1996. № 2
3
молодежи. Первой акцией КИТ стало проведение чемпионата по брейн-рингу. Затем были установлены контакты с М ежду н а род н ой а ссо ци а ци е й к л убо в „Что? Где? Когда?“ принимавшей участие в открытом чемпионате Мордовии по брейн-рингу. В
первенстве соперни- округ
чают также команды школ Саранска и районов республики.
Сейчас уже не вызывает сомнения, что у интеграции образовательных учреждений, главенствующую роль в которой занимает Региональный учебный
— большое будущее.
С. И. ЯКИМЧУК, руководитель секции военного образования и патриотического воспитания РУО, майор
К ВОПРОСУ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СУБЪЕКТАХ РУО
Еще до обсуждения на выездном заседании Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ 8 августа 1996 г. состояния военного образования и патриотического воспитания молодежи и его нормативно-правового обеспечения в Региональном учебном округе при Мордовском госун ив ерситете приказом председателя попечительского совета округа № 7/7 от 19 июля 1996 г. была учреждена секция военного образования и патриотического воспитания в субъектах РУО.
Основным назначением секции, как записано в Положении о ее деятельности, определены качественное улучшение военно-патриотического воспитания в субъектах, входящих в округ, подготовка молодежи Республики Мордовия к службе в армии, интеграция такой работы в преемственной системе „школа — вуз — армия — общество“
Необходимость создания названной секции была продиктована рядом объективных и субъективных причин. В пункте 7 статьи 14 Закона РФ „Об образовании“ записано: „Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе за счет сил и средств за-
интересованного ведомства“. С принятием и введением в 1992 г. данного Закона из-за роспуска общественных организаций, занимавшихся военно-патриотическим воспитанием молодежи, были разрушены стройная система начальной военной подготовки учащихся в средних общеобразовательных учебных заведениях, допризывная подготовка курсантов к службе в армии в рамках ДОСААФ и в целом — работа по военно-профессио-нальной ориентации и патриотическому воспитанию молодежи. Авторы этого Закона высказывали мнение о ненужности военно-патриотической работы, так как допризывная подготовка отнимает силы и средства, отвлекает молодежь от интеллектуального развития. Такие перекосы в решении задач военно-патриотического воспитания молодежи привели к крайне негативным последствиям, выразившимся в пустом времяпрепровождении в подворотнях, занятиях коммерцией, которой нередко сопутствует организованная преступность.
Бездуховность, отсутствие жизненных ориентиров, потребительское отношение к жизни стали качествами, характеризующими современное подрастающее поко-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ющее поколение, которое воспитывается в атмосфере постоянного охаивания средствами массовой информации тяжелого армейского труда и непрестижности военной службы. Замена отлаженного курса начальной военной подготовки в системе средних общеобразовательных учебных заведений на новый школьный предмет ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), изучаемый на факультативной основе, привела к тому, что восемнадцатилетний новобранец не то что стрелять — кровать заправить не умеет. Вчерашний школьник, поставленный под оужье и напоавленный в
и
направленный „горячую точку” для „разоружения бандформирований и наведения конституционного порядка“, не имея начального военного образования, не готовый ни физически, ни морально к службе в армии, как показал пример Чечни, становится „пушечным мясом“ и хорошей мишенью для боевиков.
Как видим, сама жизнь диктует настоятельную необходимость пересмотреть отношение государства к проблеме военного образования и патриотического воспитания молодежи, требует сделать выводы и найти пути выхода из создавшегося положения. Одним из таких путей могли бы стать создание и принятие федеральной государственной программы поэтапного восстановления системы военного образования и патриотического воспитания молодежи, которая явилась бы основой для организации начальной военной подготовки учащихся в средних общеобразовательных учебных заведениях; организация допризывной подготовки курсантов в Российском оборонно-спор-тивном техническом обществе; военнопрофессиональная ориентация и отбор призывников в период работы призывных комиссий ,РВК; введение военно-специ-ального образования студентов по программам офицеров запаса в гражданских вузах; послевузовская военная подготовка и доподготовка граждан в период прохождения сборов по соответствующим военным специальностям. Эта программа могла бы объединить на федеральном уровне усилия разобщенных министерств и ведомств, занимающихся вопросами военной подготовки и патриотического воспитания молодежи при условии целевого финансирования этой работы на
каждом отдельном этапе. Другими словами, только на государственном уровне, при наличии государственной программы образования можно реализовать названные выше задачи интеграции военного образования и патриотического воспитания молодежи в единую образовательную систему. Организационно-методической основой такой координации в решении задач интеграции военного образования в преемственной системе „школа — вуз— армия — общество“ призван выступать Региональный учебный округ. К тому же в Законе „Об обороне“, утвержденном Указом Президента РФ 31 мая 1996 г., заложена идея интеграции, объединения усилий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, министерств и ведомств, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также граждан РФ в вооруженной защите государства. В соответствии с требованиями Закона было бы логично проводить работу по интеграции систем образования, министерств и ведомств по единому замыслу и плану. Деятельность РУО в этой связи по своему назначению, целям и задачам полностью отвечает данным требованиям. Созданная в его составе научно-методическая секция военного образования и патриотического воспитания молодежи впервые в федеральной практике образования делает попытку объединить усилия вузов, ведущих средних учебных заведений, заинтересованных министерств и ведомств региона в организации работы по восстановлению военного образования и качественному улучшению допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания молодежи. Создание секции, поставленные перед ней задачи отражают готовность региона самостоятельно принимать решения по вопросам, имеющим
общегосударственное значение.
Основными задачами и направлениями своей деятельности секция определила:
— организацию военно-патриотической работы в субъектах округа, воспитание молодежи как патриотов своего Отечества, граждан, уважающих нравственные нормы общества и законы страны, ратный труд; формирование у молодых людей устойчивости в преодолении трудностей; обеспечение их морально-психо-
1996. № 2
3
логической и физической закалки; подготовку к службе в Российской Армии;
—* восстановление курса начальной военной подготовки в учебных заведениях;
— разработку новых программ по соответствующим курсам, совершенствование содержания, форм и методов военной подготовки;
— оказание практической помощи преподавателям основ безопасности жизнедеятельности и предметов общевойскового цикла субъектов округа в изучении, обобщении и пропаганде передового педагогического опыта при организации военной подготовки и патриотического воспитания молодежи.
Ведущее направление деятельности секции выражается в координации сотрудничества между Региональным учебным округом, Министерством образования Республики Мордовия, военным комиссариатом Республики Мордовия, военной кафедрой Мордовского госуни-верситета, Республиканским оборонноспортивным техническим обществом, городским управлением образования, Мемориальным музеем военного и трудового подвига 1941 — 1945 гг., войсковой частью № 42701 и другими субъектами округа по вопросам военного образования и патриотического воспитания молодежи и подготовки се к службе в армии. Названные организации, учреждения и органы образования региона стали составными компонентами научно-методической секции РУО.
Конечно, конкретные практические дела секции еще впереди. В настоящее время составлены и утверждены научно-методическим советом РУО годовой и
перспективный планы ее работы до 2000 г.; заключены договоры о научно-методическом сотрудничестве между названными субъектами и Региональным учебным округом; разработано и утверждено положение о работе секции. Намечено также проведение однодневных учебно-методических сборов руководителей субъектов, входящих в состав секции, с целью изучения состояния военного образования в регионе и разработки методологических основ непрерывного образования в звене „школа — вуз — армия“. Приказом № 3 от
08.02.96 г. начальника Саранского гарнизона проведено закрепление всех средних и средних специальных учебных заведений г. Саранска за военными кафедрами МГУ им. Н. П. Огарева, Мордовского госпсдинститута им. М. Е. Ев-севьева и войсковой частью N9 42701 в
рамках военно-шефской работы. Вопросы
военно-патриотического воспитания молодежи в регионе, а также некоторые вопросы военной педагогики и психологии планируется обсудить в 1997 г. на очередных педагогических чтениях.
Преподавателям военной кафедры и руководителям занятий по военной подготовке предлагается повысить свой профессиональный уровень на психолого-псдагогическом факультете ИПКПК Мордовского университета. В план работы секции включены также проведение в конце 1996 г. социологических исследований по теме „Организация системы военной подготовки и патриотического воспитания молодежи в средних учебных заведениях Мордовии“ обработка данных и подготовка результатов исследований к публикации.
Обобщая сказанное, считаем, что создание названной секции в составе Регионального учебного округа при Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева позволит:
— реализовать одну из важных задач округа — повышение уровня и качества образования молодежи (в данном случае
военного) на основе приоритетной ориентации ее на овладение основами мировой и отечественной культуры;
— объединить разрозненные усилия министерств и ведомств, общественных организаций в решении задач качественной подготовки молодежи Республики Мордовия к службе в армии и интегрировать работу в преемственной системе „школа — общество“;
— оптимизировать создание национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта в области военного образования;
— поставить перед государственными органами вопрос о разработке и принятии федеральной программы поэтапного восстановления военного образования и пат-
вуз
армия
риотическои воспитательной Российской Федерации.
работы в