Научная статья на тему 'Феномен пионерфака ( к 45-летию историко-педагогического факультета КГПИ)'

Феномен пионерфака ( к 45-летию историко-педагогического факультета КГПИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
610
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Басов Николай Федорович, Кирпичник Анатолий Григорьевич, Рассадин Николай Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен пионерфака ( к 45-летию историко-педагогического факультета КГПИ)»

Н.Ф .Басов, А.Г. Кирпичник, Н.М. Рассадин

ФЕНОМЕН ПИОНЕРФАКА ( К 45-ЛЕТИЮ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА КГПИ)

«Быть пионерским факультетам». Так утвердительно обозначил свою позицию в статье, опубликованной в январском 1967 года номере Всесоюзного методического журнала «Вожатыш», первый декан историко-педагогического факультета Костромского государственного педагогического института имени Н.А.Некрасова С.М.Миценгендлер.

У автора той статьи были основания для утверждения. Выпускник Ленинградского педагогического института, фронтовик, инвалид войны, человек, прошедший школу комсомольской работы, увлеченный и увлекающийся, умеющий заражать своей энергией и энтузиазмом, Семен Михайлович был из плеяды людей, которые безмерно верили в необходимость и возможности детской организации и своими деяниями во многом влияли на ее жизнедеятельность.

В конце 50-х - начале 60-х годов С.М.Миценгендлер весьма творчески директорствовал в Костромском Дворце пионеров, превратив его в притягательный центр для детворы и авторитетное учреждение в восприятии взрослого населения. Его деятельность и инициативы активно поддерживали руководящие партийные, советские, комсомольские органы, многие директора школ, учителя, старшие пионерские вожатые.

Общая обстановка, как бы сегодня сказали, социального творчества, вызвали рождение в Костромской области, ставших известными на всю страну, инициатив по созданию разновозрастных пионерских отрядов и сводных пионерских дружин в сельских поселениях и зон пионерского действия в Костроме, а затем в других городах. Особое внимание к Костроме привлекли первая и вторая межобластные научно-методические конференции по вопросам пионерского движения, состоявшиеся в 1959 и 1961 годах, и ставшие по составу участников, значимости обсуждаемых вопросов и выработанных рекомендаций фактически всесоюзными.

На этом региональном фоне, да еще и с учетом общего в стране творческого подъема в реализации постановления VIII Пленума ЦК ВЛКСМ «О мероприятиях по улучшению работы пионерской организации имени В.И.Ленина» (1957 г.), остро ощущалась недостаточность подготовлен-

ных кадров для работы с пионерами.

С.М.Миценгендлер быш убежденным носителем идеи подготовки пионерских кадров с высшим педагогическим образованием. Как повествует легенда, используя свой авторитет, значительно выросший в результате костромских конференций, Семен Михайлович, включенный в то время в состав Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации, сообщил в Центральном Комитете комсомола, что в Костромском обкоме партии якобы созрело предложение об открытии специального пионерского факультета в местном пединституте. Возвратившись из Москвы, он доложил в обкоме, что возможность открытия пионерского факультета в ВУЗе якобы обсуждается в ЦК ВЛКСМ, и предложил направить официальное письмо с обоснованием предложения от Костромы. Такое письмо действительно было направлено, поддержано ЦК и оттуда поступило в Министерство просвещения РСФСР.

Как вспоминал позднее бывший в то время проректором по учебной работе Костромского пединститута И.П.Шульман, реализация предложения вызвала немалые трудности. Подготовка специалистов в высшем учебном заведении открывалась только под профессии, которые были включены в специальный перечень, утвержденный Министерством труда и заработной платы. Профессия старшего вожатого в таком перечне не числилась. Понадобилось немало усилий для обоснования сначала самой профессии, затем разработки и утверждения учебных планов. В конечном счете все трудности были преодолены и по решению Министерства просвещения в 1962 году в порядке эксперимента были открыты отделения по подготовке учителей истории, обществоведения и старших пионерских вожатык на историко-филологических факультетах в Костромском, Новосибирском и Челябинском педагогических институтах.

Первые 18 выпускников Костромского «пио-нерфака» получили дипломы о высшем педагогическом образовании в 1966 году. В том же году, в соответствии с постановлением Коллегии Министерства просвещения РСФСР и ЦК ВЛКСМ пионерское отделение было преобразовано в

Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1 © Басов Н.Ф., Кирпичник А.Г, Рассадин Н.М., 2007

историко-педагогический факультет, сохранив при этом неофициальное название «пионер-фак». То же произошло в Новосибирске и Челябинске. Историко-педагогические факультеты были открыты также в Воронежском и Курском педагогических институтах. Преобразование касалось не только статуса учебного подразделения вузов, но и качественного изменения специальности. Ориентиром стала подготовка учителей истории, обществоведения и методистов пионерской работы. Увеличивался с четырехлетнего на пятилетний и срок обучения.

Первые годы работы отделения, а затем факультета - были периодом поиска, экспериментирования и особого состояния сотворения нового, которым были заражены и преподаватели и студенты. Собственно преподавателей, достоверно знающих чему и как учить будущих старших вожатых и методистов пионерской работы практически не было. Перечень специальных дисциплин и их содержание определялось исходя из практического опыта и корректировалось не только ежегодно, но порой и в ходе учебного года. В проведение занятий включались творчески работающие в школах и внешкольных учреждениях города педагоги, которыми идея организации детей, а, следовательно, и пионерфака, была принята душой и сердцем. Откликались на обращение прочитать тот или иной курс для студентов научные сотрудники Академии педагогических наук, методисты Московского городского Дворца пионеров, редкие на то время специалисты по пионерским вопросам из других вузов, создатели уникального опыта школ г. Москвы. Истинными соавторами преподавателей становились студенты, среди которых немалое число имело собственный опыт работы старшими или отрядными вожатыми, активного участия в органах пионерского и комсомольского самоуправления.

Первая серьезная презентация пионерфака произошла в октябре 1966 года, когда в Костроме проходила III межобластная научно-практическая конференция по проблемам повышения эффективности воспитательной работы пионерской организации. Студенты в красных галстуках привлекли внимание ее участников - пионерских и комсомольских работников, ученых, директоров и учителей школ из всех республик, краев и областей Советского Союза, представителей ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения РСФСР, Академии педагогических наук, Всероссийского

педагогического общества, журналистов.

Информация о пионерском факультете быстро распространялась по стране и в Кострому потянулись выпускники школ и молодые люди, решившие приобрести редкую и желанную профессию. Количество абитуриентов значительно превышало контрольные цифры приема. Наряду с успешной сдачей вступительных экзаменов, обычных для исторических факультетов, поступающие на пионерфак должны были пройти специальное собеседование, подтвердить свои устремления и готовность к получению профессии демонстрацией всевозможных умений и способностей. Учитывались, при прочих равных, рекомендации комитетов комсомола областей, получивших право целевого направления на учебу пионерских и комсомольских активистов. На каждом курсе, таким образом, собирались интересные, обладающие индивидуальностью, широкими познаниями и умениями в каком-то виде деятельности юноши и девушки.

Поступали многочисленные запросы о возможности заочного обучения. Особый интерес к этой форме обучения своих работников проявило руководство Всесоюзных пионерских лагерей «Артек» и «Орленок». В 1968 году Министерство просвещения разрешает открыггь в Костромском пединституте единственное в стране заочное отделение по подготовке учителей истории, обществоведения и методистов пионерской работы. Студенты-заочники приезжали за знаниями и одновременно привозили со всей страны крупицы практического опыта, которым обменивались как на учебных занятиях, так и в процессе внеучебного общения.

14 августа 1969 г. было принято решение о создании первой в стране кафедры теории и методики пионерской работы. Ее первым заведующим стал известный исследователь, автор многих книг по истории пионерской организации, вожатый 20х годов В.Г.Яковлев. Кроме заведующего, обладавшего степенью кандидата педагогических наук, в первый состав кафедры вошла кандидат психологических наук К.А.Воронина, возглавившая весной этого года факультет. Вокруг них объединились преподаватели, приглашенные с практической работы на штатной основе или по совместительству, а также несколько вытускников. Научная квалификация кафедры изначально определяется как приоритетное направление кадровой политики. При этом только что образованная кафедра сразу же приняла на себя ответственность не только за «пи-

онерскую» часть подготовки специалистов, но и за организацию жизни коллектива факультета.

В феврале 1972 года пионерфак отмечал свое первое десятилетие. В это время по очной форме обучения на факультете учились 236 студентов из 8 союзных и 10 автономных республик, 45-ти областей страны. 59 выпускников пионерского отделения и 112 историко-педагогического факультета успешно трудились во многих уголках Советского Союза.

К юбилею был приурочен слет выпускников факультета, подготовка к которому вылилась в многосторонний анализ учебно-воспитательного процесса, соответствия обучения в вузе реальным требованиям к специалистам по месту работы. Своеобразным итогом слета стала уточненная про-фессиограмма, изменения в учебный план, содержание и методику многих учебных дисциплин.

Первое десятилетие, несмотря на все трудности организационного и концептуального становления, в целом достаточно емко характеризуется словами текста гимна факультета, песни, написанной студен-том-первокурсником 1966-го года Р Симоновым и до сих пор гордо исполняемом выпускниками.

Собрались здесь на нашем факультете Посланцы всех республик, городов,

Чтоб разгорелся ярче на планете Свет пионерских золотых костров.

Пускай дорогой трудной и тернистой Придется нам, друзья, вперед шагать,

Своей вожатской негасимой искрой Сердца ребячьи будем зажигать.

Еще пока нас только единицы,

Мы твердо на пути своем стоим И, открывая новые страницы,

Честь факультета свято сохраним.

Клянемся жить, учиться и бороться, Профессией своею дорожить.

Пока огонь в груди и сердце бьется, Крылатый галстук на груди носить!

Мы верим, что среди ученых скоро Услышите вы наши имена,

Ведь колыбелью пионерских кадров Стал русский древний город Кострома.

Романтизм первого поколения и преподавателей, и студентов, был важной, возможно, оп-

ределяющей особенностью микроклимата нового формирования в вузе - отделения, затем факультета. Он образовывался энтузиазмом создателей факультета, юношеской эмоциональностью активистов пионерских дружин и комсомольских организаций, вожатых школ и пионерских лагерей, воспитанников коммунарских объединений. Обучение в высшем учебном заведении придавало уверенность в государственной значимости профессиональной подготовки. Немаловажным было реальное внимание ректората, областных органов власти, комсомола.

В первые же годы на пионерфаке сложилась особая организация жизни коллектива и ее внешнее оформление. Самоуправление, в то время комсомольское, имело структуру, позволяющую каждому студенту быть представленным в одном из его органов, реально участвовать в выработке решений и их реализации. Всевозможным комиссиям, советам, центрам были подведомственны практически все стороны студенческой жизни, за исключением разве что учебных занятий, экзаменов и зачетов.

Важную роль во включении в жизнь факультета играл лагерный сбор первокурсников. Это было первое событие для только что зачисленных на пионерфак. В течение двух недель в условиях загородного лагеря студенты старших курсов знакомили новичков с традициями, создавали условия для самовыражения юношей и девушек, помогали сформироваться первичным коллективам.

Многообразием характеризовалась творческая сторона жизни факультета. Каждому предоставлялась возможность реализовать свои возможности в песенном, литературном, театральном, танцевальном, журналистском или ином объединении. Разнообразные таланты были востребованы многочисленными конкурсами, смотрами, агитбригад-ными представлениями для жителей сел и городов области, факультетскими вечерами, концертными программами для детской аудитории.

С первого курса начиналась общественно-педагогическая деятельность студентов за пределами вуза. Детские комнаты при домоуправлениях, пионерские отряды в школах, объединения школьных активистов при внешкольных учреждениях становились не только сферой реализации общественной активности, но и базами накопления практического опыта у будущих методистов.

Добровольная педагогическая деятельность сливалась с обязательной учебной, образовывая

в целом непрерывную педагогическую практику с 1 по 5 курс. В ее состав входила и работа в летнее время в загородных пионерских лагерях. При чем, для студентов пионерфака обязательной была практика в течение двух-трех смен отрядными вожатыми после второго курса и старшими вожатыми после 4-го. Наряду с загородными детскими центрами в области, важными объектами прохождения практики стали всесоюзные лагеря «Артек» и «Орленок», подмосковные базы организации летнего отдыха детей.

Обычная для педвузов учительская практика в школах на предвыпускном и выпускном курсах, для студентов истпеда дополнялась практиками в качестве старших вожатых пионерских дружин, организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы, методистов внешкольных учреждений, преподавателей педагогических училищ. Несколько позже этот список был дополнен практикой в отделах по работе с учащейся молодежью и пионерами в райкомах и горкомах комсомола.

К средине 70-х годов в определенной мере стабилизировался учебный план историко-педагогических факультетов. В нем обобщились эксперименты и опыгт прошлык лет, взаимодействие представителей истпедов в рамках учебно-методических комиссий при Минпросах России и Союза, научно-поисковая деятельность преподавателей и ученых. Блоки общеобразовательных и исторических дисциплин в основном соответствовали традиционным историческим факультетам. Психологопедагогическая и методическая часть выгодно отличалась на фоне всех специальностей тогдашних педагогических вузов. Только на методику воспитательной работы и теорию и методику пионерской и комсомольской работы учебный план предусматривал 200 и 90 часов аудиторных занятий. А еще были курсы истории комсомола и пионерской организации, международного детского и молодежного движения, дисциплины по выбору, курсовые и дипломные работы и ряд других.

Относительная стабилизация учебного плана, позволила приступить к подготовке и изданию учебников и пособий с грифом Министерства. Коллективную работу в этом направлении возглавил председатель министерских учебно-методических комиссий по специальности «История и педагогика», доктор педагогических наук, профессор Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ В.В.Лебединский. Под его редакцией в 1976 году в издательстве «Просвещение» вышло

в свет первое учебное пособие для студентов вузов «Теория и методика пионерской и комсомольской работы в школе», за которым последовали другие.

В 70-е годы в жизни Костромского факультета происходят изменения, которые, оглядытаясь в то время, можно было бы обозначить как трансформацию пионерфаковской сути в, заданную названием, историко-педагогическую. С одной стороны, это было обусловлено объективными обстоятельствами. Образовательное формирование, созданное в момент особого внимания к проблемам детской организации и возрастания ее роли в системе общественного воспитания, в ориентации школы на проведение всей воспитательной работы через пионерскую организацию, результативностью своей работы оказалось востребованным более широким спектром социальных потребностей. Выпускники с добротной обществоведческой и психолого-педагогической подготовкой, технологической умелостью и развитыми организаторскими способностями понадобились в школе для воспитания не только пионеров, но и возросшего числа комсомольцев-старшек-лассников, в комсомольских органах разных уровней для организационной работы с молодежью, в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования для преподавательской работы, во внешкольных учреждениях для методической деятельности, в органах управления образования и иных структурах.

С другой стороны, значимую роль сыграл субъективный фактор. В 1972 году факультет возглавил в качестве его декана, переехавший из Курска кандидат психологических наук, доцент А.Н.-Лутошкин. В прошлом комсомольский работник, увлекшийся идеей изучения «пионерской романтики» как явления, к этому времени он прошел исследовательскую школу социальной психологии коллектива и организаторских способностей у профессора Л.И.Уманского. В 1969 году защитил диссертацию по теме «Исследование эмоциональных состояний группы школьников». Был известен как соавтор, подготовленной вместе со своим научным руководителем книги «Психология работы комсорга» (1972).

Бережно сохраняя сложившиеся традиции и опираясь на них, в том числе и на пионерский дух костромского истпеда, А.Н.Лутошкин увлек студентов и романтикой комсомольской работы, способствовал освоению научно-исследовательского подхода к педагогике и психоло-

гии социального воспитания.

В 1973 году, вместе с переехавшим вслед за ним в Кострому профессором Л.И.Уманским,

A.Н.Лутошкин инициирует ежегодные августовские сборы комсомольцев-школьников - областной лагерь школьного комсомольского актива «Комсорг». С момента создания лагерь становится привлекательной базой общественно-педагогической деятельности студентов, научно-исследовательской лабораторией факультета и авторитетным учебно-методическим центром областной комсомольской организации.

Следует специально отметить, что с первых лет существования, взаимодействие факультета с областными организациями ВЛКСМ и ВПО рождало новые интересные формы работы, обогащавшие, с одной стороны, работу первичных комсомольских и пионерских объединений, а с другой, способствующих творческой самореализации студентов и повышению уровня их подготовки. В 70-е годы к сложившимся формам добавился не только «Комсорг». Следом за ним быш открыт лагерь комсомольского актива учащихся профтехобразования «Комсорг ПТУ», областной лагерь пионерского актива «Соколенок». Традиционным стал агитационно-методический поход студентов 4-5 курсов в дни зимних каникул во все районы области. Нео-быиным явлением стал педагогический отряд студентов сельского назначения, работавший летом с детьми в деревнях Нерехтского района.

Рожденная потребностями факультета в 1969 году, кафедра пионерской, затем пионерской и комсомольской работы наращивала свой научно-педагогический потенциал. Заканчивают аспирантскую подготовку в НИИ общих проблем воспитания Академии педнаук и защищают кандидатские диссертации Н.Ф.Басов, Н.С.Захарова,

B.М.Басова, А.Д.Шилик. Начинают свои исследования, приглашенные для работы на кафедре молодые преподаватели из числа выпускников факультета. Диссертационное исследование докторского уровня выполняет А.Н.Лутошкин. Его книги, изданные в то время в центральных издательствах: «Классному руководителю о комсомольской работе в школе», «Как вести за собой: старшеклассникам об основах организаторской работы», «Эмоциональная жизнь детского коллектива» - пополнили учебно-методический фонд для подготовки специалистов соответствующего профиля не только в Костроме.

Сейчас много говорят об укреплении связей

вузов с академической наукой. Кафедра теории и методики пионерской и комсомольской работы, истпед все годы плодотворно взаимодействовали с научными центрами Академии педагогических наук СССР: отделом педагогики пионерской работы (рук. Б.Е.Ширвиндт), отделом педагогики комсомольской работы в школе (рук. М.М.Ящен-ко), лабораторией воспитательных проблем школьного коллектива (рук. Л.И.Новикова) НИИ общих проблем воспитания, лабораторией «Психологические исследования личности в коллективе» (рук. А.В.Петровский) НИИ общей и педагогической психологии. Обмен информацией, участие в научных собраниях, совместные исследования, участие в учебном процессе, повышении квалификации преподавателей, подготовке научно-педагогических кадров - были важными направлениями сотрудничества.

В 80-е годы XX века факультет входил с богатым опытом и устоявшимися традициями подготовки кадров, способных решать самый широкий круг проблем социального воспитания. Несмотря на изменения в формулировке квалификации подготавливаемых специалистов - учитель истории, обществоведения, методист воспитательной работы, в наименовании кафедры - «теории и методики воспитательной работы», сохранялся пионерский и комсомольский, «пионерфаковс-кий» стержень в атмосфере жизни факультета.

С начала 90-х годов ХХ века в реестре Костромского педагогического института, реорганизованного в 1994 году в педагогический университет и в 1999 году в Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова, историкопедагогический факультет не числится. В том качестве, в котором он создавался, работал, жил, удивлял, заслужил признание в стране, гордился своими традициями и братством, остался в памяти многих выпускников и преподавателей, в который вложили свой талант, душу, сердце, жизнь, многие талантливые люди, он просуществовал почти три десятилетия.

Факультет был преобразован в силу обстоятельств, в переломный период российской истории, когда специальность «воспитательная работа» оказалась почему-то ненужной, с точки зрения реформаторов государства. К сожалению, как не раз бывало, уникальный опыт полноценной подготовки квалифицированных педагогов оказался не востребованным в широком масштабе. Вместе с тем, феномен пионерфака не исчез бес-

следно. Его выпускники, где бы и в качестве кого бы не работали - от школьного учителя до советника Президента Российской Федерации, подтвердили эффективность полученной на факультете подготовки и выработанной жизненной позиции. Немалое число из них и сейчас работают в сфере детского и молодежного движения, в органах государственной молодежной политики, в системе дополнительного образования детей. Неудивительно, что созданная совсем недавно служба социальной защиты населения также воспользовалась кадрами, подготовленными на истпеде.

В Костромском госуниверситете из недр ист-педа вышли новые, востребованные временем, подразделения и специальности: институт педагогики и психологии, исторический факультет, институт экономики. Немало выпускников факультета и преподавателей, прошедших школу кафедры теории и методики пионерской-комсо-мольской-воспитательной работы, трудятся в университете, ориентируясь на образцы опыта и традиций, воспринятых в свое время на факультете.

Не прекращалась в Костроме и исследовательская деятельность в области детского и молодежного движения. Костромичи изначально принимали активное участие, как в образовании, так и в последующей деятельности Ассоциации исследователей детского движения. Костромская земля принимала 5 из 18 научных собраний Ассоциации (1993, 1996, 1999, 2001, 2004 гг.). С апреля 1994 года в соответствии с Приказом Министерства образования РФ на базе Костромского госунивер-ситета им. Н.А.Некрасова работает Межвузовский центр по научно-методическому обеспечению социальной работы в сфере детского и молодежного движения. Совместно с комитетом по делам молодежи, департаментом образования и науки администрации области и другими заинтересован-ныши организациями Центр ежегодно организует областные и межрегиональные научно-практичес-

кие конференции, международные симпозиумы, семинары и круглые столы по проблемам детского движения. Темы: «Обоснование социальных, психологических и педагогических основ развития организованного детского общественного движения в современной России» и «Особенности региональной системы деятельности детских общественных объединений» - включены в план научно-исследовательской работы университета.

Осознание актуальности проблем социального воспитания молодежи в современном российском обществе, необходимости обеспечения эффективности реализации государственной молодежной политики, приводит к пониманию значимости подготовки специалистов для этой сферы профессиональной деятельности. Наряду с текущей практикой решения этой проблемы, оправдано обращение и к опыту недавнего прошлого, выявления в нем позитивных организационных форм и технологических средств, которые могли бы быть полезны в современных условиях. В связи с этим, 15-17 февраля 2007 года в Костромском государственном университете имени Н.А.Некрасо-ва на научно-практическую конференцию по теме: «Подготовка специалистов социального воспитания молодежи: традиции, трансформации, инновации» собрались ученые и специалисты вузов, являвшихся в свое время организаторами историко-педагогических факультетов и в настоящее время осуществляющих или курирующих подготовку специалистов в сфере социального воспитания: Костромского и Курского государственных, Воронежского, Новосибирского и Челябинского государственных педагогических университетов. Приглашены также ученые и практики, представляющие иные организации, ориентированные на заявленную проблематику конференции.

Участники конференции стали свидетелями традиционного VIII слета выпускников Костромского истпеда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.