Научная статья на тему 'Изучение и коррекция мотивации обучения у студентов медицинского вуза кураторами учебной группы'

Изучение и коррекция мотивации обучения у студентов медицинского вуза кураторами учебной группы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
632
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ К УЧЕНИЮ / КУРАТОР СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ / ПОВЫШЕНИЕ УСПЕВАЕМОСТИ / MOTIVATION TO LEARN / CURATOR OF THE STUDENT GROUP / TO RAISE THE LEVEL OF ACHIEVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ванчакова Нина Павловна, Тельнюк Ирина Владимировна, Худик Владимир Александрович

Исследованы мотивации обучения, проведен поиск методического сопровождения посещаемости занятий, успеваемости студентов и их коррекции в условиях образовательной среды вуза. Использованы психолого-педагогическая характеристика группы студентов, методика изучения учебной мотивации А. А. Реана и В. А. Якунина, специально разработанная анкета-опросник. Всего исследованы 214 студентов. Применение психолого-педагогического сопровождения студентов медицинского вуза педагогами-кураторами позволило улучшить индивидуальные и групповые показатели успешности обучения, мотивацию обучения. Формирование и коррекция мотивационных компонентов обучения у студентов осуществлялись в ходе интерактивных отношений студентов и кураторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ванчакова Нина Павловна, Тельнюк Ирина Владимировна, Худик Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study and correction of motivational teaching of students of medical faculty by curators of a student group

The article investigates learning motivation, methodical support of students` attendance, their progress, and its correction in an educational environment of University. The research was carried out by means of: psychological and educational characteristics of the student group, the method of studying student motivation to learn by A. A. Rean and V. A. Yakunin, the questionnaire-survey specially designed for the research. In total 214 students were investigated. The use of psychological and pedagogical support for student of the medical school by the teachers and tutors improved individual and group success rates of concerning student motivation to learn. Formation and correction of the motivational components of teaching process were carried out during the interactive sessions between students and supervisors.

Текст научной работы на тему «Изучение и коррекция мотивации обучения у студентов медицинского вуза кураторами учебной группы»

УДК 377.159.947.5 Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 4

Н. П. Ванчакова, И. В. Тельнюк, В. А. Худик

ИЗУЧЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА КУРАТОРАМИ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ

Введение. Актуальность проблемы

Институт кураторства в высших учебных заведениях играет важную роль в пси-холого-педагогическом сопровождении студентов на всем протяжении их обучения [1-3]. В условиях медицинского вуза куратор учебной группы, наряду с психологопедагогическим сопровождением студентов, осуществляет целый ряд функций, обеспечивающих преемственность в системе отношений субъектов педагогического взаимодействия («педагог предметного цикла, конкретной клинической кафедры» — «студент»). В целом, куратор учебной группы реализует следующие функции:

— осуществляет индивидуальный и групповой контроль и анализ посещаемости студентами учебных занятий;

— изучает особенности профессиональной направленности и мотивацию учебной деятельности студентов на различных этапах обучения;

— оказывает консультативную помощь в решении индивидуальных проблем обучающихся в условиях учебно-воспитательного процесса.

Куратор контролирует учебную (более широко — социальную) адаптацию студентов на различных этапах их обучения в вузе [4]. В соответстветствии с этим функциональная направленность деятельности куратора расширяется, что положительно отражается на таких показателях учебного процесса как успеваемость, становление профессиональной компетентности, а также готовность к будущей профессиональной деятельности по избранной специальности.

В основе детерминации учения (например, у студентов педагогического вуза) лежит мотивационная переменная, валентность которой изменяется с учетом ряда факторов [4]:

— уровень когнитивно-личностного развития;

— социально-бытовая организация жизнедеятельности;

— психолого-педагогическая готовность к освоению профессиональной направленности личности по избранной специальности;

— круг интересов и мотивация поведения;

— личностные потребности и пр.

Указанные факторы становятся предметной областью научно-методической работы преподавателя вуза и, в частности, куратора учебной группы. Детерминанты учебной деятельности студентов выступают в качестве важного мотиватора освоения профессии [1, 5, 6] и положительно влияют на дальнейшую социальную адаптацию в целом [3, 4]. Образовательная среда медицинского вуза прямо или косвенно выступает одним из центральных факторов формирующейся внутренней учебной мотивации,

© Н. П. Ванчакова, И. В. Тельнюк, В. А. Худик, 2011

относящейся к будущей медицинской профессии. Поэтому психолого-педагогическая атмосфера, создаваемая педагогами (преподавателями медицинского вуза), имеет особое практическое значение, поскольку именно педагог является носителем и «передатчиком» знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами в процессе обучения. При этом меняющиеся условия образовательной среды связаны со спецификой предметно-профессиональной подготовки студентов, когда теоретическое обучение дополняется практическими занятиями, клинической практикой, значительно порождающими интерес к профессии, то есть выступают обусловливающим фактором развития профессиональной мотивации будущей лечебной деятельности. А поскольку общей конечной целью обучения в вузе является профессиональная подготовка специалистов, то отношение студентов к своей будущей профессии можно рассматривать как форму и меру принятия конечных целей обучения [6-10].

Цель и задачи исследования

В связи с актуальностью поставленных перед куратором учебной группы задач нами было организовано научно-прикладное исследование, направленное на изучение важных сторон психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях освоения ими профильных медицинских дисциплин, обеспечивающих мотивированное отношение к учебе. Иными словами, целью исследования было показать возможности применения куратором учебной группы приемов учебно-методического сопровождения образовательного процесса при изучении конкретной учебной дисциплины, и в первую очередь по изучению мотивов обучения студентов медицинского вуза. Изучение мотивов учебной деятельности студентов, осваивающих различные дисциплины, а также выявление опосредованных детерминант, влияющих на успешность обучения, обусловили решение следующих задач исследования:

1. Теоретически осмыслить мотивацию обучения как фактор развития и профессионального становления личности будущего специалиста.

2. Определить приемы методического сопровождения индивидуальной и групповой посещаемости занятий студентами, а также индивидуальной и групповой успеваемости по той или иной учебной дисциплине, влияющих на рефлексивную оценку мотивации обучения, и обосновать целесообразность их применения.

3. Изучить мотивы учебной деятельности студентов и экспериментально определить способы их коррекции в условиях учебно-образовательной среды вуза.

В теории и практике научного исследования обучающихся в условиях медицинского вуза мы придерживались научных представлений относительно:

— специфики «психологического поля» личности (К. Левин, Б. В. Зейгарник);

— мотивационной направленности личности (Е. П. Ильин);

— личностной и профессиональной адаптации в процессе обучения (Н. В. Бор-довская, А. А. Реан).

Эти теоретические положения были учтены нами при анализе психолого-педаго-гической характеристики учебно-образовательной среды, оптимальные критерии которой формировались у студентов на различных этапах обучения. К данным характеристикам мы отнесли:

— психологическую готовность к обучению;

— сформированные навыки и умение учиться;

— особенности учебной адаптации студентов;

— интересы и мотивы обучения.

Характеристики-детерминанты успешности учебной деятельности рассматривались нами в контексте итоговых задач, стоящих перед педагогом-куратором учебной группы. Освоение кураторами групп возможностей применения различных психо-лого-педагогических процедур изучения студентов позволило повысить уровень их профессионально-педагогической компетентности, управления процессами учебной адаптации, успеваемости и становления профессиональной направленности личности в избранной лечебной специальности.

Материал и методы исследования

Исследование проводилось совместно с кураторами учебных групп (Л. В. Петрова, Н. К. Сидорова, С. П. Иванова) СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова. В нем приняли участие 214 человек, из них: 48 студентов 1-го, 60 — 2-го, 30 — 3-го, 36 — 4-го, 40 — 5-го курсов. Куратор учебной группы анализировал индивидуальную и групповую посещаемость, а также индивидуальную и групповую успеваемость по определенной учебной дисциплине. Наряду с этим осуществлялось экспериментальное изучение мотивов обучения, то есть учебной деятельности в связи с получением профессии по избранной специальности. С этой целью проводилось также анкетное исследование для выявления условий оптимизации учебного процесса по читаемой дисциплине.

Методы исследования

Психолого-педагогическая характеристика учебной группы включала описание (паспорт) учебной группы:

— факультет и специальность;

— курс и количество студентов в группе;

— посещаемость занятий каждым студентом и группой в целом (в %);

— успеваемость каждого студента и группы в целом (в %).

При анализе посещаемости (пропуски занятий) обращалось внимание на их причины (уважительная причина / без уважительной причины). Важно также было знать мотивы пропусков занятий, чтобы в дальнейшем определиться в тактике взаимоотношений со студентами, найти пути оптимизации учебных занятий.

Индивидуальный и групповой показатель успеваемости студентов документировался в процессе выполнения студентами различных учебных занятий по той или иной дисциплине. Как правило, педагог ведет журнал, в котором выставляются оценки (при традиционной системе оценивания) или баллы (в условиях балльно-рейтинговой оценки знаний). Таким образом, анализ индивидуальной и групповой успеваемости студентов представлялся в виде процентилей, что позволяет видеть частную и общую количественную характеристики усвоенных студентами знаний. Однако, наряду с этим, важно уметь осуществлять и качественный анализ процесса успеваемости студентов, что предполагает наличие навыков анализа ошибок, трудностей и иных показателей, детерминирующих средние и низкие оценки знаний по учебной дисциплине.

При изучении учебной мотивации студентов использовалась методика, предложенная А. А. Реаном и В. А. Якуниным [6], которая позволяет объективировать

иерархию мотивов обучения, выявить предпочтения и динамику мотивации на различных этапах обучения. Студенту предлагалось внимательно прочесть инструкцию, после чего из приведенного ниже «списка мотивов учебной деятельности» выбрать пять наиболее значимых для него, отметив знаком «х» в соответствующей строке на бланке. Анализ анкетного опроса на основании проведенного педагогом исследования позволил выявить ведущие мотивы обучения, их значимость в личностном развитии обучающегося и группы студентов в целом.

С целью выявления условий оптимизации проведения учебных занятий была разработана анкета-опрос для изучения условий оптимизации учебных занятий по читаемой дисциплине, которые могут способствовать повышению мотивации к учебной деятельности. Вопросы анкеты имели закрытый характер, когда студентам предлагалось выбрать один из предложенных вариантов ответа. Анализ полученных результатов производился с учетом интерактивных оценок особенностей преподавания учебной дисциплины. Производилась количественная и качественная обработка результатов исследования. В случаях, когда число студентов группы было меньше необходимого статистического числа (менее 25 человек), результаты исследования представлялись качественно — в виде наблюдающихся тенденций или описания значимых случаев.

Результаты и их обсуждение

Кураторы учебных групп, выступавшие в роли исследователей, освоили методы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, что определило их роль в учебно-воспитательном процессе в формировании установок учебной деятельности студентов на различных этапах их обучения в медицинском вузе. Кроме того, кураторы освоили методические приемы организации и проведения педагогических исследований, позволяющие изучать и корригировать мотивационные предпочтения в процессе освоения студентами различных учебных дисциплин. Систематизация полученных в исследуемых группах студентов данных позволила выявить учебные тенденции и возможности управления ими при непосредственном интерактивном участии субъектов образовательного процесса.

Полученные во всех исследуемых группах студентов данные свидетельствуют о позитивных тенденциях в формировании успешной мотивации обучения, связанных с освоением предметных дисциплин будущей профессиональной деятельности. Коэффициент индивидуальной и групповой посещаемости занятий достаточно высок у студентов 1-го курса, у студентов 3 курса он незначительно снижается и существенно снижается у студентов старших курсов (22,8; 21,2 и 18,1, соответственно). При этом по некоторым дисциплинам также наблюдалось колебание коэффициента индивидуальной и групповой посещаемости занятий, что, очевидно, связано с размытостью рефлексивной оценки студентами значимости данного учебного предмета1 для профессионального становления.

Показатели индивидуальной и групповой посещаемости занятий тесно связаны с балльно-рейтиноговой оценкой успеваемости студентов. У студентов первого курса коэффициент индивидуальной и групповой успеваемости зависел от сформирован-

1 По этическим мотивам названия учебных дисциплин в данной статье не указываются (прим. автора).

ных еще в школьные годы навыков обучения и мотивационных установок на положительные результаты. Это может свидетельствовать об особенностях учебной адаптации, когда пробелы в школьных знаниях могли влиять на показатели индивидуальной успеваемости отдельных студентов (например, по таким предметам как физика, биохимия). Для студентов средних и старших курсов показатель индивидуальной и групповой успеваемости отражал динамику учебной адаптации, когда пропуски занятий или неподготовленность к ним объективно вели к отработкам и повышению качества знаний. В целом показатель индивидуальной и групповой успеваемости у студентов свидетельствовал об уровне когнитивного развития личности и общей положительной учебной мотивации обучения избранной специальности.

Изучение учебной мотивации студентов показало наличие общей для всех исследуемых групп тенденции — доминирования основного мотива обучения — «стать высококвалифицированным специалистом» (72% лиц от общего числа опрошенных). Следующим важным мотивом обучения является мотив, связанный с будущей успешностью профессиональной деятельности — «учусь, потому что хочу обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности» (57% из общего числа опрошенных студентов). Около половины респондентов (46%) считают необходимым получить глубокие и прочные знания по целому ряду предметов, связанных с их будущей профессиональной деятельностью. При этом 40% «ждут одобрения успеваемости со стороны педагогов», что оказалось характерным для студентов старших курсов, тогда как «одобрения успеваемости со стороны родственников» чаще ждут студенты 1-2-х курсов (около 30% опрошенных). «Интеллектуальное удовлетворение от учебы» отметили примерно 40% опрошенных студентов, причем данная тенденция возрастает у студентов средних и старших курсов (около 80% опрошенных). Студенты начальных курсов обучения считают, что «не следует пропускать занятия», «необходимо быть всегда подготовленным к занятиям» (около четверти опрошенных лиц), «получать хорошие и отличные отметки», чтобы «получать в дальнейшем стипендию» (около 20% опрошенных). Менее значимыми оказались мотивы, связанные с подражанием («не отставать от сокурсников», «быть примером...»), которые имели место у студентов 1-2-х курсов (менее 10% опрошенных).

Результаты интерактивного опроса, посвященного теме оптимизации учебного процесса в связи с усвоением той или иной учебной дисциплины показали, что студенты желают обсуждать с педагогами вопросы организации учебного процесса, связанные с повышением уровня знаний и формирующихся навыков в избранном виде профессиональной деятельности.

Студенты связывают со школой и педагогами медицинского вуза свое знакомство с конкретной учебной дисциплиной, успешность освоения которой, по их мнению, зависит от «складывающихся с педагогами отношений» (около 68% опрошенных) и «интересными и увлекательными подходами к обучению» (80%). Около 72% опрошенных во всех обследуемых группах студентов считают, что занятия по той или иной учебной дисциплине предусмотрены «учебным планом» и «итогом освоения учебной дисциплины» является «получение знаний и некоторого опыта будущей профессиональной деятельности». Однако есть и такие студенты, которые ориентированы при изучении определенной дисциплины на «получение зачета» (24,6%). Для студентов старших курсов характерны ответы типа: «осознание вопросов по данной учебной дисциплине, где я выступаю в роли клинициста-педагога». Правда число таких выборов незначительно

(около 17,4%), что свидетельствует о возможной идентификации студентов с педагогом, носителем знаний в той или иной предметной области лечебно-профессиональной деятельности. Мотивация на успешное усвоение знаний по конкретной учебной дисциплине была связана с «интересом к предмету» (46%) и будущей «лечебной работой» (более 62% опрошенных). Среди форм обучения предпочтение отдается традиционным формам — лекционным и практическим занятиям (около 64% опрошенных всех обследуемых групп). В то же время, студенты старших курсов (около 25% опрошенных) считают, что «тренинги» и «самостоятельная работа» как формы обучения позволяют обрести коммуникативные навыки и способность к индивидуальному участию в учебном процессе. Контроль знаний в традиционных формах поддерживают более половины всех опрошенных студентов, однако встречаются и варианты ответов, содержащие рекомендации выставлять оценки «на основе посещения всех занятий» (23%) и мнение о том, что учет знаний «может являться не обязательной формой для данной дисциплины» (менее 12% опрошенных из всех исследуемых групп студентов). Содержательная часть учебных дисциплин, как считают студенты, должна быть связана с формированием у них понимания профессиональных понятий и стиля клинического мышления как важных факторов становления профессионализма и готовности к будущей профессиональной деятельности.

Выводы

Изучение возможности применения методов психолого-педагогического сопровождения студентов медицинского вуза педагогами-кураторами учебных групп свидетельствует об улучшении и оптимизации учебно-воспитательного процесса в целом, в случаях, когда индивидуальные и групповые показатели успешности обучения влияют на мотивацию обучения студентов, формирование у них представлений в конкретной области изучаемой учебной дисциплины.

Педагог-куратор учебной группы имеет возможность отслеживать динамику участия обучающихся в различных формах учебной деятельности, развивать и корректировать навыки и умения учиться, раскрывать интерес в конкретной области будущей лечебно-профессиональной деятельности, в которую интегрируются студенты по мере освоения различных учебных дисциплин и видов лечебной практики.

Формирование и коррекция мотивационных компонентов учения у студентов медицинского вуза осуществлялись в ходе интерактивных отношений субъектов образовательного процесса. Роль куратора учебной группы признана чрезвычайно важной в процессе реализации учебно-образовательных программ, направленных на успешную учебную адаптацию и формирование компетентности будущего специалиста.

Литература

1. Кудрявая Н. В. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации / Н. В. Кудрявая, Е. М. Уколова, А. С. Иолчанова, Н. Б. Смирнова, К. В. Зорин. 2-е изд., испр. и доп. / под ред. академ., проф. Н. Д. Ющука. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2005. 336 с.

2. Артамонова Н. В. и др. Куратор студенческой группы: методическая разработка по организации воспитательной работы куратора в учебной группе. Л.: Изд-во Ленингр. ин-та авиац. приборостр., 1986. 42 с.

3. Современный куратор: наставник или партнер? Из опыта работы кураторов студенческих групп: науч.-метод. пособие / под ред. Е. В. Тонкова и Л. Д. Рагозиной. Белгород: Изд-во Белгород. ун-та, 2007. 157 с.

4. Худик В. А. Становление «психологического поля» личности у лиц юношеского возраста с профессионально-педагогической направленностью: монография / В. А. Худик, А. В. Качалова, В. И. Щеглов. СПб.: Изд-во РГПУ, 2001. 134 с.

5. Аверин В. А., Бухарина Т. Л. Психология медицинского образования: Опыт акмеологиче-ского исследования. СПб., 1995. 134 с.

6. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2005. 432 с.

7. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособ. / под. ред. А. С. Роботовой. М.: Академия, 2007. 224 с.

8. Педагогика: учеб. пособ. / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Высш. образование, 2007. 430 с.

9. Педагогика профессионального образования: учеб. пособ. / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2004. 368 с.

10. Пидкасистый П. И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. М., 1999. 354 с.

Статья поступила в редакцию 16 июня 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.