Научная статья на тему 'ЛЕТНЯЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ВОЖАТСКОЙ ПРАКТИКИ В МПГУ)'

ЛЕТНЯЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ВОЖАТСКОЙ ПРАКТИКИ В МПГУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
661
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗА ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ / ВОЖАТЫЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СТУДЕНТ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОТРЯД / ЯРМАРКА ЛАГЕРЕЙ / PRACTICE BASE / COUNSELOR / PEDAGOGICAL PRACTICE / ORGANIZATION OF RECREATION AND HEALTH IMPROVEMENT OF CHILDREN / EDUCATIONAL PROGRAM / STUDENT / STUDENT TEACHING TEAM / CAMP FAIR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лесконог Наталья Юрьевна, Шаламова Любовь Федоровна

В 2017 г. по решению Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России на базе Московского педагогического государственного университета стартовал проект под названием «Всероссийская школа вожатых». Авторами статьи проанализированы результаты опроса студентов МПГУ, прошедших педагогическую (вожатскую) практику летом 2019 г. в организациях отдыха и оздоровления детей. Рассматриваются каналы информирования студентов о возможных базах практики; анализируются условия, созданные для организации практики принимающей стороной; выявляются испытанные студентами во время работы трудности. В результате исследования сделан вывод об актуальности совершенствования системы дополнительного непрерывного образования участников студенческих педагогических отрядов, даны рекомендации по повышению эффективности организации летней педагогической практики и оценка качества подготовки обучающихся к вожатской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лесконог Наталья Юрьевна, Шаламова Любовь Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUMMER PEDAGOGICAL PRACTICE OF MPSU STUDENTS IN ORGANIZATIONS OF CHILDREN’S RECREATION AND HEALTH IMPROVEMENT AS COUNSELORS

In 2017, according to the decision of the Department of State Policy in the field of education of children and youth of the Ministry of Education and Science of Russia, a project called the All-Russian counselor school was launched on the basis of Moscow Pedagogical State University. The article analyzes some results of a sociological survey of MPGU students who had pedagogical practice in the summer of 2019 in organizations of recreation and health improvement of children. Channels for informing students about various practice bases, conditions created for the organization of practice, difficulties experienced by students, etc. are considered. As a result of the study, a conclusion was drawn on the relevance of improving the system of additional continuing education of participants in student teaching teams, recommendations are given on how to improve the organization of summer teaching practice and assess the quality of training students for counseling activities.

Текст научной работы на тему «ЛЕТНЯЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ВОЖАТСКОЙ ПРАКТИКИ В МПГУ)»

DOI: 1031862/2500-297X^020-2-139-149

Н.Ю. Лесконог1, Л.Ф. Шаламова2

1 Московский педагогический государственный университет, 119991 г. Москва, Российская Федерация

2 Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), 125993 г. Москва, Российская Федерация

Летняя педагогическая практика студентов в организациях отдыха и оздоровления детей (на примере опыта вожатской практики в МПГУ)

В 2017 г. по решению Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России на базе Московского педагогического государственного университета стартовал проект под названием «Всероссийская школа вожатых». Авторами статьи проанализированы результаты опроса студентов МПГУ, прошедших педагогическую (вожатскую) практику летом 2019 г. в организациях отдыха и оздоровления детей. Рассматриваются каналы информирования студентов о возможных базах практики; анализируются условия, созданные для организации практики принимающей стороной; выявляются испытанные студентами во время работы трудности. В результате исследования сделан вывод об актуальности совершенствования системы дополнительного непрерывного образования участников студенческих педагогических отрядов, даны рекомендации по повышению эффективности организации летней педагогической практики и оценка качества подготовки обучающихся к вожатской деятельности.

Ключевые слова: база летней практики, вожатый, педагогическая практика, 0 организация отдыха и оздоровления детей, образовательная программа, сту- 2 о дент, студенческий педагогический отряд, ярмарка лагерей ^ е^

© Лесконог Н.Ю., Шаламова Л.Ф., 2020

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

I _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2020. No. 2

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Лесконог Н.Ю., Шаламова Л.Ф. Летняя педагогическая практика студентов в организациях отдыха и оздоровления детей (на примере опыта вожатской практики в МПГУ) // Педагогика и психология образования. 2020. № 2. С. 139-149. 001: 10.31862/2500-297Х-2020-2-139-149

DOI: 10.31862/2500-297X-2020-2-139-??

N. Leskonog1, L. Shalamova2

1 Moscow Pedagogical State University, Moscow, 119991, Russian Federation

2 Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, 125993, Russian Federation

Summer pedagogical practice

of MPGU students in organizations

of children's recreation

and health improvement as counselors

In 2017, according to the decision of the Department of State Policy in the field of education of children and youth of the Ministry of Education and Science of Russia, a project called the All-Russian counselor school was launched on the basis of Moscow Pedagogical State University. The article analyzes some results of a sociological survey of MPGU students who had pedagogical practice in the summer of 2019 in organizations of recreation and health improvement of children. Channels for informing students about various practice bases, conditions created for the organization of practice, difficulties experienced by students, etc. are considered. As a result of the study, a conclusion was drawn on the relevance ^ o of improving the system of additional continuing education of participants e| ^ in student teaching teams, recommendations are given on how to improve £ g s the organization of summer teaching practice and assess the quality of training s 5 S studentsforcounselingactivities.

§ Key words: practice base, counselor, pedagogical practice, organization § Rvq of recreation and health improvement of children, educational program, student, student teaching team, camp fair

CITATION: Leskonog N.Yu., Shalamova L.F. Summer pedagogical practice of MPGU students in organizations of children's recreation and health improvement as counselors. Pedagogy and Psychology of Education. 2020. No. 2. Pp. 139-149. (In Russ.). DOI: 10.31862/2500-297X-2020-2-139-149

В процессе подготовки педагогических кадров важное место отводится практике, позволяющей студентам приобрести новые знания в дополнение к тем, которые они получают во время учебного процесса по приобретаемой специальности. Практика выполняет кроме обучающей еще несколько функций: адаптационную, развивающую, диагностическую и воспитывающую [4].

В 2018/2019 учебном году в значительной части образовательных организаций высшего образования, которые осуществляют подготовку кадров по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки», после длительного перерыва в учебных планах официально появилась летняя педагогическая (вожатская) практика.

Работа студентов в качестве вожатых в организациях отдыха и оздоровления детей имеет давнюю историю. Однако в Российской Федерации с начала 1990-х гг. она в основном носила добровольный характер, и подготовка к ней студентов проходила за рамками учебного процесса: в школах вожатых при вузах, в деятельности общественных объединений, организаций отдыха и оздоровления и др.

В 2017 г. по решению Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России на базе Московского педагогического государственного университета (МПГУ) стартовал проект «Всероссийская школа вожатых» [1], ориентированный на подготовку вожатых в вузах, ведущих обучение кадров в рамках УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки».

Специалистами МПГУ был разработан образовательный модуль «Основы вожатской деятельности» на 144 академических часа. Он включает в себя 7 тематических блоков, инструктивный сбор, научно-практическую конференцию, самостоятельную работу студентов и зачет. В мае 2017 г. ФУМО ВО «Образование и педагогические науки» утвердило программу модуля, и в августе 2017 г. Минобрнауки РФ направило ^ о в вузы письмо с рекомендацией о включении модуля в основные обра- 5 ^

Р т

sum

S О) Р

m

зовательные программы УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» [2]. Динамичное развитие проекта привело к тому, что уже к марту 2018 г. подготовка вожатских кадров в рамках модуля велась в 97 вузах страны [3]. В 2019 г. уже 167 образовательных организаций ^ Rvo включили модуль «Основы вожатской деятельности» или аналогичные f

дисциплины в основные образовательные программы, а в 148 из них педагогическая (вожатская) практика стала обязательной1.

МПГУ является флагманом в этом движении. Год от года возрастает количество студентов, которые работают вожатыми в рамках обязательной летней педагогической практики. Так, летом 2019 г. уже 1234 человек прошли летнюю педагогическую (вожатскую) практику в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления.

В связи с этим в октябре 2019 г. в МПГУ был проведен опрос студентов с целью повышения эффективности организации летней педагогической (вожатской) практики и оценки качества подготовки обучающихся к вожатской деятельности. В опросе приняли участие более 200 человек. Сбор информации проводился методом онлайн-анкетирования. Обработка анкетных данных проводилась с использованием Google-forms, MS Excel 2013 и SPSS 25. Тип выборки - случайная. Инициаторы исследования: Учебно-методическое управление МПГУ и Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров МПГУ при поддержке Центра социологических исследований Института социально-гуманитарного образования МПГУ.

Поскольку для выбора места прохождения практики источники информации, обладающие определенной «побудительной» силой, приобретают большую значимость, актуальным представлялось выявить: от кого обучающиеся получали информацию о возможных местах прохождения вожатской практики (количество ответов не ограничивали). Абсолютное большинство (83%) респондентов назвали руководителей практики учебных структурных подразделений университета, с которыми активно работали Учебно-методическое управление МПГУ и Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров МПГУ. Каждый четвертый респондент воспользовался «сарафанным радио» - получил эту информацию от однокурсников или знакомых. И актуальными, хотя и менее распространенными в связи с новизной, оказались еще 2 вида каналов информации (их отметили 11% участников опроса): ярмарка вакансий организаций отдыха детей и их оздоровления «Я выбираю лето!» в МПГУ, которая прошла впервые в вузе в 2019 г. и собрала более 20 организаций отдыха и оздоровления детей; страница проекта «Всероссийская школа вожатых» Ц £ на сайте МПГУ, где была размещена информация о более 40 базах для ш g s летней педагогической (вожатской) практики студентов вуза.

о

и m

s й m 1 Данные мониторинга образовательных организаций высшего образования, ведущих

ср~х ~

О О о. подготовку кадров в рамках УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки», проведенного в 2019 г. Федеральным координационным центром подготовю ния вожатских кадров МПГУ. В мониторинге приняли участие 202 вуза.

Абсолютное большинство студентов (98% респондентов) подготовку к практике прошли в рамках освоения модуля «Основы вожатской деятельности», причем 84% из них дополнительно освоили программу профессионального обучения с одноименным названием, по итогам которой получили свидетельства о присвоении квалификации «Вожатый». Студенты подтвердили необходимость представлять работодателю подобный документ при трудоустройстве в лагерь в период практики.

Содержательный анализ социально-демографических характеристик респондентов позволил разделить студентов-практикантов по различным сегментам. Одну группу представляют «экономные» - ориентирующиеся на как можно меньшие личностные «затраты» при прохождении практики; представителей второй группы можно охарактеризовать как тех, кто ориентируется на качественные характеристики организации практики и месторасположение базы практики. Наконец, третью, наиболее многочисленную группу представляют те студенты, у которых не было конкретных предпочтений по месту прохождения практики.

Чаще всего респонденты отмечали, что проходили практику в Московской области (38%). Чуть меньше тех, кто проходил практику в Москве - 32%, в другом регионе - 25%. Можно сказать, что среди проходивших практику на московских площадках нередко выделяются и те, кто ориентировался на затраты небольших усилий и не ориентировался на получение необходимого опыта вожатской деятельности.

Большая часть студентов (61%) проходила практику в стационарных загородных лагерях, которые не относятся к образовательным организациям (школам), а являются организациями отдыха и оздоровления детей. Пришкольные лагеря выбирали только 12% респондентов, городские лагеря и организации дневного пребывания детей - 17%.

Работа вожатым в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)» сводится, прежде всего, к функции «содействие организации и сопровождению деятельности детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в организациях отдыха детей и их оздоровления (образовательных организациях)» (ШрУ^^^хошиНап!. ги/ёоситеп1/сош_ёос_ЬА"^316169). В связи с этим важным представлялось выяснить наиболее распространенное количество детей в отря- ^ о де, с организацией коллективной деятельности которых приходится ч сталкиваться вожатым. Данные распределились следующим образом. ш 68% респондентов отмечают, что количество детей в отряде в основ ном составляет от 20 до 35 человек. Каждый четвертый вожатый стол кнулся с тем, что отряд насчитывает больше 35 человек. Очевидно, такое количество детей для студентов - вожатых, не имеющих опыта

о

^ и й Е ш О

I _

¡ББЫ 2500-297Х Pedagogy and РБусМоду оГ Education. 2020. N0. 2

практической работы с детьми в режиме 24 часа в сутки, - вызывает большие затруднения, даже при условии, что на отряде работают не менее 2 человек (как отметили 51% участников опроса). Только 21% практикантов отметил, что на больших отрядах с детьми работали трое вожатых.

В данных условиях для практикантов важнейшим является поддержка со стороны руководителей практики и администрации организации отдыха и оздоровления, осуществляющей организационно-методическое сопровождение практики. Студенты в целом удовлетворены тем, как организуется практика с различных сторон.

В среднем по выборке, фиксируемая удовлетворенность студентов организацией вожатской практики со стороны администрации лагеря / образовательной организации мало отличается от оценки организаторов со стороны вуза (8,0 против 7,6 баллов по десятибалльной шкале). В то же время наибольший разброс мнений студентов наблюдается в оценке деятельности организаторов со стороны вуза (рис. 1). Это говорит о необходимости повышения ответственности структурных подразделений вуза за организацию летней (педагогической) практики студентов и поиска современных форм поддержки практикантов в процессе практики, вплоть до цифровой навигации.

о о

О

О ТО

о о а.

ш не

^ с о

60 50 40

30 -20 -10 -

Затрудняюсь 1 ответить

—Организаторы практики МПГУ

■О" Администрация лагеря / Образовательной организации

5

Баллы

10

Рис. 1. Удовлетворенность студентов поддержкой со стороны организаторов практики

В целом же первый опыт работы вожатым 80% практикантов оценили как положительный. При этом только каждый третий участник опроса обозначил наличие трудностей при прохождении практики. Все трудности, которые испытывали студенты-практиканты, можно условно подразделить на три группы - «организационные», «бытовые», «компе-тентностные».

0

Среди организационных трудностей практиканты называли следующие: нехватка вожатых на большие отряды; несоответствие заявленной должности тому, чем по факту пришлось заниматься; недостаточно корректная расстановка напарников (оба новичка на одном отряде); отклонение графика организации мероприятий от расписания, составленного ранее; много важной стихийной информации из разных источников, поступающей к вожатому; большое количество детей в отряде; специфика организации программы смены, с которой не ознакомлен вожатый; чрезмерная критичность со стороны руководства лагеря при недостаточной методической и организационной помощи; нарушения некоторых требований охраны труда в организации отдыха и оздоровления; нарушения в условиях оплаты труда, несвоевременность выплаты заработной платы или ее несоответствие ранее обозначенным обещаниям; трудности со сдачей досрочной сессии и проблемы с заполнением отчетных документов по летней практике.

Анализ приведенных ответов показывает, что в числе организационных проблем чаще всего практиканты отмечали трудности, связанные с организацией трудовой деятельности вожатых со стороны руководства организации отдыха и оздоровления, нарушением режимных моментов.

В числе проблем, связанных с бытовыми условиями организации деятельности вожатых, выделяются следующие по количеству неудовлетворенных: низкий уровень комфортности условий проживания вожатых; сбои графика подачи горячей воды; отсутствие прачечных и возможности для стирки своего белья, нехватка столов для вожатых в столовой, устаревшее оборудование и др.

В отношении «компетентностных» трудностей, связанных с недостатком специальных знаний, мнение респондентов разделилось. 37% считают, что трудности, так или иначе, существуют. Прежде всего это сложности, которые возникают в общении с детьми, с их родителями. Напротив, 59% указали на отсутствие таковых, а 4% студентов не дали ответа на этот вопрос.

Очевидно, что для повышения качества подготовки вожатых предстоит совершенствовать процесс обучения. В этой связи имеет смысл отдельно проанализировать направления по совершенствованию под- го § готовки вожатых. В отношении конкретных разделов и тем, которые ё§ | можно добавить в содержание курса «Основы вожатской деятель- £ х § ности», 81% респондентов затруднились с ответом. Это можно объ- ^ § |

г К У О

яснить тем, что многие практиканты говорили об отсутствии труд- ^ т ностей в проведении практики и отмечали свою удовлетворенность ^ ее прохождением.

Больше всего компетентностных трудностей отмечено у вожатых, проходивших практику в загородных лагерях. Они отмечают недостаток знаний в работе с разновозрастными отрядами, разрешении конфликтов, возникающих среди детей или среди педагогического коллектива; социальной теории управления большими и малыми группами; в методике организации внутриотрядных дел; поведения вожатого в экстремальных ситуациях и оказании первой помощи.

С точки зрения организации занятий практиканты предлагают увеличить объем занятий по игропрактике, разбору кейсов проблемных ситуаций, с которыми сталкивается вожатый в своей деятельности.

Несмотря на отмеченные недостатки, 93% участников опроса оценили приобретенный опыт как положительный и очень полезный для будущей профессиональной деятельности. И только 3% выразили неудовлетворение этим опытом.

Проведенный опрос, таким образом, позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования процесса подготовки студентов к педагогической вожатской практике. Акцент в первую очередь должен быть на практикоориентированное обучение, комплексно раскрывающее особенности деятельности вожатого.

Вожатская практика позволяет будущему педагогу овладеть такими компетенциями, которые практически невозможно сформировать в условиях теоретического обучения: развитие организаторских, коммуникативных, перцептивных и экспрессивных возможностей; умение находить выход из различных жизненных ситуаций; освоение различных социальных ролей; интеграция личностных и профессиональных качеств; умение осуществлять целеполагание, контроль, оценку и коррекцию собственной педагогической деятельности; накопление различных методических приемов работы.

Существенно позволяет дополнить навыки и умения практической деятельности вожатых их участие в работе студенческих педагогических отрядов университета. Это уникальное общественное молодежное объединение, нацеленное на формирование личности участников, развитие их социальной активности, на их гражданское становление. Участвуя в этом движении, студенты активно включаются в востребо-^ о ванную обществом социально-значимую и социально-полезную дея-ч ^ тельность. Студенческие педагогические отряды способны: ш § § - осуществлять организационно-педагогическую поддержку социаль-

^

s о х

^ И i5

ных инициатив детских и подростковых общественных организаций и объединений посредством разработки и реализации эффективных технологий социального партнерства с органами государственной власти;

- выступать организаторами деятельности по удовлетворению потребностей молодых людей и детей в социокультурной адаптации, приобщения их к реализации проектов в социально-производственной сфере, участии в общественных работах;

- оперативно выполнять информирующую функцию по отношению к детям и молодежи городского сообщества [5].

Студенческие педагогические отряды обладают необходимым потенциалом для того, чтобы стать кадровой основой для организации обучения детского и молодежного актива коллективной, общественно-значимой деятельности, содействию профессиональному и личностному самоопределению школьников, формированию и развитию лидерских качеств у молодых людей и т.д. Но при этом не менее актуальным остается совершенствование системы дополнительного непрерывного образования участников студенческих педагогических отрядов.

Сложность задач, с которыми приходится сталкиваться студентам в процессе социально-педагогической работы с детьми в лагере, требует от них специфической подготовки и профессионального знания методики деятельности вожатого, понимания детской психологии, навыков организации различной деятельности от индивидуальной работы с каждым ребенком, технологии организации коллективных творческих дел до технологий формирования воспитывающей среды организаций отдыха и оздоровления или средней школы.

Библиографический список / References

1. Лесконог Н.Ю., Владимирова Т.Н. К вопросу о подготовке вожатых в рамках проекта «Всероссийская школа вожатых» // Мир образования - образование в мире. 2017. № 2. C. 106-109. [Leskonog N.Yu., Vladimirova T.N. On the issue of training counselors in the framework of the project «All-Russian School of Counselors». Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2017. No. 2. Рр. 106-109. (In Russ.)]

2. Лесконог Н.Ю., Шаламова Л.Ф. Воспитательная среда образовательной организации как фактор развития социальной активности обучающихся // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 9 (132). C. 49-52. [Leskonog N.Yu., Shalamova L.F. Educational 0 environment of an educational organization as a factor in the development 2 о of social activity of students. Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical Ё§ ^ University. 2018. No. 9 (132). Pp. 49-52. (In Russ.)] g £ g

3. Лесконог Н.Ю., Шаламова Л.Ф., Марусяк Д.М. Педагогическая практика s § ^ студентов как основной компонент реализации модуля «Основы вожат- сс У о

practice of students as the main component of the implementation of the module

ской деятельности» // Вестник педагогических инноваций. 2018. № 4 (52). a.'g' ^ С. 47-53. [Leskonog N.Yu., Shalamova L.F., Marusyak D.M. Pedagogical

о

147

"Fundamentals of leadership activities". Vestnik pedagogicheskih innovazij. 2018. No. 4 (52). Pp. 47-53. (In Russ.)]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности вожатого: Методические рекомендации / С.А. Володина, Н.Ю. Галой, И.А. Горбенко и др.; Под общей ред. Е.А. Левановой, Т.Н. Сахаровой. М., 2017. [Volodina S.A., Galoj N.Yu., Gorbenko I.A. et al. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdtnie deyatelnosti vozhatogo [Psychological and pedagogical support for the activity of the counselor]. Moscow, 2017.]

5. Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю. Московский студенческий педагогический отряд: единство практической и образовательной деятельности // Народное образование. 2004. № 3. С. 68-74. [Shalamova L.F., Khovrin A.Yu. Moscow student pedagogical group: unity of practical and educational activities. Narodnoe obrazovanie. 2004. No. 3. Pp. 68-74. (In Russ.)]

Статья поступила в редакцию 18.11.2019, принята к публикации 04.02.2020 The article was received on 18.11.2019, accepted for publication 04.02.2020

Сведения об авторах / About the authors

Лесконог Наталья Юрьевна - кандидат педагогических наук; доцент кафедры социально-политических исследований и технологий Института истории и политики; директор Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров, Московский педагогический государственный университет

Natalia Y. Leskonog - PhD in Pedagogy; associate professor at the Department of Social and Political Studies and Technologies of the Institute of History and Politics; Director at the Federal Coordination Center for Training and Support of Counselors, Moscow Pedagogical State University

E-mail: [email protected]

Шаламова Любовь Федоровна - кандидат социологических наук, доцент; доцент кафедры «Государственное управление и социальные технологии», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)

Lyubov F. Shalamova - PhD in Sociological; associate professor at the Department of Public Administration and Social Technology, Moscow Aviation Institute (National Research University)

o

E-mail: [email protected]

Заявленный вклад авторов

Лесконог Н.Ю. - организация и проведение социологического опроса, написание статьи, подготовка текста статьи к печати.

Шаламова Л.Ф. - анализ и интерпретация результатов социологического опроса, написание статьи, подготовка текста статьи к печати.

Contribution of the authors

N.Yu. Leskonog - organization and conduct of a sociological survey, writing the text of the article, preparation of the text of the article

L.F. Shalamova - analysis and interpretation of the results of the sociological survey of students, writing the text of the article, preparation of the text of the article

о о

О

s и a

s й о

^ -А- Я

о го

i^o !!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.