Научная статья на тему 'Индивидуальный образовательный маршрут профессионального самоопределения как средство профессиональной ориентации школьников'

Индивидуальный образовательный маршрут профессионального самоопределения как средство профессиональной ориентации школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2935
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселёва Ольга Александровна, Сурикова Юлия Николаевна, Сорокина Марина Сергеевна, Смирнов Владимир Алексеевич, Самохвалова Анна Геннадьевна

В статье представлен опыт профориентационной деятельности в системе дополнительного образования, в процессе которой происходит конструирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов профессионального самоопределения школьников. Раскрыты этапы построения индивидуальных образовательных маршрутов в контексте осуществления профессиональной ориентации. Охарактеризованы функции педагога в проектировании и реализации программы действий обучающихся. Показаны формы профориентационной работы в рамках специализированного учреждения дополнительного образования в муниципальном округе. Описана модель социального партнерства в области профессионального самоопределения учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселёва Ольга Александровна, Сурикова Юлия Николаевна, Сорокина Марина Сергеевна, Смирнов Владимир Алексеевич, Самохвалова Анна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуальный образовательный маршрут профессионального самоопределения как средство профессиональной ориентации школьников»

Индивидуальный образовательный маршрут профессионального самоопределения...

УДК 371.3

Киселева Ольга Александровна

Центр дополнительного образования «Уникум», г. Буй

Сурикова Юлия Николаевна

Центр дополнительного образования «Уникум», г. Буй

Сорокина Марина Сергеевна

Центр дополнительного образования «Уникум», г. Буй

Смирнов Владимир Алексеевич

доктор социологических наук, доцент

Костромской государственный университет

Самохвалова Анна Геннадьевна

доктор психологических наук, доцент

Костромской государственный университет zdod-unikum@mail.ru; dokavvv@mail.ru; marinandru34@rambler.ru;

va_smirnov@ksu.edu.ru; samohvalova@kmtn.ru

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Исследование проведено по государственному заданию Министерства образования и науки РФ

№ 27.4374.2017/НМ

В статье представлен опыт профориентационной деятельности в системе дополнительного образования, в процессе которой происходит конструирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов профессионального самоопределения школьников. Раскрыты этапы построения индивидуальных образовательных маршрутов в контексте осуществления профессиональной ориентации. Охарактеризованы функции педагога в проектировании и реализации программы действий обучающихся. Показаны формы профориентационной работы в рамках специализированного учреждения дополнительного образования в муниципальном округе. Описана модель социального партнерства в области профессионального самоопределения учащихся.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, индивидуальный образовательный маршрут.

Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте, а в некоторых случаях и в более раннем детстве. Многие современные дети и подростки недостаточно знают о специфических особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои способности, профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. На выбор профессии влияют различные факторы: субъективная оценка престижности и значимости профессии; оценка материального положения в результате овладения профессией; влияние ожиданий и предпочтений семьи и друзей; особенности характера, мотивации, личностных качеств обучающихся и др.

В современном понимании смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов.

Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сможет самостоятельно принять жизненно-важное решение.

Актуальность профориентационной работы в образовательных организациях на современном

этапе развития нашего общества обусловлена социальным запросом в осуществлении подрастающим поколением осознанного, самостоятельного профессионального выбора, а также необходимостью реализации «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». В этом документе одной из главных задач названо «развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда» [2, с. 27].

Необходимость квалифицированной помощи педагога в этом процессе очевидна. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать многие насущные проблемы еще в период школьного обучения, особенно в старших классах. Мощным ресурсом в реализации данного направления является система дополнительного образования, которая предоставляет каждому школьнику возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей. Именно в системе дополнительного образования складываются наиболее оптимальные педагогические условия для создания и реализации гибких индивидуальных образовательных маршрутов.

© Киселева О.А., Сурикова Ю.Н., Сорокина М.С., Смирнов В.А., Самохвалова А.Г., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №5

123

Индивидуальный образовательный маршрут -это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогами необходимой психолого-педагогической поддержки в процессах его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, В.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева) [1, с. 245].

Как показывает педагогическая практика, реализация индивидуальных образовательных маршрутов не только существенно повышает качество образования, но и является ресурсом воспитания у обучающихся субъектной позиции, т.е. готовности к самопознанию, самоопределению, саморазвитию и преобразованию окружающей действительности [3].

Анализ практик воспитательной деятельности, реализуемых в системе общего и дополнительного образования в Костромском регионе, проведенный научным коллективом Костромского государственного университета в 2017 году, показал, что профо-риентационная работа с обучающимися в той или иной степени и с различной результативностью ведется в каждом образовательном учреждении. Однако результаты исследования показывают, что лишь 27% школ и организаций дополнительного образования подходят к этому направлению деятельности не формально, используя лишь диагностические и просветительские формы работы с детьми и родителями, а индивидуально-ориентированно, учитывая ресурсы и возможности каждого обучающегося и выстраивая его индивидуальный образовательный маршрут профессионального определения.

Изучив лучшие педагогические практики, научный коллектив пришел к выводу, что лидером индивидуально-ориентированной профориентаци-онной работы в Костромской области можно считать Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Центр дополнительного образования «Уникум» городского округа г. Буй, который уже более 15 лет занимается созданием для школьников индивидуальных маршрутов профессионального самоопределения. Обучающимся предлагаются элективные и профильные курсы различной направленности с прохождением практики на базе организаций и предприятий. Например, участие в программе «Парикмахер» предполагает реальную работу старшеклассников в качестве помощника мастера в парикмахерских салонах города; курс «Секретарь суда» (правоведение) включает экскурсию школьников в Буй-ский районный суд, их присутствие на судебных заседаниях, беседы с судебными приставами, судьями, прокурорами, рейды по городу совместно с работниками ГИБДД; подростки, обучающиеся

по программе «Слесарь по ремонту внутридомо-вого газового оборудования» проходят практику на объектах буйского филиала Газпром; у «Специалистов МЧС» теоретические и практические занятия проходят на базе пожарной части, кроме того эти дети занимаются дополнительной физической подготовкой.

В 2016 году в целях разработки и апробации модели профориентации обучающихся на основе индивидуализации образовательной деятельности на базе Центра «Уникум» была открыта и действует по сегодняшний день региональная инновационная площадка. В рамках опытно-экспериментальной деятельности педагогического коллектива определены задачи реализации программы площадки как шаги по достижению главной цели - индивидуализации профориентационной работы с обучающимися:

- комплексная диагностика обучающихся с целью изучения их индивидуальных возможностей и профессиональных намерений;

- выявление и обоснование организационно-педагогических условий, обеспечивающих индивидуализацию профориентационной деятельности;

- создание образовательной среды, обеспечивающей индивидуализацию профориентационной деятельности;

- выбор адекватных личностным возможностям и способностям обучающихся форм, методов, технологий, содержательных характеристик, обеспечивающих проектирование индивидуальных образовательных маршрутов профессионального самоопределения;

- разработка и апробация модели индивидуальных образовательных маршрутов профессионального самоопределения обучающихся;

- мониторинг эффективности реализации индивидуальных образовательных маршрутов профессионального самоопределения обучающихся;

- выстраивание гибкой системы взаимодействия Центра «Уникум» с общеобразовательными организациями городского округа город Буй, учреждениями профессионального образования, а также с предприятиями города и региона.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) формируется на основе образовательных потребностей, индивидуальных способностей и возможностей ребенка. А в контексте осуществления профессиональной ориентации - в соответствии с профессиональными намерениями и интересами обучающихся.

Профориентационная работа в Центре «Уникум» включает следующие этапы построения индивидуального образовательного маршрута, планирование которых идет в процессе непосредственного взаимодействия школьника с педагогом:

- определение цели и задач реализации ИОМ, исходя из потребностей и профессиональных намерений ребенка;

124

Вестник КГУ ^ 2017

Индивидуальный образовательный маршрут профессионального самоопределения..,

- определение содержания образования (в том числе и дополнительного) в соответствии с поставленной целью;

- определение уровня и режима освоения тех или иных учебных предметов, курсов;

- планирование субъектом профессионального самоопределения собственных действий по реализации цели, разработка критериев и средств оценки полученных результатов (собственных достижений).

Функция педагога на данном этапе заключается в помощи учащемуся в конкретизации целей и задач, разработке ресурсной карты реализации маршрута. В результате проектируется программа конкретных действий ученика по осуществлению замысла (индивидуального образовательного маршрута).

Педагог, сопровождающий разработку индивидуального образовательного маршрута ребенка, может действовать примерно по такой схеме:

- диагностика развития познавательных интересов, потребностей, способностей и личностных качеств ребенка;

- определение долгосрочных и краткосрочных целей и способов их достижения;

- формирование содержания ИОМ;

- определение времени и порядка реализации ИОМ;

- определение способов оценки достижений и поощрения ребенка.

В рамках деятельности экспериментальной площадки учащимся 8-11 классов на начальном этапе предоставляется возможность пройти про-фориентационное тестирование, стать участниками тренингов, профориентационных игр, олимпиад, квестов. Одной из полюбившихся ребятами форм знакомства с профессиями стали игры «Колесо профессий 21 века», профориентационный квест «Выбор». Организаторами и ведущими традиционно выступают обучающиеся педагогического класса Центра «Уникум», элективного курса «Азбука журналистики».

На первом этапе деятельности площадки были разработаны практико-ориентированные элективные курсы «Психология выбора профессии», «Профориентация для детей с ОВЗ», профориен-тационный блок классных часов «Путь в профессию». Была проведена профориентационная диагностика учащихся 9-11 классов городских школ. Разработаны и реализованы дистанционные элективные курсы, которые также имели индивидуально-ориентированный характер.

В Центре «Уникум» создана и успешно работает эффективная модель социального партнерства в области профессионального самоопределения учащихся. Уникальность проекта заключается в том, что к работе привлечены практически все предприятия и организации городского округа го-

род Буй, а также учреждения среднего профессионального образования и Костромского государственного университета.

Особенностью данного проекта является опережающая работа по освоению участниками специфического механизма принятия решения: «поля возможностей и ответственности», который предполагает процесс самопознания подростком своих потребностей и потенциальных возможностей, апробацию их в реальной деятельности и принятие ответственности за ее результаты. Отличительная черта проекта в комплексном подходе к профориентации подростков, а именно - в единовременной реализации системы профориентационных мероприятий, направленных на «примерку» профессии: от тестирования до профессиональных проб учащихся. Школьникам предлагается с помощью профессиональных проб погрузиться в профессию, о которой они мечтают, с целью узнать ее изнутри.

Центр дополнительного образования «Уникум» как муниципальный ресурсный центр дистанционного и профильного обучения, аккумулируя имеющиеся ресурсы, стал связующим звеном для всех субъектов профориентационной работы городского округа город Буй, в том числе, обеспечивая им возможность доступа к дистанционным ресурсам проекта (программному содержанию, учебно-методическим материалам и др.).

В июне 2017 года была организована профори-ентационная оздоровительная смена для учащихся 5-7 классов «ПРОФИ-экспресс».

Вся жизнедеятельность в детском оздоровительном лагере дневного пребывания детей «ПРОФИ-экспресс» была пронизана профориентацион-ной тематикой, развитие действия осуществлялось в соответствие с картой путешествия. Участники события перемещались по карте от станции к станции, каждая из которых имела название определенной профессии. На станциях («Экологические профессии»; «Стилисты»; «Дизайнеры»; «Кулинары»; «Журналисты») проводились учебные занятия и профессиональные пробы.

В рамках смены были организованы учебные экскурсии в Локомотивное депо, ресторан «Визит», медиа-группу «Вариант», колледж искусств, дом ремесел и т. д. Также была проведена городская конференция проектов на тему: «Профессии моей семьи», на которой дети из летних оздоровительных лагерей представляли проекты и исследовательские работы о семейных профессиональных династиях, профессиях своих родственников.

В целях содержательного наполнения ИОМ профессионального самоопределения в Центре «Уникум» для каждого ребенка совместно с ним и его семьей создаются ресурсные карты, включающие разнообразные образовательные события, экскурсии, профессиональные пробы, социальные практики и др.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №5

125

Для учащихся организуются учебные экскурсии с обязательным выполнением практических заданий в Буйский районный суд, в Буйский техникум железнодорожного транспорта, Буйский техникум градостроительства и предпринимательства, в редакцию газеты «Буйская правда», в ЗАО «Экохим-маш»; в ОГБУЗ «Буйская городская больница», в ОГУ «Комплексный Центр социального обслуживания населения по г. Бую и Буйскому району» и др.

В процессе каждой экскурсии школьникам предлагаются профессиональные пробы, которые становятся основой индивидуальных образовательных маршрутов профессионального самоопределения. Например, в ОГБУЗ «Буйская городская больница» подросткам предлагается понаблюдать за работой диспетчера станции скорой помощи, изучить флюорографические и рентгенологические снимки, принять участие в исследованиях по спирограмме, в процедуре ЭКГ с последующей расшифровкой. Все это сопровождается профессиональными консультациями и комментариями врачей и медицинского персонала. В редакции газеты «Буйская правда» школьникам предлагается написать заметку на тему: «Связь газеты «Буйская правда» с моей семьёй», попробовать создать дизайн номера газеты, поработать дублером корреспондента (взять интервью в школе, на улице, в магазине и др.). В ресторане «Визит» обучающиеся могут поработать в заготовительных цехах, в горячем цехе, почувствовать себя в роли бармена, официанта, празднично сервировать стол; придя в пожарную часть №53 г. Буй ФГКУ «2 ОФПС по Костромской области» ребята принимают участие в занятиях по физической подготовке совместно с пожарными, учатся скатывать и раскатывать гидранты и др.

Особое место в работе занимают педагогические пробы, ориентирующие школьников на профессию учителя. Их прохождение предполагает участие школьников в проведении муниципальных мероприятий «Ученик года», «Ваш успех», ученических конференций, квестов; работу в летнем лагере в качестве вожатого, проведение прогулок, экскурсий, Дней здоровья с детьми дошкольного возраста, разработку и проведение занятий в учреждении дополнительного образования с младшими школьниками, выпускники школ проводят занятия курса «Школа молодого педагога» с учащимися 10 класса.

Таким образом, в ходе реализации экспериментальной программы в Центре «Уникум» был отработан организационно-управленческий механизм реализации принципа индивидуализации образовательной деятельности обучающихся в области профориентации. Разработаны, теоретически обоснованы и экспериментально верифицированы модели построения индивидуальных образовательных траекторий профессиональной ориентации обучающихся. Данная работа помогла выпускникам получить направления в ВУЗы от

предприятий, организаций, на которых проходили их профессиональные пробы. Многие школьники в процессе обучения кардинально меняют сформировавшиеся профессиональные ориентации и родительские установки, самостоятельно делая свой жизненный выбор.

Несомненно, данная педагогическая практика является новаторской, имеет большой развивающий потенциал для подрастающего поколения, является ресурсом для обеспечения преемственности всех ступеней образования, и может быть рекомендована для внедрения на региональном и федеральном уровнях.

Библиографический список

1. Александрова Е.А. Индивидуализация образования: учиться для себя // Народное образование. - 2008. - № 7. - С. 243-250.

2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8a f09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения: 10.01.2018).

3. Самохвалова А.А. Экспериментальное исследование стратегий поведения детей в ситуациях затрудненного общения // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». - 2013. -№ 1. - С. 39-45.

References

1. Aleksandrova E.A. Individualizaciya obrazovaniya: uchit'sya dlya sebya // Narodnoe obrazovanie. - 2008. - № 7. - S. 243-250.

2. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r (red. ot 10.02.2017) «O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-ehkonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» (vmeste s Koncepciej dolgosrochnogo social'no-ehkonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66 928fa27e527/ (data obrashcheniya: 10.01.2018).

3. Samohvalova A. A. EHksperimental'noe issledovanie strategij povedeniya detej v situaciyah zatrudnennogo obshcheniya // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. YUvenologiya. Sociokinetika». - 2013. - № 1. -S. 39-45.

126

Вестник КГУ 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.