Научная статья на тему 'Интеграции образования ный уровень федеральный уровень'

Интеграции образования ный уровень федеральный уровень Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграции образования ный уровень федеральный уровень»

ОТ РЕДАКЦИИ

Н. П. МАКАРКИН, председатель попечительского совета РУО, ректор МГУ имени

Н. П, Огарева, действительный член АПСН, профессор

И. Л. НАУМЧЕНКО, проректор, директор Регионального учебного округа при МГУ имени Н. П, Огарева, член-корреспондент АПСН, профессор

ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Как известно, в целях повышения качества фундаментального образования Правительство Российской Федерации 9 сентября 1996 г. утвердило федеральную целевую программу „Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки

на 1997 — 2000 годы“.

Ее содержание направлено на углубление и расширение взаимодействия академической и вузовской науки,

повышение качества образования с целью сохранения и развития научно-технического потенциала страны.

Еще раньше, в январе 1993 г., в Мордовии был создан Региональный учебный округ, главной задачей которого является

интеграция региональных систем образования Российской Федерации. Придавая особую значимость интеграции в перестройке и совершенствовании образовательной системы России, ее учреждений, интеллектуального и материального потенциала, Государственный комитет РФ по высшему образованию провел в

мае 1995 г. в Саранске на базе Мордовского университета и Регионального учебного округа Всероссийскую научно-практическую конференцию „Интеграция региональных систем образования “, в которой даже в наше трудное в финансовом отношении время

приняли

России.

рекомендаций

признавшей интеграцию региональных систем образования на территориях субъектов Российской Федерации центральным звеном перестройки образования, было записано и такое важное решение: „Считать одной из перспективных форм выполнение университетами роли ведущего интегратора региональных систем образования, создание учебных округов по примеру республиканского учебного округа Мордовского государственного университета"

Вслед за названной конференцией и во исполнение ее рекомендаций Государственный комитет РФ по высшему образованию, Министерство образования РФ, Госсобрание. и Правительство Республики Мордовия приняли совместное решение „О работе и перспективах развития Регионального учебного округа Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева" от 12 июля

1995 г., в котором отмечено плодотворное воздействие деятельности округа на качество работы всех образовательных учреждений республики, его содействие становлению органически целостной региональной системы образования, повышению уровня государственно-общест-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

венного управления функционированием и развитием этой системы. В соответствии с этим названные органы образования РФ, Госсобрание и Правительство Республики Мордовия приняли решение „одобрить опыт работы округа как одной из перспективных форм интеграции региональных систем образования на территории субъектов Российской Феде-рации“; создать оптимальные условия для его дальнейшего развития „как экспериментальной формы академического самоуправления региональных систем образования РФ“.

Основными направлениями академической деятельности РУО на 1996 -г 2000 гг. определены:

— разработка национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов для всех ступеней и направлений общего и профессионального образования;

— подготовка и издание образовательных программ, учебников, пособий для научно-методического обеспечения всех учебных дисциплин, включенных в национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов;

— создание региональной системы академической информатизации на базе соответствующих научно-методических секций РУО и Мордовского республиканского центра новых информационных технологий как субъекта округа;

— поддержка становления и развития инновационных (в том числе и элитных внутривузовских) образовательных учреждений (гимназий, лицеев, колледжей), разработка для них учебных

планов, обеспечивающих высокое качество обучения и преемственность всех ступеней общего и профессионального образования;

— кадровое и научно-методическое обеспечение системы повышения квалификации педагогических работников всех образовательных учреждений Республики

Мордовия.

Рекомендовано также осуществлять финансирование деятельности учебного округа на основе консолидации бюджетных и внебюджетных источников с целью реализации конкретных проектов академической деятельности.

Надо признать, что творческая дея-

тельность Регионального учебного округа при университете, в настоящее время насчитывающего свыше 80 субъектов (куда включены все вузы Мордовии, дошкольные, начальные и средние общеобразовательные, профессиональные и специальные инновационные учебные заведения), между которыми заключено свыше ста договоров о научно-методическом сотрудничестве, а также его органов самоуправления (попечительского совета, дирекции и научно-методического совета с 31 секцией по профилям и предметам образования), в состав которых входит свыше 330 ученых, учителей и методистов, вызвала широкий социально-педагогический и научно-методический интерес ведущих печатных органов, структур образования разных уровней.

Так, несмотря на то, что Региональный учебный округ создан совсем недавно, его разносторонняя творческая деятельность нашла свое отражение на страницах таких солидных печатных органов образования страны, как журналы „Высшее образование России" (№ 4, 1995); „Бюллетень Ассоциации вузов

России** (№ 1, 9, 1993; № 4, 1995); „Педагогика** (№ 4, 1993); „Народное образование** (№ 4, 1994); „Регионо-

логия** (№ 1, 1992; № 3, 1993; № 4, 1994; № 2, 4, 1995; № 2, 1996); „Вестник Мордовского университета** (№ 3, 1992; № 1, 3, 1993; № 4, 1994), а также во

многих федеральных и местных газетах,

в ряде монографий и методических сборников.

Силами ученых округа издано около десятка пособий и учебников для инновационных учебных заведений — субъектов округа, а в перспективный план (1996 — 2000 гг.) издания таких материалов включено около 100 работ, частично находящихся в производстве и выходящих в свет в следующем году.

Чрезвычайно важным печатным органом, предназначенным для обобщения и распространения опыта интеграции образования в субъектах Российской Федерации, является утвержденный решением попечительского совета округа научно-методический журнал „Интеграция обра-зования**, первый номер которого вышел в свет в мае текущего года. Периодич-

ность издания% журнала — четыре раза в год. Необходимо отмстить, что его издание поддержано Госкомвузом РФ, Правительством Республики Мордовия, Президентом Ассоциации вузов России и другими органами образования. По решению Госкомвуза РФ данный печатный орган в дальнейшем планируется издавать как федеральный журнал с тем же названием.

В целях совершенствования интеграционной деятельности округа, соответствующей его задачам, определенным уставом РУО и названным выше решением от 12 июля 1995 г., потребовалось качественно улучшить некоторые аспекты управления и организационно-методической работы. В первую очередь это касается деятельности научно-методиче-ских секций РУО по-профилям и предметам образования. Практика показала, что управление работой 31 секции одним лицом — председателем научно-методического совета, выполняющим также функции директора округа, при штате сотрудников дирекции в три человека крайне затруднено. Кроме того, деятельность ряда секций соотносится по своим

задачам и содержанию научно-методической работы с тематикой их исследований. После обсуждения этого вопроса на заседании научно-методического совета РУО было принято решение о создании блоков межсекционного общения и включении их в разработку наиболее важных проблем интеграции образования, что не должно, конечно, мешать секциям заниматься своими уставными

обязанностями, отраженными в положениях и планах их работы. Создано 6 таких блоков по следующим направлениям.

1. Стандартизация образования. Направление включает разработку и внедрение национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов в учебные программы средних и высших учебных заведений региона* Блок возглавляет начальник учебного управления университета. В его состав вошли секции национального образования, национальной культуры, русской филологии, иностранных языков и литературы. Обобщение опыта работы субъектов округа и результатов проведенного сотрудниками секций РУО, учителями и учеными вузов исследования

дало возможность приступить к подготовке коллективной монографии по стандартизации образования, разработке и внедрению национально-регионального компонента в практику учебных заведений округа и республики.

2. Наука и рынок, учебные заведения в системе рыночных отношений. Руководитель этого блока — проректор по научной работе университета. Блок объединяет секции правового, экономического, торгово-экономического образования, рузасвский филиал РУО, а также научное управление университета и Саранского кооперативного института Московского университета потребительской кооперации, коммерческие структуры — субъекты округа. Главные задачи, решением которых занят данный блок, — это связь коммерции и науки, поддержка малого бизнеса и науки в системе образования, подготовка специалистов нетрадиционных специальностей.

Сотрудниками научно-методических секций, учителями и учеными по материалам опыта работы и соответствующих

#

исследований готовится к печати методическое пособие „Диверсификация образования: научное обоснование и пути развития*4.

3. Информатизация образования в учебных заведениях РУО. Дистанционное обучение. Блок этого направления возглавляет руководитель секции РУО того же названия, директор функционирующего при университете Республиканского центра новых информационных технологий. В его состав вошли также

некоторые предметные секции округа (инженерного, математического, физического образования), секция методики информационно-библиотечного обеспечения. В основу работы блока включены:

разработка и формирование региональной образовательной сети на базе новых информационных технологий; создание средств и методики дистанционного обучения учащихся и студентов; реализация комплексных учебников и тестовых систем, другие вопросы. Предполагается, что после обобщения конкретного опыта информатизации образования и дистанционного обучения и проведения соответствующего исследования среди субъектов округа в 1997 г. будет издано методическое пособие.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

4. Экологическое образование в учебных заведениях округа. Блок возглавил один из авторов разработки экологической модели региона и составитель учебного пособия по данной проблеме. В него вошли секции экологического, географического, медицинского, биологического, химического, аграрного и агроинженер-ного образования. Определены направления деятельности блока: экологизация образования в субъектах округа; инновации в системе подготовки кадров спе-циалистов-экологов; решение задач преемственности в экологическом образовании средних и высших учебных заведений. По указанным проблемам также готовится методическое пособие.

5. Гуманитарное образование. Ведущими определены следующие направления деятельности блока: философские, историко-социологические и этические проблемы образования; культура личности (разработка модели, критериев оценки и т. п.), а также психологопедагогическое обеспечение учебного процесса в субъектах РУО. Поскольку представители входящих в блок секций — это преимущественно члены кафедр ис-торико-социологического института, руководителем блока избран директор этого университетского подразделения. Относительная разрозненность секций данного блока ограничивает возможности подготовки единого методического пособия, поэтому группы авторов, входящих в блок, разрабатывают отдельные методические материалы, в том числе по истории, социологии и философии

образования, по этике и психологическому обеспечению учебного процесса. По

этим же темам готовится к защите ряд диссертаций.

6. Управление образованием в регионе. В состав блока, который возглавляет декан психолого-педагогического факультета Института повышения квалификации и переподготовки кадров, вошли следующие секции: дошкольного воспитания и начального образования; начального профессионального образования; военного образования и патриотического воспитания; дополнительного профессионального образования; управления образованием; секция педагогики. Соответственно ведущими направлениями исследований данного блока являются: мониторинг раз-

вития системы образования, программирование и моделирование его новых форм; военное образование и патриотическое воспитание молодежи, другие вопросы управления. Работа осуществляется в тесном контакте с Министерством образования РМ, другими министерствами и ведомствами. Сотрудники блока совместно с дирекцией Регионального учебного округа принимают непосредственное участие в разработке важных образовательных документов республики: проекта

Закона РМ об образовании; Федеральной программы экономического и социального развития Республики Мордовия на 1996 — 2000 гг.; концепции воспитания учащейся молодежи в Республике Мордовия; Программы развития Мордовского государственного университета имени

Н. П. Огарева на 1996 — 2000 гг. и др.

В настоящее время каждый блок меж-секционного общения имеет конкретный план деятельности до 2000 г., в котором

определено также содержание работы входящих в него секций с учетом их направленности и специфики.

Первым шагом в деятельности меж-секциОнных блоков, как отмечено выше, стало проведение научно-методическим советом и дирекцией учебного округа многостороннего исследования по вопросам совершенствования интеграции образования и качества учебно-методической и другой работы во всех его субъектах. В исследовании приняло участие свыше 650 респондентов. Особое внимание при этом акцентировалось на решении задач, составляющих содержание работы каждого блока и его секций. В настоящее время работа завершена, дирекция и методисты РУО проанализировали и обобщили ее результаты. Полученные данные позволили более глубоко изучить и раскрыть содержание интеграционной практики образования, а также особенности организации и совершенствования методической и учебно-практической работы в субъектах округа, обобщить накопленный опыт и приступить к изданию актуальных научно-методических материалов.

Не обойден вниманием в практике работы РУО и такой важный вопрос, отраженный в принятом 12 июля 1995 г.

решении, как создание внутривузовских

средних инновационных учебных заведений. В настоящее время в составе университета при Институте физики и химии создан, успешно работает и уже сделал второй выпуск своих питомцев естественно-технический лицей; при Саранском кооперативном институте Московского государственного университета потребительской кооперации функционирует коммерческий лицей. С первого сентября

1996 г. открыта многопрофильная академическая гимназия университета с тремя направлениями: экономико-правовым,

медико-биологическим и национальнокультурным. Основными инновационными идеями и задачами программы, одобренной Фондом Дж. Сороса и включенной в план развития университета до 2000 г., являются удовлетворение познавательных и профессиональных интересов одаренных учащихся, формирование способности личности к самоопределению, создание резерва абитуриентов для университета.

Весьма положительный фактор деятельности РУО заключается и в том, что его опыт не только широко популяризируется в печати и поддерживается органами образования, но и успешно

внедряется в реальную практику вузов и регионов страны. Вынесенное в заголовок название статьи „Интеграции образования — федеральный уровень** отражает реальное требование наших дней.

В числе первых, кто принял научно-методическую эстафету Мордовского государственного университета и прислал

к нам за опытом своих профессоров, заведующих кафедрами философии (А. К. Рычков) и информатики (Ю. О. Овакимян), был Московский государственный педагогический университет имени В. И. Ленина. Этот вуз, как сообщалось на страницах „Учительской газеты", уже в конце 1994 г. создал столичный учебный округ, объединивший педагогические учебные заведения и учреждения образования г. Москвы. В дальнейшем с той же целью у нас побывали ректоры Якутского, Новгородского, Марийского университетов, проректоры и другие руководители вузов и республиканских органов образования Амурского, Калининградского, Бурятского, Кемеровского, Чувашского регионов. Как видим, география нашего опыта расширилась от западных границ России до Дальнего Востока.

Все это, безусловно, радует и утверждает жизнестойкость наших новаций. В данных условиях издаваемый на федеральном уровне журнал „Интеграция образования" позволит более широко изучать, обобщать и распространять лучший опыт интеграции образовательной

практики всех регионов страны. Вместе с тем он поможет стимулировать развитие и совершенствование такой работы

*

на качественно новом уровне.

Разумеется, деятельность нашего

учебного округа была бы еще масштабнее и содержательнее, если бы решилась задача финансирования нелегкой работы его методистов, руководителей секций и

блоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.