Научная статья на тему 'Проблемно-стратегический подход в организации вожатской деятельности школьников'

Проблемно-стратегический подход в организации вожатской деятельности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1121
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COUNCELLOR ACTIVITIY OF ADOLESCENTS / PROBLEM-STRATEGIC APPROACH / STRATEGY / TACTICS / ВОЖАТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВ / ПРОБЛЕМНО-СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СТРАТЕГИЯ / ТАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Елена Владимировна

Современные вызовы воспитанию актуализируют поиск таких приемов и форм работы с подростками, которые бы стимулировали проявление их гражданской позиции и опыта участия в социально значимой деятельности. Такой социально привлекательной для подростков формой организации воспитательной деятельности является вожатская. Развитие и поддержка участия подростков в вожатской деятельности осуществляется в рамках проблемно-стратегического подхода, включающего в себя: выявление ключевых проблем, с которыми сталкиваются подростки-вожатые; определение педагогических стратегий, способствующих решению выделенных проблем и наполнению их педагогическим содержанием. Подробно представлен опыт реализации пяти стратегий развития вожатской деятельности школьников, таких как помощь, поддержка, объединение, созидание и осовременивание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM- STRATEGIC APPROACH IN THE ORGANIZATION OF COUNCELLOR’S ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN

Modern challenges to education actualize the search of such methods and forms of work with teenagers, which would stimulate the manifestation of their civil position and the experience of participation in socially significant activities. Such socially attractive for teenagers form of organization of educational activity is the councellor activity. Development and support of adolescent participation in councellor activities is carried out in the framework of the problematic of the strategic approach, including: identifying key issues faced by adolescent counselors, the definition of pedagogical strategies to address the identified issues and content of their teaching content. The article presents experience of implementing five development strategies of councellor activity of pupils such as: assistance, support, enterprises, creation and modernization.

Текст научной работы на тему «Проблемно-стратегический подход в организации вожатской деятельности школьников»

УДК 373.1:371.8+ 374.1.018.7

Е. В. Богданова

ПРОБЛЕМНО-СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ВОЖАТСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Современные вызовы воспитанию актуализируют поиск таких приемов и форм работы с подростками, которые бы стимулировали проявление их гражданской позиции и опыта участия в социально значимой деятельности. Такой социально привлекательной для подростков формой организации воспитательной деятельности является вожатская. Развитие и поддержка участия подростков в вожатской деятельности осуществляется в рамках проблемно-стратегического подхода, включающего в себя: выявление ключевых проблем, с которыми сталкиваются подростки-вожатые; определение педагогических стратегий, способствующих решению выделенных проблем и наполнению их педагогическим содержанием. Подробно представлен опыт реализации пяти стратегий развития вожатской деятельности школьников, таких как помощь, поддержка, объединение, созидание и осовременивание.

Ключевые слова: вожатская деятельность подростков, проблемно-стратегический подход, стратегия, тактика.

В настоящие время происходит усиление внимания государства к воспитанию подрастающего поколения. Так, в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что одним из приоритетов государственной политики является обеспечение соответствия воспитания традиционным российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям, а также развитие сотрудничества субъектов системы воспитания в совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения граждан Российской Федерации [1]. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы», реализуемая в интересах детей, основной акцент ставит на развитие гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, формирование позитивных ценностных отношений к государству, Родине и так далее [2]. Эти идеи придают особый ценностный смысл организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС по достижению воспитательных результатов по трем уровням [3] и актуализируют необходимость поиска такого содержания и форм работы, которые, с одной стороны, способствовали бы достижению таких результатов воспитания, а с другой - отвечали возрастным потребностям подростков, решению адекватных их возрасту задач социализации.

Именно в подростковом возрасте, когда молодой человек активно ищет свое место в обществе, в системе социальных связей, он нуждается в помощи и поддержке. Развитие у подростков инициативы, самостоятельности, ответственности, субъектности, способности активно и творчески строить свои отношения с различными сферами действительности становится одной из важнейших возрастных задач. Исследование, проведенное нами весной 2014 года [4], показало, что современные подростки: хотят «быть взрослыми» - принимать решения, создавать самим, знать, за что они отвечают (84 %); могут организовать, создать, придумать, оформить, написать, спроектировать собственную идею (87 %); уверены, что они уже выросли «из детей» и готовы быть там не детьми (76 %); хотят заниматься созидательной социально значимой деятельностью на благо своей школы и города (72 %). Результаты проведенного анкетирования подтверждаются и экспертными оценками взрослых - педагогов и родителей о том, что подростки по-настоящему способны и готовы при-

нимать решения и нести за них ответственность. Однако реальная практика организации работы с подростками показывает явную недостаточность привлекательных для них форм занятости через социально приемлемые формы или малым количеством таких возможностей в условиях внеучебной деятельности в общеобразовательной организации.

Анализ практики педагогической деятельности разных регионов России показывает, что воспитательной формой, которая, с одной стороны, учит подростков находить достойное место своим инициативам, а с другой стороны, устойчиво обеспечивает достижение в социальном творчестве школьников воспитательных результатов, может выступать вожат-ская деятельность подростков [5]. Вожатская деятельность стимулирует общественно значимую активность как отдельных подростков, так и организованных подростковых сообществ, которыми являются вожатские отряды школьников, что позволяет подготовить подростков к умению самостоятельно принимать решения, делать осознанный выбор, быть готовыми и способными творить на благо общества, переориентировать их мотивацию с эго на просоциальный мотив, ведущий к просоциальному поведению [6].

Вожатская деятельность дает опыт реальной ответственности. Именно в вожатской деятельности подросток может приобрести ту ответственность, то реальное дело, которые будут выражать его сущность, способствовать его личностному росту. Вожатство позволяет поддержать инициативу - это не просто дать дорогу чьим-то усилиям, это еще и принять на себя груз ответственности: старый добрый принцип жизни инициативы в организации «предлагая - выполняй, выполняя - отвечай» актуальности своей не утратил и верно отражает ответственность инициатора.

Воспитание требует примеров и образцов для подражания [7]. Вожатство позволяет эти образцы находить как в пионерском прошлом, так и в деятельности современных вожатых. Подлинное воспитание может произойти в условиях приобретения реального опыта -опыта работы с детьми, за которых ты взял ответственность. Взаимодействие трех важнейших составляющих - пропаганды, научения и приобретения реального опыта позволяет сформировать личность, способную охватить полноту гражданской жизни [8]. Эта полнота не может быть привнесена извне или создана искусственно, она уже проступает в традициях и культуре народа, угадывается в очертаниях современных социальных процессов.

Вышесказанное дает возможность рассматривать вожатскую деятельность как педагогическое средство, которое, с одной стороны, учит подростков находить достойное место своим инициативам в сложно организованном, динамично изменяющемся социуме, а с другой - обеспечивает достижение воспитательных результатов.

Изучение практики деятельности подростков - вожатых в течение трех лет в г. Новосибирске показывает, что основная их деятельность заключается в работе помощниками вожатых или воспитателей в лагерях с дневным пребыванием детей при образовательных учреждениях г. Новосибирска или в загородных оздоровительных лагерях. В основные функции помощников вожатых входит помощь в организации и проведении досуговых мероприятий и режимных моментов. Однако наблюдения показывают, что функционал помощников вожатых гораздо шире - это участие в разработке программ воспитательной деятельности лагеря и разработка собственных авторских мероприятий, составление план-сетки смены, проведение социальных акций, участие в них и многое другое. Работа вожатых-школьников как в рамках выполнения основных функций, так и во всей сопутствующей деятельности в большинстве своем строится на безвозмездной волонтеркой основе.

Полученные исследовательские результаты позволили прийти к пониманию необходимости объединения отдельных компонентов подготовки, обучения и организации практической деятельности подростков в качестве вожатых в единый городской социально-обра-

зовательный проект [9]. Ключевыми характеристиками его стали: востребованность и социальная значимость результатов деятельности, возможность оценить ее эффективность; участие подростков в создании замысла проекта, включающего анализ проблемного поля, личное самоопределение, постановку конкретной цели; опора проекта на управление ресурсами (человеческими, знаниями и др.), коллективно-распределенный характер деятельности, кооперацию с «внешними» социальными агентами, имеющими отношение к выявленному проблемному полю (имеются в виду необразовательные учреждения); психолого-педагогическое сопровождение всего хода осуществления проекта с позиции обеспечения рефлексии подростком используемых средств, полученных результатов, эффективности деятельности, планирования нового цикла.

В основе логики построения такого проекта и отбора его содержания и форм реализации лежит проблемно-стратегический подход. Нами на основании проведенного опроса, включенного педагогического наблюдения, анализа продуктов вожатской деятельности подростков, экспертных оценок педагогов - руководителей вожатских отрядов школьников г. Новосибирска, общественно-профессиональной экспертизы проектов, программ и разработок подростков, проведения слета вожатских отрядов школьников г. Новосибирска были выделены ключевые проблемы, с которыми сталкиваются подростки-вожатые. Выделенные проблемы были объединены в тематические проблемные группы, такие как проблемы отсутствия знания и опыта, проблемы принятия решения и неуверенности в собственных силах, проблемы изолированности и отсутствия реального общения, проблемы непонимания взрослыми, проблемы самореализации и самоактуализации.

Далее, исходя из выделенных проблем нами были определены соответствующие стратегии, позволяющие оперативно решать выделенные проблемы, и педагогические действия, позволяющие использовать приемы и формы работы, адекватные как выявленным проблемам, так и возрастным особенностям подростков (рис. 1).

Рис. 1. Проблемно-стратегический подход организации вожатской деятельности подростков

На основании пяти выделенных тематических проблемных групп нами были определены пять стратегических направлений оптимизации и стимулирования вожатской деятельности подростков г. Новосибирска: стратегия помощи, поддержки, объединения, созидания и осовременивания (рис. 2). При этом важно не только горизонтальное продвижение от проблемы через стратегию к ее решению выбранными педагогическими действиями, но и вертикальное продвижение от одной стратегии к другой: помочь, поддержать, объединить, дать возможность созидать и быть современным.

Остановимся на характеристике стратегий реализации проекта.

Стратегия помощи. Ключевая идея: дать знания, научить, обогатить имеющийся опыт, расширить компетенции, самоопределиться. Формой реализации этой стратегии стал проект профессионального самоопределения школьников «Я - вожатый», реализуемый ГМ-ДОД «СТРИЖ» при партнерской поддержке МКУ ГКЦ «СОЛО».

«Я - вожатый» - это три способа реализации стратегии помощи: очно, дистанционно и заочно. Очная форма предусматривает еженедельные встречи участников на мастерских, практикумах, тренингах и тематических гостиных. Дистанционная форма предполагает самостоятельное освоение участниками содержания проекта с использованием мультиме-

СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ПУСТЬ ЭТО БУДЕМ МЫ»

Проблемы, с которыми сталкиваются подростки

не знают, не умеют, не было такого опыта

сомневаются, не могут сделать выбор, не могут принять решение

чувство одиночества, отсутствие компании, виртуальное общение и социальные сети

быть взрослым, решать, значить

люди XXI века, поколение 1, поколение большого пальца, поколение сети

Стратегии реализации проекта

ПОМОЧЬ

ПОДДЕРЖАТЬ

ОБЪЕДИНИТЬ

СОЗИДАТЬ

ОСОВРЕМЕНИТЬ

Направления реализации проекта

давать знания, обогащать опыт, помогать обрести себя

благодарить, стимулировать, хвалить, награждать, создавать ситуации успеха

быть вместе

выбирать, делать, отвечать за...

узнаваемость, раскрученность, брендовая привлекательность

Рис. 2. Проблемно-стратегическая логика определения содержания и форм развития вожатской деятельности подростков

дийных материалов и электронной библиотеки. Очно-заочная форма предполагает участие в проекте в течение одной недели, включающее в себя: выполнение предварительного дистанционного задания и участие в однодневной выездной тематической встрече участников проекта, организованной на базе одного из образовательных учреждений в каждом районе г. Новосибирска.

Содержание проекта «Я - вожатый» направлено на освоение подростками знаний, умений и навыков вожатского мастерства посредством мастер-классов и включения школьников в практическую деятельность. В теоретическом блоке изучаются следующие темы: «Азбука организации», «Портрет коллектива», «Правила хорошей работы», «От «Песчаной россыпи» к «Горящему факелу», «Мастерская настроений» и др. Практический блок представлен следующими разделами: «Игра - дело серьезное», «День отшумел», «Оформительский практикум», «Сценарное мастерство», «Культура речи», «Актерское мастерство». Участники получают задания, связанные с организацией и апробацией авторских мероприятий в образовательных учреждениях Новосибирска, что позволяет расширять социальный опыт участников проекта благодаря практической деятельности в качестве помощников вожатых и воспитателей в лагерях с дневным пребыванием детей и детских загородных оздоровительных лагерях. Всего за три года реализации проекта в нем приняло участи почти 3 000 человек (таблица).

Участие школьников г. Новосибирска в проекте «Я- вожатый»

с 2012 по 2015 год

Форма проведения проекта «Я - вожатый» 2012/2013 2013/2014 2014/2015

Количество Количество Количество

учреждений участников учреждений участников учреждений участников

Очная 37 170 46 128 40 112

Очно-заочная 90 730 77 900 66 800

Дистанционная 68 93 12 15

Итого: 127 900 191 1121 118 927

Стратегия поддержки. Ключевая идея: благодарить, хвалить, стимулировать, создавать ситуации успеха. Стратегия поддержки реализуется всеми участниками проекта: и подростками, и взрослыми, и руководителями. Это и малые формы, такие как спасибо-встречи или спасибо-письма. Это и общественное голосование всех участников проекта, и вручение «Воздушного СТРИЖА». Это и интернет - признание идей и проектов. Это проведение конкурсов вожатского мастерства: «Вожатый слета», «Лучший вожатский отряд школьников», «Пятерка лучших», «Напарники», «Персона слета» вожатских отрядов школьников г. Новосибирска. Стоит отметить такую традицию в проведении конкурсов во-жатского мастерства: победители прошлого конкурса становятся авторами, разработчиками и ведущими следующего конкурса.

Для поддержки и признания значимости деятельности подростков-вожатых учрежден нагрудный знак вожатского мастерства школьников «Золотой СТРИЖ», представляющий собой золотого цвета значок круглой формы с изображением летящей птицы (стрижа) на небесно-голубом фоне. Знак вручается вожатому-школьнику за эффективную, творческую, методически грамотную деятельность в качестве помощника воспитателя в лагерях с дневным пребыванием детей и детских оздоровительных лагерях г. Новосибирска и Новосибирской области по представлению вожатского отряда и носится на левой стороне форменной одежды вожатого.

Участие в конкурсах служит положительным моментом в формировании позитивного отношения школьников к собственной вожатской деятельности. Награды и грамоты за участие могут положить начало формированию профессионального портфолио и дальнейшего профессионального самоопределения школьников.

Стратегия объединения. Ключевая идея: быть вместе. В 2012 г. в Новосибирске появилось городское молодежное, детское общественное движение «СТРИЖ», объединившее вожатские отряды школьников, их руководителей и школьников, которые не входят в во-жатские отряды.

Почему «СТРИЖ»? Потому что, как известно, «вожатый - профессия-птица». Для во-жатских отрядов школьников г. Новосибирска такой птицей стал стриж. Подобно тому как стриж - чемпион среди птиц по скорости полета, так и вожатый - чемпион по скорости придумывания идей. Как стриж летает стремительно и по прямой, так и вожатый ставит цель и выбирает пути ее достижения. Стриж в полете никогда не складывает крыльев, и вожатый никогда не опускает руки. Как стрижи в полете много и громко кричат, так и вожатый всегда готов ответить на детские вопросы. Стрижа никогда не встретишь сидящим на земле, и вожатый никогда не сидит на месте, он всегда в движении, в центре активной жизни своего отряда.

Городское молодежное, детское общественное движение «СТРИЖ» объединяет 62 во-жатских отряда школьников Новосибирска, из них 54 - вожатские отряды лагерей с дневным пребыванием детей, действующие на базах общеобразовательных учреждений города и восемь вожатских отрядов загородных детских оздоровительных лагерей. Каждый во-жатский отряд имеет свою символику, традиции, игры и праздники, которые представлены в портфолио вожатских отрядов. В названиях этих отрядов отражено содержание их деятельности: «Чудетство», «Фишки», «Слово», «Вжик», «Родничок», «Вверх», «Мечта», «Выше неба».

Основными видами деятельности ГМДОД «СТРИЖ» являются: организация круглых столов, тренинг-конференций для руководителей вожатских отрядов; содействие обмену опытом и расширению партнерских отношений среди учреждений, на базе которых работают вожатские отряды школьников; разработка методических материалов; обобщение и

распространение отечественного и международного опыта деятельности подобных объединений; включение школьников Новосибирска во всероссийские проекты, цели и задачи которых близки целям движения.

Объединяющей формой деятельности стал слет вожатских отрядов школьников Новосибирска, направленный на поддержку и стимулирование деятельности вожатских отрядов старшеклассников, работающих в каникулярное время в лагерях с дневным пребыванием детей и загородных оздоровительных лагерях. Слет проходит с мая по сентябрь и включает четыре тематические встречи:

- майская встреча вожатских отрядов школьников Новосибирска направлена на знакомство с участниками и задачами слета и включает в себя проведения сбора-старта «К лету готовы!»;

- июньская встреча связана с презентацией деятельности вожатских отрядов школьников, оформлением портфолио вожатских отрядов и проведением сетевой социально значимой акции «СТРИЖИ»;

- августовская встреча - выездной этап, проходящий в форме профильной смены во-жатских отрядов школьников Новосибирска, направленной на представление результатов деятельности вожатских отрядов школьников, проведение конкурсов на выявление лучших вожатых и вожатских отрядов;

- сентябрьская встреча включает в себя проектирование и проведение социально значимой акции «Вожатские отряды школьников - Новосибирску» и итоговый сбор вожатских отрядов школьников города.

Такой акцией в 2012 г. стала посадка рябин и открытие аллеи вожатых; в 2013 г. - установка верстового столба с указателями всех вожатских отрядов города; в 2014 г. - приведение в порядок территории городского парка «Березовая роща» и создание в нем «домов» для стрижей; в 2015 г. - организация и проведение мастер-классов и игровых площадок для школьников г. Новосибирска в рамках городской интерактивной площадки «Территория каникул».

Стратегия созидания. Ключевая идея: созидать, творить, создавать, делиться. Реализация этой стратегии осуществляется через два основных направления. Во-первых, это реальная работа в качестве вожатых: в каникулярное время в своих школах и детских оздоровительных лагерях; на профильных сменах и заездах выходного дня; на переменах с учащимися начальной школы; наставником в проекте «Я - вожатый»; организатором досуго-вых мероприятий для младших и сверстников и многое другое.

Во-вторых, это проведение мастер-классов, обмен опытом, создание программ и сценариев собственной «Стрижевой библиотеки». Так, в 2014 г. в «Стрижевой библиотеке» появились: «Учебник для СТРИЖЕЙ» - учебник, написанный подростками-вожатыми для всех, кто связан с летом и отдыхом; «Лето: инструкция по применению» - шпаргалка вожатого на каждый день; методический журнал вожатого «Золотая серия» с лучшими методическими разработками-сценариями, созданными подростками-вожатыми; аудиодиск во-жатских песен «Посвящается лету» и атлас-каталог вожатских отрядов школьников г. Новосибирска «Где вожатый?» (сайт - ВСЕКАНИКУЛЫ. РФ).

Это и есть созидательная вожатская деятельность подростков на благо своей школы и своего города, их готовность и желание делиться своими идеями и разработками не только друг с другом, но и со взрослыми.

Стратегия современности. Ключевая идея: быть в тренде, быть современным, быть интересным, быть успешным. Это означает развитие ИКТ-компетентности как педагогов, работающих с подростками, так и самих подростков [10]. Через что реализуется эта страте-

гия? Через узнаваемость проекта, его название и символику, через использование современных гаджетов. Так, все три года реализации проекта меняется «Путеводитель по профильной смене „Твое время"»: от обычного блокнота до суперсовременного «Инстостри-жа». Через отзывы и мнения его участников, через общение в социальной сети. Через логотип «стрижей» и огромное количество изображений самого стрижа, которые есть у каждого вожатского отряда. Через песни и стихи, сочиненные подростками, через фильмы и ролики, снятые ими, через готовность презентовать себя, заявлять о себе.

Развитие социально-значимой вожатской деятельности подростков г. Новосибирска осуществляется на основе проблемно-стратегического подхода к выбору содержания и форм его реализации (рис. 3).

Рис. 3. Содержание реализации проекта по стратегическим направлениям

Проект организации вожатской деятельности подростков г. Новосибирска является цикличным годовым проектом и может быть представлен в форме годичной циклограммы, включающей в себя повторяющиеся в течение года цикличные этапы проекта. В циклограмме выделены две ключевые точки, которые являются своеобразными разделителями календарного года:

октябрь - закрытие слета вожатских отрядов школьников г. Новосибирска «СТРИЖ» и одновременно старт проекта профессионального самоопределения школьников «Я - вожатый»;

май - закрытие проекта профессионального самоопределения школьников «Я - вожатый» и одновременно открытие слета вожатских отрядов школьников г. Новосибирска «СТРИЖ».

Для оценки результатов реализации проблемно-стратегического подхода организации вожатской деятельности подростков в г. Новосибирске нами выбраны два основных критерия: количественный и качественный.

Количественный критерий включает в себя количество подростков, участвующих в проекте: подростки - участники проекта профессионального самоопределения «Я - вожа-

тый»: в 2015 г. проект привлек более 900 участников из 118 образовательных учреждений; летом 2015 г. в 69 % лагерей с дневным пребыванием действовали вожатские отряды подростков.

В качестве диагностических процедур, позволяющих оценить качественный уровень реализации проекта, нами использовались следующие методики: анкетирование, включенное педагогическое наблюдение, анализ продуктов деятельности подростков-вожатых, анализ программно-методических материалов вожатских отрядов, общественно-профессиональная экспертиза конкурсов вожатского мастерства, метод экспертных оценок.

Результаты исследования показали, что хотят быть вожатыми как девочки, так и мальчики, но девочек больше, чем мальчиков: 85 % - девочки, 15 % - мальчики. Возрастные группы участников опроса весьма разнообразны, стать вожатыми хотят как младшие, так и старшие школьники: больше всего хотят заниматься вожатством ребята в возрасте 14 лет, они составили 50 % опрошенных. Среди участников проекта, которые приняли участие в опросе: 60 % опрошенных еще не имели опыта работы в лагере, 40 % ребят уже работали в лагере, при этом они имеют различный опыт работы: одни из них работали в лагере с дневным пребыванием детей, другие в загородном оздоровительном учреждении; 80 % ребят из тех, кто имел опыт работы, работал в лагере с дневным пребыванием, в дальнейшем они хотят продолжать эту деятельность.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что вожатство положительно влияет на школьников: они нацелены на созидательную деятельность, которая приносит пользу их образовательному учреждению и городу в целом; они получают новые знания и, более того, готовы передавать другим свои знания, делиться опытом и в целом делать детский отдых в г. Новосибирске более качественным, интересным и значимым для всех его жителей.

Все подростки отметили, что занятие вожатской деятельностью позволило им приобрести опыт, но опыт различный: для 39 % - это опыт организации различных мероприятий (причем, как показывает экспертная оценка педагогов образовательных учреждений, эти подростки выступают организаторами мероприятий как у себя в школе, так и на районном уровне); для 36 % - опыт организации творческих мероприятий и праздников; для 25 % -опыт создания уголка, опыт общения с детьми и взрослыми, опыт совместной деятельности помимо учебы; для 64 % - это опыт решения конфликтных ситуаций, разной природы и направленности. Анализируя опыт общения, полученный подростками, можно отметить, что 17 % из них отмечают опыт другого, конструктивного, совместного общения с взрослыми, не такого, как на уроке; 50 % отметили опыт общения с детьми разного возраста. Значимым результатом является и то, что 90 % подростков-вожатых не просто отмечают факт наличия у себя опыта и умения быть организатором, но и желание и готовность этот опыт передавать другим: 36 % подростков систематически проводят свои мастер-классы и занятия для учащихся своей школы.

В процессе сравнительного анализа было выявлено следующее:

во-первых, все подростки, имеющие опыт вожатской деятельности, с гордостью говорят о своем опыте, вожатском отряде, лагере и отождествляют свои победы именно с тем, что их к этому привело вожатство;

во-вторых, подростки отмечают, что с помощью вожатской деятельности смогли научиться новому: осущесвлять полезные и значимые дела не только для себя, но и на благо класса, своего образовательного учреждения и города в целом;

в-третьих, у таких подростков явно прослеживается более успешная позиция, они заранее настраивают себя на победу, участвуют в более широком и разнообразном спектре ме-

роприятий, который делает их жизнь более успешной и значимой, у них сформирован опыт публичности, умения высказывать свою позицию и аргументировать ее.

Таким образом, можно отметить, что реализация проекта организации вожатской деятельности подростков, включающая в себя подготовку, поддержку, продвижение и популяризацию вожатской деятельности школьников, позволяет ее участникам развивать знания и формировать опыт участия в социально значимой созидательной деятельности. Вожатская деятельность подростков создает наиболее благоприятную среду социализации подростков, общения, проявления творческой активности и тем самым способствует «мягкому» вхождению молодого человека в социум.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://www.mmc.vega-int.ru/files/strategiya_vospitaniya_2025.pdf (дата обращения: 10.10.2015).

2. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». URL: http://base.garant.ru/70183566/ (дата обращения: 10.09.2015).

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/55070507/ (дата обращения: 10.10.2015).

4. Разумная Л. С., Богданова Е. В. Вожатская деятельность как средство развития опыта самостоятельного общественного действия подростков // Детский лагерь как пространство воспитания, развития и социализации детей: современный взгляд на развитие педагогики каникул: материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Сочи, 06-16 сентября 2013 г., НГПУ). Новосибирск, 2013. С. 96-108.

5. Богданова Е. В. Теория и практика организации волонтерской деятельности студентов. Новосибирск, 2013. 158 с.

6. Богданова Е. В. Профессиональная субъектность в волонтерской деятельности (социально-философский анализ) // Филос. образования. 2010. № 3 (32) С. 265-270.

7. Лукина А. К., Чиганова С. Д. Образ профессии педагога у студентов-первокурсников как ресурс индивидуализации образовательных программ // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 1 (153). С. 38-42.

8. Куприянов Б. В. Теория и методика социального воспитания учащихся в учреждениях дополнительного образования детей: моногр. Кострома, 2009. 424 с.

9. Богданова Е. В. Педагогические условия организации волонтерской деятельности студентов педагогического вуза // Сибирский пед. журн. 2013. Т. 1. С.185-190.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Молокова А. В. Современные нормативные требования к ИКТ-компетентности педагога и возможности их реализации // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 1 (11). С. 64-68.

Богданова Е. В., кандидат педагогических наук, доцент, председатель правления. Новосибирский государственный педагогический университет. ГМДОД «СТРИЖ».

Ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126. E-mail: elbogd@mail.ru

Материал поступил в редакцию 07.04.2016. E .V. Bogdanova

THE PROBLEM- STRATEGIC APPROACH IN THE ORGANIZATION OF COUNCELLOR'S ACTIVITY

OF SCHOOLCHILDREN

Modern challenges to éducation actualize the search of such methods and forms of work with teenagers, which would stimulate the manifestation of their civil position and the experience of participation in socially significant activities. Such socially attractive for

teenagers form of organization of educational activity is the councellor activity. Development and support of adolescent participation in councellor activities is carried out in the framework of the problematic of the strategic approach, including: identifying key issues faced by adolescent counselors, the definition of pedagogical strategies to address the identified issues and content of their teaching content. The article presents experience of implementing five development strategies of councellor activity of pupils such as: assistance, support, enterprises, creation and modernization.

Key words: councellor activitiy of adolescents, problem-strategic approach, strategy, tactics.

References

1. Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 29.05.2015 N 996-r "Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda" [About approval of Strategy of development of education in the Russian Federation for the period up to 2025] (in Russian). URL: http://www.mmc.vega-int.ru/files/strategiya_vospitaniya_2025.pdf (accessed 10 October 2015).

2. Ukaz Prezidenta RF ot 1 iyunya 2012 g. N 761 "O Natsional'noy strategii deystviy v interesakh detey na 2012-2017 gody" [About National strategy of actions in interests of children for 2012-2017] (in Russian). URL: http://base.garant.ru/70183566/ (accessed 10 September 2015).

3. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 dekabrya 2010 g. N1897 "Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya" [Federal state educational standard of basic general education] (in Russian). URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (accessed 10 October 2015).

4. Razumnaya L. S., Bogdanova E. V. Vozhatskaya deyatel'nost' kak sredstvo razvitiya opyta samostoyatel'nogo obshchestvennogo deystviya podrostkov [Councellor activities as a means of developing experience of independent community action of teenagers]. Detskiy lager' kak prostranstvo vospitaniya, razvitiya i sotsializatsii detey: sovremennyy vzglyad na razvitiye pedagogiki kanikul: materialy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (Sochi, 06-16 sentyabrya 2013 g., NGPU) [Children's camp as a space of education, development and socialization of children: a modern view of the development of pedagogy holidays: Materials of scientific-practical conference with international participation (Sochi, 06-16 September 2013, NSPU)]. Novosibirsk, 2013. Pp. 96-108 (in Russian).

5. Bogdanova E. V. Teoriya i praktika organizatsii volonterskoy deyatel'nosti studentov [Theory and practice of organizing volunteer activities of students]. Novosibirsk, 2013. 158 p. (in Russian).

6. Bogdanova E. V. Professional'naya subyektnost' v volonterskoy deyatel'nosti (sotsial'no-filosofskiy analiz) [Professional subjectivity in voluntary activities (socio-philosophical analysis)]. Filosofiya obrazovaniya - Philosophy of Education, 2010, no. 3 (32), pp. 265-270 (in Russian).

7. Lukina A. K., Chiganova S. D. Obraz professii pedagoga u studentov-pervokursnikov kak resurs individualizatsii obrazovatel'nykh program [Image of teaching profession among the first-year students as the resource for individualization of educational programs]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta- TSPU Bulletin, 2015, no.1 (153), pp. 38-42 (in Russian).

8. Kupriyanov B. V. Teoriya i metodika sotsial'nogo vospitaniya uchashchikhsya v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya detey [Theory and methods of social education of pupils in establishments of additional education of children]. Kostroma, 2009. 424 p. (in Russian).

9. Bogdanova E. V. Pedagogicheskiye usloviya organizatsii volonterskoy deyatel'nosti studentov pedagogicheskogo vuza [Pedagogical conditions of organization of volunteer activities of students of pedagogical University]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal - Siberian Pedagogical Journal, 2013, vol. 1, pp.185-190 (in Russian).

10. Molokova A. V. Sovremennye normativnye trebovaniya k IKT-kompetentnosti pedagoga i vozmozhnosti ikh realizatsii [Modern regulatory requirements for ict competence of teachers and their feasibility]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye -Pedagogical Review, 2016, no. 1 (11), pp. 64-68 (in Russian).

Bogdanova E. V.

Novosibirsk State Pedagogical University. Chairman of the Board GMDD "SWIFT".

Ul. Vilyuyskaya, 28, Novosibirsk, Russia, 630126. E-mail: elbogd@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.