Научная статья на тему 'Самореализация молодежи как целевая функция комсомола'

Самореализация молодежи как целевая функция комсомола Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
комсомольская организация / самореализация / лагерь актива / Фрунзенская коммуна / ученические бригады / молодежные жилые комплексы / организация комсомольских штабов. / the Komsomol organization / self-realization / camp of the active / the Frunze commune / student brigades / youth residential complexes / organization of Komsomol headquarters.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рожков Михаил Иосифович, Зайцева Марина Александровна

В статье рассматриваются вопросы самореализации молодежи в комсомольской организации СССР в 60-80 гг. XX в. Для этого периода характерно развитие новых форм работы с подростками и молодежью: лагеря актива, ученические бригады, молодежные жилые комплексы, организация комсомольских штабов. Важнейшей целевой функцией комсомола было создание условий для самореализации молодежи. Именно это позволяло молодым людям проявлять социальную активность и инициативу. Авторы обращаются к трудам ученых советского периода, которые сами были участниками и организаторами работы с молодежью, Б. З. Вульфова, Т. Н. Мальковской и др.; приводят воспоминания бывших комсомольцев и их впечатления о деятельности комсомольской организации, о ее влиянии на развитие молодежи и подростков. Один из авторов статьи, М.И.Рожков, является Лауреатом премии Ленинского комсомола и делится собственными впечатлениями о реализации лагерей актива «Товарищ», «Комсорг» «Корчагинец». В статье представлен опыт организации Фрунзенской коммуны. Уникальность данной методики заключалась в субъектно-субъектном подходе к воспитанию: субъектами выступали и воспитатели, и воспитанники в равной мере, что было нетипично для советского периода. В статье рассматривается опыт лагерей комсомольского актива, позитивные формы организации которых в настоящее время широко используются для развития социальной активности подростков и молодежи. Актуальной представляется информация о том, что комсомольские организации в советское время совместно с Управлением внутренних дел и другими ведомствами направляли усилия на борьбу с безнадзорностью и преступностью среди несовершеннолетних. Статья будет полезна студентам, обучающимся по направлению подготовки «Организация работы с молодежью», педагогам-организаторам, специалистам молодежной сферы, волонтерам и вожатым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рожков Михаил Иосифович, Зайцева Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-Realization of Youth as a Target Function of the Komsomol

The article deals with the issues of youth self-realization in the Komsomol organization of the USSR in the 1960s and 1980s. This period is characterized by the development of new forms of work with adolescents and young people: camps of the activ, student brigades, youth residential complexes, organization of Komsomol headquarters. The most important objective function of the Komsomol was the function of creating conditions for the self-realization of young people. This is what allowed young people to show social activity and initiative. The authors refer to the works by scientists of the Soviet period, who by themselves were participants and organizers of work with young people B. Z. Vulfov, T. N. Malkovskaya and others, are presented memories of former Komsomol members and their impressions of the activities of the Komsomol organization, as well as its impact on the development of youth and adolescents. One of the authors of the article, M. I. Rozhkov, is a laureate of the Lenin Komsomol Prize and shares his own impressions about the implementation of the camps of the «Tovarish», «Komsorg», «Korchaginets». The article presents the experience of the organization of the Frunze commune. The uniqueness of the methodology was in the subject-subject approach of education; both educators and pupils acted as subjects, which was atypical for the Soviet period. In the article experience of Komsomol camps is considered, which positive forms of the organization are widely used for development of social activity of teenagers and youth now. Relevant information is provided that the Komsomol organizations in the Soviet period together with the Police and other departments directed joint efforts to fight against neglect and youthful crime.The article will be useful for students of the training direction «Youth work», for teacher-organizers, specialists of the youth sphere and counselors.

Текст научной работы на тему «Самореализация молодежи как целевая функция комсомола»

DOI 10.24411/1813-145X-2019-10346

УДК 378

М. И. Рожков https://orcid.org/0000-0001-7084-7918 М. А. Зайцева https://orcid.org/0000-0002-6614-0642

Самореализация молодежи как целевая функция комсомола

Статья подготовлена в рамках государственного задания № 073-00092-19-00 на 2019 г. ФГБНУ «ИИДСВ РАО» по проекту «Развитие механизмов социально-педагогической поддержки деятельности детских общественных объединений»

В статье рассматриваются вопросы самореализации молодежи в комсомольской организации СССР в 60-80 гг. XX в. Для этого периода характерно развитие новых форм работы с подростками и молодежью: лагеря актива, ученические бригады, молодежные жилые комплексы, организация комсомольских штабов. Важнейшей целевой функцией комсомола было создание условий для самореализации молодежи. Именно это позволяло молодым людям проявлять социальную активность и инициативу. Авторы обращаются к трудам ученых советского периода, которые сами были участниками и организаторами работы с молодежью, Б. З. Вульфова, Т. Н. Мальковской и др.; приводят воспоминания бывших комсомольцев и их впечатления о деятельности комсомольской организации, о ее влиянии на развитие молодежи и подростков. Один из авторов статьи, М. И. Рожков, является Лауреатом премии Ленинского комсомола и делится собственными впечатлениями о реализации лагерей актива «Товарищ», «Комсорг» «Корчагинец». В статье представлен опыт организации Фрунзенской коммуны. Уникальность данной методики заключалась в субъектно-субъектном подходе к воспитанию: субъектами выступали и воспитатели, и воспитанники в равной мере, что было нетипично для советского периода. В статье рассматривается опыт лагерей комсомольского актива, позитивные формы организации которых в настоящее время широко используются для развития социальной активности подростков и молодежи. Актуальной представляется информация о том, что комсомольские организации в советское время совместно с Управлением внутренних дел и другими ведомствами направляли усилия на борьбу с безнадзорностью и преступностью среди несовершеннолетних. Статья будет полезна студентам, обучающимся по направлению подготовки «Организация работы с молодежью», педагогам-организаторам, специалистам молодежной сферы, волонтерам и вожатым.

Ключевые слова: комсомольская организация, самореализация, лагерь актива, Фрунзенская коммуна, ученические бригады, молодежные жилые комплексы, организация комсомольских штабов.

M. I. Rozhkov, M. A. Zaitseva

Self-Realization of Youth as a Target Function of the Komsomol

The article deals with the issues of youth self-realization in the Komsomol organization of the USSR in the 1960s and 1980s. This period is characterized by the development of new forms of work with adolescents and young people: camps of the activ, student brigades, youth residential complexes, organization of Komsomol headquarters. The most important objective function of the Komsomol was the function of creating conditions for the self-realization of young people. This is what allowed young people to show social activity and initiative. The authors refer to the works by scientists of the Soviet period, who by themselves were participants and organizers of work with young people B. Z. Vulfov, T. N. Malkovskaya and others, are presented memories of former Komsomol members and their impressions of the activities of the Komsomol organization, as well as its impact on the development of youth and adolescents. One of the authors of the article, M. I. Rozhkov, is a laureate of the Lenin Komsomol Prize and shares his own impressions about the implementation of the camps of the «Tovarish», «Komsorg», «Korchaginets». The article presents the experience of the organization of the Frunze commune. The uniqueness of the methodology was in the subject-subject approach of education; both educators and pupils acted as subjects, which was atypical for the Soviet period. In the article experience of Komsomol camps is considered, which positive forms of the organization are widely used for development of social activity of teenagers and youth now. Relevant information is provided that the Komsomol organizations in the Soviet period together with the Police and other departments directed joint efforts to fight against neglect and youthful crime.The article will be useful for students of the training direction «Youth work», for teacher-organizers, specialists of the youth sphere and counselors.

Keywords: the Komsomol organization, self-realization, camp of the active, the Frunze commune, student brigades, youth residential complexes, organization of Komsomol headquarters.

29 октября 2018 г. в нашей стране многие люди отметили 100-летие самой массовой молодежной организации СССР - коммунистического союза молодежи. Можно по-разному оценивать деятельность этой организации. С одной стороны, сегодня вызывает отторжение идеологическая доминанта в ее де-

ятельности, связанная с четким курсом комсомола на реализацию решений Коммунистической партии. В стране, где конституцией была закреплена руководящая роль партии, иначе существовать не могла организация, объединяющая большинство молодых людей. В то же время нельзя сводить оценку дея-

© Рожков М. И., Зайцева М. А., 2019

тельности комсомола только к его деятельности в этом направлении. История не может быть черно-белой. В работе комсомола было много того, что требует нового осмысления и позитивного отношения.

Важнейшей целевой функцией комсомола была функция создания условий для самореализации молодежи. Именно это позволяло молодым людям проявлять социальную активность и инициативу.

Деятельность комсомола отражала широкий спектр интересов и потребностей молодых людей. Исследования, проводимые нами в 70-80-х гг. прошлого века, показали, что интерес у молодых людей к участию в комсомольской жизни был вызван в основном желанием обогатить досуг, самоопределиться, стремлением участвовать в политической жизни, быть защищенными. Большинство опрошенных молодых людей считали, что быть комсомольцем престижно.

Комсомольские организации, учитывая интересы молодежи, создавали молодым людям разного возраста поле для самореализации. Для каждой из возрастных и социально-профессиональных групп в комсомольских организациях школ, профтехучилищ, вузов, производственных предприятий создавались условия самореализации молодежи с учетом специфики этих групп.

Особое значение для социального становления молодежи имела деятельность школьных комсомольских организаций. Деятельность этих организаций, конечно, наряду с влиянием других социальных факторов, должна была обеспечивать мотивацию социально значимой деятельности школьника [2, с. 15].

В свою очередь, Т. Н. Мальковская, рассматривая своеобразие влияния комсомольского коллектива, добавляла, что смысл деятельности комсомола в школе заключается в формировании социально значимой позиции, позволяющей старшеклассникам во всех сферах жизни руководствоваться требованиями, налагаемыми ВЛКСМ [9].

Стремление учащихся проявлять социальную активность за рамками школы вылилось в развитие коммунарского движения. В конце 60-х гг. известность среди педагогов приобрело имя ленинградского ученого И. П. Иванова, положившего в основу воспитания социальной активности школьников коллективную творческую деятельность (методика получила название коммунарской, методики КТД, методики творческого развития коллектива). Возникла она в 1959 г. во Фрунзенском Доме пионеров и школьников Ленинграда. Ее авторы предполагали, что это будет скромная районная школа пионерского актива, но система идей, дел и отношений, предложенная небольшой группе семиклассников и восьмиклассников, оказалась настолько привлекатель-

ной, что вскоре в Доме пионеров появились ребята, далекие от общественной работы. Так и сложилась Фрунзенская коммуна [5].

Методика предполагала создание коллектива на основе борьбы за высокие, привлекательные для детей идеалы, формируемые не лозунгами, а жизненной позицией педагога и делами, направленными на гражданскую заботу об улучшении окружающей жизни; построение коллектива на принципах сменяемости всего актива, коллективного планирования, организации и анализа - и общих дел, и отношений, и поступков; организацию общественно значимой деятельности; позицию педагога-товарища, способного к сотрудничеству с воспитанниками, которая обеспечивает взаимопонимание и взаимодействие педагогического и детского коллективов. Уникальность методики заключалась в субъектно-субъектном подходе воспитания; субъектом выступали и воспитатели, и воспитанники в равной мере, что было нетипично для советского периода [4].

Основной целью применения данной методики признается раскрепощение личности и воспитателя и воспитанника, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского самосознания, способности личности к социальному творчеству и самоопределению. В основе коммунарского движения лежало стремление улучшить жизнь коллектива и окружающей среды, выражавшееся в форме КТД, в сотрудничестве воспитателей и воспитанников, в их общей творческой гражданской заботе - практической, организаторской, воспитательной [1]. Отличительная особенность методики - это признание субъектами и воспитателей, и воспитанников.

Важное значение для самореализации школьников, имело создание ученических производственных бригад (УПБ). В школах Ярославской области они стали создаваться с начала 50-х гг. На протяжении многих лет члены бригад помогали колхозам и совхозам выращивать и собирать урожай. В архивных документах указано, что уже в 1959 г. был проведен 1-й областной слет членов УПБ, на выставке которого были представлены экспонаты 114 школ - отчет о проделанной работе. В Постановлении бюро Ярославского сельского обкома ВЛКСМ от 22 сентября 1964 г. «Об итогах социалистического соревнования ученических производственных бригад» отмечено, что в области имелось 170 УПБ и 150 звеньев с общим количеством учащихся около 30 тысяч и закрепленными за ними 3 118 га различных сельскохозяйственных культур. Важно, что большинство школ и трудовых объединений школьников ставили опыты по заданию ученых и специалистов сельского хозяйства, то есть вносили свой осознанный вклад в развитие этой отрасли [5].

Важнейшей задачей комсомола было создание условий для самореализации молодых людей в роли

лидеров. Этому способствовало развитие молодежного самоуправления, подготовка лидеров-организаторов в лагерях комсомольского актива, в рамках деятельности комсомольских штабов, функционирующих на базе учреждений внешкольной работы.

В 60-х гг. по всей стране стали возникать лагеря комсомольского актива школьников. В Курской области рождается методика подготовки лидеров школьных комсомольских организаций - в 1961 г. был создан лагерь «Комсорг». С первых дней существования лагеря по-новому были сформулированы задачи работы со школьниками: прежде всего, это подготовка лидеров к организаторской работе в школе; одновременно лагерь превращался в творческую лабораторию по поиску новых, эффективных форм организации жизнедеятельности старшеклассников.

Методика работы лагеря была уникальной. Впервые детям говорили не только, что они могут делать в школе, но и как это сделать. Автор теории психологии развития организаторских способностей Л. И. Уманский пытался создать в лагере уникальную атмосферу сотрудничества и стимулирования активности всех участников лагерных сборов [14].

На основе опыта работы курского лагеря «Комсорг» во многих областях и республиках Советского Союза стали возникать подобные лагеря.

В 1976 г., опираясь на опыт «Комсорга» в Курской области, М. И. Рожков создал лагерь комсомольского актива учащихся профтехучилищ «Товарищ». Продолжая традиции этих лагерей, во многих регионах России, создаются различные объединения школьников. Целью лагерей является развитие у детей социальной активности.

В Ярославской области эффективно реализовы-вал задачу подготовки лидеров-организаторов лагерь «Корчагинец», одним из руководителей которого был М. В. Груздев.

Комсомольские организации вузов также создавали условия для самореализации студентов. В 60-80-е гг. стали появляться различные студенческие клубы и объединения. Именно в студенческой среде возник КВН.

Эффективной формой самореализации студентов стали студенческие строительные отряды. В январе 1960 г. газета «Комсомольская правда» опубликовала письмо-обращение секретарей комитетов комсомола четырех вузов, в том числе МГУ и строительного техникума Москвы, с рассказом об опыте формирования студенческих строительных отрядов. Они призвали студентов страны создавать строительные отряды для работы на целине. Широкое распространение эта форма получила в конце 60-70-х гг.

Одним из первых в стране был создан студенческий отряд Ярославского государственного педагогического института, комиссаром, командиром в

разные годы существования отряда был В. В. Афанасьев.

Всего за годы существования движения студенческих отрядов (с 1965 по 1991 г.) в их работе приняли участие почти 13 миллионов юношей и девушек. На пике развития движения его численность превышала 830 тысяч человек, студенты трудились во всех сферах народного хозяйства, на территории всех областей, краев и республик Советского Союза. За это время были выработаны четкие правила организации и деятельности студенческих отрядов, нормативы, правила техники безопасности.

Комсомол формировал социальную ответственность молодежи. Большую роль в этом играли штабы «Комсомольского прожектора» (далее - «КП»), деятельность которых была направлена на изыскание и использование резервов производства, контроль за соблюдением законодательства о молодежи, воспитание у молодежи хозяйственной инициативы, личной ответственности, навыков управления. Интересные факты приводит участница этого проекта Елена Шмелева [16]. Несомненно, участие в работе «Комсомольского прожектора» способствовало самореализации молодых людей. В 1979 г. в комсомольских организациях московских предприятий, строек, учреждений работало около 30 тысяч штабов и постов «КП» (свыше 110 тысяч человек). В 1976-1978 гг. по итогам рейдов-проверок «КП» было подано свыше 118,4 тысяч предложений, внедрение которых обеспечило экономию более 329 млн кВтч электроэнергии, 57 тысяч тонн металла, 150 тысяч тонн условного топлива, многих других материалов. Результаты деятельности штабов КП освещались в различных формах. В Курске в перерывах между футбольными матчами передавалась по трансляции стадиона сатирическая газета «Баня», в которой освещались результаты рейдов «Комсомольского прожектора».

Большое значение для самореализации молодежи имели различные формы, позволяющие развивать ее творческую активность. Социальное и художественное творчество всегда находилось в центре внимания комсомольских организаций.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ № 321 от 13 марта 1987 г. «Об образовании единой общегосударственной системы научно-технического творчества молодежи» повсеместно создавались центры НТТМ, в том числе при райкомах комсомола. К началу 90-х в СССР насчитывалось уже более 600 центров НТТМ. Согласно уставу средства НТТМ могли вкладываться только в производство. Центры НТТМ пользовались большими льготами. Они не платили никаких налогов, но отчисляли 3 % дохода в общесоюзный фонд НТТМ и 27 % - в местные фонды, которыми распоряжались координационные советы

НТТМ. При этом государство не получало вообще ничего: средства фондов направлялись на «развитие научно-технического творчества и социальные цели» (общий оборот фондов в 1989 г. составил 1,5 млрд рублей).

Идеологические рамки молодежного изобретательского предпринимательства, появившегося как эксперимент социальной перестройки в экономически рушащемся с 1980-го СССР, в конце 1980-х определялись на специализированных научно-практических конференциях, затем утверждались комсомольскими конференциями (региона, страны) и съездами ВЛКСМ/РСМ 1989-1990 гг. Первыми в кооперативной перестройке страны стали центры научно-технического творчества молодежи (НТТМ), которые с 1987 г. начали интегрироваться в систему социального эксперимента молодежных жилых комплексов.

Молодежные жилые комплексы (далее - МЖК) были прообразом современных кондоминиумов и товариществ собственников жилья. В 1980-х гг. эта форма территориального местного самоуправления назвалась как советы микрорайисполкомов, где НТТМ стал одним из способов самофинансирования социально-коммунальных проектов МЖК. Само явление молодежного предпринимательства (пусть и наукоемкого, научно-технического, инновационного) стало свидетельством краха ортодоксальной коммунистической идеологии в стране, краха идеологам марксизма.

Движение МЖК по свой сути было социальной технологией, социальным экспериментом, который имел положительную оценку в народе и дал позитивный резонанс в общественной жизни страны.

Принятие Секретариатом ЦК ВЛКСМ постановления от 29 июня 1970 г. «О положении «Об оперативных комсомольских отрядах добровольных народных дружин» должно было исправить сложившуюся ситуацию, не только определив порядок организации и структуру оперативных комсомольских отрядов, но и нацелив их на конкретную работу по участию в охране общественного порядка, предупреждению детской безнадзорности и преступности несовершеннолетних, борьбу с антиобщественными проявлениями среди молодежи [13, с. 13].

Рассмотрим, как принятие постановления отразилось на деятельности комсомольских оперативных отрядов в разных регионах СССР. В Смоленской области комсомольские оперативные отряды были созданы при всех районных и городских комитетах комсомола. В конце 1970 г. в них насчитывалось 510 человек. Для оказания методической и практической помощи оперативным отрядам в проведении мероприятий по предупреждению правонарушений среди молодежи к совместному патрулированию были привлечены личный состав и внештатные сотрудни-

ки милиции. В течение года отрядами было проведено свыше 500 рейдов по местам скопления подростков и укрытия уголовно-преступных элементов, в результате чего было выявлено и поставлено на карточный учет 1 556 подростков-правонарушителей и 711 неблагополучных семей. В 180 школах области были созданы отряды юных дзержинцев, в рядах которых насчитывалось свыше 2 500 комсомольцев и пионеров. Отряды юных дзержинцев и юных друзей милиции проводили работу в микрорайонах школ по предупреждению и пресечению случаев озорства со стороны детей и подростков, нарушения ими правил уличного движения, предотвращению вовлечения детей и подростков в азартные игры.

В г. Балхаше Карагандинской области при штабе оперативной комсомольской дружины был создан отдел, который занимался выявлением мест скопления подростков, которые нигде не работали и не учились. Только за 1970 г. дружинники помогли 38 подросткам устроиться на работу и 16 - вернуться в школу. В области был создан 51 отряд юных друзей милиции и юных дзержинцев с общей численностью 664 человека.

В Ленинграде 145 комсомольских оперативных отрядов объединили 3 500 активистов. В течение 1970 г. ими было проведено 7 общегородских специализированных рейдов с участием 4 тысяч человек. Объектами рейдовых бригад стали молодежные общежития, подростки, торговые организации, нарушители правил дорожного движения и эксплуатации автотранспорта. Городским комитетом ВЛКСМ для актива отрядов были созданы постоянно действующие школы правовых знаний при ДК им. Дзержинского, проводились семинары командиров районных отрядов. Тесное взаимодействие оперотрядов с органами внутренних дел способствовало и пропаганде милицейской службы. Только за 1970 г. 1 860 человек были направлены по комсомольским путевкам на работу в милицию.

В г. Харькове комсомольские организации совместно с Управлением внутренних дел и другими ведомствами в первом полугодии 1971 г. провели 80 рейдов, направленных на усиление борьбы с безнадзорностью и преступностью среди несовершеннолетних. Из них 50 общегородских - по предупреждению безнадзорности и 30 специальных - по борьбе с нарушителями правил советской торговли. В феврале 1971 г. в областном центре состоялось совещание актива членов КООД совместно с работниками РОВД, суда и прокуратуры, где обсуждалась тема «О серьезных недостатках в предупреждении безнадзорности и преступности несовершеннолетних в Харьковской области». В марте 1971 г. состоялся IV слет комсомольских оперативных отрядов, на котором был проведен анализ состояния дел и намечены конкретные мероприятия по совершен-

ствованию воспитательной работы среди подростков и молодежи на 1971 г.

Ретроспективный анализ функционирования комсомольской организации позволил увидеть, что все перечисленные и объединения, действовавшие в 50-80-х гг., осуществляли работу, направленную на трудовое, нравственное, эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие молодежи [5, с. 21]. Они содействовали удовлетворению интересов молодых людей в организации свободного времени, развитию их социальной активности, адаптации старшеклассников ко взрослой жизни в обществе.

Библиографический список

1. Басов, Н. Ф., Басова, В. М., Кравченко А. Н. История социальной педагогики [Текст] / Н. Ф. Басов, В. М. Басова,

A. Н. Кравченко. - М. : Академия, 2005. - 228 с.

2. Вульфов, Б. З. Комсомол - школа общественной активности старшеклассников [Текст] / Б. З. Вульфов. - М. : Знание, 1976. - 64 с.

3. Газман, О. С. Чтобы работа была в радость [Текст] / О. С. Газман // Каникулы: игра воспитания. - М. : Просвещение, 1988. - С. 87-97.

4. Ермоленко, В. В. Развитие ученического самоуправления в средних профессионально-технических училищах : метод. рекомендации [Текст] / В. В. Ермоленко,

B. М. Плешивцев, М. И. Рожков // Всесоюз. науч.-метод. центр проф.-техн. обучения молодежи. - М. : Высшая школа, 1987. - 45 с.

5. Зайцева, М. А. Возможности использования современной педагогической практикой опыта 50-80 годов по воспитанию социальной активности старшеклассников во внешкольных учреждениях [Текст] / М. А. Зайцева // Современные проблемы воспитания молодежи и пути из решения / под. ред. М. И. Рожкова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2013. - 199 с. - С. 17-22.

6. Комплексная программа дальнейшего совершенствования подготовки и воспитания достойного пополнения рабочего класса и колхозного крестьянства в свете решений XXVI съезда КПСС (1982-1985 гг.) [Текст] / ВЦСПС и др. -М. : Б. и., 1982. - 135 с.

7. Комсомольские организации школы - грани содружества [Текст] / М. И. Рожков, Т. И. Попова. - Казань : НИИ ПТП АПН СССР, 1988. - 12 с.

8. Лагерь «Товарищ» [Текст] / М. И. Рожков // Профессионально-техническое образование. - 1977. - № 6. -

C. 40-42.

9. Мальковская, Т. Н. Воспитание социальной активности старших школьников [Текст] / Т. Н. Мальковская. - Л. : ЛГПИ, 1973. - 172 с.

10.Опыт и методика работы по воспитанию социальной активности учащихся профтехобразования [Текст] / М. И. Рожков. - Казань : Казанская ЗКШ, 1986. - 36 с.

11. Организационно-педагогические вопросы работы лагеря комсомольского актива профтехучилищ [Текст] / разраб.: В. М. Плешивцев, М. И. Рожков, А. Л. Уманский и др. - М. : Высшая школа, 1981. - 23 с.

12.Рожков, М. И. Уроки для комсоргов [Текст] / М. И. Рожков // Бюллетень пресс-клуба для комсомольских газет. - М., 1982. - С. 12

13.Рожков М. И., Савченко С. Формирование организаторских умений и навыков на внеаудиторных занятиях в комсомольской школе [Текст] / М. И. Рожков, С. Савченко //

Использование активных форм и методов обучения в учебном процессе комсомольской школы. - М. , 1986. - 24 с.

14.Рожков, М. И. Юногогика. Педагогическое обеспечение работы с молодежью [Текст] : учебно-методическое пособие / М. И. Рожков. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2007. -240 с.

15.Рожков, М. И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания [Текст] / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. -Ярославль : ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2012. - 415 с.

16.Шмелева Елена. Прожектор комсомола [Электронный ресурс] / Елена Шмелева // Новая городская газета. - URL: //https://vk.com/wall-113106260_2740

Reference List

1. Basov, N. F., Basova, V. M., Kravchenko A. N. Istorija social'noj pedagogiki = History of social pedagogics [Tekst] / N. F. Basov, V. M. Basova, A. N. Kravchenko. - M. : Akademija, 2005. - 228 s.

2. Vul'fov, B. 3. Komsomol - shkola obshhestvennoj ak-tivnosti starsheklassnikov = The Komsomol is school of seniors' public activity [Tekst] / B. 3. Vul'fov. - M. : Znanie, 1976. -64 s.

3. Gazman, O. S. Chtoby rabota byla v radost' = In order work would be joy [Tekst] / O. S. Gazman // Kanikuly: igra vospitanija = Vacation: education game. - M. : Prosveshhenie, 1988. - S. 87 97.

4. Ermolenko, V. V. Razvitie uchenicheskogo samouprav-lenija v srednih professional'no-tehnicheskih uchilishhah : metod. rekomendacii = Development of student's self-government in secondary technical training colleges: methodical recommendations [Tekst] / V. V. Ermolenko, V. M. Pleshivcev, M. I. Rozhkov // Vsesojuz. nauch.-metod. centr prof.-tehn. obuchenija molodezhi = All-Union scientific-methodical center of vocational training of youth. - M. : Vysshaja shkola, 1987. -45 s.

5. Zajceva, M. A. Vozmozhnosti ispol'zovanija sovremennoj pedagogicheskoj praktikoj opyta 50 80 godov po vospitaniju social'noj aktivnosti starsheklassnikov vo vneshkol'nyh uchrezhdenijah = Possibilities of use by modern pedagogical practice of experience of 50-80 years on education of seniors' social activity in out-of-school institutions [Tekst] / M. A. Zajceva // Sovremennye problemy vospitanija molodezhi i puti iz reshenija = Modern problems of education of youth and way of its solution / pod. red. M. I. Rozhkova. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2013. - 199 s. - S. 17 22.

6. Kompleksnaja programma dal'nejshego sovershenstvo-vanija podgotovki i vospitanija dostojnogo popolnenija rabochego klassa i kolhoznogo krest'janstva v svete reshenij XXVI s#ezda KPSS (1982 1985 gg.) = The complex program of further improvement of preparation and education of worthy replenishment of a working class and collective-farm peasantry in the light of decisions of the XXVI congress of the CPSU (1982 1985) [Tekst] / VCSPS i dr. - M. : B. i., 1982. - 135 s.

7. Komsomol'skie organizacii shkoly - grani sodruzhestva = The Komsomol organizations of school - commonwealth sides [Tekst] / M. I. Rozhkov, T. I. Popova. - Kazan' : NII PTP APN SSSR, 1988. - 12 s.

8. Lager' «Tovarishh» = Camp «Tovarishch» [Tekst] / M. I. Rozhkov // Professional'no-tehnicheskoe obrazovanie. -1977. - № 6. - S. 40 42.

9. Mal'kovskaja, T. N. Vospitanie social'noj aktivnosti starshih shkol'nikov = Education of the senior school students' social activity [Tekst] / T. N. Mal'kovskaja. - L. : LGPI, 1973. -172 s.

10. Opyt i metodika raboty po vospitaniju social'noj ak-tivnosti uchashhihsja proftehobrazovanija = Experience and technique of work on education of social activity of vocational training pupils [Tekst] / M. I. Rozhkov. - Kazan' : Kazanskaja ZKSh, 1986. - 36 s.

11. Organizacionno-pedagogicheskie voprosy raboty lagerja komsomol'skogo aktiva proftehuchilishh = Organizational and pedagogical questions of work of the camp of the Komsomol active of technical training colleges [Tekst] / razrab.: V. M. Pleshivcev, M. I. Rozhkov, A. L. Umanskij i dr. - M. : Vysshaja shkola, 1981. - 23 s.

12. Rozhkov, M. I. Uroki dlja komsorgov = Lessons for Komsomol organizers [Tekst] / M. I. Rozhkov // Bjulleten' press-kluba dlja komsomol'skih gazet = The bulletin of a press club for Komsomol newspapers - M., 1982. - S. 12.

13. Rozhkov, M. I., Savchenko, S. Formirovanie organiza-torskih umenij i navykov na vneauditornyh zanjatijah v komso-mol'skoj shkole = Formation of organizing skills on out-of-class

lessons at Komsomol school [Tekst] / M. I. Rozhkov, S. Savchenko // Ispol'zovanie aktivnyh form i metodov obuchen-ija v uchebnom processe komsomol'skoj shkoly = Use of active forms and methods of training in the educational process of Komsomol school. - M. , 1986. - 24 s.

14. Rozhkov, M. I. Junogogika. Pedagogicheskoe obespechenie raboty s molodezh'ju = Yunogogics. Pedagogical ensuring work with youth [Tekst] : uchebno-metodicheskoe posobie a study guide / M. I. Rozhkov. - Jaroslavl' : Izd-vo JaG-PU, 2007. - 240 c.

15. Rozhkov, M. I., Bajborodova L. V. Teorija i metodika vospitanija = Theory and technique of education [Tekst] / M. I. Rozhkov, L. V. Bajborodova. - Jaroslavl' : JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2012. - 415 c.

16. Shmeleva Elena. Prozhektor komsomola = Shmeliova Elena. Searchlight of the Komsomol [Jelektronnyj resurs] / Elena Shmeleva // Novaja gorodskaja gazeta. - Rezhim dostupa: //https://vk.com/wall-113106260_2740

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.