Научная статья на тему 'Подготовка будущих вожатых и воспитателей педагогического отряда к работе в детском учреждении оздоровления и отдыха'

Подготовка будущих вожатых и воспитателей педагогического отряда к работе в детском учреждении оздоровления и отдыха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3676
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОТРЯД / ДЕТСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ОТДЫХА / КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ЛАГЕРНЫЙ СБОР / ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ / CHILDREN’S ESTABLISHMENT FOR HEALTH IMPROVEMENT AND REST / PEDAGOGICAL UNIT / COMMUNICATIVE QUALITIES OF A PERSONALITY / HEALTH CAMP MEETING / OPTIONAL STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышова Анна Федоровна

В статье рассматривается роль подготов ки воспитателей и вожатых к работе в педаго гическом отряде на базе детского учреждения оздоровления и отдыха. Внимание уделяется особенностям работы в педагогическом отряде и делается акцент на специфической подготов ке студентов к этой деятельности, к развитию коммуникативных качеств личности, которые способствуют установлению положительных контактов между воспитателями, вожатыми и детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышова Анна Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of future children’s leaders and educators of the pedagogical unit in children’s establishment for health improvement and rest

The article deals with the importance of training the educators and children’s leaders for their work in a pedagogical unit of the children’s establishment for health improvement and rest. Special attention is paid to the peculiarities of work in a pedagogical unit and the emphasis is put on students’ specific training to be involved in these activities, to develop communicative qualities of a personality which maintain close contacts of educators and children’s leaders with children.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих вожатых и воспитателей педагогического отряда к работе в детском учреждении оздоровления и отдыха»

УДК / UDC 378 : 379.835 А. Ф. Чернышова

A. Chernishova

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ВОЖАТЫХ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТРЯДА К РАБОТЕ В ДЕТСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ОТДЫХА TRAINING OF FUTURE CHILDREN’S LEADERS AND EDUCATORS OF THE PEDAGOGICAL UNIT IN CHILDREN’S ESTABLISHMENT FOR HEALTH IMPROVEMENT AND REST

В статье рассматривается роль подготовки воспитателей и вожатых к работе в педагогическом отряде на базе детского учреждения оздоровления и отдыха. Внимание уделяется особенностям работы в педагогическом отряде и делается акцент на специфической подготовке студентов к этой деятельности, к развитию коммуникативных качеств личности, которые способствуют установлению положительных контактов между воспитателями, вожатыми и детьми.

The article deals with the importance of training the educators and children’s leaders for their work in a pedagogical unit of the children’s establishment for health improvement and rest. Special attention is paid to the peculiarities of work in a pedagogical unit and the emphasis is put on students’ specific training to be involved in these activities, to develop communicative qualities of a personality which maintain close contacts of educators and children’s leaders with children.

Ключевые слова: педагогический отряд, детское учреждение оздоровления и отдыха, коммуникативные качества личности, лагерный сбор, факультативные занятия.

Keywords: pedagogical unit, children’s

establishment for health improvement and rest, communicative qualities of a personality, health camp meeting, optional studies.

Воспитательный процесс в детском учреждении оздоровления и отдыха планируется и осуществляется с учетом того, что на этот период дети полностью оторваны от семьи, родительской заботы, защиты и их воспитательного влияния.

Все виды воспитательной деятельности в оздоровительном центре осуществляются во временных разновозрастных детских коллективах с различным социальным опытом

детей, условиями жизни и воспитания, из сельского или городского места проживания, в коллективах, созданных в условиях лета, с определенным оздоровительным режимом дня.

Воспитательная работа здесь строится на принципах добровольного участия детей в различных делах, в свободном выборе ими занятий в течение дня. Кратковременный период существования коллектива оздоровительного центра требует очень четкого начала и завершения смены, обязательной оценки деятельности каждого ребенка, предоставления возможности детям видеть и понимать результаты своего труда.

Кроме этого, значительные воспитательные возможности имеет и сам временный детский коллектив такого учреждения. В новом окружении, во время активного общения более интенсивно, более полно раскрывается личность ребенка, иногда в таких условиях можно увидеть то, что в школе остается спрятанным, то есть полнее и лучше изучить особенности каждого ребенка.

В оздоровительном детском центре дети более самостоятельны, чем дома. Здесь значительно меньше регламентаций, меньше людей, которые сдерживают стремление к самостоятельности и больше условий, которые стимулируют творческое развитие, инициативу, активность ребенка.

Подготовка студентов к летней педагогической практике в детском учреждении оздоровления и отдыха является проблемой постоянной и довольно сложной на протяжении нескольких десятилетий. Высшие и средние педагогические учреждения предпочитают направлять студентов на летнюю педагогическую практику просто по заявкам оздоровительных центров: «На первую смену — 10 человек, на вторую — 16, на третью — 14». Таким образом, получается, что студенты встречают-

ся первый раз в оздоровительном центре накануне приема детей. Мы считаем, что такая практика является устаревшей и непродуктивной. Гораздо лучше заключать долговременные договоры с детскими оздоровительными центрами о подборе и обучении педагогического отряда для работы на базе каждого конкретного детского учреждения оздоровления и отдыха. Естественно, этот процесс потребует сил и времени несколько больших, но результативность возрастет в несколько раз. Будущие воспитатели и вожатые смогут познакомиться друг с другом, с условиями работы в детском центре, с его традициями, директором за несколько месяцев до начала смены. Если же этот педагогический отряд «приживется» в данном конкретном оздоровительном центре, то именно он будет ядром педагогической работы на многие годы, он станет и хранителем лучших педагогических традиций. Опыт работы нашего педагогического отряда «Лицедеи» на базе Сумского завода «Электрон» говорит о том, что его работа дает возможность:

❖ привлечь в оздоровительный центр детей разных возрастов, что позволяет создать для них условия активного, полноценного и интересного отдыха и не дает безнадзорно проводить летнее время на улицах и во дворах;

❖ сформировать отряды по принципу дружеских взаимоотношений детей и вожатых;

❖ учитывать интересы, возможности и таланты детей;

❖ строить воспитательную работу с опорой на традиции данного оздоровительного центра;

❖ проводить педагогическую разъяснительную работу с родителями по организации свободного времени детей, их оздоровления, проводить учет психологических особенностей каждой возрастной группы, заинтересованного отношения к увлечениям и занятиям детей;

❖ приглашать родителей к участию в походах, проведении конкурсов, благоустройстве корпусов и территории центра, где их дети проводят достаточно много времени;

❖ привлекать самих детей и их родителей к созданию новых традиций.

Всему этому будущих вожатых и воспитателей необходимо обучать в течение учебного года, предшествующего работе в детском учреждении оздоровления и отдыха.

Такой подход к обучению педагогического состава оздоровительного центра мы использовали в процессе подготовки студентов к предстоящей летней педагогической прак-

тике. Сначала мы провели встречи с руководителями профсоюзных комитетов нескольких предприятий, а именно заводов «Электрон», «Насосэнергомаш», Сумского машиностроительного производственного объединения имени М. Фрунзе. Сумский государственный педагогический университет имени А. С. Макаренко заключил с этими предприятиями договоры о формировании, подготовке и работе на их базе педагогических отрядов из числа студентов, закончивших 3-4-е курсы. Отбор в педагогические отряды проходил на конкурсной основе, приглашались все желающие.

Каждый педагогический отряд выбирал свое название и своего командира. По программе подготовки студентов 3-х курсов в рабочий план введена специальная дисциплина «Методика работы в оздоровительном детском центре». Она состоит из 5 лекционных занятий и 12 практических на группу. Заканчивается обучение в мае лагерным сбором, где студенты в течение 3-х дней живут по законам и распорядку оздоровительного детского центра. Такой лагерный сбор, как правило, выполняет несколько функций:

— он закрепляет полученные студентами на занятиях теоретические знания и дает возможность испытать их необходимость и возможности на практике;

— способствует выработке и закреплению различных умений, полученных в процессе семинарских и практических занятий: коммуникативных, гностических, организаторских, конструктивных;

— лагерный сбор создает такую эмоциональную атмосферу, которая невозможна во время проведения лекционных, семинарских и практических занятий. Студенты проигрывают жизнь отрядов оздоровительного детского центра, пытаются воссоздать в них атмосферу творчества, взаимодействия, взаимоподдержки. Такой сбор стимулирует желание студентов продуктивно и творчески работать в детских учреждениях оздоровления и отдыха.

Мы решили, что для подготовки педагогического отряда этого времени мало, и темы, определенные для изучения студентами, не охватывают всего разнообразия деятельности будущих воспитателей и вожатых. Поэтому для студентов, объединенных в педагогические отряды, мы разработали факультативный курс, рассчитанный на весь учебный год. Они посещали как обязательные занятия вместе со своими студенческими группами, так и занятия для подготовки к работе в педагогическом отряде.

Такие факультативные занятия начинались с октября и проводились 2 раза в месяц. План обучения включал в себя следующие темы:

1. Особенности создания разновозрастных отрядов.

2. Коммуникативные способности воспитателя и их особенности в процессе работы в детском учреждении оздоровления и отдыха.

3. Деление смены на три периода. Особенности каждого из них.

4. Составляющие организационного периода.

5. Учет особенностей оздоровительного центра и индивидуальных особенностей детей при составлении плана основного периода.

6. Заключительный период лагерной смены как этап подведения итогов и планирования следующей смены в оздоровительном детском центре.

7. Особенности скрытой воспитательной позиции вожатых и ее роль в воспитании положительных качеств личности ребенка.

8. Функции и обязанности отрядного вожатого и его ролевые позиции в процессе работы с отрядом.

9. Особенности общения вожатого с подростками.

10. Привлечение подростков к разнообразным видам деятельности.

11. Универсальные методы педагогического влияния на детей в отряде.

Нами названы лишь некоторые темы занятий. На практике их значительно больше.

Кроме теоретических занятий, проходят семинары-практикумы с обязательным участием директоров и старших воспитателей детских учреждений оздоровления и отдыха, в которые будут направлены педагогические отряды. Они рассказывают историю создания своего лагеря, раскрывают особенности работы в нем, знакомят с основными требованиями, которые предъявляются к педагогическому коллективу и ребятам-отдыхающим. В свою очередь у воспитателей и вожатых есть возможность заранее познакомиться с руководством оздоровительного центра, особенностями его работы и готовить необходимые материалы для организации летней оздоровительной кампании,руководствуясь конкретными требованиями. В процессе подготовки педагогических отрядов к работе в летний период мы обращали внимание на формирование у будущих воспитателей основных профессиональных и личностных качеств.

Из продолжительных наблюдений за работой студентов в детских оздоровительных

центрах, был сделан вывод, что у вожатых недостаточно развиты коммуникативные умения. Студенты 3-х курсов еще не имеют практического опыта работы и общения с детьми. Очень часто, когда происходит первая встреча в оздоровительном центре, молодой педагог испытывает чувство страха. Иногда вожатые пытаются заработать одобрение своих воспитанников путем дешевого авторитета, проведения низкопробных мероприятий. Однако это не способствует полноценному педагогическому общению. Поэтому одной из первых и главных задач обучения будущих воспитателей и вожатых должно быть развитие коммуникативных умений, направленных на установление контакта и взаимопонимания с каждым ребенком, выполняя следующие условия:

❖ демократический стиль общения;

❖ способность занимать различные позиции в общении и уметь временно занимать позицию ребенка;

❖ с юмором относиться к некоторым аспектам педагогических ситуаций;

❖ не замечать некоторых отрицательных моментов;

❖ умение слушать ребенка и влиять на него не прямо, а опосредованно;

❖ умение подходить к ребенку с «оптимистической гипотезой», верить в его силы и возможности;

❖ умение владеть собой, снимать возникшее напряжение;

❖ умение корректировать межличностные отношения ребят;

❖ быть справедливым судьей в разрешении конфликтов;

❖ устанавливать дружеские контакты детей своего отряда с детьми других отрядов;

❖ достигать взаимопонимания с родителями, администрацией и другими сотрудниками загородного учреждения оздоровления и отдыха.

Пример коммуникативной доброжелательности воспитателей и вожатых — самое главное условие здорового психологического климата в оздоровительном детском центре [2, с. 98]. Таким образом, в связи с новым педагогическим мышлением деятельность воспитателя и вожатого, которая базируется на идеях гуманизма и личностно ориентированного подхода к воспитанию, должна быть направлена на разрешение трех основных задач:

❖ сохранение и укрепление здоровья детей,

❖ формирование нравственности,

❖ развитие индивидуальных способностей ребенка.

На занятиях с членами педагогических отрядов мы постоянно акцентируем их внимание на том, что для того, чтобы все вышесказанное было исполнено, не вызывало бы больших трудностей, вожатый и воспитатель в своей работе должны руководствоваться такими основными принципами работы в отряде:

❖ создание комфортных психологических условий для жизни и деятельности ребят;

❖ направление деятельности отряда на оздоровление, физическое и психическое закаливание детей;

❖ индивидуальный и творческий подход вожатого и воспитателя к ребенку в воспитательной работе;

❖ руководство работой отряда на основе психолого-педагогических наблюдений за деятельностью каждого ребенка.

Вожатому и воспитателю также необходимо учитывать определенные особенности отношений между людьми, а в условиях оздоровительного детского центра — это правила общения в отряде [3, с. 24]. К ним мы относим такие:

— проявляй искренний интерес к людям;

— будь доброжелательным, улыбайся;

— научись видеть и ценить достоинства других людей;

— стремись иметь свое мнение, но и проявляй уважение к мнению другого человека;

— прежде чем кого-то за что-то осудить, постарайся его понять;

— относись к другим людям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе.

На занятиях мы постоянно обращаем внимание будущих вожатых и воспитателей на то, что они должны все свои проблемы и неурядицы оставлять за порогом, а к детям входить с улыбкой и открытой душой. Дети очень чувствительны к настроению педагога.

Проводя занятия с будущими вожатыми и воспитателями детских отрядов, необходимо учитывать определенные психологические аспекты, которые служат позитивному формированию личности воспитателя. Будущим педагогам необходимо покончить с самоуничижением. О себе надо думать только хорошо, ставя перед собой серьезную цель. Нужно научиться серьезно и объективно оценивать то, чего удалось достичь. Уверенность вожатого обязательно передастся детям. Никогда воспитателю нельзя говорить о себе плохо, особенно следует избегать таких характеристик, как «глупый», «бесталанный», «безобразный» и т. д. Из всякого поражения нужно уметь получать уроки и даже пользу: из поражения вожатый

может узнать, что он преследовал неправильную цель, которая не была достойна его усилий.

Ни в коем случае нельзя примиряться с людьми, занятиями или обстоятельствами, которые заставляют человека почувствовать собственную неполноценность. Если человеку не удается изменить их или себя настолько, чтобы почувствовать себя лучше, надо просто отвернуться от них.

Иногда воспитателю нужно и расслабиться: наедине с собой прислушаться к собственным мыслям, заняться любимым делом.

Каждый педагог, а тем более вожатый и воспитатель, должен практиковаться в общении, наслаждаться ощущением той энергии, которой обмениваются между собой люди. При этом не следует считать, что человек, которому всего 10-15 лет, ничего не сможет дать в плане общения старшему. Процесс воспитания всегда был и остается двусторонним. Чем больше воспитатель отдает своему воспитаннику, тем больше он получает сам. В определенном смысле дети бывают очень мудрыми учителями. Прежде всего педагогу необходимо решить, чего он хочет от них и что сам может им дать. Следует дать понять ребятам, что вожатый открыт для взаимного обмена.

Воспитатель должен помнить, что он — неповторимая личность, активный творец своей жизни, который руководит событиями. Если он уверен в себе, то любое препятствие станет для него вызовом, а вызов побуждает к действиям.

Мы делаем акцент на том, что к личности любого взрослого, который работает с детьми, предъявляются определенные требования, а тем более к личности отрядного вожатого. Вожатый должен уметь нечто такое, что неподвластно другому человеку [4, с. 187]. Эти его качества мы называем профессионально-педагогическими умениями вожатого:

1. Убеждай своим примером, словом и делом.

2. Заинтересуй каждого ребенка творческим делом, пригласи его к совместной творческой деятельности. Не отказывай любому желающему принять участие.

3. Правильно организуй самоуправление в отряде.

4. Планируй работу отряда, умело распределяй поручения.

5. Хорошее соревнование — залог любого дела.

6. Честно разбирайся в каждой педагогической ситуации, проблеме, споре.

7. Старайся вызвать положительное эмоциональное отношение к предстоящим видам работы.

8. Анализируй любое проведенное дело вместе со своим отрядом.

Вожатым и воспитателям необходимо помнить, что в лагерь дети приезжают разные. Приспособиться к ним вожатому бывает сложно. Именно поэтому воспитателю и вожатому, особенно в первые дни работы с отрядом, необходимо владеть определенными методами влияния на своих детей [1, с. 121]. Конечно, вожатый не знает заранее, какие именно дети попадут в его отряд, с какими интересами и особенностями поведения. Поэтому правильно будет использовать в своей работе универсальные методы педагогического влияния на детей в отряде:

❖ метод общественно полезной деятельности (детям обязательно нужно объяснить, для чего готовится и проводится любое мероприятие или дело);

❖ метод поручения (все задания в отряде должны даваться только через актив — это поможет лучше узнать каждого ребенка, его способности и возможности);

❖ метод соревнования (он используется тогда, когда к детям применяются единые требования: дисциплина, порядок, чистота и гигиена, выполнение режима);

❖ метод игры (вожатый должен участвовать в игре сам и жить детскими радостями и неудачами).

Каждая профессия требует от человека наличия определенных качеств личности. Например, врачи перед получением диплома обязательно дают клятву Гиппократа. Конечно, у педагога, у вожатого и воспитателя такой клятвы нет, но в любом случае они должны в своей деятельности руководствоваться определенными заповедями:

1. Будь честным с детьми, никогда не обещай того, что не сможешь выполнить, не выкручивайся в сложных ситуациях, не обманывай. Если ошибся — признай свою ошибку. Помни, что воспитание детей — это воспитание правдой.

2. Не сердись долго на ребенка. Это непрофессионально.

3. На детей никогда нельзя кричать. Надо помнить, что тихий, убедительный голос, а, если надо, то и гневный, намного сильнее крика.

4. Следует развивать в себе поэтическое восприятие окружающего мира. Без живого таланта поэзии в душе сложно стать настоящим вожатым.

5. Надо научиться все видеть и кое-что не замечать, все слушать и кое-что не слышать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Делать все надо творчески.

7. Юмор — главное оружие вожатого.

8. Прежде чем требовать от детей, потребуй с себя.

9. Вожатому надо чаще вспоминать, каким он сам был в детстве — легче будет понять детей. Плох тот воспитатель, который не помнит своего детства.

10. Вожатый должен быть счастливым. И пусть дети видят это.

11. В жизни лагеря во всех ситуациях вожатый должен быть рядом с ребятами. Но все же — немного впереди [5, с. 87].

Именно поэтому вожатые, воспитатели и все взрослые сотрудники оздоровительного детского центра должны правильно выбрать те направления деятельности детей, которые помогут максимально оздоровить каждого ребенка, раскрыть ее внутренние потенциалы и сделать короткую жизнь в отряде незабываемой.

Исходя из всего вышесказанного, к основным направлениям работы вожатого и воспитателя в летний период мы относим направленность на конкретного ребенка, создание основ всестороннего гармонического развития личности с высоконравственной общественной позицией. Ребенок должен обладать высокой культурой межнациональных отношений, понимать традиции и социально-культурные ценности своего народа и способен быть последователем прогрессивных национальных традиций.

1. Грехнев В. С. Мастерство учителя. Культура педагогического общения. — М.: Просвещение, 2001. — 144 с.

2. Методика роботи в літньому оздоровчому таборі: Навч. Посібник / Є. І. Коваленко, А. І. Конончук, І. М. Пінчук, В. М. Солова. — Киев, 1997. — 280 с.

3. Педагогіка табірної зміни: метод. рекомендації / Упор. А. І. Конончук, В. М. Солова, Н. І . Бєлкіна. — Ніжин, 1993. — 68 с.

4. Чагина Н. С. Теоретическая модель социально-педагогической деятельности вожатого в детском оздоровительном лагере // Психолого-педагогические проблемы социального становления личности: сборник научных трудов. — Ульяновск: УлГПУ, 2007. — 273 с.

5. Чернишова Г. Ф., Гуппал І. О. 21 день з життя загонового вожатого. — Суми, 2003. — 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.