Научная статья на тему 'Совершенствование интеграции воспитательной работы студентов университета'

Совершенствование интеграции воспитательной работы студентов университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование интеграции воспитательной работы студентов университета»

многие проблемы, связанные, и частности, с переходом учащегося с одного образовательного уровня на другой, с целевым углублением и интеграцией изучаемых дисциплин, проведением переподготовки взрослых граждан. Примером комплекса „школа — ПУа является содружество профлицея № 32 Саранска и общеобразовательных школ № 1 и 5, учащиеся которых проходят допрофесси-ональную подготовку в учебно-производственных мастерских училища, а потом становятся его абитуриентами. На базе лицея № 32 организована профессиональная подготовка и переподготовка взрослого населения северо-западного микрорайона города.

Формирование единого образовательного пространства требует серьезного

отношения к научно-методическому обеспечению профессионального образования, поиску путей улучшения качества подготовки выпускников профессиональных учебных заведений, проблеме педагогических кадров. Повышение уровня такого обеспечения в профессиональных училищах, как показывает практика, наиболее успешно реализуется во взаимодействии общеобразовательной, профессиональной и высшей школы Мордовии в рамках Регионального учебного округа. Поэтому Министерство образования республики принимает соответствующие меры для дальнейшего расширения и углубления образовательного пространства, интеграции общего среднего и начального профессионального образования.

Л. М. ЛИСУНОВА, проректор по воспитательной работе МГУ имени Н. П. Огарева, доцент

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

Социальные перемены, происходящие в нашем обществе в последние годы, приводят к пересмотру устоявшихся в течение десятилетий взглядов на систему высшего образования. Среди наиболее серьезных проблем выделяется совершенствование воспитательной работы. Вопросы ее эффективности в вузе после ликвидации многих структур, занимавшихся проблемами молодежи, лишь начинают изучаться. Практика же остро нуждается в научной оценке существующей в этой области ситуации и выработке соответствующих рекомендаций.

В настоящее время остро встал вопрос

об интеграции опыта работы ученых,

педагогов, работников народного образования в оптимизации системы воспитательной деятельности в высшей школе с учетом современных реалий. В Мордовском госуниверситете предпринята попытка создания группой исследователей, работающих над этой проблемой, рекомендаций, которые постоянно апробируются на факультетах и в институтах. В настоящее время сообщество педагогов и психологов, культурологов и философов, созданное при совете по гуманитарной деятельности, разрабатывает Программу формирования личности специалиста, направленную на системное изучение новых требований к ценности и полноте

социального облика студенческой молодежи.

Особенно интенсивно осуществляется поиск новых концептуальных путей развития студенческого самоуправления как одного из факторов совершенствования воспитательной работы в вузе и механизма его функционирования. Одновременно с разработкой Программы идет составление комплексного плана деятельности студента по годам обучения, в котором определены функции органов студенческого самоуправления, а также роль преподавателей, сотрудников, администрации институтов, факультетов в организации академической, социальной, внеакадемической (трудовой) и общекультурной деятельности студенческой молодежи.

Главное отличие данных программных документов от ранее существовавших заключается в том, что они лишены формального подхода к планированию воспитательной деятельности.

Анализ уже имеющихся сегодня структур, занимающихся проблемами формирования личности, показал, что однотипность планирования воспитательной работы и отрыв се от реальной жизни не отвечают потребностям развития каждого студента как личности.

В силу неповторимости студенческого коллектива проведение однотипных мероприятий чревато отрицательными результатами. Если студент не принимает участие в подготовке планов, то он воспринимает все предложенное как нечто чужеродное, привнесенное извне. Поэтому интеграция путей, средств, методов

воспитательной работы, заложенная в Программе, учет специфики каждого студенческого коллектива помогают создать особенную форму проявления общих закономерностей воспитания, найти оптимальные варианты самосовершенствования.

Сегодня, когда разрушилась привычная иерархия ценностей, высшая школа призвана выполнять особую роль в преобразовании общества, стабилизации экономических и социальных отношений. Основная цель Программы формирования личности связана с потребностью общества в подготовке современного специалиста, сочетающего в себе высокий

профессионализм, интеллигентность, социальную зрелость и творческое начало. Система воспитания должна быть направлена на создание условий для интеграции всех прогрессивных новаций в управленческой, научно-педагогической деятельности, а также в структуре гуманитарных, общетехнических и профилирующих курсов.

В целях более эффективного решения проблем, связанных с формированием личности будущего специалиста, решением ученого совета в университете введена должность проректора по воспитательной работе, а во всех институтах и на факультетах — заместителя директора (декана) по воспитательной работе. Это позволило не просто совершенствовать отдельные звенья воспитательного процесса, а разрабатывать комплексную систему воспитательной работы, ориентированную на модель современного специалиста. Данные структурные изменения позволили значительно улучшить решение воспитательных задач, активизировать жизнь студенческой молодежи.

Некоторые университетские клубы по интересам стали центром притяжения не только студентов, но и городской молодежи. Особый интерес представляют клубы „Энигма44 (кафедра философии), „Элис“ (Институт электроники и светотехники) , „Экономист" (экономический факультет) и др. Популярностью в городе пользуются клуб интеллектуального творчества, семейная мини-академия. В университете сложилась система традиционных праздников, благотворно влияющих на повышение духовных потребностей, формирование эмоционально значимого отношения к вузу как культурному центру: „Посвящение в студенты44, „День Святого Валентина44. „Самая обаятельная и привлекательная44 „Первоапрельская юморина44, фестиваль „Студенческая весна44 чемпионат по брейн-рингу и др. В соответствии с новыми требованиями к специалисту меняются программы по гуманитарной подготовке студентов. В них не только анализируется перечень основных курсов и спецкурсов, изучаемых студентами с учетом специфики института (факультета), непрерывности и системности гуманитарного и социально-экономического обра-

зования, но и предлагаются новые направления гуманизации образования и воспитания. Интеграция форм, средств и методов образования и практики стимулирует развитие культуры будущего специалиста, углубляет понимание им значения человеческих ценностей. В связи с этим возросло количество студентов, участвующих в организации и проведении университетских, республиканских, российских и международных конференций, выступающих на них и представляющих к публикации тезисы. Особой популярностью пользуются ставшие уже традиционными Огаревские, Бахтинские, Эрьзинские чтения.

Интерес представляют занятия по гуманитарным наукам, которые проходят в университетских музеях. Это побуждает часть студентов заниматься в научных кружках, вызывает чувство гордости за свой вуз. Патриотическому воспитанию способствуют занятия, которые проходят в Комнате боевой и трудовой славы. Знакомство с историей университета, рассказы о преподавателях и студентах, погибших во время Великой Отечественной войны, послужили активизации работы десанта, занимающегося архивными материалами, розыском интересных, ранее неизвестных данных о героях.

В условиях обострения проблемы молодежной занятости важное значение в

воспитательной работе приобретает созданный в университете молодежный

центр содействия в трудоустройстве „Выбор" Основные его задачи заключаются в проведении ярмарок вакансий для молодежи, участии в республиканской программе „Молодежная биржа труда", вовлечении студентов в систему цивилизованного предпринимательства.

Велика была роль стройотрядовского движения в формировании у студентов активной жизненной позиции, воспитании высокой нравственности, развитии деловых качеств, государственного мышления, чувства ответственности за результаты своего труда. Прошло пять лет, как прекратила существование школа трудовых семестров, где студенты могли получать полезные уроки организаторской и управленческой науки. Программа формирования личности специалиста предусматривает оздоровление патриоти-

ческого движения. В этом году при университете работали два студенческих отряда безвозмездного труда, местом дислокации которых были социально не защищенные объекты. Их деятельность была высоко оценена общественностью республики, да и сами студенты получили моральное удовлетворение от работы с подростками из трудных семей, от ремонта помещений приютов для престарелых Людей и подростков.

Важным направлением в совершенствовании воспитательной работы студентов является их совместная творческая деятельность с учащимися средних учебных заведений Мордовии. Особый интерес представляет опыт сотрудничества созданных в составе университета естественно-технического лицея и многопрофильной академической гимназии с другими школами и учебными заведениями города и республики, осуществляющих связь через Региональный учебный округ.

Такая интеграционная система придает воспитательной работе целенаправленность, преемственность и организованность. В настоящее время предпринята попытка создания в системе Регионального учебного округа комплексной многоцелевой воспитательной программы, действующей в масштабе вуза и Мордовии в целом. Главная ее цель — создание творческой (социальной и духовной) среды, благоприятствующей интеллектуальному развитию молодежи. С этой целью при совете по гуманитарной деятельности создан координационный центр по проведению гуманитарной олимпиады для школьников, куда входят

известные ученые университета. Олимпиаду планируется проводить в два этапа: первый — заочный, второй — очный. Школьники республики должны присылать свои работы по отдельным гуманитарным предметам в координационный

центр олимпиады. Наградой для абсолютных чемпионов будет зачисление в университет в соответствующие институты

или на факультеты.

Другая интересная сторона работы в этом направлении — создание Клуба интеллектуального творчества (КИТ), главная задача которого заключается в содействии различным формам интеллектуальной и культурной самореализации

1996. № 2

3

молодежи. Первой акцией КИТ стало проведение чемпионата по брейн-рингу. Затем были установлены контакты с М ежду н а род н ой а ссо ц и а ци е и к л убо в „Что? Где? Когда?44 принимавшей участие в открытом чемпионате Мордовии по брейн-рингу. В

первенстве соперни- округ

чают также команды школ Саранска и районов республики.

Сейчас уже не вызывает сомнения, что у интеграции образовательных учреждений, главенствующую роль в которой занимает Региональный учебный

— большое будущее.

С. И. ЯКИМЧУК, руководитель секции военного образования и патриотического воспитания РУО, майор

К ВОПРОСУ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СУБЪЕКТАХ РУО

Еще до обсуждения на выездном заседании Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ 8 августа 1996 г. состояния военного образования и патриотического воспитания молодежи и его нормативно-правового обеспечения в Региональном учебном округе при Мордовском госун ив ерситете приказом председателя попечительского совета округа № 7/7 от 19 июля 1996 г. была учреждена секция военного образования и патриотического воспитания в субъектах РУО.

Основным назначением секции, как записано в Положении о ее деятельности, определены качественное улучшение военно-патриотического воспитания в субъектах, входящих в округ, подготовка молодежи Республики Мордовия к службе в армии, интеграция такой работы в преемственной системе „школа — вуз — армия — общество4*

Необходимость создания названной секции была продиктована рядом объективных и субъективных причин. В пункте

7 статьи 14 Закона РФ „Об образовании" записано: „Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе за счет сил и средств за-

интересованного ведомства44. С принятием и введением в 1992 г. данного Закона из-за роспуска общественных организаций, занимавшихся военно-патриотическим воспитанием молодежи, были разрушены стройная система начальной военной подготовки учащихся в средних общеобразовательных учебных заведениях, допризывная подготовка курсантов к службе в армии в рамках ДОСААФ и в целом — работа по военно-профессио-нальной ориентации и патриотическому воспитанию молодежи. Авторы этого Закона высказывали мнение о ненужности военно-патриотической работы, так как допризывная подготовка отнимает силы и средства, отвлекает молодежь от интеллектуального развития. Такие перекосы в решении задач военно-патриотического воспитания молодежи привели к крайне негативным последствиям, выразившимся в пустом времяпрепровождении в подворотнях, занятиях коммерцией, которой нередко сопутствует организованная преступность.

Бездуховность, отсутствие жизненных ориентиров, потребительское отношение к жизни стали качествами, характеризующими современное подрастающее поко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.