Научная статья на тему 'Антропологически безупречные условия организации нравственного воспитания детей и подростков в гуманистической парадигме, реализуемые в педагогической игре «Экос»'

Антропологически безупречные условия организации нравственного воспитания детей и подростков в гуманистической парадигме, реализуемые в педагогической игре «Экос» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая игра / нравственное воспитание / гуманистическая парадигма / индивидуализация / идентификация / антропологически безупречные условия / образовательное пространство / уклад жизни / pedagogical game / moral education / a humanistic paradigm / an individualization / identification / anthropologically faultless conditions / educational space / a way of life

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торгонский Виктор Васильевич

Организация нравственного воспитания детей и подростков во время летнего отдыха в детском летнем лагере в формате педагогической игры требует определенных так называемых «антропологически безупречных» условий и качеств, которые должны быть выработаны у организаторов в процессе применения специальных педагогических технологий, в основе которых лежит гуманистическая парадигма, позволят получить стабильный воспитательный результат, заключающийся в восстановления целостности личности подростка через осознание своей нравственной позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Торгонский Виктор Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of moral education of children and teenagers during summer holiday in children"s summer camp in a format of pedagogical game demands certain so-called "anthropologically faultless" conditions and qualities which should be produced at organizers and during application of special pedagogical technologies in which basis the humanistic paradigm lays, will allow to receive the stable educational result consisting in restoration of integrity of the person of the teenager through comprehension of the moral position.

Текст научной работы на тему «Антропологически безупречные условия организации нравственного воспитания детей и подростков в гуманистической парадигме, реализуемые в педагогической игре «Экос»»

_____________________________________________________________________а

;п

Практические исследования в сфере гуманитарных и педагогических наук

УДК 37.034:793.7

В.В. Торгонский©

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИ БЕЗУПРЕЧНЫЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИГРЕ «ЭКОС»

Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт

Организация нравственного воспитания детей и подростков во время летнего отдыха в детском летнем лагере в формате педагогической игры требует определенных так называемых «антропологически безупречных» условий и качеств, которые должны быть выработаны у организаторов в процессе применения специальных педагогических технологий, в основе которых лежит гуманистическая парадигма, позволят получить стабильный воспитательный результат, заключающийся в восстановления целостности личности подростка через осознание своей нравственной позиции.

Ключевые слова: педагогическая игра, нравственное воспитание, гуманистическая парадигма, индивидуализация, идентификация, антропологически безупречные условия, образовательное пространство, уклад жизни.

Одна из центральных задач игровых технологий, используемых педагогами, работающими в гуманистической парадигме, состоит в том, чтобы, используя механизм эмпатии воспитателя и воспитанника, вернуть детям посредством игры духовные богатства окружающего мира и ценность нравственных взаимоотношений. Роли, принимаемые взрослым в педагогической игре, легче реализуются в случаях сходства поведенческих и эмоциональных реакций ее субъектов.

Главный статус любого взрослого в детской игре - партнер, значит, прямой или косвенный участник по отношению к играющим - детям. Игра компенсирует неразработанность созидательных форм взаимодействия воспитателей и воспитанников, выводит на истинное сотрудничество, на «субъект-субъектные» способы взаимодействия, на партнерство.

Воспитатель в педагогической игре испытывает и одновременно активно развивает многие духовно нравственные качества - терпимость, сыгранность, совместимость, взаимопонимание, независимость, активность, решительность, инициативность, упорство,

© Торгонский Виктор Васильевич - аспирант Славянского-на-Кубани государственного педагогического института

волю, выявляет в спортивных играх физические показатели совершенного человека -выносливость, быстроту, силу, ловкость, точность, реактивность, координацию и т. п.

Специально создаваемые педагогической игрой «ЭКОС» антропологически безупречные условия обеспечивают нужный баланс эгоцентричных проявлений и субъективной нравственной позиции, не противоречащий позициям других субъектов на основании добровольного принятия нравственных правил взаимодействия.

Необходимым элементом работы воспитателя с подростками является индивидуализация - деятельность воспитателя и самого подростка по поддержке и развитию того единичного, особого, своеобразного, что заложено в данном индивиде от природы или что он приобрёл в индивидуальном опыте. Реализации данного элемента на практике способствуют:

1) индивидуально ориентированная помощь детям в реализации первичных базовых потребностей - без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства [2, с. 144];

2) создание условий для максимально свободной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида [4, с. 37];

3) поддержка человека в автономном духовном самосовершенствовании, в творческом самовыражении «неадаптивной активности», в развитии способности к жизненному самоопределению (экзистенциональному выбору) [5, с. 14-15].

Реализуя гуманистическую нравственную позицию в педагогической игре «ЭКОС», мы убедились также и в том, что одна из составляющих индивидуализации - идентификация -имеет место не только у отдельного человека, но может быть основной для установления прочных эмоциональных связей в группе.

Так, в психоанализе идентификация тесно связана с интроекцией, то есть включением внешнего мира во внутренний мир человека. Взаимосвязь идентификации с интроекцией обусловлена тем, что процесс отождествления одного лица с другим может сопровождаться процессом вовлечения любимого и обожаемого объекта в орбиту переживаний личности и оптимизировать действие этих двух механизмов социализации в присваивании ценностей любимого вожатого, ценностей среды [8, с. 192-194].

Содержание педагогической игры «ЭКОС» служит материалом для выявления у взрослых и детей собственных творческих уникальностей. Педагогическая игра есть созидательная форма активности ребенка и взрослого, где происходит становление системы «развивающих и развивающихся отношений в группе» [9]. Система развивающихся отношений сама по себе - и продукт, и условие творчества всех ее участников. Она создается сотворчеством детей и воспитателями (вожатыми), причем последние берут на себя лишь роль инициаторов, да и то только в начале.

В педагогической игре «ЭКОС» воспитателям - организаторам игры - отводятся следующие функциональные роли и позиции:

- ведущий - это тот, кто ведет игру, значит, разъясняет ее правила, распределяет роли, готовит все, что необходимо для игры и т.д.;

- один из руководителей игры, отвечающий за какую-то ее часть или выполняющий одну из ведущих ролей;

- косвенный руководитель игры через помощников (взрослых или детей);

- включенная роль (консультант, эксперт);

- оценочная роль (арбитр, судья, член жюри);

- нейтральная роль (наблюдатель со стороны, не вмешивающийся в игру);

- исследовательская роль (экспериментатор, диагностик).

В ходе педагогической игры «ЭКОС» у подростков складываются достаточно определенные представления о нравственности и безнравственности. Более того, наши исследования показывают, что подростки владеют определенными нравственными стереотипами, иногда первоначально отрицательными, которые выработались, как правило,

под влиянием восприятия ими учителей и других авторитетных взрослых. Эти стереотипы в какой-то степени помогают работать на контрасте (эффект неожиданности, несправедливости, негативности стереотипам). Проблема коррекции подобных стереотипов и формирования новых осуществляется через новые роли в педагогической игре «ЭКОС». Проникновение в латентный (переменчивый) мир психологических характеристик коммуникатором осуществляет посредством эмпатии. При этом происходит, как правило, идентификация подростка с коммуникатором (воспитателем). Наблюдается также проецирование подростками своих психологических характеристик на воспитателя (вожатого). На основании этих процессов осуществляется понимание и согласие или несогласие с ним.

В исследованиях, посвященных важнейшим аспектам личности педагога, часто обращается пристальное внимание на то, что подлинно профессиональная педагогическая позиция формируется в условиях своеобразного самоотречения педагога: «главный

результат педагогического труда не в том, что и как я говорю и действую, а в том, как ученику хочется мыслить, вести себя и работать, каких результатов достигать и как их добиваться» [7, с. 58]. Именно в процессе педагогической игры «ЭКОС» мы наблюдаем схожее самоотречение со стороны воспитателей (вожатых), которые в ходе сотворчества с подростком вовлекаются в процесс самосовершенствования и преодолевают все довлеющие над его сознанием стереотипы, разрушая их, овладевая новыми нормами поведения и общения с воспитанниками. Проведенное нами изучение продуктивности деятельности воспитателей (вожатых) показало, что система их ценностей как бы «переадресуется» на способы выработки системы ценностей у подростков.

Разрабатывая правила и условия организации нравственного воспитания подростков, мы не случайно выбрали формат педагогической игры. Известно, что игровую деятельность считают непродуктивной, так как в игре важнее процесс, нежели результат. Представляется важным обратить внимание на то, что при сохранении многих признаков игровой деятельности (воображаемой ситуации, ролей и т. д.) в педагогической игре участники имеют дело не только (и не столько) с игровой деятельностью, сколько с реальностью. В режиме подобной «мыследеятельности» субъектами игры производится анализ, ставятся проблемы, осуществляется прогнозирование и рефлексия, решаются социальные, нравственные, психологические, воспитательные задачи.

Известно, что процесс образования человека организуется и протекает в определенной социально-культурной развивающей среде, «растящей и питающей личность». Эту среду обозначают как образовательное пространство - открытую сложную динамическую общественную систему.

Летний оздоровительный лагерь представляет в структуре образовательного пространства относительно неформальную организацию, официально относящуюся к учреждениям дополнительного образования для детей. Его специфика в том, что и воспитатели (вожатые), и воспитанники «мотивированы» в своей совместной деятельности, их связывает общий интерес к процессу игры, им предоставлена свобода выбора содержания. Это неформальное образование «представляет собой организованную структурированную деятельность; предназначается для идентифицируемой целевой группы; организуется для достижения определённого набора воспитательно-оздоровительных целей» [10].

Особенностью его является и то, что в подобном процессе социального взаимодействия воспитанников со средой модели поведения распространяются диффузно. Летнему лагерю (за исключением немногих) свойственна спонтанность взаимодействия. В свободном общении индивид под влиянием среды и социума, в первую очередь, осваивает слэнг антисубкультуры, установки и убеждения, менталитет, а также традиции, обычаи, быт и модели поведения, созданные и привнесенные детьми стихийно [3].

При построении условий педагогической игры «ЭКОС» нами широко используется понятие «уклад» во всех обозначенных смыслах и значениях [1].

Уклад жизни образовательного пространства возникает в специфической культурной образовательной среде, которая имеет свои признаки. Например, для нас самый существенный признак среды - уникальность содержания игровой деятельности и краткосрочность становления нравственной позиции подростков, которая обусловлена особенностями развития творческих способностей. Это задаёт свои характеристики укладу жизни Острова Счастья: приоритет ценностей творческой активности, насыщенный темп жизни; сложившиеся требования к выполнению нравственных правил поведения; напряжение эмоциональных, физических и психических сил подростка и другие.

В начале педагогической игры у подростков нет сложившейся системы ценностей и устойчивой нравственной позиции. Шкала ценностей представлена противоречиво. Подросток как бы фиксирует в своих ответах ценности, но при проведении активизирующих ситуативных опросов теряется в выборах нравственных действий, так как это он еще не пережил. Чаще всего подростки выдают свои представления об идеале как желание его достичь, хотя отказываются от него, потому что это противоречит каким-то другим ценностям, которые у них есть. Поэтому, на наш взгляд, содержание игры должно давать подросткам ориентир в социокультурных ценностях, необходимый для становления нравственной позиции, которая, в свою очередь, корректирует собственную систему ценностных ориентаций.

Содержанием педагогической игры «ЭКОС» определены понятные детям и еще не утраченные окончательно подростками ценности Любви, Дружбы, Добра, Справедливости, Красоты в добровольно принятых и действующих установках, таких как: я в ответе за всё; я в мире, мир во мне; мы рождены, чтобы сделать мир лучше; то, что отдал - умножил, что укрыл - потерял; если не я, то кто же; смог сам - подскажи другому как; человек без прошлого не имеет будущего; победи «дракона» в себе; я живу по законам Любви, Красоты, Добра; хочешь быть счастливым - будь им.

Педагогическая игра «ЭКОС» нравственна, потому что основное содержание (законы, правила, легенда) построены на реально действующих ценностях и идеалах, таких как Вера, Надежда, Любовь, Добро, Справедливость, Честность, Ответственность, Радость и другие, а главная цель - стимулирование процессов нравственного самоопределения, самосовершенствования через приобщение к этим ценностям. Игра формирует у детей нравственную принципиальную позицию, которая становится основным регулятивным механизмом нравственных поступков и действия.

Гуманистическая направленность педагогической игры социальна по своей сути. Неукоснительное соблюдение правил автономности и суверенности личности, ее продуктивное развитие в коллективе и через коллективное сообщество являются неотъемлемым условием. Индивидуальная неповторимость разворачивается в межиндивидуальном и коллективном взаимодействиях, в социальном контексте как процесс и результат развития.

Культурологическая парадигма в разработанной нами педагогической игре является доминирующей, так как изученные нами особенности восприятия, мышления и памяти подростков актуализируют усвоение нравственных норм и правил взаимодействия в рамках культуры на уровне осознания важности, потребности таковых. При этом подросток испытывает удовольствие, удовлетворение, собственную значимость, признание социумом сверстников в осуществлении успешной творческой деятельности.

Важно, чтобы как можно раньше результаты деятельности подростка были обусловлены нравственностью и культурой, что составило бы своеобразный «фундамент» в дальнейшем развитии личности. Именно нравственная позиция будет тем самым «цементирующим» интегративным качеством личности при строительстве «Я -нравственная личность» в будущей жизнедеятельности.

При этом мы не стремимся избежать возрастные и индивидуальные противоречия, миновать неизбежные кризисы, возникающие в период пребывания детей в лагере. Еще Л.С. Выгодский доказал неизбежность и продуктивность возрастных, адаптационных и иных

кризисов и вывел важный принцип развития - принцип метаморфоз, качественного перехода из одной формы в другую. Всякое нарождение новых образований, в том числе интегративных качеств, непременно означает свертывание, отмирание прежних. Кризисы и противоречия запускают механизмы развития в результате собственных усилий их преодоления. Лозунг: «Без стресса нет прогресса», - не противоречит задачам реализации педагогической игры, учитывая эту закономерность, создает благоприятные условия качественного перехода в новую форму существования растущей личности [4]. В своей работе мы учитываем эти противоречия, включаем их в содержание педагогической игры, содействуем благополучному продуктивному их преодолению детьми самостоятельно при педагогической поддержке.

Свобода и принуждение (осознание необходимости) - взаимопроникающие начала. Восприимчивость и необходимость в принуждении есть отражение социальной природы человека, реализующего свои социальные потребности и испытывающего естественную потребность в воспитании социумом. Действенный переход игры в работу психических процессов (через принуждение к привычке) подчинять свой каприз усложняющейся дисциплине в рамках нравственности на основе интересных игровых форм - это и есть основа становления нравственной позиции подростка.

При создании нашей педагогической игры мы исходили из того, что необходимо не принуждать выполнять правила нашей игры, а создавать условия, чтобы дети сами испытывали потребность в действиях по правилам. Иными словами, мы используем приемлемые, не травмирующие психику растущего человека оптимальные методы, формы и способы трансляции нравственных норм поведения через погружение в культуру и активное действие субъектов в ней по нравственным правилам педагогической игры.

В процессе игры происходит осознанное развитие субъектов педагогической деятельности, становление нравственной позиции, развитие социальной направленности, корректировка ценностной ориентации участников взаимодействия. Именно подобные условия обеспечивают ту антропологическую безупречность, которой бывает очень трудно добиться в неигровой педагогической деятельности.

Антропологически безупречные правила и условия организации педагогической игры «ЭКОС» основаны на:

- осознанности всеми участниками педагогического взаимодействия гуманистических целей реализации;

- ориентированности на продуктивное развитие личности каждого участника педагогической игры;

- поддержке свойственной детям активности и направление ее в нравственное русло;

- обеспечении успешности выполнения деятельности поддержки и одобрения социально направленного нравственного поведения;

- организации творческого сотрудничества детей и воспитателей;

- активном освоении подростком нравственных правил как осознанной необходимости;

- отказе от насильственных методов воздействия и опора на знание природосообразных закономерностей развития личности;

- целостности, продуманности всех компонентов игры как системы и технологичное алгоритмичное ее функционирование.

Педагогическая игра пронизана законами, правилами, установками, творчеством. Хотя и нравственные правила игры предписаны для детей извне, но свободным остается добровольный осознанный выбор действия в рамках этих правил, инициатива и активность в выборе своего содержания и средств для решения творческих задач. При выполнении правил педагогической игры формируется социальная ценностная иерархия и реализация потребностей ребенка. На фоне эмоционального положительного взрыва происходит очень интенсивный процесс становления нравственной позиции при совпадении индивидуальных и социальных норм и востребованности социумом нравственных качеств личности.

Педагогическая игра динамична, так как обусловлена продуктивными субъективными изменениями качества личности подростков при стабильности условий и алгоритмичности действия правил игры, объективными изменениями настенных задач и творческого содержания.

Дифференцированный характер педагогической игры обусловлен возрастными и половыми особенностями детей, различием их нравственного опыта, индивидуальных особенностей психики, разницей социально-эмоционального благополучия.

Дифференциация в игре проводится горизонтально с максимальным учетом индивидуальных психофизических особенностей детей, их способностей и склонностей, использование форм работы под конкретный возрастной контингент. Внешне мы дифференцируем детей по возрастному признаку на основе санитарно-психологопедагогических требований. Однако правила и содержание нашей педагогической игры органично подходят в массовых формах реализации под любой возрастной период (от 8 до 16 лет), что подтверждено многолетним опытом ее реализации. В групповых и индивидуальных формах реализации педагогической игры также происходит значительная дифференциация.

Педагогическая игра носит комплексный характер, так как ее правила и содержание направлены на сознание, подсознание, самосознание, чувства, волю, то есть комплексно на всю систему личности. Разработанный нами технологический комплекс и антропологические условия обеспечения реализации педагогической игры «ЭКОС» позволяют констатировать стабильный качественный результат становления нравственной позиции подростка независимо от степени развития качеств и социальной направленности личности.

Таким образом, педагогическая игра «ЭКОС» в летнем лагере реализуется через оказание превентивной и оперативной помощи участникам образовательного процесса, через проектный способ организации содержания игровой деятельности, через психологопедагогическое и управленческое обеспечение процессов самоактуализации личности подростков. Антропологически безупречные организационные условия формируют педагогическую игру как гуманистически направленную, увлекательную по форме, культурологически и духовно насыщенную по содержанию, целостно продуманную и четко организованную систему взаимодействия всех компонентов по высоконравственным природосообразным ориентирам (правилам) функционирования, которая гарантирует стабильный воспитательный результат, заключающийся в восстановлении целостности личности подростка через осознание нравственной позиции, преодоление несоответствия миропонимания и души (психики) человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ПРИМЕЧАНИЯ

1. В Толковом словаре живого великорусского языка В. Даля слово «уклад» толкуется двояко: как условие, уговор, сделка и как устройство, учреждение, порядок (уклад народоправленья, вечевой уклад). Даль В. толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М., 1989. Т. 4. С. 482.

2. Ананьев Б.Г. Избранные педагогические труды. В 2 т. М., 1980.

3. Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. Краснодар, 2001.

4. Ананьев Б. Г. Указ. соч.

5. Газман О.С. Детский коллектив как объект и субъект воспитания: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1977.

6. Забота - Поддержка - Консультирование // Новые ценности образования. М., 1996.

№ 6.

7. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.

8. Психоанализ: Популярная энциклопедия / сост., науч. ред. П.С. Гуревич. М., 1998.

9. Семенов И.Н., Степенов С.Ю. рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 1983. № 3.

10. Хамадаш А. Неформальное образование: концепции, состояние, перспективы // Перспективы. Вопросы образования (Юнеско). 1992. № 1-2.

V.V. Torgonsky

ANTHROPOLOGICALLY FAULTLESS CONDITIONS OF THE ORGANIZATION OF MORAL EDUCATION OF CHILDREN AND TEENAGERS IN THE HUMANISTIC PARADIGM, SOLD IN PEDAGOGICAL GAME ,,EКОS,,

Slavyansky-na-Kubany state pedagogical institute

The organization of moral education of children and teenagers during summer holiday in children's summer camp in a format of pedagogical game demands certain so-called "anthropologically faultless" conditions and qualities which should be produced at organizers and during application of special pedagogical technologies in which basis the humanistic paradigm lays, will allow to receive the stable educational result consisting in restoration of integrity of the person of the teenager through comprehension of the moral position.

Key words: pedagogical game, moral education, a humanistic paradigm, an individualization, identification, anthropologically faultless conditions, educational space, a way of life.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.