Научная статья на тему 'Организация учебного процесса: проблемы и перспективы'

Организация учебного процесса: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация учебного процесса: проблемы и перспективы»

П. ПОСПЕЛОВ, профессор, проректор по учебной работе Московский автомобильно-дорожный институт (ГТУ)

Среди множества актуальных проблем, связанных с определением направлений реформирования системы образования, можно выделить три, относящиеся к организации учебного процесса в технических университетах.

1. Структура высшего профессионального образования, реализуемая в техническом университете (перечень предлагаемых специальностей, обеспечение системы непрерывного и многоступенчатого образования, включая обучение в системе довузовского, дополнительного, второго высшего и послевузовского образования).

2. Формирование контингента обучающихся в университете (первокурсники, иностранцы, магистратура, послевузовское образование).

3. Обеспечение высокого образовательного уровня в условиях реформирования образования (совершенствование системы управления качеством, внедрение новых технологий обучения и многое другое).

Каждое высшее учебное заведение решает их по-своему, исходя из традиций, экономического положения и выбранного пути реформирования.

Московский автомобильно-дорожный институт был основан в 1930 году (в 1992-м он получил статус технического университета) для обеспечения потребностей быстроразвивающейся автомобильной промышленности, автотранспортного и дорожного хозяйства страны в квалифицированных инженерных кадрах. Объединение в одном институте ученых и специалистов разных направлений содействовало как

Организация учебного процесса: проблемы и перспективы

решению проблем создания надежной автомобильной техники и дальнейшей ее эксплуатации, так и разработке требований к автомобильным дорогам.

Проблема обеспечения автотранспортной и дорожной отраслей кадрами высшей квалификации не потеряла своей актуальности. Несмотря на то, что сеть федеральных автомобильных дорог в России за последние 5 лет увеличилась на 30%, в России 28 тыс. населенных пунктов (с численностью населения 12 млн. чел.) до сих пор не имеют выхода по дорогам с твердым покрытием на федеральную сеть. Темпы автомобилизации страны впечатляют: 74% всех грузов перемещается автомобилями, ежедневно автотранспортом

перевозится 70 млн. пассажиров, число автомобилей за пять последних лет увеличилось вдвое. Но и цена автомобилизации высока. 35 тыс. человек погибло на дорогах только в 2003 г., задержки движения в пробках не способствуют повышению эффективности перевозок, скорости доставки грузов и пассажиров невелики.

Существующие недостатки транспортной системы обусловливают постоянную нужду в выпускниках МАДИ (ГТУ) по широкому спектру специальностей. О ней можно опосредованно судить по следующим приметам: наблюдается устойчиво высокий конкурс среди абитуриентов, поступающих на первый курс как в целом по университету, так и по отдельным специальностям; статистические данные о числе поданных заявлений и сданных экзаменах в отдельные годы показывают, что проходные баллы при поступлении на экономические специальности оказывались ниже, чем на строительные; многообразие предоставляемых абитуриентам программ (бакалаврских, магистерских, дополнительного образования и т.д.); успешное функционирование в рамках системы непрерывного образования Московского центра автомобильно-дорожного образования, дающего возможность переходить с одной образовательной программы на другую и с одной ступени на другую по родственным специальностям.

Если совсем недавно транспортно-дорожная отрасль считалась не очень престижной (условия труда здесь довольно тяжелые), то современные опросы студентов свидетельствуют об обратном. Характерно, что среди поступивших на первый курс преобладают дети служащих, работающих в государственном секторе и имеющих высокий образовательный ценз. Практика трудоустройства также подтверждает этот тезис: выпускники университе-

та связывают будущее место работы в основном с получаемой в университете специальностью.

Одной из характеристик современного состояния образования, существенно влияющих на организацию учебного процесса в университете, является снижение общего образовательного уровня в средних учебных заведениях. Переход средней школы на многообразие образовательных программ, к сожалению, снизил качество подготовки по общим математическим и естественнонаучным дисциплинам. Недостаточный общеобразовательный уровень поступивших в университет на конкурсной основе, т.е. сдавших вступительные экзамены по программе обучения в школах, не позволяет им освоить образовательные программы по математике и физике, что приводит к значительной дифференциации студентов младших курсов по уровню знаний. В этой связи обучение студентов первого курса требует значительных усилий со стороны кафедр естественнонаучных и математических дисциплин для подготовки студентов к обучению на старших курсах.

Введение обязательного единого государственного экзамена, конечно, изменит отношение университета к системе довузовского обучения, но не отменит ее. Ясно, что знания, полученные абитуриентами на уровне требований ЕГЭ, конечно же, недостаточны для продолжения образования в вузе. Система довузовского обучения призвана повышать знания по отдельным дисциплинам и обеспечивать выполнение обучающимися высоких требований образовательных стандартов университета.

Практика создания своих школ, лицеев, профильных классов, центров и т.п. характерна для большинства ведущих вузов России. В МАДИ в декабре 1989 года совместным приказом Госко-

митета СССР по народному образованию и Министерства автомобильных дорог РСФСР был создан учебный комплекс - Московский центр автомобильно-дорожного образования (МЦАДО), объединивший колледжи, школы, профессионально-технические училища. Каждое из учебных заведений сохраняет юридическую самостоятельность, а взаимоотношения с МАДИ (ГТУ) строит на договорной основе. Не реже двух раз в год собирается совет директоров учебных заведений, входящих в МЦАДО. Этот коллегиальный орган обсуждает достижения каждой школы, а также Центра в целом, формирует планы на будущее.

Основные задачи, стоящие перед

Таблица 1

Данные о результатах зачисления на первый курс дневного отделения (чел.).

Подразделения факультета довузовской подготовки 2003 г.

Подано заявлений Зачислено

Школы МЦАДО 321 262

Колледжи и техникумы МЦАДО 51

Подготовительное отделение 29 25

Курсы по подготовке к поступлению в МАДИ (ТУ) 1085 522

ИТОГО: 1435 860

План приема 3246 1125

Процент поступивших к плану приема 76,4

МЦАДО, сформулированы следующим образом:

• ликвидация недостатков в знаниях абитуриентов по математике и физике, подготовка к успешному освоению вузовских дисциплин общеинженерного и общетеоретического циклов;

• помощь средним школам в становлении профильного обучения в старших классах;

• создание условий для профессиональной ориентации школьников;

• повышение мотивации к учебе;

• развитие в учащихся способностей к успешной социализации в обществе;

• привлечение абитуриентов в высшие учебные заведения г. Москвы.

Число абитуриентов, поступающих в МАДИ (ГТУ), растет из года в год (табл.1). Но университет никогда не ставил задачи подготовки школьников лишь для своих собственных нужд, многие из выпускников школ Центра успешно продолжают обучение в других университетах.

О высоком уровне адаптации выпускников школ МЦАДО свидетельствуют результаты зимней и летней экзаменационных сессий (2002/03 уч. год) на первом курсе всех специальностей дневного обучения (Табл.2.).

Успеваемость студентов, прошедших обучение в учебных заведениях МЦАДО и получивших твердые знания по физике и математике, значительно выше успеваемости среднего студента МАДИ (ГТУ).

Создание учебного комплекса повышает престижность профильных «мадийских» классов, что дает возможность провести конкурсный отбор в эти классы на конкурсной основе. В свою очередь, более сильный состав учащихся не только повышает в глазах учителей привлекательность работы в этих классах, но и позволяет поднять уровень учебной и воспитательной работы.

Первый выпуск МАДИ - 23 специалиста - состоялся в 1931 году. В 2003

Таблица 2

Показатели успеваемости студентов первого курса университета (%)

Показатели успеваемости Зимняя сессия Весенняя сессия

Все студенты Выпускники школ МЦАДО Все студенты Выпускники школ МЦАДО

Успеваемость в по-

следний день сессии 66,2 93,2 71,4 92,5

Сдали на оценки «от-

лично» 5,0 4,5 6,2 6,4

Сдали на оценки «от-

лично» и «хорошо» 18,5 17,7 18,7 23,0

Сдали только на

оценки «удовлетво-

рительно» 6,1 4,2 2,4 9,1

Сдали на смешанные

оценки 36,6 66,8 44,1 54,0

Получили неудовле-

творительные оценки 33,8 6,8 28,6 7,5

году в МАДИ (ГТУ) было подготовлено 1470 чел., в том числе: 370 бакалавров, 1016 специалистов и 19 магистров по дневной форме обучения, 354 специалиста по вечерней форме обучения и 81 по заочной, а всего с учетом выпуска специалистов в филиалах - 1728 чел. по всем формам обучения.

Инженерное автомобильно-дорожное образование в России формировалось комплексом специальностей различного профиля (сначала это были только автомобилисты и дорожники), который расширялся вместе с развитием МАДИ и определялся тенденциями развития отрасли. В 1990-х годах сложился комплекс взаимосвязанных специальностей, обслуживающих транс-портно-дорожный комплекс (ТДК) страны, выпускники которых сочетают в себе высокие профессиональные знания и гуманитарную подготовку, присущую выпускникам технического университета. Были введены новые специальности: по сервису автомобилей, строительных, дорожных и коммунальных машин, по средствам аэродромно-технического обеспечения полетов авиации, инженерной защите окружающей среды и др. Формирование пе-

речня специальностей, образовательных услуг для отрасли всегда диктовалось ее потребностями в кадрах с учетом опережающего развития науки, техники и технологий. Только за последние пять лет в МАДИ (ГТУ) начато обучение по 20 новым программам. Начиная с 1992 г. университет осуществляет подготовку по многоуровневой образовательной системе бакалавров, магистров и дипломированных специалистов (инженеров). Обучение ведется по 9 направлениям подготовки бакалавров наук: менеджмент, экономика, строительство, автоматизация и управление, электроника, электромеханика и электротехнологии, наземные транспортные системы; технологические машины и оборудование, эксплуатация транспортных средств, информатика и вычислительная техника, а также по 20 инженерным специальностям, в том числе двум экономическим (Табл.3).

Развитие структуры инженерного автомобильно-дорожного образования связано с экономическим состоянием общества, его возможностями, приоритетами в финансировании, с потребностью в специалистах того или иного профиля, престижностью специальности и т.п.

Таблица 3

Профили реализуемых профессиональных образовательных программ

Профиль Группы направлений (специальностей) Количество направлений, специальностей Доля в 2002/03 уч./году приведенного контингента студентов (в % от общего числа

студентов)

1 2 3 4

Компьютерные 220200, 552800 2 4,92

науки

Сервис 230100 1 2,09

Строительство и 291000, 291100, 3 20,37

архитектура 550100

Технический 101200, 120600, 10 13,97

(инженерный) 121100, 180800, 550200, 551800, 170900, 210200, 551300, 552100

Транспорт и связь 150200, 150500, 240100, 551400 150300, 150600, 240400, 7 43,13

Экономика и 060600, 060800, 4 13,51

управление 521500, 521600

Прочие направ- 330200 1 2,01

ления

Итого 28 100,00

Рис. Структура многоуровневого образования

Семестр

ВЫПУСКНИКИ СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Прочие учебные заведения Колледжи

МЦАДО

12 Выпускная 11 работа

10 Диплом специалиста

Аттестация бакалавров

Абитуриент

Многоуровневая подготовка специалистов в МАДИ (ТУ) строится в соответствии со схемой, представленной на рисунке.

По 15 из 21 специальности в МАДИ (ГТУ) осуществляется «включенная» в бакалаврские программы подготовка дипломированных специалистов (инженеров). Поэтому учебные планы подготовки инженеров являются неотъемлемой частью соответствующих учебных планов подготовки бакалавров. И вот здесь таятся иногда весьма существенные трудности, связанные не только с удовлетворением требований государственных образовательных стандартов по подготовке инженеров или магистров в части отведенного для изучения отдельных дисциплин времени. Многие из стандартов включают дисциплины разного наименования, хотя и близкого по содержанию, различной трудоемкости, и увязать учебные планы по новым образовательным стандартам не всегда удается. Основные образовательные про-

граммы высшего профессионального образования должны иметь преемственность, то есть программы последующей ступени высшего профессионального образования должны базироваться на программах предыдущей ступени.

К сожалению, систему многоуровневого образования, принятую в МАДИ (ГТУ), не всегда можно без значительных усилий реализовать на основе образовательных стандартов последнего поколения. Например, программы высшего профессионального образования по строительным специальностям 291000 «Автомобильные дороги и аэродромы» и 291100 «Мосты и транспортные тоннели» являются неотъемлемой частью программы подготовки бакалавров по направлению 550100 «Строительство». Программа специальности 150200 «Автомобили и автомобильное хозяйство» входит в программу подготовки бакалавров по направлению 552100 «Эксплуатация транспортных средств». Аналогичная

ситуация наблюдается в большинстве специальностей и направлений подготовки.

Казалось бы, в условиях полного обеспечения работой по полученной в вузе специальности, у студентов не возникает необходимости в обучении по многоуровневой системе с обязательным получением диплома бакалавра и дальнейшим выбором возможности продолжения обучения по выбранному студентом пути. Но современные тенденции в реформировании образования и то обстоятельство, что МАДИ (ГТУ) является интернациональным университетом, в котором одновременно учится до 600 иностранных студентов, определяют необходимость внедрения в учебный процесс многоуровневой системы и расширения спектра предоставляемых студентам образовательных услуг. Одним из требований, предъявляемых иностранными студентами к получаемому образованию, является предоставление возможности получения бакалаврского диплома. Кроме этого, около 3% студентов дневного отделения и до 5% студентов вечернего отделения по разным причинам прекращают обучение после получения диплома бакалавра. Если для студентов дневного обучения эти причины могут быть связаны с перспективой продолжения образования за рубежом или в другом вузе России, то для студентов вечернего обучения - с трудностями продолжения образования (необходимостью материального обеспечения семьи, отсутствием времени и т.д.).

Важным направлением организации учебного процесса в МАДИ (ГТУ) стало расширение сферы предоставляемых студентам услуг путем:

• расширения перечня специализаций в соответствии с потребностями предприятий в специалистах узкого профиля;

• чтения факультативных курсов, дополняющих основную образовательную программу по заявкам организаций и за их счет (например, чтение специальных курсов для органов страхования после введения обязательной системы автогражданской ответственности);

• получения студентами второго высшего образования, в том числе в сокращенные сроки;

• обучения по дополнительным профессиональным программам (к примеру, «эксперт по техническому контролю и диагностике автотранспортных средств»);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• послевузовского образования по отдельным дисциплинам по заказу предприятий для лиц, ранее получивших высшее образование (к примеру, по автоматизированному проектированию).

Учебный процесс ориентирован на практическую подготовку специалистов, для чего, помимо баз научно-производственных центров (бывших филиалов кафедр) на производстве (Центров), используется собственная база (УИЦ и предприятия различных форм собственности).

В университете принято решение о максимальной унификации учебных планов специальностей (направлений) подготовки в пределах первых двух лет обучения по отдельным группам специальностей.

Университет прилагает много усилий для того, чтобы повысить не только свой авторитет как учебного заведения, но дать возможность своим выпускникам расширить сферу применения полученных знаний. Важным этапом в деятельности университета стала первая международная общественная аккредитация строительных специальностей МАДИ (ГТУ) в Международном институте инженеров-строителей (Великобритания). Двухлетняя работа преподавателей МАДИ (ГТУ)

позволила получить аккредитацию в учебном заведении, признанном в 140 странах мира. Международная комиссия высоко оценила содержание и организацию учебного процесса в МАДИ (ГТУ) и признала, что программы подготовки специалистов соответствуют международным требованиям к подготовке магистров по строительным специальностям.

В связи с вхождением российского образования в международное образовательное пространство университет определил следующие направления своей работы на ближайший год:

• создание действенной системы управления качеством, сопоставимой с мировой системой показателей качества, сочетающей предоставление студентам реальных академических свобод с более активным участием в образовательном процессе;

• самостоятельность университета в предоставлении образовательных услуг и потребность общества в квалифицированных специалистах;

• освобождение учебных планов от обязательных аудиторных занятий (не являющихся фундаментом для получения новых знаний) за счет внедрения электронных учебников, методов

дистанционного обучения и информационного обеспечения учебного процесса;

• усиление систематического контроля со стороны преподавателей за обучением студентов;

• создание механизма обновления содержания образования с увеличением доли открытого образования, с реализацией возможности образования по новым специальностям, формам и методам обучения в соответствии с потребностями транспортно-дорожного комплекса страны;

• создание университетского комплекса, объединяющего учебные заведения высшего и среднего профессионального образования, для мобилизации педагогического сообщества на реализацию системы непрерывного образования;

• интеграция науки и образования за счет расширения сферы научной работы преподавателей, активного привлечения студентов к научным исследованиям, сотрудничества университета с ведущими научно-исследовательскими институтами отрасли и РАН.

Педагогика в инженерном образовании

(Профессор З. САЗОНОВА)

В настоящее время МАДИ корректирует свое место в современной научно-образовательной сфере, устанавливая необходимые контакты с организациями-потребителями своих выпускников различной формы собственности. МАДИ стремится оптимально соединить свои традиционные возможности с новыми потенциями, проявляющимися при рыночной экономике, которая требует от инженера интегра-

ции фундаментальных естественнонаучных знаний и умений выполнять конкретные разработки, обеспечивать их быстрое внедрение в реальную жизнь. В сфере автомобильно-дорожного комплекса появились новые виды инженерной деятельности, требующие смелости в принятии решений, желания и умения напряженно работать, нестандартности мышления, эрудиции и системного подхода. Все это привело к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.