Научная статья на тему 'Опыт внедрения профессиональных проб в систему профориентации'

Опыт внедрения профессиональных проб в систему профориентации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1618
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ / СЕТЕВЫЕ ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черепанова Ольга Вячеславовна, Первушина Наталья Сидоровна

Представлены опыт работы педагогического коллектива МБОУ «ДСОШ № 3» по профессиональной ориентации школьников, начиная с 80-х годов прошлого столетия и заканчивая современным этапом, от проведения курса «Основы производства. Выбор профессии» до организации профессиональных проб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черепанова Ольга Вячеславовна, Первушина Наталья Сидоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт внедрения профессиональных проб в систему профориентации»

УДК 37.048.45

О.В. Черепанова ,

Н.С. Первушина

Опыт внедрения профессиональных проб в систему профориентации

Представлены опыт работы педагогического коллектива МБОУ «ДСОШ № 3» по профессиональной ориентации школьников, начиная с 80-х годов прошлого столетия и заканчивая современным этапом, от проведения курса «Основы производства. Выбор профессии» до организации профессиональных проб.

Ключевые слова: система профориентации, моделирование образовательной траектории, профессиональное самоопределение , профессиональные пробы, сетевые партнерские отношения.

В настоящее время учебными заведениями ведется поиск наиболее эффективных путей профориентационной работы. Процесс самоопределения личности в профессиональной деятельности требует модернизации как самого учебного процесса . так и системы отношений его участников. Перед педагогами по-новому ставятся задачи принятия гражданской ответственности за уровень социальной зрелости учащихся и формирование общественного (в том числе родительского) запроса на профориентационную работу.

Выбор педагогами методов. форм и степени углубления содержания зависит от его психологической . информационной и методической готовности к использованию профессиоведческих ресурсов. от их доступности. от оснащенности учебного процесса сопутствующими средствами. Но даже у хорошо подготовленного педагога данная работа может

© О.В. Черепанова . Н.С. Первушина . 2012 78

вызвать затруднения. Поэтому к профориентации старшеклассников необходимо подключать различных специалистов: психологов. врачей . юристов. сотрудников службы занятости . работодателей.

Для эффективной организации профильной ориентации должны быть использованы ресурсы социокультурной . образовательной и промышленной сфер. позволяющие раскрыть перед учащимися потенциал внешкольного образовательного пространства. Следует также предусмотреть координацию информационных и ресурсных потоков между службами занятости и школами. между промышленными предприятиями и школами. между учреждениями профессионального образования и их будущими абитуриентами.

Система профориентационной работы в МБОУ «Добрянская средняя общеобразовательная школа № 3» зародилась еще в 80-е годы прошлого века. В 1984 году вышло Постановление ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профориентационной школы» [3]. где особое место уделялось развитию трудового обучения и профориентации молодежи. Часы профориентации на уроках труда . курс «Основы производства. Выбор профессии». психологическая диагностика с применением методик Е.А. Климова . система УПК (учебно-производственных комбинатов) - вот типичные формы работы тех времен. направленные на предоставление учащимся возможности спроектировать свое будущее . обеспечив себя необходимыми ресурсами: знаниями . опытом в соответствующей деятельности [1].

В 1992 году выходит «Закон об образовании РФ». после которого школьная профориентация была практически разрушена. Вместе с тем в 1991 году законом «О занятости населения» это направление фактически перевели в службы занятости [5]. Со старшеклассниками стали работать не только

классные руководители . но и консультанты Добрянского центра занятости населения. Психолог школы Н.С. Первушина обобщила опыт в проекте «Профориентационный центр “Взгляд в будущее”».

Результатом плодотворной работы образовательных учреждений и Центра занятости населения города Добрянки стал муниципальный конкурс для старшеклассников «Будущие профессионалы современного производства». который вот уже в третий раз прошел на базе МБОУ «ДСОШ № 3». Цель конкурса -активизировать деятельность школьников по изучению рынка труда. системы профессионального образования Пермского края и построению личных профессиональных планов. Во время конкурсных испытаний учащиеся составляли резюме. решали правовые задачи. проходили собеседование при устройстве на работу. Привлечение руководителей промышленных предприятий Доб-рянского муниципального района к решению социальных проблем молодежи через участие в конкурсе - одно из главных достоинств данного проекта.

В начале XXI века в условиях информатизации образования актуализируется задача создания конкурентоспособного в глазах подростков интеллектуального продукта . способного сориентировать в современной ситуации на рынке труда. Под руководством учителя информатики Н.С. Долгуновой реализуется проект «Виртуальный профориентационный центр “Взгляд в будущее”». который предоставляет возможность доступа к страницам профориентационного сайта. таким. как «Узнай себя». «Банк профессий». «Образовательная карта Добрянского района и г. Перми». «Производственная карта Добрянского района». «Рынок труда Добрянского района» и др. Пользователями информационно-методического комплекса смогли стать не только учащиеся школы. но и взрослые жители Добрянского района.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение [4]. Введение профильности обусловлено потребностью в дифференциации и индивидуализации образовательного процесса. В настоящее время дифференциация обучения рассматривается прежде всего как средство осуществления профильного обучения (А.В. Баранников, А.А. Кузнецов. О.Б. Логинова . А.А. Пинский . М.В. Рыжаков и др.). построения «индивидуального образовательного маршрута» (А.Г. Каспаржак . К.Н. Поливанова . Е.Л. Рачевский . А.В. Хуторской и др.). Решение задач профильного обучения предполагает . что в основной школе должна произойти индивидуальная «примерка» профилей.

Согласно данной концепции на базе МБОУ «ДСОШ № 3» под руководством Т.Е. Кирикович реализован муниципальный проект «Внедрение «Дидактической модели профильного обучения и пред-профильной подготовки на основе самоорганизации» в образовательные учреждения Добрянского муниципального района». На данном этапе в пред-профильную подготовку вошли:

- курсы по выбору с учителем химии и биологии Н.А. Зюлевой разработан 8-часовой курс «Профессия лаборант». а учителем физики Ю.А. Полушкиным апробируется курс «Электротехника»;

- фиксация достижений учащихся в личном портфолио школьника;

- профильные пробы по направлениям: социально-гуманитарное . техническое . естественнонаучное;

- психолого-педагогическая диагностика по выявлению интересов и склонностей;

- выполнение школьником итогового проекта «Мой выбор». в котором он презентует свое профессиональное самоопределение;

- другие организационные мероприятия. способствующие профессиональному самоопределению школьника и выбору им образовательного учреждения для продолжения обучения после окончания основной школы (родительские собрания. классные часы. ярмарки рабочих мест . экскурсии на предприятия . встречи с представителями профессий и пр.).

На современном этапе . когда школа начинает внедрять новый государственный образовательный стандарт, профориентационная работа приобретает новые черты. Согласно ФГОС ОО программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должна быть направлена на:

- формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;

- формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;

- овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения;

- развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;

- приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся;

- создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность обучающихся с

родителями (законными представителями);

- информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;

- использование средств психологопедагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации. включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся. их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах) [6].

С учетом вышеизложенных приоритетов. педагогом-организатором школы О.В. Черепановой систематизирован имеющийся опыт школы в направлении профориентационной работы, внесены коррективы в структуру и расширены формы ее реализации.

Одним из ключевых моментов в этом направлении по нашему мнению, является организация профессиональных проб посредством развития сетевых, партнерских отношений, укрепляющих единое культурно-образовательное пространство в регионе. Профессиональная проба

- это испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии. Профессиональные пробы составляют практическую часть учебного курса. Пробы проводятся непосредственно при участии работодателя, который в данном случае является наставником и педагогом. Всего в рамках курса предусмотрено проведение не менее 5 профессиональных

проб для каждого ученика по выбранному им направлению. Продолжительность каждой пробы определяется исходя из возможностей работодателя, но не менее 12 часов, которые, в свою очередь, делятся на теоретические, практические и самостоятельные занятия. В процессе прохождения профессиональных проб у каждого учащегося формируется свое отношение к данной профессии и к уровню профессиональной пригодности. Основой организации и содержания курса является побуждение учащихся к деятельности, ее регуляция по достижению поставленных личностью целей, наполнение ее конкретным содержанием и в результате -осознание школьником себя в качестве субъекта трудовой. профессиональной деятельности. После проведения каждой профессиональной пробы отслеживается динамика отношения учащихся к данной профессии.

Прохождению профессиональных проб предшествует подготовительный этап, в ходе которого ученику даются основные сведения о профессиях. С этой целью проводятся классные часы, на которые приглашаются представители профессий. Именно профессионал своего дела может более детально рассказать о профессии, особенностях труда, противопоказаниях и ограничениях, об уровне необходимого образования и востребованности на рынке труда.

Следующим этапом является формирование профильных групп и создание сетей партнерских отношений. В качестве социальных партнеров уже выступали такие организации, как ММУЗ «Доб-рянская центральная районная больница» и «Добрянская стоматологическая поликлиника», станция по борьбе с болезнями животных, пожарная часть № 115. Пермский целлюлозно-бумажный комбинат. Между школой и предприятием заключался договор о социальном партнерстве, в котором отражен предмет «Совместная деятельность в решении задач профессиональной ориентации

учащихся». Представители предприятий охотно сотрудничали со школой и неоднократно высказывали свою заинтересованность в подобной работе.

Далее следует непосредственное прохождение профессиональной пробы. Профессиональная проба начинается с теоретических занятий и далее переходит в практические, когда учащемуся предоставляется возможность применить полученные знания на практике.

Заключительным этапом является проведение конкурса презентаций профессий «Мой выбор». Мероприятие носит рефлексивный характер. Именно здесь отслеживается эффективность профессиональной пробы, аименно - уровень осмысления полученного опыта, выводы . которые сделал ученик.

В процессе организации профессиональных проб проведена следующая работа:

1. Разработан тематический план (прил. 1).

2. Проведено психологическое тестирование.

3. Сформированы группы по выбранным профессиям.

4. Заключены договоры «О социальном партнерстве» с предприятиями.

5. Составлены учебные программы (прил. 2).

6. Разработаны графики прохождения занятий (прил. 3).

7. Организованы заключительные занятия (конкурсы, творческие вечера).

8. Запланировано проведение родительских собраний (прил. 4).

Профессиональные пробы становятся традицией МБОУ «ДСОШ № 3». Каждый ученик получает возможность попробовать свои силы в той или иной сфере деятельности. Профессиональные пробы являются тем педагогическим явлением, которое обогащает содержание педагогической практики эффективными технологиями повышения готовности учащихся к профессиональному самоопределению. Последовательная реализация

данного проекта в течение учебного года позволяет учащимся более осознанно и ответственно подойти к выбору профессии.

Список литературы:

1. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество. Л.: ЛГУ, 1967. Вып.2. С. 235-249.

2. Климов Е.А. Как выбрать профессию. М., 1991.

3. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. М.: МГУ, 1992.

4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (утв. Приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.02 № 2783).

5. Пряжникова Е.Ю. Профориентация. М.:Академия, 2009.

6. Федеральный государственный об-

разовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010

№ 1897). М., 2010.

Приложение 1

Учебно-тематический план и краткое содержание курса

Представление учащихся о существующих профессиях ограничивается общими понятиями: например. парикмахер -подстригает. врач — лечит. учитель -учит и т.д.; зачастую выбор будущей профессии осуществляется неосознанно, под влиянием родителей и друзей (за компанию) или при общем представлении о профессии (в обыденной жизни). При этом будущие выпускники не обращают внимания на особенности содержания деятельности.

Цель моделирования организации предпрофильной подготовки школьников

- координация деятельности педагогического коллектива, направленной на создание условий для успешного профессионального и личностного самоопределения учащихся, и построение индивидуальной образовательной траектории, направленной на становление

личностных характеристик выпускника,

ориентирующегося в мире профессий. Задачи:

- развитие метапредметных умений и навыков в различных учебных образовательных областях;

- повышение интерактивности образовательной среды;

- обеспечение профориентационной направленности учебно-воспитат е л ь -ного процесса, участия в этой работе педагогического коллектива, специалистов соответствующих организаций и учреждений;

- проведение профессиональной диагностики учащихся;

- профессиональное просвещение учащихся;

- консультирование учащихся и их родителей по проблемам профессионального самоопределения.

Учебно-тематический план курса

№ п/п Разделы программы Кол-во часов Форма работы

1 Выявление интересов и склонностей учащихся 2 Лекции

2 Подготовка учащихся к выбору профессий через познание особенностей своей личности 1 Работа психолога

3 Создание условий для возможности самоопределения в выборе будущей профессии и образовательной траектории 2 1. Организация встреч с представителями различных профессий. 2. Презентация профессий

4 Приобретение собственного опыта по выбранной профессии 6 Организация профильных проб

5 Итоговое занятие 1 Конкурс

Итого 12 часов

Краткое содержание разделов программы курса

№ п/п Разделы программы Содержание

1 Выявление интересов и склонностей учащихся Организация проведения лекций на тему «Мир профессий». в ходе которых проводится ознакомление учащихся с разнообразием профессий

2 Подготовка учащихся к выбору профессий через познание особенностей своей личности Проведение тестирования, беседы на соответствие результатов тестирования и выбранного направления

3 Создание условий для возможности самоопределения в выборе будущей профессии и образовательной траектории Проведение классных часов с представителями различных профессий, в ходе которых дается знание о содержании деятельности по представляемой профессии, требованиях к знаниям и умениям специалиста . необходимом образовании. условия труда (с отражением противопоказаний и проф. вредностей)

4 Приобретение собственного опыта по выбранной профессии Организация профильных проб непосредственно на предприятии с проведением мастер-классов и возможностью практического знакомства

5 Итоговое занятие Проведение конкурса «Будущий профессионал современного производства». презентация выбранной профессии (профессиограмма) и выполнение теоретических и практических заданий

Итого 12 часов

Приложение 2

Программа прохождения профессиональных проб «Профессия — ........»

1. Категория учащихся, для которых предназначена данная программа: 9-е

классы

2. Количество часов:

Общее количество часов - ... аудиторная - ....; практическая - ...; самостоятельная - ...

3. Организационные условия реализации программы:

- время проведения: ...;

- режим проведения: ...;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- место реализации программы: ...

4. Содержание программы: ...

5. Педагогический коллектив: ...

Приложение 3

Форма графика прохождения занятий

№ п/п Наименование занятий ФИО педагога Дата Время занятий

теория часы теория часы

Приложение 4

Анкета для родителей

№ п/п Класс ФИО Предлагаемый уровень образования (НПО. СПО, ВПО) Пути получения (НОЦ . иное учебное заведение) Результат психологи- ческого тестирования Профиль (профессия для прохождения проб)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.