В-четвертых, в ходе урока лучше иногда отвлекаться от изучаемой темы и устраивать танцевальную минутку с песенкой-зарядкой, или вспоминать одну из предыдущих тем, к примеру, кто быстрей найдет в комнате красный цвет, желтый, зеленый, ит.д. Это поможет дошкольникам избежать переутомления.
Как видно из всего вышесказанного, процесс обучения детей дошкольников не так прост. Многие считают, что можно получить базовые знания языка, и этого будет достаточно для обучения дошкольников, но это совсем не так. Таким подходом можно навредить и осложнить дальнейшее обучение языку. Передача знаний детям - это очень трудоемкий процесс, при котором важно знать все особенности детского развития и психологии, нужно понимать, что каждый ребенок — это личность, которая имеет право на свои эмоции, чувства и свое видение. Нужно уметь найти подход к каждому ребенку и суметь донести материал в такой форме, чтобы понял каждый. При всем при этом, процесс должен казаться легким и веселым, чтобы не перегружать детей, и чтобы у них всегда оставалось желание приходить на занятие снова и снова, зная, что там их всегда ждет что-то новое и интересное.
ЛИТЕРАТУРА
1. Веракса, Н. Е. Веракса, А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 103 с.
2. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии - СПб.: Союз, 1997. - 103 с.
3. Доман ,Г. Гармоничное развитие ребенка - М.: Аквариум, 1996. - 170 с.
4. Гогоберидзе, А.Г., Солнцева А.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
5. Проничева, Н. А. Английский язык с пеленок - М.: Экзамен, 2012. - 143 с.
6. Козлова, С. А. Куликова, Т. А. Дошкольная Педагогика - М.: Академия, 2001. - 416 с.
7. Негневицкая, Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра. М.: Иностранные языки в школе, - 1987. - №6.
8. Родина, Н. М. Протасова, Е. Ю. Методика обучения дошкольников иностранному языку: учебное пособие - М.: ВЛАДОС, 2010. -210 с.
9. Стайнберг, Дж. 110 игр на уроках английского языка - М.: Астрель, 2004. - 124 с.
10. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология - М.: Академия, 2001. - 336 с.
11. Шолпо, И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски: Учебное пособие по методике преподавания английского языка для педагогических вузов, колледжей и училищ по специальности "Преподаватель иностранного языка в детском саду''. - СПб.: Спец. Лит., 1999. - 150 с.
13. Lewis G. Bedson G. Games for Children - Oxford: Oxford University Press, 1999. - 149 c.
В.А. Грибанова
РАЗВИТИЕ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ
МОЛОДЕЖИ В ВУЗЕ
Данная статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект №18-013-00136 «Развитие созидательной гражданской активности студенческой молодежи»)
Аннотация. В статье раскрывается проблема развития созидательной гражданской активности молодежи. Описан опыт работы по формированию готовности студентов к работе вожатыми и проявления своей активной гражданской позиции в процессе прохождения ими курса «Основы вожатской деятельности». Ключевые слова: гражданская активность, студенческая молодежь, вожатская деятельность.
V.A. Gribanova
DEVELOPMENT OF CREATIVE CIVIL ACTIVITY OF STUDENT'S YOUTH IN HIGHER
EDUCATION INSTITUTION
Annotation. In article the problem of development of creative civil activity of youth reveals. Experience on formation of readiness of students for work as leaders and manifestation of the active civic stand in the course of passing of the course "Bases of Leaders' Activity" by them is described. Keywords: civil activity, student's youth, leaders' activity.
Современное состояние российского общества, геополитические реалии актуализируют потребность формирования и развития граждански активного поколения россиян, особенно молодежи. Проблема воспитания гражданственности, социальной зрелости и активности личности рассматривается как приоритетная различными государственными и социальными структурами [1].
Изменение общественных приоритетов позволяет выделить ряд факторов, влияющий на успешность развития гражданской активности молодого человека:
- необходимость воспитания молодого поколения, способного к самопознанию, конструктивному диалогу и последующей рефлексии своих действий;
- необходимость модернизации воспитательного потенциала посредством внедрения инновационных форм активного характера;
- необходимость пересмотра мотивации педагогического состава к осуществлению воспитательной работы.
Актуальность исследования вполне очевидна и связана с тем, что современные интеграционные процессы раскрывают необходимость их решения силами зрелой, социально-активной личности, что приводит к актуализации значимости развития гражданской активности как ключевого инструмента взаимодействия в решение важных социально-значимых проблем.
Мы провели работу по выявлению факторов развития созидательной гражданской активности студенческой молодежи. Цель работы - определить условия совершенствования воспитательного процесса и разработать его научно-методическое обеспечение.
Считаем, что вожатская деятельность помогает сформировать необходимые навыки и компетенции граждански-активного молодого человека (способность к самоорганизации и самообразованию; готовность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; владение основами профессиональной этики и речевой культуры; готовность к взаимодействию и коммуникации; инициативность и самостоятельность; развитие творческих способностей).
Опишем опыт работы по формированию готовности студентов к работе вожатыми и проявления своей активной гражданской позиции в процессе прохождения ими курса «Основы вожатской деятельности» (модуль объединил те составляющие, о которых мы говорили ранее).
Опытно-экспериментальная работа включала следующие направления деятельности:
- формирование теоретической готовности к проявлению созидательной гражданской активности в процессе работы вожатыми (информирование студентов об основах вожатской деятельности, гражданственности);
- формирование практической готовности к работе вожатыми (участие студентов в практико -ориентированных мероприятиях, построенных на оптимистическом настрое и эмоциональной включенности: разработка и проведение тренинговых программ, авторских КТД и др.);
- формирование личностной готовности к проявлению созидательной гражданской активности в процессе работы вожатыми (включение обучающихся в деятельность, требующую применения личностных качеств граждански-активного вожатого).
Обучающиеся изучили различные методики и формы организации досуга детей, умение планировать и организовывать коллективные мероприятия гражданско-патриотического характера, познакомились с системой работы детских оздоровительных центров. Студенты проводили анализ и самоанализ деятельности. Нами был сделан акцент над развитием у студентов профессионально-педагогических умений и навыков организации воспитательной работы с детьми и подростками, формированием у обучающихся основы педагогической культуры и профессиональной речи. Помимо этого, были созданы условия для развития у обучающихся системы гражданско-патриотических и педагогических ценностей, навыков профессиональной коммуникации, самообразования и личностного роста.
В рамках работы рассматривались следующие аспекты, направленные на формирование теоретической готовности к проявлению созидательной гражданской активности в процессе работы вожатыми:
- исторический контент развития вожатского движения и опыт вожатской деятельности в России;
- социально-психологический портрет современного ребенка;
- обзор действующего законодательства в сфере образования и организации отдыха и оздоровления
детей;
- сфера профессиональной деятельности вожатого.
- основы и особенности психолого-педагогической деятельности вожатого;
- вопрос целеполагания в работе вожатого, саморегуляции эмоционального поведения.
- основы вожатской этики, и ценностно-смысловые аспекты мировоззрение вожатого.
- особенности работы вожатого с одаренными детьми, с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Мы проводили практико-ориентированные мероприятия (построенные на оптимистическом настрое и эмоциональной включенности) в процессе формирования практической готовности к работе вожатыми.
Укажем такие формы работы, как:
- тренинговые программы (направленные на приобретение навыков командообразования, на снятие коммуникативных барьеров, преодоление конфликтов в детском временном коллективе, понимание особенностей управления детским коллективов, преодоления конфликтных ситуаций (прогнозирование, профилактика, предупреждение и конструктивное разрешение) и др.);
- деловые и ролевые игры (направленные на приобретение у обучающихся знаний по основам безопасности жизнедеятельности детского коллектива (ответственность вожатого за физическое и психологическое благополучие ребенка; алгоритмы поведения в экстремальных, а также опасных и чрезвычайных ситуациях; обеспечение безопасности в различных географических и климатических условиях; соблюдение
правил пожарной безопасности, при проведении спортивных мероприятий и др.); специфики межличностных и межгрупповых конфликтов в детском сообществе на разных возрастных этапах);
- экспресс-диагностики (методики и технологии работы вожатого с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, испытывающими дискомфорт в общении в условия временного детского коллектива);
- игротехника (развития лидерства, уверенности в своих силах, преодоления страха проявления активности, инициативности). Мы использовали следующие принципы успешного игрового взаимодействия: ситуативность, вариативность, личностная адаптивность, педагогическая целесообразность. Обучающиеся были вовлечены в подвижные игры, фольклорные игры, познавательные, игры-знакомства, игры-тесты и др.;
- проектирование (нацеленное на мотивацию обучающихся к социально-значимой деятельности, к проявлению активной гражданской позиции): рассмотрели «жизненный цикл проекта», основы формирования команды проекта, разработали, презентовали и защитили проекты, провели рефлексию (оценку эффективности проекта на разных этапах его реализации);
- коллективно-творческое дело (направленное на проявление активности, включенности в процесс всех участников мероприятия, развитие навыков общения в процессе коллективного творческого дела);
- современные интерактивные технологии работы (квест, фотокросс и др.);
- творческие мастер-классы (направленные на развитие творческих компетенций у участников процесса);
- конкурс педагогической находчивости (направленный на развитие профессиональных навыков, умения оперативного решения проблемных ситуаций);
- дискуссионные площадки (направленные на развитие навыков коммуникации, умения отстаивать свою точку зрения, находить оптимальные пути решения тех или иных задач);
- внутригрупповая рефлексия;
- песенное и танцевальное творчество (как фактор сплочения временного коллектива (использование таких песен, как повторялки, кричалки, шуточные, патриотические, вечерние, костровые и др.));
- профориентационные акции (как способ формирования представлений о профессиях).
Укажем также следующие мероприятия, направленные на формирование личностной готовности к проявлению созидательной гражданской активности в процессе работы вожатыми:
- развитие педагогического такта и культуры обучающегося;
- приобретение необходимых созидательных гражданско-патриотических компетенций, а, главное, желание и готовность их применять в рамках педагогической практики;
- воспитание самоорганизации и самодисциплины;
- осознание профессиональной ответственности за жизнь, здоровье и развитие ребенка;
- формирование социального иммунитета к различным негативным явлениям.
Результаты организованной нами деятельности позволяют говорить о достаточно высоком уровне работы по формированию созидательной гражданской активности в студенческой среде.
Проведенная (по окончании опытно-экспериментальной работы) диагностика выявила положительную динамику формирования созидательной гражданской активности у студентов экспериментальной группы (Таблица 1).
Таблица 1.
Участие студентов
в коллективно-созидательной деятельности, % от общего числа участников эксперимента_
Степень активности Экспериментальная группа Контрольная группа
Начало эксперимен- Конец экспери- Начало экспери- Конец экспери-
та мента мента мента
(пожелания) (по факту)
Высокий уровень Планировали вклю- 46 % Планировали 15 %
активности читься 31,2 % включиться 32,1 %
Частичное участие Высказали пожелание 42,3% 41 % Высказали пожелание 44, 5 % 21, 5 %
Слабое участие Обозначили 10,6 % 7 % Обозначили 10,1 % 41,5 %
Отсутствие интереса к участию, за- Проявили 15,9 % 6 % Проявили 13,3 % 22 %
труднения
Итоги эксперимента показали положительную динамику в отношении студентов к вожатской деятельности и понимании ее важности. Отмечено развитие инициатив в студенческой группе, самостоятель-
ность участников, целеустремленность и приобретение навыков организаторских способностей. Курс «Основы вожатской деятельности» получил высокую оценку у участников мероприятий. Мы увидели, что студенты, включенные в процесс, стали с большим интересом участвовать в жизни группы, факультета, института в дальнейшем, интересоваться культурно-творческими, спортивно-массовыми и общественными мероприятиями, проявляя свою высокую гражданскую позицию. Атмосфера эмоциональной отзывчивости и позитивного взаимодействия дала ощущение внутригруппового комфорта, веры в себя и свои силы, что увеличило гражданское самоопределение и активность молодежи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Современные подходы к развитию гражданской активности молодежи в общественно-активной школе [электронный ресурс http://pandia.ru/text/78/646/1115.php! (дата обращения 30.04.2019г.).
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв.распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).
3. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N° 2403-р).
А. С. Деркач
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРАХ НА
ПЛОСКОСТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Аннотация. В работе исследуется актуальная задача математического развития детей дошкольного возраста - использование заданий на плоскостное моделирование в работе с дошкольниками разной возрастной категории. Рассматривается один из вариантов дидактической игры, а именно игра «Танграмм». Описываются ее теоретические положения и даются методические рекомендации.
Ключевые слова: математическое развитие, плоскостное моделирование, дидактические игры, «Тан-грамм».
A. S. Derkach
THE DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL ABILITIES PRESCHOOLERS GAMES ON PLANAR MODELING
Abstract. In the work the author analyzes the topical problem of mathematical development of preschool children - using jobs on plane-ing modeling in the work with preschool children of different age groups. Considered one of the variants of the didactic game, namely the game of «Tangram». Its theoretical positions are described and methodical recommendations are given.
Key word: mathematical development, planar modeling, didactic game, «Tangram».
В дошкольном детстве закладываются базовые знания и умения, которые необходимы для школы и в последующем для взрослой жизни. Ведущим видом деятельности в дошкольном периоде является игра. Именно с ее помощью дети познают мир, впервые взаимодействуют со всем, что их окружает, примеряют на себе действия взрослых людей (подражают).В данной статье мы решили рассмотреть раздел «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»и узнать, как с помощью игр на плоскостное моделирование развиваются математические способности детей.
Само плоскостное моделирование представляет собой обучение детей построению различных изображений на плоскости из геометрических фигур. Во время игры ребенок запоминает названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, манипулирует с ними (свободно перемещает с целью получения новой фигуры, обследует). Помимо этого, у ребенка развивается умение анализировать простые изображения, определять из каких геометрических форм оно состоит[3, 5].
Математическое моделирование с детьми дошкольного возраста рассматривается педагогами как «организация эвристически ориентированного процесса создания ребенком моделей посредством простейших плоскостных геометрических фигур и схем» [2, 34]. Все построенные модели подвергаются логико-математическому анализу, а потом преобразуются в другие виды на творческом уровне. В результате, при учете определенных принципов организации процесса математического моделирования, происходит активное развитие представлений ребенка о таких логических операциях, как классификация, сериация, конъюнкция, дизъюнкция, отрицание, импликация, закрепление и расширение представлений о числе, величине, геометрических фигурах.
Очень важный положительный мотив дидактических игр на плоскостное моделирование - свобода творчества. Ребенок сам придумывает как можно собрать предмет (кораблик, кошку, домик) из данных ему фигур, что способствует развитию воображения и мышления. Путем свободных манипуляций дети учатся находить взаимосвязи между геометрическими фигурами (например, ромб можно составить их двух тре-