Научная статья на тему 'О работе блока РУО "псих олого-педагогическое обеспечение учебного процесса и воспитание молодежи"'

О работе блока РУО "псих олого-педагогическое обеспечение учебного процесса и воспитание молодежи" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О работе блока РУО "псих олого-педагогическое обеспечение учебного процесса и воспитание молодежи"»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

те“ В редакционную коллегию сборника вошли: А. И. Сухарев (отв. редактор), А. Н. Алексюк, Н. И. Мешков, С. И. Бреев и др. В основе сборника — озабоченность педагогического коллектива деидеологизацией образования, несовершенством подготовки учителя и осмысление необходимости разработки ее новой модели.

После принятия нового Закона об образовании в 1991 г. кафедра педагогики в своей научно-практической деятельности стала руководствоваться этим документом, его идеями гуманизма, усиления регионального аспекта в реформировании школы. Соответствующим требованиям подчинены и разработанные учеными кафедры программа по педагогике общеобразовательной школы, учебное пособие по истории педагогики автора данной статьи и монография Н. И. Мешкова по мотивации учебной деятельности студентов.

В девяностые годы — время значительного расширения интеграционного пространства — кафедрой педагогики устанавливается контакт с рядом других вузов страны. В марте 1996 г. большая группа ученых университета приняла участие во Всероссийской научно-прак-

тической конференции „Образование — будущее России", организованной Восточным институтом экономики, гуманитарных наук, управления и права. Среди них — И. Л. Наумченко, В. П. Андронов, Н. И. Мешков и др. Участие в межрегиональных научных и научно-практических конференциях стало традицией для кафедры, которая вышла на связь с академическими научными подразделениями (Институт языкознания РАН, Институт человека РАН). Так, в мае 1997 г. члены кафедры смогли участвовать в международной конференции „Российское образование: традиции и перспективы",

проведенной Нижегородским университетом им. Н. И. Лобачевского под эгидой Национальной комиссии РФ по делам

ЮНЕСКО.

Кафедра педагогики рассматривает себя как научно-методическое подразделение и составную часть Регионального учебного округа. В частности, зав. кафедрой профессор Н. И. Мешков возглавляет межвузовский научно-методический блок „Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса и воспитание молодежи" и секцию педагогики этого блока. Ряд преподавателей кафедры являются активными членами секции.

Н. И. МЕШКОВ, руководитель научно-методического блока РУ О „Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса и воспитание молодежи”, зав. кафедрой педагогики МГУ им. Н. П. Огарева, профессор

О РАБОТЕ БЛОКА РУО „ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ"

Качество дошкольной, общеобразовательной, профессиональной подготовки воспитанников детских учреждений, уча-;ихся и студенческой молодежи во мно-

гом определяется слаженной работой различных образовательно-воспитательных учреждений единой системы образования. На совершенствование и координацию их

© Н. И. Мешков, 1998

1998. №1

деятельности направлена работа разно-образных структурных подразделений РУО при МГУ им. Н. П. Огарева. Одним из таких подразделений является блок психолого-педагогического обеспечения учебного процесса, который включает в свой состав секции дошкольного воспитания и начального образования, педагогики, психологического обеспечения учебного процесса, военного образования и патриотического воспитания молодежи.

В тесном единстве названных секций блок решает многие задачи, направленные на повышение эффективности образования и воспитания в учебных заведениях республики. Так, секция педагогики РУО, возглавляемая автором данной статьи, занимается, в частности, пропагандой педагогических знаний. Актуальность и действенность этого направления обусловлены прежде всего тем, что оно отвечает требованиям новации и поиска в образовательной

практике.

В последнее время появилось множество различных педагогических концепций, разработок, технологий, требующих глубокого осмысления их содержания в контексте целостной педагогической теории, обобщения полученного инновационного материала. Научное осмысление разнообразных педагогических технологий ведется в двух взаимопере-секающихся направлениях: как от теории к практике, так и от практики к теории.

Члены нашей секции систематически выступают с сообщениями по проблемам интеграции образования перед широкой педагогической аудиторией республики. Особую активность в этом отношении проявляет профессорско-преподавательский состав кафедры педагогики Мордовского университета. Часто встречаются с учителями школ, преподавателями учебных заведений системы профессионально-технического, среднего специального, высшего образования члены секции: профессор С. И. Бреев, доцент В. А. Шалаева, доцент И. Л. Сиротина и др. Следует отметить активность и более молодых представителей секции, таких, как преподаватель кафедры педагогики университета Н. Е. Чуватова, ассистент кафедры педагогики Мордовского педагогического института им. М. Е, Ев-севьева Е. В. Ерофеева, аспирант МГУ

Н. А. Фирстова. Они не только транслируют передовой педагогический опыт, опыт педагогов-новаторов, раскрывают современные технологии обучения и воспитания, инновационные направления, но и передают собственный опыт учебно- восп итател ьной, нау чно-иссл едов а-

тельской, организационно-методической работы учителям и студентам.

Особое внимание в секциц уделяется исследованию наиболее актуальных педагогических проблем. В настоящее время проводится исследование по выявлению факторов педагогического мастерства, причин, которые лежат в основе достижения высот профессионализма. К числу проблем, исследуемых членами секции, можно отнести следующие:

— мотивация учебно-познавательной и профессионально-педагогической деятельности;

— вопросы истории образования и развития отечественной педагогической науки;

— асоциальность подросткового поведения;

— эмоционально-образное развитие учащихся средствами школьных дисциплин;

— иноязычные коммуникации как средство развития учащихся;

— педагогические ценности и ценностные ориентации учителя и др.

За последние пять лет членами секции издано две монографии, два учебных пособия, подготовлено более двухсот публикаций (статей и тезисов), отражающих разнообразные вопросы психолого-педа-гогической науки.

Так, автором данной статьи в 1995 г. было издано учебное пособие „Мотивация учебной деятельности студентов которое вышло под грифом УМО университетов Ррссии. С. И. Бреев издал учебное пособие по истории педагогики. В настоящее время ожидается выход в свет второй части данного пособия. Силами коллектива кафедры педагогики университета и членов секции планируются разработка и издание курса лекций для студентов, получающих дополнительную квалификацию „Препо-даватель“. В 1994 г. члены секций педагогики и психологического обеспечения учебного процесса приняли участие в разработке государственных требований к минимуму содержания и уровню подго-

44

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

товки для получения указанной квалификации.

Содержательная работа ведется в отношении практической подготовки педагогических кадров. Члены секций педагогики, психологического обеспечения учебного процесса (руководитель — профессор К. М. Романов) и др. разработали программу педагогической практики студентов. Особая значимость практики как своеобразного этапа подготовки педагогических кадров, во-первых, в том, что она помогает формировать педагогические умения — инструмент педагогического профессионализма; во-вторых, благодаря ей студенты овладевают навыками психолого-педагогической диагностики, лежащей в основе изучения личности школьника и классного коллектива; в-третьих, они ведут работу, связанную с пропагандой психологопедагогически х знаний, а также с профориентацией школьников.

Параллельно с этим секция психологического обеспечения учебного процесса активно решает задачи создания психологической службы в школах. Совместно с Мордовским республиканским институтом повышения квалификации работников образования ими подготовлена программа повышения квалификации психологов образовательных учреждений, систематически проводится консультирование практических психологов и школьных учителей, а также преподавателей средних специальных учебных заведений

и высшей школы; разработано положение о научно-методическом совете по психологической службе.

Члены секции провели исследование состояния психологической службы в образовательных учреждениях Мордовии, осуществили эксперимент, направленный на выявление профессионального мышления студентов-химиков.

Большую работу в составе блока проводит секция дошкольного воспитания и начального образования РУО, возглавляемая зав. кафедрой начального образования МРИПКРО доцентом Е. В. Вальчук. Основной акцент в своей деятельности секция делает на оказании методической помощи дошкольным образовательным учреждениям и начальной ступени образования. Широко рассматриваются также вопросы работы с родителями будущих первоклассни-

ков, вооружения их системой соответствующих знаний, преемственности в работе с другими образовательными учреждениями.

В системе работы членов этой секции представлены самые различные направления воспитания: нравственное, эстетическое, экологическое и др. Они совместно с педагогическими коллективами

школ Саранска (№ 14, 18, 20, 28, 40 и

др.), а также с воспитателями детских

садов № 29, 38, 66, 85, 127 постоянно проводят различные воспитательные мероприятия, осуществляют работу по ознакомлению воспитанников с культурным наследием, традициями, обычаями мордовского народа.

Важную роль в целостной и непрерывной системе воспитания старшеклассников школ и учащихся средних профессиональных учебных заведений республики играет секция военного образования и патриотического воспитания молодежи, возглавляемая заместителем командира воинской части майором С. И. Якимчуком. Так как в последнее время данное направление воспитательной работы с молодежью ощутимо ослабло, первостепенное значение в работе секции придается формированию общечеловеческого начала и системы ценностей. Максимум внимания при этом уделяется патриотическому воспитанию, выработке у личности иммунитета к субкультуре, идейной пошлости, лицемерию. К сожалению, в погоне за западными ценностями мы зачастую уподобляемся „иванам, не помнящим родст-ваи, обрываем добрую нить национального, своеобразного, особенного.

Серьезная сдача воспитательных позиций произошла и в сфере начального военного воспитания, лежащего в основе патриотизма. Патриот — это прежде всего защитник своей Родины. Члены названной секции пытаются ликвидировать те негативные стороны, которые имеют место в современной практике военно-патриотического воспитания. При этом на передний план работы выдвигаются такие важные задачи, как диагностика состояния военно-патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях и способы ее улучшения. С этой целью во многих школах города и республики проведено соответствующее исследование, в

котором приняла участие не одна сотня респондентов. Выборка была достаточно репрезентативной, охватывающей различные слои городского и сельского населения.

Осуществляет названная секция и непосредственную организационно-методическую работу по военно-патриотическому воспитанию, оказанию помощи преподавателям, ведущим учебную дисциплину „Основы безопасности жизне-деятелъности“, разработку методических материалов, направленных на совершенствование содержания, технологий военно-патриотического воспитания и др.

Надо отметить, что общественные

организации, органы образования республики активно поддерживают деятельность отмеченных секций блока РУО, принимая непосредственное участие в решении их различных задач.

В целом научно-методический блок РУО „Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса11 проводит работу, результаты которой находят свое конкретное применение в целостной образовать ьно-воспитательной системе учебного округа, входящих в него субъектов. Разумеется, мы не намерены успокаиваться на достигнутом и будем продолжать решать многие задачи, которые ставит перед нами жизнь.

К. М. РОМАНОВ, руководитель секции психологического обеспечения учебного процесса РУО, член-корреспондент АПСН, профессор

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

МОРДОВИИ

Эффективная работа современных об-разовательных учреждений невозможна без организации качественного психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. С этой целью на базе Регионального учебного округа при Мордовском университете в 1993 г. была создана соответствующая научно-методическая секция. В ее состав вошли сотрудничающие со школами преподаватели кафедры психологии университета и РИПКРО, наиболее квалифицированные школьные психологи и представитель

ГУО г. Саранска.

Перед секцией были поставлены задачи:

1) дать качественную оценку уровня психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях региона;

2) разработать научно-методические основы и направления повышения уровня психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях Республики Мордовия.

Основными показателями психологического обеспечения процессов обучения и воспитания в образовательных учреждениях являются психологическая компетентность педагогических работников и наличие качественной психологической службы.

© К. М. Романов, 1998

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.