Научная статья на тему 'Довузовская подготовка инженерных кадров малой энергетики'

Довузовская подготовка инженерных кадров малой энергетики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубинин Владимир Сергеевич, Лаврухин Константин Михайлович, Алексеевич Михаил Юрьевич

В Московском авиационном институте разработана уникальная методика подготовки инженерных кадров. Со школьных лет учащиеся повышают свою научно-техническую эрудицию, участвуя во Всероссийской заочной научно-технической олимпиаде (ВЗНТО) и заочной системе профессионального воспитания (ЗСПВ). Подобная система доказала свою эффективность и требуют массового внедрения, многие институты уже пошли на встречу её организаторам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубинин Владимир Сергеевич, Лаврухин Константин Михайлович, Алексеевич Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic education of small power engineering staff

At the Moscow air institute the unique technique of preparation of engineering shots is developed. Since school years pupils increase the scientific and technical erudition, participating in the all-Russia correspondence scientific and technical contest and correspondence system of professional education. The similar system has proved the efficiency and require the mass introduction, many institutes already have gone on a meeting to its organizers.

Текст научной работы на тему «Довузовская подготовка инженерных кадров малой энергетики»

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.14.015.62

Довузовская подготовка инженерных кадров малой энергетики

В. С. Дубинин,

старший научный сотрудник, председатель комиссии МАИ по техническому творчеству молодёжи

К. М. Лаврухин,

старший научный сотрудник МАИ

М. Ю. Алексеевич,

ответственный секретарь комиссии МАИ по техническому творчеству молодёжи

В Московском авиационном институте разработана уникальная методика подготовки инженерных кадров. Со школьных лет учащиеся повышают свою научно-техническую эрудицию, участвуя во Всероссийской заочной научно-технической олимпиаде (ВЗНТО) и заочной системе профессионального воспитания (ЗСПВ). Подобная система доказала свою эффективность и требует массового внедрения, многие институты уже пошли навстречу её организаторам.

Ключевые слова: инженер, учеба, довузовская подготовка.

В МАИ на факультете «Двигатели летательных аппаратов» существует специальность «Авиационно-космическая теплотехника» по подготовке инженеров-теплофизиков. В рамках этой и других специальностей, получая фундаментальную подготовку, студенты могут выбрать специализацию в области малой энергетики, выполняя курсовые и дипломные работы соответствующего направления.

Авторы шести защищенных на «отлично» дипломных проектов по паросиловым установкам, включающим в себя паропоршневые двигатели и паровые котлы, еще до поступления в МАИ переписывались с комиссией института по техническому творчеству молодежи (КТТМ), существующей с 1979 г., и были победителями Всероссийской заочной научно-технической олимпиады (ВЗНТО), проводимой ежегодно с 1991 г. с участием КТТМ, или очной научно-технической олимпиады, проводившейся в МАИ 1 раз в

год и чаще в 1979-1992 гг. В некоторые годы более 50 % студентов, обучавшихся по специальности «Авиационно-космическая теплотехника», были набраны через КТТМ.

Зачисление в МАИ по результатам ВЗНТО без вступительных экзаменов по физике, математике и русскому языку проводилось с 1994 по 1999 год. Сравнительные результаты учебы победителей ВЗНТО и обычных студентов в этот период приведены в табл. 1-3.

Из табл. 1 видно, что отбор абитуриентов по результатам ВЗНТО более эффективен, чем на основе результатов вступительных экзаменов по общеобразовательным предметам.

Данные, приведенные в табл. 2 и 3, говорят о большей отдаче со стороны студентов, зачисленных в по результатам ВЗНТО, нежели со стороны тех, кто успешно сдал вступительные экзамены.

ИИВБИИИИВ

Энергобезопасность и энергосбережение

В 2008 г. для зачисления вне конкурса участников ЗСПВ использовалось направление на учёбу от ПГТ «Черкизово». В результате из пяти поступивших на упомянутую специальность таким способом трое стали отличниками учёбы по результатам первой сессии, двое сдали её успешно.

Таким образом, мы обладаем уникальным ноу-хау по выявлению и отбору в вузы технически одаренной молодежи, что позволяет решить проблему

кадров малой энергетики. Начиная с 1997 г. тематика секции ВЗНТО «Поршневые двигатели» почти полностью посвящена именно малой энергетике (сравнению паровых турбин, газотурбинных двигателей с поршневыми двигателями различных типов, включая паровые машины и др.). Возраст большинства участников ВЗНТО соответствует возрасту школьников 7-11 классов. Ноу-хау заключается не столько в методе составления вопросов, сколько в методе

Таблица 1

Студенты, зачисленные на места в общежитии в 1998 г. Итоги первой сессии 1998/1999 учебного года

Факультет № 1 Факультет № 2

доля прекративших учебу по разным причинам, % доля обучающихся на четыре и пять, включая отличников, % доля отличников, % доля прекративших учебу по разным причинам, % доля обучающихся на четыре и пять, включая отличников, % доля отличников, %

Победители ВЗНТО (экзамены не сдавали) 8,7 13 0 12 12,5 4,2

Зачисленные по результатам вступительных экзаменов 17,1 7,3 0 37,5 0 0

Таблица 2

Показатель Студенты факультета № 2 (набор 1995 г.) Номер сессии

1 2 3 4 5

Средний балл в сессии Победители ВЗНТО 3,75 3,7 3,56 3,83 3,82

Зачисленные по результатам вступительных экзаменов 3,51 3,49 3,52 3,66 3,48

Доля отличников учебы в сессию, % Победители ВЗНТО 3,22 7,69 3,84 0 13,6

Зачисленные по результатам вступительных экзаменов 1,39 0,5 3,22 3,37 1,36

Таблица 3

Год поступления на факультет № 2 Доля отличников в первую сессию, %

среди победителей ВЗНТО среди студентов, сдававших вступительные экзамены

1995 3,22 1,39

1997 8 1

1998 4 0,7

ИИВИНЕРШ

проверки работ и способах оповещения технически одаренной молодежи. Например, в 2003 г. из станицы Бесскорбная (на границе Краснодарского и Ставропольского краев) поступил в институт победитель ВЗНТО В. Оболенский (230 очков из 240 возможных), который построил работающую от паяльной лампы модель двигателя Стирлинга.

Оргкомитет ВЗНТО, два сопредседателя которого являются соавторами настоящей статьи, готов развернуть олимпиаду в интересах предприятий, которые ее профинансируют, и связанных с ними вузов, в том числе и путем организации новых секций. По нашим оценкам, при ежегодном финансировании в размере 1,5 млн. руб. (в ценах весны 2009 г.) по секции «Поршневые двигатели» возможна работа с 4000 участников. Приведенные в табл. 1 - 3 результаты успеваемости студентов, у которых при поступлении не контролировались знания по общеобразовательным предметам, показывают несовершенство существующей системы отбора в технические институты только на основе экзаменов по общеобразовательным предметам. К сожалению, в России это было всегда, а недостатки компенсировались энтузиазмом преподавателей. М. В. Ломоносов поступал в Греко-латинскую академию по липовым документам как сын священника, так как крестьянских детей в нее не брали. Д. И. Менделеев не мог поступить в МГУ, поскольку после кадетского корпуса документы принимали только в педагогический институт. Отец русской авиации Н. Е. Жуковский начинал учиться в самом престижном тогда Санкт-Петербургском институте путей сообщения, но был отчислен за неуспеваемость и далее учился в менее тогда престижном МГУ. К. Э. Циолковский дважды безуспешно поступал в МГУ. Без высшего образования остались выдающийся конструктор авиадвигателей академик А. А. Микулин, конструктор-оружейник М. Т. Калашников. Не надо думать, что это лишь история: и в наше время таких примеров предостаточно. Г. Н. Бабакин, человек без высшего образования, является создателем всех советских космических межпланетных аппаратов, в том числе и лунохода. Выдающийся математик В. Воеводский был отчислен из-за академической неуспеваемости с четвертого курса мехмата МГУ, а через 15 лет (в 2002 г.) он получил золотую Филдовскую медаль. Впрочем, здесь мы не будем рассматривать причины отчисления талантливой молодежи из вузов. Это не только российская проблема: Альберт Эйнштейн не смог закончить даже среднюю школу.

По мнению выдающегося психолога И. С. Кона, Министерство образования вместе с Академией педагогических наук бывшего СССР обеспечили отсутствие систематического курса по юношеской психологии с конца 1920 г., психология все больше хирела и серела, а социальная педагогика откровенно лакировала действительность [1]. Поэтому нет научного обоснования существующей системы отбора, в частности, в технические вузы. Более того, конкурсный отбор по общеобразовательным предметам прямо противоречит даже имеющимся данным мировой психологической науки. Так, И. С. Кон отмечает: «Вывод многих психологических исследований

состоит в том, что творческие достижения статистически не связаны с учебной успеваемостью в школе. Многие выдающиеся деятели в школьные и студенческие годы плохо успевали и считались неспособными или посредственными (Дарвин, Гегель, Гумбольдт, Наполеон, Вагнер, Верди, Шиллер, Свифт, Шеридан, Уордсворт, Гейне, Пристли и др.). Поскольку школьная программа строго регламентирована, детское и юношеское творчество гораздо полнее и ярче проявляется вне класса, в научных кружках или в сфере досуга, где оно может сохранять свободные игровые формы. Искусство учителя состоит, в частности, в том, чтобы своевременно распознать преимущественную сферу творческой направленности старшеклассника и стимулировать ее развитие в желательном направлении» [1].

В результате отбора по знаниям общеобразовательных предметов в технические вузы поступают не те абитуриенты, которые много знают о своей будущей специальности и хотят по ней работать, а случайные люди. По нашим оценкам, при таком подходе в избранный вуз поступает только 20 % технически одаренных абитуриентов из числа подавших документы. Если говорить обо всех технически одаренных юношах в возрасте 17-18 лет, в том числе и о тех, которые не пытаются поступать в вуз, соответствующий их научно-техническим интересам, из-за материальных трудностей, отсутствия полного среднего образования или его недостаточного уровня, а также обучения на базе 9 классов в средних учебных заведениях с последующим призывом на службу в армию сразу после их окончания, то в вуз по выбранной специальности поступает в лучшем случае 5 %. В связи с введением обязательного ЕГЭ с 2009 г. этот показатель упадёт ниже одного процента, что сделает построение инновационной экономики невозможным. В результате уже сейчас большинство окончивших технические вузы не работают по своей специальности. Поэтому увеличение данного показателя хотя бы до 80 % — это громадный резерв повышения конкурентоспособности экономики России.

Серьезная работа по довузовской подготовке ведется в МЭИ [2], но там факультет довузовской подготовки (ФДП) оценивает свою деятельность по среднему баллу своих выпускников на вступительных экзаменах [3], хотя важнее анализировать, как учатся выпускники ФДП уже в вузе и, главным образом, на старших курсах. Сведения о положении дел с приемом в других вузах, в том числе в МАИ, были опубликованы в СМИ [4, 5, 6] .

Федеральное агентство по делам молодёжи совместно с Московским авиационным институтом (МАИ) и Королёвским колледжем космического машиностроения и технологии (КККМТ) проводит бесплатную для участников заочную научно-техническую олимпиаду (ЗНТО) по секциям: «Самолеты и вертолеты» и «Поршневые двигатели». Для участия необходимо отослать заявку по адресам: 125993, Москва ГСП-3, Волоколамское шоссе, д. 4, МАИ КТТМ (ИЭЭ) и 141074, Московская обл., г. Королёв, ул. Пионерская, д. 8, КККМТ (Королёвский филиал Оргкомитета ЗНТО, ИЭЭ). Каждое письмо должно содержать заявку в свободной форме, а также пустой

ИИВБИВИИВ

Энергобезопасность и энергосбережение

конверт с маркой и адресом, по которому вы хотите получить информацию о ЗНТО, и бланк заявления для участия в ней (письма желательно опускать в разных почтовых отделениях).

Так же победители ЗНТО, ВЗНТО по их желанию могут быть зачислены без экзаменов на бюджетные места в Королёвский колледж космического машиностроения и технологии (КККМТ, 40 минут электричкой от Ярославского вокзала).

Отправившие письма, как указано (в дальнейшем корреспонденты), участвуют не только в ЗНТО, но и одновременно во Всероссийской заочной научно-технической олимпиаде (ВЗНТО) с теми же вопросами, проводимой МАИ с 1991 г. Это позволяет дать максимальные возможности продвижения разновозрастных победителей этих олимпиад (в дальнейшем победителей). Численность победителей может достигать 25% от числа участников. Корреспондентам будет предложено стать участниками бесплатной для них заочной системы профессионального воспитания (ЗСПВ), ВЗНТО является ее элементом. Условия поступления победителей на бесплатное для них обучение в МАИ, МАТИ, КККМТ и другие учебные заведения профессионального образования - в высылаемой участником ЗСПВ информационно-педагогической части материалов ЗСПВ. Другая часть ЗСПВ - научно-техническая в области малой и нетрадиционной энергетики.

Рекомендуем начинать участвовать в ЗСПВ и олимпиадах с того возраста, когда появляется интерес к чтению научно-популярной литературы. Это необходимо для того, чтобы, поучаствовав в ЗСПВ несколько лет, успеть стать победителем олимпиад. Для желающих получить инженерное образование наиболее целесообразно совмещать обучение в школе с учебой в КККМТ по специальным предметам, в том числе и дистанционно. Раннее начало учебы в КККМТ позволяет получить диплом одновременно с окончанием школы. Это очень важно, так как победители олимпиад - это одаренные в области техники люди. Они не всегда хорошо знают, к примеру, математику при поступлении в вуз, но уже первую сессию сдают лучше, чем обычные студенты. С 2009 года, как сообщил министр А. А. Фурсенко в «Российской газете» от 25 ноября 2008 г., плохо сдавшим ЕГЭ по математике или (и) русскому языку школьный аттестат выдаваться не будет, без чего дорога в вуз будет закрыта. Ранее в той же газете министр сообщил, что планирует увеличить непроходные в вуз баллы ЕГЭ, в частности по математике, с 25 в 2008 г. до 40-50 в 2009 г. Уже в 2008 г. неоднократный победитель ВЗНТО не смог подать документы в вуз, так как имел 20 баллов ЕГЭ по математике. Поэтому диплом КККМТ о среднем профессиональном образовании очень важен.

В частности, с 2009 года Московский институт энергобезопасности и энергосбережения будет зачислять победителей ВЗНТО без экзаменов. Победители олимпиады смогут обучаться в данном вузе бесплатно, пока будут показывать отличные результаты.

В настоящее время в России отбор в технические вузы базируется в лучшем случае на ничем не

обоснованном конкурсе знаний общеобразовательных предметов, а в худшем — на «конкурсе» родительских кошельков, и единый государственный экзамен (ЕГЭ) не меняет этого положения.

В МАИ с 1979 г. ведется работа по созданию статистически обоснованных методов отбора в технические вузы. В 1988 г. ректор академик Ю. А. Рыжов объявил МАИ творческим вузом и ввел экзамен по специальности для лиц, имеющих достижения в техническом творчестве областного масштаба и выше. Практически это была очная НТО по секции «Самолеты, вертолеты и другие летательные аппараты». Этот экзамен в 1995 г. был отменен, поскольку с 1994 г. в МАИ начали без экзаменов зачислять победителей ВЗНТО в соответствии с п. 19 Порядка приема в вузы.

За прошедшие 26 лет через КТТМ прошло примерно 8000 человек. Проводить платную олимпиаду для абитуриентов в МАИ мы считаем нецелесообразным, так как за бортом останутся наиболее талантливые. Зачисление в МАИ по результатам ВЗНТО без контроля знаний по физике, математике и русскому языку проводилось в 1994-1999 гг. Именно поэтому в данной статье приведены сведения об успеваемости в эти годы.

Мы согласны с автором [7] в том, что необходимо подвести итоги первых лет реформ в системе образования. А именно, надо сравнить, как учатся студенты, принятые по результатам ЕГЭ и собеседования, и студенты, сдававшие вступительные экзамены. Причем сравнивать следует не по результатам первых сессий, а по учебе на старших курсах. Провести такой анализ надо для всех форм довузовской подготовки. Вот этим, в частности, должна заниматься комиссия под эгидой президента, которую предложил создать Е. Гондмахер [8]. Она должна статистически достоверно подтвердить или опровергнуть наличие положительной корреляционной связи между суммой баллов, по которой проводится конкурс для зачисления в вуз, и учебой на старших курсах. Решая вопрос повышения конкурентоспособности экономики России, в первую очередь необходимо заняться инженерными специальностями, обращая особое внимание на процент отличников и обучающихся только на четыре и пять. После проведения такой работы станет возможным создание научно обоснованного порядка приема хотя бы на инженерные специальности.

Заочность ВЗНТО (контакты участников с оргкомитетом только по почте даже для москвичей, проверка всех работ в Москве) обеспечивала преимущества, которые были широко разрекламированы для ЕГЭ. Принципиальное отличие — выявление на ВЗНТО самостоятельного мышления в области техники с использованием знаний, полученных из технической литературы, а не в школе, где практически все зависит от учителя. Другое важное отлчие — возможность обдумывать вопросы ВЗНТО у себя дома или в библиотеке без ограничения времени, что решает проблему, которая не может быть решена в рамках ЕГЭ [9].

Наши оппоненты видят в заочности ВЗНТО недостаток: вместо участника работу может написать

иивипвииИ

кто-то другой, а участник только ее перепишет. Но при существующем уровне вопросов это почти невозможно. Ответ на каждый вопрос требует проведения небольшой научно-исследовательской работы, а даже большинство выпускников вузов не способны ответить на эти вопросы. В тех местах, где живут участники ВЗНТО, как правило, нет серьезных специалистов, профиль которых соответствовал бы тематике секции.

Согласно В. Я. Пономареву, «пик интеллектуального развития достигается уже в 12 лет, но его нельзя смешивать с пиком творческой продуктивности, который наступает много позже, так как высокая продуктивность невозможна без большого багажа знаний, жизненного опыта, целеустремленности и ряда других качеств, которыми еще не обладает подросток», а инженеры и студенты этот пик уже прошли. К этому следует добавить, что психологическая наука рассматривает обычных подростков, мы же занимаемся такими подростками, которых по нашим оценкам 1 : 1000. Тем не менее, большинство победи-

телей 2-3 года (начиная с 6-9 классов) участвуют в ВЗНТО, не набирая заветные «более 170 очков», но год от года прибавляют очки. Дело в том, что подросток несколько лет читает научно-техническую литературу, вырабатывает целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели. Он самостоятельно приобретает навыки научной работы, подбора литературы, работы с каталогом, так как список рекомендуемой литературы оргкомитет ВЗНТО специально не высылает.

Выводы

Таким образом, создана заочная система профессионального воспитания, одним из элементов которой является Всероссийская заочная научно-техническая олимпиада (ВЗНТО). Система позволит проявить себя технически одарённым абитуриентам, которым не всегда удаётся сделать это по ряду причин, в частности, из-за несовершенства существующей системы отбора в технические вузы только на основе экзаменов по общеобразовательным предметам.

Литература

1. Кон И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. - 252 с.

2. Веников В. А., Путятин Е. В. Введение в специальность. - М.: Высшая школа, 1978. - 294 с.

3. Калмыкова О. Н. О работе с абитуриентами в Московском энергетическом институте (техническом университете) // Промышленная энергетика.- 2000.- №5.

4. Единого таланта ради // Российская газета. - 2005. - 12 апр.

5. Дубинин В. С., Лаврухин К. М. То, что будет // Русский инженер. - 2005. - №3(7).

6. Дубинин В. С., Лаврухин К. М. То, что будет // Инженер. Технолог. Рабочий. - 2008.- №5.

7. Кон И. С. Педагогика юношеского возраста. — М.: Просвещение, 1979.

8. Гондмахер Е. Опять тройка // Российская газета. - 2004. - 28 июля.

9. Фурсенко А. ЕГЭ жив // Российская газета. - 2004. - 10 апр.

гаявиявиии'

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.