Научная статья на тему 'От кафедры теории и методики пионерской работы к кафедре социальной работы, педагогики и психологии: путь длиной в 35 лет'

От кафедры теории и методики пионерской работы к кафедре социальной работы, педагогики и психологии: путь длиной в 35 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвак Римма Алексеевна, Филиппова Ирина Алексеевна, Харланова Елена Михайловна, Ярославова Галина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От кафедры теории и методики пионерской работы к кафедре социальной работы, педагогики и психологии: путь длиной в 35 лет»

результатов историко-педагогического образования стали яркие интересные люди, с которыми во все времена сотрудничал и просто дружил факультет. Личности этих людей действительно становились источником творческого вдохновения, профессионального роста и стимулом делать свое дело как можно лучше. Среди таких людей, которых можно по праву назвать своими Учителями, мы с восхищением и любовью вспоминаем ярких педагогов: О.С. Газмана, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, A.B. Мудрика, Л.И. Новикову, К.Д. Радину, Н.Л. Селиванову, Ю.В. Шарова, С. А. Шмакова и многих других. А также известных историков, ученых, таких как: А.В.Эдаков, И.В. Островский, Т.Н. Троицкая, В.И. Молодин,

Ю.Л. Троицкий и т.д.

Результатом тесного взаимодействия ярких людей, системной интеграции различных наук стало неповторимое историко-педагогическое образование, которое, уже как система, постоянно формирует профессионально-грамотных, успешных выпускников, в большинстве своем плодотворно реализующих себя в обществе и, для которых, факультет навсегда стал самостоятельной ценностью в ряду их жизненных ценностей.

...Во все времена людей «истпеда» объединяло только одно: любовь к тому, что они делают, чем живут. Времена меняются, но всегда остается только то, что было сделано с любовью...

P.A. Литвак, И.А. Филиппова, Е.М. Харланова, Г.Ю. Ярославова

ОТ КАФЕДРЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПИОНЕРСКОЙ РАБОТЫ К КАФЕДРЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ:

ПУТЬ ДЛИНОЙ В 35 ЛЕТ

45-летие образования историко-педагогических пионерской и комсомольской организаций, факультетов дает возможность остановиться и Челябинский государственный педагогический

оглядеться, задуматься о том, что составляет основу деятельности нашей кафедры, является нитью, которая, несмотря на все перемены, изменения, переориентации прочно связывает кафедру 70-х с современной, составляет ее уникальный и неповторимый мир. Этой нитью является ориентация на подготовку специалистов в области социального воспитания и прочная связь с практической деятельность по осуществлению инноваций в области социального воспитания, с включением в нее преподавателей и студентов. Мы дорожим и чтим традиции заложенные преподавателями кафедры 70-х годов, продолжаем, развиваем и преумножаем их.

За период существования кафедры она научилась держать руку на пульсе времени, воспринимать изменяющиеся приоритеты, потребности и своевременно отвечать на запросы.

В 60-е годы XX века в связи с возросшими требованиями к воспитательной работе школы и действующих в ней пионерской и комсомольской организаций назрела необходимость подготовки в педвузах специалистов, владеющих теоретическими основами и методикой воспитательной деятельности

университет стал одним из первых пяти педвузов России, где в 1962 году по инициативе ЦК ВЛКСМ были созданы отделения по подготовке учителей истории и методистов пионерской работы. В 1967 году отделение преобразовано в историко-педагогический факультет. А в апреле 1971 года для осуществления всего комплекса психолого-педагогической подготовки методиста пионерской и комсомольской работы в школе и внешкольном учреждении на основании Приказа Министра просвещения РСФСР на базе факультета была создана кафедра теории и методики пионерской работы, в обязанности которой вменялась подготовка студентов по всем предметам психологопедагогического цикла плюс истории детского и молодежного движения, теории и методики пионерской и комсомольской работы, руководству педагогической практикой в школах и внешкольных учреждениях. Возглавила кафедру кандидат педнаук доцент И.А. Филиппова. Под ее руководством кафедра развивалась в течение десяти лет, до апреля 1981 года.

Первыми членами кафедры были В,П. Беспечанский, Н.В. Кузнецова, В.М. Опалихин, Е.С. Тощенко, а позднее были приглашены Р.А Литвак,

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ♦ 2007. Том 13

© P.A. Литвак, И.А. Филиппова, Е.М. Харланова, Г.Ю. Ярославова, 2007

А.З. Иоголевич, Т.П. Скребцова.

На кафедре собрались не только специалисты своего дела, но энтузиасты воспитательной работы, умеющие передать свою одержимость студентам, привлечь их к решению сложных проблем воспитания и перевоспитания учащейся молодежи. На кафедре работали представители разных научных школ, выпускники разных вузов и факультетов с разным опытом учебной, научной и воспитательной работы. Общим было высокое чувство ответственности и внутренней дисциплины, творчество и активная жизненная позиция.

Именно в это десятилетие и были заложены многие начинания ставшие традициями и гордостью кафедры

Заведующая кафедрой доцент И.А. Филиппова наряду с большим теоретическим и практическим опытом пионерской и комсомольской работы имела солидный багаж применения в педагогическом исследовании конкретно-социологических методов, активно сотрудничала с московскими, челябинскими и свердловскими социологами, руководила социологопедагогическими исследованиями в Артеке и Челябинской области. Благодаря ее участию и руководству была организована производственная практика студентов историко-педагогического факультета во Всесоюзном пионерском лагере «Артек». Позже конкурсный отбор на практику в «Артек», а позднее во Всероссийский детский центр «Орленок» стал открытым для студентов всех факультетов вуза, способствовал повышению авторитета студенческого самоуправления. Творческий театрализованный отчет «артековцев» и «орлят» превращался в яркий праздник не только в институте, но и в городе.

И сегодня вуз продолжает эту традицию. За качественную подготовку студентов к работе вожатыми в 2005 году вуз награжден грамотой ВДЦ «Орленок». Во Всероссийском детском центре «Орленок» педагогический отряд студентов ЧГПУ «Родник» в течение 3 лет является лучшим в России, а студентки Н. Агаркова и П. Астахова - по итогам лета 2004 г. явились победителями смотра-конкурса педмастерства.

В 2004 г. в ЧГПУ состоялся слет «Артек, Орленок, Океан», участниками которого стали вожатые разных лет.

А.З.Иоголевич был одним из ведущих специалистов внешкольного воспитания в стране. Наряду с курсом педагогики он разработал и преподавал курс

внешкольного воспитания, был ночным руководителем научного общества учащихся (НОУ) и студенческого педагогического отряда «ЛУЧ», а также научнометодического совета по внешкольному воспитанию при Челябинском облисполкоме.

Сегодня Ночное общество учащихся Челябинской области одно из лучших в стране, а преподаватели вуза по традиции осуществляют научное руководство ученическими работами, ежегодно на базе университета дважды в год (в октябре и в апреле) проходят сессии научного общества учащихся НОУ. В 2002 и 2004 годах вышел сборник «Юный исследователь» (выпуски 7,8), в которых опубликовано более ста тридцати научных работ учащихся. Активисты НОУ, победители и лауреаты, пополняют ряды НСО и среди преподавателей кафедры сегодня несколько выпускников НОУ. По итогам участия в областном конкурсе на лучшую организацию научноисследовательской работы студентов в 2004/2005 учебном году система НИРС ЧГПУ заняла 1 место.

Общесоюзную известность получило такое начинание Челябинского пединститута как движение студенческих педагогических отрядов. В 1971 году на базе историко-педагогического факультета заработал первый педагогический отряд, а к 1973 году он стал круглогодичным и общеуниверситетским. В педотряд студенты вступали на первом курсе, в нем они постигали с помощью старшекурсников опыт общения с детьми и организации их досуга по месту жительства. Педотряд помогал организовать студентов на реализацию общественно-значимых идей. Сегодня отряд призван Лучшим педагогическим отрядом Челябинской области. Благодаря его целенаправленной работе с 2001 года в городе Челябинске стало возрождаться движение педагогических отрядов, насчитывающие сегодня в своем составе 17 СПО.

В.М.Опалихин, большой энтузиаст и опытный руководитель ученического самоуправления обучал студентов методике организации ученического самоуправления, читал курс теории зарубежного молодежного движения, вел практикум по организации стенной печати в школе и на факультете. Защитил кандидатскую диссертацию в НИИ общих проблем воспитания АПН СССР.

Его уроки помогают выпускникам эффективно на высоком уровне организовывать ученическое самоуправление образовательных учреждений. По результатам Всероссийского конкурса моделей

ученического самоуправления образовательных учреждений, школы города Челябинска с 2003 по 200о г.г. регулярно занимают призовые места.

Т.П. Скребцова осуществляла подготовку студентов по методике воспитательной работы с учащимися на каждой возрастной степени, с первого по десятый класс, готовила студентов к летней педагогической практике.

При кафедре была создана «Школа вожатых», объединяющая энтузиастов организации летнего отдыха детей. Это начинание активно развивается сегодня. Преподаватели кафедры осуществили разработку и реализацию проекта «Межвузовский центр подготовки вожатых» благодаря которому уже в течение четырех лет на базе 10 вузов Челябинской области проходит обучение студентов работе с детьми в загородных оздоровительных лагерях. Ежегодно участниками чтой программы становятся около 300 студентов. Кроме того, студенты, получившие подготовку на кафедре, сегодня сами являются руководителями внутриуниверситетских школ вожатых, поднимая профессионализм и престижность этой деятельности.

С первых лет работы полноправными членами кафедры были лаборанты, которые активно помогали преподавателям в создании материально-технической базы, изготовлении наглядных пособий, оформлении выставок, руководили работой студенческого методического совета при кабинете кафедры. Приобретя опыт методической и организаторской работы, все они ушли на более сложную и ответственную педагогическую и руководящую работу. Особо следует отметить H.A. Тетерину, зам директора гимназии № 93 Челябинска, и H.A. Соловьеву, которая сегодня является кандидатом педагогических наук, зав отделом педпрактики университета, доцента кафедры педагогики.

Заслугой Натальи Александровны и администрации вуза стало сохранение такой формы практики как летняя педагогическая. Ежегодно более 1000 студентов педагогического вуза работают летом в детских оздоровительных лагерях Челябинской области, Краснодарского края, Ленинградской, Тюменской областей и других регионов РФ. Не утрачена и традиция проведения учебно-методических сборов по подготовке к работе вожатыми в детских оздоровительных лагерях. В наше время они проходят на базе ДОЛ «Уральская березка», а участие в них принимают студенты

третьего курса всех факультетов ЧГПУ.

Одной из инициатив отдела педпрактики, воплотившейся в яркую традицию университета, стал конкурс вожатского мастерства «ЛИМПОПО» (Летняя Институтская Методическая Практика Одержимых Педагогических Отрядов), в рамках которого с 1989 года педагогические отряды факультетов соревнуются в профессиональном мастерстве.

По итогам конкурса вариативных программ и пилотных проектов по реализации подпрограммы «Развитие молодежного, детского и семейного отдыха» Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы)» ЛИМПОПО удостоено гранта первой степени Министерства образования России в 2002 году. Базовый детский оздоровительный лагерь «Уральская березка» ЧМК за разработку психологической службы в ДОЛ «Психология +» получил статус дипломанта Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 гг.).

Кроме того, по итогам Всероссийского смотра-конкурса деятельности образовательных учреждений по организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2004 году в номинации «Оздоровительный лагерь» отмечен базовый ДОЛ «Аленушка».

Наряду с теоретической и практической подготовкой студентов к воспитательной работе кафедра с первых лет своей работы уделяла большое внимание научно-исследовательской работе преподавателей и студентов. Традиционно все преподаватели ведут научно-исследовательскую работу. Основными проблемами исследования являлись: общественная активность пионеров и комсомольцев (руководитель доцент И.А. Филиппова), внешкольное воспитание (руководитель доцент А.З. Иоголевич), психологическое мышление школьников и студентов исследовал доцент В.П. Беспечанский, организация свободного времени школьников (руководитель доцент Е.С. Тощенко), разработка педагогических основ деятельности детских общественных объединений (руководитель профессор P.A. Литвак), социальнопедагогическая поддержка детей в условиях дополнительного образования (руководитель доцент H.A. Соколова), развитие молодежного движения в контексте государственной молодежной политики (руководитель доцент Е.М. Харланова), развитие компетентности социальных работников (руководитель доцент М. А. Ангеловская) и др. По данным проблемам

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ♦ 2007. Том 13

кафедра проводила и проводит научно-практические конференции с участием учителей, студентов, работников внешкольных учреждений, представителей органов управления образованием.

Кафедра успешно осуществляла и осуществляет подготовку студентов к участию в профильных олимпиадах. Так в 2003 году преподаватели кафедры Л.И. ТУрчина, Е.М Харланова подготовили команду студентов для участия во Всероссийской студенческой олимпиаде по теории и истории педагогики, которая состоялась в городе Ярославле. Команда в составе Перепеличной Екатерины, Шуб Марии и Ярославовой Галины заняла 1 место. В 2004 году под руководством М.А. Ангеловской первое место получила команда студентов исторического факультета (Бабкина Юлия, Егозов Антон, Злаказов Александр, Чабанец Илья и Ярославова Галина) в студенческой олимпиаде по социальной педагогике Урало-сибирского региона, состоявшейся в г. Новосибирске. Осенью этого же года в г. Екатеринбурге участие во Всероссийской студенческой олимпиаде по социальной педагогике принесло второе место. Успешно выпускники кафедры принимали участие во Всесоюзных, а затем и во Всероссийских конкурсах квалификационных исследований. В 2005 году первое место в таком конкурсе по специальности «социальная работа» и «социальная педагогика» получило квалификационное исследование Г.Ю.Ярославовой.

Помимо учебной и научной работы кафедра вела большую общественную работу, тесно сотрудничала с комсомольской организацией факультета и института, Челябинским горкомом, обкомом и ЦК ВЛКСМ. Преподаватели сами и вместе со студенческими группами ездили в школы области. Нас знали в районах, городах, селах. Историко-педагогический факультет, при котором существовала кафедра, стал лучшим в вузе, по всем показателям занимал первые места. Этому во многом способствовало тесное взаимодействие кафедры с деканатом. Любое дело, которое затевала кафедра, вначале обговаривалось с деканом и из кафедрального превращалось в факультетское. Мы глубоко признательны за поддержку и тесное сотрудничество деканам Б.В. Григорьеву, Л.Г. Туркиной,

Л.К. Матюхиной, В.Д. Павленко, Е.В. Перебейносу и И.А. Новикову.

Многие формы воспитательной работы, утвердившиеся на историко-педагогическом факультете, подхватили другие факультеты. И они стали общеуниверситетскими. Например, традиция

проведения выездных адаптационных сборов первокурсников. Если в 70-е годы выезд в спортивнооздоровительный лагерь ЧГПУ «Чайка» в начале сентября осуществлял только историко-педагогический факультет, то в 2006 - все факультеты ЧГПУ и дополнительно студенческие объединения: научное студенческое общество, студенческие отряды и др.

В 80-е годы кафедра продолжала развивать накопленные традиции, совершенствовать процесс социального воспитания молодого поколения. Свое второе десятилетие кафедра встретила в новом составе. Кафедру возглавила кандидат педагогических наук, доцент Е.С. Тощенко.

Пришли молодые кадры - выпускницы историкопедагогического факультета ассистент Н.М. Шингарева, кандидат педагогических наук, ст. преподаватель Ю.Г. Антонова и выпускница Челябинского госуниверситета Е.И.Терехова. Во второй половине 80-х в стране усиливается внимание к воспитательной работе школ и внешкольных учреждений по месту жительства, возрождается коммунарское движение. Педагогическая наука и практика уделяют большее внимание социальнопедагогическим проблемам воспитания. В этих условиях кафедра под руководством Е.С. Тощенко проводит большую работу по созданию опытноэкспериментальных площадок на базе школ, ПТУ, дворцов пионеров и оздоровительных лагерей, создает единые исследовательские коллективы, в которых активно сотрудничают ученые кафедры и практические работники.

Кафедра сильна своими экспериментальными площадками по социально-педагогической защите детства: Дворец пионеров и школьников имени Н.К.Крупской, школы 45, 112,132, детский санаторий «Еловое», Кыштым и Озерск, где апробируется модель деятельности социального педагога. Укрепляется научные связи с Управлением социальных служб и Комитетом по делам молодежи г. Челябинска, подростковыми кабинетами, реабилитационными центрами приютами и Фондом «Будущее Отечества» имени В.П. Поляничко.

В настоящее время преподаватели кафедры активно сотрудничают с Челябинским городским центром развития детских социальных инициатив «Перспектива», курируют инновационную деятельность по развитию воспитательных систем в школах города, проводят методические семинары и конференции.

Свое третье десятилетие кафедра встретила

глубоким перепрофилированием. В этот период руководство кафедрой принимает Р.А.Литвак. В 90-е годы изменилось общество. Не стало пионерской организации и комсомола, исчезли бескорыстные шефство и помощь сельским школам. В школах упал спрос на методистов воспитательной работы, резко сократилось число детских внешкольных учреждений, система образования и воспитания в стране переживает глубокий кризис. В этих условиях становится жизненно необходимой проблема социально-педагогической защиты детей, а следовательно подготовка новых специалистов - социальных педагогов и социальных работников. При активной поддержке ректората кафедра во многом изменяет свой профиль: оставаясь центром подготовки будущих учителей истории к воспитательной работе в школе, кафедра усиливает социально-психологическую и социальнопедагогическую подготовку студентов. По инициативе кафедры на историческом факультете в 1992 году были открыты специализация «учитель истории и социальный педагог» на стационаре и «социальная педагогика» на заочном отделении, проведены курсы ускоренной подготовки социальных педагогов. Преподаватели кафедры разрабатывают учебные программы, реализуют инновационные технологии обучения и воспитания, участвуют в научнометодических конференциях, публикуют монографии и методические пособия. Опубликовали 6 монографий и 26 методических пособий.

Р.А.Литвак, доктор педагогических наук, профессор является ведущим исследователем детского движения. Под ее руководством на кафедре была создала научная школа, благодаря ее научному руководству защитили диссертации С.В. Тиханова (Чистякова) и Т.Г. Пташко, исследовавшие различные аспекты современного детского движения, Е.М. Харланова - молодежного движения.

Ценность этих исследований в их практической направленности. Исследователи стремились внедрить в практику свои разработки, что способствовало активизации детского и молодежного движения в городе Челябинске с конца 90-х XX века. Под руководством выпускника кафедры И.Г. Николаева и при поддержке педагогов кафедры в 2003 году был реализован проект по созданию Союза детских общественных объединений и органов ученического самоуправления г. Челябинска, а под руководством Е.М. Харлановой в этом же году был создан Городской штаб студенческих педагогических отрядов.

Основным научным содержанием деятельности кафедры является разработка общетеоретического обоснования исследовательского подхода к изучению проблемы детства как социально-психологического, социально-педагогического феномена. Кафедра является постоянным участником Российских, международных конференций по проблемам детства, а преподаватели ее входят во Всероссийскую Ассоциацию исследователей детского движения. На кафедре создан и активно действует Научный Центр «Социально-педагогическая защита детства». Лаборатории Центра проводят исследования и ведут разработку научного обеспечения содержания и принципов управления в области психологопедагогической и социально-правовой защиты детства. Кафедра продолжает и традиции исследования внешкольного воспитания.

Свое современное название кафедра получила в 2006 году. На базе нашей кафедры «социальной работы педагогики и психологии» открыт новый факультет социального образования, деканом факультета стала Т.П. Скребцова.

В настоящее время на кафедре работает 16 преподавателей, в том числе: доктора педагогических наук В.В. Базелюк, З.М. Большакова; кандидаты педагогических наук, доценты H.A. Соколова, М.А. Ангеловская, Т.Г. Пташко, Е.М. Харланова, Н.П. Артемьева, Т.П. Скребцова, Ю.С. Ценч, ст. преподаватели: Л.В. Фомина, Е.И. Терехова,

Е.Ю. Дмитриева, A.A. Частоедова.

Руководит кафедрой H.A. Соколова, которая наряду с чтением основных курсов по социальной педагогике на историческом факультете ведет большую лекционную, научную и методическую деятельность в педуниверситете, городе и области, завершает докторское диссертационное исследование, является научным руководителем экспериментальной площадки Дворца пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г. Челябинска.

Продолжая традиции кафедры 70-х,

преподаватели кафедры совмещают учебную и нау чно-исследовательскую работу с практической общественно-педагогической, внедряя инновации в сфере социального воспитания.

Н.П. Артемьева является исполнительным директором игры «Русский мир». Этот проект разработан преподавателем ЧГПУ О.П. Евдаком и уже отмечен грамотами Министерства образования и науки РФ (2005) и ВДЦ «Орленка» (2006). Данный проект

22

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

имеет статус межрегионального и претендует на получение статуса всероссийского. Активное участие в работе оргкомитета принимают студенты факультета социального образования. Ведущим специалистом кафедры по истории и теории социальной работы является кандидат педагогических наук, доцент М.А. Ангеловская, разрабатывающая проблемы развития компетентности социального работника. Благодаря её участию, студенты факультета традиционно участвуют в «Фестивале добровольцев», где получают опыт разработки и реализации социальных проектов. Е.И. Терехова и Е.Ю. Дмитриева осуществляют руководство практикой студентов факультета социального образования, ими налажено сотрудничество с учреждениями социальной сферы: центрами комплексного обслуживаниия населения, социально-реабилитационными центрами, геронтологическим центром и др.

Кандидат педагогических наук, доцент Е.М. Харланова разрабатывает проблемы социальной активности молодежи в условиях молодежных объединений. Под её руководством в работу кафедры внедряется новое направление: подготовка

специалистов в сфере молодежной политики. Педагогами кафедры подготовлены и реализуются экспериментальные программы в рамках дополнительного образования в вузе.

A.A. Частоедова исследует проблему эмоционального выгорания в профессиональной деятельности.

Сегодня кафедра выходит на новый уровень своего развития, установлены международные контакты с организациями, осуществляющими социальное воспитание молодежи. Так с 2006 года сотрудники кафедры взаимодействуют с Директоратом по молодежи и спорту Совета Европы в рамках долгосрочного тренинг-курса (LTTC) «Роль молодежи и молодежных организаций в развитии их участия и вовлеченности в общественную деятельность» и реализации молодежных проектов. А участие в международном семинаре «Роль молодежных организаций. Россия - Европа. Европа - Россия» позволило установить связи с молодежными организациями Франции, Польши, Македонии,

Молдовы и др.

Кафедра внесла свой вклад и в становление воспитательной системы вуза. Выпускники историкопедагогического факультета сегодня активно реализуют воспитательную работу со студентами ЧГПУ Н.А.Вахрушева - директор Музейного комплекса ЧГПУ, Р.Х. Мазитов - зам. директора института творческих педагогических профессий ЧГПУ, Богачев А.Н. - проректор по молодежной политике ЧГПУ, И.М.Чабдаров - председатель профкома ЧГПУ. Созданная воспитательная система получила высокую оценку. В 2001 году ЧГПУ занял первое место во Всероссийском конкурсе моделей и проектов организации воспитательной деятельности в высших учебных заведениях. В 2004 году Челябинский государственный педагогический университет был награжден дипломом первой степени Министерства образования и науки РФ за участие во II Всероссийском конкурсе моделей и проектов воспитательной деятельности в вузах России.

Сегодня по всей области и за ее пределами успешно трудятся наши выпускники в школах, дворцах и домах детского творчества, клубах по месту жительства, детских приютах, реабилитационных центрах, детских домах, службах социальной защиты, в городских и районных администрациях, профсоюзах, в вузах. Их сотни, всех имен назвать невозможно. Но мы помним их, они помнят нас, это помогает нам сохранять оптимизм. У нас много настоящих друзей в университете, они помогают нам сохранять душевное спокойствие и веру в свои силы и возможности. На факультете учатся много преданных нашей профессии студентов. Мы дорожим друг другом. Это помогает нам сохранять трудоспособность и творчество. Кафедра социальной педагогики в полном расцвете сил, нам 35 лет!

Библиографический список

1. История и историки: Нам - 70 лет! (Исторический факультет ЧГПУ: прошлое, настоящее, будущее). - Челябинск: ЧГПУ, 2006. - 275 с.

2. Литвак Р.А., Филиппова И.А. Из истории кафедры социальной педагогики и психологии // Музейный вестник ЧГПУ. - № 2. - 2001. - С. 19-28

3. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Рос. Энциклопедия, 2003. - (Золотой фонд). - 528 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.