Теория и методика
профессионального
образования
Т.Н. Владимирова, Н.Ю. Лесконог, Л.Ф. Шаламова
К вопросу
о подготовке вожатских кадров для организации отдыха детей и их оздоровления
В статье рассматриваются некоторые аспекты проведенного авторами в 2017 г. мониторинга органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам подготовки вожатских кадров для организации отдыха детей и их оздоровления. Представлены данные о том, какие субъекты образования занимаются подготовкой вожатых, какие модели при этом используются. По мнению авторов, в связи с разнообразием моделей подготовки актуальным является вопрос наличия и характера итогового документа о прохождении образовательной подготовки, дающего право на работу в качестве вожатого. При этом только в 8,6% субъектов РФ имеется документ единого образца, согласованный с органом исполнительной власти субъекта РФ, курирующим отдых и оздоровление детей и молодежи, который выдается вожатым по окончании обучения. Поэтому чрезвычайно значимым становится наличие практики экспертизы программ подготовки вожатских кадров. В подавляющем большинстве (71,7%) субъектов РФ обязательная экспертиза программ подготовки вожатских кадров отсутствует. Необходима разработка единых стандартов к подготовке вожатых, что напрямую связано с разработкой профессионального стандарта вожатого, внесением изменений в профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания».
Ключевые слова: Всероссийская школа вожатых, организация отдыха детей и их оздоровления, подготовка вожатских кадров, программы подготовки вожатых, вожатые.
СС ГО
Одним из ведущих факторов качественного обеспечения отдыха | и оздоровления детей является решение кадрового вопроса - подготов- § ® ки вожатых. С этой целью Минобрнауки России и Московский педаго- 5 ° гический государственный университет (МШ У) в 2017 г. приступили | 1
к реализации масштабного проекта «Всероссийская школа вожатых» 2 <§
сЕ о
[2]. Проект основан на системном подходе к подготовке вожатых [1]. Специалисты МПГУ разработали программу образовательного модуля 5 о «Основы вожатской деятельности», которую поддержало Федеральное с учебно-методическое объединение высшего образования, а в августе 2017 г. Минобрнауки России рекомендовал эту программу для включения в основные образовательные программы подготовки кадров в рамках укрупненной группы специальностей и направлений 44.00.00 Образование и педагогические науки.
В рамках реализации проекта в конце 2017 г. был проведен мониторинг органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, курирующих организацию отдыха и оздоровления детей и молодежи, подготовку вожатских кадров в регионах. В исследовании приняли участие 50 органов управления образованием субъектов РФ. Мониторинг был ориентирован на определение состояния подготовки кадров вожатых по ряду параметров.
Прежде всего важно было определить орган исполнительной власти, курирующий подготовку вожатских кадров в субъекте РФ. Из 50 субъектов РФ в абсолютном большинстве (72,2%) вопросы подготовки вожатских кадров переданы в ведение управлений образования. В ряде областей (17,4%) данные функции были переданы органам исполнительной власти в сфере молодежной политики (Кировская, Челябинская, Архангельская, Калининградская, Тульская области). В 10,4% субъектов РФ - участников исследования в качестве структур, курирующих подготовку вожатых, выступают управления, департаменты и министерства образования администраций/правительств регионов. В Костромской обл. подготовку вожатых курируют разные ведомства, а в Астраханской - Молодежная общероссийская общественная организация «Российские студенческие отряды». Как видно из результатов опроса, в субъектах РФ не существует единообразия в ведомстве, что приводит к различным управленческим решениям в данной сфере.
Организацией отдыха и оздоровления детей, как правило, занимается большое количество организаций, поэтому очень важно, чтобы этот процесс координировался на межведомственном уровне. Мониторинг показал, что в 93,6% субъектов РФ межведомственный (координационный) орган по организации отдыха и оздоровления детей и молодежи, подготовке вожатских кадров функционирует на протяжении
О ^ ш
к ^ о
Ф го т
5 л го
^ О
го о к
(5 =| нескольких лет. В стадии формирования данный орган находится в Свердловской области. Отсутствует он (по данным мониторинга) только в двух субъектах РФ: городе федерального значения Москва ^ у о и Республике Удмуртия.
о-е- Центральный вопрос кадрового обеспечения детского отдыха и оздо-^ ровления - это подготовка вожатых. Сложившая практика говорит о том, что этим процессом занимаются самые различные субъекты организации детского отдыха: от профильных образовательных организаций высшего образования до любителей-общественников [3]. Мониторинг подтвердил данную ситуацию (табл. 1).
Таблица 1
Модели подготовки вожатских кадров в различных регионах РФ
Модель Количество, %
Школы вожатых при педагогических вузах 26,3
Школы вожатых при педагогических колледжах 26,3
Школы вожатых при детских и молодежных общественных объединениях, педагогических отрядах 14,0
Обучение студентов в рамках модуля «Основы вожатской деятельности» в рамках обязательной образовательной программы УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» в педагогических вузах 7,0
Школы вожатых при учреждениях, подведомственных органу исполнительной власти субъекта РФ, курирующему отдых и оздоровление детей и молодежи в субъекте РФ 7,0
Школы вожатых при лагерях и детских центрах субъекта РФ 5,3
Школы вожатых при вузах непедагогического профиля 4,4
Школы вожатых при Всероссийских детских центрах («Орленок», «Океан», «Смена», «Артек», «Сириус») 2,6
Школы вожатых при учреждениях повышения квалификации субъекта РФ 2,6
Сотрудничество с проектом «Всероссийская школа вожатых». 1,3
Другое 3,2
СС ГО
В большинстве регионов, принявших участие в исследовании, наибо- | лее распространена модель подготовки вожатских кадров на базе педа- § ® гогических вузов или педагогических колледжей. Это естественно, т.к. 5 ° именно образовательные организации педагогического профиля по сво- 1 1 ему назначению призваны заниматься подготовкой кадров вожатых | <§ для отдыха и оздоровления. Сложившаяся практика подтверждает пра- о § вильность решения Минобрнауки РФ о старте системной подготовки чю вожатых именно на базе вузов. В каждом федеральном округе в начале с 2018 г. на базе ведущего вуза создан окружной координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров. В настоящее время активно обсуждаются вопросы о внедрении модуля «Основы вожатской деятельности» в основные образовательные программы учреждений среднего профессионального образования.
Возвращаясь к результатам мониторинга, отметим, что третьей по распространенности среди моделей подготовки вожатских кадров является модель «Школы вожатых при детских и молодежных общественных объединениях, педагогических отрядах». Она представлена в 14% субъектов.
Абсолютное же большинство регионов, принявших участие в анкетировании, указали на несколько баз, на которых осуществляется подготовка вожатских кадров: здесь достаточно пестрая картина в организации образовательной подготовки. Исключение составляют некоторые субъекты РФ: в Еврейском автономном округе существует лишь одна модель подготовки вожатых - при педагогических вузах; в Камчатском крае - исключительно при педагогическом колледже; в Кировской обл. и Чукотском автономном округе реализуется подготовка вожат-ских кадров лишь в школах вожатых при детских и молодежных общественных объединениях, педагогических отряда; в Республиках Адыгея и Дагестан существуют только школы вожатых при лагерях и детских центрах субъекта РФ; представители Ненецкого автономного округа и Магаданской обл. затруднились указать на модель реализации подготовки вожатых.
В связи с таким разнообразием моделей подготовки актуальным является вопрос наличия и характера итогового документа о прохождении образовательной подготовки, дающего право на работу в качестве вожатого в детских оздоровительных центрах и пришкольных лагерях. Только в 8,6% субъектов РФ (Республики Татарстан и Удмуртия, Камчатский и Ставропольский края, Брянская и Калининградская области) имеется документ единого образца, согласованный с органом исполнительной власти субъекта РФ, курирующим отдых и оздоровление детей и молодежи в субъекте РФ, который выдается вожатым
О ^ ш
к ^ о
Ф го т
5 л го
^ О
го о к
о =1 по окончании обучения. В каждом третьем субъекте единый итоговый документ не разработан. Более чем в половине регионов форма аналогичного документа утверждается внутренними документами организа-к ^сэ ции, занимающейся подготовкой вожатых. В рамках проекта «Всерос-о-е- сийская школа вожатых» разработан образец свидетельства, который
Ш О -
_ ^ выдается студентам, успешно завершившим обучение в рамках модуля «Основы вожатской деятельности» и сдавшим зачет. Именные свидетельства подписывает ректор вуза. Вуз, реализующий программу модуля «Основы вожатской деятельности» (в мае 2018 г. уже 132 вуза заявили о том, что ведут подготовку вожатых), может самостоятельно выдавать подобные свидетельства своим студентам.
Тем не менее, очевидно, что без федеральных органов исполнительной власти, курирующих подготовку вожатских кадров, решить вопрос об утверждении единой формы итогового документа о результатах образовательной подготовки кадров для отдыха и оздоровления проблематично.
Пока нет единых требований к документу, подтверждающему обучение вожатскому делу, чрезвычайно значимым становится наличие практики экспертизы программ подготовки вожатских кадров (каждая организация по сложившейся практике разрабатывает собственные образовательные программы для подготовки вожатых).
Лишь только в 13% субъектов РФ, участвующих в мониторинге (Республиках Коми, Татарстан, Удмуртия; Алтайском и Забайкальском краях, Брянской, Оренбургской и Магаданской областях) обязательная экспертиза программ подготовки вожатых существует на протяжении ряда лет. Еще в 13% субъектов РФ этот процесс находится в стадии становления. В подавляющем большинстве субъектов (71,7%) обязательная экспертиза программ подготовки вожатских кадров отсутствует, при этом в 47,8% из них она проводится лишь по желанию организации, осуществляющей подготовку кадров. Что касается категории специалистов, привлекающихся к экспертизе программ (вопрос допускал несколько вариантов ответов), то здесь также нет определенности. Чаще всего к ней привлекаются представители работодателей (35,4%). Только 29,2% респондентов отметили, что для этого привлекаются профильные специалисты субъекта РФ из образовательных организаций субъекта РФ, четвертая часть привлекает специалистов органа исполнительной власти субъекта РФ, курирующего отдых и оздоровление детей и молодежи в субъекте РФ. Характерно, что 10% для этой цели используют специалистов организации, осуществляющей подготовку кадров вожатых: то есть организация сама разрабатывает программу и сама же проводит ее экспертизу. И всего 4,3% отметили, что для оценки и экспертизы
СС ГО
программ подготовки вожатских кадров привлекаются независимые | эксперты. Это такие регионы, как Иркутская и Магаданская области. § ®
На наш взгляд, экспертиза программ подготовки вожатских кадров 5 ° является перспективным направлением реализации проекта «Всерос- 1 1 сийская школа вожатых» в ближайшем будущем. | <§
Очевидно, что при сложившейся картине подготовки вожатских о § кадров ключ к повышению эффективности этой деятельности содер- чю жится в наличии в регионе курсов повышения квалификации для специ- с алистов, занимающихся подготовкой вожатских кадров субъекта РФ. Однако по данным, предоставленным в ходе мониторинга органами исполнительной власти субъектов РФ, курирующих подготовку вожатых, подобные программы курсов реализуются только в 39,1% субъектов Российской Федерации.
В рамках реализации проекта в МИТУ разработаны и реализуются программы повышения квалификации для преподавателей модуля «Основы вожатской деятельности» [2]. В 2017 г. их окончили более 200 преподавателей страны. В 2018 г. подобные программы будут реализованы в каждом федеральном округе окружными координационными центрами по подготовке и сопровождению вожатских кадров.
Разработка единых стандартов к подготовке вожатых напрямую связан с разработкой профессионального стандарта вожатого, внесением изменений в профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания». В настоящее время эксперты ведут горячие споры о том, кем же должен быть вожатый - учебно-вспомогательным персоналом (как сейчас) или же педагогическим работником (именно такой функционал по факту выполняют вожатые). Этот вопрос пока остается открытым.
В современных условиях необходим инновационный подход к образовательным программам. На первый план выдвигаются творческие и интерактивные занятия. Теории и отработке отдельных элементов работы с детьми должно предшествовать «погружение» в проблему и предстоящую деятельность. Будущие вожатые в процессе занятий должны самостоятельно приходить к формированию смысловых установок, расширению зоны как собственного ближнего и дальнего (перспективного) развития, так и своих подопечных - детей. В процессе обучения вожатых целесообразно создавать преобладание таких форм, которые позволяют вовлекать студентов в разработку концепции смены, ее планирование как в целом, так и отдельных мероприятий. Ироцесс их достижения должен быть организован как совместная деятельность, в которой преобладает многообразие взаимодействий, актуализирующих личный опыт каждого слушателя модуля «Основы вожат-ской деятельности». На каждом этапе подготовки вожатых ведущей
1=1 I
О ^ ш
к ^ о
Ф го т
5 л го ^ О
го о к
(5 =| становится та форма, которая сохраняет высокий уровень активности каждого обучающегося, позволяет освоить различные позиции личности в системе учебных и межличностных взаимодействий на основе к у о рефлексии внутреннего состояния личности студента. Меняется роль о-е- оценки: из внешней она должна перейти во внутреннюю, результатом ^ оценивания должна стать степень овладения обучающимися приемами саморазвития профессиональных навыков, восполнения профессиональных знаний, умения использовать полученную информацию в практических условиях.
В вопросах теории и методики подготовки вожатых трудно переоценить роль специализированных периодических изданий. Как показывают результаты мониторинга, ситуация с наличием периодических изданий по вопросам подготовки вожатых непроста: они имеются только лишь в 17,4% регионов РФ, принимавших участие в исследовании (Республики Дагестан и Марий Эл, Камчатский край, Московская, Нижегородская, Ростовская, Тамбовская и Сахалинская области).
Тем не менее, средняя оценка, даваемая представителями органов исполнительной власти субъектов РФ - участников исследования опыту подготовки вожатских кадров для организации отдыха детей и их оздоровления составила 6,6 балла из 10 максимально возможных. Наиболее перспективными площадками, развитие которых признается участниками исследования важным фактором успешной реализации системы подготовки вожатских кадров в регионах РФ, являются мероприятия проекта Минобрнауки РФ и МПГУ «Всероссийская школа вожатых», а также всероссийские и международные форумы, слеты вожатых.
Наиболее существенными проблемами развития системы подготовки вожатых в регионах нашей страны является необходимость совершенствования нормативно-правовой базы подготовки кадров для системы отдыха и оздоровления детей; создание единой системы подготовки вожатых; недостаточность современных учебно-методических материалов, сопровождающих подготовку вожатских кадров.
Для повышения эффективности подготовки вожатых органы исполнительной власти субъектов РФ, курирующие вопросы организации отдыха и оздоровления детей, должны быть сориентированы на следующие позиции:
- наличие государственного заказа на подготовку вожатских кадров для решения вопросов организации внеучебной, внеурочной деятельности с детьми, создания воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления;
- использование при подготовке вожатских кадров рекомендованной программы модуля «Основы вожатской деятельности» и учебно-
к
СС ГО
методической литературы, разработанной МИТУ для каждого раздела | этого модуля; о
- ведущая роль вузов, имеющих УТСН 44.00.00 Образование гогические науки, в подготовке вожатских кадров; организационно- 1 1 методическая, консультационная помощь окружных координацион- 2 <§
¡Е О
ных центров по подготовке и сопровождению вожатских кадров; о рд
- сотрудничество с образовательными организациями среднего профес- 5 ю сионального образования; с
- взаимодействие с крупными молодежными и детскими общественными объединениями, в том числе с Российским движением школьников;
- кооперирование ресурсов, межведомственное и межотраслевое взаимодействие государственных и общественных структур, осуществляющих деятельность в сфере организации детского отдыха и внеучеб-ной работы с детьми на основе принципов социального партнерства;
- ориентация на инновационные подходы к организации образовательного процесса;
- взаимодействие с работодателями при подготовке вожатских кадров;
- тиражирование лучших практик вожатской работы и практик подготовки вожатских кадров.
В данный момент чрезвычайно актуальным становится формирование единой системы подготовки кадров для сферы отдыха и оздоровления детей, повышения квалификации специалистов, осуществляющих эту подготовку, усиление внимания органов исполнительной власти субъектов РФ к данной сфере. МТИУ как самый крупный педагогический вуз страны обладает колоссальными возможностями, чтобы координировать решение этих вопросов и вести подготовку вожатых на федеральном уровне.
Библиографический список
1. Владимирова Т.Н., Лесконог Н.Ю. К вопросу о подготовке вожатых в рамках проекта «Всероссийская школа вожатых» // Мир образования - образование в мире. 2017. № 2. С. 106-109.
2. Всероссийская школа вожатых // Московский педагогический государственный университет. URL: http://mpgu.su/obrazovame/proekt-vserossiyskaya-shkola-vozhatyih/ (дата обращения: 19.04.2018).
3. Шаламова Л.Ф. Активизация социального потенциала молодежи как фактор развития местного самоуправления // Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия: Материалы Международной научно-практической конференции в рамках III Всероссийского научного форума «Наука будущего - наука молодых» / Под общей ред. З.Х. Саралиевой. В 2-х т. М., 2017. Т. 1. С. 640-643.
го о ^
so! Владимирова Татьяна Николаевна - доктор педагогических наук, кан-о ^ g дидат филологических наук, профессор; проректор по связям с общественно-s i гс стью, директор Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования, ^ g Московский педагогический государственный университет E-mail: [email protected]
о> о
^ Лесконог Наталья Юрьевна - кандидат педагогических наук; доцент ка-
федры социально-политических исследований и технологий Института истории и политики, директор Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров, Московский педагогический государственный университет E-mail: [email protected]
Шаламова Любовь Федоровна - кандидат социологических наук, доцент; аналитик Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров, Московский педагогический государственный университет; профессор кафедры «Государственное управление и социальные технологии», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
E-mail: [email protected]
T.N. Vladimirova, N.Yu. Leskonog, L.F. Shalamova
On the issue of training of camp counselors for theorganization of recreation for children
The article discusses some aspects of the monitoring carried out by the authors in 2017 of the executive authorities of the subjects of the Russian Federation on the training of camp counselors for the organization of recreation for children. The authors present data about which subjects of education are engaged in the training of counselors and which models are used. According to the authors, due to the diversity of training models, the availability and nature of the final document on the completion of educational training, giving the right to work as a camp counselor, is relevant. At the same time, only in 8.6% of the subjects of the Russian Federation there is a single document approved by the executive authority of the subject of the Russian Federation supervising the recreation and rehabilitation of children and youth, which is issued to the counselor after graduation. Therefore, it is extremely important to have the practice of examining training programs for camp counselors. In the overwhelming majority of the subjects of the Russian Federation (71.7%), there is no obligatory examination of training programs for camp counselors. It is necessary to develop uniform standards for the training of camp counselors, which is directly related to the development of the professional standard of the camp counselor, the introduction of changes in the professional standard "Specialist in the Field of Education".
Key words: All-Russian school of camp counselors, organization of recreation for children, training of camp leaders, training programs for camp counselors, counselors.
Vladimirova Tatiana N. - Dr. Pedagogy Hab., PhD in Philology; vice rector for Public Relations, Director at the Institute of Journalism, Communications and Media Education, Moscow Pedagogical State University
Leskonog Natalia Yu. - PhD in Pedagogy; associate professor at the Department of Socio-Political Researches and Technologies of Institute of History and Policy, Director at the Federal Coordination Center for Preparation and Maintenance of Leaders' shots, Moscow Pedagogical State University
Shalamova Lyubov F. - PhD in Sociology; Analyst at the Federal Coordination Center for Preparation and Maintenance of Leaders' shots, Moscow Pedagogical State University; Professor at the Department "Public administration and social technologies", Moscow Aviation Institute (National Research University)
о
o °°
¡± о
S
го
ч: vo
ш о
В.В. Гетьман
Основные положения педагогической системы профессионального становления педагога-музыканта
Статья посвящена вопросу профессионального развития и становления педагога-музыканта в условиях современной системы музыкально-педагогического образования. В работе представлена педагогическая система профессиональной подготовки и становления специалиста в сфере музыкального искусства и образования, рассмотрены ее структурные и содержательные компоненты. Ключевые слова: педагогическая система, профессиональное становление педагога-музыканта, комплекс методологических подходов, концепция профессионального становления педагога-музыканта, механизм реализации концепции профессионального становления педагога-музыканта.
В современных условиях модернизации российского образования система профессиональной подготовки специалиста также переживает процессы обновления, которые определены законодательными и нормативными документами («Федеральный закон об образовании в РФ»,