Научная статья на тему 'Формирование антикоррупционного поведения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России как важная составляющая профессиональной подготовки'

Формирование антикоррупционного поведения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России как важная составляющая профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
744
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / TRAINING / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ОБУЧЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ANTI-CORRUPTION BEHAVIOR / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебеденко Ирина Михайловна, Баринов Станислав Викторович

Рассматриваются условия и средства формирования антикоррупционного поведения у курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России в процессе получения высшего профессионального образования и профессиональной подготовки. Предлагаются к использованию в работе по антикоррупционному обучению и воспитанию как традиционные, так и инновационные методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебеденко Ирина Михайловна, Баринов Станислав Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of anti-corruption behavior of cadets and listeners of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia as important component of vocational training

In article conditions of means of formation of anti-corruption behavior at cadets and listeners of the educational organizations of system of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the course of receiving higher education and vocational training are considered. Authors offer to use in work on anti-corruption training and education both traditional and innovative methods.

Текст научной работы на тему «Формирование антикоррупционного поведения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России как важная составляющая профессиональной подготовки»

УДК 378.147.227 ББК 74.480.26

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

ИРИНА МИХАЙЛОВНА ЛЕБЕДЕНКО,

доцент кафедры педагогики УНКПСДМосковского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук

E-mail: Lebedenkoirina@yandex.ru СТАНИСЛАВ ВИКТОРОВИЧ БАРИНОВ, адъюнкт 1-го года обучения Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: barinov.1974@list.ru

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования (направление подготовки кадров высшей квалификации: 44.07.01 — образование и педагогические науки)

Рецензент: Тихомиров С.Н., кандидат педагогических наук, доцент

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются условия и средства формирования антикоррупционного поведения у курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России в процессе получения высшего профессионального образования и профессиональной подготовки. Предлагаются к использованию в работе по антикоррупционному обучению и воспитанию как традиционные, так и инновационные методы.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, воспитание, обучение, формирование, коррупция, антикоррупционное поведение.

Annotation. In article conditions of means of formation of anti-corruption behavior at cadets and listeners of the educational organizations of system of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the course of receiving higher education and vocational training are considered. Authors offer to use in work on anti-corruption training and education both traditional and innovative methods.

Keywords: vocational training, education, training, formation, corruption, anti-corruption behavior.

Множественные причины, способствующие возникновению коррупции в системе органов внутренних дел (ОВД) вызывают потребность в эффективной профилактике коррупционного поведения сотрудников правоохранительных органов, выработке новых и совершенствовании традиционных способов профилактической работы по данному направлению [2]. Воспитание и обучение как важнейшие категории педагогики в условиях специального профессионального образования требуют их рассмотрения и реализации с позиции задач, стоящих перед ведомственными образовательными организациями. Одной из таких задач является воспитание антикоррупционного поведения курсантов и слушателей. Воспитание — процесс длительный

и непрерывный, результаты его могут быть отдаленными во времени и в пространстве, тем не менее, это не значит, что надо опускать руки. Следует отметить, что контингент обучающихся, поступающих на первый курс образовательных организаций, уже имеет определенные ценностные установки, убеждения и мотивы поведения. Перечисленные качества обучающихся, как правило, формируются и воспитываются ранее в семье и школе, и, поэтому, работа по формированию антикоррупционного поведения курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России является скорее перевоспитанием, т.е. изменением или коррекцией ранее сформированных убеждений, ценностных установок и мотивов поведения. Известно, что

перевоспитание всегда труднее, чем воспитание. Эта педагогическая аксиома требует внимательного отношения к решению проблемы, вдумчивого и тщательного выбора форм и методов формирования антикоррупционного поведения обучающихся. Основы антикоррупционного воспитания и обучения должны формироваться в начальный период получения профессионального образования. Такой подход является эффективным средством профилактики коррупции среди сотрудников правоохранительных органов. Правильнее всего совмещать начало получения профессионального образования с антикоррупционным воспитанием и начинать следует с первых дней пребывания обучающихся в образовательной организации. Реализуя процесс обучения и воспитания, желательно формировать понимание антикоррупционного поведения сотрудника правоохранительных органов как существенной части профессиональных компетенций. Для этого необходимо сформировать правильное восприятие и понимание сущности такого явления, как коррупция.

Чаще всего в обществе коррупция понимается как взяточничество: «социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных, либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей» [5]. Один из известных специалистов в области криминологии Н.Ф. Кузнецова подтверждает такое понимание сущности коррупции; коррупция с ее точки зрения — подкуп [7]. Существуют и другие подходы к пониманию сущности коррупции. В работе по формированию антикоррупционного поведения у курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России целесообразна демонстрация множественности подходов и точек зрения по данной проблеме. Так, сущность явления коррупции образно раскрывается Г.Н. Борзенковым [3], который сравнивает коррупцию с разложением и гниением. Другой автор, А.В. Кирпичников, сравнивает коррупцию с коррозией металлов и представляет данное явление как коррозию власти, которая, как ржавчина металл, разъедает власть и нравственность общественного сознания [6]. В ФЗ «О противодействии коррупции» дается следующее определение: «Коррупция — злоупотребление служебным поло-

жением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу, другим физическим лицам, либо совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица» [1]. В данном определении понятие коррупции представлено достаточно емко и широко; хорошо и четко просматриваются определенные связи, сопутствующие явлению коррупции. Разбирая с курсантами и слушателями явление коррупции было бы неплохо приводить определенные конкретные данные и примеры, показывающие негативные стороны и моменты. Подробно рассматривать меры пресечения и меру ответственности сторон. Необходимо акцентировать внимание обучающихся на том, что правоохранительные органы, в силу специфики деятельности, всегда находились и будут находиться на виду у общества, и если коррупция в других органах власти может быть незаметна на первый взгляд, то любые, даже самые маленькие, нарушения со стороны сотрудников правоохраны немедленно превращаются в огромные и раздуваются СМИ и коммуникаций до небывалых размеров. Любые незначительные нарушения, которые просто могли бы быть не замечены в любой другой сфере человеческой деятельности в системе правоохраны замечаются всегда, а там где их нет, их даже придумывают.

Для того, что бы обучающиеся в образовательных организациях МВД России могли в полной мере в дальнейшей работе в системе ОВД противостоять определенным коррупционным соблазнам, им необходимо давать такие знания, которые в дальнейшем позволят правильно оценивать те или иные ситуации. Исследование проблемы формирования антикоррупционного поведения курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России позволяет предположить, что такая деятельность будет наиболее эффективна, если в образовательных организациях будут созданы определенные условия. Одним из таких условий должна быть специально и целенаправленно организован-

336

Вестник Московского университета МВД России

№ 10 / 2015

ная воспитательная среда образовательной организации МВД России. Педагогическая сущность воспитательной среды образовательной организации МВД России состоит в ее способности «неизбежно, длительно, массово, многогранно и не осознаваемо воздействовать на образ жизни курсантов (слушателей) и влиять на их профессиональное воспитание и становление...» [8]. Важным условием эффективности работы по формированию антикоррупционного поведения обучающихся в системе МВД России является использование образовательных технологий, направленных на проектирование антикоррупционной позиции курсантов и слушателей, формирование готовности различать и понимать складывающиеся ситуации коррупционного характера; на развитие способности действовать в данных ситуациях, проявляя антикоррупционный характер поступков. Еще одним немаловажным условием является разработка и реализация авторских программ антикоррупционного воспитания курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в процессе учебной и воспитательной деятельности.

В поле зрения образовательных организаций системы МВД России должны оставаться и организация внеучебной деятельности по вопросам антикоррупционного воспитания. Она может быть реализована в таких формах, как научные кружки, круглые столы, дискуссионные клубы, конференции, собрания научные обществ, акции антикоррупционной направленности, встречи с представителями органов исполнительной власти.

Участвуя в подобных мероприятиях, курсанты и слушатели внимательно наблюдают за происходящим, делают определенные выводы и поэтому наполненность мероприятия антикоррупционным содержанием напрямую влияет на усвоение и дальнейший перевод в систему жизненных установок и приоритетов таких понятий как долг, честь, достоинство, профессионализм.

Литература

1. ФЗ «О противодействии коррупции» 25 декабря 2008 г. № 273.

2. Антикоррупционное воспитание: система воспитательной работы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении: методические рекомен-

дации [Текст] / Под ред. Е.Н. Барышникова. СПб.: СПбАППО, 2010. 56 с.

3. Борзенков Г.Н. Уголовно-правовые меры борьбы с коррупцией // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1993. № 1. С. 30.

4. Буткова Т. А. Педагогические аспекты воспитательной работы по формированию антикоррупционного поведения сотрудников полиции [Текст] / Т. А. Буткова // Юристъ — Правоведъ. 2013. № 1 (56). С. 97—99.

5. Криминология: Учебник для юридических вузов / Под общей ред. А.И. Долговой. М., 1997. С. 501.

6. Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. СПб., 1997. С. 17.

7. Кузнецова Н.Ф. Коррупция в системе уголовных преступлений // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1993. № 1. С. 21.

8. Лебеденко И.М. Воспитательная среда образовательного учреждения МВД России. Автореферат дисс. канд. пед.наук. М. 2011 г.

References

1. FZ «O protivodeistvii korruptsii» 25 dekabrya 2008 g. № 273.

2. Antikorruptsionnoe vospitanie: sistema vospitatel'noi raboty po formirovaniyu u uchashchikhsya antikorruptsionnogo mirovozzreniya v obrazovatel'nom uchrezhdenii: metodicheskie rekomendatsii [Tekst] / Pod red. E.N. Baryshnikova. SPb.: SPbAPPO, 2010. 56 s.

3. Borzenkov G.N.Ugolovno-pravovye mery bor'by s korruptsiei // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 11. Pravo. 1993. № 1. S. 30.

4. Butkova T.A. Pedagogicheskie aspekty vospitatel'noi raboty po formirovaniyu antikorruptsionnogo povedeniya sotrudnikov politsii [Tekst] / T.A. Butkova // Yurist» — Pravoved». 2013. № 1 (56). S. 97—99.

5. Kriminologiya: Uchebnik dlya yuridicheskikh vuzov / Pod obshchei red. A.I. Dolgovoi. M., 1997. S. 501.

6. Kirpichnikov A.I. Vzyatka i korruptsiya v Rossii. SPb., 1997. S. 17.

7. Kuznetsova N.F. Korruptsiya v sisteme ugolovnykh prestuplenii // Vestnik MGU. Seriya 11. Pravo. 1993. № 1. S. 21.

8. Lebedenko I.M. Vospitatel'naya sreda obrazovatel'nogo uchrezhdeniya MVD Rossii. Avtoreferat diss. kand. ped.nauk. M. 2011 g.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.