УДК 377.159.947.5 Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 4
Н. П. Ванчакова, И. В. Тельнюк, В. А. Худик
ИЗУЧЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА КУРАТОРАМИ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ
Введение. Актуальность проблемы
Институт кураторства в высших учебных заведениях играет важную роль в пси-холого-педагогическом сопровождении студентов на всем протяжении их обучения [1-3]. В условиях медицинского вуза куратор учебной группы, наряду с психологопедагогическим сопровождением студентов, осуществляет целый ряд функций, обеспечивающих преемственность в системе отношений субъектов педагогического взаимодействия («педагог предметного цикла, конкретной клинической кафедры» — «студент»). В целом, куратор учебной группы реализует следующие функции:
— осуществляет индивидуальный и групповой контроль и анализ посещаемости студентами учебных занятий;
— изучает особенности профессиональной направленности и мотивацию учебной деятельности студентов на различных этапах обучения;
— оказывает консультативную помощь в решении индивидуальных проблем обучающихся в условиях учебно-воспитательного процесса.
Куратор контролирует учебную (более широко — социальную) адаптацию студентов на различных этапах их обучения в вузе [4]. В соответстветствии с этим функциональная направленность деятельности куратора расширяется, что положительно отражается на таких показателях учебного процесса как успеваемость, становление профессиональной компетентности, а также готовность к будущей профессиональной деятельности по избранной специальности.
В основе детерминации учения (например, у студентов педагогического вуза) лежит мотивационная переменная, валентность которой изменяется с учетом ряда факторов [4]:
— уровень когнитивно-личностного развития;
— социально-бытовая организация жизнедеятельности;
— психолого-педагогическая готовность к освоению профессиональной направленности личности по избранной специальности;
— круг интересов и мотивация поведения;
— личностные потребности и пр.
Указанные факторы становятся предметной областью научно-методической работы преподавателя вуза и, в частности, куратора учебной группы. Детерминанты учебной деятельности студентов выступают в качестве важного мотиватора освоения профессии [1, 5, 6] и положительно влияют на дальнейшую социальную адаптацию в целом [3, 4]. Образовательная среда медицинского вуза прямо или косвенно выступает одним из центральных факторов формирующейся внутренней учебной мотивации,
© Н. П. Ванчакова, И. В. Тельнюк, В. А. Худик, 2011
относящейся к будущей медицинской профессии. Поэтому психолого-педагогическая атмосфера, создаваемая педагогами (преподавателями медицинского вуза), имеет особое практическое значение, поскольку именно педагог является носителем и «передатчиком» знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами в процессе обучения. При этом меняющиеся условия образовательной среды связаны со спецификой предметно-профессиональной подготовки студентов, когда теоретическое обучение дополняется практическими занятиями, клинической практикой, значительно порождающими интерес к профессии, то есть выступают обусловливающим фактором развития профессиональной мотивации будущей лечебной деятельности. А поскольку общей конечной целью обучения в вузе является профессиональная подготовка специалистов, то отношение студентов к своей будущей профессии можно рассматривать как форму и меру принятия конечных целей обучения [6-10].
Цель и задачи исследования
В связи с актуальностью поставленных перед куратором учебной группы задач нами было организовано научно-прикладное исследование, направленное на изучение важных сторон психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях освоения ими профильных медицинских дисциплин, обеспечивающих мотивированное отношение к учебе. Иными словами, целью исследования было показать возможности применения куратором учебной группы приемов учебно-методического сопровождения образовательного процесса при изучении конкретной учебной дисциплины, и в первую очередь по изучению мотивов обучения студентов медицинского вуза. Изучение мотивов учебной деятельности студентов, осваивающих различные дисциплины, а также выявление опосредованных детерминант, влияющих на успешность обучения, обусловили решение следующих задач исследования:
1. Теоретически осмыслить мотивацию обучения как фактор развития и профессионального становления личности будущего специалиста.
2. Определить приемы методического сопровождения индивидуальной и групповой посещаемости занятий студентами, а также индивидуальной и групповой успеваемости по той или иной учебной дисциплине, влияющих на рефлексивную оценку мотивации обучения, и обосновать целесообразность их применения.
3. Изучить мотивы учебной деятельности студентов и экспериментально определить способы их коррекции в условиях учебно-образовательной среды вуза.
В теории и практике научного исследования обучающихся в условиях медицинского вуза мы придерживались научных представлений относительно:
— специфики «психологического поля» личности (К. Левин, Б. В. Зейгарник);
— мотивационной направленности личности (Е. П. Ильин);
— личностной и профессиональной адаптации в процессе обучения (Н. В. Бор-довская, А. А. Реан).
Эти теоретические положения были учтены нами при анализе психолого-педаго-гической характеристики учебно-образовательной среды, оптимальные критерии которой формировались у студентов на различных этапах обучения. К данным характеристикам мы отнесли:
— психологическую готовность к обучению;
— сформированные навыки и умение учиться;
— особенности учебной адаптации студентов;
— интересы и мотивы обучения.
Характеристики-детерминанты успешности учебной деятельности рассматривались нами в контексте итоговых задач, стоящих перед педагогом-куратором учебной группы. Освоение кураторами групп возможностей применения различных психо-лого-педагогических процедур изучения студентов позволило повысить уровень их профессионально-педагогической компетентности, управления процессами учебной адаптации, успеваемости и становления профессиональной направленности личности в избранной лечебной специальности.
Материал и методы исследования
Исследование проводилось совместно с кураторами учебных групп (Л. В. Петрова, Н. К. Сидорова, С. П. Иванова) СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова. В нем приняли участие 214 человек, из них: 48 студентов 1-го, 60 — 2-го, 30 — 3-го, 36 — 4-го, 40 — 5-го курсов. Куратор учебной группы анализировал индивидуальную и групповую посещаемость, а также индивидуальную и групповую успеваемость по определенной учебной дисциплине. Наряду с этим осуществлялось экспериментальное изучение мотивов обучения, то есть учебной деятельности в связи с получением профессии по избранной специальности. С этой целью проводилось также анкетное исследование для выявления условий оптимизации учебного процесса по читаемой дисциплине.
Методы исследования
Психолого-педагогическая характеристика учебной группы включала описание (паспорт) учебной группы:
— факультет и специальность;
— курс и количество студентов в группе;
— посещаемость занятий каждым студентом и группой в целом (в %);
— успеваемость каждого студента и группы в целом (в %).
При анализе посещаемости (пропуски занятий) обращалось внимание на их причины (уважительная причина / без уважительной причины). Важно также было знать мотивы пропусков занятий, чтобы в дальнейшем определиться в тактике взаимоотношений со студентами, найти пути оптимизации учебных занятий.
Индивидуальный и групповой показатель успеваемости студентов документировался в процессе выполнения студентами различных учебных занятий по той или иной дисциплине. Как правило, педагог ведет журнал, в котором выставляются оценки (при традиционной системе оценивания) или баллы (в условиях балльно-рейтинговой оценки знаний). Таким образом, анализ индивидуальной и групповой успеваемости студентов представлялся в виде процентилей, что позволяет видеть частную и общую количественную характеристики усвоенных студентами знаний. Однако, наряду с этим, важно уметь осуществлять и качественный анализ процесса успеваемости студентов, что предполагает наличие навыков анализа ошибок, трудностей и иных показателей, детерминирующих средние и низкие оценки знаний по учебной дисциплине.
При изучении учебной мотивации студентов использовалась методика, предложенная А. А. Реаном и В. А. Якуниным [6], которая позволяет объективировать
иерархию мотивов обучения, выявить предпочтения и динамику мотивации на различных этапах обучения. Студенту предлагалось внимательно прочесть инструкцию, после чего из приведенного ниже «списка мотивов учебной деятельности» выбрать пять наиболее значимых для него, отметив знаком «х» в соответствующей строке на бланке. Анализ анкетного опроса на основании проведенного педагогом исследования позволил выявить ведущие мотивы обучения, их значимость в личностном развитии обучающегося и группы студентов в целом.
С целью выявления условий оптимизации проведения учебных занятий была разработана анкета-опрос для изучения условий оптимизации учебных занятий по читаемой дисциплине, которые могут способствовать повышению мотивации к учебной деятельности. Вопросы анкеты имели закрытый характер, когда студентам предлагалось выбрать один из предложенных вариантов ответа. Анализ полученных результатов производился с учетом интерактивных оценок особенностей преподавания учебной дисциплины. Производилась количественная и качественная обработка результатов исследования. В случаях, когда число студентов группы было меньше необходимого статистического числа (менее 25 человек), результаты исследования представлялись качественно — в виде наблюдающихся тенденций или описания значимых случаев.
Результаты и их обсуждение
Кураторы учебных групп, выступавшие в роли исследователей, освоили методы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, что определило их роль в учебно-воспитательном процессе в формировании установок учебной деятельности студентов на различных этапах их обучения в медицинском вузе. Кроме того, кураторы освоили методические приемы организации и проведения педагогических исследований, позволяющие изучать и корригировать мотивационные предпочтения в процессе освоения студентами различных учебных дисциплин. Систематизация полученных в исследуемых группах студентов данных позволила выявить учебные тенденции и возможности управления ими при непосредственном интерактивном участии субъектов образовательного процесса.
Полученные во всех исследуемых группах студентов данные свидетельствуют о позитивных тенденциях в формировании успешной мотивации обучения, связанных с освоением предметных дисциплин будущей профессиональной деятельности. Коэффициент индивидуальной и групповой посещаемости занятий достаточно высок у студентов 1-го курса, у студентов 3 курса он незначительно снижается и существенно снижается у студентов старших курсов (22,8; 21,2 и 18,1, соответственно). При этом по некоторым дисциплинам также наблюдалось колебание коэффициента индивидуальной и групповой посещаемости занятий, что, очевидно, связано с размытостью рефлексивной оценки студентами значимости данного учебного предмета1 для профессионального становления.
Показатели индивидуальной и групповой посещаемости занятий тесно связаны с балльно-рейтиноговой оценкой успеваемости студентов. У студентов первого курса коэффициент индивидуальной и групповой успеваемости зависел от сформирован-
1 По этическим мотивам названия учебных дисциплин в данной статье не указываются (прим. автора).
ных еще в школьные годы навыков обучения и мотивационных установок на положительные результаты. Это может свидетельствовать об особенностях учебной адаптации, когда пробелы в школьных знаниях могли влиять на показатели индивидуальной успеваемости отдельных студентов (например, по таким предметам как физика, биохимия). Для студентов средних и старших курсов показатель индивидуальной и групповой успеваемости отражал динамику учебной адаптации, когда пропуски занятий или неподготовленность к ним объективно вели к отработкам и повышению качества знаний. В целом показатель индивидуальной и групповой успеваемости у студентов свидетельствовал об уровне когнитивного развития личности и общей положительной учебной мотивации обучения избранной специальности.
Изучение учебной мотивации студентов показало наличие общей для всех исследуемых групп тенденции — доминирования основного мотива обучения — «стать высококвалифицированным специалистом» (72% лиц от общего числа опрошенных). Следующим важным мотивом обучения является мотив, связанный с будущей успешностью профессиональной деятельности — «учусь, потому что хочу обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности» (57% из общего числа опрошенных студентов). Около половины респондентов (46%) считают необходимым получить глубокие и прочные знания по целому ряду предметов, связанных с их будущей профессиональной деятельностью. При этом 40% «ждут одобрения успеваемости со стороны педагогов», что оказалось характерным для студентов старших курсов, тогда как «одобрения успеваемости со стороны родственников» чаще ждут студенты 1-2-х курсов (около 30% опрошенных). «Интеллектуальное удовлетворение от учебы» отметили примерно 40% опрошенных студентов, причем данная тенденция возрастает у студентов средних и старших курсов (около 80% опрошенных). Студенты начальных курсов обучения считают, что «не следует пропускать занятия», «необходимо быть всегда подготовленным к занятиям» (около четверти опрошенных лиц), «получать хорошие и отличные отметки», чтобы «получать в дальнейшем стипендию» (около 20% опрошенных). Менее значимыми оказались мотивы, связанные с подражанием («не отставать от сокурсников», «быть примером...»), которые имели место у студентов 1-2-х курсов (менее 10% опрошенных).
Результаты интерактивного опроса, посвященного теме оптимизации учебного процесса в связи с усвоением той или иной учебной дисциплины показали, что студенты желают обсуждать с педагогами вопросы организации учебного процесса, связанные с повышением уровня знаний и формирующихся навыков в избранном виде профессиональной деятельности.
Студенты связывают со школой и педагогами медицинского вуза свое знакомство с конкретной учебной дисциплиной, успешность освоения которой, по их мнению, зависит от «складывающихся с педагогами отношений» (около 68% опрошенных) и «интересными и увлекательными подходами к обучению» (80%). Около 72% опрошенных во всех обследуемых группах студентов считают, что занятия по той или иной учебной дисциплине предусмотрены «учебным планом» и «итогом освоения учебной дисциплины» является «получение знаний и некоторого опыта будущей профессиональной деятельности». Однако есть и такие студенты, которые ориентированы при изучении определенной дисциплины на «получение зачета» (24,6%). Для студентов старших курсов характерны ответы типа: «осознание вопросов по данной учебной дисциплине, где я выступаю в роли клинициста-педагога». Правда число таких выборов незначительно
(около 17,4%), что свидетельствует о возможной идентификации студентов с педагогом, носителем знаний в той или иной предметной области лечебно-профессиональной деятельности. Мотивация на успешное усвоение знаний по конкретной учебной дисциплине была связана с «интересом к предмету» (46%) и будущей «лечебной работой» (более 62% опрошенных). Среди форм обучения предпочтение отдается традиционным формам — лекционным и практическим занятиям (около 64% опрошенных всех обследуемых групп). В то же время, студенты старших курсов (около 25% опрошенных) считают, что «тренинги» и «самостоятельная работа» как формы обучения позволяют обрести коммуникативные навыки и способность к индивидуальному участию в учебном процессе. Контроль знаний в традиционных формах поддерживают более половины всех опрошенных студентов, однако встречаются и варианты ответов, содержащие рекомендации выставлять оценки «на основе посещения всех занятий» (23%) и мнение о том, что учет знаний «может являться не обязательной формой для данной дисциплины» (менее 12% опрошенных из всех исследуемых групп студентов). Содержательная часть учебных дисциплин, как считают студенты, должна быть связана с формированием у них понимания профессиональных понятий и стиля клинического мышления как важных факторов становления профессионализма и готовности к будущей профессиональной деятельности.
Выводы
Изучение возможности применения методов психолого-педагогического сопровождения студентов медицинского вуза педагогами-кураторами учебных групп свидетельствует об улучшении и оптимизации учебно-воспитательного процесса в целом, в случаях, когда индивидуальные и групповые показатели успешности обучения влияют на мотивацию обучения студентов, формирование у них представлений в конкретной области изучаемой учебной дисциплины.
Педагог-куратор учебной группы имеет возможность отслеживать динамику участия обучающихся в различных формах учебной деятельности, развивать и корректировать навыки и умения учиться, раскрывать интерес в конкретной области будущей лечебно-профессиональной деятельности, в которую интегрируются студенты по мере освоения различных учебных дисциплин и видов лечебной практики.
Формирование и коррекция мотивационных компонентов учения у студентов медицинского вуза осуществлялись в ходе интерактивных отношений субъектов образовательного процесса. Роль куратора учебной группы признана чрезвычайно важной в процессе реализации учебно-образовательных программ, направленных на успешную учебную адаптацию и формирование компетентности будущего специалиста.
Литература
1. Кудрявая Н. В. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации / Н. В. Кудрявая, Е. М. Уколова, А. С. Иолчанова, Н. Б. Смирнова, К. В. Зорин. 2-е изд., испр. и доп. / под ред. академ., проф. Н. Д. Ющука. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2005. 336 с.
2. Артамонова Н. В. и др. Куратор студенческой группы: методическая разработка по организации воспитательной работы куратора в учебной группе. Л.: Изд-во Ленингр. ин-та авиац. приборостр., 1986. 42 с.
3. Современный куратор: наставник или партнер? Из опыта работы кураторов студенческих групп: науч.-метод. пособие / под ред. Е. В. Тонкова и Л. Д. Рагозиной. Белгород: Изд-во Белгород. ун-та, 2007. 157 с.
4. Худик В. А. Становление «психологического поля» личности у лиц юношеского возраста с профессионально-педагогической направленностью: монография / В. А. Худик, А. В. Качалова, В. И. Щеглов. СПб.: Изд-во РГПУ, 2001. 134 с.
5. Аверин В. А., Бухарина Т. Л. Психология медицинского образования: Опыт акмеологиче-ского исследования. СПб., 1995. 134 с.
6. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2005. 432 с.
7. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособ. / под. ред. А. С. Роботовой. М.: Академия, 2007. 224 с.
8. Педагогика: учеб. пособ. / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Высш. образование, 2007. 430 с.
9. Педагогика профессионального образования: учеб. пособ. / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2004. 368 с.
10. Пидкасистый П. И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. М., 1999. 354 с.
Статья поступила в редакцию 16 июня 2011 г.