Научная статья на тему 'Содержание и реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Школа современного вожатого»'

Содержание и реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Школа современного вожатого» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
768
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЖАТЫЙ / ПРОГРАММА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ШКОЛА СОВРЕМЕННОГО ВОЖАТОГО / LEADER / PROGRAM / TRAINING / SCHOOL OF THE MODERN LEADER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечаев Михаил Петрович

В статье представлена программа повышения квалификации по теме «Школа современного вожатого». Дано её описание и краткое содержание. Программа разработана и апробирована на базе Молодежного центра «Ивановское» Восточного округа г. Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нечаев Михаил Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content and implementation of additional professional training programs «School of Modern Leader»

The article presents a training program on «School of the modern leader ». Its description and summary. The program was developed and tested on the basis of the Youth centre «Ivanovo» Eastern district of Moscow.

Текст научной работы на тему «Содержание и реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Школа современного вожатого»»

51. Константинов Ю. С. Педагогические возможности детско-юношеского туризма // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2014. № 4. С. 6-15.

52. Смирнов Д. В., Холодцова И. И. Социально-педагогические предпосылки саморазвития и самореализации подростков и молодежи средствами учебно-исследовательской деятельности // Образование и саморазвитие : науч. журн. Казань, 2008. № 2(8). С. 166-171; Смирнов Д. В. Организация инновационной деятельности и управлению ею в организациях дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля // Инновационные технологии в детском туризме : сб. ст., посв. 90-летию отечественной системы дополнительного (внешкольного) образования детей / сост. В. В. Казанцев. М. : Изд-во ООО «Ритм», 2008. С. 4-26.

53. Смирнов Д. В. Организация инновационной деятельности и управлению ею в организациях дополнительного образования детей турист-ско-краеведческого профиля.

УДК 378.046.4; 371.8; 379.8

М. П. Нечаев

СОДЕРЖАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ШКОЛА СОВРЕМЕННОГО ВОЖАТОГО»

В статье представлена программа повышения квалификации по теме «Школа современного вожатого». Дано её описание и краткое содержание. Программа разработана и апробирована на базе Молодежного центра «Ивановское» Восточного округа г. Москвы.

The article presents a training program on «School of the modern leader ». Its description and summary. The program was developed and tested on the basis of the Youth centre «Ivanovo» Eastern district of Moscow.

Ключевые слова: вожатый, программа, повышение квалификации, школа современного вожатого.

Keywords: the leader, program, training, school of the modern leader.

Ведущая цель программы повышения квалификации по теме «Школа современного вожатого» состоит в профессиональной подготовке педагогов-организаторов детского оздоровительного

лагеря, необходимых для эффективной социализации личности детей, подростков и молодежи.

Представленная программа направлена на реализацию проблемы, связанной с научно-методической поддержкой комплексных проектов по созданию условий для духовного, интеллектуального развития и содержательного досуга молодежи. Это обусловлено тем, что главной задачей оздоровительного лагеря (отдыха) сегодня вновь становится неразрывная программа воспитания в ребёнке лучших человеческих, культурных, патриотических качеств. Главная цель организации внеурочной деятельности детей - создание психолого-педагогических условий для обеспечения устойчивого процесса коммуникации, направленного на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству в единстве урочной и внеурочной деятельности обучающихся [1].

Для претворения таких программ в жизнь нужны высокопрофессиональные, компетентные специалисты. Однако в этом плане дела обстоят не так благополучно. Многие вузы за последние два десятилетия расформировали свои студенческие педагогические отряды. Подготовка и обучение педагогов-организаторов детских оздоровительных лагерей ведется бессистемно. Для растущих объёмов детского отдыха такого количества специалистов катастрофически мало.

Программа «Школа современного вожатого» ставит своей целью подготовить слушателей курсов повышения квалификации к работе в детских оздоровительных лагерях.

Программа предлагаемого курса предусматривает рассмотрение проблемы как управления инновационной деятельностью детского оздоровительного лагеря в системе воспитания, так и использования современных воспитательных технологий, обновления функций педагогического управления. Главный акцент при этом делается на управление развитием единой воспитательной среды.

При разработке программы курса «Школа современного вожатого» в системе профессиональной подготовки педагогов-организаторов была учтена необходимость решения следующих задач:

- формирование и развитие профессиональной компетентности педагогов-организаторов детских оздоровительных лагерей;

- развитие инновационно-творческих процессов в системе воспитания;

- формирование представлений о воспитательной системе детского оздоровительного лагеря как составной части социокультурного пространства региона, об особенностях управленческой деятельности на разных этапах лагерной смены;

- формирование методологической культуры вожатого как основы развития компетентности в области проектирования управленческой деятельности;

- создание и сплочение будущего вожатского коллектива, укрепление связей между организаторами курсов и слушателями;

- создание оптимальных условий для раскрытия творческих способностей участников программы [2].

Программа курса «Школа современного вожатого» рассчитана на 72 часа, включает 9 основных тематических блоков, конференцию «Детский лагерь будущего», выездной инструктивный лагерь совместно со школьниками-помощниками вожатых и итоговую аттестацию участников программы.

По окончании программы слушателям выдается сертификат об окончании школы вожатого с правом ведения педагогической деятельности на базе детского оздоровительного лагеря.

Проверка качества знаний осуществляется в процессе текущего контроля, выполнения участниками программы практических заданий (управленческие модели, творческие проекты, методические разработки и т. д.) и итоговой аттестации в форме зачета.

В результате изучения данного курса участник программы должен:

знать основы современных научных теорий и инновационной практики управления воспитательным процессом в детском оздоровительном лагере;

уметь организовывать эффективный воспитательный процесс в соответствии с нормативно-правовой базой, разрабатывать воспитательные программы детского коллектива в соответствии принципами государственной политики в области образования и воспитания.

Категория работников, на которых рассчитана программа. Настоящая программа рассчитана на дополнительную профессиональную подготовку студентов вузов, а также на повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций.

Продолжительность обучения - 72 часа курсовой подготовки и пятидневный инструктивный выездной лагерь.

Форма обучения - очная.

Требования к участникам программы:

- соответствие установленным категориям работников, на которых рассчитана настоящая программа;

- заполнение персональной анкеты участника программы;

- выполнение всех учебных заданий, установленных настоящей программой;

- выполнение зачетного задания (форма итогового контроля).

Учебный план курса «Ш кола современного вожатого»

№ п/п ТЕМА Всего часов В том числе

лекции ЛПЗ практ.

1 Законодательные основы и нормативные документы по организации детского отдыха 6 6

2 Возрастная психология 6 6

3 Имидж руководителя детского коллектива 4 4

4 Психология общения 8 8

5 Ораторское искусство и актерское мастерство 12 12

6 Организационный период лагерной смены 6 6

7 Основной период лагерной смены 18 12 6

8 Заключительный период лагерной смены 4 4

9 Методика работы с родителями воспитанников 2 2

Итоговая конференция «Детский лагерь будущего» 6 6

ИТОГО: 72 28 20 24

Содержание программы и её описание Тема 1. Законодательные основы и нормативные документы по организации детского отдыха (6 часов)

Цель. Ознакомиться с основной нормативно-правовой и законодательной базой по организации детского отдыха.

Содержание. Законодательство Российской Федерации о правах детей на отдых и оздоровление. Правовое регулирование отдыха, труда и занятости детей и подростков. Кадровое обеспечение и порядок оплаты труда. Медицинское и санитарно-гигиеническое обеспечение функционирования оздоровительных организаций (учреждений).

Тема 2. Возрастная психология (6 часов)

Цель. Сформировать представление о психологических особенностях разных подростковых возрастных групп.

Содержание. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Психологические особенности подростка. Психологические особенности старшеклассника. Особенности развития кратковременного объединения подростков. Принципы позитивного воспитания. Особенности взаимоотношений детей и взрослых на разных этапах развития личности ребёнка.

Тема 3. Имидж руководителя детского коллектива

Цель. Сформировать представление о формировании имиджа руководителя детского коллектива.

Содержание. Понятие имиджа. Точки опоры имиджа. Одежда. Походка, жесты, позы. Мимика, взгляд, визуальный контакт. Прическа, макияж. Манера общаться (красноречие, умение удерживать внимание собеседника, риторические способности). Особенности формирования имиджа руководителя детского коллектива [3].

Тема 4. Психология общения (6 часов)

ЛПЗ № 1. Коммуникативные умения педагога-организатора детского оздоровительного лагеря (6 часов)

Цель. Изучить основные подходы к организации эффективного общения с воспитанниками и их родителями.

Содержание. Восприятие людьми друг друга. Межличностная коммуникация. Конфликтология. Типы конфликтов и их решение. Как стать успешным [4].

Тема 5. Ораторское искусство и актерское мастерство (12 часов)

Практическое занятие № 1. Ораторское искусство (6 часов)

Цель. Овладеть навыками работы над техникой речи.

План занятия.

1. Мышечная свобода.

2. Легкость и уверенность в использовании собственного голоса.

3. Дикция и правильная артикуляция.

4. Дыхание.

5. Речевой тренинг.

Практическое занятие № 2. Актерское мастерство (6 часов)

Цель. Овладеть навыками работы выступления на сцене.

План занятия:

1. Переход порога сцены.

2. Раскрепощенность, снятие телесных и психологических зажимов.

3. Ощущение своего тела и голоса.

4. Тренинг актерского мастерства.

Тема 6. Организационный период лагерной смены (6 часов)

Цель. Сформировать систему знаний о педагогической деятельности в организационный период лагерной смены.

Содержание. Организационный период. Регистрация и поездка детей на транспорте. Создание временных разновозрастных коллективов. Обеспечение в каждом временном объединении благоприятного эмоционального настроя. Оказание помощи в адаптации к новым условиям. Предъявление единых требований к режиму дня. Планирование лагерной смены.

Тема 7. Основной период лагерной смены (18 часов)

ЛПЗ № 2. Содержание и технология деятельности педагога-организатора детского оздоровительного лагеря в основной период лагерной смены (12 часов)

Цель. Сформировать систему знаний о педагогической деятельности в основной период лагерной смены.

Содержание. Основной период. Реализация планов смены и временных объединений. Формы воспитательной работы. Методика коллективной творческой деятельности. Организация отрядного мероприятия. Разработка, подготовка и проведение общелагерного мероприятия. Самореализация каждого участника. Формирование и развитие временного коллектива. Создание благоприятного психологического климата.

Практическое занятие № 2. Игровое взаимодействие как форма активной коррекции межличностных отношений (6 часов)

Цель. Овладеть методикой проведения коммуникативных игр, сформировать умение осуществлять игровое взаимодействие воспитанников на основе педагогических целей.

План:

1. Игровая деятельность в воспитании личности воспитанника.

2. Игровые методики вожатого.

3. Диагностические коммуникативные игры.

4. Коммуникативные игры на сплочение коллектива.

5. Коммуникативные игры на принятие внутригруппового решения.

6. Игры на снятие эмоционального напряжения.

7. Игры, направленные на гармонизацию отношений между ребенком и взрослым [5].

Тема 8. Заключительный период лагерной смены (4 часа)

Цель. Сформировать систему знаний о педагогической деятельности в заключительный период лагерной смены.

Содержание. Заключительный период. Анализ деятельности временных объединений. Организация индивидуального анализа участником уровня собственного развития за смену, перспектив дальнейшего роста. Проведение творческих отчетов, заключительных дел, прощальных огоньков. Педагогический анализ лагерной смены, самоанализ педагогической деятельности вожатого.

Тема 9. Методика работы с родителями воспитанников (2 часа)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель. Изучить основные подходы к организации взаимодействия с родителями воспитанников.

Содержание. Цель, задачи, содержание, формы и методы работы с родителями. Методика проведения родительского дня. Наиболее распространенные проблемы в отношениях с родителями воспитанников. Эффективные техники общения с родителями.

Практическое занятие № 4. Итоговая конференция «Детский лагерь будущего» (6 часов)

Цель. Обобщить знания слушателей по теории и практике управления развитием детского коллектива в детском оздоровительном лагере.

Вопросы для обсуждения на итоговой конференции:

1. Современная философия воспитания.

2. Вызовы XXI века.

3. Процесс воспитания в современном детском оздоровительном лагере: позитивное и негативное, проблемы.

4. Главные тенденции в развитии культуры детского оздоровительного отдыха.

5. Новаторские идеи и опыт в современной теории и практике управления развитием детского коллектива.

6. Основные направления развития воспитания юных москвичей.

Примерные вопросы к зачету по курсу «Школа современного вожатого»

1. Основные нормативные документы, отражающие правовые основы системы отдыха и оздоровления детей.

2. Функциональные обязанности педагога-организатора детского оздоровительного лагеря.

3. Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей.

4. Психологические особенности детей младшего школьного возраста.

5. Психологические особенности подростка.

6. Психологические особенности старшеклассника.

7. Точки опоры имиджа. Формирование имиджа руководителя детского коллектива.

8. Основные причины конфликтов. Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций.

9. Ораторское искусство. Работа над техникой речи.

10. Актерское мастерство. Выступление на сцене.

11. Организация регистрации детей при отъезде в лагерь. Взаимодействие с воспитанниками во время поездки на транспорте.

12. Методика создания временных разновозрастных коллективов.

13. Планирование лагерной смены.

14. Обеспечение в каждом временном объединении благоприятного эмоционального настроя. Оказание помощи в адаптации к новым условиям.

15. Предъявление единых требований к режиму дня. Организация коллективного планирования лагерной смены.

16. Формы и методы воспитательной работы.

17. Методика коллективной творческой деятельности.

18. Алгоритм организации отрядного мероприятия.

19. Разработка, подготовка и проведение общелагерного мероприятия.

20. Диагностические методики педагога-организатора.

21. Игровое взаимодействие с детьми.

22. Методика организации и проведения спортивных мероприятий.

23. Организация трудового воспитания в детском оздоровительном лагере.

24. Основные формы и методы организации взаимодействия с родителями воспитанников.

25. Методика организации и проведения родительского дня.

26. Наиболее распространенные проблемы в отношениях с родителями воспитанников. Эффективные техники общения с родителями.

27. Организация заключительного периода лагерной деятельности.

28. Содержание и методика проведения коллективного анализа деятельности временных детских объединений.

29. Организация индивидуального анализа воспитанником уровня собственного развития за смену, перспектив дальнейшего роста.

30. Методика проведения творческих отчетов, заключительных дел, прощальных «огоньков».

31. Педагогический анализ лагерной смены.

32. Самоанализ педагогической деятельности вожатого.

Список рекомендуемой литературы

1. Афанасьев С. П., Коморин С. В., Тимонин А. И. Что делать с детьми в загородном лагере. М., 1994.

2. Детское движение: проблемы, ориентиры, действия / сост. Н. И. Волкова, И. А. Евланова, В. А. Петрова. СПб., 2002.

3. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. М., 1990.

4. Леванова Е. А. Готовясь работать с подростками. М., 1993.

5. Лутошкин А. Н. Как вести за собой. М., 1981.

6. Маленкова Л. И. Педагоги, родители, дети. М., 2000.

7. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. М., 2001.

8. Мудрик А. В. Основы социальной педагогики. М., 2006.

9. Нечаев М. П. Вожатый детского коллектива: методика воспитательной работы. М., 2011.

10. Нечаев М. П. Рефлексивные технологии воспитания в современной школе. М., 2008.

11. Нечаев М. П. Технологии внеурочной деятельности учащихся в реализации стандарта общего образования. ФГОС в школе : учеб.-метод. пособие. М., 2012.

12. Нечаев М. П., Магомедов В. Р. Современный вожатый. Социально-молодежный проект. М., 2008.

13. Нечаев М. П., Романова Г. А. Игровые педагогические технологии в организации внеурочной деятельности обучающихся : метод. пособие. М., 2014.

14. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М., 2002.

15. Отдых и оздоровление детей и подростков : сб. нормативных документов / сост. С. В. Барканов, М. И. Журавлев, В. И. Савоскина. М., 2002.

16. ПоломисК. Дети на отдыхе. М., 1990.

17. Рожков М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах. М., 2002.

18. Содействие здоровью и обучение здоровому образу жизни в школах Российской Федерации. М., 2000.

19. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. М., 2002.

20. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. М.,

2001.

21. Щуркова Н. Е. Собранье пестрых дел. М., 1993.

Список рекомендуемых Интернет-ресурсов

1. http://antipedagogika.com/category/shkola-vozhatogo - Антипедагогика - Школа вожатого.

2. http://forum.planerochka.org/ - сайт для вожатых «Планерочка».

3. http://magistr.info/index.php - центр детского и молодежного отдыха «Магистр».

4. http://ped-kopilka.ru/letnii-lager/planirovanie-lagernoi-smeny.html -Учебно-методический кабинет. Планирование лагерной смены.

5. http://vozhatiki.ru - вожатский виртуальный клуб «Вожатики».

6. http://www.camps.ru - всё о детских лагерях.

7. http://www.inkor.nm.ru - сайт студенческого педагогического отряда «ИнКор» (Санкт-Петербург).

8. http://www.okean.org - сайт Всероссийского детского центра «Океан».

9. http://www.therival.ru/igry.htm - вожатский сайт «Мир детства».

10. http://www.vojatik.narod.ru - сайт студенческого вожатского отряда «Орленок» (МИЭТ).

11. http://www.vozhatyj.ru - детский отдых, летний лагерь. Туризм и каникулы.

Примечания

1. Нечаев М. П. Организация туристско-краеведческой внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования // Вестник Акаде-

мии детско-юношеского туризма. 2015. № 1. С. 31-42; Нечаев М. П. Управленческие технологии организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС // Воспитание школьников. 2013. № 9. С. 1621.

2. Вопросы организации детского и семейного отдыха и оздоровления. Методические рекомендации. URL: http://lib.convdocs.org/docs/index-252712.html

3. Нечаев М. П. Настольная книга вожатого детского коллектива : учеб.-метод. пособие. М.: УЦ Перспектива, 2015. 136 с.

4. Нечаев М. П. Предупреждение и разрешение конфликтов в турист-ком походе // Вестник Академии детско-юношеского туризма. 2015. № 3. С. 75-82.

5. Нечаев М. П. Рефлексивные технологии воспитания в современной школе : учеб.-метод. пособие. М.: «5 за знания», 2009. 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.