Научная статья на тему 'К вопросу о дополнительной профессиональной подготовке участников студенческих педагогичеких отрядов: социологический аспект'

К вопросу о дополнительной профессиональной подготовке участников студенческих педагогичеких отрядов: социологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенчество / студенческие педагогические отряды / отдых и оздоровление детей / дополнительная профессиональная подготовка. / students / student pedagogical team / rest and recreation of children / addition- al professional training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаламова Любовь Федоровна

В статье рассматриваются некоторые аспекты развития студенческих педагогических отрядов, их роль в социальнопедагогической работе с детьми, организации их отдыха и оздоровления. Поднимается вопрос о необходимости формирования единой системы дополнительной профессиональной подготовки участников движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаламова Любовь Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE STUDY ABOUT ADDITIONAL PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENT PEDAGOGICAL TEAM MEMBERS: SOCIOLOGICAL ASPECT

The article deals with some aspects of student pedagogical team development, their role in the socio pedagogical work with children, the organization of their rest and recreation. The author claims that it is necessary to form a unified system of additional professional training of the participants of the movement.

Текст научной работы на тему «К вопросу о дополнительной профессиональной подготовке участников студенческих педагогичеких отрядов: социологический аспект»

УДК 378: 3 КМ

К ВОПРОСУ О ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАСТНИКОВ СТУДЕНЧЕСКИХ ПЕДАГОГИЧЕКИХ ОТРЯДОВ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Л.Ф. Шаламова

В статье рассматриваются некоторые аспекты развития студенческих педагогических отрядов, их роль в социально- педагогической работе с детьми, организации их отдыха и оздоровления. Поднимается вопрос о необходимости формирования единой системы дополнительной профессиональной подготовки участников движения.

Ключевые слова: студенчество, студенческие педагогические отряды, отдых и оздоровление детей, дополнительная профессиональная подготовка.

TO THE STUDY ABOUT ADDITIONAL PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENT PEDAGOGICAL TEAM MEMBERS: SOCIOLOGICAL ASPEC

L.F. Shalamova

The article deals with some aspects of student pedagogical team development, their role in the socio - pedagogical work with children, the organization of their rest and recreation. The author claims that it is necessary to form a unified system of additional professional training of the participants of the movement.

Key words: students, student pedagogical team, rest and recreation of children, additional professional training.

Студенчество в социальной структуре общества занимает особое положение, которое выражается в достаточно высоком уровне профессиональной и личностной культуры, высоких жизненных устремлениях, активном интересе к участию в процессах преобразования российского общества, развёрнутых контактах с различными поколениями и социальными группами.

Проблема подготовки студенческих педагогических отрядов в истории со-

циологической мысли рассматривалась в трудах Т.М. Барановой, Ю.А. Зубок, С.И. Иконникова, А.И. Ковалёва, В.Т. Лисовского, Е.Г. Слуцкого, В.И. Чупрова и др.

В настоящее время подготовка студенческих педагогических отрядов представляется особенно актуальной, поскольку институт студенчества особенно «выделяется на фоне других групп молодежи активностью жизненной позиции, навыками существования в условиях конкуренции, высоким уров-

нем образовательной подготовки, своей мобильностью и способностью к адаптации» [1, с. 112]

Роль и место молодежи в общественных делах определяются условиями для реализации ее жизненного потенциала, энергии и тем, насколько активно сами молодые люди участвуют в жизни общества. В то же время молодёжная политика государства предусматривает разработку и внедрение в социальную сферу инновационных форм поддержки института студенчества. Задача данного исследования заключается в установлении преемственности социально-педагогического опыта профессиональной подготовки студенчества, корректировки современного отношения молодежи к организационно-воспитательной сфере деятельности.

На протяжении уже двух десятков лет в условиях новой российской реальности лучшие представители студенческой молодежи активно проявляют себя в различных социальных практиках, волонтёрской работе, в движении студенческих отрядов.

Признана роль студенчества в организации отдыха и оздоровления детей и молодежи. Студенческие педагогические отряды сегодня являются полноправными участниками российского молодёжного движения и объединяют в своих рядах наиболее зрелую, творческую часть студенческой молодежи с явно выраженной гражданской позицией.

Участники Первого Всесоюзного слета студенческих педагогических отрядов,

который проходил в Липецке в 1989 году, самого представительного за всю историю движения, в ходе педагогических рингов, дискуссиях на вопрос «Для чего вообще нужны педагогические отряды, когда вокруг столько школ, пионерских лагерей, разнообразных центров творчества, комиссий, комитетов содействия и т.д.» дали следующие ответы:

Во-первых, поддержать ребенка как человека там, где ему не хватает такой поддержки.

Во-вторых, помочь тем педагогическим коллективам, конкретной живой работой с детьми, у которых на неё не хватает собственных сил.

В-третьих, разбудить дух ребячьей инициативы, смелости и творчества, взбудоражить чересчур спокойных или безразличных руководителей и коллективы педагогов, заставить их искать интересные формы работы с детьми.

В-четвертых, поставить заслон педагогической диктатуре, которая чрезвычайно довлеет над детством.

В-пятых, сделать свободные время и своё, и ребят, которого и у одних и у других не так уж много, источником вдохновения, приумножения знаний, продуктивного общения и т.д.

У движения педагогических отрядов свой богатый опыт, славный исторический путь. Точное время отсчёта образования первых студенческих отрядов историки, учёные не могут определить. Российских студентов всегда отличал интерес к творческой работе с детьми.

Корни такого уникального движения уходят в педагогику Н.К. Крупской и А.С. Макаренко, в коммунарское движение 20-х годов прошлого века.

Но существенный импульс к развитию движения СПО придало активное развитие движения студенческих строительных отрядов в конце 50-х - начале 60-х годов 20 века.

Прообразом современных педотря-дов, работающих в детских оздоровительных центрах, являются лагеря-спутники при студенческих строительных отрядах. В студенческих строительных отрядах сформировался специально подготовленный коллектив вожатых для работы в лагерях дневного пребывания для детей сельских тружеников, на территории которых базировался ССО.

Вторым направлением, по которому шло развитие СПО в 60-е годы, стало формирование творческих содружеств пионеров и их старших товарищей -студентов.

В 1964 году под руководством С.А. Шмакова в Липецке создаётся студенческий педагогический клуб «Радуга» для работы с детьми и подростками по месту их жительства. Именно здесь родилась самая популярная сегодня форма подготовки педагогических отрядов - учебно-инструктивные сборы.

Надо сказать, что к студенческим пе-дотрядам отношение в 70-е годы было неоднозначное. В Российском центре хранения документов новейшей истории есть отчёт Центрального штаба студенческих строительных отрядов ЦК

ВЛКСМ о работе по выполнению решений 18 съезда ВЛКСМ, в котором говорится, что «...центральный штаб ССО решительно осуждает позицию Минвуза СССР, который поддерживает идею создания так называемых отрядов пионервожатых».

Но отряды вожатых при поддержке студенческого отдела ЦК ВЛКСМ и Минвуза России продолжали создаваться и уже в 1984 году их было более 70 000, они объединили около 2 миллионов студентов.

Г"» «-» V» V»

В новой российской реальности студенческие педагогические отряды вновь стали востребованной формой проявления молодёжной активности.

Они реализуют программы по работе с социально неблагополучными детьми, сиротами, инвалидами и престарелыми людьми. Крайне важно, что педагогические отряды занимают центральное место в кадровом обеспечении процессов отдыха и оздоровления детей и подростков и являются важным источником для комплектования педагогических коллективов детских оздоровительных учреждений.

В основе функционирования таких отрядов сегодня лежат два ведущих подхода:

а) традиционный - формирование СПО в образовательных учреждениях педагогического профиля для прохождения студентами летней педагогической практики на базе детских оздоровительных центров;

б) формирование СПО из числа студентов вузов непедагогического профиля для осуществления социально-педагогической работы с детьми по месту жительства, в детских и подростковых клубах, специализированных детских учреждениях: школах-интернатах, социальных приютах, детских домах, а также вожатыми в детских оздоровительных лагерях.

В настоящее время студенческие педагогические отряды чрезвычайно востребованы в развитии новой, но уже активно набирающей обороты деятельности государственно-общественной организации «Российское движение школьников».

При этом важным остается вопрос организации образовательной подготовки студентов для работы в качестве вожатых. При условии обеспечения необходимой социально-психологической, управленческой и педагогической подготовки студенты способны:

• являться одним из основных источников кадрового обеспечения системы внеучебной работы со школьниками;

• осуществлять организационно-педагогическую поддержку социальных инициатив детских и подростковых общественных организаций, и объединений, принимая непосредственное участие в их реализации, осуществляя функции консультирования, организации и мотивации;

• выступать организаторами деятельности по удовлетворению потребности молодых людей и детей в социо-

культурной адаптации, включению в реализацию проектов в социальной и производственной сфере, участии в общественных работах и т.д.

• организовывать творческий, разноплановый, интересный досуг старшеклассников;

• выполнять информационную функцию по отношению к различным социально-возрастным группам населения;

• осуществлять интегрирующую функцию между детьми и педагогами, родителями, администраторами, органами государственной власти.

Однако для активизации социального потенциала молодых людей необходима целенаправленная работа по формированию соответствующих ценностных установок молодых людей, их социально ориентированной жизненной позиции, гражданской идентичности. Требуется также целостная система дополнительного профессионального образования молодых людей, направленного на развитие их профессиональных качеств.

Несмотря на то что студенты находятся в процессе освоения различных знаний, дополнительная образовательная подготовка им крайне необходима.

Это актуально даже для студентов педагогических вузов, поскольку освоение основной образовательной программы хотя и предусматривает усвоение различных компетенций, которые необходимы для работы в качестве вожатого, но, тем не менее, специальные знания, которые студенты приобретают

в различных школах вожатых, крайне нужны.

В качестве примера рассмотрим оценку студентами педагогических вузов результатов освоения модуля «Основы вожатской деятельности», который был разработан дополнительно к основной образовательной программе специалистами Московского педагогического государственного университета (далее- МПГУ) ирекомендованный Минобрнауки России для включения в основные профессиональные образовательные программы [2].

Социологическим опросом, проведённым Федеральным координационным центром по подготовке вожатских кадров и их сопровождению МПГУ при участии автора были охвачены более шестисот студентов из всех федеральных округов Российской Федерации. Для проведения социологического исследования использовался метод гнездовой выборки. Абсолютное большинство студентов, изучавших данный модуль (91%), отметили, что знания и навыки, полученные в процессе подготовки, оказались полезны в полном объёме. Нас же интересовало влияние освоения данного модуля на личностное развитие молодых людей. Им было предложено оценить по пятибальной системе влияние процесса обучения на различные аспекты их личности. Рассмотрим только ответы студентов, которые отмечают воздействие освоения дополнительной программы модуля на 4 и 5 баллов.

Возросшую уверенность в себе отметили 70% респондентов. 69% участников опроса показали, что стали более оптимально решать проблемы в межличностном общении. 78,6% молодых людей отметили, что у них возросли профессиональные знания. 80, 4% студентов признают возрастание общей эрудиции и кругозора. 77, 6% респондентов, считают, что у них повысился уровень личной ответственности. 64% участников опроса обнаружили возрастание интереса к общественно-полезной деятельности. 67% будущих педагогов, принимавших участие в опросе, считают, что они стали более социально активными.

Таким образом, включение дополнительного специального модуля в программу профессиональной подготовки является целесообразным и востребованным.

Если сравнить результаты данного социологического исследования с результатами других общероссийских опросов молодежи, неоднократно проведённых автором в первом десятилетии двухтысячных годов, в котором принимало участие более 2000 молодых людей из 10 крупнейших городов Российской Федерации, то можно увидеть, что одним из самых существенных сдерживающих факторов развития социальной активности молодежи является отсутствие необходимых знаний для осуществления общественно-полезной деятельности и реализации своих социальных инициатив.

Однако до настоящего времени в Российской Федерации, несмотря на существенную поддержку развития студенческих отрядов и включения студенчества в процессы оздоровления и отдыха детей со стороны органов государственной власти как федеральных, так и региональных, единой системы подготовки студенчества для этой деятельности не сложилось. Отсутствуют механизмы лицензирования и экспертизы программ подготовки вожатских кадров. Очевидно, что только при решении этих проблем можно обеспечить эффективное включение студенческой молодежи

в социально значимую деятельность по организации отдыха и оздоровления детей, формированию личности молодых россиян на основе присущей российскому обществу системы ценностей, развитию их гражданской идентичности и активизации социального потенциала молодого поколения. Профессиональная подготовка студенческих педагогических отрядов предполагает преемственность социально-педагогического опыта прошлого, дополнительные меры государственной поддержки и активную гражданскую позицию молодёжи.

Список литературы

1. Шаламова Л.Ф. Студенческая молодёжь и государственная молодёжная политика / Л.Ф. Шаламова, А.Ю. Ховрин / Научно-образовательное издание «Социально-гуманитарные знания». - 2007. - №4. - С. 112-130

2. Владимирова Т.Н. К вопросу о подготовке вожатских кадров для организации отдыха детей и их оздоровления / Т.Н. Владимирова, Н.Ю. Лесконог, Л.Ф. Шаламова / Всероссийский междисциплинарный журнал. Педагогика, психология образования. - 2018. - №3. - С. 54-63.

References

1. Shalamova L.F. Studencheskaya molodyozh' i gosudarstvennaya molodyozhnaya politika / L.F. SHalamova, A.YU. Hovrin / Nauchno-obrazovatel'noe izdanie «Social'no-gumanitarnye znaniya». - 2007. - №4. - S. 112-130

2. Vladimirova T.N. K voprosu o podgotovke vozhatskih kadrov dlya organizacii otdyha detej i ih ozdorovleniya / T.N. Vladimirova, N.YU. Leskonog, L.F. SHalamova / Vserossijskij mezhdisciplinarnyj zhurnal. Pedagogika, psihologiya obrazovaniya. - 2018. - №3. - S. 54-63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.