Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ НАУЧНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ В ДБО «СМЕНА» г. АНАПА)'

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ НАУЧНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ В ДБО «СМЕНА» г. АНАПА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3213
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети / подростки / временный детский коллектив / педагогическая технология / социальная технология / самоактуализация / педагогическая игра / temporary children's collective / children / teenagers / pedagogical technology / social technology / self-actualization / pedagogical game

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торгонский В. В.

Научно-экспериментальная площадка в ДБО «Смена» (г. Анапа) была организована в 2003 г. При разработке педагогической технологии изначально было поставлено четкое определение педагогическим отрядом целей и задач взаимодействия с детьми и пошаговое структурированное определение путей и способов их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Торгонский В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The scientific-experimental platform in ДБО "Смена" (Anapa) has been organized in 2003. By development of pedagogical technology precise definition by pedagogical group of the purposes and problems of interaction with children and the step-by-step structured definition of ways and ways of their realization has initially been put.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ НАУЧНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ В ДБО «СМЕНА» г. АНАПА)»

УДК 371.217.3(470.620)

В.В. Торгонский©

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ НАУЧНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ В ДБО «СМЕНА» г. АНАПА)

Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт

Научно-экспериментальная площадка в ДБО «Смена» (г. Анапа) была организована в 2003 г. При разработке педагогической технологии изначально было поставлено четкое определение педагогическим отрядом целей и задач взаимодействия с детьми и пошаговое структурированное определение путей и способов их реализации.

Ключевые слова: дети, подростки, временный детский коллектив, педагогическая технология, социальная технология, самоактуализация, педагогическая игра

Экспериментальная работа проводилась в детской базе отдыха (ДБО) «Смена» г. Анапа, где мы имели возможность наблюдать факт форсированного формирования временного коллектива подростков в летнем лагере. Это позволило нам рассматривать его как своеобразную модель сообщества детей и взрослых, где ярко проявлялись не только особенности, но и общие закономерности, характерные для процессов взаимодействия, общения детей в коллективах, процесса единения общественного мнения, совместных переживаний, настроений.

Формирования временного детского коллектива в условиях организации летнего отдыха предполагает комплекс эффективных и быстрых способов получения результата на исходном уровне. Признаками, определяющими наличие технологии, являются:

- алгоритмичность процесса;

- оптимальность временных затрат;

- гарантированный результат;

- тиражируемость (возможность использования другими педагогическими коллективами).

Технология формирования детского временного коллектива относится к виду социальных технологий, где в отличие от промышленных строгая последовательность шагов не обязательна, но необходимо наличие обратной связи. Исходным и конечным результатом действия технологии является «ребенок» и «коллектив», а параметрами, которые подвергаются изменению - их качества и свойства (ценности, гражданственность, нравственность, гуманизм, активность, креативность и др.) [1].

Нетрадиционная обстановка и интенсивность процессов общения, многообразие и вариативность взаимодействия подростков друг с другом в разнообразных видах деятельности, высокая эмоциональная окрашенность жизнедеятельности, автономность существования, кратковременность его существования и добровольное принятие членами

© Торгонский Виктор Васильевич - аспирант Славянского-на-Кубани государственного педагогического института.

коллектива ценностно-ориентированных норм поведения, отношений и деятельности способствовали скорости усвоения норм нравственности.

Предметом психолого-педагогического анализа была специфика и условия, способствовавшие становлению нравственных отношений подростков.

Важной особенностью формирования временных детских коллективов является возможность продолжительного (круглосуточного) общения подростков и воспитателей, что способствовало возможности создания нравственной модели поведения во временном коллективе.

В процессе реализации нашей концепции на практике требовалось в короткие сроки создать антропологически безупречные условия, чтобы подросток становился субъектом своего развития, а не средством реализации педагогами отчужденных от ребенка абстрактных планов и программ. Главный проблемный вопрос, на который мы пытались ответить: какие именно условия для этого необходимы?

Поскольку для подростка характерно присвоение опыта, системы ценностей, способов деятельности через механизм идентификации со сверстниками, мы приняли решение транслировать свою нравственную систему ценностей через созданную педагогическую игру «ЭКОС», в которой подростки «самостоятельно» открывают ее и таким образом присваивают.

Ключевая проблема, которую нам пришлось решать при реализации проекта педагогической игры «ЭКОС», - степень допустимой свободы личности в коллективе, при которой возможна ее самореализация и автономия. Ведь подросток, в силу объективных причин, находится в лагере сутками. Постоянно находясь в коллективе, подросток не может побыть в одиночестве. Поэтому мы рассматривали наше сообщество детей и взрослых как свободное объединение автономных личностей, которые в созданной нами ситуаций свободного выбора развили способности к самоопределению.

Все «нельзя» вписаны в законы, добровольно принятые каждым: теперь оно звучит не снаружи (от воспитателя), а изнутри (от подростка). Формат необходимых ограничений представляет собой не требование, но договор, в условиях которого свою свободу каждому участнику приходилось соотносить со свободой других людей, принимая на себя ответственность за любое решение.

Педагогическое воздействие происходит не из слов (поучений, нравоучений, увещеваний), а из впечатлений игрой, к которой воспитатель только направляет и корректирует процесс развития. При этом условия относительно замкнутого (суверенного) пространства летнего лагеря способствуют развитию человека телесного, духовного, нравственного более чем в школе.

Подготовительный период к реализации технологии формирования временного детского коллектива в условиях организации летнего отдыха предполагает предварительное формирование у всех членов педагогического отряда антропологического мировоззрения, которое включает в себя:

- органичную ориентированность на каждого ребенка как на человека, представляющего собой огромную ценность, имеющего неотъемлемые права и обязанности;

- признание антропологических ценностей, таких как жизнь, здоровье (психическое и физическое), соблюдение его прав и свобод в качестве приоритетных ценностей;

- формирование ценностного отношения к каждому дню и периоду жизнедеятельности, к детству как самоценной поре развития человека;

- глубокое осознание и органичное принятие гуманистических целей воспитания: целостного развития ребенка как человека, становление детской индивидуальности, гармонизация ребенка с природой, обществом, самим собой, создание комфортной эмоциональной атмосферы;

- установка на воспитание как важнейшую составляющую технологического процесса, а также как на взаимодействие, диалог, взаимное движение взрослого и ребенка навстречу друг другу;

- признание того факта, что успешно воспитывать можно только при совпадении представлений взрослого и ребенка о совершенном человеке, что анализ состояния и проблем воспитанника - объект, который является предметом самоанализа воспитателя [2, с. 53].

Важно, чтобы весь педагогический коллектив работал на единую идею и каждый его член предвосхитил собственный поиск ответа на вопрос: «как» организовать коллектив и «зачем» я собираюсь это делать. Каждый решает по-своему общую проблему: помочь ребенку войти в сообщество сверстников, включиться в социум, присвоить ценности человеческой культуры общения, сформировать гражданскую позицию и, с другой стороны, сохранить и развить свои лучшие индивидуально-неповторимые черты, личностно раскрыться в индивидуальном стиле деятельности и поведения.

Реализация технологии предполагает стремление каждого члена педагогического отряда к созданию условий, в которых ребенок защищен демократически построенным коллективом, где принимает на себя свободный выбор ответственности за результат творческого самовыражения, развивает опыт сопричастности в социуме.

«Гражданские» законы и договор в начале пути становятся основой жизни временного детского коллектива.

Решая проблему воспитания при формировании временного детского коллектива, мы основываемся на следующих принципах организации внутриотрядной жизнедеятельности:

- творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;

- учет индивидуальных особенностей детей при определении социально-значимого ролевого места в коллективном взаимодействии;

- управленческая режиссура в постановлении технологического процесса коллективной деятельности [3].

Технологический проект в начале пути может иметь определенную

последовательность:

- совместное проектирование, замысел коллективной деятельности;

- совместное планирование достижения общей цели;

- поиск оптимальных способов решения общей задачи (мозговая атака, мозговой штурм);

- распределение социально-значимых ролей и определение исполнителей коллективной деятельности;

- взаимная поддержка и помощь в осуществлении коллективного замысла;

- оценка общего результата, переживание успеха и радости общих достижений;

- закрепление нравственности ценностных ориентаций, гражданского самоопределения с сопричастности как гражданской позиции [3, с. 76].

На первом этапе реализации нашего педагогического проекта главной особенностью являлось создание мотивационного резонанса, и возникновение желания у каждого ребенка включиться в коллективное дело методами «погружения» и «заражения» творчеством. При этом от педагога требовалось создать привлекательность будущего результата, так сказать, «пропиарить» его и вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт.

Второй этап, когда мотивационная обеспеченность проекта была достигнута, осуществлялся переход к организации деятельности по совместному планированию. На этом этапе важно было распределить роли с учетом желания, способностей и возможностей каждого. Такая диалоговая позиция позволяет коллективно и индивидуально искать оптимальные решения, раскрывать их достоинства и результативность. Характерной чертой этапа формирования коллектива является развитие самоуправления и индивидуализация личности, что влечет за собой повышение уровня конфликтности ситуации в межличностных отношениях. Для стабилизации ситуации выполняется разделение участников игры на выполнение деятельности по собственному желанию. Подобная практика является залогом получения положительного результата на фоне общей сформированности коллектива. По

мере его развития воспитатель-режиссер переходит на позицию равноправного участника совместной деятельности детей, где достигает высокого уровня сотрудничества, занимая позицию консультанта, советника.

Проводившаяся нами в форме педагогической игры «ЭКОС» совместная гибкая педагогическая технология формирования временного детского коллектива в условиях организации летнего отдыха позволила реализовать гуманистические идеи сотрудничества в деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, взаимопроникновением в духовный мир друг друга, возможностью личного самовыражения и самореализации.

Поскольку самоактуализация личности подростка рассматривается как основная часть педагогического процесса, то воспитателю необходимо отличаться педагогическим оптимизмом, организаторскими навыками, умением быстро ориентироваться в создавшейся обстановке, самоконтролем, психолого-педагогической эрудицией, профессиональными способностями, компетентностью, педагогической техникой и антропологическими знаниями.

Исследования, проведенные нами, показали, что обученные на курсах комплексной подготовки воспитатели способны поддерживать процесс самоактуализации подростков, они ориентируются на дружескую коммуникацию, позитивно относятся к себе и высоко себя оценивают, могут пробудить живой интерес к творческой деятельности, верят в способности своих воспитанников, искренне сопереживают им, укрепляют в них чувство самоуважения.

В среде воспитателей прослеживается влияние на отношения с подростками гуманного стиля и представлений, базирующихся на убеждении, что мысли и действия подростка определяются в максимальной степени иррациональными эмоциями. Определенное влияние оказывают и ожидания, которые связываются с собственной нравственной позицией воспитателя, что способствует становлению нравственности подростков.

Основываясь на полученных нами и некоторыми другими исследователями результатах, можно сказать, что между воспитателем и подростком заключается своего рода психологический контракт, который включает правила, в том числе не писанные (и не всегда даже осознаваемые и проговариваемые взаимные ожидания друг относительно друга), и подростки начинают соответствовать ожиданиям. В подобной ситуации представляется очевидным, что желание быть принятым и оцененным в коллективе, вызывать симпатии является ведущей потребностью воспитанника. От того, насколько гибко и безболезненно для внутреннего мира подростка вожатый сумеет «облачить» требования психологического контракта в приемлемый формат, зависит уровень его мастерства как педагога.

Одной из приоритетных задач формирования временного коллектива подростков мы считаем создание адекватного в рамках нравственности группового мнения. Воспитатель (вожатый) избегает прямого воздействия на подростка, так как более эффективным будет воздействие опосредованное, через мнение группы. Это мнение он создает сам, так как является для подростков референтным лицом.

Воспитатель (вожатый) решает задачи удовлетворения потребностей подростков, развития у каждого ощущения принадлежности к группе и успешности в ней, благоприятного эмоционального состояния, мотивации группы, анализа мотивов каждого.

Содержание психологического контракта в данном случае выглядит следующим образом. Воспитатель (вожатый) рассчитывает на мотивированного, сознательного и добросовестного воспитанника и старается обеспечить ребенку комфортное существование (условие договора).

Общение происходит на позициях диалога, использования принципа «оба правы» при разрешении спорных вопросов; договорных отношениях, восприятии деятельности подростка именно в том виде и смысле, в каком он видит и осмысливает ее сам. На ребенка не оказывается давление с целью заставить его сделать «нужный» выбор, а предоставляется свобода выбора, действий, ответственности за свои поступки. Тогда подросток оправдывает доверие и совершает нравственный выбор действия [4].

Воспитатель (вожатый), способный понимать юмор, приносить другим радость, передает через механизм социального научения позитивный опыт подростку, как бы «заряжая» последнего радостью и оптимизмом.

Условием, обеспечивающим результативность воспитания личности, готовой к самореализации, является гуманистический характер профессиональной и личностной позиции воспитателя (вожатого). Введение в систему управления процессом самовоспитания личности подростка делегирования ему новых полномочий актуализирует воспитательный процесс, акцентированный на развитие личностных качеств, становление его нравственной позиции.

Это позволяет наблюдать у подростков в процессе педагогической игры «ЭКОС» формирование следующих положительных качеств личности:

- потребность в личностном саморазвитии, основанном на самопознании;

- позитивное ценностное отношение, принятие себя и другого как самоценности, уверенность в собственных возможностях и способностях;

- способность открыто выражать свои чувства; установка на нравственное поведение в ролевой функции, соответствие чужим ожиданиям, эмоциональная саморегуляция;

- способность к взаимодействию; мотивационная направленность на ближнего, такт, деликатность; эмпатийное понимание совместно с оценочным; готовность к открытому общению;

- чувство эмоционального настроя на группу и личность, установка на диалог; чувствительность к изменениям, происходящим с подростком в деятельности;

- осознание ответственности и нравственные выборы действий.

Реализация разработанной нами педагогической технологии в формате педагогической игры «ЭКОС» осуществляется на протяжении одной лагерной смены (обновления потока воспитанников), которая хронологически составляет 31 день, разделяясь при этом на несколько периодов:

1) организационный период (оргпериод);

2) основной период;

3) заключительный период.

Технология реализации оргпериода рассчитана на 4 адаптационных дня и предполагает обязательное использование форм общелагерной и внутриотрядной жизнедеятельности, таких как:

- свечка знакомств (создание системы Я-Мы);

- вожатский концерт (создание системы Он-Мы);

- открытие лагерной смены - творческая линейка (предъявление систем Я-Мы и создание системы Мы-Они);

- открытие Олимпа - спортивной жизни (создание системы Я-Мы-Они);

- станции творчества - «погружение» каждого во все виды творческой деятельности, «заражение» творчеством, подключение к системе культуры.

За период лагерной смены дети переживают 3 стрессовые ситуации. Первая совпадает с оргпериодом и связана с переживаниями ребенком разлуки с домом, незнакомой обстановкой, перевозбуждением от множества новых впечатлений, неясностью ожиданий, сложностью совместной адаптации к условиям замкнутой среды и др. Дети, как правило, негативно воспринимают поначалу строгости и условности законов, режима, установленных порядков дисциплин. Им нужно время включиться в игру, привыкнуть к традициям, незнакомым условиям и людям. Поэтому задачей педагогического коллектива является гибкое сочетание существующих установок, режимов с параллельным включением детей в интересные активные формы деятельности. В плане-сетке лагерной смены в первые 4 дня должны стоять самые яркие массовые праздники, события и мероприятия с использованием методов «погружения» и «заражения», активная индивидуальная групповая работа по организации самоуправления и создание условий для работы в высококреативном, высокоэмоциональном режиме.

Обеспечение 100 % включенности каждого во все виды творческой деятельности создает праздник жизни, эмоциональный «взрыв», положительную психологическую атмосферу. Параллельно формируется положительное отношение к творческой личности, закрепляется переживание радости успешного совместного творчества, что способствует созданию благоприятной атмосферы в коллективах, микрогруппах. При этих условиях режим, условности и неудобства совместного проживания, строгости «государственных» законов, правил и все «нельзя» не вызывают раздражения. Четкие разъяснения, добровольное принятие законов, их осознание как свободно избранная необходимость дают опыт понимания каждому ребенку правил совместного проживания, гражданского законопослушания [5].

При подобном построении работы дети быстрее адаптируются к традициям и легче переживают стрессовую ситуацию. Включение эмоциональной сферы каждого ребенка компенсирует и оптимизирует процесс адаптации, исключает возникновение конфликтных ситуаций, обеспечивает сублимацию как основной механизм социализации девиационной личности ребенка, переключает его в ценностно-значимые социально-приемлемые виды деятельности.

Параллельно реализуется 4 направления развития деятельности:

- общелагерной «государственной» модели (принцип соборности);

- внутриотрядной межличностной (формирование детского временного коллектива и коллективных взаимоотношений);

- межотрядной взаимодеятельностной (взаимодействие и принятие других как равных сообществ);

- индивидуально-личностной (траектория личного развития) [6].

Развитие общности по принципу «соборности» предполагает соревновательность и стратегию состязательности (реализацию установки мы - лучшие). Нами принята позиция, что соревновательность заложена в самой психологии человека. В процессе своего развития ребенку свойственно сравнивать себя с другими, сравнивать свои достижения с достижениями других. Этим обеспечивается стимулирование интенсивности развития и адекватность самооценки. Траектория развития строится на основе проектирования успешной само- и коллективной деятельности методом сравнения себя (нас) с собой (нами) вчерашним(и). Результат развития определяется само- и коллективным анализом, системой накопления суммы результатов.

Одним из главных методов работы с коллективом выступает соревнование. У данного метода стимулирования действий и отношений в коллективе большие воспитательные возможности:

- оно создает сильные эмоционально-ценностные стимулы, которые усиливают основные мотивы, обеспечивает привлекательность деятельности;

- соревнование способно проявить совершенно неожиданные способности детей, которые в привычной обстановке не давали о себе знать;

- соревнование сплачивает детей, развивает дух коллективизма при соблюдении особых условий [7].

Соревнование в детской среде должно быть обставлено яркой атрибутикой (девизы, звания, титулы, эмблемы, призы). При этом ни на минуту не должен уйти дух игры товарищеского общения. Важны в соревновании гласность и сравнимость результатов.

Нами разработан и соблюдается принцип определения номинаций при подведении итогов соревнования любого типа, кроме спортивных. Не распределение мест, а присуждение номинации каждому участнику соревнования. Хороший технолог - это мастер придумать поощрение - номинацию «самый», «лучший» всем кто принимал участие в соревновании. Тем самым снимаются такие негативные тенденции, как наличие зависти, страха перед поражением, агрессия к победителю, ненависть, победа любой ценой, разочарование в результате проигрыша и другие. Формируется не ценность победы, а ценность стремления к ней; не только радость при достижении цели победить, а радость

участия и стремления к победе. Гарантии обеспечения принятия любого результата при максимальном вложении сущностных сил ребенка - гарантия закрепления активной жизненной позиции, уверенности в себе, развитие потребности дальнейшего активного участия, поддержание интереса через переживание радости и обеспечение гарантии успешности. Поиск радости и счастья есть, собственно, счастье. В совместной соревновательной деятельности дети постигают эту истину и принимают ее как ценность.

Важным методом педагогической поддержки, стимулирования деятельности при формировании детского временного коллектива является поощрение. Этот метод призван выполнять значимые функции: одобрить правильные действия и поступки детей; поддержать и развить стремление так действовать всегда; самоутвердиться в правильной линии поведения в деятельности и общении. Воспитательный механизм метода поощрения построен на переживании ребенком радости, счастья, гордости, удовлетворения собой и сделанной работой. Секрет воспитателей технологов в том, что они обладают непререкаемым личным авторитетом и добровольно приняты детьми. Поэтому поощрение из их уст наиболее значимы и не требуют особых материальных затрат. Достаточно взгляда, прикосновения, улыбки, одобрения, которые воспринимаются как особая награда. Но, тем не менее, нами разработана система моральных и материальных поощрений, которая стимулирует активную социальную гражданскую позицию, нравственность.

Успешная реализация способностей гарантирована всем участникам педагогической игры «ЭКОС» психолого-педагогической и эмоциональной поддержкой при реализации коллективно-творческих дел и обеспечением качественной оценки деятельности, поощрением инициативы.

К окончанию лагерной смены каждый ее участник накапливает количество цветовых ленточек, что стимулирует положительную конкурсную основу самореализации личности.

Красный - цвет сотрудничества.

Оранжевый - цвет интеллектуальных способностей.

Желтый - цвет самопознания.

Зеленый - цвет физической культуры и здорового образа жизни.

Голубой - цвет трудолюбия и чистоты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Синий - цвет лидерства.

Фиолетовый - цвет творчества и фантазии.

Белый - цвет гуманности и милосердия.

Система стимулирования обеспечивает стремление детей к занятиям различными видами деятельности и завершается вручением лучшим значка и грамоты «ЭКОС» от королевы острова Счастья (директора лагеря). Полученное поощрение от значимого взрослого усиливает стимульный эффект поощрения, доставляя детям ощущение гордости, радости и счастья, сопричастность, гражданское самоопределение.

Итак, организационный период завершен, и наступает основной период построения логики и философии лагерной смены.

Вторая стрессовая ситуация, возникающая в детской среде, совпадает с основным периодом лагерной смены и приходится, как правило, на его середину. Вызвана она как раз насыщенностью повседневной жизни лагеря всевозможными событиями, полной укомплектованностью лагерного расписания. Подобная ситуация является косвенным подтверждением очень хорошей организации работы педагогического коллектива, однако дальнейшее ее развитие в строго линейной направленности недопустимо. Мастерство педагога на этом этапе заключается в том, чтобы вовремя увидеть приближающуюся критическую ситуацию и не дать ей перерасти в кризис. Для этого необходимо менять тактику работы.

Дети уже устали от ежеминутной задействованности, постоянной подготовки к какому-либо мероприятию, от впечатлений и эмоциональных переживаний происходящих событий. Им уже примелькались одни и те же лица, к тому же письма и посещения напоминают о близких, оставшихся дома. Они просто соскучились, банально утомились.

Для предотвращения этого представляется целесообразным в планирование лагерной смены включить экскурсии, давать больше свободного личного времени и использовать такие формы работы, где дети, в основной массе, - зрители. Нами используются такие формы, как: конкурсы «Мисс “ЭКОС”», «Мистер “ЭКОС”», концерты вожатых, привлечение гастрольных коллективов, «День именинника», «Любовь с первого взгляда» и др. Очень позитивные результаты в практике педагогической игры дает объявление «Юрьева дня», когда разрешается переселиться тем, кто не сжился в комнате с соседями, во избежание возможных конфликтов. Это мероприятие можно совместить с таким прозаически необходимым лагерным ритуалом, как смена белья (середина лагерной смены), обличив все это в шутливую форму: «сменил белье - сменил соседа».

При проведении игры «ЭКОС» акцент в технологической работе педагогов летнего лагеря постепенно смещается на реализацию направлений развития внутриотрядной жизнедеятельности. Активно реализуются формы спортивных соревнований по всем возможным в данных условиях видах спорта. Самостоятельный свободный выбор участия определен по принципу желания, способности и возможности детей. Система распределения мест и победителей не по номинациям, а по численному результату достижений.

Важно отметить технологию организации спортивных состязаний в предварительной работе с участниками и болельщиками. Это установка на максимальную отдачу, желаемую победу и настрой команды болельщиков не на психологическую атаку соперника, а на поддержку своих участников. Выдерживая эту технологию организации спортивных состязаний, мы избегаем возможных форм проявления агрессии, противодействия, негативных форм активности по отношению к сопернику. Психологическая готовность к возможному проигрышу (спорт есть спорт: побеждает сильнейший в честной борьбе) снимает негативные последствия, локализует возникновение конфликтов. Дети с гордостью заявляют: «Мы проиграли всего один мяч, хотя физически наши силы были неравными», «Мы отказались от игры, так как нас не справедливо засудили и пытались публично оскорблять». Дети хотят играть только честно и получать удовольствие от игры. Главное воспитателю-технологу умело аргументировать проигрыш так, чтобы детей изолировать от получения отрицательных эмоций [8].

Направление развития межотрядного взаимодействия реализуется технологическим комплексом системы «дежурного отряда». Каждый день жизнедеятельности лагерной смены сопровождается реализацией разработанной дежурным отрядом программы обеспечения интересных межотрядных дел в тематике дня. Дежурному отряду делегированы следующие функции:

- проведение санитарных рейдов и выпуск «Молнии» с результатами рейда;

- разработка и проведение межотрядных конкурсов, подведение итогов с изготовлением и вручением медалей по системе определения номинаций;

- содействие и помощь в проведении общелагерных событий дня;

- организация дежурства на телефоне и у входа в лагерь;

- отчет и анализ прожитого дня;

- ответственность за насыщение жизнедеятельности и охрану «государственных» границ.

Такая форма организации межотрядной жизни обеспечивает дополнительную накопительную систему достижений и поощрений, закрепляет поддержку коллективного творчества, создает положительный эмоциональный фон при развитии системы Мы-Они.

Как только завершен основной период, решены проблемы второй стрессовой ситуации в технологии формирования временного коллектива, наступает третий, заключительный период, который характеризуется возникновением третьей стрессовой ситуации.

Третья стрессовая ситуация связана, с одной стороны, с предстоящей разлукой крепко сдружившихся ребят, с другой - с неизбежным отъездом и потребностью к нарушениям. Все «нельзя» мотивировались опасениями огорчить и рассердить любимых вожатых, нежеланием быть наказанными и прервать «досрочно» свое пребывание в лагере за

серьезные нарушения. Теперь же подросток осознает, что скоро все равно покинет лагерь и им принимается внутренняя установка: будь что будет.

Ситуация, формируемая объективными особенностями заключительного периода, наиболее опасна своей подчеркнуто антирежимной направленностью. Чтобы она не несла опасность для жизни и здоровья детей, не имела массовый характер, необходимо своевременно взять под контроль эту отрицательную тенденцию и направить ее в должным образом организованное русло. Дело в том, что соблюдение условий договора, принятого в начале лагерной смены, обеспечивалось насыщенностью интересных дел, действием механизма сублимации в процессии социализации личности, оптимизацией создания положительной повышенной эмоциональности, нежеланием огорчать любимого воспитателя и родителей. Усиленная трата положительных эмоций, активная «заорганизованность», постоянная «соборность» создают тенденцию накопления в подсознании ребенка негативных нерастраченных эмоций и нарастания потребности к нарушению. Готовится своеобразный «бунт на корабле», протест и нежелание предстоящей разлуки.

Подготовленный к этой ситуации воспитатель владеет технологией локализации такой конфликтной стрессовой ситуации. Вышеуказанными причинами объясняется устойчивая давняя традиция детской самоорганизации «королевских ночей» - это психологическая проблемы, которая требует мудрого технологичного решения. Методами запрета, наказания, запугивания, усилением контроля эту проблему не решить (запретный плод, как известно, сладок). С начала заключительного периода (за 4 дня до окончания лагерной смены) в технологическом алгоритме построения логики организации жизнедеятельности детей учтена эта тенденция. Хотите нарушать? Пожалуйста. В план работы включаются такие события как: «День наоборот», «День потерянных вожатых», «День бантика», «День нечистой силы», игры «Стражники-мятежники», «Синие-красные», «Комический футбол», «День рождения Бабы-Яги», «Ужастик парк», «Нептун» и др.

При выполнении золотого правила дидактики скаутинга - «соблюдения шума», «выпускание пара» в нужном направлении при контроле взрослых, мы опережаем и планируем удовлетворение тайных потребностей детей к нарушениям. Как исключение, разрешается позже закончить последнюю прощальную дискотеку, ночь посидеть и пошептаться со свечкой всем отрядом, после отбоя устроить прощальный вечер на берегу моря. И когда запас отрицательной энергии, эмоций будет израсходован, предложить чуть-чуть поспать и «тайно» сбежать всем отрядом утром встретить последний рассвет солнца.

Таким образом, нарушены все «нельзя», удовлетворены все антирежимные потребности - и в то же время все остается под контролем. Удалось избежать серьезных проблем и не испортить отношения подростков и вожатых в последние дни совместного проживания. Как говориться: и волки сыты и овцы целы. Это организованные, наполненные романтическими впечатлениями события и есть вожделенные «королевские ночи», о которых тайно мечтает детвора.

Последний день в плане-сетке снова насыщен положительными эмоциями, характеризуется социально направленностью и требует яркого завершения (эмоционального многоточия). Это закрытие лагерной смены, «Выпускной бал Фабрики звезд», «Закрытие Олимпа» с подведением итогов спортивного и творческого направлений лагерной смены, «Прощальный костер», «Прощальная дискотека». Завершение формирования временного детского коллектива характеризуется такими формами и методами работы, как анкетирование по теме: «В лагере я нашел...», акцией «Сто спасибо» с вручением лично каждому медалей «Самый.», отрядные свечки с подведением индивидуальных итогов радуги цветов, анализ прожитой совместной жизни, воспоминания и переживание предстоящей разлуки, оформление «Заборов гласности», завершение летописи отрядов, обмен адресами, исполнение полюбившихся песен, планирование организации отъезда и др.

В процессе реализации нашей педагогической технологии в летнем лагере «Смена» г. Анапа, помещая подростков в особую воспитательную среду, сформированную

антропологически безупречными условиями педагогической игры «ЭКОС», нам удалось констатировать преодоление следующих противоречий:

1. Между личным и общественным, в первую очередь между целями коллектива и целями личности, общественными и личными ценностями, идеалами, интересами. Источником этого противоречия являлось несоответствие уровня нравственного развития личности изменениям реальных жизненных условий.

2. Между поведением личности и сложившимися новыми нормами жизни.

3. Между намерениями, планами личности и теми реальными условиями, в которых она жила и действовала. Это противоречие и привело затем к разрегулированности сознания и поведения.

4. Между личным и социальным жизненным опытом ребенка, мотивами, которыми он руководствовался в своем поведении, и асоциальными установками социума, закрепленном в антиидеалах.

5. Между уровнем развития сил и способностей подростка и теми требованиями, которые предъявляет к нему его окружение.

Ребенок в традиционном семейном воспитании при сложившемся характере, типе поведения, уровне воспитанности не в состоянии решать новые поведенческие задачи, исходящие из средств массовой информации.

Таким образом, сугубо педагогической целью игры «ЭКОС» является создание для растущего человека определенных твердых условий, обеспечивающих его нравственное становление и гармоничное развитие. Разработанная нами педагогическая технология, базирующаяся на оригинальной концепции, помогает в достижении данной цели. При этом теоретическим наработкам мы уделили не меньшее внимание, чем проектированию технологических этапов. Философия каникул, на наш взгляд, обязательно должна быть связана с совокупностью ценностей, определяющих личностный способ бытия человека в социуме. Подобная система ценностей заключается, прежде всего, в значимости для каждого человека способностей к свободному выбору, самосовершенствованию, ответственности за свои поступки, творческому и радостному познанию себя и окружающей действительности и становлении собственной нравственной позиции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Педагогика наших дней / сост. В.П. Бедерханова. Краснодар, 1989.

2. Там же.

3. Там же.

4. Аксенова Г.И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе

профессиональной подготовки: автореф. дис... д-ра пед. наук. М., 1998.

5. Там же.

6. Там же.

7. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

8. Амонашвили Ш.А. Чтобы жизнь учителя состоялась // Педагогика наших дней /

сост. В.П. Бедерханова. Краснодар, 1989.

V.V. Torgonsky

TECHNOLOGY OF FORMATION OF TIME CHILDREN’S COLLECTIVE IN CONDITIONS OF THE ORGANIZATION OF SUMMER HOLIDAY (BY THE EXAMPLE OF JOB SCIENTIFICALLY - THE EXPERIMENTAL PLATFORM IN ДБО ”СМЕНА” ANAPA)

Slavyansky-na-Kubany state pedagogical institute

The scientific-experimental platform in ДБО "Смена" (Anapa) has been organized in 2003. By development of pedagogical technology precise definition by pedagogical group of the purposes and problems of interaction with children and the step-by-step structured definition of ways and ways of their realization has initially been put.

Keywords: children, teenagers, temporary children's collective, pedagogical technology, social technology, self-actualization, pedagogical game

УДК 655.533; 025.5

М.А. Алуева©

СИНТЕЗ ТЕКСТА И РИСУНКА В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КНИГЕ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский государственный университет культуры и искусств»

Проведен анализ синтеза текстовой (словесной) и зрительно-образной информации. Дана характеристика основным функциям иллюстрации в тексте. Приведены три вида связей. Рассмотрена условность художественного языка

Ключевые слова: книжная иллюстрация, зрительно-образная информация, функции иллюстрации, детская книга, художественное оформление детской книги.

Книжная иллюстрация, как и все элементы художественного оформления книги, относится к сфере искусства. И первоочередной проблемой комплексного изучения книжной иллюстрации является определение ее места в структуре видов искусств. Специалисты отмечают, что практика «вторжения» различных видов искусств в какой-либо определенный вид искусства опережает теоретическое изучение этого процесса. Искусство книги в этом плане - не исключение.

Книжная иллюстрация эволюционно прошла долгий путь и выработала свой «изобразительный язык», свои приемы и методы, обусловленные спецификой феномена книги, особенностями полиграфического производства.

В отличие от других видов искусств особенностью искусства книги является творческий поиск возможностей синтеза текстовой (словесной) и зрительно-образной информации. Основой для синтеза текстовой (словесной) и зрительно-образной информации служит возможность параллельно-последовательного восприятия текста и иллюстраций в книге. В связи с этим В.Н. Ляхов характеризует три типа функций иллюстраций в тексте и собственно три вида связей (экспозиционных) с текстовой информацией в книге:

© Алуева Мария Александровна - соискатель кафедры документоведения и информационной культуры Славянского-на-Кубани государственного педагогического института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.