Научная статья на тему 'Дар педагога и талант ученого'

Дар педагога и талант ученого Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Швачко Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дар педагога и талант ученого»

К ЮБИЛЕЮ Р. А. ЛИТВАК

Е. В. Швачко

ДАР ПЕДАГОГА И ТАЛАНТ УЧЕНОГО

Римма Алексеевна Лит-вак - доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии социального образования, член Ассоциации исследователей детского движения, академик Российской академии естественных наук. Юбилейная дата (70-летие) - повод пристально взглянуть на жизнь и деятельность талантливого ученого и педагога от Бога.

Трудовая деятельность началась в 1959 г. с работы старшей вожатой (школа № 9, г. Караганда Казахской ССР). В 1961 г. для поступления в педагогический институт Римма Новоженова переехала в Челябинск. Необходимо было совмещать учебу на естественным факультете Челябинского государственного педагогического института и работать. Как старшая вожатая, она зарекомендовала себя добросовестным, творческим сотрудником и поэтому из школы-интерната № 1 через два года была переведена на эту же должность в школу-интернат № 9, лучшую в городе; в 1965 г - в Советский райком ВЛКСМ заведующей отделом учащейся молодежи; в августе 1968 г - старшей вожатой в среднюю школу № 147, а в октябре того же года стала организатором внеклассной и внешкольной работы и учителем биологии в этой же школе.

Руководство воспитательной работой в школе обязывало постоянно пополнять знания в области теории воспитания. Римма Алексеевна много внимания уделяла работе с классными руководителями, учила их тому, как взаимодействовать с отрядными пионерскими вожатыми - студентами и производственниками, сотрудничала с методистами пединститута. В школе часто проводились семинары и конференции по вопросам воспитательной работы. Городской отдел образования и институт усовершенствования учителей распространяли ее опыт работы с детьми в школе и по месту жительства.

Когда на кафедре теории и методики пионерской работы Челябинского педагогического института появилась вакансия на должность ассистента, выбор пал на Р. А. Литвак. Для работы в институте она была рекомендована Челябинским городским отделом народного образования как лучший организатор внеклассной и внешкольной работы. Так, с 20 марта 1972 г. на долгие годы Римма Алексеевна

связала свою судьбу с ЧГПИ (ныне ЧГПУ). Осваивая методику вузовского преподавания, она обучала студентов историко-педагогического факультета, разработала систему воспитательной работы в базовом загородном пионерском лагере им. В. Дубинина (самом большом в области), была первым методистом лагеря, руководила педагогической практикой студентов в школе, в клубах по месту жительства и загородном пионерском лагере.

В 1977 г. (при конкурсе 11 человек на место) Римма Алексеевна поступила в очную целевую аспирантуру НИИ общих проблем воспитания Академии педагогических наук СССР. Как результат в 1981 г состоялась защита кандидатской диссертации на тему «Взаимодействие классного руководителя и отрядного пионервожатого в процессе развития самодеятельности пионеров». По возвращении в Челябинский педагогический институт вскоре Римма Алексеевна была избрана по конкурсу старшим преподавателем, а через два года - доцентом кафедры теории и методики воспитательной работы.

В 1991 г. произошел новый виток карьерного роста - Римма Алексеевна возглавила кафедру теории и методики воспитательной работы ЧГПИ. В то время в школах упал спрос на методистов воспитательной работы, резко сократилось число детских внешкольных учреждений - система образования и воспитания в стране переживала глубокий кризис, остро стояла проблема социально-педагогической защиты детей, а следовательно, подготовки новых специалистов - социальных педагогов и социальных работников. По инициативе кафедры на историческом факультете в 1992 г. были открыты специализации «Учитель истории и социальный педагог» и «Социальная педагогика».

Р. А. Литвак удачно организовала научное сотрудничество как с вузами России, так и зарубежными. С 1991 г. кафедра становится коллективным членом Всероссийской ассоциации социальных педагогов и социальных работников и Международной ассоциации исследователей детского движения. Под руководством Риммы Алексеевны при кафедре создается научная школа по проблемам деятельности детских общественных объединений и социальнопедагогической защиты и поддержки детей.

В 1997 г. состоялась защита докторской диссертации на тему «Педагогические основы деятельности современных детских объединений». В том же году Р. А. Литвак избрана действительным членом Академии социального образования;

171

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012 / 3 (31)

в 1998 г. - утверждена в ученом звании профессора кафедры социальной педагогики и психологии; с 2000 г. Римма Алексеевна является академиком Российской академии естественных наук.

За 30 лет работы в Челябинском государственном педагогическом университете Р. А. Литвак прошла путь от ассистента до доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой, стала высококвалифицированным специалистом.

С 2002 г. начался новый период в биографии ученого - плодотворная работа в Челябинской государственной академии культуры и искусств на должности заведующей кафедрой педагогики и психологии и директора Института культуры детства. На кафедре складывается новое научное направление -совершенствование профессиональной подготовки студентов. В связи с этим систематически проводятся методологические семинары, обсуждаются диссертационные исследования соискателей и аспирантов.

В 2003 г. научные проекты кафедры были поддержаны грантами администрации Челябинской области и академии. С 2006 г. функционирует специальность «Социальная педагогика»; с 2011 г. направление «Психолого-педагогическое образование». Концепция развития кафедры направлена на подготовку профессионала, способного осуществлять широкий круг задач в социуме со всеми категориями: с детьми, подростками, молодежью, взрослыми; создавать благоприятные условия для развития и социализации личности.

Научная школа доктора педагогических наук, профессора Р. А. Литвак ведет разработку по проблеме социализации детей и подростков, социокуль-

турной деятельности детских и молодежных общественных объединений, адаптации подростков в учреждениях дополнительного образования и учреждениях социального патронирования. За многолетний добросовестный труд в народном просвещении, большой вклад в подготовку и профессиональное становление молодых специалистов, успешную работу по подготовке педагогических кадров высшей квалификации, за заслуги в деле возрождения науки и экономики России Р. А. Литвак удостоена правительственных наград и отличий: грамоты Министерства просвещения РСФСР, звания «Отличник народного просвещения Российской Федерации», медали А. С. Макаренко, серебряной медали МАНПО «За заслуги в деле возрождения науки и экономики России», звания «Почетный работник высшего профессионального образования России», имеет два патента в области развития теории и методики детского движения.

Под руководством Р. А. Литвак было защищено более 70 кандидатских и 7 докторских диссертаций. Ее труд отмечен высокими званиями и наградами, у нее сотни благодарных учеников. Р. А. Литвак пользуется признанием и уважением среди коллег, руководителей различных рангов, педагогической общественности и молодежи. Таких впечатляющих успехов она смогла достичь прежде всего благодаря своим способностям, помноженным на ежедневный усердный труд. Ее биография - наглядный пример удачного сочетания природного педагогического дара, огромного трудолюбия и завидной целеустремленности в достижении поставленных задач.

К ЮБИЛЕЮ В. С. ТОЛСТИКОВА

А. Н. Терехов, Е. В. Тищенко ГРАНИ НАУКИ: ГУМАНИТАРИЙ-ЯДЕРЩИК

Юбилей в жизни человека - это всегда размышления о пройденном пути, подведение итогов, определение дальнейших планов. В сентябре 2012 г. доктор исторических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ, действительный член Военно-исторической акаде-

мии, член Ассоциации историков Урала, заведующий кафедрой истории Челябинской государственной академии культуры и искусств Виталий Семенович Толстиков отмечает 75-летие.

В Челябинской государственной академии культуры и искусств В. С. Толстиков работает с 1987 г.

Виталий Семенович Толстиков родился 16 сентября 1937 г. в с. Родионовка Ямпольского района Сумской области в семье служащих. Отец, Семен Артемович, много лет заведовал сельским клубом. Мать, Домна Лазаревна, занималась воспитанием детей. В сельском клубе имелась богатая библиотека со старинными книгами по истории и географии. С раннего детства Виталий увлекся их чтением, а его учитель истории Иван Данилович Дёмушкин занимательными уроками укрепил интерес к исторической науке. В 1958 г. Виталий Семенович поступил на исторический факультет Одесского государственного университета им. И. И. Мечникова. В период учебы в университете он активно занимался научно-исследовательской и общественной деятельностью. В круг его научных

172

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012 / 3 (31)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.