Добрый вечер, молодые люди!
Здравствуйте, горячие сердца!
О годах загадывать не будем,
Молодости вашей нет конца!..
Под звуки фронтовых песен открывается встреча, посвященная славному юбилею. Фонограмма имитирует шум боя, ее сменяет фонограмма песни И. Талькова „Россия41.
Ведущий предоставляет слово директору Историко-социологического института профессору Н. М. Арсентьеву (фонограмма: голос Ю. Левитана, сообщающего о начале войны; звучит героико-патриотическая песня „Вставай,
страна огромная!“).
В конце вступительного слова включается фонограмма со стихами, посвя-
щенными Маршалу Г. К. Жукову:
И когда в пламенеющей буре
Вздымалась на танке броня,
Жуков, к смертельной шагнув
амбразуре,
Страну заслонил от огня...
Все паузы между непродолжительными выступлениями докладчиков — преподавателей истории и социологии института заполнялись соответствующими фонограммами: удачно подобранной музыкой, речитативами. Под музыку фронтовых песен были выслушаны и воспоминания ветеранов войны. Звучали их стихи и стихи известных поэтов. Затем выступили студенты — члены институтской художественной самодеятельности.
Д. Е. СОЛОВЬЕВ, преподаватель кафедры философии МГУ им. Н. П. Огарева, координатор Клуба интеллектуального творчества
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
И ШКОЛЬНИКОВ
(НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО
ТВОРЧЕСТВА г. САРАНСКА)
Социальная ситуация последних лет, к сожалению, мало благоприятствует развитию духовного и интеллектуального потенциала россиян. Научные и культурные учреждения оказались на периферии финансовых интересов государства и частных лиц, традиционные формы поддержания нормального ритма научных исследований и подготовки интеллигенции деградировали, а новые еще не установились. Низкие доходы при достаточно высоком уровне профессиональных знаний буквально „выдавливают“ перспективную молодежь из научной сферы в предпринимательскую или фи-
скально-управленческую, из малых городов — в центры и за границу. Принципиальный характер имеет смена нравственных ориентиров, когда ученые и работники культуры из „людей будущего“ превратились в рядовых граждан, а их место на страницах книг, газет и журналов, на экранах телевизоров заняли бизнесмены и, что гораздо печальнее, представители криминального мира.
Одним из главных путей преодоления неблагоприятной ситуации является создание развернутой программы поддержки талантливой молодежи, которая имела бы государственный статус. В зару-
бежных странах подобные программы реализуются на всех уровнях государственного управления и имеют приоритетный характер. В качестве примера можно привести американскую программу „Меррит“, охватившую десятки тысяч школьников и позволившую в конечном счете ликвидировать явно наметившееся отставание США от Советского Союза в области перспективных космических и астрофизических исследований.
Опыт, необходимый для создания программы выявления и поддержки талантливой молодежи, в Мордовии приобретается в рамких существующих структур, среди которых наибольшей активностью выделяется созданный в марте 1996 года по инициативе руководителей городского философско-дискуссионного клуба „Энигма“ и при поддержке совета университета Клуб интеллектуального творчества (КИТ). В качестве его ближайшей цели рассматривалось создание оптимальной среды интеллектуальной и творческой активности университетской молодежи. В перспективе предполагалось использовать КИТ как базу для создания системы выявления и поддержки талантливой молодежи по всей республике через систему конкретных мероприятий: создание республиканской картотеки перспективной молодежи, где регистрировались бы успехи лучших учащихся школ Мордовии и которая помогла бы проследить динамику развития их научного потенциала; работа участников КИТ в школах (уроки интеллектуального развития); выход на республиканское телевидение с целью создания динамичных познавательных программ; открытие летних лагерей интеллектуального развития и т. д.
На первом этапе нашей работы мы решили собрать наиболее перспективных молодых университетских преподавателей, аспирантов и студентов, помочь им ближе познакомиться друг с другом, создать атмосферу творческого общения, взаимной востребованности их знаний и таланта. Должную помощь в решении этой задачи оказали участники философ-ско-дискуссионного клуба, который объединил несколько десятков студентов университета и педагогического института. Они и составили ядро нового движения, помогли привлечь в его ряды неравнодушных людей.
В целях объединения интеллектуалов начальной формой деятельности клуба были избраны организация и проведение интеллектуальных игр. Будучи динамичными и увлекательными по характеру, они являются удобной формой проверки интеллектуального уровня их участников, стимулируют расширение кругозора, индивидуально-логического и коллективно-эвристического мышления. Кстати сказать, в зарубежной практике подобные игры широко распространены и применяются в самых разных качествах: от контрольного тестирования при поступлении в вузы и обучения студентов до проведения крупных международных фестивалей интеллектуалов. Существуют международные организации интеллектуальных игр, поддерживающие контакты среди заинтересованных людей, организующие исследования в области психологии интеллектуальности, выявления и дальнейшего развития интеллекта. Например, MENSA, координационный центр которой находится в Лондоне, объединяет десятки тысяч людей по всему миру.
Развитая структура организации интеллектуальных игр имеется и в нашей стране. Многим известны популярные телепередачи „Что? Где? Когда?“ „Брэйн-ринг“ „Своя игра“« Однако далеко не все знают, что это лишь верхушка огромного айсберга, представляющего собой объединение многих десятков клубов по всему СНГ с устоявшимися традициями, богатым опытом работы, системой фестивалей-соревнований и, самое главное, выходом на широчайшие массы молодежи. Большинство клубов, получающих поддержку от муниципальных органов власти, призваны работать прежде всего с юношеством. Так, одна из наиболее влиятельных организаций в Международной ассоциации клубов „Что? Где? Когда?“ — „МАГИ на Воробьевых горах“ (Москва) проводит свои фестивали только для школьных и студенческих команд.
Клуб интеллектуального творчества города Саранска свою первую акцию провел в мае 1996 года. Это был I чемпионат университета по брэйн-рингу, в котором приняли участие более ста студентов, аспирантов и преподавателей, представлявших все институты и факультеты нашего университета. Победу в нем одержала команда философско-дискуссионного клуба „Энигма“, составленная из студентов
экономического факультета и Института физики и химии.
После успешного завершения турнира координационный центр КИТ установил контакты с МАК „Что? Где? Когда?“ и провел в сентябре 1996 года крупный фестиваль с участием команд из пяти городов. Победу в нем одержала команда Георгия Жаркова из города Владимира, играющая в высшей лиге телевизионного брэйн-ринга. В ходе подготовки к этому турниру КИТ впервые начал вести активную работу по привлечению школьников. В ходе сентябрьского фестиваля прекрасно проявила себя команда 12-й гимназии города Саранска, которой удалось дойти до четвертьфинала.
Через несколько дней уже шесть школьных команд из Саранска и районов Мордовии представляли республику в крупнейшем турнире, который проводился под эгидой упомянутой выше ассоциации „МАГИ“ Итоги этого участия оказались сенсационными: команда Владислава Шукшина, представлявшая Естественно-технический лицей при Мордовском государственном университете, заняла второе место среди 93 команд-у частниц со всей страны по игре „Что? Где? Когда?“.
Среди других достижений КИТ можно отметить успешное выступление студенческой команды Саранска на фестивале в Ульяновске (декабрь 1996 г.), где наши ребята заняли третье место при 17 ко-мандах-участницах из пяти городов. Наконец, самый громкий успех пришел к участникам Клуба во время открытого чемпионата Москвы по брэйн-рингу, когда школьная сборная Саранска, состоявшая из учащихся Естественно-технического лицея при университете, 4-й и 12-й гимназий, стала вице-чемпионом Москвы. Особенно приятно, что этого успеха добились самые юные члены КИТ, что говорит о хороших перспективах его развития.
Подытоживая сказанное, можно заключить, что к концу 1996 года свою первую задачу КИТ выполнил успешно: в регулярно публикуемом рейтинге Клуба значатся фамилии почти двухсот участников, представляющих 29 команд. Более половины из них составляют устойчивое ядро, которое может служить прекрасной базой для научных экспериментов и педагогических акций. В Клубе
объединены не только студенты, но и школьники. Он регулярно проводит свои соревнования и успешно участвует в междугородних фестивалях. Издается „Информатор КИТ“, периодически появляются статьи о его деятельности в республиканской прессе.
Предшествующий опыт показал, что Клуб интеллектуального творчества готов к решению более сложных задач. Перспективным направлением его деятельности является широкая интеграция учащихся и студенческой молодежи республики в рамках Регионального учебного округа, предполагающей создание широкомасштабной программы выявления и поддержки талантливой школьной молодежи. В ней должны быть предусмотрены следующие направления:
— проведение университетской гуманитарной олимпиады для всех желающих старшеклассников Мордовии, которая будет состоять из заочных и очных этапов; победители получат приоритетные права при поступлении в МГУ им. Н. П. Огарева;
— создание летнего лагеря интеллектуального развития, в котором дети могли бы активно развивать свои способности и заниматься культурным творчеством; практически весь персонал лагеря развития будет состоять из участников КИТ, а руководство Клуба берет на себя обязательство обеспечить общение школьников с наиболее интересными преподавателями университета и деятелями культуры Мордовии, что, несомненно, будет способствовать пробуждению у учащихся интереса к собственному научному и культурному творчеству и формированию у них позитивной жизненной позиции;
— разработка программы интеллектуального развития для школ республики, включающей в себя специальные уроки развития логики, кругозора и интеллекта, создание кружков и клубов научноразвивающего направления, разработка методических рекомендаций по организации и проведению мероприятий культурно-развивающего характера;
— создание банка данных, содержащего информацию об одаренных детях Мордовии, с целью оказания поддержки развитию их способностей в информационном, а в будущем — и в материальном отношении.