УДК 316.482
О ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОРЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Л. Ф. Шаламова, Н. Ю. Лесконог
Авторы обращают внимание на необходимость гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи, в особенности будущих педагогов и вожатых, являющихся трансляторами для детей традиционных для российского общества ценностей и смыслов . В материалах статьи представлены итоги проведенного авторами опроса студентов, изучающих основы вожатской деятельности в рамках основных образовательных программ высшего образования и программ дополнительного профессионального образования. Делается акцент на необходимости улучшения работы со студентами по формированию их гражданской идентичности, гражданственности и патриотизма, раскрывается некоторый опыт этой работы, сложившийся в МПГУ.
Ключевые слова: студенческая молодежь, педагог, вожатый, основы вожат-ской деятельности, воспитательная работа, российская национально-государственная идентичность, гражданская идентичность, патриотизм, социальная активность.
Перед российским государством в современный период стоят задачи укрепления внутреннего единства российского общества, обеспечения социальной стабильности в стране, повышения обороноспособности страны и др. Очень важно, что эффективные решения поставленных задач требуют пересмотра системы воспитания подрастающего поколения, сложившейся в современной России. Вопросы воспитания, необходимость воспитательной работы в образовательных организациях обозначены Президентом Российской Федерации [1].
В законопроекте Президента Российской Федерации № 960545-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" воспитание определяется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства любви к Родине, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа России [1].
Очевидно, что ведущая роль в гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения помимо органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, семьи, других
социальных институтов должна принадлежать российской системе образования.
Авторы разделяют мнение о том, что «нормальное функционирование и последовательное развитие общности в любую историческую эпоху напрямую зависит от того, как в ней налажен механизм включения в ее структуру и жизнедеятельность новых поколений, каковы потенциальные возможности их развития и какие социальные условия созданы для их реализации» [2, с. 33].
В этой связи особую значимость приобретает качественная подготовка педагогических кадров, которая помимо обучения методикам и технологиям организации воспитательной работы с детьми должна включать и механизмы формирования российской национально-государственной, гражданской идентичности, гражданской позиции студентов, совершенствование всей системы гражданско-патриотического воспитания будущих учителей и вожатых, поддержку и развитие социальной активности студенческой молодежи.
Но что такое идентичность? Мы граждане России формально, по паспорту, или реально? Что делает идентичность реальной, полноценной? Несколько компонентов. Во-первых, это общие системы смыслов, среди которых наиболее важную роль играет язык как средство социальной коммуникации. Во-вторых, общие ценности и вытекающие из них нормы поведения, в-третьих, символы, которые объединяют (а иногда и разъединяют) нас, россиян. И наконец, важный элемент - это базовые представления. Здесь необходимо упомянуть представления о «других», поскольку, если есть «мы», то существуют и «другие». И, конечно же, ключевую роль в системе наших представлений играют представления об историческом времени - образы прошлого, настоящего и будущего. Без прошлого нет будущего, а без будущего теряется чувство «мы», оно как бы расплывается, становится аморфным. Поэтому образы прошлого и будущего - наиболее существенные компоненты, вокруг которых строится российская идентичность [3].
За основу понятия гражданской идентичности в данной статье берётся определение, данное А.Г. Асмоловым, который формулирует ее «как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе» и отмечает, что «гражданская идентичность в отличие от понятия «гражданство» имеет личностный смысл» [4].
При этом мы исходим из устоявшейся в научной среде мысли о том, что структура формирования идентичности может быть представлена четырьмя компонентами:
• когнитивным - осознание и признание своей принадлежности к определенной социальной общности;
• ценностно-смысловым - отношением, которое испытывает индивид к этой принадлежности на основе сформировавшихся у него установок, ценностей и мировоззренческих принципов. При этом возможны три состояния отношения к принадлежности: негативное, позитивное, амбивалентное;
• эмоциональным - принятие или неприятие своей принадлежности;
• деятелъностным - уровнем проявления гражданской активности, участием в различных социальных практиках, имеющих социальную значимость и полезность, ориентированных на общественный прогресс [5].
Фундаментом гражданской идентичности молодых людей является система представлений их о своей стране, наличие гордости за ее достижения, уровень доверия к органам государственного и местного управления и готовность к сотрудничеству с ними. Одним из важнейших факторов, позволяющих эффективно формировать российскую национально-государственную, гражданскую идентичность, является история нашего государства, историческая память.
С целью определения сформированности социальных установок, ценностей, гражданской идентичности студентов, выразивших желание пройти обучение по основам вожатской деятельности (программа профессионального обучения «Вожатый», программа модуля «Основы вожатской деятельности» в рамках основной образовательной программы высшего образования, программа дополнительного образования «Введение в основы вожатской деятельности», курсы повышения квалификации «Информационно-медийное сопровождение деятельности вожатого»), сотрудниками Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (далее - ФКЦ МПГУ) весной 2020 года был проведен опрос. В исследовании приняли участие более 150 респондентов из 14 субъектов Российской Федерации. Все респонденты проходили обучение на базе ФКЦ МПГУ. Выборка была случайной, вероятностной.
Ответы будущих педагогов и вожатых заставляют серьезно задуматься: и хотя всего восемь процентов респондентов воспринимают свою страну негативно (безнадежно отсталой страной без будущего воспринимают свое государство 5 % опрошенных, и еще 3 % считают ее сырьевым придатком Запада), только каждый четвертый респондент испытывает гордость за свою Родину (25,5 %). Значительная часть опрошенных студентов (40 %) заняли нейтральную позицию: для них Россия - всего лишь страна, в которой они живут.
При подобном разбросе мнений и понятий важно выявить, что у студенческой молодежи может вызывать чувство гордости за свою страну.
Респондентам было предложено выбрать не менее трех вариантов ответов или добавить свои индикаторы.
Абсолютное большинство респондентов (68 %) считают, что особым предметом гордости за Российскую Федерацию могут являться природные богатства нашей страны.
Немногим более половины участников опроса (53,5 %) отметили, что гордость может вызывать Победа над фашизмом в Великой Отечественной войне. В год 75-летия Победы авторами были ожидаемы более высокие результаты по этой позиции, хотя опрос проходил во время карантина и самоизоляции, связанных с COVID-19, и совпал с переносами очень важных и запоминающихся событий: юбилейного Парада в День Победы, акции «Бессмертный полк», голосования по поправкам в Конституцию Российской Федерации.
У 44,4 % студентов, участвующих в исследовании, может вызвать гордость вклад российского государства в развитие мировой культуры. Всего лишь 29,6 % участников исследования могут гордиться вкладом России в развитие цивилизации в целом и примерно столько же (28,2 %) -ролью российских ученых в мировой науке.
Высокий оборонный потенциал нашей страны вызывает гордость только у 16,2 % респондентов.
Не вызывает гордости у участников опроса отношение государства к своим гражданам.
Акцентируем внимание, что опрос проводился во время пандемии коронавируса СОУГО-19 и органы федеральной, региональной власти предпринимали активные действия по защите и социальной поддержке граждан в сложившейся ситуации. Но, видимо, с точки зрения студенческой молодежи, этих действий было недостаточно; либо они посчитали, что меры, представленные в СМИ, не соответствовали действительности, и в той или иной мере это повлияло на ответы студентов.
Не менее важной основой гражданской идентичности является самоидентификация молодых людей со страной, в которой они проживают, со своей нацией.
Опрос показал, что только половина из респондентов (52,8 %) обозначила, что они идентифицируют себя как «граждане России»; 19,7 % идентифицируют себя со своей национальностью (русский, башкир, украинец и другая национальность); лишь 8,5 % отвечающих обозначили себя как «россиянами». 12,7 % респондентов вообще об этом не задумываются. А в качестве единичных других ответов обозначены следующие версии:
• я - москвич (или житель какой либо территории России) - 2,8 %;
• я - гражданин мира - 0,7 %;
• я - человек - 0,7 % и др.
Нет однозначности у молодых людей и в определении понятия «гражданственность».
Надо признать, что больше половины участников исследования (66,2 %) его понимают адекватно, как «сознательное и активное выполнение человеком своих гражданских обязанностей и гражданского долга, разумное использование своих гражданских прав и свобод» [6].
Однако 14,1 % участников опроса связывают его просто с фиксацией принадлежности к какой-либо стране; чуть меньше (9,2 %) - с наличием патриотизма, гордости за свою страну, наличием чувства национального достоинства; 7,7 % студентов считают, что «гражданственность» -это активная, созидательная деятельность на благо страны, общества, для 2 % - это членство в различных организациях (причем в индикаторах даже не уточнялось в каких, не сделали этого и выбравшие данную позицию). Другой точки зрения придерживаются 1,4 % участников опроса, но они ее не обозначили.
Следует заметить, что подобный разброс ответов отражает реальную ситуацию в общественном и научном мнении. Несмотря на то что в научном мире признается, что гражданственность является стержнем формирования и развития личности, однозначность понимания этого термина в научной литературе отсутствует [7].
Не дается трактовка этого понятия и в государственных документах.
Например, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, в качестве «стратегической цели обеспечения национальной безопасности в области культуры» определено «сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности» [8], но само понятие «гражданственность» тем не менее не уточнено.
Поскольку чрезвычайно важной задачей по гражданскому воспитанию подрастающего поколения является формирование у него чувства патриотизма, целесообразно было выяснить мнение будущих педагогов и вожатых о том, что значит для них «быть патриотом». В ответе и на этот вопрос мнения существенно разошлись: 57,1 % опрошенных придерживаются мнения, что быть патриотом означает «служить Родине, любить её, укреплять ее рубежи и защищать их»; каждый третий участник опроса (29,3 %) вкладывает в это понятие «любовь к национальной культуре, следование традициям своей страны»; 5,7 % считают, что это означает: «жертвовать своими личными интересами ради достижения интересов страны».
При ответе на этот вопрос было обозначено достаточно много иных позиций. Мы приводим некоторые из них. Быть патриотом в понимании студенческой молодежи означает:
• активно участвовать в жизни своего государства, отстаивать свою гражданскую позицию для совершенствования и развития нашего государства;
• защищать тех, кто слабее;
• иметь мужество вмешаться, когда видишь курящих школьников;
• иметь уверенность, что ты не изменишься даже под дулом пистолета, честь, которую сохраняешь в таком случае;
• уважать и ценить то место, где ты живешь;
• не допускать нахождения у власти людей, не заинтересованных в достижении интересов населения и др.
Радует, что абсолютное большинство будущих педагогов относят себя к категории патриотов России - 83,8 %. Причем каждый третий делает это без колебаний - 32,4 %. 48,6 % респондентов готовы в той или иной степени пожертвовать своими личными интересами ради интересов страны. Однако вызывает тревогу, что 16,1 % участников опроса, которые выбрали для себя педагогическую деятельность, которые готовятся работать вожатыми в школах, организациях отдыха и оздоровления детей, к категории патриотов себя не относят.
Частично объясняет эту ситуацию кризис доверия к органам власти.
Большинство студенческой молодежи затрудняется дать ответ, доверяют ли они тем ли иным органам власти или их представителям. Так, 40,8 % респондентов не смогли определиться с доверием Президенту Российской Федерации, 54,9 % - с доверием к Правительству России; 45,8 % - с доверием к руководителю субъекта Российской Федерации. Для сравнения мы показываем результаты опроса участников движения студенческих педагогических отрядов, проходивших подготовку для работы вожатыми в детских оздоровительных организациях летом 2011 года, проведенного Институтом молодежной политики социальных технологий МАТИ - Российского государственного технологического университета имени К.Э. Циолковского. Мы видим, что в 2020 году практически по всем индикаторам существенно снижается процент респондентов, выражающих недоверие к органам власти. И в то же время возрастает количество участников опроса, которые затрудняются с ответом на данный анкетный вопрос. (Более полную картину можно увидеть в таблице.)
Это говорит в первую очередь о том, что студенческая молодежь в силу причин, которые необходимо выяснить в последующих исследованиях, не очень хорошо ориентируется в понимании деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих.
Прежде всего это связано с низким уровнем политической культуры молодежи, недостаточным информированием о принимаемых органами
власти стратегических решениях, в том числе касающихся поддержки молодежи.
Ответы респондентов на вопрос о выражении доверия к органам власти, должностным лицам, государственным и муниципальным служащим
Объект доверия Ответы в %
2020 г . 2011г.
1 2 3
Президент Российской Федерации
доверяю 38,80 46,6
не доверяю 20,40 23,3
затрудняюсь ответить 40,8 30,1
Правительство Российской Федерации
доверяю 19,0 29,3
не доверяю 26,1 36,2
затрудняюсь ответить 54,9 34,5
Руководитель субъекта РФ
доверяю 38,7 12,8
не доверяю 15,5 51,3
затрудняюсь ответить 45,8 35,9
Представители органов местного самоуправления
доверяю 22,7 9,1
не доверяю 19,7 58,8
затрудняюсь ответить 57,6 32,1
Государственные служащие
доверяю 28,4 5,3
не доверяю 22,7 66,3
затрудняюсь ответить 48,9 28,3
Разошлись мнения участников опроса и в ответе на вопрос: «Как государство, по вашему мнению, относится к молодежи?» Только каждый третий считает это отношение заинтересованным - 34 %. Также треть участников исследования (35,5 %) предполагает, что молодежь используется государством в своих интересах. Каждый шестой респондент считает отношение государства к молодым людям безразличным. А у четырнадцати оставшихся процентов респондентов имеется иное мнение, но оно не обозначено.
И все же, несмотря на достаточно сложную, противоречивую картину отношения участников исследования к органам государственной власти и местного самоуправления, только 8,5 % из них не желают взаимодействовать с ними. Еще 10,6 % респондентов по различным причинам не считают такое сотрудничество возможным. Достаточно крупная часть участников опроса (13,4 %) свою позицию по этому вопросу не сформировала.
Абсолютное же большинство молодых людей (67,5 %) в той или иной форме готовы к сотрудничеству с органами власти.
Возможные предпочтения молодых людей к взаимодействию с органами государственной власти расположились следующим образом (вопрос был множественным и предполагал выбор нескольких вариантов ответов). Молодые люди готовы:
• принимать участие в мероприятиях и акциях, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления для молодежи, - 43 %;
• принимать участие в организации разнообразных акций и мероприятий, проводимых органами власти, - 31,7 %;
• участвовать в обсуждении принимаемых законов, программ, планов работы органов власти различного уровня - 29,6 %.
18 % будущих педагогов обозначили, что готовы принимать участие, но только в составе молодежных общественных объединений.
Приятно отметить, что выражен интерес будущих педагогов и вожатых к волонтерству (за это высказалась треть участников опроса - почти 32 %), которое предполагает проактивную деятельностную позицию в отличие от пассивной (по мнению авторов), выраженную, например, участием в мероприятиях и акциях, проводимых для молодежи.
Формат данной статьи не позволяет раскрыть все результаты исследования, но считаем важным представить черты, характерные для современной российской молодежи, которые выделены значительной частью респондентов и позволяют авторам предложить варианты усовершенствования подготовки вожатских кадров в педагогических вузах.
К сожалению, каких-либо качеств, которые бы у молодого поколения обозначили абсолютное большинство респондентов, не выявилось. И в то же время наличие у молодых людей веры в свои силы и повышенной творческой энергии отмечают 44 % респондентов. Столько же видят у современной молодежи стремление показать свою индивидуальность, раскованность. Чуть меньше, но значительное количество (40 %) участников исследования считают, что нынешние молодые люди целеустремленные, стремятся стать личностью. Немногим больше четверти опрошенных замечают у нашей молодежи стремление к реализации социальных инициатив и высокую социальную активность. Но при этом 17 % участников исследования признают у молодых социальную пассивность, иждивенчество,
потребительство, не желание прикладывать усилия для достижения намеченных целей. А 29 % респондентов отмечают у современного молодого поколения стремление добиться материального успеха любыми средствами.
К сожалению, наличие выраженной любви к Родине, стремление приложить усилия для модернизации государства, социально-экономического развития России отметили только 6,3 % участников опроса; еще меньшее количество (3,5 %) считают характерной чертой российской молодежи чувства долга и законопослушания, то есть те самые качества, которые прежде всего необходимо воспитывать у молодого поколения для решения масштабных задач, стоящих перед российским государством.
Признавая необходимость возвращения в систему образования глубокой, целенаправленной работы по воспитанию студенческой молодежи, будущих учителей, вожатых, МПГУ создает все необходимые условия для повышения качества воспитательной работы.
Изучение модуля «Основы вожатской деятельности», получение квалификации «Вожатый», летняя педагогическая (вожатская) практика студентов в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления, возвращенная в учебные планы УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки по инициативе МПГУ, позволяют студентам принять на себя роль воспитателя, транслятора национально-ориентированных ценностей и смыслов подрастающему поколению, осознать свою педагогическую миссию.
Данный модуль в сочетании с обязательной вожатской практикой, реализуемый в 167 вузах России, по данным мониторинга ФКЦ МПГУ, проведенного в 2019 году, является хорошим ресурсом для подготовки студентов к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления, изучения и апробации неформальных "живых" форм воспитательной работы, технологий формирования системы ценностей и смыслов, а также значимым ресурсом для развития социальной активности будущих педагогов и вожатых.
Разработчики модуля остро осознают необходимость включения в содержание подготовки вожатых таких тем, как «Российская идентичность, или Кто мы такие?», «Образ прошлого и образ будущего, или Куда мы идем?», «Цивилизационное наследие России в мире, или Как и о чем говорить со старшеклассниками о достижениях нашей страны?», «Фальсификация истории, или Почему нужно бороться за историческую правду?», «Вторая мировая война в фокусе исторической политики, или Почему важно помнить, что мы - потомки победителей?», «Беседы о мечте, или Зачем учить мечтать со смыслом?». Авторы статьи выражают надежду, что в ближайшем будущем смогут апробировать изучение вожатыми всех предложенных тем.
В настоящее время проходят апробацию беседы о мечте. Это интерактивная тренинговая программа, которая изначально была разработана для участников Всероссийского образовательного форума «Селигер-2011» [9], а в последующие годы адаптирована одним из авторов данной статьи для использования в организациях отдыха и оздоровления детей [10].
В настоящее время успешно применяется сотрудниками ФКЦ МПГУ при подготовке вожатых и проведении профильных смен.
Беседы о мечте ориентированы на:
• формирование целостной объективной картины мира;
• выработку навыков планирования социально ориентированной деятельности и достижения поставленных целей;
• обучение умению определять возможности использования успешного опыта выдающихся деятелей культуры, искусства, политики, науки и спорта нашей страны при организации собственной социально значимой деятельности;
• обучение моделированию успешного будущего страны через изменение своего собственного поведения;
• выстраивание успешной жизненной траектории и др.
Организация гражданско-патриотического воспитания студенческой
молодежи требует нового подхода, ведущего к осознанию молодыми людьми их собственной значимости в решении вопроса превращения нашего государства в высокотехнологичную, социально ориентированную, правовую державу. Формирование у будущих педагогов, вожатых гражданской идентичности является серьезным фактором гражданско-патриотического воспитания в целом, поскольку они являются трансляторами национально ориентированных ценностей и смыслов будущим подрастающим поколениям.
Список литературы
1. Законопроект № 960545-7. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/960545-7 (дата обращения: 8.07.2020).
2. Соловьев Е. В. Положение в сфере представительского управления как фактор социального развития молодежи: дис. ... канд. социол. наук. Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, 1992.
3. Россия и современный мир: образ будущего. Учебно-методическое пособие / под ред. В. Л. Шаповалова. Смоленск: Универсум, 2014.
4. Водолажская Т. Идентичность гражданская // Образовательная политика. 2010. № 5-6. С. 140-142.
5. Макеев О. Самоопределение и формирование гражданской идентичности личности как задача развития подросткового возраста. [Электронный ресурс]. URL: https://mokeevo.edu.yar.ru/rip/seminari/27.02.12/grazh danskaya identichnost.pdf (дата обращения: 09.07.2020).
6. Библиотека словарей «Словарник». [Электронный ресурс].URL: www.slovarnik.ru/html tsot/g/grajdanstvennost5.html (дата обращения: 15.07. 2020).
7. Никифоров Ю. Н., Скадина А. Н. О понятии «гражданственность» // Вестник ВГУ. Лингвистика и международная коммуникация. 2007. № 2. (ч. 2). [Электронный ресурс]. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/ lingvo/2007/02/2007-03-25.pdf (дата обращения: 09.07.2020)
8. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", п. 76.
9. Учебно-методические материалы для обучения и работы инструкторов всероссийского молодежного образовательного форума «Селигер - 2011» / Нечаев В. Д., Огнев А. С., Бродовская Е. В., Лаврикова А. А.; под ред. Нечаева В.Д., М., 2011.
10. Лесконог Н. Ю. Могут ли вожатые научить мечтать? К вопросу о подготовке вожатых для профильных смен для детей и молодежи в современной России // Народное образование. М., 2012. № 3. С. 98 - 103.
Шаламова Любовь Федоровна, канд. соц. наук, доц., lfsh57@,mail.ru, Москва, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет),
Лесконог Наталья Юрьевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Москва, Московский педагогический государственный университет
ON THE CIVIL IDENTITY OF STUDENTS AS A FACTOR OF CIVIL AND PATRIOTIC
EDUCATION OF MODERN YOUTH
L. F. Shalamova, N. Yu. Leskonog
The authors draw attention to the need for civil and Patriotic education of students, especially future teachers and counselors, who are translators of traditional values and meanings for Russian society. The article presents the results of a survey conducted by the authors of students studying the basics of leadership activities in the framework of additional professional education programs. The article focuses on the need to improve the work with students on the formation of their civic identity, citizenship and patriotism, and reveals some of the experience of this work that has developed in the MPSU.
Key words: student youth, teacher, counselor, educational work, citizenship, civic identity, additional professional education, patriotism, social activity.
Shalamova Lyubov Fyodorovna, candidate of sociological sciences, docent, lfsh57@,mail.ru, Russia, Moscow, Moscow Aviation Institute (NationalResearch University),
Leskonog Natal'ya Yur'yevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Moscow pedagogical state University.