Научная статья на тему 'Мотивация учебной деятельности студентов'

Мотивация учебной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3270
460
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ / ЖИЗНЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / ДЕМОТИВИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ / SOCIOLOGICAL SURVEY / MOTIVATION TRAINING ACTIVITIES / THE RESULTS OF THE SURVEY / LIFE PRIORITIES / DEMOTIVIRUJUSHHIE FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мошкин Александр Станиславович, Колесников Анатолий Викторович, Кох Наталья Евгеньевна

В статье представлены результаты социологического опроса студентов относительно основных мотивов обучения. Выявлена зависимость выбора учебного заведения от его принадлежности к системе МЧС. В качестве факторов мотивации студентов определены престиж будущей профессии, желание получать высокий доход, использование в учебном процессе инновационных методов обучения. Низкая удовлетворенность индивидуальной помощью и поддержкой является основным демотивирующим студентов обстоятельством. Формирование траектории индивидуального развития студента с постоянным мониторингом результатов промежуточного контроля видится авторами способом нейтрализации негативного отношения к учебе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мошкин Александр Станиславович, Колесников Анатолий Викторович, Кох Наталья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF STUDENTS'' LEARNING ACTIVITIES

The article presents the results of a sociological survey of students on the basic motivations of learning. The dependence on his college selection belonging to the system of the Ministry of emergency situations. As a motivation factors of students identified the prestige of the profession, the desire to earn a high income, use in the educational process of innovative teaching methods. Low satisfaction with individual help and support is the main demotivirujushhim of students. The formation of the student's individual development trajectories with constant monitoring of the results of the intermediate vision control authors a way to neutralize the negative attitudes to learning.

Текст научной работы на тему «Мотивация учебной деятельности студентов»

УДК 331.101.32

Мошкин A.C., Колесников A.B., Кох Н.Е.

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье представлены результаты, социологического опроса студентов относительно основных мотивов обучения. Выявлена зависимость выбора учебного заведения от, его принадлежности к системе МЧС. В качестве факторов мотивации студентов определены престиж будущей профессии, желание получать высокий доход, использование в учебном процессе инновационных методов обучения. Низкая, удовлетворенность индивидуальной помощью и поддержкой является основным обстоятельством, демотивирующим студентов. Формирование траектории индивидуального развития студента с постоянным мониторингом результатов промежуточного контроля видится, авторами способом нейтрализации негативного отношения к учебе.

Ключевые слова: социологический опрос; мотивация учебной деятельности; результаты анкетирования; жизненные приоритеты; демотивирующие фа,кт,оры.

Moshkin A.S., Kolesnikov A.V., Koch, N.E.

MOTIVATION OF STUDENTS ' LEARNING ACTIVITIES

The article presents the results of a sociological survey of students on the basic motivations of learning. The dependence on his college selection belonging to the system, of the Ministry of emergency situations. As a motivation factors of students identified the prestige of the profession, the desire to earn a high, income, use in the educational process of innovative teaching methods. Low satisfaction with individual help and support is the main demotivirujushhim of students. The formation of the student's individual development trajectories with constant monitoring of the results of the intermediate vision control authors a way to neutralize the negative attitudes to learning.

Keywords: sociological survey; motivation training activities; the results of the survey; life priorities; demotivirujushhie factors.

Продолжающиеся модернизационные процессы в отечественной системе образования, направленные на приведение элементов образовательной системы и этапов образовательной деятельности в соответствие с требованиями современной жизни при сохранении и умножении лучших традиций отечественной высшей школы, фокусируют основные усилия, прежде всего, на личности студента. В этой ситуации профессиональные знания, основные компетенции и экспертиза формируются только в условиях позитивного отношения студентов к учебному процессу. Именно поэтому важнейшей задачей педагогического сообщества является формирование и поддержание положительной мотивации студентов к учебной деятельности.

Проблема мотивации учебной деятельности активно обсуждается педагогическим сообществом на протяжении продолжительного време-

ни. В этом направлении сформулированы подходы и методы, позволяющие максимально раскрывать и развивать личность обучаемых, создавать условия для самореализации и самосовершенствования выпускников, формировать у студентов компетенции востребованные обществом и рынком труда. Однако, несмотря на полученные положительные результаты, рассматриваемая проблематика не теряет своей актуальности, продолжая оставаться в недостаточной степени изученной, особенно в условиях высокой динамики изменений, происходящих в современной системе вузовского образования.

Под мотивацией учебной деятельности студентов понимается совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждаемых обучаемых к целенаправленной учебной деятельности по достижению учебных целей.

В этой связи педагогическим коллективом

кафедры экономики, финансов и организации государственных закупок Академии гражданской защиты в течение второхх) семестра 20152016 учебжих) года был проведен социологический опрос студентов, имеющий целью выявить основные мотивы обучения в вузе. В качестве диагноети ческохх) инструмента использовалась разработанная анкета, включающая 16 вопросов. Анкетирование проводилось анонимно и в опросе принимали участие студенты первого, второхх), третьих) и четвертохх) курсов гумани-таржих) и инженержих) факультетов. В целом на вопросы анкеты ответили 113 человек.

Объектом исследования выступал процесс изменения динамики мотивации учебной деятельности в зависимости от срока обучения.

В качестве предмета исследования ставилась задача выяснить трансформацию мотивов выпускников но сравнению с учебной мотивацией первокурсников. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для совершенствования учебжих) процесса в Академии в целях формирования устойчивой мотивации студентов к получению знаний, а также

к повышению качества образовательных услуг. В целях изучения причин поступления в Академию, оказавших влияние на выбор профессии и направления нодх'отовки, студентам было предложено ответить на вопрос: «Что оказало влияние на выбор вашей будущей профессии?». Ответы респондентов на данный вопрос ранжировались следующим образом:

- низкая плата за обучение 19,8%;

- вуз расположен близко к дому 30,9%;

- принадлежность к системе МЧС 42%;;

- специальность 33,3%;

- бюджетное место 3,7%;

- престиж вуза 1,2%;

- по совету родителей 1,2%;

- семейное положение 1,2%.

Результаты анкетирования представлены диаграммой на рисунке 1.

Рисунок 1 Результаты ответов на вопрос «Причины поступления в АГЗ?»

В свою очередь, указанные цели поступления в вуз оказались ранжированы следующим образом:

Среди 1 курса:

— стать квалифицированным специалистом 71%;

2017,1(32)

— высокий доход в будущем 29%;

— престиж профессии 40%;

— общение 6%;

— получить одобрение родителей 3%;

— получить диплом специалиста 3%;

— бюджетное место 3%. Среди 2 курса:

— стать квалифицированным специалистом 46%;;

высокий доход в будущем 31%;

— престиж профессии 26%;;

- общение 6%;.

Полученные данные свидетельствуют о высоком уровне самостоятельности молодых людей и осознанности их действий при выборе специальности.

Графическая иллюстрация ответов на второй вопрос анкеты представлена на рисунке 2.

30

20

10

16 1011 14

Рп 2 2 1 0 1 0 1 0

ШР ШШ^^г ¿Шв^^ш- ЛШ^^г

Л*

«Л

Л

г.

Ж

/

г

А

■ 1 курс экономика и реклама ■ 2 курс экономика

Рисунок 2 Результаты ответов на вопрос «Цель поступления в АГЗ?»

В структуре интересующих видов деятельности, представленных на рисунке 3, определивших выбор Академии гражданской защиты и оказывающих влияние на учебную мотивацию студентов для получения высших) образования, доминирующими являются следующие:

- творческая 54,3%;;

- моральная 60,5%;;

- коллективная 55,6%;;

- социальная 53,9%;;

- духовная 53,1%.

Результаты анализа ответов на вопрос о жизненных приоритетах на см'одняшний день

позволяют сделать вывод о том, что учеба занимает превалирующее место в жизни студентов. Вместе с тем, наблюдается тенденция снижения роли учебной деятельности в жизни студентов от первшх) к четвертому курсу.

Так, если на первом курсе учебная деятельность занимает в жизни студентов 68,6%;, то к четвертому курсу этот показатель снижается до 16%;. Потеря интереса к учебе объясняется следующими факторами: отсутствие свобод-ншх) времени, непониманием сути и значения определенных дисциплин, ограничением самостоятельности студентов, недостаточной мотивацией студентов к знаниям, неуверенностью в трудоустройстве по специальности и др.

Следующим по значимости жизненным приоритетом студенты отмечают роль семьи

40,2%, при этом вес данжих) фактора нарастает от курса к курсу. Так, на гуманитарном факультете роль семьи составляла у студентов нервохх) курса 34,9%, а у четвертого 65,8%;. На инженерном факультете на нервом курсе роль семьи составляет 32,6%;, на четвертом 68,3%;.

Приоритет подержания дружеских отношений в общей структуре жизненных ценностей студентов занимает 19,5%;, важность работы отмечают 11,8% респондентов, развлечений 6,3%;, хобби 5,6%;.

Рисунок 3 Результаты ответов на вопрос «Интересующий вид деятельности?»

Ответы на вопрос анкеты «Нравится ли Вам учиться?», проранжированные ниже, свидетельствуют о высокой мотивированности студентов к учебной деятельности:

— нравится учиться в Академии 83,2%;;

— не нравится учиться в Академии 4,2%;;

— затрудняюсь с ответом 7%.

Однако интересными оказались результаты ответа на вопрос: «Что мешает успешно осваивать учебную программу Академии?»

Так, подавляющее большинство опрошенных респондентов самокритично отметили, что успешно учиться им мешает собственная лень (48,3%;) и личная неорганизованность (6,3%;), 37,8%; опрошенным студентов ответили, что успешно учиться им ничмх) не мешает.

Интересными также оказались результаты ожиданий студентов относительно будущей профессиональной деятельности, проиллюстрированные на рисунке 4.

20174(32)

■ доход ■ интерес ■ не собираюсьработатьпо специальности

Рисунок 4 Результаты ответов на вопрос «По Вашему мнению, работа но специальности будет

приносить мне ...?»

Неуверенность в трудоустройстве по специальности является негативным мотивом для успешной учебы для 7,7% и 3,5% респондентов, которые испытывают материальные трудности. Мотивации студентов к получению образования складывается под влиянием целого комплекса факторов, знание которых позволяет проводить целенаправленную работу по созданию условий для развития целеустремленности и познавательной активности студентов. Интерес студентов к учебе может развиваться или снижаться.

Ответы студентов на вопрос анкеты «Что Вам нравится в процессе учебы?» ранжировались следующим образом:

— получение знаний 69,2%;

— организация учебного процесса 40,5%;

— участие во внеучебной работе 16,8%;

— участие в спортивных мероприятиях 14,7%;

— инновационные методы обучения 56,3%;

— участие в научных конференциях 10,2%;

Интересными оказались и результаты ответов студентов на вопрос «Что не нравится в процессе учебы?»:

— большая загруженность 23,8%;

— плохо организована внеучебная работа 20,3%;

— мало свободного времени 19,6%;

— отношения с преподавателями 11,2%;

— отношения со студентами 2,8%;.

Результаты тестирования показали, что наиболее важные и значимые факторы в процессе обучения студентов в институте ранжируются следующим образом:

— получение знаний 86,0%;;

— удовлетворенность выбором будущей профессии 39,9%;;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— качество образовательных услуг 37,8%;;

— организация учебной деятельности 22,4%;

— межличностные отношения со студентами 20,9%.;

— поощрение преподавателями творческого подхода к изучению дисциплины 18,2%;;

— межличностные отношения с преподавателями 17,5%;.

В качестве демотивирующих факторов отмечается однообразие форм работы, доминирование фронтальной работы, в которой практически нет возможностей для индивидуальной активности студентов. Студенты жалуются на однотипность упражнений, которые используются для закрепления знаний и однообразие форм домашних заданий. В качестве де-мотиватора отмечается такой способ организации обратной связи, когда между преподавателем и студентом акцент делается на оценивании и критике в ущерб поощрению и развитию.

Студенты формулируют ярко выраженный запрос к профессорско-преподавательскому составу Академии на творческий и индивидуальный подход к организации учебной деятельности. Недовольство обучаемых вызывает излишне теоретизированный материал, без конкретных практических примеров, адекватных текущей ситуации в профессиональной сфере. Современные молодые люди все более отчетливо осознают необходимость получения в Академии такой экспертизы, которая позволит им успешно трудоустроиться и формировать траекторию карьерного роста в течение ближайших трех-пяти лет.

Преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен в будущей деятельности. Если меж-

ду обучающимся и преподавателем нет эмоционального контакта, ни о какой мотивации студентов говорить не приходится. Студенту очень важно, что бы педагог был его наставником, что бы к нему можно было обратиться за помощью.

Отдельный вопрос в анкете посвящен единой форме одежды для студентов как фактору мотивации учебной деятельности студентов. Результаты ответов представлены на рисунке 5.

Проведенный анализ показывает, что в жизни современного студента присутствует достаточное количество трудностей. Одной из наиболее существенных проблем является вопрос повышения мотивации учебной деятельности. Многим студентам нужна определенная помощь, поддержка и развитие воли, интереса к учебе, целеустремленности, самореализации. Главная задача повышения мотивации учения организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутренних) потенциала личности студента. Поэтому так важно создавать для обучающегося ситуации успеха, уделять основное внимание организации целенаправленной учебной деятельности. Основная роль в этом процессе принадлежит преподавателю, который с помощью различных методов и методических приемов формирует целенаправленную учебную деятельность студентов.

Рисунок 5 Ответы на вопрос о роли единой формы одежды в качестве мотиватора

Развитие положительной учебной мотива- связи необходимо знать, как возникают или вы-

ции у студентов является одним из условий бла- зываютея те или иные мотивы, как и какими

гоприятного личностного развития и эффек- способами мотивы могут быть приведены в дей-тивной профессиональной подготовки. В этой ствие, как осуществляется мотивирование сту-

2017'1(32)

дентов, каковы педагогические условия и средства, необходимые для этого.

На основе проведенного опроса можно сформулировать некоторые педагогические условия развития положительной учебной мотивации студентов Академии гражданской защиты. Так, формирование учебно-познавательной активности студентов посредством применения активного и интерактивного обучения будет способствовать повышению интереса к учебе. Внедрение атмосферы коммуникативно-развивающего процесса познания через умственную самостоятельность и инициативность. Это позволит повысить роль в формировании интереса к обучению через нестандартное нетрадиционное обучение. К примеру, столкновение студентов с проблемными ситуациями (трудностями), которые они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний и тем самым убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации.

Использование интерактивного обучения с применением информационных технологий и электронных образовательных ресурсов. Обучение на повышенном уровне сложности, когда преодоление трудностей в учебной деятельности выступает важнейшим условием возникновения интереса к ней. Также существенным условием является эмоциональная окраска учебного материала, живое слово преподавателя.

В заключение следует отметить, что представленные результаты социологического опроса студентов относительно изучения основных мотивов обучения в Академии гражданской защиты демонстрируют зависимость выбора учебного заведения от его принадлежности к системе МЧС. При этом престиж будущей профессии, желание стать квалифицированным специалистом и получать в будущем высокий

доход обучаемые связывают с хорошей организацией учебного процесса, возможностью получения знаний и применением в Академии инновационных методов обучения. Подобная ситуация свидетельствует об осознанной зависимости между сформулированными жизненными приоритетами и предлагаемыми учебным заведением инструментами для их реализации, что положительно влияет на мотивацию учебной деятельности.

Вместе с тем, выявлены и факторы, снижающие мотивированность студентов, к которым следует отнести низкую удовлетворенность индивидуальной помощью и поддержкой. Одним из способов нейтрализации выявленного демо-тиватора авторам видится формирование траектории индивидуального развития студента с постоянным мониторингом результатов промежуточного контроля. Неоднозначным является отношение студентов к единой форме одежды. Авторы полагают, что повышение роли униформы в качестве мотиватора учебной деятельности будет способствовать ее популяризация.

В свете проведенного исследования перед преподавательским составом Академии гражданской защиты стоят задачи пересмотра форм и стиля обучения, методов повышения учебной мотивации. Формирование теоретической логики изучаемой дисциплины, принятой в развивающем обучении, должно стать нормой на каждом занятии. Наставникам следует выстраивать учебное занятие таким образом, чтобы у обучающихся не возникало ощущения беспомощности перед предметным материалом. Если студент знает, что нужно делать, как нужно делать, может решать профессиональные задачи, анализировать свои действия и вносить в них коррективы — это, без сомнения, будет являться основой повышения учебной мотивации.

Литература

1. Осиповская А. В. К вопросу о мотивации учебной деятельности студентов // Экономический журнал. Выпуск№ 2 / том 30 / 2013.

Солодянкина О.В. Мотивация учебной деятельности студентов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), 2012, №11(19).

Рецензент: кандидат педагогических наук, Салтыкова М.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.