Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ (ВОЖАТСКОЙ) ПРАКТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ОПЫТ МПГУ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ (ВОЖАТСКОЙ) ПРАКТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ОПЫТ МПГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
692
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕТНЯЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (ВОЖАТСКАЯ) ПРАКТИКА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ПО ПОДГОТОВКЕ И СОПРОВОЖДЕНИЮ ВОЖАТСКИХ КАДРОВ / ПРОГРАММА ПРАКТИКИ / ДОГОВОР / SUMMER PEDAGOGICAL (COUNSELLOR'S) PRACTICE / FEDERAL COORDINATION CENTER OF TRAINING AND SUPPORT OF COUNSELLORS / PRACTICE PROGRAM / CONTRACT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирюкова Елена Александровна, Лесконог Наталья Юрьевна, Марусяк Дарья Михайловна

Описан опыт Московского педагогического государственного университета по организации летней педагогической (вожатской) практики студентов в организациях отдыха детей и их оздоровления. Анализируются результаты мониторингов, которые ежегодно проводятся университетом как на федеральном уровне, так и внутри вуза. Представлена система мероприятий, сопровождающих подготовку студентов к вожатской практике, а также формы отчетности по итогам практики в лагере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бирюкова Елена Александровна, Лесконог Наталья Юрьевна, Марусяк Дарья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SUMMER PEDAGOGICAL (COUNSELLOR’S) PRACTICE OF STUDENTS: EXPERIENCE OF MOSCOW PEDAGOGICAL STATE UNIVERSITY

The article deals with the experience of Moscow Pedagogical State University directed to the organization of the summer pedagogical (counsellor’s) practice of students in the organization of children’s rest and their rehabilitation. There are analyzed the results of the monitorings that are conducted every year by university both at the federal level and the academic level. The authors present the system of the activities providing the students’ training to the counsellors’ practice and the forms of the accountability as a result of the practice in camps.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ (ВОЖАТСКОЙ) ПРАКТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ОПЫТ МПГУ»

Information space of social networks as a new platform of pedagogical cooperation of school and adolescent's family

The article deals with the phenomena of the social networks and messengers. There is described their role in the social life of teenagers and the organization of the pedagogical process. The author presents the results of the questionnaire conducted among the teachers, students and their parents. There are revealed the pedagogical risks and the pedagogical functions of the social networks. There are suggested the efficient forms of the pedagogical cooperation of school and family in the information space of the social networks.

Key words: social network, messenger, information space, teenagers, subculture, pedagogical risks.

(Статья поступила в редакцию 28.05.2020)

е.а. Бирюкова, н.ю. лесконог, д.м. марусяк

(Москва)

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ (ВОЖАТСКОЙ) ПРАКТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ОПЫТ МПГУ

Описан опыт Московского педагогического государственного университета по организации летней педагогической (вожатской) практики студентов в организациях отдыха детей и их оздоровления. Анализируются результаты мониторингов, которые ежегодно проводятся университетом как на федеральном уровне, так и внутри вуза. Представлена система мероприятий, сопровождающих подготовку студентов к вожатской практике, а также формы отчетности по итогам практики в лагере.

Ключевые слова: летняя педагогическая (во-жатская) практика, Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров, программа практики, договор.

Современное педагогическое образование часто подвергается критике за существующий отрыв теоретической подготовки от практической деятельности. Обучаясь, будущие педа-

О Бирюкова Е.А., Лесконог Н.Ю., Марусяк Д.М., 2020

гоги получают массу теоретических знаний, бесспорно, важных в профессии, но при этом зачастую испытывают трудности в общении с детьми, в том числе во внеурочное время, в завоевании авторитета, формировании и развитии детского коллектива, организации и проведении мероприятий и воспитательной работы в школе, взаимодействии с руководством и коллегами по образовательной организации, родителями детей. Для решения вышеуказанной проблемы необходим комплекс мер, ключевым в котором должна стать организация производственной педагогической практики будущих педагогов.

Целью настоящей статьи является характеристика сложившейся на сегодня системы подготовки обучающихся в педагогическом вузе к вожатской практике. Данный вид практики обучающихся является важным звеном профессиональной подготовки обучающихся и рассматривается как одна из эффективных форм связи процесса обучения в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) с будущей практической деятельностью. Она прививает вкус к педагогической деятельности, становится для практикантов своеобразным трамплином для интеграции в профессиональное сообщество и подтверждением правильности выбора студентом своей будущей профессии.

Предметом нашего исследования являются содержательные особенности подготовки вожатских кадров в системе высшего педагогического образования. Задачи статьи мы видим в том, чтобы:

1) описать в общем плане содержание работы по подготовке вожатских кадров;

2) дать представления о содержании учебной-методической документации в системе подготовки обучающихся к вожатской деятельности;

3) систематизировать опыт профессиональной деятельности в организации летней педагогической (вожатской) практики и сопутствующих ее проведению мероприятий.

При решении задач мы исходили из гипотезы, что подготовка вожатских кадров будет эффективной, если будет строиться с учетом результатов психолого-педагогической диагностики готовности к вожатской деятельности, будет предусмотрен адаптационный период к деятельности в профильных организациях, а также будут учитываться результаты мониторинга мнения обучающихся на тему удо-

ИЗВЕСТИЯ вгпу

влетворенностью качеством подготовки по образовательной программе.

В 2017 г. по решению Минобрнауки России специалисты МИТУ разработали программу модуля «Основы вожатской деятельности». Программа прошла экспертизу ФУМО ВО по УТСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки», по итогам которой Минобрнауки России рекомендовал вузам, ведущим подготовку кадров в рамках данной укрупненной группы, включить модуль в основную образовательную программу [6].

По данным мониторинга, проведенного Федеральным координационным центром по подготовке и сопровождению вожатских кадров МПТУ (далее - ФКЦ МПТУ), по состоянию на 1 сентября 2019 г. 167 образовательных организаций высшего образования подтвердили включение и реализацию в рамках основных образовательных программ по УТНС 44.00.00 «Образование и педагогические науки» модуля (либо дисциплины) «Основы во-жатской деятельности» в 2018/19 уч. г.; 148 вузов реализовывали программы летней педагогической (вожатской) практики в 2018/19 уч. г. В 2018 г. по решению Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки» и ФУМО по УТСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» летняя педагогическая (вожатская) практика включена в структуру модуля «Основы вожатской деятельности».

В опыте МТПУ в преддверии вожатской практики все обучающиеся в обязательной форме проходят итоговую аттестацию по модулю «Основы вожатской деятельности». Аттестация проходит в форме зачета, который представляет собой решение различных педагогических ситуаций (кейсов). «Зачтено» получают обучающиеся, продемонстрировавшие достаточный объем знаний в рамках изучения дисциплины: использование в ответе научной терминологии; правильное стилистическое и логическое изложение ответа на вопрос; умение делать выводы без существенных ошибок; владение инструментарием изучаемой дисциплины; умение его использовать в решении стандартных (типовых) задач.

По итогам изучения модуля обучающиеся МПТУ получают зачет и направляются на летнюю педагогическую (вожатскую) практику в организации отдыха детей и их оздоровления. В период практики в лагере вожатый осуществляет педагогическую (воспитательную) и оздоровительную работу с детьми отряда в соответствии с программой практики, а

также планом работы лагеря. По итогам практики студенты МПТУ получают дифференцированный зачет с оценкой. При этом учитывается мнение работодателя, который пишет характеристику о работе студента в период практики и рекомендует оценку.

В примерной программе летней педагогической (вожатской) практики, реализующейся в МПТУ, отражены виды работы и их оценивание в баллах. Кафедра в зависимости от требований образовательной программы по согласованию с учебно-методическим управлением университета может скорректировать перечень заданий:

- дневник вожатого оценивается от 0 до 30 баллов;

- план-сетка работы вожатого на смену -от 0 до 10 баллов;

- сценарий трех любых проведенных мероприятий и их рефлексивный анализ - от 0 до 30 баллов;

- рефлексивный анализ двух мероприятий «Свечка» разной направленности - от 0 до 10 баллов;

- анализ трудной ситуации - от 0 до 10 баллов;

- итоговый (рефлексивный) анализ деятельности в качестве вожатого - от 0 до 10 баллов.

Обучающемуся (вожатому) в период практики как руководителю отряда необходимо изучить детский коллектив, его интересы, запросы, потребности воспитанников, специфику социальной среды, в условиях которой будет организовываться деятельность отряда. В ходе этой деятельности важно разработать мероприятия по воспитанию детей и подростков в отряде на основе психолого-педагогической диагностики. Особое внимание здесь рекомендуется уделять формированию органов детского самоуправления, организации их деятельности. В заключение проделанной работы предлагается проанализировать эффективность и выработать рекомендации по повышению эффективности воспитательного воздействия отряда на его членов [1].

В ходе практики вожатый также должен быть готов к разнообразной творческой деятельности: к организации коллективных творческих дел, к организации практического участия отряда в общелагерных делах и организации практического участия в деятельности отряда родителей и представителей общественности.

По итогам прохождения летней педагогической (вожатской) практики в МПТУ по-

следние два года проводится межфакультетская отчетная конференция студентов МПТУ, на которой факультеты представляют лучший опыт вожатской работы обучающихся, делятся успехами и интересными лайфхаками по решению проблемных ситуаций. На конференции преподаватели, эксперты университета оценивают уровень подготовки вожатых и умение применить знания в работе с детьми [5].

В 2017/18 уч. г. на летнюю педагогическую (вожатскую) практику направили 1 001 обучающегося университета, в 2018/19 уч. г. -1 234 студента. Студенты преимущественно выбирают загородные оздоровительные лагеря. При этом широка география расположения баз практики, в числе которых есть и зарубежные лагеря (Болгария, Казахстан, Узбекистан). В 2019 г. 529 студентов прошли практику в лагерях Подмосковья.

После вступления в декабре 2018 г. в силу профессионального стандарта «Специалист, участвующий в деятельности детского коллектива (вожатый)» работодатель вправе требовать от вожатых документ о профессиональном обучении с присвоением квалификации «Вожатый».

В настоящее время требования к образованию обучающихся, которые проходят производственную практику в лагере, в стандарте не прописаны. Но практика - это еще и временное трудоустройство обучающихся, поэтому требования работодателя нужно выполнять. В этой связи в МПТУ разработана и реализуется программа профессионального обучения «Вожатый», по итогам которой студенты получают свидетельства о профессии рабочего, должности служащего с присвоением квалификации «Вожатый». Для абсолютного большинства студентов это документ о первой профессии. Программа профессионального обучения реализуется параллельно с изучением модуля «Основы вожатской деятельности». В рамках профессионального обучения студентам предоставляется возможность детальнее изучить основы игропрактики.

В помощь студентам при выборе базы практики ФКЦ МПТУ проводит в университете ярмарку вакансий организаций отдыха детей и их оздоровления «Я выбираю лето!». Целью проведения ярмарки является информирование обучающихся МПТУ, выходящих на летнюю педагогическую (вожатскую) практику, а также обучающихся, заинтересованных в работе вожатыми в летний период, о вакансиях организаций отдыха детей и их оздоровле-

ния, возможностях прохождения педагогической практики и условиях трудоустройства на их базе в качестве вожатых. Проведение ярмарки содействует выбору базы прохождения летней педагогической (вожатской) практики, формированию у обучающихся осознанного отношения к данному выбору. Ярмарка способствует также расширению партнерской сети МПТУ в области детского отдыха и оздоровления и формированию единого образовательного пространства через взаимодействие МПТУ и организаций отдыха детей и их оздоровления.

Подготовка к участию обучающихся в ярмарке начинается заблаговременно. На сайте МПТУ на странице проекта «Всероссийская школа вожатых» в разделе «Презентации лагерей - баз практик» регулярно обновляется информация о лагерях, в которой прописываются условия по трудоустройству обучающихся, зарплата и другие бонусы. С 2020 г. все лагеря предоставляют студентам информацию о включении в Реестр организаций отдыха детей и их оздоровления Российской Федерации. Изучая размещенную информацию о лагерях на сайте, обучающиеся заранее могут определиться с базой практики, а на ярмарке встретиться с работодателем.

После проведения ярмарки и предварительного распределения обучающихся по базам практик университет заключает договора с организациями. Приложением к договору является паспорт профильной организации. В договоре обязательно указываются полное наименование организации (официальный сайт, фактический адрес нахождения лагеря), характеристика профильной организации (режим работы (режим смен), основные направления деятельности, возможности экспериментальной (практической) работы, используемые технологии или методики, приоритетные направления сотрудничества). Важным также является указание в договоре запрашиваемого количества обучающихся, приоритет определенных факультетов; примерный уровень зарплаты, требования к знаниям иностранных языков и условия по оформлению личной медицинской книжки.

В ходе летней педагогической (вожатской) практики обучающиеся могут выполнять обязанности вожатых, воспитателей, методистов, инструкторов по физической культуре, плаванию и их помощников, помощников музыкальных руководителей, помощников руководителей творческих объединений, кружков, клубов, спортивных секций, организато-

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

ров трудовых объединений школьников. Руководителям практики необходимо помнить, что не допускаются использование обучающихся для выполнения заданий, не предусмотренных программой практики, и их освобождение от прохождения практики ранее установленного срока.

В части договоров с профильными организациями предусмотрен пункт об обязанности пройти медицинский осмотр. Обучающиеся, имеющие медицинские противопоказания к прохождению практики, обязаны предоставить соответствующие медицинские справки об освобождении. Лица, имеющие медицинские противопоказания, к прохождению практик не допускаются. Им должны быть предложены альтернативные формы прохождения практики.

Сопоставление результатов летней педагогической (вожатской) практики, полученных по итогам очередного летнего сезона, подлежит обязательному сравнению с результатами прошлых сезонов и обозначению точек роста и проблемных моментов. Ежегодно осенью в университете проводится мониторинг мнений студентов об организации и итогах летней педагогической (вожатской) практики. Результаты мониторинга убедительно показывают, что студенты, прошедшие вышеописанную подготовку, проявляют большую степень самостоятельности и ответственного подхода к выбору места прохождения практики, учитывают при выборе советы руководителей практики учебных структурных подразделений, а также своих однокурсников.

Основные трудности, которые возникают у студентов в период вожатской практики, обусловлены особенностями разновозрастных отрядов; множеством хаотичной информации, поступающей из разных источников; отсутствием комфортных бытовых условий для вожатых в лагере; трудностями во взаимодействии с родителями детей; несоблюдением режимных моментов со стороны администрации лагеря. Несмотря на это, почти все обучающиеся, прошедшие летнюю педагогическую (во-жатскую) практику, отмечают, что опыт работы вожатым помог им стать более организованными и ответственными, обращать внимание на специфику работы с детьми разных возрастов, находить творческие решения для разных педагогических задач. В ходе мониторинга обучающиеся МПГУ высказали пожелания по расширению содержанию модуля «Основы вожатской деятельности» за счет введения та-

ких тем, как «Организация игровой деятельности с детьми разных возрастов в лагере», «Разрешение конфликтов в детских коллективах», «Способы снятия психологического напряжения», «Методы выстраивания коммуникации с родителями», «Особенности работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Организованная обратная связь с обучающимися дала возможность разработчикам модуля «Основы вожатской деятельности», ФКЦ МПГУ, работникам учебно-методического управления наметить пути качественного совершенствования подготовки обучающихся университета. В учебных планах МПГУ произошли существенные изменения. Принято решение включить в учебные планы модуль «Воспитательная деятельность», в состав которой входят дисциплина «Основы вожатской деятельности» и летняя педагогическая (во-жатская) практика в лагере. И дисциплина, и практика со следующего учебного года будут изучаться студентами МИГУ на 3-м курсе в 6-м семестре.

Таким образом, есть все основания для вывода, что организация обязательной летней педагогической (вожатской) практики студентов в лагере позволяет углубить и закрепить теоретические знания, полученные в процессе изучения модуля «Основы вожатской деятельности», а также развить у обучающихся умения самостоятельно анализировать и разрешать проблемные педагогические ситуации, повысить мотивацию к педагогической деятельности в целом.

Список литературы:

1. Бирюкова Е.А., Мартынова Т.В. Опыт организации и содержательного анализа летней педагогической (вожатской) практики обучающихся ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» // Модели создания воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления: наука, технологии, практики: сб. ст. / под ред. Т.Н. Владимировой, Н.Ю. Лесконог, Л.Ф. Шаламо-вой. М., 2018. С. 50-56.

2. Владимирова Т.Н., Лесконог Н.Ю. К вопросу о подготовке вожатых в рамках проекта «Всероссийская школа вожатых» // Мир образования - образование в мире. 2017. № 2. С. 106-109.

3. Владимирова Т.Н., Лесконог Н.Ю., Огнев А.С. Проблемы и перспективы подготовки вожатых // Педагогика, психология образования. 2019. № 4. С. 82-94 .

педагогические науки

4. Владимирова Т.Н., Лесконог Н.Ю., Шала-мова Л.Ф. Mодель создания воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления: трудности и успехи реализации // M^ образования - образование в мире. 2018. № 3(71). С. 213-218.

5. Лесконог Н.Ю., Mарусяк ДМ, Чуева А.С. К вопросу о мероприятиях, сопровождающих подготовку вожатских кадров: опыт ШЛ У // Подготовка вожатских кадров на базе образовательных организаций высшего образования в России: кол. моногр. / под ред. Т.Н. Владимировой, Н.Ю. Лесконог, Л.Ф. Шаламовой. M., 2019. С. 30-42.

6. Лесконог Н.Ю., Шаламова Л.Ф., Mару-сяк Д.M. Педагогическая практика студентов как основной компонент реализации модуля «Основы вожатской деятельности» // Вестн. пед. инноваций. 2018. № 4(52). С. 45-51.

7. Лесконог Н.Ю., Шаламова Л.Ф. Воспитательная среда образовательной организации как фактор развития социальной активности обучающихся // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2018. № 9. С. 49-53.

8. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)» [Электронный ресурс]: приказ Mnn-ва труда и соц. защиты Рос. Федерации от 25 дек. 2018 г. № 840н. URL: https://base.garant.ru/72150204/ (дата обращения: 13.05.2020).

9. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности вожатого: метод. рекомендации / С.А. Володина, Н.Ю. Галой, И.А. Горбенко [и др.]; под общ. ред. Е.А. Левановой, Т.Н. Сахаровой. M., 2017.

* * *

1. Biryukova E.A., Martynova T.V. Opyt organi-zacii i soderzhatel'nogo analiza letnej pedagogiche-skoj (vozhatskoj) praktiki obuchayushchihsya FGBOU VO «Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet» // Modeli sozdaniya vospityvayushchej sre-dy v obrazovatel'nyh organizaciyah, organizaciyah ot-dyha detej i ih ozdorovleniya: nauka, tekhnologii, praktiki: sb. st. / pod red. T.N. Vladimirovoj, N.Yu. Les-konog, L.F. SHalamovoj. M., 2018. S. 50-56.

2. Vladimirova T.N., Leskonog N.Yu. K voprosu o podgotovke vozhatyh v ramkah proekta «Vseros-sijskaya shkola vozhatyh» // Mir obrazovaniya - obra-zovanie v mire. 2017. № 2. S. 106-109.

3. Vladimirova T.N., Leskonog N.Yu., Ognev A.S. Problemy i perspektivy podgotovki vozhatyh // Pe-dagogika, psihologiya obrazovaniya. 2019. № 4. S. 82-94 .

4. Vladimirova T.N., Leskonog N.Yu., Shalamo-va L.F. Model' sozdaniya vospityvayushchej sredy v obrazovatel'nyh organizaciyah, organizaciyah otdyha detej i ih ozdorovleniya: trudnosti i uspekhi realizacii //

Mir obrazovaniya -obrazovanie v mire. 2018. № 3(71). S. 213-218.

5. Leskonog N.Yu., Marusyak D.M., Chueva A.S. K voprosu o meropriyatiyah, soprovozhdayushchih podgotovku vozhatskih kadrov: opyt MPGU // Pod-gotovka vozhatskih kadrov na baze obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya v Rossii: kol. mo-nogr. / pod red. T.N. Vladimirovoj, N.Yu. Leskonog, L.F. Shalamovoj. M., 2019. S. 30-42.

6. Leskonog N.Yu., Shalamova L.F., Maru-syak D.M. Pedagogicheskaya praktika studentov kak osnovnoj komponent realizacii modulya «Osnovy vo-zhatskoj deyatel'nosti» // Vestn. ped. innovacij. 2018. № 4(52). S. 45-51.

7. Leskonog N.Yu., Shalamova L.F. Vospita-tel'naya sreda obrazovatel'noj organizacii kak faktor razvitiya social'noj aktivnosti obuchayushchihsya // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2018. № 9. S. 49-53.

8. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Specialist, uchastvuyushchij v organizacii deyatel'no-sti detskogo kollektiva (vozhatyj)» [Elektronnyj resurs]: prikaz Min-va truda i soc. zashchity Ros. Fe-deracii ot 25 dek. 2018 g. № 840n. URL: https://base. garant.ru/72150204/ (data obrashcheniya: 13.05.2020).

9. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie deyatel'nosti vozhatogo: metod. rekomendacii / S.A. Volodina, N.Yu. Galoj, I.A. Gorbenko [i dr.]; pod obshch. red. E.A. Levanovoj, T.N. Saharovoj. M., 2017.

Organization of summer pedagogical (counsellor's) practice of students: experience of Moscow Pedagogical State University

The article deals with the experience of Moscow Pedagogical State University directed to the organization of the summer pedagogical (counsellor's) practice of students in the organization of children's rest and their rehabilitation. There are analyzed the results of the monitorings that are conducted every year by university both at the federal level and the academic level. The authors present the system of the activities providing the students' training to the counsellors' practice and the forms of the accountability as a result of the practice in camps.

Key words: summer pedagogical (counsellor's) practice, Federal Coordination Center of Training and Support of Counsellors, practice program, contract.

(Статья поступила в редакцию 22.06.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.