Научная статья на тему 'Оптимизация взаимодействия школы и вуза средствами внеучебной работы'

Оптимизация взаимодействия школы и вуза средствами внеучебной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартынова М. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация взаимодействия школы и вуза средствами внеучебной работы»

№ 1, 2009

Наше исследование подтверждает, что в современной семье наблюдаются недостаток игрового общения, полноценного личностного общения с близкими людьми, утрата семейных духовно-нравственных ценностей, однообразие и малосодержательная деятельность ребенка, отсутствие системности и стихийность воспитания и т. д. Поэтому главной задачей дошкольного образовательного учреждения, принявшего ребенка, становятся оценка личностного развития и уровня социальной ориентации и, по возможности, его корректировка. Таким образом, для социальной ориентации старшего дошкольника на современном этапе необходимы педагогическое сопровождение и поддержка. При организации целенаправленной работы компоненты социальной ориентации будут формироваться системно с использованием воспитательного потенциала и педагогических возможностей семьи и образова-

тельного учреждения. Данное взаимодействие обеспечит преемственность социальной ориентации в условиях семьи и ДОУ. С одной стороны, семья формирует первоначальную социальную ориентацию ребенка, а с другой — ДОУ как преемник подхватывает достижения ребенка и развивает накопленный им уровень социальной ориентации.

Поскольку преемственность в общем смысле означает обеспечение направленности воспитания и обучения на решение задач не только данного, но и ближайшего периода жизни ребенка, преемственность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения предполагает совместное выявление достижений и трудностей в социальной ориентации ребенка, создание плана деятельности с прогнозируемыми результатами для каждого субъекта сопровождения социальной ориентации (ребенка, педагога, родителя) и пр.

ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И ВУЗА СРЕДСТВАМИ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ

М. Д. Мартынова, проректор по учебной работе МГУ им. Н. П. Огарева

Интегративные процессы между различными уровнями образования многообразны по своим формам и методам. Помимо взаимодействия в учебной и научной работе большое значение имеет сотрудничество региональных систем образования в сфере воспитания, так как оно оказывает непосредственное влияние на развитие личности детей и молодежи. Специфика взаимодействия в сфере воспитания состоит в том, что субъектами интеграционных процессов в большей степени выступают ученики и студенты, в меньшей — учителя и преподаватели. Учителям и преподавателям отводится методическая, координирующая и контролирующая роль.

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева возлагает на

себя миссию популяризации и пропаганды ценностей образования и культуры, интеллектуальной и социальной активности, потребности в служении людям, здорового образа жизни. Современный уровень организации производства предъявляет дополнительные требования к современному специалисту с высшим образованием, касающиеся личностных коммуникативных, лидерских и гражданских качеств. С целью повышения качества подготовки специалиста с высшим образованием университет уделяет этой сфере серьезное внимание.

С формальной точки зрения можно выделить два способа организации университетских мероприятий с привлечением к ним школьников и студентов ссу-зов. Во-первых, это проведение студен-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

тами мероприятий непосредственно для школьников и студентов ссузов в школах и подростковых клубах. Во-вторых, это совместное участие студентов и школьников в различных конкурсах. В первом случае студенты реализуют свой творческий и лидерский потенциал, видят интерес со стороны подростков, ощущают социальную значимость своей деятельности. Во втором случае участие в конкурсе на равных со студентами имеет особое значение для школьников, поскольку высоко поднимает их самооценку.

Организация мероприятий со школьниками и студентами ссузов осуществляется через созданные при университете молодежные организации и подразделения университета: Отдел молодежных инициатив, Клуб интеллектуального творчества, Клуб Веселых и Находчивых, Содружество педагогических отрядов МГУ им. Н. П. Огарева, Молодежное добровольческое движение «Альтернатива», Студенческий отряд спасателей, Союз студентов Мордовского гос-университета, Агентство волонтерской службы «Пиэтас», Ассоциацию «Милосердие» и др.

Отдел молодежных инициатив университета проводит интеллектуально развивающие мероприятия со студентами. В график мероприятий включены мероприятия для старшеклассников города, которые проводят студенты, занимающиеся интеллектуально развивающей деятельностью не один год. Так, в ноябре, в дни осенних каникул школьников, проводится чемпионат по Парламентским дебатам среди школьников старших классов городского округа Саранск. В чемпионате принимают участие учащиеся 36 школ под руководством педагогов. Традиционно каждую игру в рамках чемпионата судят представители студенческого клуба «Дебаты», сотрудники и преподаватели вуза, а также учителя школ и методисты ГУО.

Клуб интеллектуального творчества (КИТ) ежегодно проводит чемпионаты Мордовии по интеллектуальным играм среди взрослых (участвует свыше 40

команд), студентов (свыше 50 команд) и школьников (около 200 команд). Игры в различных лигах КИТа проходят еженедельно. Чемпионат Мордовии среди школьных команд является крупнейшим в России первенством. Технология его проведения представляет собой эффективную разработку, позволяющую при минимальных затратах охватить максимально большое количество школьников, прежде всего в районах Республики Мордовия. Данная технология сейчас находит широкое распространение в масштабах всей страны.

Кроме того, КИТ проводит крупнейшие всероссийские очные фестивали интеллектуальных игр. Традиционный осенний фестиваль «Открытый Кубок Мордовии» собирает лучшие команды России. Летние лагеря знатоков являются полигоном отработки новых интеллектуально-игровых и педагогических технологий. С 2000 г. КИТ ежегодно организует летний развивающий лагерь для школьников, который является уникальным в России.

По аналогичной системе выстроена работа Клуба Веселых и Находчивых. Подавляющее большинство школ Республики Мордовия имеет свои команды КВН, которые включены в единую ежегодную сетку игр. В соответствии с ней проводятся республиканский школьный чемпионат, республиканская школа КВН для школьников, университетский чемпионат КВН, республиканский фестиваль «Голосящий Кивин». Все эти мероприятия проходят в актовых залах университета, что позволяет школьникам поближе познакомиться с вузом и его сотрудниками. Команда «Регион-13», состоящая из студентов и сотрудников МГУ им. Н. П. Огарева, достойно представляет нашу республику в «Поволжской лиге», «Премьер-лиге» и «Высшей лиге» игр Международного союза КВН. Членами команды ведется редакторская и режиссерская работа со школьными командами КВН и командами КВН студентов учреждений СПО, что неизменно привлекает молодежь.

11111111111* № 1,

Центр развития социальной активности студенческой молодежи университета организует волонтерскую деятельность студентов, которая включает в себя осуществление экологических программ в школах, профилактику асоциального поведения школьников, кураторско-шефскую работу с детьми-сиротами в детском реабилитационном центре «Надежда», центре «Радуга», Ялгинском доме-интернате. Одним из важных направлений является привлечение студен-тов-волонтеров к работе с подростками групп риска.

В течение последних десяти лет университет ведет подготовку студентов для работы в качестве вожатых в летних детских оздоровительных лагерях по системе дополнительного образования по программе «Школа вожатского мастерства». Профессионально подготовленные студенты летом и в период школьных зимних каникул работают вожатыми в 22 лагерях Республики Мордовия, а также Подмосковья, Краснодарского края и за пределами России. Программа мероприятий готовится заранее, при этом используется опыт вожатской работы, накопленный специалистами, интенсивно создаются инновационные педагогические методики для работы с детьми.

Большая работа с детьми и молодежью города и республики проводится студенческими общественными организациями. Огромный интерес вызывают у старшеклассников мероприятия спортивно-туристического направления. Студенческий отряд спасателей совместно с Молодежным добровольческим движением «Альтернатива» ежегодно в феврале проводит городскую акцию «День активной молодежи». Акция представляет собой постанционную игру с туристскими и спортивными этапами, не требующими специальной подготовки, в ней принимают участие студенты и школьники всех высших и средних специальных учебных заведений города Саранска. С целью формирования сознательного и ответственного отноше-

ния к вопросам личной и общественной безопасности, практических навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях в апреле проводится Открытое первенство университета по туризму и спасательным работам, в котором традиционно принимают участие команды школ, ссузов, вузов Саранска. Ежегодно в июле организовываются лагеря системы «Школа приключений — 2007». Студенты вместе со школьниками проходят, проезжают на велосипеде и проплывают более 240 км. Участники получают незаменимый опыт и навыки по выживанию в природной среде, организации бивака, приготовлению пищи в походных условиях, ориентированию, технике пешеходного туризма, технике водного туризма и спасению на водах.

В практику работы со школьниками введена двухступенчатая программа «Юный спасатель», которая позволяет студентам реализовать социальную активность и привить школьникам навыки поведения в экстремальных ситуациях. Волонтеры отряда выступают в роли учителей и рассказывают школьникам об оказании первой медицинской помощи, правилах поведения при пожаре, чрезвычайных ситуациях. Лекции сопровождаются обучающими играми, викторинами, показом фильмов, практическими занятиями. К этой программе волонтерами ежегодно привлекается свыше 500 школьников. Акция проводится совместно с Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РМ, Комитетом по физической культуре, спорту и делам молодежи городского округа Саранск.

Пропагандой здорового образа жизни, привлечением внимания молодежи и подростков к проблеме социального здоровья занимается Молодежное добровольческое движение «Альтернатива». Его члены проводят профилактические семинары-тренинги не только на своих факультетах, но и в школах и подростковых клубах Саранска. Ежегодно такие семинары посещают свыше 200 школь-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ников. В декабре «Альтернатива» ежегодно проводит городскую акцию, посвященную Международному дню борьбы со СПИДом. В марте — организовывает месячник по профилактике наркомании среди молодежи и подростков под девизом «Выбери творчество!». Эти мероприятия представляют собой комплекс различных конкурсов (тематических полотен, статей, социальных видеороликов и др.).

В 2008 г. студенты, чьи уроки по профилактике наркомании стали лучшими, продолжили работу в школах районов Республики Мордовия. Выезды в муниципальные районы позволили организовать комплекс профилактических мероприятий для более чем 3 500 детей и подростков.

Молодежная группа Красного Креста осуществляет социально-педагогическую работу с детьми, находящимися в социальных учреждениях, проводит общественные акции по распространению знаний о социальных болезнях и их профилактике. Например, ежегодно в марте реализуется проект акции «Мы выбираем жизнь» в школах Саранска. За три недели семинаров студенты охватывают свыше 300 школьников, которым через игры и конкурсы пытаются сформировать устойчивую неприязнь к наркотикам.

Молодежная общественная организация Ассоциация «Милосердие» охватывает своей деятельностью значительное количество детей и молодежи Саранска и республики. Традиционной для нее стала республиканская новогодняя благотворительная акция, состоящая из адресных новогодних поздравлений детей-ин-валидов, сирот, детей из малообеспеченных семей, организации и проведения новогодних и рождественских концертов в детских домах, приютах, реабилитационных центрах. В рамках благотвори-

тельной акции «Я хочу жить» проходят тематические семинары, тренинги, игры, направленные на профилактику СПИДа, наркомании, табакокурения в учреждениях социальной защиты для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Благотворительная акция «Молодежь — старшему поколению», посвященная Всемирному дню пожилых людей, включает в себя сбор гуманитарной помощи для малоимущих пожилых людей, ветеранов войны и труда. Регулярно проводится благотворительная выставка-распродажа поделок «Преодоление», имеющая целью сбор средств для одаренных детей-инвалидов.

Организация внеучебной работы со студентами в университете сложилась таким образом, что в ней принимают участие старшеклассники школ и студенты ссузов города и Республики Мордовия. Совместная деятельность оказывает на них большое воспитательное воздействие, формирует ответственное отношение к своему здоровью и своему будущему. Еще одним положительным результатом такого взаимодействия является то, что практически все школьники, участвующие в мероприятиях со студентами, после окончания школы идут учиться в университет, получать высшее образование и сами уже в качестве старших наставников начинают заниматься с подростками.

Университет в настоящее время не может функционировать как изолированная система подготовки кадров. Он обязан проводить в жизнь имеющиеся инициативы, формируя жизнеспособное самостоятельное поколение. Студенты — кадровый потенциал, от которого зависит будущее республики, — в стенах вуза получают первый опыт руководства, возможность самореализации и осознания востребованности в общественной жизни Мордовии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.