ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
С. И. БРЕЕВ, профессор кафедры педагогики МГУ им. Н. П. Огарева
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Интеграция — понятие синтезирующего, ассоциативного характера, предполагающее кооперирование субъектов, занятых в определенной сфере и преследующих те или иные результаты. Интегрирование в научно-педагогической деятельности строится на высокой интеллектуальной и духовной основе, имеет весьма важное практическое значение: приращение научного потенциала региона как предпосылка подъема экономики, культуры, жизненного уровня населения.
Немалую роль в кооперировании интеллектуального труда играет университетская кафедра педагогики, являющаяся старейшим учебно-методическим и научным подразделением МГУ, функционирующим с момента открытия в 1931 г. первого высшего учебного заведения Мордовии — агропединститута. История кафедры связана со многими именами, оставившими заметный след в системе образования. Прежде всего следует назвать группу ученых первых лет работы кафедры: это А. В. Ососков, разработавший систему народного образования в республике, Е. С. Лисицина, А. И. Пискунов, А. Г. Паксютов, А. И. Голубев,
В. Т. Лашко и др. В 60-е годы в ее ряды
влились Ж. А. Конакова, В. П. Кутеева, Т. И. Спирина, Н. В. Балясникова.
Важным этапом истории кафедры стали 70-е годы в связи с расширением студенческого контингента университета. Состав кафедры пополнился группой опытных педагогов, бывших руководителей средних учебных заведений. Среди них были И. Л. Наумчен-ко, А. А. Игонин, позднее — Р. А. Еремина, Л. В. Агапова. Возглавлял кафедру с 1968 по 1973 г. автор данной статьи. Работа коллектива была направлена на
подготовку высококвалифицированных учителей преимущественно для национальной школы.
Важный акцент в этой подготовке делался на качественном улучшении руководства педагогической практикой и совершенствовании научно-методической работы. В 1971 г. кафедрой было издано в помощь руководителю педпрактики коллективное учебное пособие „Пути повышения эффективности педагогической практики“ Вслед за ним группой ученых университета в 1973 г. был выпущен тематический сборник „Теория и практика высшего педагогического образования“, в котором рассматривались наиболее акту-
© С. И. Бреев, 1998
199«. N« I
алъные вопросы теории и практики подготовки учителя, студенческого и учи-
• «в
тельского самообразования. Расширили и углубили содержание названных проблем две монографии: С. И. Бресна — „Развитие теории VI практики образования без отрыва от производства в РСФСР (1017 — 1941 1\г\ы)" и И. Л. Наумчен-ко — „Самообразование будущего учителя“ Обе эти монографии получили признание педагогической общественности страны.
Уже в первой половине 70-х годов четко обозначились все направления и интеграционныVI диапазон деятельности кафедры. что обеспечило ее тесную связь со средними учебными заведениями республики. Избранная на должность зав. кафедрой педагогики в 1973 г. М. Г. Кузьмина содействовала усилению связи кафедры с республиканскими органами образования и школой. Одной из ведущих проблем стала после) ниверситетска я стажировка выпускников университета. Группой ученых (М. Г. Кузьмина, С. И. Бреев, Л. В. Агапова, В. А. Шалаева) была разработана программа сквозной практики, которой руководствовались преподаватели всех педагогических факультетов и школы.
В связи с возросшими требованиями к подготовке специалистов и совершенствованием педагогического процесса в вузе кафедра педагогики в 1983 г. была реорганизована в кафедру общей и вузовской педагогики. Ее возглавил И. Л. Наумченко. Наряду со школьной проблематикой значительное внимание уделялось вопросам организации педагогического процесса в вузе, интеграции среднего и высшего образования. При кафедре была создана лаборатория педагоги к и высшей школы, объектом исследования которой стала студенческая академическая группа. Методистами-исполнителями в ней были опытные школьные работники: О. А. Орехова и 3. Н. При-сягина. По материалам исследования было издано методическое пособие „Студенческая академическая группа“
(отв. редактор И. Л. Наумченко), а
также программа „Для наставников студенческих групп“ (составители —
И. Л. Наумченко, С. И, Бреев).
Именно на данном этапе работы педагогический коллектив кафедры заявил о себе как о подлинном интеграционном
центре унинерси IеIа. В 1985 г. под редакцией А. И. Сухарева и И. Л. Наумченко выше,! межвузовский сборник на\ чных трудов „Совершенствование ка-
% $
чества университетской подготовки нре подавателя“ В него вошли труды ученых многих регионов бывшего Советского Союза: Белоруссии, Латвии, Литвы, Украины, центральных районов России, Поволжья и Сибири. В соответствии с названием сборника в нем рассмотрены такие важные вопросы, как содержание и методика педагогического процесса (И. Л. Наумченко), активизация познавательной деятельности студентов при изучении педагогики (Л. Г. Вят-кин), учебно-воспитательный аспект
(Р И. Александрова, С. П. Спиридонов), управление школой (М. К. Рунко-ва) и др.
На деятельность кафедры на последующем этапе, включающем вторую половину восьмидесятых — девяностые годы, непосредственное влияние оказали развернувшаяся реформа школы, перестроечные процессы, снятие классовой заидеологизированности педагогики, противостояние авторитарной педагогики и педагогики сотрудничества. С учетом новой общественно-политической ситуации, новых веяний в теории и практике образования перестраивалась и организация педагогического процесса. Эту работу кафедра выполняла в обновленном составе под руководством молодого ученого Н. И. Мешкова.
Главное свое внимание кафедра сосредоточила на разработке программы „Учитель“, в которой уточнялись структура личности педагога, необходимые ему качества. Члены кафедры вносили коррективы в прежние установки и методические рекомендации, в большей мере отвечавшие требованиям унитарной педагогики, работали над составлением новых программ, в частности над программой „Научно-педагогический аспект педагогики сотрудничества“; переиздавались ранее изданные программы спецкурсов по методикам обучения и воспитательной работе.
В новых условиях кафедра смогла сохранить ранее установленные связи с другими регионами, интегрируя педагогические интересы. В 1991 г. издается межвузовский сборник „Совершенство-
вание подготовки учителя в университс-
те“ В редакционную коллегию сборника вошли: А. И. Сухарев (отв. редактор), А. Н. Алексюк, Н. И. Мешков,
С. И. Бреев и др. В основе сборника — озабоченность педагогического коллектива деидеологизацией образования, несовершенством подготовки учителя и осмысление необходимости разработки ее новой модели.
После принятия нового Закона об образовании в 1991 г. кафедра педагогики в своей научно-практической деятельности стала руководствоваться этим документом, его идеями гуманизма, усиления регионального аспекта в реформировании школы. Соответствующим требованиям подчинены и разработанные учеными кафедры программа по педагогике общеобразовательной школы, учебное пособие по истории педагогики автора данной статьи и монография Н. И. Мешкова по мотивации учебной деятельности студентов.
В девяностые годы — время значительного расширения интеграционного пространства — кафедрой педагогики устанавливается контакт с рядом других вузов страны. В марте 1996 г. большая группа ученых университета приняла участие во Всероссийской научно-прак-
тической конференции „Образование — будущее России“, организованной Восточным институтом экономики, гуманитарных наук, управления и права. Среди них — И. Л. Наумченко, В. П. Андронов, Н. И. Мешков и др. Участие в межрегиональных научных и научно-практических конференциях стало традицией для кафедры, которая вышла на связь с академическими научными подразделениями (Институт языкознания РАН, Институт человека РАН). Так, в мае 1997 г. члены кафедры смогли участвовать в международной конференции „Российское образование: традиции и перспективы“,
проведенной Нижегородским университетом им. Н. И. Лобачевского под эгидой Национальной комиссии РФ по делам
ЮНЕСКО.
Кафедра педагогики рассматривает себя как научно-методическое подразделение и составную часть Регионального учебного округа. В частности, зав. кафедрой профессор Н. И. Мешков возглавляет межвузовский научно-методический блок „Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса и воспитание молодежи“ и секцию педагогики этого блока. Ряд преподавателей кафедры являются активными членами секции.
Н. И. МЕШКОВ, руководитель научно-методического блока РУ О „Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса и воспитание молодежи“, зав. кафедрой педагогики МГУ им. Н. П. Огарева, профессор
О РАБОТЕ БЛОКА РУО „ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ“
Качество дошкольной, общеобразовательной, профессиональной подготовки воспитанников детских учреждений, уча-;ихся и студенческой молодежи во мно-
гом определяется слаженной работой различных образовательно-воспитательных учреждений единой системы образования. На совершенствование и координацию их
© Н. И. Мешков, 1998