УДК 343.35, 378:354.31 ББК 67.7
DOI 10.24411/2414-3995-2020-10075 © В.В. Копылов, Е.А. Доценко, И.А. Толстова, 2020
Научная специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право;
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОМУ ПОВЕДЕНИЮ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЛУЖЕБНОЙ ПОДГОТОВКИ
Виталий Викторович Копылов,
профессор кафедры «Тактико-специальной, огневой и физической подготовки»,
кандидат юридических наук
Тверской филиал Московского университета имени В.Я. Кикотя (170040, Тверь, ул. Кривичская, д. 12)
E-mail: kopylov_70@inbox.ru; Елена Андреевна Доценко,
начальника кабинета специальных дисциплин кафедры «Организации обеспечения раскрытия и расследования преступлений» Тверской филиал Московского университета имени В.Я. Кикотя (170040, Тверь, ул. Кривичская, д. 12)
E-mail: losjash87@mail.ru;
Ирина Александровна Толстова, доцент кафедры экономики и управления производством, кандидат юридических наук, доцент Тверской государственный технический университет (170026, Тверь, наб. Аф. Никитина, д. 22)
E-mail: i.tolstova2012@yandex.ru
Аннотация. Рассматриваются современные проблемы профессионального обучения антикоррупционному поведению сотрудников органов внутренних дел. Исследуются профилактические мероприятия, направленные на формирование антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел, влияние коррупции на формирование общественного мнения о правоохранительных органах, международная практика интерактивного обучения антикоррупционному поведению. Анализируются несовершенства современного профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел по формированию антикоррупционного поведения, предлагается внедрение новых форм и методов антикоррупционного обучения.
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное воспитание, антикоррупционное обучение, интерактивный метод антикоррупционного обучения.
INNOVATIONS IN TEACHING ANTI-CORRUPTION BEHAVIOR OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL SERVICE TRAINING
Vitaliy V. Kopylov,
Professor of the Department of Tactical-special, Fire and Physical Training,
Candidate of Legal Sciences
Tver branch of Moscow University named after V.Ya. Kikot' (170040, Tver', ul. Krivichskaya, d. 12);
Elena A. Dotsenko,
Head of the Cabinet of Special Disciplines of the Department «Disclosure and Investigation Organizations crimes» Tver branch of Moscow University named after V.Ya. Kikot' (170040, Tver', ul. Krivichskaya, d. 12);
Irina A. Tolstova,
Associate Professor of the Department of Economics and Production Management,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Tver State Technical University (170026, Tver', nab. Af. Nikitina, d. 22)
Abstract. Considered modern problems of professional training of anti-corruption behavior of employees of internal affairs bodies. Examined preventive measures aimed at forming anti-corruption behavior of employees of internal affairs bodies, the influence of corruption on the formation of public opinion about law enforcement agencies, and international practice of interactive training in anti-corruption behavior. Analyzed the imperfections of modern professional training of employees of internal affairs bodies on the formation of anticorruption behavior, and suggests the introduction of new forms and methods of anti-corruption training.
Keywords: corruption, anti-corruption education, anti-corruption training, interactive method of anti-corruption training.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Копылов В.В., Доценко Е.А., Толстова И.А. Инновации в обучении антикоррупционному поведению сотрудников органов внутренних дел в системе профессиональной служебной подготовки. Вестник экономической безопасности. 2020;(2):23-7.
В подразделениях органов внутренних дел активно ведется работа по предотвращению совершения сотрудниками преступлений коррупционного характера.
Руководители подразделений постоянно осуществляют индивидуальную воспитательную и профилактическую работу, базирующуюся на изучении не только профессионально важных качеств, личностных особенностей своих подчиненных лиц, но и их взаимоотношений в семье, материального положения, увлечений (хобби), формы проведения досуга, круга ближайшего общения, с целью своевременного выявления лиц с признаками склонности к коррупционным правонарушениям.
Обеспечен контроль со стороны руководства за своевременностью и достоверностью предоставляемых сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников и членов их семей, соблюдением ими требований антикоррупционного законодательства.
На заседаниях аттестационной комиссии заслушиваются сотрудники, предоставившие неполные и (или) недостоверные сведения о доходах, также материалы, свидетельствующие о наличии в действиях сотрудника конфликта интересов.
Проводятся проверки соблюдения гражданами, уволенными со службы в органах внутренних дел, ограничений при заключении ими после увольнения со службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора (по уведомлениям работодателей).
Но в большинстве своем проводимые мероприятия ощутимый результат не дают, и переломить ситуацию с коррупцией в органах внутренних дел не удается. В 2019 году число преступлений в России выросло на 2%'. «Если общее число зарегистрированных коррупционных преступлений постепенно снижается, то количество таких деяний, совершенных сотрудниками правоохранительных органов, растет из года в год», - отметил заместитель генпрокурора РФ2. Так, за девять месяцев 2017 года было выявлено 729 сотрудников органов внутренних дел
причастных к преступлениям коррупционной направленности, а за 9 месяцев 2018 года уже 790 сотрудников3.
Как следствие этого - недоверие к сотрудникам органов внутренних дел и рост преступности. Уровень доверия сотрудникам полиции сегодня составляет 57%, что на 3% ниже, чем в 2018 г. К одному из факторов, оказывающих негативное влияние на снижение доверия граждан к сотрудникам органов внутренних дел, можно отнести коррупцию4.
Общепризнано, что самыми эффективными мерами по противодействию коррупции является ее предупреждение и профилактика. Комплекс предупредительных и профилактических мер образует систему антикоррупционного воспитания, которая является целенаправленной образовательной деятельность по формированию у граждан устойчивого антикоррупционного поведения.
Обучение антикоррупционному поведению государственных служащих, в том числе сотрудников правоохранительных органов, имеет своей целью повышение эффективности деятельности служащих, получение ими знаний, умений и навыков необходимых для успешного противодействия коррупции. В связи с чем широкое применение получили информационно-пропагандистские и образовательные методы, позволяющие воспитывать у граждан нетерпимость к коррупционным поступкам, формирование стандарта правильного, добросовестного и надлежащего выполнения служащим своих функций, в том числе наглядно раскрывают сущность и опасность коррупции, демонстрируют ее последствия для коррупционера, формируют социально значимые ценности в обществе. Во многом организация противодействия коррупции связана и зависит от эффективности антикоррупционного обучения служащих.
В рамках государственно-правового информирования в системе профессиональной служебной подготовки полиции регулярно проводятся занятия
1 В 2019 году число преступлений в России выросло на 2% //https://tass.ru/obschestvo/7056912 (дата обращения 10.01.2020 г.).
2 Генпрокуратура назвала самое коррупционное подразделение силовиков //https://ria.ru/20171215/1511017410.html (дата обращения 10.01.2020 г.).
3 В СК России проанализирована работа по расследованию преступлений коррупционной направленности // https://sledcom.ru/news/item/1279428/? рпй=1 (дата обращения 10.01.2020 г.).
4 Более половины россиян заявили о доверии полиции // https://www.interfax.ru/russia/683160 (дата обращения 10.01.2020 г.).
по изучению с личным составом требований антикоррупционного законодательства Российской Федерации.
По направлению морально-психологической подготовки личного состава изучаются стандарты антикоррупционного поведения сотрудников ОВД, обучение методам психологической устойчивости к коррупционным проявлениям и т.п.
На служебных совещаниях, общих собраниях, инструктажах заступающих на службу нарядов доводятся основные требования антикоррупционного законодательства, личный состав нацеливается на строгое соблюдение требований антикоррупционного поведения и формирование нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям.
Этих мероприятий тоже недостаточно, о необходимости решения этой проблемы отмечается в Указе Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» - повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания.
Правительству Российской Федерации с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации поручено организовать проведение научных междисциплинарных исследований, по результатам которых подготовить предложения, направленные на совершенствование мер по противодействию коррупции в части, касающейся разработки комплекса просветительских мероприятий, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям, в том числе на повышение эффективности антикоррупционного просвещения1.
Новые эффективные формы организации и проведения информационно-просветительских мероприятий, как массовых мероприятий, направленных на формирование и удовлетворение информационных потребностей населения в сфере противодействия коррупции, способствующие просвещению
1 О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы: Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 // http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 08.01.2020 г.).
граждан, проводимое в тематических специально предназначенных для этого местах (в помещениях, на территориях).
Рассмотрим условия, негативно отражающиеся на результатах антикоррупционных информационно-просветительских мероприятий:
1. Сложившееся в обществе неоднозначное, противоречивое представление о коррупции и отношение к ней. Так, 92,6% населения признают коррупцию острой проблемой общества, при этом 37,3% опрошенных прибегли бы к «даче взятки», 69,7% опрошенных приходилось участвовать в коррупционных сделках, 62,3% опрошенных считает допустимым материальное вознаграждение со стороны человека, которому была оказана помощь, 87,9% респондентов считают допустимыми экономические правонарушения в отношении государства и т.п. [9].
2. Недостаточные знания о коррупции, психологическая неготовность противостоять коррупции. Среди сотрудников совершивших коррупционные правонарушения преобладают лица, отслужившие в органах внутренних дел менее 5 лет - 52,7%, в том числе до 1 года - 18,8% [8]. В возрасте от 2030 лет - 50-70% [10].
3. Профессионально-нравственная деформация - снижение качества профессиональных обязанностей, а также искажение профессионально-нравственного сознания, профессиональной деятельности и ее результатов [4, с. 73], которая по мнению специалистов характеризуется:
- совместным проведением досуга с членами организованной преступной группы;
- непринятие мер по явным фактам преступных действий, консультации лиц, пытающихся уйти от уголовной ответственности;
- нарушение трудовой и служебной дисциплины [8].
4. Личностные поведенческие установки. Низкий престиж службы (маленькая зарплата, низкий уровень социальных гарантий и социальной защиты), как следствие желание удовлетворить актуальные витальные потребности посредством взятки («денежного довольствия сотруднику не хватает на достойную жизнь») [10].
5. Формы проведения антикоррупционного обучения: заформализованность, сухость, отсутствие
динамики, наглядности и визуального ряда, интерактивности и т.п.
Все это не позволяет в полной мере передать острую необходимость изучения и соблюдения антикоррупционных норм, делает обучаемых не восприимчивыми к учебному материалу. Поэтому необходимо интерактивное антикоррупционное обучение, когда обучающиеся могут в полной мере ощутить весь спектр учебного материала. При выборе направления интерактивного антикоррупционного обучения хотелось бы обратиться к словам отечественного ученого Решетникова М.М., что «без психологически обоснованных подходов здесь вряд ли что-то можно сделать, ибо коррупция - только в ее последствиях правовая и экономическая проблема, а исходно - сугубо психологическая и общечеловеческая» [5]. Т.е психология коррупции - психология человека (коррупционера). Психология поведения коррупционера достаточно подробно исследовалась отечественным ученым О.В. Ванновской, для кор-рупциогенной личности характерно преобладание материальных, а не духовных ценностей личности, что предопределяет ее выбор в ситуации конфликта интересов между личными и общественно значимыми интересами в пользу личных интересов. Тем самым для человека с высокой склонностью к коррупции мерилом счастья и блага будет роскошь.
Психологический портрет коррупциогенной личности включает в себя - осмысление жизни через приобретение материальных благ, стремление к роскоши, как показателю счастья, неосознанная мотивация и недефференцированная структура установок нравственного поведения, низкий уровень удовлетворенности жизнью, негативное самоотношение и неадекватная самооценка, экстерналь-ный локус контроля, импульсивный тип реагирования [7].
Учитывая весь спектр научных исследований в сфере психологических особенностей коррупци-огенной личности, следует разнообразить формы обучению антикоррупционному поведению, активно внедрять решения кейсов, проведение ролевых игр под руководством психологов, конфликтологов, проводить учебные занятия, в форме экскурсии в исправительных учреждениях, где отбывают срок наказания лица, осужденные за преступления коррупционной направленности. Это во многом сдела-
ет информационный материал более наглядным и усвояемым. Обучающиеся в полной мере могут не только увидеть, ощутить, осязать, услышать, но и самое главное понять, что места лишения свободы это то, что рано или поздно ждет коррупционера. В рамках занятий в аудитории невозможно передать доли тех чувств и эмоций, которые предстоит испытать обучаемым. Сколько бы много не было сказано о недопустимости коррупции, но достаточно увидеть осужденного А.В. Улюкаева, отбывающего срок наказания в ИК-1 УФСИН РФ по Тверской области многое станет ясно и понятно, что бывает, когда «смыслообразующей составляющей поведения коррупциогенной личности является приобретение богатства». Даная инновация в полной мере соответствует международным требованиям. Так в пункте d) ст. 7 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции указывается1, что «каждое Государство-участник стремится, в надлежащих случаях и в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, создавать, поддерживать и укреплять такие системы, которые способствуют осуществлению образовательных и учебных программ, с тем, чтобы такие лица могли удовлетворять требованиям в отношении правильного, добросовестного и надлежащего выполнения публичных функций, а также обеспечивают им специализированную и надлежащую подготовку, с тем, чтобы углубить осознание ими рисков, которые сопряжены с коррупцией и связаны с выполнением ими своих функций. Такие программы могут содержать ссылки на кодексы или стандарты поведения в применимых областях»2.
Следует учесть опыт зарубежных стран. Данная форма интерактивного антикоррупционного обучения широко и успешно применяется в Китае. Профилактические туры по местам лишения свободы госслужащих и членов их семей. В тюрьмах чиновники могут встретиться с осужденными за коррупцию бывшими коллегами и лучше осознать
1 Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июня 2006 г. № 26. ст. 2780.
Российская Федерация ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ с заявлениями. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 8 июня 2006 г.
2 Там же.
последствия таких преступлений1. В Белоруссии -«Генпрокуратура продолжает проводить экскурсии для чиновников в исправительные учреждения в целях профилактики коррупционных преступлений. Среди чиновников, которые пойдут на экскурсию -заместители директоров крупных промышленных предприятий Белоруссии», - уточнили в Генпроку-ратуре2.
Использование исправительных учреждений в качестве визуализации информации по антикоррупционному обучению имеет большие перспективы и в том числе предусмотрено ч. 2 ст. 43 УК РФ «Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений» [2]. В данном случае предупреждение совершения новых преступлений - носит общий характер, т.е. влияет на граждан в целом.
Президент РФ В.В. Путин 15 января 2020 года в обращении к Федеральному Собранию сказал, что смысл, миссия государственной службы именно в служении, и человек, который выбирает этот путь, должен прежде всего для себя решить, что он связывает свою жизнь с Россией, с нашим народом, и никак иначе, без всяких полутонов и допущений [3]. Интерактивное антикоррупционное обучение сотрудников органов внутренних дел - это как раз та форма, которая позволит наглядно показать обучаемым к чему приводят «всякие полутона и допущения» и их последствия. Внедрение данной формы обучения позволит более эффективно продолжить работу по формированию и развитию у сотрудников органов внутренних дел комплекса гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально значимых качеств личности, обусловленных требованиями государства и общества [6, с. 175-182] к облику российского полицейского; выработке у сотрудников устойчивого антикоррупционного поведения, созданию в служебных коллективах атмосферы нетерпимости к коррупционным правонарушениям.
1 Китайских чиновников сводили на устрашающие экскурсии по тюрьмам //https://www.ntv.ru/novosti/1413898/ (дата обращения 10.01.2020 г.).
2 Белорусских чиновников отвели на экскурсию в СИЗО // https://pravo.ru/interpravo/news/view/28801/ (дата обращения 10.01.2020 г.).
Литература
1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.) // Собр. законодательства Российской Федерации от 26 июня 2006 г. № 26. ст. 2780.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63 (с изм. от 27 декабря 2019 г.) // Собр. законодательства РФ. от 17 июня 1996 г. № 25. ст. 2954.
3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию http://duma.gov.ru/news/47509 (дата обращения 17.01.2020 г.).
4. Зарубина Е.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел; словарь. Екатеринбург, 2012.
5. Решетников М.М. Психология коррупции: утопия и антиутопия. СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа. 2008. 128 с.
6. Татидинова Т.Г., Галкина Н.Ю. Профессиональная деформация личности сотрудника органов внутренних дел: теоретические аспекты. Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. № 3 (37).
7. Ванновская О.В. Личностные детерминанты коррупциогенного поведения // https:// lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/102/ vannovskaya_102_323_328.pdf.
8. Касперович Ю.Г. Особенности личности сотрудника ОВД, совершающего преступления коррупционной направленности https://cyberleninka. ru/article/n/osobennosti-lichnosti-sotrudnika-ovd-sovershayuschego-prestupleniya-korruptsionnoy-napravlennosti (дата обращения 10.01.2020 г.).
9. Китова Д.А. Отношение населения к коррупции и коррупционным правонарушениям: эмпирический анализ (работа выполнена по Госзаданию ФАНО Р 0159-2016-0002 // http:// soceconompsychology.ru/engine/document283pdf (дата обращения 08.01.2020 г.).
10. Кокурин А.В., Петров В.Е. Психолого-криминологическая характеристика личности сотрудников органов внутренних дел, осужденных за совершение преступлений коррупционной направленности https://cyberleninka.ru/artide/n/psihologo-kriminologicheskaya-harakteristika-lichnosti-sotrudnikov-organov-vnutrennih-del-osuzhdennyh-za-sovershenie-prestupleniy (дата обращения 10.01.2020 г).