Научная статья на тему 'Опыт создания системы профориентации в МБОУ «Добрянская средняя общеобразовательная школа №3»'

Опыт создания системы профориентации в МБОУ «Добрянская средняя общеобразовательная школа №3» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт создания системы профориентации в МБОУ «Добрянская средняя общеобразовательная школа №3»»

УДК 37.048.45

Меркушева М.Е., Бюллер А.Г.

Опыт создания системы профориентации в МБОУ «Добрянская средняя общеобразовательная школа №3»

В статье описываются формы социального взаимодействия и методы психологического сопровождения учащихся в системе профориентационной работы МБОУ «ДСОШ № 3». Прилагается программа внеурочной деятельности, направленной на формирование личностного и профессионального самоопределения подростков старшего и среднего возраста. Приоритет отдается организации профессиональных проб и созданию системы сетевого взаимодействия учреждений и предприятий на основе договоров социального партнерства.

Ключевые слова: профориентация, индивидуальная образовательная траектория, самоопределение подростка, профессиональные пробы.

Начиная с 80-х годов прошлого столетия, в нашем образовательном учреждении ведется постоянный поиск наиболее эффективных путей решения проблем профессиональной ориентации учащихся. Перед педагогами стоят задачи по формированию социальной зрелости обучающихся, в частности - готовности к осознанному профессиональному выбору. Изменения в социальной среде, связанные с развитием общества и политического строя страны, требуют постоянного совершенствования методов и подходов в системе профессионального образования в соответствии с современными образовательными стандартами.

За прошедшее время в системе профориентационной работы школы были апробированы и внедрены такие формы работы, как «часы профориентации» на уроках трудового обучения; информирование учащихся о различных сферах трудовой деятельности; взаимодействие с УПК (учебно-производственный комбинат) и центром занятости населения; специалистами школы в 2009 г. был разработан и по 2012 г. функционировал проект «Виртуальный профориентационный центр "Взгляд в будущее"» (автор проекта Н.С.Первушина); сотрудниками школы проведен муници-

пальный конкурс «Будущие профессионалы современного производства». В настоящее время систематически осуществляется предпрофильная подготовка и профильное обучение учащихся, выявление и психологическая поддержка их профессиональных склонностей и способностей и др. Информационно-методический комплекс школы открыт для всех слоев населения г. Добрянки, а профориентационная деятельность стала брендом образовательного учреждения.

В 2011/12 уч. году в МБОУ «ДСОШ №3» на базе Центра школьных инноваций в рамках лаборатории проектирования был разработан проект «Создание индивидуальной траектории образования и профессионального самоопределения учащихся через сетевое взаимодействие». С 2012 г. реализуется проект «Создание и апробация межведомственного центра профориентации "От знаний к делу"».

В связи с тем, что на современном этапе развития системы образования (внедрение ФГОС) профориентационная деятельность специалистов образовательной организации направлена на формирование готовности учащихся к совершению осознанного профессионального выбора (с учетом ин-

дивидуальных особенностей, интересов, способностей, спроса на рынке труда), на развитие мотивационной составляющей профессионального выбора и самореализации, на приобретение практического опыта (так называемые профессиональные пробы), мы, помимо перечисленных ранее форм работы, продуктивно сотрудничаем с базовыми предприятиями города, активно взаимодействуем с их руководителями, создаем систему сетевого взаимодействия учреждений и предприятий города на основе договоров социального партнерства, поддерживаем совместную деятельность учащихся и их родителей (законных представителей). Ключевая роль здесь отводится организации профессиональных проб (испытаниям, моделирующим элементы конкретного вида профессиональной деятельности) при непосредственном участии потенциального работодателя, включающих в себя теоретические, практические и самостоятельные занятия.

В период летней оздоровительной кампании 2015 г. в соответствии с требованием ФГОС ООО изменились подходы к организации и содержанию профильных лагерей, трудовых отрядов: разработана программа «Профи» с тематикой смены, направленной на процесс личностного и профессионального самоопределения подростков старшего и среднего возраста. В рамках данной программы организованы встречи с представителями различных профессий, экскурсии на предприятия, профессиональные и социальные пробы. Цель программы: социализация учащихся через обеспечение возможности эффективной преобразующей деятельности (общественно-полезной деятельности и проектной деятельности) в условиях меняющегося социума, и формирование ценностного отношения к социальной реальности.

Учебно-тематический план и примерное содержание занятий деятельности отряда «Профи» приводятся в табл. 1, 2.

Таблица 1

учебно-тематический план внеурочной деятельности отряда «Профи»

№ день раздел общее количество часов часы аудиторных занятий часы внеаудиторных занятий *

1.1 1 «Делаем жизнь интереснее» (вводное занятие) 3 3 -

1.2 2-4 «Ищем помощников» 5 5 -

1.3 5 «Планы на будущее» (психологическое сопровождение) 1 1 -

1.4 5-8 «Выбор» (знакомство с профессиями, встречи, психологическое тестирование) 9 4 5

1.5 9-17 «Оказываем помощь» (социальная, профессиональная проба) 29 7 22

1.6 18 Психологическая игра «Проф. консультация» 1 1 -

Всего часов: 48 21 27

* Посещение предприятий, учреждений, прохождение профессиональных проб.

Таблица 2

Примерное содержание занятий

день название содержание занятия

1 «Делаем жизнь интереснее» Вводное занятие. Знакомим подростков с планом деятельности отряда. Формируем понимание значимости КТД (коллективно-творческого дела), принимаем решение о проведении полезных дел для школы. Определяем цель и задачи совместной деятельности. Проводим инструктаж для педагогов по правилам перевозки детей и поведения во время проезда, правилам поведения на посещаемых объектах, правилам поведения во время передвижения по улице

2-4 «Ищем помощников» В соответствии с заранее разработанным планом деятельности отряда и для организации участия детей в КТД посещаем кабинеты школы, нуждающиеся в помощниках (по заявкам педагогов). На первом занятии ребята знакомятся с работой педагога по подготовке к проведению уроков, осуществляемой в данном кабинете (подготовка методик, оборудования, наглядных пособий и т.п.), а также знакомятся с требованиями к профессионально важным качествам в отношении данной специальности. Подросткам, заинтересовавшимся профессией, предлагают пройти профессиональную пробу и кратко знакомят с планом практической деятельности. Деятельность обучающихся направлена на решение двух задач: 1) знакомство с профессиональными навыками специалиста; 2) оказание помощи по подготовке кабинета к учебному процессу

5 «Планы на будущее» После посещения кабинетов, на которые были поданы заявки, проводится психологическое занятие в форме тренинга на профориентаци-онную тематику (информирование о профессиях, оценка обучающимися сбалансированности различных сфер своей жизни, самопознание, прояснение своих планов на будущее и возможностей их реализации)

5-8 «Выбор» С целью знакомства с особенностями деятельности и изучения рынка труда организуются встречи с представителями профессионального социума (экскурсии на предприятия, учреждения, в центр занятости населения). По итогам занятий осуществляется выбор участников для прохождения социальной, профессиональной пробы, дети делятся на группы по прохождению проб

8 Психологическое тестирование

9-17 «Оказываем помощь» С целью более объективной оценки обучающимися привлекательности профессии и проверки ими своих возможностей организуются социальные, профессиональные пробы

18 «Профессиональная консультация» Психологическая игра, которая проводится с целью развития способности подростков анализировать различные ситуации профессионального самоопределения и делать обоснованные выборы

Целью психологического сопровождения учащихся в рамках данной программы является развитие у учащихся умений самостоятельно определять цели, задачи и мотивы своей деятельности, планировать

пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами и осуществлять контроль своей деятельности. Соответственно, психологический компонент программы включает в себя:

- профориентационную диагностику (выявление профессиональных интересов, склонностей и предпочтений, типа профессиональной мотивации);

- занятие по осознанию подростками своих жизненных приоритетов и системы ценностей в ближайшей и долгосрочной перспективе, а также по обучению процессу построения системы последовательных действий по реализации личных и профессиональных планов;

- психологическую ролевую игру «Профессиональная консультация» (организация взаимопомощи подростков в профессиональном и личностном самоопределении), проводимую с целью развития способности подростков анализировать различные ситуации профессионального самоопределения и делать обоснованные выборы.

Для решения поставленных диагностических задач целесообразно использовать «Опросник профессиональных предпочтений» (Дж. Голланд) [2], опросник «Якоря карьеры» (Э. Шейн) [3]. Осознание подростками жизненных приоритетов может строиться также на основании анализа результатов диагностики, обсуждения перспектив профессионального выбора со сверстниками, при выполнении специально подобранных упражнений на тренинговых занятиях. Большой популярностью пользуются активизирующие игры Н.С. Пряжникова [1], например, игра «Торг», в которой учащимся предлагается «поторговаться» в парах за возможность появления в их жизни определенных событий (в оригинале дается готовый список возможных ситуаций, в нашей модификации список может быть составлен по результатам опроса учащихся, раскрывающего идеал видения своей жизни лет через 15. Также для анализа жизненных ценностей используется прием «укрупнение - детализация» («Для чего (во имя чего) тебе эта цель (для чего тебе это состояние, эта возможность и т.п.)? Чему более глобальному (или более конкрет-

ному) это может позволить осуществиться? А это, в свою очередь, для чего?»). Прием «жертва» помогает выстроить иерархию ценностей («Что ты готов отдать, какую из жизненных ценностей (чем пожертвовать), чтобы сохранить остальные? А из оставшегося что отдаешь?») и другие техники прояснения ценностных ориентаций.

Построение шагов по достижению конкретной жизненной цели начинается с анализа внешних и внутренних ресурсов подростка: чем, важным для достижения цели, подросток уже располагает (конкретные люди, место, время, информация, финансы, материально-техническая база, индивидуальные личностные особенности и т.д.), степень доступности этих ресурсов (достаточно, недостаточно, отсутствует или даже препятствует), возможность получения необходимого доступа (в том числе - опосредованно, через других лиц). В качестве «подсказки» могут быть использованы следующие категории описания: «окружение (люди и предметы, важные для достижения цели)», «поведение в данном окружении, важное для достижения цели», «способности и возможности», «убеждения и ценности», «представления о себе» и «сверхцель» («во имя чего; какое возможно продолжение этого пути»). Важно обращать внимание подростка на «случайности» (например, при заявленной цели получить специальность «машинист электровоза» учащийся упоминает о своих успехах по биологии; впоследствии выясняется, что этот выбор профессии принадлежит его родителям, а сам подросток больше склонен заняться медициной). Также важным моментом является оценка предполагаемой удовлетворенности будущим результатом (бывают случаи, когда при воображаемом достижении своей цели подросток испытывает негативные чувства, поскольку его не устраивают последствия, например, нежелательные личностные изменения, типа «богатый, но злой»).

Эффективность работы по развитию готовности к осознанному профессиональному самоопределению существенно повышается, когда ответственность за выбор несет сам учащийся при минимальном вмешательстве со стороны взрослого. Этому может способствовать профессиональная проба «Психолог», которая дополнена игрой «Профессиональная консультация». В ходе этой игры учащимся предлагается в микрогруппах разыграть ситуацию, где 1-2 «консультанта» беседуют с «учащимся» и его «родителем» по поводу выбора профессии после окончания школы. «Консультанты» могут попытаться самостоятельно выделить факторы анализа ситуации или обратиться за помощью к психологу. В этом случае психолог предлагает частично стандартизированный вариант интервью по выбору профессии [2]:

- знакомство с «клиентом», установление контакта;

- определение проблемы (отсутствие решения о выборе профессии, избыточная сосредоточенность на единственном решении, т.е. отсутствие запасных вариантов, сомнения в правильности принятого решения);

- определение жизненных ценностей «клиента», его мотивов выбора профессии;

- выяснение интересов и склонностей «клиента» и его мнения о них;

- прояснение ресурсов, возможностей и способностей;

- план действий (этапы, сроки, критерии результата);

- анализ возможных последствий (непосредственных и отдаленных) принятых решений;

- поиск альтернативных вариантов, план действий в случае неудачи.

При коммуникативных затруднениях «консультанту» предлагается готовый перечень вопросов. Игра завершается «выдачей рекомендаций» и их обсуждением: «консультант» должен объяснить, на чем основан каждый пункт рекомендаций; клиент сообщает, с какими пунктами не согласен и по какой причине.

Следует отметить, что в процессе игры важна не столько реальная конкретная помощь, сколько формирование способности анализировать различные ситуации профессионального выбора.

Реализация данной системы работы позволяет повысить готовность обучающихся к осознанному профессиональному выбору.

список литературы

1. Пряжников Н.С. Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения. М.; Воронеж: Изд-во ин-та практ. психологии: Модэк, 1997. 64 с. (Библиотека школьного психолога).

2. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. СПб.: Речь, 2006. 280 с.

3. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб.: Речь, 2003. 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.