из опыта работы педагогического отряда «подросток» иси мгу им. н. п. огарева по организации деятельности с трудновоспитуемыми подростками
т. г. рачкова
Педагогический отряд «Подросток» ассоциации педагогических отрядов ИСИ создан в результате оперативного совещания у прокурора Ленинского района г. Саранска 29 августа 2000 г. при подразделении по делам несовершеннолетних Ленинского РОВД из числа студентов Историко-социологического института МГУ им. Н. П. Огарева. Данное формирование было организовано также для оказания помощи инспекторам подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) в социальной профилактике беспризорности, безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних.
Главная цель педагогического отряда «Подросток» — осуществление и реализация задач по социальной профилактике правонарушений несовершеннолетних, детской и подростковой преступности, алкоголизации, наркомании и СПИДа. За 2007—2008 учебный год индивидуально-профилактической работой были охва-
чены 17 несовершеннолетних детей различных групп риска, большой вклад внесен в проведение правовой пропаганды среди учащихся. Формами проведения социально-профилактических мероприятий выступали классные и внешкольные беседы, семинары на темы: «Алкоголь и потомство», «Воровство как антисоциальная норма», «Суд над наркоманией», «Один шаг от проступка до преступления», «Школа перехода», «Права и обязанности», «Скажи СПИДу и наркотикам „нет“». К проведению мероприятий привлекались подростки, состоящие на внутришкольном учете и в ПДН. В школах проводились и досуговые мероприятия, различные экскурсии.
За данный период по работе с детьми «группы риска» было проведено 67 мероприятий правового характера. Прочитаны 83 лекции на социально-профилактические темы: «Мир без наркотиков»; «Алкоголь и его виды»; «Таба-
кокурение и подростки»; «Преступность несовершеннолетних и уголовная ответственность»; «Последствия вредных привычек»; «Токсикомания и несовершеннолетние» и т. д.
Со средними учебными заведениями города «Подросток» работает в трех направлениях: работа с семьями, находящимися в социально опасном положении; правовая пропаганда среди несовершеннолетних; работа с самовольно уходящими из дома детьми. Студенты педагогического отряда сотрудничают с подростковыми клубами, общественными объединениями, администрацией Ленинского района, ПДН Ленинского РОВД г. Саранска, с педагогическими отрядами других вузов республики.
Отрядом проведены 34 рейда по семьям, находящимся в социально опасном положении, принималось активное участие в четырех рейдах «Беглец» по выявлению неучащихся и неработающих подростков, проводимых МВД Республики Мордовия, а также в рейдах, организованных ПДН Ленинского района.
В качестве основного направления в преодолении безнадзорности, беспризорности, правонарушений обозначена задача создания и совершенствования комплексной системы социально-профилактической работы. Итогом социально-профилактической работы «Подростка» ежегодно являются организация и проведение выездного палаточного лагеря «Юный спасатель» для дезадаптированных детей и подростков, который располагается около села Ст. Уда Лямбирского района Республики Мордовия. Данное мероприятие проводится для детей из различных социальных категорий. Основной целью организации лагеря являются создание и апробация новых методик, направленных на социальную профилактику асоциального поведения среди подростков и их реабилитацию. Члены педагогического отряда проводят мероприятия по оздоровлению участников смены за время их пребывания в лагере. Данная цель достигается посредством решения ряда частных задач: 1) организации сети мероприятий, направленных на укрепление физического и духовно-нравственного здоровья подростков; 2) пропаганды и формирования навыков ведения здорового образа жизни; 3) формирования у подростков навыков работы и жизни в коллективе, приобщения к трудовой деятельности; 4) приобщения подростков к общественной жизни молодежи рес-
публики; 5) организации лагерной смены посредством спортивно-оздоровительной работы, в том числе спортивных секций; 6) формирования чувства ответственности, обязанностей законопослушного поведения в обществе.
Палаточный лагерь рассчитан на 12 вожатых и 50 детей, а также обслуживающий персонал, сотрудников МЧС. Продолжительность лагерной смены социально-профилактической направленности — 7 дней.
С целью эффективной адаптации детей в лагерной смене структурно выделяют три периода: организационный — 1-й—2-й дни смены, когда идет интенсивный процесс знакомства ребят с новым социальным окружением с перспективным планированием на смену. На этом этапе происходят адаптация детей к условиям лагеря, знакомство с его традициями, законами, правилами, запускается в действие система органов детского самоуправления. Главная задача вожатого, социального педагога в этот период — помочь ребенку раскрыть потенциальные способности, возможности, заинтересовать, проявить лучшие качества. Среди мероприятий периода можно выделить экскурсию по лагерю, сборы рождения отрядов, «огоньки знакомства», разнообразные мероприятия, коллективно-творческие дела, знакомство с отрядами.
Основной период (с 3-го по 6-й день смены) — это время личной самореализации ребенка, выбор тех видов деятельности, которые позволяют ему наиболее полно реализовать личностный потенциал. Вожатый переходит на позицию координатора, консультанта. В это время необходимо проводить мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни, гражданско-патриотического воспитания, духовно-нравственного развития творческих способностей.
Заключительный период (6-й—7-й дни лагерной смены) — время подведения итогов. Детям необходимо помочь выяснить, что будет ими востребовано вне лагеря.
В организации лагерной смены педагогического отряда «Подросток» игра занимает основное место среди других видов социальнопедагогической деятельности. Так как основной мотивацией присутствия детей в лагере является организованный отдых, вожатые и социальные педагоги «Подростка» выделяют наиболее распространенные виды игр в палаточном ла-
400
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2009 | № 2
гере: спортивные — эстафеты («Малые олимпийские игры», «Веселые старты»); массовые игры-эстафеты — игры по станциям («Город мастеров», «Ажиотаж»). Такие игры могут быть командными (по станциям передвигается команда); индивидуальными (участники в свободном режиме передвигаются по станциям); интеллектуальными («Что? Где? Когда?», «Своя игра»); в виде конкурсных программ («КВН» и т. д.); «Миксеров» (посвящены созданию дружественной, эмоционально-положительной атмосферы в отряде). Это игры на знакомство, взаимодействие, некоторые виды командных тренингов; вечерние мероприятия, проводящиеся в игровой форме (вечерние «огоньки», «Вечер разгаданных и неразгаданных тайн»); КТД (коллективно-творческие дела). Они не только позволяют организовать досуг ребенка, но и содержат четкий социально-воспитательный потенциал. Игры на привитие навыков групповой деятельности, развитие творческого мышления и коммуникативных способностей участников, ролевые и деловые игры — самостоятельные и могут быть разделены на отдельные формы. Наиболее распространенным видом ролевых игр являются однодневные — «Зарница», «Индейцы»; игры-розыгрыши — короткие шуточные игры, игры-кричалки и т. д., которые
могут проводиться в течение всей смены [1, с. 97].
Проведение палаточного лагеря для трудновоспитуемых подростков позволяет привлечь внимание общественности к проблемам социализации ребенка в обществе; способствует гражданско-патриотическому становлению личности и нравственному росту подростка, реабилитации, приобщению к нравственным ценностям и оздоровлению подростков, что ведет к снижению подростковой девиации; подростки овладевают навыками организации собственного досуга, реализуют интересы и ожидания; происходит совершенствование и коррекция мероприятий. По приезду в город ребята стараются продолжить и развивать знания, умения и навыки, полученные в лагере; вожатые совершенствуются в деятельности и продолжают помогать детям.
Таким образом, деятельность педагогического отряда «Подросток» помогает в социализации подростков, позволяет привлечь внимание общественности к их проблемам, приводит к повышению качественно нового уровня работы с данной категорией молодежи. Во многом это может способствовать осознанию подростками своей значимости и изменению их негативной роли в современном обществе.
библиографический список
1. василькова Ю. в. Социальная педагогика : курс лекций : учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей / Ю. В. Василькова. — М. : Академия, 2002. — 289 с.
Поступила 16.01.09