1996. № 1
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ОПЫТЕ РУО
Н. П. МАК АР КИН, председатель попечительского совета РУО, ректор МГУ имени Н, П. Огарева, действительный член Академии педагогических и социальных наук, профессор
И. Л. НАУМЧЕНКО, директор, председатель научно-методического совета РУО, проректор МГУ имени Н. П. Огарева, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, профессор
НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА
Ученым и учителям, преподавателям образовательных учреждений Мордовии и страны уже известно о деятельности созданного в Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарева добровольного научно-методического объединения вузов, нетрадиционных учебных заведений (лицеев, гимназий, колледжей), базовых школ, училищ, техникумов и дошкольных учреждений республики — Регионального учебного округа. О нем довольно подробно рассказано на страницах центральной и республиканской печати; оценка его работы дана в выступлениях ученых и руководителей органов образования с трибуны Всероссийской научно-практической конференции “Интеграция региональных систем образования”, проведенной Госкомитетом РФ по высшему образованию 16 — 18 мая 1995 г. на базе МГУ имени Н. П. Огарева, а также в принятом на основании рекомендаций этой конференции решении Госкомвуза и Минобразования РФ, Госсобрания и Правительства Республики Мордовия от 12 июля 1995 г. “О работе и перспективах развития РУО”. Особым разделом выделен Региональный учебный округ и в таких важных документах, как Федеральная программа экономического и социального развития Республики Мордовия на 1996 — 2000 гг. и Программа развития Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева на 1996 — 2000 гг.
Являясь добровольным самоуправляемым научно-методическим центром образовательных учреждений республики, Региональный учебный округ управляется попечительским советом, возглавляемым ректором университета; его исполнительные функции выполняет небольшой (3 человека) штат сотрудников дирекции округа. Организацию инновационной деятельности педагогов образовательных учреждений,
входящих в округ и объединенных в научно-методические секции по профилям и предметам образования, осуществляет научно-методический совет, возглавляемый проректором университета. В нашем конкретном примере исполнительные и научно-методические функции РУО совмещены и выполняются одним лицом директором округа, проректором университета, что вполне оправданно как в экономическом, так и в организационном и научно-методическом отношениях.
Структура округа весьма подвижна, она основана на творческой взаимосвязи органов самоуправления и субъектов, обеспечивает постоянный деловой настрой и контакт тех и других, своевременное и качественное решение стоящих перед ними задач. Активно поддержанный педагогическими коллективами вузов, среднйх инновационных учебных заведений и других учреждений образования республики, Региональный учебный округ в настоящее время объединяет около 80 разнотипных субъектов образования — от детских садов до вузов, институтов повышения квалификации и переподготовки специалистов. Между ними заключено около ста договоров о научно-методическом сотрудничестве. Разностороннюю организационно-методическую, научно-исследовательскую и редакционно-издательскую работу в округе выполняют 30 секций по профилям и предметам образования, объединяющих около 330 ученых, учителей и методистов, руководителей органов и учреждений образования Республики Мордовия.
В РУО входят также созданные и создаваемые средние инновационные учебные заведения в составе вузов — его субъектов, такие, как естественно-технический лицей при институте физики и химии университета; коммерческий лицей при Саранском филиале Московского университета потребительской кооперации; готовящаяся к открытию многопрофильная академическая гимназия университета и др.
Нетрудно понять, что для управления этим сложным региональным научно-ме-тодическим объединением ученых и работников образования республики, функционирующим преимущественно на общественных началах (руководителям научно-ме-тодических секций лишь снижены академические поручения до 100 ч), требуется глубоко продуманная и хорошо организованная система его деятельности, отвечающая принципам: добровольности, преемственности и сбалансированности работы РУО, его субъектов и органов самоуправления; прогнозирования и выполнения общей цели их деятельности с учетом интересов каждого субъекта; информатизации и материально-технической обеспеченности интеграционной практики и др.
Положенные в основу предшествующей деятельности РУО, названные принципы помогли решить многие важные организационно-методические задачи интеграции
образования, а округу — утвердиться как признанному инновационному центру региона. В еще большей степени им предстоит сыграть свою роль в последующей деятельности округа, направленной на прогнозирование и разработку стратегии развития образования в Мордовии; содействие созданию новых типов учебных заведений и новых поколений программ в соответствии с требованиями национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов; разработку методологических основ, методики и техники преемственной системы образования и самообразования.
Прошедшие в конце 1995 г. заседания попечительского и научно-методического советов РУО не только подытожили содержательный опыт работы округа и его субъектов, но и внесли новый импульс к творчеству в их деятельность, уточнили
и определили современную стратегию развития образования, в более полной мере отвечающую требованиям рекомендаций Всероссийской конференции по интегра-ции образования (16 — 18 мая 1995 г.) и июльского (1995 г.) решения Госкомвуза, Минобразования РФ, Госсобрания и Правительства РМ о работе Регионального учебного округа. Тем более, что в последнем из них наряду с одобрением опыта творческой деятельности округа высказано важное пожелание об утверждении его в качестве “одной из перспективных форм интеграции региональных систем образования на территориях субъектов Российской Федерации”.
В числе новых направлений в деятельности Регионального учебного округа стало создание на основании решения попечительского совета в его составе рабочих групп, призванных содействовать разносторонней творческой деятельности совета, оказывать помощь субъектам и органам самоуправления РУО в решении стоящих перед ними задач. Всего утверждено 6 рабочих групп.
1. Прогнозирование и развитие РУО (руководитель — Н. П. Макаркин). В ее состав вошли В. В. Кадакин, Б. Ф. Кевбрин, В. М. Костин, В. М. Макушкин, И. Л. Наумченко и А. И. Сухарев. Назначение этой секции определено в ее названии.
2. Правовое обеспечение развития округа (руководитель — Ю. А. Калинкин). Поскольку группа призвана заниматься разработкой правовых актов развития региональных систем образования и науки в республике, в ее состав включены как юристы (Ю. А. Калинкин, В. Ф. Левин, С. В. Первойкин), так и руководители органов образования (И. И. Карпов, Д. Д. Мартынов и др.).
3. Трудовая занятость выпускников субъектов округа (руководитель — С. М. Вдовин). В состав данной рабочей группы наряду с представителями республиканского Министерства трудовой занятости населения (С. М. Вдовин, И. Н. Цу-карев) вошли работники органов образования республики (В. В. Лисицин), а также директора институтов и деканы факультетов университета (Ш. И. Ахметов, С. П. Евдокимов, В. В. Ревин, А. П. Фомин, Н. Е. Фомин).
4. Социально-культурное обеспечение работы РУО (руководитель — В. С. Бры-жинский). Рабочая группа ориентирована на создание системы охраны здоровья учащихся и сотрудников образовательных учреждений РУО; решение общественнобытовых задач (питание, общежития, транспорт и др.), вопросов культурного досуга молодежи. В соответствии с этим в ее состав включены руководители университетских подразделений (Н. М. Арсентьев, С. В. Ивенин, Л. М. Лисунова, М. В. Мосин, Л. К. Федоткина), представители средних инновационных учебных заведений (Г. М. Степанов), а также министры Правительства РМ Р. С. Аширов и Ю. Ф. Юшкин.
5. Материально-техническое обеспечение работы округа (руководитель — Ю. В. Сажин). Имея своим назначением разработку программы развития инфраструктуры образовательных учреждений, данная группа включает руководителей вузовских подразделений (А. П. Макаркин, Н. Д. Гуськова, Н. М. Кузнецов), членов Правительства РМ (министры В. И. Гришин и В. А. Скопцов), руководителей предприятий и банков (В. В. Литюшкин, Ф. Ф. Мамин).
6. Кадровое обеспечение РУО и системы образования республики (руководитель — В. А. Балашов). Предназначенная для развития и совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров субъектов РУО, названная рабочая группа имеет в своем составе именно тех руководителей университетских подразделений и органов образования республики, в компетенцию которых входит указанная работа, в том числе В. П. Андронова, В. Д. Золоткова, А. Ф. Лялина, М. К. Рункову, В. П. Селяева,
В. М. Смирнова.
Куратором рабочих групп назначен по решению попечительского совета РУО один из заместителей председателя его президиума профессор А. И. Сухарев,
Другим направлением интеграции образовательных учреждений и органов самоуправления РУО является утвержденная решением научно-методического совета система межсекционного общения. В составе этого совета, как отмечено выше, функционирует 30 научно-методических секций, которые созданы с целью интеграции входящих в округ инновационных учебных заведений по конкретным направлениям организации образования (дошкольное воспитание, начальное, национальное, дополнительное образование, экстернат) и учебным предметам: русской филологии, иностранным языкам и литературе, математике, физике, экономике и др.
Имея в своем составе ученых, учителей и методистов разных вузов и средних инновационных учебных заведений региона, каждая секция решает задачи, очерченные соответствующими положениями об их работе, в частности разрабатывает национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов; создает учебные программы и учебники для инновационных учебных заведений, методики их оптимального внедрения в практику обучения и воспитания учащихся и студентов; решает многие другие научные, учебно-методические и редакционноиздательские вопросы. А поскольку содержание этих вопросов довольно часто бази-
руется на единых принципах и методологии, требует равнозначной методики их внедрения в учебно-воспитательный процесс субъектов округа, то вполне логично объединить близкие по профилям и предметам образования секции в единые блоки, хотя бы с целью решения наиболее сложных задач и проблем. Эта идея оказалась вполне приемлемой для всех руководителей научно-методических секций РУО к органов образования республики и была единодушно одобрена на заседании научно-методического совета округа. В соответствии с его решением от 9 января 1996 г.
было создано 6 таких блоков, возглавляемых ведущими учеными университета, имеющими серьезный задел в практике подобной работы. Блоки охватывают следующие аспекты межсекционной интеграции и научно-методической деятельности.
I. Стандартизация образования. Разработка и внедрение национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов в средних и высших учебных заведениях региона (доцент К. Н. Нищев).
II. Наука и рынок. Учебные заведения в системе рыночных отношений (профессор В. П. Селяев).
III. Информатизация образования в учебных заведениях РУО. Дистанционное обучение (академик А. И. Афоничкин).
IV. Экологическое образование в преемственной системе учебных заведений округа (профессор М. М. Голубчик).
V. Философия, этика, культурология и психология образования (профессор Н. И. Воронина).
VI. Управление образованием в регионе (профессор М. К. Рункова).
Наряду с коллективами близких по профилю деятельности секций в каждый блок вошли также руководители и проректоры вузов.
Разумеется, межсекционная интеграция не лишает творческой инициативы коллектив каждой отдельно взятой секции, скорее, она стимулирует ее членов к более глубокому и осмысленному решению проблем, обогащает их коллективным мнением и практическим опытом коллег, членов других секций. Вместе с тем такое общение способствует улучшению разносторонней творческой работы тех и других, будь то проведение научных исследований, изучение и обобщение опыта или подготовка и издание совместных монографий, учебников, методических пособий и т. п. А это* в свою очередь, обогащает интеграционную практику каждой секции и Регионального учебного округа в целом.
Большие планы намечает РУО и в решении задач разработки и издания учеб-ник(Х! и учсбчи-мстодинеских пособий для учителей и учащихся средних инновационных учебных заведений. Если, например, в 1995 г. было издано лишь 7 таких работ, то в редакционно-издательский план 1996 — 2000 гг. их включено уже свыше 120, при этом только в план 1996 г. — около 30. Наиболее активными в разработке и подготовке к изданию своей научной продукции являются секции: экономического и аграрною образования, национального образования, национальной культуры и культурологии, русской филологии и иностранных языков, правового образования, экологического образования.
Самым сложным вопросом в издании учебно-мстодической литературы для инновационных учебных заведений РУО является, как известно, финансирование выпускаемой в свет продукции. И хотя в указанном решении о работе и перспективах развития округа отмечено, что финансирование его деятельности осуществляется “на основе консолидирования бюджетных и внебюджетных источников с целью реализации конкретных проектов академической деятельности, согласованных руководством округа с Госкомвузом, Минобразованием России, Правительством Республики Мордовия” данная надежда не всегда оправдывается, в связи с чем приходится привлекать и другие источники финансирования, например вступать в деловые контакты с коммерческими структурами. Трехсторонние договоры о творческом сотрудничестве с ними постепенно входят в систему работы субъектов и научно-методических секций округа. Такие договоры уже заключены, например, между экономическим факультетом университета, секцией экономического образования РУО и Акционерной страховой компанией “Уверенность”; между юридическим факультетом, секцией правового образования и Мордовским национальным банком и др. Практикуется также долевое участие в издании подготовленной к печати учебно-методической продукции со стороны вузов — субъектов округа и Министерства образования республики. Министерство образования РМ принимает также непосредственное участие в рецензировании подготовленных учеными и учителями учебников и методи-ческих пособий для инновационных учебных заведений РУО. С этой целью в РУО создана экспертная комиссия, возглавляемая министром.
Весьма значимым фактором стимулирования интеграции образовательных учреждений округа, особенно в вопросах обобщения и распространения опыта его научной, учебно-методической работы и совершенствования качества учебного процесса в учреждениях образования РУО, является также принятое попечительским советом решение об издании настоящего научно-методического бюллетеня. Кстати сказать, указанные выше направления межсекционного общения в РУО могут стать и ведущими разделами (рубриками) бюллетеня. А его выход за пределы Мордовии создает хорошие условия для более широкого распространения опыта субъектов РУО среди инновационных учебных заведений других регионов страны, на что ориентирует нас и названное выше решение Госкомвуза, Минобразования РФ, Госсобрания и Правительства РМ от 12 июля 1995 г. о работе и перспективах развития округа.
Названные направления деятельности субъектов и органов самоуправления округа, планируемой на 1996 и последующие годы, во многом отвечают требованиям и задачам, которые сформулированы в его уставе, а также решении от 12 июля 1995 г. и которые предъявляет ему повседневная практика интеграции региональных систем образования.