Научная статья на тему 'Опыт использования компьютерной социологической программы'

Опыт использования компьютерной социологической программы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горшков А., Ходаков А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт использования компьютерной социологической программы»

2. Кастельс М. Информационная эпоха.

Экономика, общество, культура/ Пер. с англ. Под науч. ред. О.И.Шкаратана. -М., 2000.- С.402.

3. Культурные миры молодых россиян: три

жизненные ситуации.- М., 2000.

4. Согласно данным РНИСиНП за 1997 г.,

53,4% населения считают, что «эффективных способов влияния в России на власть не существует». (См.: Обновление России: трудный поиск решений. Вып. 6.

Годичные чтения «Российское общество и современный политический процесс».- М, 1998.- С. 63).

5. Согласно данным аналитического докла-

да РНИСиНП 2000г. «Россияне о судьбах России в ХХ веке», категоричный тезис о том, что «нельзя жить без веры в Бога», поддержало 18,7% лиц до 30 лет. (www.riisnp.ru/PUBLIC/russia100.htm)

6. См.: http://www.romir.ru/socpolit/socio/

04_2001Aussia-life-march.htm

А. ГОРШКОВ, доцент Санкт-Петербургский университет аэрокосмического приборостроения

А. ХОДАКОВ, доцент Академия информационных технологий (С.-Петербург)

Опыт

использования компьютерной социологической программы

В январе-марте 2002 года на базе ряда вузов был выполнен исследовательский проект1, позволивший апробировать компьютерную программу «Социологическое сопровождение образовательного процесса»(разработка Академии информационных технологий)2 .

Проблемная ситуация

Современное наукоемкое и высокотехнологичное производство, динамичная многоукладная экономика нуждаются в новом типе специалиста, его профессиональная подготовка требует более точной и обоснованной организации.

1 К обследованию были привлечены студенты: Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) - 242 человека; Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. М.А. Бонч-Бруевича (ГУТ) - 819 человек; Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (ГМТУ) - 422 человека; Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГААП) - 342 человека; Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (РГПУ) - 605 человек.

В ходе социолого-педагогического исследования полностью отсутствовали традиционные рутинные и дорогостоящие процедуры: тиражирование анкет, их распространение, сбор, обработка и т.д.

Общий объем выборки составил 2 430 человек.

Высшие учебные заведения оперативно провели компьютерный опрос студентов собственными силами. Мы выражаем искреннюю благодарность руководству упомянутых вузов за всестороннее содействие нашему проекту.

2 Можно ознакомиться на сайте www.ait.spb.ru

Принимаемые управленческие и педагогические решения должны опираться на конкретный анализ всех аспектов образовательного процесса. В сегодняшних условиях уже нельзя обучать «на глазок», руководствуясь лишь накопленным опытом преподавания и интуицией.

Реализация методологии «точной педагогики» возможна лишь с помощью информационно-компьютерных технологий. Именно они обеспечивают сбор информации, быструю обработку данных и надежное их хранение, удобную для пользователей форму представления результатов анализа, оперативное и адресное распространение наиболее важных сведений. Они способны осуществлять эффективную обратную связь в учебной работе.

Информационно-аналитическая поддержка образовательного процесса рассматривается нами как важнейшее средство модернизации высшей школы.

Созданию компьютерной программы предшествовала разработка социо-лого-педагогической концепции профессионального становления молодого специалиста. Мы исходили из того, что профессиональное становление личности включает в себя приобретение необходимых знаний, их систематизацию и «вживление» в индивидуальный опыт, выработку практических умений, развитие у человека специфических личностных качеств, а также формирование определенного осознанного отношения к профессии.

Поэтому в центре внимания оказались такие показатели, как мотивы поступления в вуз и выбора конкретной специальности, интерес студента к учению, уровень учебныхтрудностей, академическая успеваемость, стимулы учения.

О социальном самочувствии, характере профессионального самоопределения студента многое говорят его отношение к своему вузу, требования, ко-

торые он предъявляет к личности преподавателя.

Важнейшим параметром процесса профессионального становления являются планы студента на будущее. К чему он стремится? Что прогнозирует? Кем представляет себя после окончания вуза?

Профессиональное становление надо рассматривать как момент процесса социализации. В студенческие годы не только осваивают выбранную профессию, но и осмысливают сложный окружающий мир и свое место в нем, приобщаются к определенной системе жизненных ценностей.

В ходе исследования собиралась информация и об особенностях свободного времени студентов. Это позволило лучше понять сегодняшнюю студенческую молодежь, ее настроения, в том числе и отношение к учебе.

Компьютерная программа

Работники высших учебных заведений нуждаются в ОПЕРАТИВНОЙ, КОНКРЕТНОЙ и РЕГУЛЯРНОЙ соци-олого-педагогической информации и постоянном ее ОБНОВЛЕНИИ.

Основой компьютерной программы «Социологическое сопровождение образовательного процесса» является база данных, отражающая учебную деятельность студентов, процесс их социально-профессионального становления. Для ее создания используется электронная анкета «Жизнь студенческая».

Программа устанавливается в компьютерных классах. Можно использовать любые машины, на которых имеется Windows 95 (98, 2000, NT). Каждый участник опроса в индивидуальном порядке заполняет анкету(процедура занимает 10-15 минут).

База данных записывается на ПК ректора, проректоров и деканов, заведующих кафедрами, отделениями.

Пользователи имеют возможность в любой момент самостоятельно получать на экранах мониторов необходимую информацию (в виде таблиц и цветных графиков), которая характеризует многомерный социально-психологический портрет студента, особенности и динамику его профессионального становления.

Создание объединенной базы данных, в которую войдет информация от целого ряда вузов города, района, области, позволит получить общую картину состояния региональной системы высшего образования.

Социально-демографический состав выборки

Среди опрошенных оказалось 45,7% девушек и 54,3% юношей. Это студенты дневного отделения.

В общей совокупности опрошенных 57,7% составляет молодежь до 20 лет, 35,1% - от 20 до 22 лет. То есть наш студент очной формы обучения принадлежит к новому поколению, которое пошло в школу в условиях «перестройки».

Большая часть студентов (81,8%) поступила в вузы после окончания школы, 8% - после обучения в колледже (училище). Только 2,1% опрошенных попали в вуз после нескольких лет работы и всего 1% (!?) составляют молодые люди, отслужившие в российской армии.

Около 60-70% выборки - это выходцы из семей специалистов, руководителей, чиновников и предпринимателей. Представители одной из самых многочисленных групп населения промышленного Петербурга - дети из рабочих семей - в силу тех или иных причин практически не попадают в стены вуза (их оказалось не более 5%). Таким образом, социальный состав студенчества определяют не способности молодого человека, а социальный статус его родителей, их материальное положение.

Петербуржцами являются 69,2% наших респондентов, 25% приехали учиться из других городов, только 5,8% прибыли из сельской местности. В исторической перспективе это может иметь неблагоприятные и даже опасные последствия.

Налицо тенденция к созданию замкнутой элитарной системы высшего образования, что обедняет интеллектуальный потенциал общества, воспроизводит социальное неравенство.

Мотивы поступления

Явно преобладает «профессиональный мотив» («интересовала специальность» - 57,6%; «чувствовал призвание к данной деятельности» - 21,6%).

В то же время около 40% молодых людей при поступлении в вуз руководствовались иными мотивами («посоветовали родители» - 30,2%; «нужен документ» -24,2% и т.п.). Следовательно, вопросы дальнейшей профессиональной ориентации остаются актуальными и для студенческого контингента.

Самую проблемную группу составляют студенты, которым было все равно куда поступать (7,5%). Из-за отсутствия профессиональной мотивации их обучать сложнее.

Мы убедились, что при сохранении общей тенденции в каждом вузе мотивация поступления студентов имеет свои особенности. Порой даже в одном и том же вузе мотивы поступления могут существенно различаться в зависимости от факультета или специальности.

Выяснилось, что начальная мотивация оказывает сильнейшее влияние на многие стороны поведения студента, даже на формирование его профессиональных ожиданий (таблица 1).

Как видим, студенты, которые поступали в вуз, руководствуясь интересом к специальности, более позитивно

Таблица 1

Профессиональные ожидания студентов с различной мотивацией поступления (в % к числу ответов, полученных в данной группе )

Мотивы поступления в данный вуз

Профессиональные Интерес к Советы Нужен Было все

ожидания специальности родителей диплом равно куда поступать

Работа будет

интересной 27,9 23,7 20,5 15,3

Рассчитываю стать

профессионалом 25,0 19,0 18,6 13,6

Можно будет сделать

карьеру 16,4 17,7 15,7 11,0

Работу по

специальности найти 4,5 6,9 8,9 11,0

будет трудно

Не стану работать по

специальности 3,6 7,5 12,5 19,9

ориентированы на будущую профессиональную деятельность.

Мы приходим к выводу, что вузам следует совершенствовать свою систему приемных экзаменов. Необходимо вносить в программу экзаменационных испытаний элементы профессионального отбора, чтобы в первую очередь принять наиболее способных абитуриентов, ориентированных и предрасположенных к данной профессии.

Отношение к учебе

Разумеется, работникам вуза важно иметь надежную и конкретную информацию об отношении своих студентов к учебе.

На вопрос «Интересно ли Вам учиться?» мы получили следующие ответы (общая выборка):

• Учусь с интересом, учеба нравится .................................................... 49,9%

• Трудно сказать....................45,8%

• Учиться неинтересно, учусь по необходимости...................................4,3%

Итак, половина респондентов учит-

ся с интересом и совсем немного тех, для кого учеба в тягость. Это следует рассматривать как определенный успех высших учебных заведений Санкт-Петербурга. Однако все же остается значительной группа «инертных» студентов, которых пока не удалось по-настоящему вовлечь в учебную деятельность.

Более того, с переходом на старшие курсы интерес к учению у части студентов ослабевает (от 58,4% на первом курсе до 41,7% на пятом).

Данная тенденция наблюдается в той или иной степени во ВСЕХ вузах и на ВСЕХ факультетах. Следовательно, имеет место определенная общая социально-психологическая закономерность. Возможно, это результат того, что с процессом взросления происходит смещение интересов молодежи в другие сферы жизнедеятельности.

Имеется ли связь между мотивацией выбора вуза и познавательным интересом студентов? Результаты нашего анализа представлены в таблице 2.

Как видим, особенности начальной профессиональной мотивации определяют и отношение к самому процессу обучения.

Таблица 2

Познавательный интерес у студентов с различной мотивацией поступления в вуз

(в % к числу студентов с данной мотивацией)

Мотивы поступления в данный вуз

Познавательный интерес Интересовала Посоветовали Было все равно куда

специальность родители поступать

Учиться интересно 61,8 43,7 21,3

Трудно сказать 36,6 52,7 61,8

Учиться неинтересно 1,6 3,6 16,9

Отсюда следует, что процедура приема и отбора студентов становится одним из решающих факторов подготовки специалистов.

Весьма вероятно, что отмена вступительных экзаменов, заочный отбор абитуриентов по формальным показателям, нивелирующим профессиональную специфику (например, по результатам единого экзамена выпускников школ), может усугубить неблагоприятную тенденцию немотивированного профессионального выбора, так как среди студентов данного вуза увеличится число «случайных» молодых людей (преодолевших проходной балл, но не испытывающих интереса к будущей специальности).

Компьютерная программа позволяет автоматически вычислять коэффициенты корреляции между основными аспектами учебной деятельности студентов (рисунок).

Как видим, рост академической успеваемости прежде всего зависит от преодоления учебных трудностей; во вторую очередь - от стремления студента к высоким результатам и в третью - от познавательного интереса.

Любопытно, что преодоление учебных трудностей крайне слабо обуслов-

лено интересом к учению, стремлением к хорошим оценкам.

То есть справиться с возникшими трудностями только за счет собственных ресурсов не всегда удается. Видимо, здесь важную роль играют иные факторы, в том числе индивидуальная помощь студенту со стороны преподавателей.

Для каждой профессии коэффициенты, отражающие корреляционные связи, оказались разными. Таким образом, для различных групп студентов следует искать свои средства и методы повышения учебной активности. Общих рецептов, скорее всего, не существует.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методика преподавания любой вузовской дисциплины должна быть нацелена не только на передачу актуаль-

1 - Учебные трудности

2 - Интерес к учебе

3 - Стремление к высоким

оценкам

4 - Успеваемость

Рис. Граф корреляционных связей

ных знаний, но и на развитие у молодежи познавательного интереса и углубление учебной мотивации; необходимо культивировать у студентов отношение к учению как важнейшему средству саморазвития.

Стимулы учения

В каждом вузе организаторы учебного процесса должны тщательно проанализировать значимые стимулы учебной деятельности студентов. Данная информация подсказывает преподавательскому составу, какие методы обучения и стиль общения с молодежью являются наиболее эффективными.

Что же конкретно стимулирует учебу наших респондентов?

1 - Подробное объяснение, интересный рассказ преподавателя (70,4%);

2 - Возможность самому делать что-то практически (27,5%);

3 - Тщательная проверка выполненных работ (26,8%);

4 - Высокие требования на экзаменах и зачетах (23,5%);

5 - Стремление студента быть первым (19,8%);

6 - Наличие хороших учебников, пособий (18,7%);

7 - Внешние обстоятельства не влияют (10,5%).

Еще раз убеждаемся, что педагогическое мастерство преподавателя, его умелое словесное объяснение эффективнее прямолинейной требовательности и формальной строгости.

Больших различий в оценке стимулов учения юношами и девушками не обнаружено, но некоторые психологические нюансы вузовские преподаватели должны учитывать. К примеру, оказалось, что девушки реагируют несколько активнее на словесное объяснение преподавателя, восприимчивее к внешнему контролю. В то же время юноши отзывчивее на применение практических методов обучения.

По нашим данным, за время обучения в вузе отношение к тем или иным стимулам учения почти не изменяется. Мы лишь обнаружили, что на первом и втором курсах студенты более чувствительны к высоким требованиям на эк-

заменах и зачетах, а пятикурсники (в сравнении с остальными) отдают больше предпочтения возможности работать на занятиях практически.

Однако каких-либо окончательных выводов в этом плане делать нельзя. Значимость того или иного стимула может заметно варьироваться в зависимости от ряда иных факторов, в частности от специализации студентов. Следовательно, методика преподавания должна корректироваться в зависимости от особенностей факультета и специальности.

О своем вузе

Подавляющая часть студентов положительно оценивает свои учебные заведения. Особенно важно, что молодые люди прежде всего отмечают приобретение в процессе учебы навыков самостоятельной работы и самостоятельного мышления (56%).

Почти каждый второй участник опроса подчеркивает, что вуз помогает лучше узнать себя, свои возможности: в ходе учебы корректируется самооценка студента, проверяется правильность профессионального выбора и т.д.

Удивительно, что мнения студентов о своем вузе существенно не изменяются в зависимости от года обучения. Но восприятие вуза значительно зависит от учебной активности студентов.

В прожективной ситуации повторного выбора большинство студентов (47,5%) вновь стали бы поступать в свой же вуз (видимо, они полностью удовлетворены обстановкой и учебой), 36,7% затрудняются с определенным ответом, 14,0% поступали бы в другое учебное заведение, 1,8% не стали бы вообще никуда поступать.

Вместе с тем удовлетворенность своим вузом («поступили бы вновь») постепенно снижается при переходе с курса на курс (с 54,4 до 29,2%).

Ситуация весьма драматична. Если учесть, что оценочные суждения о вузе не изменяются с переходом на старшие курсы, то вышеприведенные данные говорят, скорее всего, о разочаровании студента в своем профессиональном выборе. Он винит скорее не вуз, а самого себя за нерешительность, родителей за их советы, обстоятельства за их непредсказуемость и т.д.

Таким образом, процесс профессионального самоопределения для многих молодых людей связан с определенным кризисом их личностного развития. Суть его заключается в том, что новый этап зрелости требует критического переосмысления своего прошлого, пересмотра сложившихся оценок, отказа от некоторых прежних жизненных решений.

По всей видимости, каждый вуз должен иметь программу психологической помощи студентам, учитывающую, что процесс профессионального самоопределения для многих молодых людей растянут во времени.

Требования к личности преподавателя

В среднем каждый участник компьютерного опроса указал 3-4 различных качества из предложенного в анкете списка.

На первое место 87,7% респондентов поставили «умение преподавателя излагать материал, объяснять», на второе

- «глубокое знание своего предмета» (55,8%), на третье - «чувство юмора» (53%). Эти требования доминируют.

Вторую группу предпочитаемых качеств составили: «общительность» -33,4%, «хорошее знание практики» -31,8%, «отзывчивость, чуткость» -29,7% и «демократичность убеждений»

- 23,6%.

Остальные качества отмечались заметно реже (каждое из них набрало

менее 20% голосов). На последнем месте (!) оказалась такая характеристика, как «увлеченность наукой» - 12%.

Итак, «эталонный» портрет преподавателя, с точки зрения студентов, достаточно четко обрисован: специалист, хорошо знающий свой предмет, интересно излагающий материал, обладающий чувством юмора и умением общаться с молодежью.

Естественно, на требованиях, которые предъявляются к личности преподавателя, в известной степени отражается сложившееся у студента отношение к учебе. К примеру, те, кто учится с интересом, больше других ценят в преподавателях профессиональную компетентность, умение излагать материал, хорошее знание практики.

Кому учиться неинтересно (на занятиях им скучно!), больше остальных обращают внимание на коммуникативные качества преподавателя, его чувство юмора.

У «троечников» и «отличников» система требований к личности преподавателя прямо противоположна. «Отличники» хотят, чтобы преподаватель был знающим специалистом, а «троечники» хотят, чтобы преподаватель был добрым и веселым человеком.

Планы на будущее

Предлагаемая методика позволяет вузу получить информацию о планах своих студентов на обозримое будущее.

В жизненных планах опрошенных доминирует одна позиция: «после окончания вуза буду устраиваться на работу» (68,6%). Около 23% респондентов мечтают поступить в аспирантуру.

Вместе с тем среди других вариантов ответа указывались и другие намерения: «организую (продолжу) собственное дело» (9%), «займусь устройством личной жизни» (22%), «постара-

юсь уехать за границу на постоянное место жительства» (10%).

За период обучения в вузе происходит существенная перестройка жизненных планов молодежи (таблица 3).

С продвижением от курса к курсу

отношение к учебе в сильной мере влияет и на профессиональные ожидания студентов. Более позитивные представления о будущей профессии и работе складываются у тех студентов, которые учатся с интересом. Когда учиться не-

Таблица 3

Жизненные планы студентов разного года обучения

(в % к числу опрошенных данного курса)

Жизненные планы после окончания вуза Курс обучения

1-й 2-й 3-й 4-й 5-й

Будут устраиваться на работу 64,8 64,9 70,5 72,0 76,8

Займутся устройством личной жизни 14,9 15,8 19,8 22,2 26,2

Планируют уехать жить за границу 16,4 10,7 13,7 17,0 8,3

Не знают точно, не определились 15,3 11,3 11,1 10,4 4,8

уменьшается число студентов, не определившихся со своими жизненными планами, а их планы становятся более реалистичными.

Представления о будущей работе

Наиболее распространенные профессиональные ожидания связаны с тем, что работа будет интересной, позволит совершенствоваться в избранной сфере деятельности (46%). Многие рассчитывают на хороший заработок (36%), мечтают сделать карьеру (29%).

Только одного из десяти молодых петербуржцев беспокоит проблема трудоустройства по специальности.

В то же время 14% участников опроса не собираются работать по избранной специальности.

Каждый вуз должен иметь подобную информацию о своих студентах, чтобы действовать более точно и обоснованно.

Анализ показал, что сложившееся

интересно, профессиональное «завтра» чаще всего видится в черном цвете. Эта молодежь уже заранее настраивается негативно в отношении своего профессионального будущего. Таким образом, отношение к учебе незаметно переносится и на отношение к избранной профессии (и наоборот).

Выяснилось, что доля разочаровавшихся в своей профессии (кто не собирается работать по данной специальности) за годы обучения в вузе увеличивается в среднем в ТРИ раза (в % к числу опрошенных студентов данного курса)!

Разумеется, государство заинтересовано в том, чтобы выпускники высших учебных заведений шли работать по специальности. Однако эту проблему не решить административными и бюрократическими мерами (например, с помощью принудительного распределения). Здесь необходимо грамотно выстроить всю цепочку профессиональной подготовки: от приема и отбора абитуриентов до организации дипломного проектирования.

В то же время нельзя делать траге-

дии из того, что часть выпускников порывает со своей специальностью. Усилия вуза (и государственные средства) не пропали даром, если «дезертир» имеет хорошую общую профессиональную подготовку, умеет работать и думать, проявляет творческую инициативу, способен к самообразованию.

Формирование профессиональной позиции

При автоматизированной обработке данных электронного опроса формирующаяся профессиональная позиция оценивается по специальной восьмибалльной шкале.

Студенты, получившие оценки от0 до 2, относятся к группе «риска» - у них складывается явно выраженная негативная позиция в отношении своей профессии (таких в нашей выборке 13,7%).

Студенты, получившие оценки от 6 до 8, относятся к «продвинутой» группе -у них формируется позитивная профессиональная позиция (таких обнаружено в четыре раза больше - 57,9%).

Остальные, получившие оценки от 3 до 5, образуют «промежуточную» группу (28,4% в нашем конкретном случае).

С помощью корреляционного анализа было рассмотрено влияние на складывающуюся профессиональную позицию студента различных сторон его учебной деятельности (строился граф связей).

Коэффициенты корреляции между «интересом к учению», «стремлением к высоким оценкам», «успеваемостью» и «сформированностью профессиональной позиции» оказались для общей выборки положительными, хотя и небольшими величинами: 0,3, 0,16, 0,13 соответственно.

Из этого следует: чем активнее в целом студент в учебной деятельности, тем больше его привлекает в ближайшей перспективе практическая работа

по своей профессии. Однако влияние самой успеваемости незначительно.

Таким образом, успешная учеба студентов, не подкрепленная профессиональным воспитанием, еще не обеспечивает эффективную подготовку кадров.

Жизненные ценности

За время обучения в вузе студент не только осваивает профессию, но и вырабатывает для себя определенную жизненную философию.

В ходе опроса респонденты отмечали те жизненные ценности, которые, по их мнению, позволяют человеку чувствовать себя счастливым:

1 - высокий заработок (73%);

2 - высокое социальное положение (65%);

3 - интересная работа (66%);

4 - собственность, капитал (48,4%);

5 - верный, любимый человек (30,9%);

6 - уважение окружающих (24,1%);

7 - чистая совесть (23,6%);

8 - хорошие друзья (11,4%);

9 - профессиональные достижения (10%);

10 - душевное спокойствие (6,5%).

Легко заметить, что выбираемые

ценности распределяются по нескольким группам. Наиболее предпочтительными для студентов оказались «заработок», «интересная работа», «высокое социальное положение». То есть притязания молодежи серьезны, она не собирается скромничать и довольствоваться малым.

Но в подобной ориентации заложена предпосылка и для развертывания широкой инициативы молодых инженерных и научно-технических кадров.

Так как в группу лидирующих ценностей вошла «интересная работа», можно утверждать, что сегодняшние молодые специалисты не будут согласны на любой хорошо оплачиваемый

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

труд. Они будут стремиться туда, где смогут полнее проявить себя.

Ко второй группе ценностей участники опроса отнесли «собственность, капитал». Это говорит о том, что многие выпускники петербургских технических вузов не удовлетворятся ролью простых исполнителей, наемных работников: их будет привлекать возможность стать совладельцами, сохозяевами средств производства.

В третью группу попадают такие ценности, как «любимый человек», «уважение окружающих» и «чистая совесть», то есть нравственно-психологические ценности.

Надо полагать, что перед нами новое поколение - поколение реалистов и прагматиков, ориентирующихся на ценности рыночной экономики и мировоззрение «разумного эгоизма».

Весьма примечательно, что в конце списка предпочтений разместились «профессиональные достижения». Следовательно, сегодняшние российские студенты в большей степени ориентированы на материальный и социальный успех, нежели на собственно профессиональную карьеру. Им важно добиться в жизни экономического благополучия, статуса, интересной работы, а не высоких результатов в области своей специальности.

Отчуждение от профессии

Анализ полученной информации вскрывает следующий любопытный факт: 42% опрошенных студентов отмечают, что в дальнейшем намерены стать профессионалами в своем деле, однако только 10% оценивают «профессиональные достижения» как одно из благ, необходимых человеку, чтобы почувствовать себя счастливым. Подобное ЧЕТЫРЕХКРАТНОЕ различие показателей требует своего объяснения.

Наша интерпретация такова.

Формулируя первый ответ, респонденты рассматривают профессиональную деятельность сугубо в практическом аспекте, как средство достижения своих жизненных целей. Эти 40% рассчитывают с помощью профессии добиться высокого заработка, прочного социального положения, обретения собственности.

Второй, более редкий ответ имеет глубокий эмоционально-личностный смысл. Участники опроса, разделяющие данную точку зрения, рассматривают профессиональную деятельность как самоценность, сферу самореализации. Их привлекает профессия сама по себе.

Большая разница между этими цифрами, на наш взгляд, говорит о массовом ОТЧУЖДЕНИИ молодежи от профессии.

Профессиональная деятельность воспринимается хотя и положительно, но как чуждая, внешне навязанная деятельность, которая осваивается лишь в силу необходимости, воспринимается как промежуточное средство, нужное для иных достижений.

Когда профессиональный труд является сложным по содержанию, требует инициативы и творческого подхода, последствия отчужденного отношения будут серьезными. Ибо для инициативных действий и творческих решений необходима мобилизация всех ресурсов личности, высокое напряжение интеллектуальных, эмоционально-волевых усилий специалиста. Необходима поглощенность делом, высокая самоотдача, определенное слияние жизненного и трудового процесса.

Возникает опасность, что через 1520 лет наша страна станет испытывать острую нехватку в инженерах как таковых, в грамотных технологах, способных конструкторах, пытливых исследователях. Бойкие и хваткие менеджеры, финансисты и клерки (даже с за-

рубежными дипломами) не смогут заменить увлеченных и талантливых специалистов по конкретным сферам деятельности.

Для преодоления отчуждения молодежи с высшим техническим образованием от профессии необходим комплекс социально-экономических мер: существенное повышение уровня заработной платы специалистов, изменение социально-экономического статуса инженерно-технических и научных работников через их приобщение к собственности путем частичной передачи им прав сохозяев, совладельцев предприятий и т.п.

Свободное время

Полученные данные помогают лучше понять образ жизни современного студента, его увлечения, интересы.

Наиболее распространенными видами занятий в свободное время являются «чтение» (отметило 38% опрошенных), «общение с компьютером» (34,2%), «прослушивание музыки» (31,7%), «спорт и туризм» (28%), «ничегонеделание, отдых» (26,7%). Художественным творчеством занимаются 15% опрошенных студентов.

Почти 30% респондентов подрабатывают, 16% много времени тратят на хозяйственные дела. Следовательно, материальные и бытовые заботы имеют большое значение для части студентов.

Как видим, образ жизни петербургского студента характеризуется разнообразием и многоплановостью, складывается на основе шести основных элементов: книги - компьютер - музыка - спорт - отдых - приработок. Студенты успевают многое.

Обращаем внимание на тот факт, что компьютер становится неотъемлемой частью нового образа жизни молодежи, практически сравниваясь с влиянием книги. Более того, в ряде случа-

ев он уже начинает занимать прочное первое место в перечне наиболее распространенных занятий.

За время обучения в вузе интересы и увлечения студентов претерпевают определенные изменения. Наибольшая динамика наблюдается в отношении занятий для приработка (на 1-м курсе подрабатывает 10,4% студентов, а на 5-м - уже 53,6%). Хочется отметить, что старшекурсники начинают подрабатывать не только ради денег, но и для того, чтобы зарекомендовать себя в глазах потенциальных работодателей.

В завершение анализа необходимо обобщить основные данные, отражающие динамику профессионального становления студента.

Формирование специалиста определяется комплексом воздействий, всеми значимыми событиями за пятилетний период студенческой жизни. Учеба -это лишь одно из средств (хотя и наиважнейшее) стимулирования и организации познавательной активности студента, его жизнедеятельности.

Было установлено, что с переходом на каждый последующий курс интерес молодежи к учебе постепенно снижается, хотя учиться становится легче. При этом учебные усилия студентов не возрастают.

С приближением к старшим курсам в студенческом контингенте выделяются две группы: разочаровавшиеся в своем профессиональном выборе и укрепившиеся в его правильности. Первые продолжают обучение в силу необходимости, по инерции, среди них усиливается намерение сразу же после окончания учебного заведения расстаться с приобретенной специальностью.

Вторые учатся сознательно, накапливая необходимые знания и вырабатывая первоначальные профессиональные качества. В их среде складывают-

ся позитивные ожидания в отношении будущей профессии и работы.

Чем ближе время окончания вуза, тем чаще студенты задумываются о необходимости устраиваться на работу, многие еще в период учебы включаются в трудовую деятельность, пытаются наладить контакты с будущими работодателями. Представления о работе становятся более сдержанными и прагматичными. Студент пытается увидеть себя в качестве будущего специалиста, проиграть возможные сценарии событий. Старается соотнести эти прогнозы со своими целями и ценностями.

Одновременно повышается внимание молодежи к проблемам своей личной жизни.

Видимо, в ходе профессионального становления студента акценты постепенно смещаются с учебы как таковой (занятия, экзамены, зачеты, успеваемость) на практические аспекты деятельности и решение жизненно-бытовых, материальных вопросов.

Разумеется, это общая усредненная картина, которая не вполне учитывает профессиональные, типологические и индивидуальные особенности процесса.

К сожалению, приходится делать вывод, что процесс формирования молодого специалиста осуществляется во многом стихийно, подчиняясь сложившимся тенденциям саморазвития. Вузу

не удается перестроить первоначальную негативную профессиональную мотивацию, воспрепятствовать снижению интереса студентов к учебе, активизировать их учебные усилия, обогатить и укрепить профессиональные ожидания.

Улучшение профессиональной подготовки понимается несколько односторонне: в основном как совершенствование теоретических и практических занятий, содержания и методики обучения, учебно-методического обеспечения и т.д. При этом отсутствует целенаправленная социально-педагогическая коррекция самого процесса профессионального становления личности будущего специалиста.

Наш общий вывод таков:

Эффективная вузовская подготовка кадров должна сочетать собственно обучение с планомерным социальным и профессиональным воспитанием студентов (особенно на старших курсах).

В систему управления вузом должен активно внедряться информационно-аналитический подход, позволяющий руководителям учебного заведения более глубоко, детально и оперативно отслеживать содержательные и методические аспекты образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.