котором приняла участие не одна сотня респондентов. Выборка была достаточно репрезентативной, охватывающей различные слон городского и сельского населения.
Осуществляет названная секция и непосредственную организационно-методическую работу по военно-патриотическому воспитанию, оказанию помощи преподавателям, ведущим учебную дисциплину „Основы безопасности жизнедеятельности“, разработку методических материалов, направленных на совершенствование содержания, технологий военно-патриотического воспитания и др.
Надо отметить, что общественные
организации, органы образования республики активно поддерживают деятельность отмеченных секций блока РУО, принимая непосредственное участие в решении их различных задач.
В целом научно-методический блок РУО „Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса“ проводит работу, результаты которой находят свое конкретное применение в целостной образовать ьно- воспитательной системе учебного округа, входящих в него субъектов. Разумеется, мы не намерены успокаиваться на достигнутом и будем продолжать решать многие задачи, которые ставит перед нами жизнь.
К. М. РОМАНОВ, руководитель секции психологического обеспечения учебного процесса РУО, член-корреспондент АПСН, профессор
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
МОРДОВИИ
Эффективная работа современных об-разовательных учреждений невозможна без организации качественного психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. С этой целью на базе Регионального учебного округа при Мордовском университете в 1993 г. была создана соответствующая научно-методическая секция. В ее состав вошли сотрудничающие со школами преподаватели кафедры психологии университета и РИПКРО, наиболее квалифицированные школьные психологи и представитель ГУО г. Саранска.
Перед секцией были поставлены задачи:
1) дать качественную оценку уровня психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях региона;
2) разработать научно-методические основы и направления повышения уровня психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях Республики Мордовия.
Основными показателями психологического обеспечения процессов обучения и воспитания в образовательных учреждениях являются психологическая компетентность педагогических работников и наличие качественной психологической службы.
© К. М. Романов, 1998
Психологическая компетентность педагога представляет собой одно из глав-
ных условии грамотного построения учебного процесса в полном соответствии с индивидуальными психологическими особенностями учащихся. Основу психологической компетентности составляют психологическое мышление и соответствующая ему система знаний по психологии. Выполненные нами экспериментальные исследования позволили оценить состояние психологической компетентности педагогов, работающих в системе учебных заведений региона, как неудовлетворительное: у них преобладает психолого-педагогическое мышление обыденного типа, стихийное по происхождению и вбирающее в себя индивидуальный житейский опыт. В числе наиболее характерных его особенностей выделяются следующие: низкий уровень точности, рефлексии, самокритичности; неспособность к обобщению многообразия конкретных психических явлений и выделению общих и существенных свойств; недиалектичность, ориентированность на сиюминутный эффект; логическая противоречивость и субъективизм. Все это затрудняет плодотворное решение многоплановых психологических задач, возникающих в контексте педагогической деятельности.
Основная причина слабой компетентности педагогов в области психологии — несовершенство существующей в университете системы психологической подготовки соответствующих специалистов.
Во-первых, она очень ограничена в объеме. На нее приходится в общей сложности не более 10 % учебного времени, что явно недостаточно для овладения таким сложным предметом, как психология. Во-вторых, эта система неадекватна в содержательном плане и охватывает далеко не все вопросы и проблемы, с которыми приходится в действительности сталкиваться педагогу высшей или средней школы. В-третьих, ее отличают излишний академизм, формализм и оторванность от реальной жизненной практики будущих специалистов.
Психология предстает перед студентами не как наука о душе реально существующего конкретного человека, а как система сухих, достаточно формализованных абстрактных понятий. И, наконец, в-четвертых, психологическая подготовка организация и внедрение единой для всех
очень несовершенна в методическом отношении. По существу, она представляет собой не что иное, как сообщение студентам некоторой суммы готовых теоретических истин, так что им остается только запомнить их для последующего воспроизведения на экзамене. Иначе говоря, методика ориентирована на запоминание и воспроизведение, а не на развитие мышления.
Исходя из сказанного важнейшим направлением повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в учебном округе является качественное улучшение психологической подготовки педагогов для высших и средних учебных заведений. По нашему мнению, она должна быть нацелена на формирование у будущих специалистов научного психологического мышления, которое по сравнению с житейским характеризуется более высокой точностью, рефлексивностью, объективностью, логической последовательностью, диалектичностью и другими достоинствами. В настоящее время нами разработаны теоретические и методические основы его формирования.
Соответствующая генетическая методика представляет собой систему специальных психологических заданий, выполнение которых обеспечивает формирование необходимых умственных действий и коррекцию имеющихся у студентов житейских представлений. Она реализуется в форме спецкурса и спецпрактикума. Главная задача дисциплин состоит в том, чтобы актуализировать у студентов необходимое множество педагогических воздействий (содействий), адекватных всем основным структурным компонентам личности, и организовать их последовательное преобразование по таким параметрам, как форма, обобщенность, развернутость, освоенность и др. Особое внимание при этом уделяется процессу вербализации содействий, для чего рекомендуется использовать письменную речь. Завершающим этапом формирующей методики является педагогическая практика, во время которой процесс фор-
мирования умственных действии осуществляется на конкретном профессиональном материале.
Следующее направление психологизации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях округа —
учебных заведений психологической службы. В системе образования Мордовии впервые такая служба была организована в 1988 г. на базе школы № 7 г. Саранска. Как показала практика, школа была абсолютно не готова к сотрудничеству с психологом, поскольку ни ее руководители, ни учителя не представляли себе его функциональные возможности. Это существенно осложняло его работу.
На сегодняшний день в школах работает более 100 психологов, что, однако, меньше, чем в других регионах. Например, психологическая служба системы образования Нижегородской области насчитывает более 300 специалистов. Если отталкиваться от критерия один психолог на школу, то для республики требуется около 800 специалистов. В действительности же по существующим нормативам многие городские школы должны иметь по 2 — 3 психолога. Все это говорит о низком уровне психологического обеспечения образовательных учреждений Мордовии, что не может не сказываться на качестве образования и воспитания. Без серьезной психологической поддержки школа не может перейти на новые образовательные технологии, осуществлять подлинную индивидуализацию и дифференциацию обучения и решать многие другие перспективные задачи.
Психологическая служба не функционирует в ПУ, техникумах и вузах, хотя имеются серьезные основания говорить о ее необходимости. В настоящее время она сосредоточена в основном в школах г. Саранска и его пригородных поселков, г. Рузаевки и отдельных районных центров. Из этого следует, что большая часть учебных заведений республики вообще не имеет психологического обеспечения. Психологов нет даже в некоторых школах Саранска.
Анализ показывает, что количество детей, приходящихся на одного психолога, в большинстве школ значительно превышает существующие нормативы. Это приводит к перегрузке школьных психологов, распылению их профессиональных функций, затрудняет специализацию по возрастным категориям учащихся и направлениям работы, что в конечном счете снижает качество психологических услуг.
Основные направления работы школьных психологов республики следующие:
1) психодиагностика детей, поступающих в школу;
2) контроль за психическим развитием учащихся;
3) психологическое консультирование детей, родителей, учителей и администрации школы;
4) психологическое просвещение;
5) коррекционно-развивающая работа в начальной и, реже, средней школе;
6) профориентация.
Психологи практически не уделяют внимания непосредственному обслуживанию учебно-воспитательного процесса в школе: анализу и проектированию уроков и воспитательных мероприятий; внедрению новых образовательных технологий и программ; разработке и внедрению нетрадиционных форм контроля; анализу и проектированию образова-тельно-воспитательной среды (для школы в целом, отдельных классов и конкретных учащихся); изучению педагогических коллективов школ. Эти важнейшие задачи перед психологами не ставятся, и они профессионально не готовы их решать.
Объектом деятельности школьных психологов выступают преимущественно учащиеся младших классов, где разворачивается основная психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа. В большинстве школ, имеющих психолога, организованы и успешно реализуются различные по содержанию и форме психотренинги.
Акцентирование внимания на работе с младшими школьниками имеет научно-методическое обоснование, поскольку дает максимальную отдачу. Вместе с тем недостаточно эффективна работа с подростками, старшеклассниками, одаренными и интеллектуально развитыми школьниками.
В работе психологов используется широкий набор психодиагностических методик и коррекционно-развивающих технологий. В большинстве случаев они были освоены и внедрены самостоятельно без соответствующей экспертной оценки со стороны более опытных и квалифицированных специалистов. Это создает угрозу проникновения некачественных или неадаптированных психотехнологий либо их неквалифицированного
использования. Стихия и неуправляемость в области внедрения в практику психотехнологий может иметь очень серьезные негативные последствия для учащихся.
Существенным недостатком психологической службы образовательных учреждений республики является плохая организационная структура. В системе Министерства образования не предусмотрено подразделение, которое управляло бы деятельностью психологической службы в образовательных учреждениях городов и районов республики. В регионе не проводится централизованной, хорошо продуманной, научно обоснованной психологической политики.
Имеющийся психологический потенциал системы образования используется крайне неэффективно. Работающие в школах психологи, по существу, изолированы друг от друга и от научно-мето-дических центров, испытывают серьезные методические трудности. В функциональном плане они только формально подчинены директорам школ, которые, будучи некомпетентными в психологическом отношении, не способны эффективно управлять психологами: ставить перед ними задачи, контролировать их работу. Администрация школ не в полной мере представляет себе значимость и возможности психологической службы. Психологические рекомендации принимаются лишь в той мере, в какой они разделяются администрацией школ или учителями. Если деятельность психолога затрагивает личные интересы учителей и администрации и инициирует серьезные перемены в работе школы (изменение педагогического стиля, переход на новые технологии обучения, внедрение новых учебных предметов и т. п.), это вызывает активное сопротивление и провоцирует конфликтные ситуации. Психолог в таких случаях всегда оказывается потерпевшей стороной. Противоречия в системе отношений „психолог — администрация школы“ являются одной из причин текучести кадров психологов. Большинство работающих психологов имеют очень маленький профессиональный опыт (не более 3 лет).
Серьезной проблемой организации психологической службы в образовательных учреждениях республики является низкий уровень теоретической и методи-
ческой подготовки практических психологов. Приходящие в школу молодые специалисты плохо знают теорию, не владеют психодиагностическими и кор-рекцион но-разв и вающими методиками,
методикой анализа урока, нередко у них плохо развито психологическое мышление. В республике не предусмотрена также система повышения квалификации практических психологов. В настоящее время положение пытается исправить РИПКРО, однако он не располагает необходимой для этого кадровой базой.
Выполненный анализ позволяет предложить следующие рекомендации по совершенствованию психологической службы в системе образовательных учреждений Республики Мордовия.
1. Ввести ставки психологов во всех школах г. Саранска, г. Рузаевки и районных центров республики в соответствии с нормативами и обеспечить их квалифицированными специалистами.
2. С целью улучшения координации, управления и контроля деятельности психологов и оказания им необходимой научно-методической помощи организовать при Министерстве образования РМ специальное структурное подразделение и научно-методический совет с привлечением к его работе наиболее квалифицированных специалистов в области практической психологии из числа опытных практиков, ученых университета и педагогического института, а также представителей научно-методической секции
психологического обеспечения учебного процесса Регионального учебного округа при Мордовском университете.
3. Для исключения возможных отрицательных последствий профессиональной деятельности психологов в школах республики провести экспертизу используемых ими психодиагностических методик и коррекционно-развивающих технологий.
4. С целью улучшения качества образования, повышения его развивающего потенциала и обеспечения наиболее благоприятных условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, а также для профилактики возможных задержек и отклонений в их психическом развитии более широко привлекать школьных психологов к решению таких задач, как анализ и проектирование уроков и воспитательных мероприятий; экс-
1998. №1
пертиза и внедрение новых учебных программ и образовательных технологий; разработка и внедрение нетрадиционных форм контроля; анализ, оценка и проектирование образовательно-воспитательной среды.
5. Существенно повысить требования к уровню профессионально-психологической компетентности психологов, работающих в образовательных учреждениях республики.
6. Улучшить качество профессиональной подготовки практических психологов для образовательных учреждений республики, обратив особое внимание на формирование не только глубоких теоретических знаний, но и психологического мышления, системы практических умений и навыков, а также гуманистического отношения к людям. В настоящее время Мордовский университет располагает необходимой базой для организации
соответствующего факультета.
Таким образом, за пятилетний период существования секции психологического обеспечения учебного процесса ее членами была проделана большая организационная, научно-исследовательская, учебно-методическая и издательская работа. Впервые была проанализирована деятельность психологической службы в системе образовательных учреждений Мордовии и предложены ре-
комендации по ее совершенствованию; выполнено большое количество экспериментальных исследований, направленных на диагностику психологической компетентности студентов и учителей (охвачено около 1000 респондентов); дан критический анализ системы психологической подготовки педагогов в университете; разработаны научно-мето-дические основы ее улучшения. По результатам проведенной работы издано учебное пособие „Формирование психологического мышления учителя“ (Саранск, 1994) и опубликовано около 20 научных статей.
Одна из перспективных задач секции — разработка целостной региональной концепции психологического обеспечения образовательных учреждений, охватывающей все этапы становления личности: дошкольный, млад-
ший школьный, подростковый, старший школьный и профессиональный. Она должна предусматривать теоретические, методические, практические и организационные аспекты функционирования психологической службы, а также вопросы профессиональной подготовки и повышения квалификации соответствующих специалистов. Другая задача секции заключается в поиске эффективных организационно-правовых форм ее работы.
у Щ**
М. К. ЕЛИСЕЕВ, зав. кафедрой педагогики Чувашского государственного педагогического института им. И. Я. Яковлева, академик АПСН, профессор
ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ
ИЗУЧАЕМОГО И ИЗВЕСТНОГО
Интеграция знаний прочно вошла в исследуется эта проблема в практике ин-процесс обучения. Широко изучается и теграции различных отраслей науки. Од-
© М. К. Енисеев, 1998