оказывающих негативное влияние на результаты служебной деятельности сотрудников полиции, относят коррупцию в органах внутренних дел.
«Коррупция в органах внутренних дел - это незаконное использование сотрудниками своего служебного положения для получения материальных и иных благ от физических или юридических лиц» [4, с. 35]. Это явление не позволяет полицейским эффективно бороться с преступностью, так как коррупция деформирует сознание не только простого гражданина, совершившего незаконное деяние, но и сотрудников внутренних дел, поэтому в процессе повышения квалификации или профессионального обучения возрастает значимость обучения слушателей противодействию коррупции наравне с изучением применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Профессиональное образование и обучение в современных условиях призвано «обеспечить готовность человека к ценностно-смысловому самоопределению в процессе личностной и профессиональной самореализации» [6, с. 153-164].
В трудах отечественных психологов (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн) подчеркивалось, что смыслообразование является механизмом
осознания личностью своих мотивов, жизненных обстоятельств и придания им личностного смысла. В развитии личности играют огромною роль не только мотивы, но и ценности, личностные ценности - это основа смысла жизни. Личностные ценности выступают регуляторами как личностного развития, так и профессионального становления.
Важнейшей проблемой в современных условиях развития профессионального обучения является поиск таких образовательных технологий, которые бы обеспечивали готовность специалиста к ценностно-смысловому самоопределению и профессиональной самореализации.
Обучение противодействию коррупции должно занимать особое место в подготовке будущих полицейских (слушателей образовательных учреждений МВД РФ), так как «коррупция - это проблема, не только и не столько юридическая, и управленческая, сколько политическая и нравственная» [3, с. 70-75].
Исследуя образовательные технологии, способствующие повышению эффективности обучения противодействию коррупции, необходимо рассмотреть обстоятельства, негативно влияющие на результаты информационно-просветительских мероприятий в целом.
1. Недостаточный жизненный опыт слушателей, обучающихся по образовательным программам профессиональной подготовки в образовательных учреждениях МВД РФ, и низкая информированность о причинах, формах и последствиях коррупции.
2. Среди слушателей, обучающихся по образовательным программам профессиональной подготовки, имеются и такие, кто был склонен к девиант-ному поведению, а, как известно, коррупционные правонарушения - это одна из форм девиантного поведения. Девиации слушателей могут проявляться в словесном оскорблении, недисциплинированности, непослушании и пререкании с лицами из числа начальствующего состава, в самовольном оставлении расположения учебного заведения и др.
И некоторые впервые принятые на службу сотрудники изначально имеют в своем сознании цели, мотивы коррупционной направленности. Девиантное поведение такого уровня требует реализации специальных психолого-педагогически обоснованных профилактических мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию более сложных деви-антных поступков, например, таких, как коррупционная составляющая поведения сотрудника органов внутренних дел, что в целом способствует выполнению учебно-практических задач по формированию культуры будущего российского офицера полиции [2, с. 25-28]. Кроме этого, возросло число слушателей с заключением по результатам комплексного обследования - «рекомендуется условно», т.е. уровень личностных и деловых качеств изначально не обеспечивает успешное выполнение обязанностей в особых условиях действительности. В процессе профессионального обучения такой категории слушателей требуется построение индивидуальной образовательной траектории, предусматривающей акцент на коррекции ценностно-смысловой сферы личности.
3. Содержание и форма проведения учебных занятий по противодействию коррупции нуждается в постоянной актуализации и поиске новых образовательных технологий, обеспечивающих ценностно-смысловое самоопределение в процессе личностной и профессиональной самореализации.
Профессиональная подготовка рядового состава и младшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, осуществляется по программе профессионального обучения. В результате освоения программы, у слушателей должно быть сформировано умение противостоять коррупционным рискам, проявлять нравственную непримиримость к коррупционным проявлениям и другим нарушениям норм профессиональной этики. Единой учебной дисциплины, в рамках которой изучалось бы противодействие коррупции и формировалось устойчивое антикоррупционное поведение, нет. Обучение антикоррупционному поведению осуществляется двумя учебными дисциплинами: «Основы уголовного права» по теме «Преступления против государственной власти» в объеме 6 часов, из которых - 2 часа лекции, 2 часа семинарских занятия
и 2 часа самостоятельной работы и дисциплина «Морально-психологическая подготовка» по теме «Нравственные основы антикоррупционного поведения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» в объеме 2 часа занятий семинарского типа. В общей сложности получается, что слушатели проходят антикоррупционное обучение в течение 8 часов из которых: 2 часа лекции, 4 часа семинарские занятия и 2 часа самостоятельная работа, для сравнения, в Тверском филиале РАНХиГС реализуется учебная дисциплина и образовательная программа ДПО «Противодействие коррупции» в объеме 252 часа.
Очевидно, что такое количество учебных часов не может в полной мере обеспечить подготовку сотрудников органов внутренних дел, способных активно противостоять коррупции при выполнении служебных обязанностей, а также воспитать у слушателей нетерпимость к коррупционным поступкам, сформировать стандарт правильного, добросовестного и надлежащего выполнения полицейским своих функций, сформировать умение противостоять коррупционным рискам, проявлять нравственную непримиримость к коррупционным проявления.
Кроме этого, традиционные формы обучения (занятия лекционного и семинарского типа) также не позволяют в полной мере сформировать у слушателей образовательных учреждений МВД РФ потребность изучения и соблюдения антикоррупционных норм, а также мотивационную готовность, так как знание законодательства - не снизило уровень коррупции в нашей стране, а значит программы дополнительного профессионального образования неэффективны. Поэтому необходимо активно внедрять интерактивные образовательные технологии антикоррупционного обучения, важно осуществлять выбор форм и методов обучения, позволяющих формировать не только антикоррупционное сознание, но и антикоррупционное поведение, именно интерактивные технологии и позволяют формировать не только антикоррупционное сознание, мировоззрение, но и поведение.
Интерактивные образовательные технологии направлены на формирование антикоррупционного поведения слушателей, так как позволяют моделировать ситуации, в которые активно погружаются
слушатели, испытывая и переживая разные эмоции и чувства, обмениваясь ими с другими участниками образовательного процесса, отрабатывая умения и навыки, корректируя свои действия и деятельность в целом, так как интерактивное обучение опирается на опыт обучающихся, участников занятий.
Кроме теоретического курса по противодействию коррупции, можно предусмотреть учебные занятия в форме экскурсии, которые необходимо проводить в исправительных учреждениях ФСИН РФ, где отбывают срок наказания лица, осужденные за преступления коррупционной направленности. Это во многом сделает информационный материал более наглядным и усвояемым. Обучающиеся в полной мере могут не только увидеть, ощутить, осязать, услышать, но и самое главное понять, что места лишения свободы - это то, что рано или поздно ждет коррупционера. В рамках занятия в аудитории невозможно передать и доли тех чувств и эмоций, которые предстоит испытать обучаемым. Сколько бы много не было сказано о недопустимости коррупции, но достаточно увидеть осужденных, отбывающих сроки наказания за преступления коррупционной направленности, многое станет ясно и понятно, что бывает, когда чиновник «пренебрегает государственно-общественными интересами ради личной выгоды» [7, с. 11].
В настоящее время интерактивное обучение антикоррупционному поведению с использованием пенитенциарных учреждений широко и успешно применяется в Китае [5] и в Белоруссии [1].
Отечественными учеными в области психологии и педагогики (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Г.М. Андреева, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, В.И. Панов, Г.П. Щедровицкий и др.) доказано, что в основе интерактивных технологий должна лежать схема «субъект - объект - субъект», а педагогу важно поставить такую цель, которая бы была принята и осмыслена обучающимися.
Среди интерактивных образовательных технологий, направленных на формирование антикоррупционного поведения слушателей, можно рекомендовать следующие:
- Кейсы (case-studi, т.е. метод конкретных ситуаций).
- Игры (деловые, ролевые, организационно-де-ятельностные).
- Симуляторы.
- Тренинги (проводимые психологами, конфликтологами строятся на рефлексии, самоанализе и оценке собственных мыслей, чувств, действий и поведения).
Игровые технологии позволяют смоделировать коррупционные оценку, позицию, отстоять свое мнение и решение, действовать соблюдая закон и антикоррупционный стандарт поведения.
Метод кейсов становится очень популярным в отечественной педагогике, так как позволяет педагогу ознакомить слушателей с ситуацией, поставить некоторые вопросы, предложить каждому слушателю осмыслить ситуацию и предложить индивидуальный способ решения, затем в малых группах обсудить решение, выявить сильные и слабые стороны, представить альтернативные пути, представить (презентовать) групповое решение на общее обсуждение (дискуссию) и подвести итоги. Отметим, что для слушателей программ профессионального обучения и повышения квалификации важно подбирать «полевые» кейсы, т.е. основанные на реальном материале.
Организация игр, особенно ролевых, требует от педагога мастерства проведения, написания сценария, ответственности за положительный исход. Для реализации интерактивных технологий педагогу требуется коммуникативная и игротехническая компетентность, а их отсутствие не позволит перейти от традиционных форм к интерактивным формам формирования антикоррупционного поведения слушателей.
Таким образом, необходимо пересмотреть не только содержание основных программ профессионального обучения слушателей, вести специальную учебную дисциплину «противодействие коррупции», увеличить количество академических часов, но и активно внедрять в образовательный процесс интерактивные технологии обучения антикоррупционному поведению.
Завершить хотелось бы словами В.Я. Кикотя о том, что неуклонное повышение качества профессиональной подготовки личного состава является «залогом успешного выполнения задач, стоящих перед органами внутренних дел Российской Федерации».
Слушателям по окончании обучения, в повседневной службе придется противостоять не только
преступности, но и проявлениям коррупции, они должны обладать не только высоким уровнем профессиональных компетенций, но и устойчивым антикоррупционным поведением как важнейшим показателем сформированности профессиональной компетентности в области противодействия коррупции.
Литература
1. Белорусских чиновников отвели на экскурсию в СИЗО // https://pravo.ru/interpravo/news/ view/28801/
2. Кондратьев С.Д. К проблеме девиантного поведения курсантов вузов МВД России: общетеоретический дискурс // Евразийский Союз ученых. 2018. № 10 (55). Ч. 4.
3. Копылова О.А., Копылов В.В. Необходимость формирования принципа «устойчивого антикоррупционного поведения» государственных
гражданских и муниципальных служащих в РФ // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 2.
4. Кудрина Ю.В. Антикоррупционная деятельность, как главная задача по борьбе с коррупцией в правоохранительных органах Российской Федерации. Дневник науки. 2017. № 10 (10).
5. Китайских чиновников сводили на устрашающие экскурсии по тюрьмам // https://www.ntv. ru/novosti/1413898/
6. Лельчицкий И.Д., Голубева Т.А., Крато-вич П.В. Стратегии развития профессионального образования и обучения с учетом европейского опыта системы зачетных единиц // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2019. Вып. 3(48).
7. Магомедов К.О., Пономаренко Б.Т., Лобанов П.А. Противодействие коррупции в системе государственной службы. Учебное пособие. Курск, 2011.
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
Психология
служебной деятельности
Учебник Второе издание
Психология служебной деятельности. 2-е изд., перераб. и доп. Учебник. Цветков В.Л. и др. 351 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 3705.02 «Психология служебной деятельности». Рассмотрены основы психологической работы в органах внутренних дел. Основное внимание уделяется таким вопросам, как психологическая подготовка сотрудников ОВД, технологии психологической помощи и психологической реабилитации сотрудников ОВД, организация психологической работы в ОВД.
Для курсантов, студентов вузов, психологов, а также всех интересующихся проблемами практической психологии.