Научная статья на тему 'Естественно-технический лицей в системе регионального учебного округа'

Естественно-технический лицей в системе регионального учебного округа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Естественно-технический лицей в системе регионального учебного округа»

образования ее принятие а реализация, очевидно, приведут к большим трудностям, связанным с укреплением материальной базы и содержанием всего комплекса профессионального образования республики.

В числе самых острых и больных проблем остается проблема воспитания. На сегодня, к сожалению, нет ожидаемых результатов в решении задачи максимальной реализации воспитательного потенциала системы образования, практического соединения воспитания и обучения подрастающего поколения в единый непрерывный процесс. Не может не волновать и положение дел с преступностью несовершеннолетних. Огорчает то. что проблемы воспитательной работы с молодежью, радикального обновления образования как бы „померкли44 на фоне других явлений жизни.

Надо признать, что для решения рассматриваемых проблем в образовательных учреждениях республики принимаются далеко не достаточные меры. В частности, во многих школах пока нет устойчивых детских формирований. Между тем у нас есть все для достойного воспитания подрастающего поколения.

чрезвычайных

Разработана концепция воспитании учащейся молодежи Республики Мордовия, одобренная решением коллегии Министерства образования республики 12 февраля 1997 г. В соответствии с ней неоценимая роль на первоначальной ступени становления лично-сти отводится школе, педагогическим коллективам, которые призваны заложить основы мировоззрения и правовой культуры, сформировать у учащихся бережное отношение к нравственным и общекультурным ценностям, чувства гражданственности и патриотизма.

Перед нашим обществом стоит множество неотложных задач. Есть они и в области образования — от финансирования до разработки новых технологий обучения и содержания образования. Но как бы жгучи и болезненны ни были некоторые проблемы, важно смотреть вперед, видеть перспективу, выдвигать стратегические приоритеты, одним из которых является образование. Вот почему политика органов государственной власти республики направлена на то, чтобы сделать сферу образования надежной основой экономического и социального развития Мордовии.

Н. Е. ФОМИН, первый проректор МГУ им. Н. П. Огарева, член-корреспондент АГТСН, доцент

А. Н. ГОРДЕЕВ, директор Саранского города ского естественно-технического лицея

ЕСТЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА

В 1989 г. в Российской Федерации началось движение по созданию учебных заведений нового (а точнее „дав-

но забытого14) типа: лицеев, гимназий, колледжей и т. д. Этим учебным учреждениям было предоставлено право

© Н. Е. Фомин, А. Н. Гордеев, 1998

разрабатывать свои учебные программы, корректировать учебный план. Возможность творческого поиска в системе образования была поддержана широкими массами педагогической общественности.

Основателем первого и на сегодняшний день единственного в Мордовии учебного заведения чисто лицейского типа (все остальные являются по сути комплексами: школы-лицеи, школы-гимназии и т. д.) в 1992 г. стал В. И. Ивлев, в то время доцент, зав. кафедрой физики твердого тела Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Не случайно направлением создаваемого им учебного заведения было выбрано именно техническое. К этому решению В. И. Ивлева подвел детальный анализ ситуации.

Основной задачей естественно-технического лицея, сформулированной еще в самом начале его организации, была и остается подготовка одаренных школьников к успешному обучению на естественных и технических факультетах вузов с ориентацией на последующую работу в научно-исследовательских, проектноконструкторских и технологических отделах соответствующих подразделений предприятий, а также создание единого коллектива, способствующего всестороннему развитию личности.

К сожалению, лицей, задуманный как полностью самостоятельное учебное учреждение, столкнулся с рядом объективных трудностей, которые в большой степени эту самостоятельность ограничили. Однако всесторонняя поддержка со стороны деканата физического факультета и университета в целом позволили лицею встать на ноги и успешно решать поставленные задачи. Создание при Мордовском госуниверситете Регионального учебного округа, объединение в его составе практически всех инновационных учебных заведений также ощутимо помогли развитию лицея. В число его преподавателей входят руководители научно-методических секций физического, математического, химического образования. Таким образом, лицей можно считать в некотором смысле „экспериментальной площадкойи РУО.

Педагогический коллектив лицея, примерно наполовину состоящий из представителей профессорско-преподавательского состава университета и педин-

ститута, работая в интенсивном режиме, достиг немалых успехов. Мерилом эффективности обучения в любом учебном заведении являются достижения его учащихся. По результатам городских школьных олимпиад по предметам естественно-научного и математического циклов лицеисты входят в четверку лучших. Больших успехов добились учащиеся лицея и в различного рода состязаниях интеллектуального характера (Открытый чемпионат Москвы по брейн-рингу 1997 г. — 2-е место; первый тур чемпионата Мордовии „Что? Где? Когда? “ —

1-е место).

С 1995 по 1997 г. в лицее состоялось три выпуска. Из 73 выпускников на сегодняшний день 71 (т. е. 97 %) успешно обучается на различных факультетах Мордовского университета и других вузов России. Причем примерно 75 % выпускников выбрали именно технические специальности.

В начале своего существования наше учебное заведение обучало детей с шестого класса, в настоящее время лицей работает с составом 8 — 11-х классов.

Важнейшим моментом интеграции в системе „лицей — вуз44 является активное участие университета в организации учебно-воспитательного процесса в лицее посредством назначения научного руководителя из числа наиболее квалифицированных специалистов этого вуза. Вся научно-методическая работа организуется им в рамках направления „Межпредметная интеграция и.

Каждый педагог лицея работает над своей научно-методической проблемой. Результатом этой работы становятся программы новых учебных курсов, таких, как „Технический английский языка, „Культура речи44, „Основы технического моделирования44, „Лабораторный практикум44 и др.

Согласно договору о материальном, кадровом и научно-методическом обеспечении Саранского городского естественно-технического лицея, заключенному в 1995 г., выпускники лицея, поступающие на технические специальности университета, имеют право на совмещение выпускных и вступительных экзаменов. Нельзя не согласиться с тем, что подобная постановка вопроса есть демонстрация доверия лицею со стороны руководства Мордовского универси-

тета и одновременно — сильный стимул к самосовершенствованию для учащихся.

Открытию лицея предшествовала большая подготовительная работа. В частности, была разработана долгосрочная программа его развития на 1992 — 2003 гг., которая базируется на предварительном анализе состояния образования в Саранске и Мордовии, сложившегося к этому времени; составлена концепция организации и функционирования учебного учреждения, призванного решить проблемы, выявленные при анализе; составлена также программа поэтапной организации и развития естественно-технического лицея.

Анализ ситуации в сфере образования показал, что оценки, полученные абитуриентами технических специальностей на вступительных экзаме-нах, ниже имеющихся у них в аттестатах; результаты первой экзаменационной сессии еще хуже. Сказывается отсутствие навыков самостоятельной работы выпускников школ, в том числе и медалистов. Соответственно была определена и одна из ведущих задач работы педагогического коллектива лицея: привитие учащимся навыков самостоятель-

т

ного учения.

т

Для* достижения положительного результата в решении этой задачи необходимо было изменить методики преподавания предметов, определив основным „эвристический метод“; разработать и внедрить новые, более интенсивные формы учебно-практической работы, которые приближали бы ее к вузовской: система зачетов, курсовых проектов, консультаций и т. д. Кроме того, учитывая, что лицей призван работать с одаренными детьми, нужно было пересмотреть набор и содержание образовательных программ, т. е. сделать все для того, чтобы вместо „культа оценки“ в сознании ученика главенствовал „культ знаний“, формировать у лицеистов научное мировоззрение, развивать творческое, нестандартное мышление, желание постоянно расширять

свои познания, заниматься самообразованием.

В 2003 г. планируется провести анализ качества образования лицеистов — выпускников высших учебных учреждений. Тех самых ребят, которые в этом году выйдут из стен лицея. Кроме того, к 2003 г. уже три года будут работать выпускники лицея 1995 г. Таким образом, будет собран нужный материал для анализа самой концепции естественнотехнического лицея для определения его дальнейшей судьбы.

Каким видится лицей в перспективе? Поскольку он представляет собой первую ступень подготовки будущих ученых, создателей новой техники и разработчиков передовых технологий, одним из вариантов дальнейшего развития этого учебного заведения может быть его трансформация в образовательное учреждение более высокого уровня, например в колледж с двухступенчатой системой подготовки, дающий высшее образование. Однако для этого необходимо сделать еще очень много.

К сожалению, в нынешней экономической ситуации государственному учебному учреждению очень трудно создать должную материальную базу. Этот вопрос и на сегодняшний день стоит перед лицеем очень остро. Безусловно, расположение непосредственно в здании одного из крупнейших вузов России очень удобно со всех сторон, за исключением, может быть, одной — практически отсутствует возможность расширения, не хватает помещений. А в ситуации, когда планируется возврат к нормативному финансированию учебных учреждений, данный момент может оказаться очень важным.

Результаты пятилетней работы лицея обнадеживают. И хотя при выполнении программных задач коллективу приходится решать множество проблем (не всегда педагогических), верится, что естественно-технический лицей сможет воспитать не одно поколение научной элиты России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.