а.н. соловьев, декан Опыт подготошки абитуриентов технического вуза
С позиций системного анализа рассматривается опыт довузовской подготовки в МАДИ. Собранные в течение ряда лет статистические данные свидетельствуют об эффективности применяемых подходов.
Ключевые слова: системный подход, довузовская подготовка, квалификация выпускников вуза.
Основной «ячейкой» системы высшего образования безусловно является вуз, а потому для оценки качества его деятельности в высшей степени важно описание процессов, в нем протекающих. Однако для раскрытия темы настоящей статьи, на наш взгляд, этого не требуется. Мы будем рассматривать высшее учебное заведение в терминах системного подхода - по принципу «черного ящика», игнорируя многообразие составляющих его элементов и соответствующих внутренних связей между ними и обращая внимание лишь на «входящий» в него поток абитуриентов и «выходящий» поток - выпускников. Наша цель - изучить зависимость компетенций выпускников вуза от уровня подготовки абитуриентов. При этом мы исключаем из рассмотрения процессы, происходящие в «черном ящике».
В России и за рубежом на пути от
среднего образования к высшему многие абитуриенты проходят дополнительные формы подготовки, которые для краткости будем называть довузовской подготовкой [1]. Ее обеспечивают специальные курсы при вузах и школах, репетиторы, подготовительные отделения вузов и т.д. В определенной мере к формам довузовской подготовки можно отнести также профильные классы в школах. Преобладание той или иной формы дополнительной подготовки зависит от конкретного вуза. Предметом нашего внимания будет система довузовской подготовки, созданная при инженерном вузе. Попытаемся обнаружить здесь возможности управляющего воздействия, которое должно состоять в повышении входного уровня (квалификации) абитуриентов и, как показывает опыт, их мотивированности.
На рис. 1 показано, из каких состав-
Школы, лицеи, гимназии МЦАДО
Школы, лицеи,
гимназии
Колледжи,
техникумы
Рис. 1. Схема потоков абитуриентов вуза
ляющих формируется поток абитуриентов МАДИ, поступающий на вход в систему «вуз». Мы видим, что довузовскую подготовку перед поступлением в МАДИ можно получить на подготовительных курсах или на подготовительном отделении, а также обучаясь в средних учебных заведениях, объединенных на основе договора с МАДИ в некоммерческую ассоциацию «Московский центр автомобильно-дорожного образования (МЦАДО)». Кроме того, получив среднее образование в общеобразовательном или среднем специальном учебном заведении, его выпускник может поступать в вуз без дополнительной подготовки. Итак, мы имеем дело с новой системой, относящейся к конкретному вузу, которую назовем «факультет довузовской подготовки» - ФДП. Системный анализ предполагает выбор приоритетов при формировании управления этой системой. С этой целью проведем численный анализ различных составляющих входящего в систему потока, чтобы определить «точки приложения» усилий вуза, направленных на повышение квалификации абитуриентов.
Число выпускников ФДП, зачислен]
Ежегодный структурный анализ контингента студентов, зачисленных на 1-й курс очной бюджетной формы обучения МАДИ, показывает, что стабильными оставались следующие его характеристики: 90-95% составляют выпускники 11-х классов текущего года (за период с 2000 по 2009 гг. включительно), менее 1% - выпускники колледжей текущего года (за период с 2004 по 2009 гг. включительно). Лишь в 2000 и 2001 гг. за счет специально принятых мер удавалось поднять долю выпускников колледжей до 4,5%.
Анализ данных, приведенных в табл. 1, показывает, что выпускники подготовительных курсов составляют примерно 40% среди общего количества зачисленных на 1-й курс. Доля выпускников средних школ МЦАДО снизилась за последние 10 лет до 16% (в 2008 г.), а выпускники подготовительного отделения составляют не более 3%.
В процессе обучения в вузе становится очевидным, что выпускники школ МЦАДО обладают более высокой квалификацией по сравнению с остальными студентами. К сожалению,
Таблица 1 х на 1-й курс дневного обучения
\ ФДП Годы \ Школы МЦАДО (чел.) Колледжи МЦАДО (чел.) Подготовительное отделение (чел.) Подготовительные курсы (чел.) ИТОГО (по всем подразделения м ФДП) Всего по вузу (чел.)
Чел. %
2000 262 51 25 522 860 76,4 1125
2001 392 51 34 505 982 87,3 1125
2002 265 26 33 387 711 67,8 1049
2003 234 22 35 438 729 69,5 1049
2004 226 14 38 490 768 70,4 1091
2005 187 10 29 460 686 59,3 1156
2006 181 5 34 503 723 64,9 1114
2007 168 10 31 481 690 65,0 1061
2008 175 6 35 410 626 57,7 1084
2009 81 0 1040
2010 103 36 15 249 403 39,1 1030
мы видим в табл. 1 неуклонное снижение доли этой категории учащихся. Оно связано прежде всего с отменой всех льгот, даваемых при конкурсном зачислении школьникам, обладающим неплохим «портфолио» (например, медалистам, победителям научнопрактических конференций и т.д.). Вторая причина - общее падение числа старшеклассников в стране и в школах МЦАДО в том числе.
Таким образом, ориентирами для смены приоритетов в работе ФДП служат неутешительная на протяжении ряда лет демографическая обстановка и новая система конкурсных вступительных испытаний при приеме в вузы.
Система конкурсных испытаний, введенная в 2009 г., предусматривает, с одной стороны, сдачу единого государственного экзамена по физике для поступления на ряд технических специальностей, а с другой - выбор этого экзамена в качестве одного из выпускных в школе. По опубликованным данным, доля участников ЕГЭ, выбравших физику, в 2009 г. составляла 20,4%, а в 2010 г. - 22,1% [2, 3]. Только лица, получившие положительную оценку, потенциально могли стать абитуриентами, поступающими на технические специальности. С учетом неудовлетворительных оценок таковых оказывается не более 170 тыс. чел. Вместе с тем, по данным Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, контингент студентов, обучающихся по всем инженерным (техническим) специальностям, составляет 1930 тыс. чел. по всем формам обучения и подчиненности вузов. Прикидочный расчет, основанный на этих данных, показывает, что «емкость» одного курса -примерно 350 тыс. человек.
Следовательно, для системы довузовской подготовки технического вуза целевым приоритетом должно стать привлечение абитуриентов для выпол-
нения плана приема на 1-й курс. Какие управляющие воздействия на систему ФДП возможны в этих условиях?
В потоке абитуриентов вуза, проходящих через ФДП, наибольшую долю составляют слушатели подготовительных курсов, второй по значимости является доля выпускников МЦАДО, остальные потоки не вносят пока существенного вклада.
Рассмотрим подготовительные курсы как подсистему ФДП. Для успешного функционирования всей системы ФДП цели этой подсистемы должны совпадать с целями всей системы, и соответствующим образом должна меняться расстановка приоритетов. Однако, будучи хозрасчетным подразделением вуза, подготовительные курсы представляют собой организацию, которая имеет также экономические цели, вступает в договорно-правовые отношения с заказчиками. Кроме того, ей присущи свойства социальной образовательной системы.
Предельно возможная для вуза (по количеству посадочных мест) численность курсов была достигнута в 2003/ 04 учебном году (при этом не удалось удовлетворить всех желающих поступить на обучение). Далее происходило снижение численности слушателей, но приведенный корреляционный анализ показывает, что скорее всего это связано с демографическими причинами, а не с недостатками в агитационной работе по привлечению учащихся на курсы или с отказом от такой формы дополнительного образования в связи с переходом ЕГЭ в штатный режим.
Последнее обстоятельство могло бы явиться определяющим фактором для снижения численности слушателей курсов. Действительно, по «общему мнению », подготовка к вступительным экзаменам в вуз должна была проходить на курсах этого вуза, а переход к ЕГЭ «спутал умонастроения»: одни
пришли к заключению, что дополнительная подготовка вообще не нужна, другие - что можно подготовиться на курсах в школе.
Как известно, сдача выпускного экзамена по русскому языку за курс полной общеобразовательной средней школы в форме ЕГЭ стала обязательной в г. Москве и Московской области начиная с 2007 г. Однако статистические данные не показывают скачкообразного падения контингента курсов по русскому языку в 2006/07 и последующих учебных годах. Это позволяет считать, что большинство лиц, непосредственно заинтересованных в результатах сдачи ЕГЭ (учащиеся старших классов и их родители), понимают необходимость дополнительной подготовки к этому испытанию. Таким образом, можно считать, что подсистема «Подготовительные курсы» не снизила своего потенциала по достижению приоритетной на сегодня цели
- привлечение абитуриентов в вуз.
По данным Рособрнадзора, в стране насчитывается 555 технических вузов, и каждый из них имеет подготовительные курсы. В мегаполисах, где сосредоточено большое количество вузов, имеются также и курсы, «не привязанные» к вузам, что усиливает конкуренцию между ними. Рассмотрение конкурентоспособности подсистемы «Подготовительные курсы» с экономической точки зрения является важным для выработки соответствующих управляющих воздействий, но выходит за рамки данной работы. Отметим лишь, что экономические рычаги должны способствовать достижению главной цели системы - повышению квалификации абитуриентов и привлечению их в вуз, а экономическое планирование - конкурентоспособности при взаимодействии с «внешней средой ».
В благоприятные по демографичес-
ким показателям годы в МАДИ складывался стабильный конкурс на дневное бюджетное обучение. Например, в 2003 г. он составлял в среднем по вузу 2,93 чел. на место, а в 2004 г. - 2,91 (по поданным заявлениям). Начиная с 2009 г. не имеет смысла вычислять конкурс при поступлении в вуз по поданным заявлениям, так как абитуриент рассылает заявления в несколько вузов. Средняя картина конкурса по всем вузам определяется демографической ситуацией и правилами приема в вузы; численное значение этого «среднего конкурса» для технических вузов в 2009 г. было меньше единицы. Следовательно, каждый вуз должен бороться за свое выживание, что, впрочем, является целевой функцией любой системы. Наблюдения, анализ статистических данных, социологические опросы студентов [4] показывают, что привлекательность вуза обеспечивается многими факторами и довузовская подготовка является одним из них.
Профессиональная ориентация учащихся старших классов - одна из основных задач системы довузовской подготовки. Значительную часть абитуриентов, прошедших подготовку на
ФДП, в той или иной степени можно отнести к профессионально ориентированным. Разумеется, обучение на подготовительных курсах или в одной из школ МЦАДО не закрепляет жестко учащегося в качестве абитуриента МАДИ. Получив более глубокую физико-математическую подготовку, молодой человек получает возможность выбирать любой технический вуз, а в последние годы - подавать заявление сразу в несколько вузов. Встречаются, естественно, случаи, когда, окончив подобную школу, юноша или девушка понимает, что его не устраивает инженерная профессия, и резко меняет профиль вуза.
К сожалению, права вузов на предоставление льгот той или иной категории абитуриентов в настоящее время сильно ограничены. Нам это представляется несправедливым, так как победители различных конкурсов, олимпиад, конференций, проводимых вузом среди школьников (в рамках довузовской подготовки), безусловно представляют собой контингент мотивированных учащихся, и вуз должен сделать все возможное для привлечения их на первый курс.
Для анализа роли довузовской подготовки в адаптации первокурсников в течение ряда лет проводился мониторинг результатов сдачи ими экзаменационных сессий. В качестве исследуемой формы довузовской подготовки было выбрано сотрудничество между вузом и школами МЦАДО. Сравнивались данные о результатах сдачи зимних и весенних экзаменационных сессий выпускниками учреждений МЦАДО и всем массивом первокурсников. Обобщение данных многолетних наблюдений показывает, что успеваемость на первом
курсе у выпускников МЦАДО оказывается стабильно выше. Это свидетельствует не только о лучшей адаптации, но и о более высокой начальной подготовке по профильным дисциплинам у студентов этой группы.
Можно согласиться с авторами работы [5] в том, что для оценки достигнутого выпускниками уровня компетентности необходимо рассмотреть результаты их практической деятельности в своей области по истечении определенного времени после окончания вуза. Наблюдение за такой деятельностью для работников вуза нереально. Однако, на наш взгляд, нельзя забывать о принятой в настоящее время в инженерном образовании форме итоговой аттестации выпускников: государственный экзамен (не во всех вузах) и защита дипломного проекта. Выполнение дипломного проекта (следующее за выполнением ряда курсовых проектов в процессе обучения) является существенным опытом самостоятельной работы по специальности. Традиционно в российских технических вузах дипломные проекты должны
содержать экономические оценки и вопросы экологической безопасности
- то, на чем настаивают идеологи европейского технического образования. К работе в аттестационных комиссиях по защите дипломных проектов привлекаются не только преподаватели, но и практикующие инженеры. Можно считать, что оценка студенческой выпускной работы, данная таким экспертным коллективом, состоящим не только из преподавателей, достаточно объективна и, как минимум, позволяет расположить выпускников по сравнительной шкале.
Мы считаем, что цель системы довузовской подготовки - укомплектовать контингент студентов наиболее подготовленными профессионально ориентированными и мотивированными абитуриентами, способными к адаптации к вузовским условиям обучения и освоению программ высшего образования.
Необходимо регулярно заботиться о корректировке приоритетов. По данным Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, в стране обучается около 740 тыс. чел. по техническим специальностям в учреждениях среднего профессионального образования. Следовательно, ежегодный выпуск из них может составить до 200 тыс. чел. Это количество сопоставимо с приведенным выше числом выпускников средних школ - потенциальных абитуриентов технических вузов. Таким образом, новым приоритетом для
системы довузовской подготовки может служить более широкое привлечение в вуз выпускников колледжей, получивших профильную для вуза специальность.
Аналогичные выводы сделаны в работе [6]. Эксперимент по привлечению этого контингента в МАДИ предпринят в 2009/10 учебном году.
Литература
1. Соловьев А.Н. Сравнительный анализ пе-
реходного периода от среднего образования к высшему в России и за рубежом // Международное образование и сотрудничество: Сб. науч. трудов Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета). М.: МАДИ, 2006. С. 128—136.
2. Результаты единого государственного эк-
замена (май-июнь 2009 г.): Аналитический отчет ФИПИ 2009 г. URL: www.fipi.ru
3. Результаты единого государственного эк-
замена (май-июнь 2010 г.): Аналитический отчет ФИПИ 2010 г. URL: www.fipi.ru
4. Соловьев А.Н., Макаренко Е.И. Дову-
зовская подготовка как фактор адаптации к высшей школе // Социологические исследования. 2007. № 8 (280). С. 110-113.
5. Сенашенко В.С., Кузнецова В.А., Кузне-
цов В.С. О компетенциях, квалификации и компетентности // Высшее образование в России. 2010. № 6. С. 18-23.
6. Семенов А.А., Гуртов В.А. Прогнози-
рование численности студентов в вузах России // Высшее образование в России. 2010. № 6. С. 73-78.
SOLOVYEV A. PRE-ADMISSION PREPERATION OF SCHOOL-LEAVERS FOR ENTRANCE TO TECHNICAL UNIVERSITY
Ten-year experience of school-leavers preparation for entrance to Moscow Automobile and Road Construction Technical University (MADI) is analyzed. The effectiveness of the described approach is shown.
Keywords: system approach, pre-admission preparation, school-leavers, qualification of graduates.