Ю.в. КУДИНОВА (Воронеж)
Опыт подготовки вожатых и организации летней практики: история И современность (на примере воронежского государственного педагогического университета)
Анализируется опыт организации практики по основам вожатской деятельности и подготовки вожатых Воронежского государственного педагогического университета. Проанализирован исторический опыт организации летней практики в советский период. Показаны организационно-методические особенности современного периода.
Ключевые слова: вожатый, летняя практика, практика по основам вожатской деятельности.
В настоящее время намечаются тенденции увеличения внимания к профессиональной подготовке вожатых. Актуальным является вопрос компетентности современного вожатого как профессионала, способного к проектированию разнообразных форматов социально полезной деятельности детей, поскольку именно деятельность вожатого является определяющей в обеспечении широкого спектра воспитательных результатов. В 2018 г. был издан приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 840н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)"» [5], который предусматривает в том числе требования к уровню образования и профилю подготовки вожатого.
Изучение отечественного опыта подготовки вожатых, который насчитывает не одно десятилетие и закономерно связан с историей становления и развития системы детского отдыха на базе различных детских учреждений, позволяет обобщить сложившиеся подходы к подготовке вожатых и оценить их эффективность. В связи с этим в процессе разработки и реализации программы подготовки студентов к вожатской деятельности особенно актуальным представляется изучение исторического контекста подготовки вожатых в отечествен-
'КИЕ науки -
ной практике с целью выявления негативных и позитивных факторов в разработке модели эффективной подготовки вожатого.
Летняя педагогическая практика (в соответствии с локальными нормативными актами Воронежского государственного педагогического университета (ВГПУ), практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, по основам вожатской деятельности) - важное звено непрерывной педагогической практики студентов, в ходе которой они получают опыт работы с временным детским коллективом в условиях профильных организаций. Специфика данного вида практики связана с тем, что, по существу, она является первой самостоятельной педагогической деятельностью, когда студенты не просто являются обучающимися педагогического вуза, но и официально трудоустраиваются на должность вожатого или воспитателя.
В рамках данной статьи хотелось бы представить опыт подготовки вожатых в ВгПу. Это крупный учебно-научный комплекс Центрального Черноземья России, который ведет свою историю с 1931 г. Здесь обучается около 7 000 студентов, из которых свыше 600 человек - иностранные студенты из 15 стран мира. ВгПу отличают многолетний опыт подготовки вожатских кадров и богатые традиции в организации летней педагогической практики.
Следует отметить, что с конца 1950-х гг. в институте была введена непрерывная педагогическая практика. Ее проходили студенты всех пяти курсов. Практика делилась на следующие три вида:
- по воспитательной работе (без отрыва от учебных занятий);
- педагогическая учебная (с отрывом от учебных занятий);
- летняя педагогическая (в детских пионерских лагерях).
Со временем непрерывная практика совершенствовалась. Каждое лето студенты первых курсов направлялись для организации воспитательной работы с детьми в домоуправления, детские парки, на детские площадки. Они должны были организовывать досуг детей в течение двух недель. После второго курса студенты всех факультетов, кроме естественно-географического, проходили практику в детских пионерских лагерях. Подготовка студентов проходила на инструктивно-методических занятиях: два дня в институте, четыре - в за-
О Кудинова Ю.В., 2020
ИЗВЕСТИЯ вгпу
городном лагере. С 1970 г. стали проводиться учебно-лагерные сборы для будущих вожатых на турбазе «Березка». В институте была оформлена пионерская комната, на ее базе организована регулярная методическая помощь вожатым [2].
В середине 1960-х гг. в пяти городах СССР - Костроме, Курске, Челябинске, Новосибирске и Воронеже - в педагогических институтах были созданы историко-педагоги-ческие факультеты. Их еще называли «красно-галстучными». На этих факультетах студенты получали дополнительную специальность -«методист воспитательной работы». Одной из особенностей профессиональной подготовки будущих специалистов была педагогическая практика в Артеке. Воронежский истпедфак посылал своих вожатых в Артек более 20 лет (1971-1993). Школу Артека за эти годы прошли более 250 студентов [1].
С 1962 г. действовал совет организаторов пионерской работы, который выпускал листок «Горнист» как приложение к газете «Учитель». С 1968/69 уч. г. клуб «Горнист» стал работать как общественное объединение, осуществляющее подготовку студентов к работе в пионерских лагерях. Занятия проводились преподавателями кафедры педагогики, студентами-старшекурсниками историко-педагогического факультета. огромный вклад в становление и развитие вожатского движения в вузе внесла Эмма Викторовна Паничева.
Долгое время к числу неудовлетворительно решенных относились вопросы подготовки, организации и проведения пионерских практик. Меры, принятые в конце 1970-х гг., позволили решить эти вопросы.
Если ранее студенты мелкими (по 3-4 чел.) группами проходили практику во всех пионерских лагерях Воронежской области, а 25% студентов работали по месту жительства, то с этого времени практика организовывалась на базе нескольких лагерей, с которыми были заключены двусторонние договоры. Наличие базовых лагерей позволило формировать из практикантов педагогические отряды. Этот опыт был поддержан на государственном уровне, и в 1978 г. институт был награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ [2].
для подготовки студентов к работе в пионерских лагерях был разработан комплекс «Будь готов к работе с детьми» (БГРД), который предусматривал развитие организаторских способностей у студентов, развитие и закрепление интереса к работе с детьми. БГРД
можно считать первой организованной прак-тико-ориентированной формой подготовки студентов к работе в пионерских лагерях. Сам комплекс предполагал организацию и проведение занятий для студентов, в рамках которых осуществлялась их подготовка к работе вожатыми с использованием активных методов обучения: студенты проигрывали различные ситуации, изучали методику организации игры, групповых и массовых форм детского досуга, прорабатывали основы работы с детским коллективом.
В институте работало студенческое конструкторское бюро, готовящее игровые комплексы для пионерских лагерей. Так, в пионерском лагере «Костер» действовал игровой комплекс, построенный и оборудованный студентами истфака - членами студенческого конструкторского бюро [8]. Со временем практика создания педагогических отрядов для пионерских лагерей распространилась и на организацию непрерывной педагогической практики в течение учебного года.
Богатым источником изучения опыта организации летней практики в ВГПу в советский период выступает вузовская газета «Учитель», которая является ровесницей вуза. На страницах газеты публиковались материалы преподавателей и сотрудников вуза, посвященные итогам практики, специфике ее организации, а также студентов-вожатых с отзывами и рассказами о работе в лагере.
Анализ публикаций газеты «Учитель» за конец 1970-х - 1980-е гг. позволяет сделать вывод, что в данный период ежегодно летнюю практику проходили от 500 до 700 студентов ВГПИ. традиционными базами практики стали пионерские лагеря Воронежской области «Кристалл», «Кировец», «Алмаз», «Зеленый огонек», «Буревестник», «Дружба», лагерь «Костер» в Краснодарском крае.
особенно почетным считалось прохождение практики во Всесоюзном пионерском лагере «Артек» и Всероссийском лагере «орленок». В 1986 и в 1987 гг. воронежский отряд вожатых был признан лучшим во Всесоюзном лагере «Артек» [3].
Ежегодно лучших студентов-практикантов поощряли грамотами и благодарностями, а иногда и денежными премиями. Например, по итогам лагерного лета 1981 г. 82 старшие пионервожатые были награждены грамотами обкома ВЛКСМ, 56 студентов - грамотами комитета ВЛКСМ ВГПИ, около 30 студентов получили денежные премии завкомов [6]. Но при
этом не только об успехах студентов ВгПИ можно прочитать на страницах газеты «учитель», авторы публикации обращают внимание на проблемы и трудности, возникающие в ходе практики. На страницах газеты за 1987 г. читаем: «К сожалению, очень часто приходится наблюдать, как студенты, попав в пионерский лагерь, забывают о том, что они - представители педагогического вуза, а поэтому недостаточно просто быть с отрядом, необходимо каждую минуту словом, поступком, интересными и разнообразными делами воспитывать. Такой творческой фантазии нашим студентам пока не достает. У большинства вожатых-новичков просто опускаются руки, потому что очень скуден запас их практических навыков» [4].
В начале 1990-х гг. в связи с введением новых государственных стандартов, переходом на многоуровневую систему подготовки в организацию педагогической практики были внесены изменения. Летняя педагогическая практика в детских оздоровительных лагерях осталась на нескольких факультетах. И возобновилось проведение вожатской практики на всех факультетах с принятием новых стандартов образования уже в 2000-е гг.
В 2018 г. в ВГПУ был утвержден локальный нормативный акт - Положение о практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, основам вожатской деятельности (программы бакалавриата), которое регламентирует порядок организации и проведения практики. В 2020 г. в данное положение были внесены поправки, которые связаны с особенностями прохождения этого типа практики иностранными студентами [7]. Рассматриваемый нормативный акт описывает и регламентирует основные этапы организации практики, процесс руководства практикой, документальное сопровождение и специфику организации подведения итогов практики, права и обязанности обучающихся. Приложение содержит образцы договоров, которые заключает университет с базами практики, и документов, входящих в итоговую отчетную документацию, в том числе отзыва-характеристики на студента-практиканта с оценкой сформированности основных компетенций.
на сегодняшний момент ежегодно практику по основам вожатской деятельности проходят около 600 студентов третьих курсов всех факультетов ВГПУ. Кроме того, большое количество студентов ездит в лагеря в качестве
КИЕ нАУКИ -
добровольцев. Курирует практику кафедра общей и социальной педагогики ВГПУ, сотрудники которой сохраняют традиции, накапливавшиеся десятилетиями, стараясь при этом идти в ногу со временем.
Подготовка к практике начинается с установочной конференции в 5-м учебном семестре, где руководители практики - преподаватели кафедры общей и социальной педагогики, а также работодатели - представители баз практики - совместно с педагогическими отрядами презентуют детские оздоровительные учреждения, с которыми вуз заключает двусторонние договоры установленной формы. Студенты получают информацию о месте расположения базы практики, специфики деятельности, программе, в соответствии с которой запланирована работа. Кроме того, студенты получают информацию об особенностях трудоустройства и прохождении медицинской комиссии. Затем студентам предоставляется возможность выбора базы практики, на основании чего формируются педагогические отряды. В 2020 г. распределение студентов проходило с помощью электронной образовательной среды вуза, посредством личного кабинета обучающегося.
С началом 6-го семестра начинается подготовка педагогических отрядов в рамках учебного курса «Основы вожатской деятельности». Занятия (лекционные и семинарско-практические) проходят в соответствии с расписанием, но не традиционно (по группам соответствующих профилей и факультетов), а по педагогическим отрядам. Содержание подготовки студентов по дисциплине «Основы во-жатской деятельности» отражает все современные требования к профессии вожатого и включает в себя следующие модули:
- «История вожатского дела»;
- «Нормативно-правовые и организационные основы летнего отдыха»;
- «Психолого-педагогические основы во-жатской деятельности»;
- «Профессиональная этика и культура вожатого»;
- «Основные технологии деятельности вожатого»;
- «Основы медицинских знаний и безопасности жизнедеятельности вожатого детского лагеря».
Будущие вожатые приобретают умения и навыки формирования и развития временного детского коллектива, решения педагогических ситуаций, психолого-педагогической диагно-
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ
стики, организации культурно-досуговой деятельности, планирования и проектирования деятельности, оказания первой медицинской помощи и многие другие, необходимые вожатому детского лагеря для осуществления профессиональной деятельности. Изучение базовых модулей дисциплины «основы вожат-ской деятельности» способствует формированию таких ключевых компетенций вожатого, как нормативно-правовая, психолого-педагогическая, диагностико-прогностическая, про-ективно-аналитическая, коммуникативная и ораторская. Для реализации модели формирования профессиональной компетентности вожатого важным представляется создание следующих условий:
- использование активных методов обучения, которые моделируют профессиональную деятельность вожатого;
- организация методического и психолого-педагогического сопровождения будущих вожатых;
- обеспечение рефлексии.
По окончании курса студенты выезжают на инструктивно-методические сборы, в ходе которых закрепляют полученные умения и навыки методом погружения в профессиональную среду через участие в мастер-классах, творческих мастерских, деловых и ролевых играх. При этом будущие вожатые выступают в качестве не только участников, но и соор-ганизаторов. Студенты, не прошедшие промежуточную аттестацию по дисциплине «основы вожатской деятельности», в соответствии с локальными нормативно-правовыми актами, не допускаются к прохождению практики по основам вожатской деятельности.
Выделим основные исторически сложившиеся тенденции, раскрывающие особенности подготовки будущих вожатых в ВГПУ:
1) подготовка педагогических отрядов в соответствии с программой и спецификой деятельности конкретного лагеря, а не отдельного вожатого, что не только позволяет студентам освоить программу дисциплины, но и содействует формированию педагогического коллектива, дает возможность познакомиться с требованиями, особенностями и традициями базы практики;
2) привлечение работодателей к проведению занятий по дисциплине «основы вожат-ской деятельности», что усиливает практико-ориентированность курса;
3) использование активных методов обучения, которые позволяют имитировать де-
ятельность вожатого в условиях лагеря, настраивают студентов на решение конкретных практических задач;
4) работа с мотивацией студентов, результаты которой проявляются в том числе в том, что студенты на следующий год возвращаются в лагерь в качестве добровольцев;
5) особый акцент в подготовке вожатых на реализацию ими воспитательной функции, поскольку она является ключевой в деятельности вожатого (как правило, студенты сталкиваются с трудностями в рамках ее реализации);
6) подведение итогов практики в форме творческого отчета педагогических отрядов, что оказывает непосредственное влияние на рефлексию и мотивацию студентов.
Летняя педагогическая практика, в соответствии с учебным планом, длится 2 1/3 недели и включает в себя три основных этапа:
- подготовительный (инструктаж по содержанию деятельности, ознакомление с заданием, инструктаж по трудовой дисциплине и технике безопасности, знакомство с базой прохождения практики);
- основной (организация заезда, организационного, основного и итогового периодов смены; психолого-педагогическое изучение детей, планирование и организация воспитательной работы, освоение особенностей работы с временным детским коллективом в условиях детского оздоровительного лагеря, участие в разнообразной методической работе);
- итоговый (подведение итогов практики и подготовка отчетной документации).
Студенты ВГПУ проходят практику по основам вожатской деятельности в лагерях Во-ронежскойобласти («Кировец»,«Алмаз», «Вос-ток-4», «Юность», «Ландыш»), Краснодарского края («Посейдон», «олимпиец»), а также при наличии особых показаний в пришкольных лагерях г. Воронежа. С 2016 г. ВГПУ возобновил сотрудничество с МДЦ «Артек» (Республика Крым), и ежегодно лучшие студенты ВГПУ отправляются на практику в этот крупнейший международный детский центр, получая отличные характеристики и отзывы. Кроме того, интересен опыт прохождения практики в профильном археологической лагере «Возвращение к истокам», когда студенты не только организуют работу с временным детским коллективом и проводят традиционные для лагеря мероприятия, но и вместе с детьми принимают участие в археологических раскопках.
Педагогическая практика в летний период, проводимая с отрывом от учебных занятий,
педагогические науки
максимально приближена к профессиональной деятельности. Она обеспечивает единство теоретической подготовки будущих педагогов с их практической профессиональной деятельностью, дает возможность реализовать профессиональный и личностный потенциал, развить и закрепить знания, умения и навыки работы с детьми разного возраста в условиях временного детского коллектива.
Таким образом, практика по основам во-жатской деятельности требует серьезной подготовки и обладает мощным потенциалом в формировании профессиональных педагогических компетенций, связанных с воспитательной работой, организацией культурно-досу-говой деятельности, психолого-педагогическим сопровождением детского коллектива, а также является первой самостоятельной педагогической деятельностью студента. Кроме того, летняя практика является важным звеном непрерывной практики студентов и ключевым этапом подготовки к практикам, запланированным на более старших курсах: полученные навыки работы с детским коллективом и организации воспитательной работы позволяют студентам глубже сконцентрироваться на преподаваемом предмете и методике преподавания.
Список литературы
1. Воронеж салютует «Артеку» / под ред. Г.В. Шатуновой. Воронеж: Кварта, 2016.
2. Воронежский государственный педагогический университет: время, события, люди: мо-ногр. Воронеж: Центрально-Черноземное кн. изд-во, 2006.
3. Колупаев В. Ребячьи комиссары // Учитель. 1988. № 27(2094).
4. Копосова М. Итоги пионерского лета // Учитель. 1987. № 27(2061).
5. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)» [Электронный ресурс]: приказ Мин-ва труда и социальной защиты РФ N 840н // ГАРАНТ.РУ. URL: https://base.garant.ru/72150204/ (дата обращения: 04.04.2020).
6. Подуст В. Право быть вожатым // Учитель. 1981. № 23(1962).
7. Положение о практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, основам вожатской деятельности (программы бакалавриата) [Электронный ресурс]: утв. 31 янв. 2020 г. URL: http://www.vspu. ac.ru/sveden/education_local.html (дата обращения: 04.04.2020).
8. Улезкина Е. Романтик - отряд дружных //
Учитель. 1981. № 19(1958).
* * *
1. Voronezh salyutuet «Arteku» / pod red. G.V. Sha-tunovoj. Voronezh: Kvarta, 2016.
2. Voronezhskij gosudarstvennyj pedagogiche-skij universitet: vremya, sobytiya, lyudi: monogr. Voronezh: Central'no-Chernozemnoe kn. izd-vo, 2006.
3. Kolupaev V. Rebyach'i komissary // Uchitel'. 1988. № 27(2094).
4. Koposova M. Itogi pionerskogo leta // Uchitel'. 1987. № 27(2061).
5. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Specialist, uchastvuyushchij v organizacii deyatel'-nosti detskogo kollektiva (vozhatyj)» [Elektronnyj resurs]: prikaz Min-va truda i social'noj zashchity RF N 840n // GARANT.RU. URL: https://base.garant.ru/ 72150204/ (data obrashcheniya: 04.04.2020).
6. Podust V. Pravo byt' vozhatym // Uchitel'. 1981. № 23(1962).
7. Polozhenie o praktike po polucheniyu pro-fessional'nyh umenij i opyta professional'noj deya-tel'nosti, osnovam vozhatskoj deyatel'nosti (program-my bakalavriata) [Elektronnyj resurs]: utv. 31 yanv. 2020 g. URL: http://www.vspu.ac.ru/sveden/education_ local.html (data obrashcheniya: 04.04.2020).
8. Ulezkina E. Romantik - otryad druzhnyh // Uchitel'. 1981. № 19(1958).
Experience of counselor training and organization of summer practice: history and contemporaneity (based on Voronezh State Pedagogical University)
The article deals with the analysis of the experience of the organization of practice directed to the basis of the counselor activities and counselors' training in Voronezh State Pedagogical University. The author analyzed the historical experience of the organization of the summer practice in the Soviet period. There are presented the organizational and methodological peculiarities of the modern period.
Key words: counselor, summer practice, practice of the basis of counselor activities.
(Статья поступила в редакцию 08.04.2020)