Научная статья на тему 'Организация социально-полезной деятельности организатором по работе с молодежью в учреждении дополнительного образования детей'

Организация социально-полезной деятельности организатором по работе с молодежью в учреждении дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
447
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / ПОДРОСТКИ / УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация социально-полезной деятельности организатором по работе с молодежью в учреждении дополнительного образования детей»

предварительная Окончательное

световая репетиция. световое оформление устанавливается во время сводной репетиции в присутствии на сценической площадке исполнителей.

На сводной репетиции режиссер-постановщик собирает все номера и эпизоды подряд, вводя музыку, световое и прочее оформление. Именно на ней проверяются все связи между эпизодами, развитие сценарно-режиссерского или сюжетного хода, все содержание и все компоненты представления. Отдельно прорабатывается ввод

мультимедийного сопровождения шоу-программы, звуковых и визуальных эффектов.

4. Продуктивный этап - премьера шоу-программы.

5. Заключительный этап - это анализ результатов творческой деятельности. Рефлексия участников постановки с режиссером- педагогом. В ходе этого обсуждения необходимо выяснить, была ли достигнута цель или нет, какие принципиальные ошибки были допущены, или, наоборот, что нового и интересного было достигнуто.

Основываясь на вышесказанное в контексте нашего научного исследования, мы

шоу-программ, представляет полный спектр педагогических возможностей, направленных на создание атмосферы сотворчества и созидания, способствующих развитию мотивации свободного поиска индивидуальных путей саморазвития и творческой самореализации подростка в процессе постановки шоу-программ.

В шоу-программах заключена большая сила эмоционального воздействия на людей, этот вид творческой деятельности представляет собой особого рода совокупность почти всех пространственно-временных искусств: танец и пение, инструментальная музыка и эксцентрика, звучащее слово и пантомима. Сегодня к этому богатому арсеналу воздействия можно добавить и достижения новейших технологий -мультимедия.

Неограниченные возможности средств виртуальной реальности усиливают эмоциональное воздействие и ставят шоу-программы на новый этап развития.

Таким образом, мы можем констатировать, что театрализованные шоу-программы предоставляют многогранные возможности для самореализации подростков в различных видах деятельности.

можем сделать вывод, что процесс постановки

Список литературы:

1. Козодаев П.И. Творческое саморазвитие студентов вуза средствами любительского театрального искусства: Дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2005, с. 71

2. Котомин Б.А. Краткий курс лекций по режиссуре эстрадных программ и театрализованных представлений: учеб. Пособие. - Тамбов: ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2010. - 100 с.

3. Сахновский В. Г. Режиссура и методика ее преподавания. М.; Л.: Искусство, 1939. -238 с.

УДК 379.8

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛЕЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАТОРОМ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ

Дворникова К.М.,2016 Вятский государственный университет, педагог-организатор Центра развития творчества детей и юношества «Лабиринт», Киров

Аннотация: Важную роль в воспитании и социализации молодого поколения играет не только институт семьи, школа, референтная группа, но и учреждения дополнительного образования, в которых обучаются и проводят свободное время дети и подростки от 6 до 18 лет. В связи с тем, что учреждения дополнительного образования являются площадкой для обучения, социализации и адаптации молодого поколения, деятельность организатора по работе с молодежью в данном

учреждении несет в себе организаторскую, исследовательскую, профилактическую, информационно-просветительскую и иные функции. По данным учета посещаемости Центра развития творчества детей и юношества «Лабиринт» в период 2015-2016 учебного года в учреждении обучается более 15 детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении. Современный кризис института семьи становится причиной воспитания детей в неполных семьях, росту безнадзорности и беспризорности, преступности несовершеннолетних. Одной из форм организации социально-полезной деятельности для «трудных» подростков является проведение летней профильной смены «Новые горизонты».

Ключевые слова: трудная жизненная ситуация, подростки, учреждения дополнительного образования

Осуществляя свою деятельность и взаимодействуя с подростками Центра развития творчества

личности, расстройствами эмоционально-волевой сферы, разными формами нарушений социального поведения [1].

В целях предотвращения и предупреждения девиантного поведения молодежи в период с 1.07.2015 - 24.07.2015 по социальному заказу администрации города Кирова работал лагерь для

несовершеннолетних «Новые горизонты» на базе Центра развития творчества детей и юношества «Лабиринт». Набор детей в лагерь осуществлялся совместно с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Первомайского района г. Кирова. Работа лагеря строилась на основе

межведомственного взаимодействия с администрацией территориального управления Первомайского района, Подразделением по делам несовершеннолетних города и Первомайского района, Центром занятости населения, ОГИБДД по г. Кирову, МО «Перекресток», Кировским отделением Детского Фонда, Кировским центром социальной помощи семье и детям [2].

Всего в профильной смене приняло участие 25 подростков. Анализируя состав лагерной смены можно сделать следующие выводы: 20% от общего числа участников находились в социально опасном положении, а 80% состояли на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и в подразделении по делам несовершеннолетних. В период функционирования лагеря было обнаружено, что часть детей были знакомы между собой и более того трое из них были поставлены на учет за совершение совместных противоправных деяний. По словам бывшего члена комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав вопрос о недопущении определения данных подростков в один лагерь остро обсуждался на заседаниях комиссии. Не смотря на, это подростки оказались в одном

организатор по работе с молодежью использует современные технологии и методы, которые популярны и актуальны в настоящее время. Примером данной деятельности являются: постановка и показ социальных спектаклей, воспитание чувства патриотизма и гордости за свое отечество с помощью организации патриотических акций и мероприятий, организация и проведение развлекательных и обучающих занятий с использованием техники шоу, содействие формированию толерантного отношения к людям с особенностями в развитии посредствам реализации социальных и молодежных проектов, осуществление межсекторного взаимодействия при организации и проведении мероприятий различного масштаба и др.

Кроме того, ежегодно на базе Центра развития творчества детей и юношества «Лабиринт» проводятся, и реализуется ряд программ и проектов по приоритетным направлениям государственной молодежной политики, в которых организатор по работе с молодежью принимает непосредственное участие:

На наш взгляд наиболее значимыми и социально ориентированными направлениями, реализуемыми в учреждении, являются вовлечение молодежи в общественную жизнь и социально-полезную практику, а также интеграция молодого поколения попавшего в трудную жизненную ситуацию.

В современном аспекте под трудной жизненной ситуацией понимается ситуация, которая нарушает жизнедеятельность молодого человека, которую он не может преодолеть самостоятельно. К лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, относятся дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, с отклонениями в развитии, недоразвитии различных сторон

лагере, последствием чего была напряженная атмосфера внутри коллектива, неоднократное нарушение дисциплины и постоянные жалобы на поведение подростков со стороны других участников лагеря. В конце лагерной смены данной группой подростков было совершено уголовное правонарушение.

В течение смены организатор работы с молодежью проводил занятия на знакомство и сплочение коллектива, организовывал мероприятия по выявлению интересов и склонностей детей, взаимодействовал с различными организациями объединениями в целях обеспечения подростков теми или иными мероприятиями. В течение лагерной смены подростки познакомились с интересными формами организации своего досуга в различных клубах, объединениях и организациях города, где в дальнейшем могли бы заниматься и проводить свое свободное от учебы время [3]. Учитывая, что у данной категории детей недостаточно опыта социального общения педагогами центра и в особенности организатором по работе с молодежью уделялось большое внимание индивидуально-профилактической работе с подростками, не желающими участвовать в мероприятиях лагеря, допускающих самостоятельный уход. Данная

профилактическая работа заключалась в индивидуальном погружении подростков в какой-либо вид деятельности. Примером чего могут послужить настольные и спортивные игры, привлечение подростков к социально-полезной деятельности: помощь вожатым, выполнение индивидуальных поручений, расклейка объявлений о пропавших людях, совместное выполнение коллективных творческих дел.

Учитывая специфику «трудных» подростков программа лагеря была построена так, чтобы избежать постоянного нахождения в помещении учреждения, больше времени проводить на свежем воздухе, посещать различные экскурсии. Не смотря на то, что программа смены была построена достаточно плотно, время от времени возникали такие моменты, когда нужно было срочно вывести детей за пределы учреждения, причиной тому были погодные условия или отказ от сотрудничества учреждений-партнеров. В этом случае организаторам лагеря приходилось срочно искать бесплатные варианты прохождения досуга, которые зачастую были

социально-интеллектуальной, а не спортивной направленности, а так как 76% участников лагеря составляли молодые люди с асоциальным типом поведения, им нужна была энергичная подвижная программа, где они бы могли выплеснуть свою энергию и эмоции.

К сожалению, финансирование лагеря администрацией города было минимальным и не позволяло полностью обеспечивать детей той программой, которая была им необходима. Однако мероприятия, которые были проведены при поддержке администрации города, очень запомнились детям и оставили в их памяти яркие впечатления.

По окончанию профильной смены «Поколение уникальных» было проведено исследование, по выявлению интересов и склонности подростков с девиантным поведением к тем или иным видам деятельности. Исследование осуществлялось методом опроса. Обобщив полученные результаты в ходе анкетирования по выявлению интересов и склонности подростков с девиантным поведением к тем или иным видам деятельности, мы пришли к следующим выводам:

• большинство участников лагеря составляли молодые люди, что требовало от программы лагеря активных и насыщенных мероприятий, данные предположения подтвердились после изучения мнений участников лагеря по улучшению лагерной смены. Подростки желали посещать батутный парк, кино, бассейн, выходить отрядом на природу;

• в течение лагерной смены ребята приобрели новые навыки: терпению, умению дружить, выращивать кристалл и т.д.;

• мы выяснили, что в будущем ребята хотели бы заниматься добровольчеством, посещать школу вожатых, научиться играть на гитаре;

• почти половина детей после окончания профильной смены в новом учебном году стали посещать детские объединения Центра развития творчества детей и юношества «Лабиринт».

По результатам исследования для совершенствования работы лагеря «Новые горизонты» в 2016 году мы предлагаем ряд рекомендаций:

1. Комиссии по делам

несовершеннолетних и защите их прав рекомендуется более детально и внимательно

отнестись к формированию списков «трудных» детей во избежание организации преступных микро групп и коллективного нарушения дисциплины работы лагеря.

2. Организаторам лагеря следует учесть, что большинство участников смены молодые люди, поэтому при составлении программы профильной смены, нужно обратить внимание на активность молодых людей. По возможности обеспечить подростков такими мероприятиями, где бы они могли выплескивать свою силу и энергию.

3. Администрации города в преддверии лагерной смены провести для сотрудников Центра развития творчества детей и юношества «Лабиринт» встречу-беседу с сотрудниками комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав с целью разъяснения педагогам основные особенности подростков данной категории, дать рекомендации по тому, как нужно ввести себя вожатым в тех или иных ситуациях.

Список литературы

1. Юдина А.И. педагогическое сопровождение социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию [Текст] / А.И. Юдина // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2012. № 3-2.

2. О лагере подростков находящихся в трудной жизненной ситуации [Электронный ресурс]. - Киров, 2015. - Режим доступа: http://www.admkirov.ru/administration/districts/pervomaisky/index(1).

3. Лагерь «Поколение уникальных» [Электронный ресурс]. - Киров. - режим доступа: http://kirovnow.ru/news/?id=174126

УДК: 37.06

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКОВОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ

Спевак М.В., 2016 г.

МОБУ ДО ДДТ «Радуга» Стерлитамакскогорайона Республики Башкортостан, педагог

дополнительного образования

Аннотация:

В этой статье рассматривается важность и необходимость нравственно-эстетического воспитания ребенка. Изучаются способы воспитания гармоничной личности ребенка, психологической и практической подготовки к труду, становления нравственных и эстетических качеств на занятиях кружкового объединения по швейному делу. Итогом работы является ряд существенных предложений по методам обучения, направленным на раскрытие, развитие, реализацию творческих способностей обучающихся, формирование нравственно-эстетической, социально-компетентной личности.

Ключевые слова:

Нравственно-эстетическое развитие, воспитание, обучение, творчество, швейное дело.

Современное общество отличается катастрофическим состоянием нравственно-эстетического воспитания. Ведущей целью современного образования становится воспитание личности, способной к самопроектированию и саморазвитию, к свободному определению себя в профессии, в обществе, в культуре. Но все достижения в профессиональной сфере ничто, если искажены общечеловеческие ценности: представления о добре, справедливости,

великодушии, милосердии. У людей все чаще возникает непонимание друг друга, все больше разногласий, раздора. Вот почему актуальна проблема нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения

Формирование основ личности связано с воспитанием нравственных качеств, творческих особенностей и раскрытием индивидуальности ребенка.

Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.