Научная статья на тему 'Новосибирский истпед: связь времен'

Новосибирский истпед: связь времен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселёв Николай Николаевич, Киселёва Елена Васильевна, Ромм Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новосибирский истпед: связь времен»

результатов (создание учебно-научных центров, научных лабораторий, временных научных коллективов), издание коллективных монографий, проведение научных собраний;

- внедрение результатов исследований в практику, которое предполагает организацию ресурсного центра, подготовку методических рекомендаций, технологических модулей, продвижение методической продукции института педагогики и психологии в регионе.

Социально-педагогическая деятельность института педагогики и психологии строится на основе продвижения студента от субъекта внеаудиторной деятельности к интегративному субъекту социальнопедагогической деятельности в регионе и предполагает:

- организацию опыта самостоятельной деятельности студентов во внеучебное время, что возможно через организацию комплексных ключевых дел (фестивали, учебно-методические сборы); организацию студийных объединений студентов (методические объединения, танцевальная студия,

вокальная студия, социальное проектное бюро, группа файндрайзинга, школа профессионального вожатого);

- организацию социально-педагогических проектов в регионе: создание и обеспечение деятельности научно-педагогических объединений (авторские лагеря, клубы старшеклассников); организацию анимационных групп; проведение социальных акций; реализацию социальных проектов в молодежной сфере (проектные семинары с Комитетом по делам молодежи, профессиональные мастерские);

- научно-методическое обеспечение социальнопедагогической деятельности, которое состоит в подготовке методических материалов и их издании; в создании Информационно-методического центра; проведении образовательных семинаров; создании научно-методического экспертного совета.

Деятельность института педагогики и психологии в настоящее время предполагает реализацию основных задач модернизации высшего образования Российской Федерации в вузе и регионе.

Н.Н.Киселев, Е.В.Киселева, Т.А.Ромм НОВОСИБИРСКИЙ ИСТПЕД: СВЯЗЬ ВРЕМЕН1

Про начало...

Историко-педагогическое образование, что же это

- феномен, временная необходимость, гениальная находка? Следует отметить, что узкой специальности «вожатый» в образовательных программах вузов не было никогда. Подготовка специалистов данного направления с высшим образованием рассматривалась как совмещенная профессия. Такой подход обозначился еще в конце 1960-х годов, когда на базе исторических факультетов Костромы, Курска, Воронежа, Челябинска и Новосибирска по инициативе Министерства образования были открыты так называемые пионерские факультеты (официально: историко-педагогические). Перед ними ставилась задача удовлетворения возрастающих потребностей в специфической и довольно немногочисленной педагогической профессии - методистов пионерской и комсомольской работы.

Вполне понятно, что выбор вузов для подготовки

специфической профессии был продиктован региональной политикой. В Москве в это время открывается Высшая комсомольская школа, ставшая научным образом и координатором Всесоюзного образовательного проекта. Новосибирск в числе пяти территориальных центров отвечал за Сибирь и Дальний Восток. В первые годы существования историкопедагогического факультета резко возрос конкурс: до 25% принимались студенты по целевым направлениям обкомов комсомола. Это были выпускники и активисты школьных общественных объединений Якутска, Братска, Благовещенска, Петропавловска-Камчатского и др. городов. Отсюда наши давние общественные связи, которые бережно сохраняются и культивируются, по сей день. Наш университет до сих пор продолжает подготовку специалистов по работе с детьми и молодежью в представительствах Владивостока, Надыма, Абакана. Не прерывались контакты нашего профессорско-преподавательского состава с учеными

' В статье использованы материалы Н.П. Аникеевой, Г.В. Винниковой, З.И. Лаврентьевой из сборника статей «Связь времен» (Новосибирск, 2005 г)

©Н.Н. Киселев, Е.В. Киселева, Т.А. Ромм, 2007

И

и практиками Костромы и Челябинска.

Становление факультета, как собственно «историко-педагогического», было связано с открытием специализированной кафедры. Это произошло в 1970 году. Однако этому событию предшествовал период, который заложил во многом фундамент для развития новосибирского «истпеда». Как вспоминает Н.П. Аникеева: «педагогический потенциал

Новосибирска в 1960-е годы был очень высоким. Прежде всего, профессор, а позже член-корреспондент АПН СССР Юрий Владимирович Шаров, крупный ученый, разрабатывал проблему «Формирование духовных потребностей учащейся молодежи». Так называлась его докторская диссертация. В 1954 году при кафедре педагогики и психологии, которую он возглавлял, была открыта аспирантура. И первым аспирантом был Сталь Анатольевич Шмаков, основатель игрового движения в Сибири. Будучи аспирантом, он открыл педагогический класс, класс будущих пионерских вожатых при школе № 10. С именем С.А. Шмакова связаны такие формы игровой деятельности, апробированные им в Новосибирске, а позже распространенные по стране, как «Город Мастеров», «Пионерский цирк», «Арена смелых и умелых», «Веселая ярмарка» и др. В 1960-х годах С.А. Шмаков основывает в Новосибирске, совместно с активистами Обкома ВЛКСМ, «Клуб красногалстучников», участники которого назвали себя «Союзом одержимых». Творческая струя в работе с детьми требовала теоретического осмысления. Многие аспиранты Ю.В. Шарова пишут диссертации по пионерской тематике».

К тому времени, когда кафедра пионерской и комсомольской работы при историко-педагогическом факультете была открыта, С.А. Шмаков уже перевелся работать в г. Липецк. Но первые заведующие кафедры

- Леонид Яковлевич Миерович, Галина Васильевна Винникова, Нэлли Петровна Аникеева защитили свои диссертации под руководством Ю.В. Шарова.

Во многом благодаря этим людям, а главное - тем идеям и ценностям, носителями которых они были, на историческом факультете в 1970-е гг. складывается мощный интеллектуальный, эмоциональный, профессиональный коллектив людей, ставший ядром кафедры и утвердивший на многие годы нормы, ценности профессиональной деятельности, отношений, передаваемые от поколения к поколению.

И конечно, расцветом историко-педагогического факультета в Новосибирске были семидесятые годы XX

века. Под руководством кандидата педагогических наук

- Леонида Яковлевича Миеровича открывается кафедра теории и методики пионерской и комсомольской работы, которая сотрудничает с легендами пионерской педагогики: Сталем Анатольевичем Шмаковым, Олегом Семеновичем Газманом, Олегом Анатольевичем Казанским. Пришла на кафедру Галина Васильевна Винникова, скромная орлятская вожатая отряда «Альтаир» дружины «Солнечная». Это ее вечерний огонек, на котором присутствовали А.Н. Пахмутова и H.H. Добронравов, вдохновил на ставшую легендарной для многих поколений детей и вожатых Всероссийского детского лагеря «Орленок» песню «Звездопад»-

Организатором бурной общественной работы на факультете стала Марина Соломоновна Коган. Под ее руководством действовал Клуб Ребячьих Комиссаров (КРК) «Беспокойные сердца» - педагогическое сообщество преподавателей и студентов, объединенное идеей шефской помощи школам, общественным объединениям, детским домам. (Кстати, большинство сегодняшних преподавателей кафедр Института истории гуманитарного, социального образования были постоянными и преданными участниками знаменитого на всю область КРК).

Про кафедру...

Созданная специализированная кафедра была во всех отношениях необычной для традиционной структуры педагогического вуза. Объединяя специалистов по методике воспитания, она вышла на широкую внеаудиторную деятельность. Было понятно, что изучать методику на лекциях и семинарах равнозначно обучению плаванию без водного бассейна. Открытия начинались с первого рабочего дня: всех первокурсников вывозили на десятидневный учебный сбор в загородный детский лагерь. Там и происходило знакомство с азами организаторской деятельности, раскрывались лидерские способности, формировались практические педагогические навыки. Но самое главное

- складывалась особая атмосфера межличностных отношений, творчества и ответственности за выбранную профессию.

Весь первый курс шла непрерывная педагогическая практика, и студенты становились внештатными пионерскими вожатыми отрядов. Организация взаимодействий со школами была успешной еще и потому, что при факультете действовала годичная школа старших пионерских вожатых. Это было очное обучение лучших лидеров детских общественных объединений. Многие выпускники этой

12

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова * 2007. Том 13

школы потом становились студентами истфака.

Дальнейшее обучение на факультете также было связано с практической деятельностью: в арсенале образования появились инструктивные сборы перед летней педагогической практикой; выездные педагогические десанты в школы Новосибирской области; организация учебных занятий на базе Домов и Дворцов пионеров, внешкольных учреждений. Наши студенты стали проходить практику во Всесоюзном лагере «Артек» и Всероссийских лагерях «Орленок» и «Океан».

Вспоминаются эти достижения не просто как исторический багаж, они были базовым фундаментом профессионального педагогического образования и университет сделал все, чтобы сохранить их, наполнив современным содержанием.

В самый сложный период резкой критики пионерии и комсомола кафедра была преобразована в кафедру теории и методики воспитательной работы и под руководством профессора Нелли Петровны Аникеевой сосредоточилась на проблеме игровой деятельности. Избранная научная тема была идеологически беспроигрышной: она вбирала в себя романтику и технологию игры и выводила на психологические закономерности развития личности в игровой ситуации. На кафедру были приглашены психологи, и этот административный ход оказался опережающим. Сегодняшним достоинством нашего университета являются комплексные кафедры на факультетах: в едином коллективе работают педагоги, психологи и методисты воспитательной работы.

Тогда были апробированы также новые дисциплины, такие как «режиссура педагогического взаимодействия», «педагогическая технология», «практикум по самопознанию». Ценным методическим приемом было то, что в академической группе занятие велось сразу двумя преподавателями: психологом и педагогом. Методика воспитания активно обогащалась психологией и сохраняла востребованность в новом образовательном пространстве. Кроме того, в нашей области продолжалось массовое детское движение, естественно, оно уже было неоднородным, но вариативные общественные объединения - от скаутов до пионеров - возглавлялись выпускниками все того же историко-педагогического факультета. Специалисты кафедры остались востребованными и в привычной области воспитательной деятельности.

Про «Листпед»...

« В августе 1972 года из Министерства пришла

официальная бумага, вспоминает Г.В. Винникова, - где речь шла о том, что на истфаках вводятся адаптационные лагеря для первокурсников. Что это такое? Не объяснялось. И завкафедрой Леонид Яковлевич Миерович дал задание преподавателям -придумать идею, которую мы будем закладывать в организацию такого лагеря. При этом заметил, что нужно спланировать систему лекций, которые будут читаться для первокурсников в лагере. Это как-то не очень понравилось преподавателям, но в дальнейшем идея очень оправдала себя.

Сейчас, к сожалению, мало кто знает, что ставшие для многих факультетов и даже вузов г. Новосибирска «установочные» лагерные сборы первокурсников - это содержательно была «придумка» Леонида Яковлевича. Первый набор студентов на историко-педагогический факультет начал свою студенческую жизнь с лагеря первокурсников «Листпед». Помню, как родилось это название. На кафедре обсуждали возможность проведения такого лагеря, все были очень рады, волновались и думали;

- Ну как же назвать этот лагерь истпеда.

- Может быть, сокращенно: «Листпед», - сказал кто-то.

- Верно,— подхватила Г.В. Винникова. - «Лист»

— это ведь осень, сентябрь, начало студенческой жизни».

Так и появился знаменитый «Листпед» - лагерь историков и педагогов, которому сегодня уже 37 лет и которому завидовали все первокурсники других факультетов, а спустя лет 7 - 10 на других факультетах Новосибирского педагогического вуза попытались эту традицию развить.

Несомненно, 10 дней «Листпеда» были серьезным испытанием для молодой кафедры - испытанием на творчество, на умение ярко и не стандартно мыслить, снимать «шоры» закрепощения со студентов, вводя их в яркую, игровую, карнавальную культуру детства, как бы тем самым стремясь передать будущим учителям этот огонек, который не должен погаснуть даже при встрече со скучной, унылой шюльной жизнью. Чтобы они были способны не становиться формальными и злыми «училками», а быть для детей интересными людьми. А в лагере - ни минутки свободной. Всем преподавателям очень нравятся первокурсники, а студентам - преподаватели. Какая-то неуловимая атмосфера доброжелательности, хорошего настроения, творчества во всем - создает все необходимые ориентиры на будущую студенческую жизнь.

Про развитие...

Итак, 1970-е годы, по общему мнению, время расцвета факультета. «Время личностей. Время кумиров и созидателей» — эта фраза одного из выпускников 1970х, ныне доктора философских наук С.А. Смирнова, лучше всего выражает сущность жизни факультета в эти годы. Л.Я. Миерович, М.С. Коган, Г.В. Винникова, О.С. Казанский, Н.П. Аникеева... С именами этих людей на факультете связано утверждение основных идей историко-педагогического образования на историческом факультете в Новосибирске. Благодаря активной общественной и профессиональной позиции Л.Я. Миеровича формировалась концепция педагогической деятельности в сфере воспитания. Л.Я. Миерович был участником многих рабочих групп в Министерстве образования, которые занимались разработкой программ подготовки специалиста «учителя истории и методиста по воспитательной работе». Важное место в концепции занимало научнометодическое обеспечение воспитания - «методика воспитания», - компонентами которой уже в первые годы существования «истпеда» становятся следующие составляющие: базовые оздоровительные лагеря, непрерывная педагогическая практика в течение первого курса, инструктивный сбор по подготовке к летней педагогической практике, специальная подготовка педагогов-профессионалов (вожатых) для работы с детьми и подростками в открытом социуме.

Но, возможно, самым главным в эти годы была установка кафедры на преодоление негативного отношения к педагогической деятельности: «борьба за достоинство педагогической профессии» за счет создания эмоционально-смысловой насыщенной жизни на факультете. «Неформальная педагогика и радость неформальных отношений» - так об этом вспоминает H.H. Михайлова. Благодаря Г.В. Винниковой, возглавлявшей кафедру с 1975 года, и М.С. Коган, эти идеи активно реализуются в жизнедеятельности факультета: выездные педагогические десанты в районы области, Клуб ребячьих комиссаров «Беспокойные сердца», педотряды для работы в различных образовательных учреждениях, практика во Всероссийский лагерях «Артек» и «Орленок» - этот перечень можно продолжать.

И определяющую роль в осуществлении всего многообразия факультетской жизни сыграл курс теории и методики воспитательной работы, вооружавший студентов знаниями и навыками, которые позволяли быть в активной жизненной позиции, найти свое место

в многообразии педагогической деятельности.

Про легендарных людей...

В 1980-е годы кафедру возглавила Н.П. Аникеева. Стержнем научной, организационно-методической и воспитательной деятельности кафедры становится проблематика игры в широком гуманитарном контексте, что позволило объединить, с одной стороны, существовавшую ориентацию на методический (технологический) аспект игровой деятельности в педагогическом процессе, с другой стороны, актуализировать психологическое обеспечение воспитательного процесса. Реализация этих идей осуществлялась через привлечение к работе на кафедре психологов (что впоследствии стало основой для создания первой в вузе комплексной психологопедагогической кафедры); разработку и чтение комплексных курсов, которые требовали «диалогичного» совместного ведения разными специалистами; закрепления экспериментальных площадок кафедры (с 1983 г. такой площадкой стал ВДЦ «Океан»). Задел, созданный кафедрой под руководством Н.П. Аникеевой во многом до сих пор остается содержательным и интеллектуальным фундаментом. Не говоря уже о том что подавляющее число сотрудников сегодняшней кафедры - либо выпускники 1980-х лет, либо пришли работать сюда в эти годы.

В 1990-е годы - несмотря на кризисные явления в нашем обществе, образовании, отказ на государственном уровне от подготовки по специальности «методист по воспитательной работе», критическому отношению к воспитательной проблематике в целом, кафедра, которую в эти годы возглавляла З.И. Лаврентьева, смогла сохранить и актуализировать имевшиеся наработки. На организационном уровне, это оказалось связано с ориентацией на подготовку социальных педагогов (с 1998 г. началась подготовка таких специалистов по дневной и заочной форме обучения, а с — с 2004 г. реализуются специализации «социальнопсихологическое консультирование населения», «социально-педагогическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей», «организация культурно-досуговой деятельности в образовательных учреждениях»). На содержательном - основной акцент переносится на актуализацию социального аспекта воспитания: идея педагогического обеспечения жизнедеятельности человека в открытом социуме начинает реализовываться в развертывании контактов с детскими домами, учреждениями социальной защиты,

14

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

клубами по месту жительства, детскими

оздоровительными лагерями и другими учреждениями социального воспитания. И, несмотря на отсутствие понятия «методика воспитательной работы» в учебных планах, в содержании учебных курсов по педагогике, в тематике спецкурсов, в консультативной деятельности членов кафедры бережно сохраняются, развиваются основные подходы к пониманию сути методического обеспечения как важнейшего компонента

педагогической деятельности. Это стало возможным благодаря командному подходу к организации жизни кафедры и той деятельности, которую она осуществляла. Практически все сотрудники кафедры -выпускники «истпеда», в равной степени - и многие преподаватели других кафедр исторического факультета.

Именно историко-педагогическое образование стало одним из объединяющих условий для всего факультета: преподавателей кафедры, других подразделений факультета. Не случайно, сегодня на всех кафедрах Института истории гуманитарного, социального образования (ИИГСО) - правопреемника исторического факультета, работают выпускники «истпеда», общепризнанные интеллектуальные, эмоциональные лидеры коллектива:

О.Н. Катионов, директор Института, доктор исторических наук, профессор, возглавляющий наш коллектив свыше 20 лет.

Е.И Соловьева, зав. кафедрой отечественной истории, доктор исторических наук, профессор, ректор Новосибирского государственного института в 197080-е годы.

В.А. Зверев, доктор исторических наук, профессор, один из первых студентов истпеда, нашедших себя не только в исторической науке, но и получивший признание на вожатском поприще - один из лучших вожатых Артека 1970-х.

Л.И. Дремова, кандидат исторических наук, зав. кафедрой теории, истории культуры и музеелогии, бывший декан истпеда.

К.Е. Зверева, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории.

К.Б. Умбрашко, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой всеобщей истории, историографии и источниковедения, H.H. Родигина, доктор исторических наук, О.М. Хлытина и О.Н. Сидорчук - доценты кафедры отечественной истории. Этот перечень можно продолжать дальше. В сегодняшнем институте истории, гуманитарного,

социального образования ведется подготовка по разным специальностям («история», «культурология», «музеелогия», «правоведение», «социальная педагогика»), которое осуществляют пять кафедр. И костяк каждой из них составляют люди, выпускники разных лет «истпеда» - исторического факультета -ИИГСО.

Про традиции...

Часто говорят, что коллектив силен своими традициями. Трудно спорить с этим мнением. Но можно сказать и так: расскажите нам о традициях коллектива и мы поймем, какой это коллектив.

Сегодня нам хочется говорить о традициях историко-педагогического факультета в Новосибирске, о том какие традиции формировали его неповторимость и какие традиции рождались с его помощью. Традиция передает некий «дух» коллектива, его основные «неписанные» законы и отношения, позитивное восприятие прошлого опыта, и т.д. Именно они сохраняют тот образ, те ценности, которые позволяют коллективу оставаться самим собой.

Обобщая традиции факультета, их стоит разделить на традиции деятельности и традиции отношений. К традициям деятельности можно отнести наиболее яркие ключевые дела и события факультета, ведущим организатором многих из которых выступала кафедра педагогики и психологии, например: Листпед, День Первокурсника, День факультета, Медиана, Факультетские встречи, Последний звонок и т.п. Кроме того, их реализация позволила создать организационные традиции, которые сложились в конкретные структурные единицы и стали неотъемлемой частью культуры факультета, школой лидерства. К ним можно отнести студенческий клуб исторического факультета «СКИФ», редакцию газеты «Истина», Клуб веселых и находчивых, вожатский клуб, базовый лагерь факультета, инструкторский отряд «Листпеда», выездные педагогические «десанты», археологический кружок.

Созданные организационные традиции с успехом используются для поддержания ценностей и духа факультета, укрепления его «Мы».

Кроме того, на факультете существуют и внутренние традиции деятельности - это в первую очередь традиция сотрудничества и научного сотворчества, которая отражается в постоянном обмене научными идеями (научные дискуссии, обмен новейшей научно-практической информацией и т.п.), в стабильности научной идеологии.

Другое направление традиций - в сфере отношений. Данные традиции отражают идею непременного наличия позитивных отношений во взаимодействии на факультете. К ним относятся: традиции личностной успешности на факультете, т.е. создания максимального разнообразия «ниш» для самореализации студентов; традиция «ближнего круга» у преподавателей, т.е. существование творческого студенческого актива у большинства педагогов, сформировавшегося благодаря личности преподавателя, его идеям, общим интересам со студентами в деятельности.

Традиции отношений - это особые традиции, которым всегда уделялось существенное внимание. На наш взгляд, распространяются они по особому принципу, через своеобразный метод социальнопсихологического взаимодействия, который мы называем - «волной отношений». Этот принцип означает, что необходимый позитивный стиль отношений с помощью особых приемов распространяется от центра коллектива, его ядра единомышленников, захватывая все больше людей, создавая общность «Мы» в коллективе факультета.

Многие преподаватели, вспоминая себя в роли студентов, отмечают, что именно погружение в данные традиции заложило когда-то неослабевающее чувство симпатии к своему историческому факультету.

Говоря о результатах действия вышеназванных традиций, следует сказать о том, что часть традиций стали родными для многих других факультетов и вузов. Многие выпускники факультета, прожившие студенчество в этих традициях, нашли себя в коллективах деканатов, кафедр, смогли утвердить себя и принятый стиль деятельности и отношений, распространить его на других.

Про отношения...

Основы воспитывающих традиций на факультете были заложены креативной командой коллектива кафедры теории и методики воспитательной работы: профессором Н.П. Аникеевой, доцентом Г.В. Винниковой, доцентом М.С. Коган и другими. Они явились тем самым «ядром», запустившим особую волну отношений и собственно ее содержание, «философию». И здесь необходимо остановиться на внутренних традициях отношений на самой кафедре. В первую очередь нам хочется обозначить идею воспитывающих отношений, которая, став традицией кафедры, распространилась на весь факультет. Она предполагает, что эмоциональное и деловое общение

внутри кафедры оказывает существенное развивающие позитивное влияние на каждую конкретную личность. Например, погружение новых преподавателей кафедры в воспитывающие отношения позволяет значительно сократить время адаптации в коллективе, освоить его ценности и получить стимулы для собственного личностного роста. И хотя сегодня, ряд традиций существует уже достаточно давно, они по-прежнему не теряют своей актуальности и востребованы в новой жизни.

Про «сейчас»...

Современный этап развития историкопедагогического во многом аккумулирован в деятельности кафедры педагогики и психологии Института истории гуманитарного, социального образования: это разработка и создание такого комплекса образовательных услуг, которые могут способствовать профессиональной идентичности выпускника — самоотождествлению личности в профессиональном аспекте. Учитывая традицию кафедры в исследовании и решении проблем социального развития, эти вопросы рассматриваются в аспекте подготовки специалиста в социальной сфере: социального педагога, педагога, учителя истории, права, культурологии. На это направлена организационнометодическая работа. Постоянно совершенствуются традиционные курсы по педагогике, психологии: появляются новые темы, расширяются отдельные блоки, увеличивается доля межпредметных связей.

Сотрудничество с учреждениями различного образования, молодежной политики остаются традиционными на протяжении всех лет, в сферу взаимодействия сегодня включены также учреждения системы образования, социальной защиты, сферы социальной реабилитации. Они являются площадками опытно-экспериментальной работы. Это городской Дом творчества детей и учащейся молодежи, клубы по месту жительства, детские оздоровительные лагеря, детские дома и приюты, органы управления образованием мэрии г. Новосибирска, Комитет по делам молодежи Новосибирской области, а также комитеты по делам молодежи г. Новосибирска, Новосибирский институт подготовки и переподготовки работников образования, многочисленные школы города и области.

Работа со специалистами учреждений дает возможность постоянно совершенствовать, апробировать и проверять свои научные идеи. Во-первых, за последние годы были разработаны и апробированы методики и технологии воспитательной

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

деятельности с различными категориями учащихся. Во-вторых, продолжалась работа по созданию комплексных программ воспитания в реальных социальных условиях, на основе разработанных в предыдущие годы концепций: комплексная программа профилактики наркомании и формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта (З.И. Лаврентьева); программа волонтерской деятельности по стимулированию социальной активности детей, подростков и студентов (Е.В. Богданова); вариативные программы детского отдыха, занятости (Е.В. Киселева, H.H. Киселев, Т.А. Ромм, А.О. Катионова). Как результат защиты кандидатских диссертаций Е.В. Гребенкина,

А.О. Катионовой. Готовятся к защите докторские исследования З.И. Лаврентьевой и Т.А. Ромм.

Преподаватели факультета являются общепризнанными специалистами в Новосибирске (и не только здесь) по проблемам образования, воспитания, социальной педагогики, организации летнего отдыха и занятости детей и подростков, социальной защиты и реабилитации. Это подтверждает высокая востребованность консультативной

деятельности практически всех преподавателей. Это взаимодействие укрепляет позиции Института в образовательном пространстве города и области, дает возможность для обеспечения профессиональной практической подготовки наших студентов во время прохождения профессиональных практик. На это направлена деятельность сформированных на факультете научно-исследовательских лабораторий.

Активная позиция ИИГСО распространяется и на другие регионы. Все чаще наши сотрудники принимают участие во всероссийских проектах. Так, H.H. Киселев и З.И. Лаврентьева входят в президиум всероссийской организации «Содействие детскому отдыху», Е.В. Киселева является членом проблемного совета Центра теории воспитании Института теории и истории педагогики РАО (г. Москва), Н.П Аникеева,

А.О. Катионова, З.И. Лаврентьева, Т.А. Ромм сотрудничают с Ассоциацией исследователей детского движения (г. Москва), Е.В. Гребенкин активно участвует в международных грантах, связанных с проблемами профилактики агрессии.

Потенциал кафедр факультета позволяет реализовывать самостоятельные проекты просветительского, научно-исследовательского характера, направленные на объединение педагогических усилий и формирование

образовательного пространства всего региона. За последние годы — это ежегодное проведение предметных олимпиад по истории, инициатива и организация первой региональной студенческой олимпиады по социальной педагогике «СОЦИС», проведение региональных научно-исследовательских конференций, становящийся уже хорошей традицией «Сибирский педагогический семинар» - региональный научно-педагогический форум, в рамках которого обсуждаются и анализируются различные социальнопедагогические проблемы.

Несмотря на то, что теперь в Институте истории, гуманитарного, социального образования существуют разные направления подготовки, и студенты учатся по разным программам, мы считаем, что должно быть пространство ценностей и смыслов, которое нас объединяет. Таким пространством сегодня становится научно-исследовательская работа студентов и в еще большей мере — воспитательная работа. По-прежнему каждый год проводится адаптационный сбор первокурсников — «Листпед», обязательной является летняя педагогическая практика с инструктивным сбором, «Медиана», «Последний звонок», смотр художественной самодеятельности, КВН - во всех этих общих делах участвуют, как и прежде не только студенты, но и сотрудники факультета.

Про источники жизнедеятельности...

Анализируя многолетний опыт существования Новосибирского истпеда, его коллектив давно сделал вывод о том, что его выпускники, в большинстве своем достаточно успешные в жизни люди. Мы задумывались о том, чем определяется эта успешность: отбором ли категории абитуриентов или же собственно системой историко-педагогического образования? Конечно, работают оба фактора, но все же анализ системы историко-педагогического образования показал, что второй фактор более значим.

Историческое образование всегда давало студентам широту кругозора, высокий уровень гражданственности, системность мышления, развитые патриотические чувства и т.п. Педагогическое же образование, в свою очередь, формировало коммуникативную грамотность, гуманистические ориентиры и ценности, навыки социального влияния и эффективного решения задач в системе взаимодействия «человек - человек», хорошее знание возрастных особенностей детей, общую психологическую грамотность и т. п.

Одним из важных источников успешности

результатов историко-педагогического образования стали яркие интересные люди, с которыми во все времена сотрудничал и просто дружил факультет. Личности этих людей действительно становились источником творческого вдохновения, профессионального роста и стимулом делать свое дело как можно лучше. Среди таких людей, которых можно по праву назвать своими Учителями, мы с восхищением и любовью вспоминаем ярких педагогов: О.С. Газмана,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, A.B. Мудрика, Л.И. Новикову, К.Д. Радину, Н.Л. Селиванову, Ю.В. Шарова, С. А. Шмакова и многих других. А также известных историков, ученых, таких как: А.В.Эдаков, И.В. Островский, Т.Н. Троицкая, В.И. Молодин,

Ю.Л. Троицкий и т.д.

Результатом тесного взаимодействия ярких людей, системной интеграции различных наук стало неповторимое историко-педагогическое образование, которое, уже как система, постоянно формирует профессионально-грамотных, успешных выпускников, в большинстве своем плодотворно реализующих себя в обществе и, для которых, факультет навсегда стал самостоятельной ценностью в ряду их жизненных ценностей.

...Во все времена людей «истпеда» объединяло только одно: любовь к тому, что они делают, чем живут. Времена меняются, но всегда остается только то, что было сделано с любовью...

P.A. Литвак, И.А. Филиппова, Е.М. Харланова, Г.Ю. Ярославова ОТ КАФЕДРЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПИОНЕРСКОЙ РАБОТЫ К КАФЕДРЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ: ПУТЬ ДЛИНОЙ В 35 ЛЕТ

45-летие образования историко-педагогических пионерской и комсомольской организаций, факультетов дает возможность остановиться и Челябинский государственный педагогический

оглядеться, задуматься о том, что составляет основу деятельности нашей кафедры, является нитью, которая, несмотря на все перемены, изменения, переориентации прочно связывает кафедру 70-х с современной, составляет ее уникальный и неповторимый мир. Этой нитью является ориентация на подготовку специалистов в области социального воспитания и прочная связь с практической деятельность по осуществлению инноваций в области социального воспитания, с включением в нее преподавателей и студентов. Мы дорожим и чтим традиции заложенные преподавателями кафедры 70-х годов, продолжаем, развиваем и преумножаем их.

За период существования кафедры она научилась держать руку на пульсе времени, воспринимать изменяющиеся приоритеты, потребности и своевременно отвечать на запросы.

В 60-е годы XX века в связи с возросшими требованиями к воспитательной работе школы и действующих в ней пионерской и комсомольской организаций назрела необходимость подготовки в педвузах специалистов, владеющих теоретическими основами и методикой воспитательной деятельности

университет стал одним из первых пяти педвузов России, где в 1962 году по инициативе ЦК ВЛКСМ были созданы отделения по подготовке учителей истории и методистов пионерской работы. В 1967 году отделение преобразовано в историко-педагогический факультет. А в апреле 1971 года для осуществления всего комплекса психолого-педагогической подготовки методиста пионерской и комсомольской работы в школе и внешкольном учреждении на основании Приказа Министра просвещения РСФСР на базе факультета была создана кафедра теории и методики пионерской работы, в обязанности которой вменялась подготовка студентов по всем предметам психологопедагогического цикла плюс истории детского и молодежного движения, теории и методики пионерской и комсомольской работы, руководству педагогической практикой в школах и внешкольных учреждениях. Возглавила кафедру кандидат педнаук доцент И.А. Филиппова. Под ее руководством кафедра развивалась в течение десяти лет, до апреля 1981 года.

Первыми членами кафедры были

В,П. Беспечанский, Н.В. Кузнецова, В.М. Опалихин, Е.С. Тощенко, а позднее были приглашены Р.А Литвак,

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ♦ 2007. Том 13

© P.A. Литвак, И.А. Филиппова, Е.М. Харланова, Г.Ю. Ярославова, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.