Научная статья на тему 'Из опыта военно-патриотической работы студентов и учащихся'

Из опыта военно-патриотической работы студентов и учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта военно-патриотической работы студентов и учащихся»

И1И !■ ГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

I

I

ч

)

«.✓г**

к> -к

Г N ' -у

4^1 ?.'дс

II. В. ЗАБОДАЕВА, методист РУО при МГУ имени Н. П. Огарева

Д. К. ИШУШШ, заместитель председателя совета ветеранов войны и труда МГУ имени Н. П. Огарева

ИЗ ОПЫТА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОИ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ И УЧАЩИХСЯ

В настоящее время из-за отсутствия четких идеологических и нравственноэтических ориентиров проблемы формирования полноценной личности, патриотов своего Отечества приобретают особую актуальность. Поверхностных знаний истории, которыми располагает большая часть молодежи, недостаточно. К тому же в школьных учебниках и. в научных монографиях до недавнего времени отдельные факты истории были сглажены или выпали вообще. Наше общество и каждый человек в отдельности сегодня испытывают потребность не только овладеть историческими знаниями, но и глубоко осознать незримую связь поколений и их непростые судьбы. Это положение особенно наглядно подтверждает изучение курса „История Отечества" в частности периода Великой Отечественной войны. Оно дает возможность пробудить интерес студентов к военноисторической проблематике и на волне этого интереса способствовать формированию осознанного патриотизма, чувства гордости за родную страну и ее людей.

Преподаватели Мордовского госуни-верситста, выступая с лекциями и докладами перед учащимися средних учебных заведений, особое внимание уделяют раскрытию таких спорных вопросов истории, как подготовка к войне, взаимоотношения бывшего СССР и Германии и их лидеров, уровень готовности страны и состояние ее военного потенциала накануне войны, причины отдельных неудач и истоки Победы. На семинарских

занятиях анализируется ход военных действий, заслушиваются сообщения о крупнейших советских полководцах, их личностных качествах. Особый интерес вызывают рассказы о героях-земляках, чьими именами названы учреждения и улицы Саранска.

Организационную работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи осуществляет ветеранская организация

университета, насчитывающая около 520 человек, в том числе 168 участников войны. Регулярно проводимые встречи ветеранов Великой Отечественной войны со студентами и школьниками, воспоминания и откровенные беседы о волнующих событиях тех лет, о пережитом проходят в атмосфере доброжелательности и взаимопонимания. Поскольку объем статьи не позволяет подробно рассказать о добрых делах многих ветеранов, сошлемся лишь на отдельные из них.

Ветеран войны подполковник в отставке Ф. Я. Ситников долгие годы возглавлял совет ветеранов университета. Им разработаны курс лекций и методическое пособие по вопросам патриотического воспитания» Свою разностороннюю воспитательную работу он осуществляет в непосредственной связи со всеми учебными институтами и факультетами вуза, студенческими коллективами и молодежными организациями. Опыт его военно-патриотической работы отражен во многих газетных и журнальных статьях.

Активное участие в патриотическом воспитании молодежи принимает другой

ветеран войны, инженер-конструктор Г. Д. Терентьев, известный как организатор телевидения в г. Саранске. Являясь учебным мастером филологического факультета, он наряду с основной работой по оказанию помощи техническими средствами в изучении иностранных языков большое внимание уделяет воспитанию

молодежи. На факультете в специально оборудованной видеотехническими средствами аудитории регулярно, в соответствии с планом работы Комнаты боевой и трудовой славы университета, демонстрируются фильмы на военно-патриотические темы.

Профессор кафедры педагогики университета С. И. Бреев не ограничивает свою военно-патриотическую и педагогическую работу стенами университета, а широко общается со школьниками, молодежью промышленных и других предприятий. Он — частый гость многих молодежных общежитий. Особенно популярны его беседы о героях Великой Отечественной войны — земляках из Мордовии, о бывших школьниках и студентах.

Многогранный опыт воспитательной и военно-патриотической работы с молодежью у майора в отставке, члена-кор-респондента Академии педагогических и социальных наук, профессора И. Л. На-умченко. Его общение не ограничивается студенческой аудиторией. Им проводится

разносторонняя учебно-воспитательная и патриотическая работа с молодежью. И. Л. Наумченко — автор многих десятков учебно-методических пособий и разработок в помощь учителям и уча-

ф

щимся, преподавателям и студентам. Под его редакцией издана серия книг о ветеранах Мордовии, в том числе трилогия: „В боях за Родину", „Героика трудовых будней", „Ветераны и молодежь". Он один из немногих в Мордовии, кто награжден медалью Мира и знаком „Ветеранская слава"

В воспитательной работе ветеранской организации университета большое внимание уделяется преемственности поколений. Наиболее актуальными формами такой работы, как отмечено ранее, являются коллективные и индивидуальные беседы, семинары-дискуссии, читательские конференции о Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг., ее

историческом значении. Популярны также творческие вечера, посвященные поэтам, не вернувшимся с войны, и другие массовые мероприятия. В дни подготовки к празднованию 50-летия Великой Победы советского народа было организовано множество встреч участников Великой Отечественной войны и офицеров военной кафедры университета со студентами на факультетах и в Комнате боевой и трудовой славы; силами студенческого актива подготовлен и проведен фестиваль самодеятельного художественного творчества „Студенческая весна-95“; в музейном комплексе университета были развернуты экспозиции на темы: „Подольские курсанты" и „Шаги Великой Победы" (об участии бывших студентов и преподавателей университета в Великой Отечественной войне).

Комната боевой и трудовой славы университета представляет собой внештатный клуб ветеранов, центр патриотического воспитания молодежи. Сюда приходят и шумные группы первокурсников, и любознательные представители средних учебных заведений. Здесь действительно есть на что посмотреть. Сорок квадратных метров помещения вместили 750-летнюю историю Отечества. Ее отсчет ведется от времен Александра Невского. Величественная надпись „Русь державная" завершает экспозицию. Пытливые взгляды полководцев со стен, картины сражений, побед и отступлений, Ледовое побоище, историческая битва под Москвой и Курское сражение, живые, емкие, насыщенные комментарии о легендарных событиях Великой Отечественной войны советского народа с немецко-фашистскими захватчиками — все это хранит благодарная память. Широко показаны столкновение возвышенного и низменного, духовного и материального, начало всего человеческого и суть всех вещей в мозаичной картине, изображающей Георгия Победоносца, символизирующего вечную борьбу добра со злом.

Значительное место вопросам военно-патриотического воспитания студентов в университете отводится в многотиражной газете „Мордовский университет". На ее страницах за последние три года опубликовано свыше 30 очерков о ветеранах — участниках войны. Изда-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

тельством Мордовского университета выпущен коллективный труд преподавателей и сотрудников университета „Ветераны войны вспоминают**, составленный И. Е. Автайкиным, В. Н. Ашу-товым, Д. К. Ишуниным.

В интеграционной воспитательной работе студентов и школьников немалая роль отводится также краеведению. Например, в течение ряда лет учителя и учащиеся Гузынской у Косогорской неполных средних школ Большеберезни-ковского района ведут весьма важную и интересную поисковую работу по сбору и обработке материалов по истории родного края: оформляют стенды и экспозиции школьных музеев, осуществляют переписку с участниками боев, устанавливая многие детали и подробности истории Великой Отечественной войны.

Особая заслуга в создании школьного музея в Гузынской неполной средней школе принадлежит учителю Н. А. Кру-

чинкину. По его инициативе организован отряд „Поиск" Возглавляемая им группа учителей и школьников выполняет почетную работу по изучению боевого пути Мордовской 326-й стрелковой диз которой служили многие уроженцы мордовской земли. На счету у „Поиска4* — 12 экспедиций по местам боев дивизии в Смоленской, Калужской, Брянской, Ростовской областях, а также в каменоломнях Аджимушкая. В разные годы в составе этой группы участвовало в экспедициях 117 человек. В воронках и окопах, блиндажах и погребах, в лесах и болотах они отыскали и с почестями захоронили останки 450 погибших солдат. Найдено 95 медальонов, установлены судьбы многих воинов, родственники которых теперь знают места их сражений и захоронений. Экспедиции по пути следования дивизии продолжаются. Память героев нетленна. Она жива до тех пор, пока о ней помнят поколе-

*

ния.

М. Д. МАРТЫНОВА, руководитель секции этики РУО, доцент

ДИСКУССИОННЫМ КЛУБ КАК ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ ОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ И УЧАЩИХСЯ

Создание в последнее время новых типов общеобразовательных заведений (лицеев, гимназий, колледжей) делает возможным йнтегрирование этики в систему школьного образования. В недавнем прошлом этика и близкие ей дисциплины в школах не преподавались. Довольно ограничен (порядка 18 —

36 часов) курс этики в учебных планах высших учебных заведений, а иногда ^го и вовсе исключают. Так, напри-

мер, в учебный план Госстандарта на 1996 — 2000 гг. для медицинских факультетов включены эстетика, экономика, менеджмент, а этики нет вообще. Однако общепризнано, что этическая культура населения значительно понизилась, наблюдается дефицит нравственности. Значит, сейчас самое время для преподавания этических дисциплин в школах и вузах, причем так, чтобы они представляли собой единую систему нравст-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.