1997. №1—2
ющих в образовательных учреждениях республики.
6. Улучшить качество профессиональной подготовки практических психологов для образовательных учреж-
дений республики, обратить особое внимание на формирование научного профессионально-психологического мышления и системы практических умений и навыков.
Н. И. МЕШКОВ, руководитель научно-методического блока психолого-педагоги-ческого обеспечения учебного процесса и воспитания молодежи РУО, заведующий кафедрой педагогики МГУ им. Н. П. Огарева, профессор
ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В МОРДОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Высшая школа страны осуществляет активный поиск путей и способов решения актуальной задачи, связанной с улучшением подготовки педагогических кадров для различных учреждений системы народного образования. Успех в этом деле во многом зависит от разнообразных объективных и субъективных факторов, проявляющихся как в самой системе подготовки педагогов, так и за ее пределами. Научный поиск таких путей проводится на разных уровнях управления системой образования: социэтар-
ном, институализированном, интерперсональном, интраперсональном. Однако наиболее совершенным является комплексный подход, позволяющий рассмотреть их не изолированно, а в тесном единстве и взаимовлиянии. В центре внимания при таком подходе должны быть различные структурные и функциональные образования педагогической системы.
Подготовка педагогических кадров высшей квалификации в настоящее вре-
ествляется в пе-
мя, как известно, осу дагогических институтах
и
университетах. Специфика университетской подготовки проявляется в фундаментальности и системности содержания специ-
ального образования, в направленности будущего учителя на выработку исследовательского аппарата, в блаЛтриятных условиях для формирования широкой общенаучной, общекультурной эрудиции студента независимо от избранной им специальности. Выпускники университетов должны ориентироваться прежде всего на основную и полную ступени общеобразовательной школы, на инновационные учебные заведения (гимназии, лицеи, колледжи).
В то же время следует отметить, что в отличие от университетского образования в педагогических институтах уделяется большее внимание психологопедагогической подготовке будущих учителей. В этом отношении педагогические вузы имеют богатый опыт, который должен учитываться при организации учебно-воспитательного процесса в университетах, осуществляющих подготовку педагогических кадров. Конечно, совершенствование подготовки учителей в педагогических институтах прежде всего определяется экстенсивным фактором. Вре-
отводимое здесь
мя, отводимое здесь на изучение разнообразных дисциплин психолого-пе-дагогического цикла, нередко более чем
<§ Н. И. Мешков, 1997
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
в три раза больше, чем в университетах. Ориентируясь на интенсификацию пси-холого-педагогической подготовки, по-видимому, не следует думать, что
физические, психоэмоциональные резервы студента неограниченны. Внимание, которое сегодня уделяется изучению довольно узкого спектра дисциплин психо-лого-педагогического цикла, находится в явном противоречии с теми целями, которые ставятся перед будущим учителем. Этим обусловлена необходимость поиска путей оптимизации психолого-педагоги-ческого образования в университете. Решение общей задачи, связанной с подготовкой учителя, отвечающего современным педагогическим требованиям, вызвало необходимость создания в составе Регионального учебного округа при Мордовском университете секции педагогического образования. Являясь компонентом научно-методического блока РУО, объединяющего ряд секций психо-лого-педагогического обеспечения учебного процесса и воспитания молодежи региона, данная секция призвана решить ряд весьма серьезных задач интеграции педагогического образования, в том числе такие из них, как:
— координация деятельности институтов и факультетов университета со средними учебными заведениями республики по подготовке педагогических кадров;
— разработка методических материалов, рекбмендаций, направленных на улучшение подготовки учителей для раз-
личных учебно-воспитательных учреждений;
— подбор учебных заведений для прохождения студентами педагогической практики;
— распространение передового педагогического опыта в школах республики и среди широкой общественности;
— рецензирование, экспертирование образовательно-воспитательных концепций, учебно-методических, научных материалов преподавателей учебных заведений республики;
— проведение психолого-педагогиче-ских исследований на базе учебных заведений по проблеме совершенствования подготовки педагогических кадров в университете;
— внедрение научных исследовани отражающих проблему подготовки пед
(
гогических кадров (издание тезисов, статей, учебных пособий, монографий) ;
— участие в межвузовских и внут-ривузовских научно-методических, научно-практических конференциях, семинарах;
— психолого-педагогический консалтинг педагогических работников;
— психолого-педагогическое диагностирование дошкольников, учащихся, абитуриентов, студентов, учителей.
С целью более продуктивной реализации названных задач секция педагогического образования выступает в качестве координатора разнообразных структурных подразделений и соответствующих уровней управления образованием. Особо тесную связь в решении теоретических и практических вопросов педагогического образования секция поддерживает с кафедрами педагогики, психологии, методик преподавания частных дисциплин университета и педагогического института, с подразделениями дополнительного профессионально-педаго-гического образования. Постоянные творческие связи установила секция и со многими школами (№ 4, 5, 9, 12, 17, 36, 39)
и средними специальными учебными заведениями республики (училище культуры, художественное училище и др.).
В качестве нормативных материалов, способствующих координации и интеграции педагогического образования, выступают такие документы, как Закон РФ „Об образовании44, «Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по циклу „Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины44», ♦Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации „Преподаватель44». В разработке последнего из этих документов активное участие приняли преподаватели университетских кафедр педагогики, психологии и других. В нем достаточно полно отражены требования к общей и профессиональной
культуре педагога. Установлен минимальный уровень профессиональной
подготовки, на который следует ориентироваться преподавателям университета.
Принятые федеральными органами управления системой образования доку-
1997. №1—2
менты прежде всего задают внешние ориентиры интеграции педагогического образования. Внутренние связи интеграции по содержанию, формам, методам и другим средствам образования определяются самим вузом, субъектами округа и их структурными подразделениями, участвующими в подготовке педагогических кадров. Секция педагогического образования выступает в качестве интегратора различных подразделений в университете и за его пределами. Одновременно с этим секция проводит соответствующую работу, направленную на оказание пси-холого-педагогической и методической помощи учебным заведениям республики. Так, при разработке государственных образовательных стандартов основное внимание членов секции было направлено на определение содержания образования и объема знаний, умений, которыми должен располагать преподаватель — выпускник университета.
Наиболее важным в настоящее время для секции является вопрос, связанный с определением оптимального количества часов на изучение психологических и педагогических дисциплин. Очевидно, что выделяемого сейчас времени (140 часов) явно недостаточно. В связи с этим возникает потребность в поиске дополнительных экстериальных и особенно интериальных источников и резервов повышения качества подготовки специалистов. Сегодня имеется настоятельная потребность в поиске и привлечении в учебный процесс таких форм обучения, в которых наиболее ярко проявятся внутренние возможности познающего субъекта. Характерной особенностью таких дидактических форм является то, что студент занимает активную познавательную позицию, основная же функция преподавателя проявляется в организации учебной работы и управлении процессом познания. При этом возникает противоречие, которое проявляется в том, что самостоятельная творческая, исследовательская активность требует значительного увеличения времени на регламентированную учебную работу, нежели это возможно при информацион-но-рецептивном обучении, где, как известно, развивающий эффект значительно ниже. Тем не менее некоторые факультеты не идут на то, чтобы предоставить возможность осуществлять
подготовку с учетом активных форм и методов обучения. В учебных планах, как правило, доминируют лекционные формы обучения.
Нахождение наиболее приемлемых форм и методов обучения, определяющих высокую учебную результативность студентов, возможно с учетом комплексного решения возникшей задачи. В.этом отношении роль секции особо значима, так как в ее состав входят различные специалисты, которые закладывают системное видение подготовки педагогических кадров с учетом требований, предъявляемых к профессии учителя. Определенный акцент секция делает и на исследовательский аспект работы, поскольку он способствует выявлению причин и факторов, лежащих в основе совершенствования педагогического образования. С этой целью членами секции проводятся исследования, направленные на поиск объективных и субъективных факторов, способствующих достижению преподавателями высот профессионализма, так называемого своего „акме“. Особое внимание уделяется исследованию того „ядра“ личности, который лежит у истоков процесса познания, творчества — мотивов деятельности, педагогической направленности ценностных ориентаций. Одним из научных направлений выступает исследование влияния особенностей школьного обучения на формирование творческого воображения у учащихся.
Членами секции изданы многочисленные работы, отражающие характер и специфику подготовки педагогических кадров в университете. Так, профессор кафедры педагогики Ж. А. Конакова принимала участие в разработке хрестоматии по родной литературе для мордовских школ. Профессор той же кафедры С. И. Бреев издал учебное пособие по истории педагогики. Нами издано учебное пособие по мотивации учебной деятельности студентов, которое рекомендовано к изданию советом УМО по психологии университетов России. Нами совместно с профессором В. П. Андроновым подготовлена программа по педагогике и психологии для непедагогических факультетов. Члены секции разработали программу по педагогической практике для студентов — будущих педагогов. В работе секции наиболее ярко проявляют себя такие направления, как организз-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ционно-управленческое, учебно-методическое, научнр-исследовательское. Результаты учебно-методической и научно-исследовательской деятельности находят отражение в разнообразных публикациях, внедряются в работу различных звеньев педагогической подготовки.
В целом можно отметить, что секция успешно решает поставленные перед ней
ГИЮ
задачи. Ее основное предназначение состоит в том, чтобы формировать идеоло-
педагогического образования в регионе. И в данном направлении она выступает в качестве инициирующего звена в системе подготовки педагогических кадров как для Республики Мордовия, так и для других регионов Российской Федерации.
Е. Н. СОРОЧИНСКАЯ, профессор кафедры педагогики Ростовского государственного педагогического университета
ИНТЕГРАЦИЯ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
„Конвенция о правах ребенка", принятая ООН 20 ноября 1989 г., наряду с защитой жизни, здоровья, созданием условий для образования, полноценного развития, получения профессии предусматривает совокупность прав детей на активное участие в жизни общества.
С отношением к детству как самоценному периоду непосредственно связаны создание детско-юношеских объединений, гуманизация социума и личности ребенка не только социальными,
но и
материальными,
средствами.
В Российской
педагогическими
конодательных актов, в которых опре-лены гарантии, общие принципы, со-ржание и меры государственной поддержки детских объединений, раскрыты содержание, формы, методы и средства социально-педагогической работы с детьми, а также функции, специализация,
приоритетные направления, этические и профессиональные стандарты, нормативно-правовые аспекты деятельности социальных педагогов.
Социальная педагогика, базируясь на идее междисциплинарного подхода, являясь „практическим человекознанием", прежде всего опирается на основополагающие философские (Б. Г. Ананьев, А. И. Арнольдов, В. Г. Афанасьев,
В. С. Барулин, Л. П. Буева, Э. В. Ильенков, А. И. Уледов и др.) и психологические (Г. М. Андреева, А. Г. Асмолов, М. И. Бобнева, Е. А. Климов, А. В. Петровский) идеи.
Мера влияния социальной среды на развитие личности ребенка раскрыта в трудах А. А. Бодалева, В. Г. Бочаровой, Е. С. Комраковой, И. С. Кона, А. С. Макаренко, Л. И. Новиковой, В. И. Загвя-зинского, В. Д. Семенова, В. Н. Соро-
ки-Россинского, Т. Ф. Яркиной и др. Дети и подростки существуют в об-
© Е. Н. Сорочинская, 1997