Научная статья на тему 'По материалам научно-методической конференции'

По материалам научно-методической конференции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «По материалам научно-методической конференции»

РЕГИОНАЛЬНОМУ УЧЕБНОМУ ОКРУГУ 5 ЛЕТ

ПО МАТЕРИАЛАМ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

В связи с 5-летием создания Регионального учебного округа при Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарева 22 июня 1998 г. на базе МГУ была проведена республиканская научно-методическая конференция ученых вузов Мордовии, руководителей органов образования РМ, директоров учебных заведений, входящих в состав округа, а также членов его попечительского и научно-методического советов , руководителей научно-методических блоков и секций по профилям и предметам образования.

Вступительным словом о роли Регионального учебного округа в интеграционной практике образования конференцию открыл председатель попечительского совета округа, ректор МГУ имени Н. П. Огарева, главный редактор федерального научно-методического

журнала „ Интеграция образования “, действительный член Академии педагогических и социальных наук, профессор

Н. П. Макаркин.

С докладами о специфике своей работы в округе, перспективах ее развития по блокам и секциям выступили: заместитель министра образования РМ И. И. Карпов, руководитель филиала РУО при Саранском кооперативном институте Московского университета потребительской кооперации, проректор института В. Д. Золотков, заместитель председателя Совета директоров средних специальных учебных заведений Республики Мордовия, директор Республиканского училища культуры Р. И. Фатеева, директор средней школы № 38 с классами прикладной экономики В. В* Лисицин, руководитель филиала РУО при Рузаевском институте машиностроения, директор института А. П. Фомин, руководитель научно-методической секции „Совершенствование управления образованием“, ректор МРИПКРО А. Ф. Лялин.

В докладах участников конференции

нашли отражение, в частности, следующие важные положения.

Являясь важным структурным компонентом системы образования республики, Региональный учебный округ представляет србой добровольное самоуправляемое научно-методическое объединение учебных заведений Республики Мордовия всех типов (и прежде всего инновационных) .

Главными задачами, успешно решаемыми округом, были и остаются:

— академическая интеграция образовательных учреждений республики и участи^ всех типов учебных заведений в ее реализации;

— прогнозирование, разработка и внедрение в систему образования и науки республики и Российской Федерации передовых идей и новаций;

— содействие созданию сети новых типов учебных заведений повышенного уровня (внутривузовских гимназий, лицеев, колледжей) и разработка для них новых .программ, учебников и учебных

пособий;

— формирование широкой системы национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов для всех типов учебных заведений республики;

— разработка концептуальных поло-жений> технологий и техники совершенствования учебного процесса, непрерывного образования и самообразования во всех звеньях системы — от дошкольного воспитания и обучения до переподготовки и повышения квалификации специалистов;

-— вовлечение учителей и учащихся, преподавателей и студентов образовательной системы республики в различные виды научно-исследовательской и редакционно-издательской работы;

— изучение, обобщение и расдрост-ранешге передового опыта образования и социально-педагогической науки в учеб-

з

ных заведениях и педагогических лективах Мордовии.

Названные задачи решались в

кол- выполнения

ходе

организационной, учебнометодической, научно-исследовательской и редакционно-издательской работы.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА

1. Основными структурными подразделениями РУО, организующими его разностороннюю творческую деятельность, являются: попечительский совет, дирекция и научно-методический совет.

2. В составе РУО функционируют 86 разнотипных учебных (преимущественно инновационных) заведений, объединенных на преемственной основе: от дошкольных до высших учебных заведений и учреждений переподготовки и повышения квалификации специалистов.

3. Между субъектами РУО, институтами (факультетами) и кафедрами вузов, а в ряде случаев и коммерческими структурами республики заключено свыше 120 договоров о различных видах творческого сотрудничества.

4. Решение задач, стоящих перед РУО, осуществляется в интеграционной связи его субъектов и органов самоуправления с Правительством РМ, профильными министерствами и ведомствами, общественными организациями и другими структурами.

5. Содержание работы округа, его по-печительскош совета, дирекции и подчиненного ей научно-методического совета, руководителей секций четко спланировано. О результатах выполнения планов работы руководители подразделений регулярно отчитываются в конце каждого учебного года.

Годовой отчет о работе РУО представляется в письменной форме в Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Проводились научно-практические

конференции, м етодические семинары, педагогические и научные чтения, внутри- и межвузовские мероприятия. В мае 1995 г., например, в Саранске прошла Всероссийская научно-практическая конференция „Интеграция региональных систем образования“,

собравшая представителей 68 вузов страны. В последующие годы регулярно проводились итоговые региональные

конференции. На майской конференции 1995 г. опыт РУО как экспериментальной формы академической интеграции образования был одобрен и рекомендован для внедрения в практику работы других вузов страны.

2. Весьма важным стимулом дальнейшего улучшения всех направлений деятельности округа стало принятое 12 июля 1995 г. решение Госкомвуза, Министерства образования РФ, Госсоб-рания и Правительства РМ „О работе и перспективах развития Регионального учебного округа при Мордовском го-

Н. П. Огареваа В нем, в частности, отмечалось, что деятельность округа весьма плодотворно сказывается на качестве работы всех образовательных учреждений республики, способствует становле-

и

нию органически цельной региональной системы образования, повышению уровня государственно-общественного управления ее функционированием и развитием. Названным решением опыт работы РУО был также одобрен и реко-

и

мендован в качестве экспериментальном формы академического самоуправления региональных систем образования РФ.

3. Текущая учебно-методическая работа РУО, его субъектов и органов самоуправления совершенствовалась в практик е ежеквартальных нау чно-мето-дических семинаров, проводимых с руководителями секций, а также годовых конференций попечительского совета

РУО.

4. Внедрена в практику РУО и такая важная форма учебно-методической работы, как создание при вузах средних

сударственном университете имени инновационных учебных заведений. Бы-

ли открыты многопрофильная академи- ков и учебно-методических пособий для

ческая гимназия для одаренных детей и учителей и учащихся, преподавателей и

естественно-техническии лицеи при университете, коммерческий лицей в составе Саранского кооперативного института МУПК.

5. Реализация целей и задач учебнометодической работы субъектов РУО достигалась членами округа за счет хорошо спланированной работы веду ганов по управлению его деятельностью. В составе округа были созданы сначала 33 секции по профилям и предметам образования, а затем организованы 7 научно-методических блоков, объединивших близкие по направленности деятельности секции.

6. В составе секций работают на добровольных началах около 400 ученых, руководителей органов образования, учителей и методистов, представителей общественных организаций и коммерческих структур. 4

7. Организация учебно-методической работы может быть проиллюстрирована на примере деятельности секций филологического направления, которые в творческом сотрудничестве с органами образования, средними и другими учебными заведениями республики осуществляют широкую по охвату комплексную работу, нацеленную на решение следующих важных задач:

— введение учебных предметов, предполагающих изучение учащимися мордовских, татарского языков и литературы, истории, культуры, природы, экономики родного края;

— разработка для них национальнорегиональных компонентов ГОС и издание соответствующих программ, учебни-

студентов;

— организация факультативных курсов для всех классов средней школы по музыкальной культуре и образованию, национальному фольклору и истории родного края, поэтическому творчеству и декоративному искусству, по ознакомлению с растительным и животным миром, географией и промыслами Мордовии, обеспечивающих воспитание чувства гражданина своей „малой родины“;

— разработка региональных аспектов, дополняющих федеральные программы преподавания общеобразовательных предметов;

— издание литературы для различных видов внеклассной и внешкольной работы учащихся.

Соответствующая работа проводится по русской филологии и иностранным языкам и литературе с учетом запросов и интересов региона. Она затрагивает не только среднее, но и высшее и профессиональное образование. Залогом ее успешного . выполнения являются как разумная организация, так и удачный подбор эрудированных руководителей секций.

То же можно сказать и о подборе других руководителей подразделений РУО. Подтверждением является хотя бы то, что в числе руководителей блоков и секций РУО 4 действительных члена академий, 8 членов-корреспондентов, более десяти докторов наук, профессоров, десятки доцентов, два первых проректора, три проректора вузов, директора институтов, деканы факультетов, заведующие кафедрами.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

1. Разработка учебных программ,

учебников и учебно-методических посо-

бий — важный компонент и результат выполняемой сотрудниками РУО научной работы. До 1997 г. секции осуществляли ее разрозненно в соответствии со спецификой своей деятельности. Финансовые трудности с изданием научных трудов, желание обеспечить коллективное участие ученых в их разработке, а заодно и повысить качество издаваемой

литературы

заставили попечительский

совет и дирекцию РУО выделить для первоочередного исследования такие важные темы интеграции образования и науки, как:

— „Стандартизация образования. Национально-региональный компонент

ГОС“;

— „Наука и рынок. Диверсификация образования“;

— „Гуманитаризация образования в регионе“;

„ Экологическое образование “;

„Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса и воспитание

молодежи

— „Информатизация образования и дистанционное обучение в учебных за-

ведениях округа

— „Управление образованием в ре-

и

гионе

2. В соответствии с решением Президиума Академии педагогических и социальных наук на базе РУО и университета в Саранске создано Мордовское отделение этой академии Академиком-координатором отделения был утвержден действительный член АПСН, председатель попечительского совета Регионального учеб-

ного округа, ректор Мордовского государственного университета Н. П. Макар-кин.

Практическим выражением совместной творческой деятельности РУО и Мордовского отделения АПСН должно стать проведение в октябре 1999 г. в Саранске международной конференции „Интеграция региональных систем образования и науки“.

3. С целью подготовки специалистов для субъектов РУО и органов его самоуправления, призванных осуществлять углубленную разработку проблем интеграции образования и науки, при округе была создана научная школа аспирантов и соискателей.

РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ РАБ ОТ А

1. Редакционно-издательская работа округа, осуществлявшаяся в истекшем пятилетии, включала непосредственную подготовку членами РУО учебно-методической, научной и другой литературы, а также публикаций, имеющих целью

обобщение и распространение опыта научно-практической деятельности субъектов РУО и органов самоуправления, ученых других вузов. Сведения об этом направлении работы .РУО представлены в следующей таблице.

Результаты редакционно-издательской деятельности РУО

за 1993 — 1997 гг.

Виды изданий Издано Подготовлено

к печати

Монографии, учебники, учебно-методические пособия и разработки

Статьи в журналах, методических сборниках Газетные статьи и другие публикации

Итого

160

266

34

460

26

24

50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. В целях качественного обобщения опыта интеграционной работы РУО и вынесения его на обсуждение всех заинтересованных лиц с января 1996 г. округ издает собственный научно-методический журнал „Интеграция образования“, весьма положительно встреченный педагогической общественностью страны. Ряд вузов РФ и СНГ заключил с журналом договоры о творческом научно-методиче-

ском сотрудничестве. Государственный комитет РФ по печати свидетельством № 016850 от 24 ноября 1997 г. зарегистрировал его в качестве федерального научно-методического органа, учредителями которого стали: Мини-

стерство общего и профессионального образования РФ, Правительство РМ, МГУ им. Н. П. Огарева и Региональный учебный округ.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Обобщив опыт работы Регионального учебного округа за истекшее пятилетие, участники конференции, приняли следующие рекомендации.

КОНФЕРЕНЦИИ

1. Одобрить деятельность РУО, его субъектов и органов самоуправления по интеграции образования и науки в регионе.

2. Продолжая развивать, углублять и закреплять апробированные и поддержанные многими педагогическими коллективами вузов и органов образования страны наработки РУО в решении задач академической интеграции, добиваться формирования на их основе целостных территориальных систем единого образовательного пространства Российской Федерации. Включить в состав РУО средние общеобразовательные школы республики, нуждающиеся в методической помощи и разработке программы развития.

Особого внимания со стороны РУО требует сельская малокомплектная школа с ее спецификой, особыми технологиями в образовательном процессе, иными учебниками, учебными пособиями и средствами обучения, нежели городская полнокомплектная школа.

В связи с этим возникает необходимость в более адресной подготовке учителей в вузах республики: для

малокомплектной школы — учителя по 2 — 3 учебным предметам, для инновационных образовательных учреждений — педагога повышенного уровня, для учреждений дополнительного образования детей — кружководов, руководителей секций и педагогов-орга-низаторов. С целью координации и решения вопросов, связанных с подготовкой таких кадров, создать секцию, курирующую общеобразовательные школы (городские и сельские).

3. Поддержать разностороннюю деятельность попечительского совета, дирекции и научно-методического совета, направив ее на оперативное решение таких вопросов, как:

— качественное улучшение работы научно-методических секций РУО по совершенствованию образования в высших, средних специальных и средних общеобразовательных учреждениях на основе государственных образовательных стандартов. В связи с этим необходима помощь РУО в координации вопросов подготовки и издания учебников, учебно-методических пособий, а также в разработке и внедрении программ и учебников по предметам национальнорегионального компонента. Кроме того, РУО совместно со своими субъектами должен обратить внимание на развитие исследовательской деятельности школь-

ников путем создания научных объединений, малых академий наук, школьных научных обществ и исследовательских кружков. Органы управления образованием, руководители образовательных учреждений ждут конкретных рекомендаций по корректировке управления образованием на основе государственных образовательных стандартов, введения гибких механизмов управления. Субъектам РУО требуется помощь в методической разработке проблемы дифференциации обучения школьников с учетом их интересов, склонностей, возможностей и способностей;

— более широкое и целенаправленное вовлечение руководителей вузовских подразделений (директоров институтов,, деканов, заведующих кафедрами) в непосредственную интеграционную практику образования в системе „вуз — школа“, „вуз — производство“ через координацию их работы с научно-методическими подразделениями РУО;

— укрепление связей РУО с вузами и органами образования страны, в которых созданы или создаются подобные научно-методические объединения;

— расширение и пропаганда опыта РУО по созданию инновационных учебных заведений (гимназий, колледжей, лицеев и т. п.) в составе вузов; разработка концепций и программ их функционирования.

4. Качественно улучшить систему интеграции среднего, среднего профессионального и высшего образования в республике, повысить уровень преемственности их академической и научно-методической работы, для чего скорректировать содержание договоров между субъектами РУО и подразделениями университета, включив в них пункты, касающиеся льготного приема победителей республиканских предметных олимпиад в вуз и учителей в аспирантуру университета, а также согласования учебных планов соответствующих специальностей университета и средних специальных учебных заведений, позволяющих при высокой рейтинговой оценке выпускников ССУЗов принимать их в вуз на II курс. Для этого разработать конкретные условия приема выпускников ССУЗов в высшие учебные заведения.

5. Совершенствовать содержание и качество издания федерального науч-но-методического журнала „Интегра-ция образования“; более широко отражать на его страницах интеграционный опыт образования и науки, успешно применяемый в других вузах РФ; практиковать публикацию с этой целью содержательного дискуссионного материала, отвечающего социальным и научно-практическим требованиям времени.

6. Просить Государственное Собрание Республики Мордовия о ежемесячном финансировании деятельности Регионального учебного округа и издаваемого им федерального научно-мето-

журиала „Интеграция обра-в соответствии с проектом 48 „Региональный учебный округ“ Федеральной программы экономического и социального развития Республики Мордовия на 1996 — 2000 гг.

дического

зования“

И. И. КАРПОВ, заместитель министра образования Республики Мордовия

УЧЕБНЫЙ ОКРУГ:

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Прошло 5 Регионального

Мордовском ситете им.

лет со дня организации учебного округа при

универ-

Являясь

респуб-

системы,

государственном

Н. П. Огарева, структурным подразделением ликанской образовательной учебный округ объединил усилия вузов, ведущих средних учебных заведений преимущественно новых типов (гимназий, лицеев, колледжей), направив их на решение актуальных проблем образования, прежде всего в содержательной и технологической части. Это, пожалуй, главное достоинство, которое высветило время в деятельности РУО. Округ оказывает всемерное содействие развитию сети инновационных общеобразовательных учреждений, средних профессиональных и специальных учебных заведений повышенного уровня.

Благодаря всей этой работе мы сегодня имеем такие солидные учебные заведения общего образования, как многопрофильная академическая гимназия,

концепция которой разработана профессором Рунковой Марией Константинов-

ной, Саранский естественно-технический

лицей — детище профессора Ивлева Виктора Ивановича, Саранская городская гимназия № 12, школа-лицей № 4 и др. Всего же в республике работает свыше 50

об

инновационных

его образования. Ученые

учреждении

оказывают актив -

округа

ную помощь учителям в организации углубленного изучения предметов, корректировке имеющихся и разработке

новых учебных планов и программ,

особенно по предметам национальнорегиональной тематики. РУО поддер-

живает ученых, учителей-практиков в

© И. И. Карпов, 1998

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.